Реферат по предмету "Литература"


Стихотворение Лермонтова "Дума"

СтихотворениеЛермонтова Дума Стихотворение былоопубликовано в январском номере Отечественных записок за 1839 год. Основнаямысль стихотворения - размышления о судьбах поколения.11 сентября 1842 года Герцензаписывает в своем Дневнике Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас,всю трагическую сторону нашего существования а между тем наши страдания -почка, из которой разовьется их счастие.


Поймут ли они, отчего мы лентяи,отчего ищем всяких наслаждений, пьем вино и пр Отчего руки не подымаются набольшой труд? Отчего в минуту восторга не забываем тоски О, пусть ониостановятся с мыслью перед камнями, под которыми мы уснем, мы заслужили ихгрусть Действительно, времянаписания стихотворения - одно из наиболее мрачных в истории России. Послепоражения декабристов становится невозможной практически любая деятельность.


Всвязи с этим в людях появляется стремление замкнуться в себе, уйти от жизни вмир дум. Стихотворение Лермонтова не взгляд на поколение со стороны, аоткровение человека, принадлежащего поколению Я жить хочу, чтоб мыслить истрадать , Я знал одной лишь думы власть - одну, но пламенную страсть ит. д. Поскольку поколение лишено возможности действовать под бременем познанья и сомненьяВ бездействии состарится оно.Тон Думы , потрясшийсовременников, воспроизводит эмоцию социального отчаяния .


Анализируя своепоколение, Лермонтов видит конфликт между разумом и страстью И царствует в душе какой-то холод тайный,Когда огонь кипит в крови.Это приводит к противоречиюмежду смысловой законченностью фразы и эмоциональностью отдельного слова. Хотямногие строки афористичны И ненавидим мы, и любим мы случайно изаконченны, они не способны в полной мере вместить авторские эмоции.Перед опасностью позорно-малодушны,


И перед властию - презренные рабы -фраза законченная, но за нейидут стихи, продолжающие ее эмоционально Так тощий плод, до времени созрелый,Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,Висит между цветов, пришлец осиротелый,И час их красоты - его паденья час!Логическая связь междучетверостишиями и частями стихотворения заметно ослаблена и фактическиподдерживается лишь общей темой и эмоциональным строем. Каждое четверостишие -законченное предложение.


Голос рассудка звучит открыто, страсти - приглушенно.Этот противоречивый поток прекрасно отражает сознание поэта, контраст междувысотой чувства и отрицающей мыслью. На этом фоне слово часто функционирует впереносном значении состариться означает не только физическую, но и духовнуюстарость, ровный путь без цели - знак равнодушия, апатии, отсутствияжизненных тревог и падений. Часто встречаются метафоры старость души , жизнь-путь и т. д. .


В первой части стихотворенияосновную эмоционально-смысловую нагрузку несут традиционные слова элегическогоромантизма печально , томит , вянем и слова философского иобщественно-политического значения познанья , сомненья , добру , злу , рабы и пр Выразительны резкие оценочные эпитеты постыдно , позорно .Они подготавливают высокую романтическую ноту, которой заканчивается перваячасть Так тощий плод Во второй части словаораторского стиля отсутствуют, их заменяют слова стиля элегического.


Выразительный эффект достигается игрой прозаизмов и поэтизмов остаток - чувства , которая поддержана употреблением контрастирующих слов ненавидим - любим , холод - огонь . Романтика сменяется реквиемом.В последней части вновьпоявляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философскийоттенок ни мысли плодовитой , судья , гражданин и т. д. Чем болееубедительно развенчивается поколение, тем прозаичнее становится стиль.


Все вышесказанное позволяетговорить о жанровом своеобразии стихотворения. Это не традиционная элегия, длякоторой характерно единство стиля и интонации, не философская элегия, негражданская ода. Содержание Думы не вмещается в границы какого-либоопределенного жанра, ибо гражданская тема становится глубоко личной.Лермонтов не отделяет себя отпоколения, поэтому в стихотворении нет слов я и вы , но есть слово мы .Именно в этом заключается трагедия поэта, неотделимая от трагедии времени,


поколения и страны.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бизнес план (булка)
Реферат Общая теория финансов
Реферат Психология способностей
Реферат Трудовое право РФ
Реферат Проектирование металлического каркаса
Реферат Особенности формирования навыков общения у детей младшего школьного возраста из неполных семей
Реферат Проектирование лестниц
Реферат Проектирование металлических балочных клеток
Реферат Методы и приемы психологического консультирования на Телефоне доверия и социально-психологические характеристики обращений
Реферат Anorexia Essay Research Paper Defining Life and
Реферат Аварии со взрывами
Реферат Электромагнитные поля промышленной частоты
Реферат Якості вогнегасних матеріалів. Автоматичні системі гасіння пожеж. Ручні вогнегасники
Реферат Валеология Некоторые аспекты истории и перспективы развития
Реферат Анализ использования правовой информации в процессе управления физкультурно-спортивными организациями