Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Зарубежная литература"


Позднее Средневековье

Возрождение как культурная эпоха XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средизем-номорья к северу, завершившееся после падения


Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы. Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города. Некогда могущественнейшие силы средневекового мира - империя и папство - переживал глубокий кризис. В XVI столетии распадавшаяся Священная Римская империя германской нации стала ареной двух первых антифеодальных революций - Великой крестьянской войны в


Германии и Нидерландского восстания. Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще неразвитость становящихся капиталистических отношений не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли того времени. Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры - расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства.


Зародившись в городах Италии это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений. Период Средневековья (XIV – нач. XVII вв.) был отечен началом кризиса феодальных отношений и зарождением капиталистических.


Эти переходные условия потребовали от европейцев прежде всего значительных изменений во взглядах. Это не случайно, т.к. новые отношения базируются на частичной инициативе и предприимчивости людей. Но религиозный аскетизм не признает этого. Традиционные религиозные взгляды приходят в противоречие с капиталистическими отношениями. Необходимо произвести переосмысление этих отношений. Капиталистические отношения – это производство и торговля, зн. нужно обладать достоверными представлениями


о жизни и о природе. Средневековая культура опиралась на мифологию, символические представления, т.е. сама историческая действительность требует пересмотра взглядов. Стремление выработать новое мировоззрение становится массовым и приобретает форму идейного и культурного движения – деятельность самых разных людей. Она не координируется, а приобретает единство в силу того, что разные люди в личной деятельности руководствуются целью, которую определяет время.


Это и есть Возрождение. В Италии оно началось в XIV в. и будет протекать 3 века. В других странах – в XVI в. Это идейное культурное движение стало откликаться на эпоху феодализма и отправляться в Западную Европу. Но во всех западно-европейских странах развитие проходило асинхронно. Началось это культурное развитие в Италии. Этот период нового движения совпадает с эпохой Позднего Средневековья. В других странах это движение возникло и развилось на протяжении


XVI в. Это идейное культурное движение в XVI в когда оно станет общеевропейским и получит название "Возрождения" (Ренессанс). Возрождение – идейное и культурное движение, которое началось в России в XIV в. в условиях перехода от феодализма к капитализму, а в XVI в. оно приобрело общеевропейский размах. Наличие Возрождения – одна из характеристик эпохи Позднего


Средневековья. Потому эпоха Возрождения – тот исторический период, когда в той или иной стране развивалось культурное Возрождение. Эпоха Возрождения – особая культурная эпоха, которая пришла на смену культурной эпохе Средневековья. Решающее различие между ними – наличие нового и культурного Возрождения. В условиях культурной эпохи Возрождения сознание европейцев оказалось под сильным влиянием нового мировоззрения. Это новое мировоззрение развивалось и складывалось в умах представителей демократичной


городской интеллигенции, среди которых были и ученые, и любители и ценители искусства, но помимо сходного происхождения этих людей сближала такая черта: они были начитанными людьми, сосредоточившими свое внимание на небогословских знаниях (это были естественные науки (о природе), точные (математика), гуманитарные (филология, история)). В средние века все науки небогословского характера назывались одним понятием – гуманитарные ("человеческий"). Богословие – всё о


Боге, гуманитария – всё о человеке. Представители светской интеллигенции стали называть себя гуманистами. Новое мировоззрение – гуманизм, сформированный светской интеллигенции. Гуманизм. Гуманизм:  в широком смысле: признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.  в узком смысле: светское мировоззрение, распространившееся в


Европе в условиях перехода от феодализма к капитализму на протяжении культурной эпохи Возрождения. Новизна гуманистического мировоззрения в том, что оно: 1). Первое светское мировоззрение в новой Европе (раньше было духовное). 2). Это мировоззрение возникло как альтернатива средневековому религиозному аскетизму. Концепция мира. Гуманисты предложили собственную новую концепцию мира:


МИР – единое и гармоничное целое, а не два противопоставленных друг другу мира; гуманисты доказали, что небесный мир – продолжение земного, а между ними – гармония, созвучие. Это подтверждение гуманисты нашли в античности. Из этого представления видно, что мир земной – также важен, как и небесный. Основной закон гармонии. Человек – это свободная, самостоятельная, индивидуальная личность, ценная уже сама по себе, а не потому, что человек создан


Богом. Человек – самое совершенное творение Господа, на котором печать Господа, он создан по Его подобию, поэтому человек – венец природы, возвышающийся над природой, т.к. его Бог наградил разумом и свободной волей. Человек – тоже творец, его деятельность и творчество направляются разумом, как и деятельность Господа. А т.к. Бог творит в небесном мире, то в земном мире – человек – центр Вселенной. Человек не приходит в мир изначально, он получает от природы задатки, возможности,


от природы человек добрый, Бог создает человека добрым, но эти положительные задатки надо развивать. Как он их разовьет – зависит от человека, а потому человек сам определяет свою судьбу. Смысл жизни человека – максимум самореализации и развитие тех даров, которые бает человеку природа. Только в деятельности человек сам себя реализует и растет. Всякое мировоззрение формирует представление идеального человека как гармоничной, универсальной личности


(всесторонне развитой). В нем гармонично сочетаются физическое совершенство (красота тела), духовность (красота души) и высокий интеллект (это представление было возрождено также из античности). Этот идеал достижим для каждого. Человек может всё, т.е. возможности человека не ограничены, т.к. он центр Вселенной, т.к. он Богоподобен. Путь к совершенству, к саморазвитию определила этика, ставшая ведущей наукой. Гуманистическая этика утверждает, что для достижения гармонии человеку надо правильно


организовать свой образ жизни. Аскетизм Средневековья калечил и ломал человеческую природу. Поэтому такому аскетическому образу жизни гуманисты противопоставили свой, состоящий из трёх основных принципов: 1 – естественный образ жизни (прородосообразный); 2 – радость, ради которой стоит жить; 3 – деятельность, в которой проявляется, утверждается человек. Этика гуманизма ориентировала людей на максимально активное, творческое отношение людей к действительности.


Выводы гуманистов: •Человек – центр Вселенной и его возможности неограниченны. Он должен познать мир, вполне самостоятельно, руководствуясь разумом и делать этот мир еще лучшим. Так он тоже выступает как творец. • Деятельность человека всегда оправдана. • В усовершенствовании нуждается уклад общественной жизни. Здесь люди и должны проявлять свою мудрость. Именно гуманисты выделили три исторические эпохи:


1. Эпоха Древности (Античности). 2. Эпоха Средних веков. 3. Эпоха Возрождения. Первой и третьей они давали возвышенную оценку, а вторую считали пропастью между двумя вершинами, эпохой варварства, религиозного фанатизма. Поэтому культурную деятельность они направляли на преодоление феодальных пережитков, предрассудков Средневековья. Самыми опасными гуманисты считали аскетические взгляды, предрассудки сословного деления


и неравноправия, ведь от природы люди получили равновеликие задатки и способности. Гуманисты, оглядываясь в Античность, оставались безусловными христианами. В собственной жизни, в своих гуманитарных студиях они соединили два равновеликих мира - Античность и Христианское средневековье. Таким образом, Возрождение задает неизвестное доныне временное единство - духовную историю человечества.


Оставаясь христианами и не посягая на права Святой церкви, не отрекаясь от Всевышнего, а лишь стараясь прояснить Его главный замысел относительно человека, гуманисты вписали в реальный мир итальянской, а затем и всей европейской повседневности труды, дни, язык и ученые занятия древних римлян и греков. Европа впервые ощутила живую связь времен. К закату Возрождения это ощущение утратится и Гамлет произнесет роковые слова: "


Распалась связь времен ". Хронологические границы развития искусства Возрождения в разных странах не вполне совпадают. В силу исторических обстоятельств Возрождение в северных странах Европы запаздывают по сравнению с итальянским. И все же искусство этой эпохи, при всем разнообразии частных форм, обладает важнейшей общей чертой - стремление к правдивому отражению реальности. Эту черту в прошлом столетии первый историк эпохи


Возрождения Якоб Буркхард определил как "открытие мира человечества". Искусство Возрождения делится на четыре этапа: 1. Проторенессанс (конец XIII - I половина XIV века); 2. Раннее Возрождение (XV век); 3. Высокое Возрождение (конец XV века первые три десятилетия XVI века); 4. Позднее


Возрождение (середина и вторая половина XVI века). В литературе о Возрождении часто употребляют итальянские наименования столетий: дученто - XIII век, треченто XIV век, кватроченто - XVI век. Проторенессанс. На рубеже XIII и XIV столетий итальянская культура переживает блестящий подъем. Вслед за возникновением поэзии "сладостного нового стиля" появляется колоссальная новая фигура


- Данте. Культура Италии XIII-XIV веков сложна и противоречива. Многое в ней еще органически связано с общеевропейской средневековой культурой, но одновременно в ней появляются новые черты, предваряющие развитие Ренессанса. Раннее Возрождение. В первых десятилетиях XV века в искусстве Италии происходит решительный перелом. Возникновение мощного очага


Ренессанса во Флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры. Главным очагом раннего Возрождения была Флоренция. Флорентийская культура первой половины и середины XV века разнообразна и богата. С 1439 года, со времени состоявшегося во Флоренции вселенского церковного собора, на который прибыли в сопровождении пышной свиты византийский


император Иоанн Палеолог и константинопольский патриарх, и особенно после падения Византии в 1453 году, когда многие бежавшие с Востока ученые нашли прибежище во Флоренции, город этот становится одним из главных в Италии центров изучения греческого языка, а также литературы и философии Древней Греции. И все же ведущая роль в культурной жизни


Флоренции первой половины и середины XV века, бесспорно, принадлежала искусству. Высокое Возрождение. Это эпоха наивысшего расцвета и зрелости гуманистических идеалов, их распространения, они воспринимаются с доверием, не вызывают недоверия. Позднее Возрождение. В эту эпоху человеческое мировоззрение и культурное движение оказываются в состоянии кризиса. Идеи гуманизма - духовная основа расцвета искусства эпохи


Возрождения. Искусство Возрождения проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека. Итальянские гуманисты требовали свободы для человека. "Но свобода в понимании итальянского Ренессанса писал его знаток А.К.Дживелегов имела ввиду отдельную личность. Гуманизм доказывал, что человек в своих чувствах, в своих мыслях, в своих верованиях не подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть силой воли, мешающий


ему чувствовать и думать как хочется". Гуманизм был прогрессивным идейным движением, которое способствовало утверждению средства культуры, опираясь прежде всего на античное наследие. Итальянский гуманизм пережил ряд этапов: становление в XIV веке, яркий расцвет следующего столетия, внутреннюю перестройку и постепенные упады в XVI веке. Эволюция итальянского Возрождение была тесно связана с развитием философии, политической идеологии,


науки, других форм общественного сознания и, в свою очередь, оказало мощное воздействие на художественную культуру Ренессанса. Возрожденные на античной основе гуманитарные знания, включавшие этику, риторику, филологию, историю, оказались главной сферой в формировании и развитии гуманизма, идейным стержнем которого стало учение о человеке, его месте и роли в природе и обществе. Это учение складывалось преимущественно в этике и обогащалось в самых разных областях ренессанской


культуры. Гуманистическая этика выдвинула на первый план проблему земного предназначения человека, достижения счастья его собственными усилиями. Гуманисты по-новому подошли к вопросу социальной этики, в решении которых они опирались на представления о мощи творческих способностей и воли человека, о его широких возможностях построения счастья на земле. Важной предпосылкой успеха они считали гармонию интересов индивида и общества, выдвигали идеал свободного развития личности и неразрывно связанного с ним совершенствования


социального организма и политических порядков. Это придавало многим этическим идеям и учениям итальянских гуманистов ярко выраженный характер. Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры. Ренессанс. Особенности ренессансной культуры: 1. Ренессансная культура – принципиально светская, её идейная база – светское мировоззрение гуманистов. 2.


В отличие от средневекового искусства в ренессансном искусстве утверждалось индивидуальное авторство. На смену сословному направлению в эпоху Возрождения пришло первое эстетическое направление – ренессансный реализм. Эстетическое направление ренессансного направления: 1. Исторические рамки. Развивается на протяжении эпохи Возрождения (Италия – XIV – XVI вв остальные страны –


XVI – до начала XVII вв.). 2. Ренессансный реализм исторически обусловлен условиями перехода эпохи (от феодализма к капитализму) и идейной базой является гуманизм, утверждающий гуманистические идеалы. 3. Гуманизм определяет эстетику (науку о красоте): гармония – показатель прекрасного. Прекрасное – это сама жизнь, это реальный мир и человек во всех направлениях. Нет ничего некрасивого. То, чем наполнен мир, что в нем происходит, достойно изображения в искусстве.


Во всем этом проявляет себя замысел творца. Искусство ренессансного реализма стремиться к предельной многогранности и всесторонней жизни человека. 4. Смысл искусства: Искусство – это самовыражение личности  в творчестве человек подобен Богу; Бог создал мир, а человек это повторил в творчестве. В творчестве художник абсолютно свободен, он руководствуется своим чувством прекрасного, своим разумом.


Традиции нужны, но это не догма, им нужно не подражание, а творчески развивать и осмысливать. Смысл творчества: художник показывает людям красоту и гармоничность мира. Это общий пафос искусства ренессансного реализма. Пафос наслаждения жизнью, красотой. Прославление человека, его свободы, самостоятельности. Р.Р. ориентируется на утверждение, прославление, воспевание.


5. Вместе с тем мастера Р.Р. обращаются к возможностям комического. Смех – это средство критики, борьбы против носителей средневековых традиций. Но чаще – это смех жизнерадостный, это искреннее веселье. Мастера Р.Р. не проходят мимо зла – с помощью смеха они торжествуют над злом, дискредитируют его. Мироощущение художников становиться трагическим (Шекспировские драмы).


6. Особый смысл изображения человека, особый тип героя: Понимание и изображение человека как микро-космос Вселенная. Они стремятся показать человека во всех направлениях, в разных сферах жизни. Для того чтобы реализовать гуманистическую концепцию человека, мастера активно пользуются способами художественной идеализации. Этот принцип доминирует, но наряду с этим формируется и другой принцип художественного


обобщения – принцип типизации. Существует два основных варианта героя: 1). Герой типический – человек рядовой, каких много в реальной действительности. 2). Герой идеализированный, который изображается как совершенная, титаническая личность. 7. Стиль Р.Р.: характеризуется индивидуальностью творческих манер каждого художника. Но есть закономерность, сближение всех мастеров: 1).


Все они стремятся добиться жизненного правдоподобия (т.к. сама реальность прекрасна). 2). Присутствует художественная символика (фантастика). Возникает соединение в произведениях реального и фантастического, смешного и сердитого, трагического и комического ("Дон Кихот"). Эти крайности сближаются и соединяются. 3). Широко используется принцип гротеска.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Дошкольный возраст, характерные особенности психического развития в нем
Реферат Услуги общественного питания в гостинице 2
Реферат Кадровый потенциал научно-производственной сферы ОПК России: проблемы и решения
Реферат Vengeance In The Scarlet Letter And The
Реферат Понятие и виды охранно-пожарной сигнализации
Реферат Необходимая оборона и крайняя необходимость
Реферат I. Требования к выдаче Свидетельства о допуске к работам по устройству и демонтажу системы газоснабжения вид 15
Реферат «Тюнинг» для бюджетирования
Реферат Исследование математических моделей оптимизации обслуживания сложных систем
Реферат Расч т металлургической печи
Реферат Биография Фрэнсиса Бэкона
Реферат Особенности формирования и нефтегазоносность терригенных отложениях северо-восточной окраины волго-уральской провинции
Реферат Розрахунок можливості використання сховищ для укриття робітників та службовців на об єктах господарської
Реферат Исследование концептуальных метафор на примере новелл Франца Кафки
Реферат Ішими засобами врятувати життя потерпілому, полегшити його страждання, запобігти розвитку можливих ускладнень, зменшити тяжкість перебігу травми чи захворювання