Серебряный век Лирика серебряного века многообразна имузыкальна. Сам эпитет серебряный звучит, как колокольчик. Серебряный век-это целое созвездие поэтов. Поэтов - музыкантов. Стихи серебряного века - этомузыка слов. В этих стихах не было ни одного лишнего звука, ни одной ненужнойзапятой, не к месту поставленной точки. Все продуманно, четко и музыкально.В начале XX в. существовало множестволитературных направле-ний.
Это и символизм, и футуризм, и даже эгофутуризмИгоря Северянина. Все эти направления очень разные, имеют разные идеалы,преследуют разные цели, но сходятся они в одном работать над ритмом, словом,довести игру звуками до совершенства. Особенно, на мой взгляд, в этом преуспелифутуристы. Футуризм напрочь отказался от старых литературных традиций, старогоязыка , старых слов , провозгласил
новую форму слов, независимую от содержания,т.е. пошло буквально изобретение нового языка. Работа над словом, звукамистановилась самоцелью, тогда как о смысле стихов совершенно забывалось. Взять ,например, стихотворение В. Хлебникова Перевертень Кони, топот, инок. Но не речь, а черен он. Идем молод, долом меди. Чин зван мечем навзничь. Голод чем меч долог? Пал а норов худ и дух ворона лап
Смысла в этом стихотворении никакого, нооно замечательно тем, что каждая строчка читается и слева направо, и справа налево. Появлялись, изобретались, сочинялись новыеслова. Из одного лишь слова смех родилось целое стихотворение Заклятиесмехом О, рассмейтесь смехачи! О, засмейтесь смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуютсмеяльно, О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешек надсмеяльных - смех усмейныхсмехачей! О, иссмейся рассмеяльно сих надсмейныхсмеячей! Смейво, смейво, Усмей, осмей, смешки, смешки, Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Культы формы долго не просуществовал, имногие новые слова не вошли в язык общества. Футуризм быстро изжил себя.
Норабота футуристов не пропала даром. В их стихах к почти совершенному владениюсловом добавился смысл, и они зазвучали, как прекрасная музыка. Борис Пастернак Метель В посаде, куда ни одна, нога Не ступала, лишь ворожей да вьюги Ступала нога, в бесноватой округе, Где и то, как убитые, спят снега Постой, в посаде, куда ни одна Нога не ступала, лишь ворожеи
Да вьюги ступала нога, до окна Дохлестнулся обрывок шальной шлеи Я не привожу это стихотворение полностью,но уже с первых строк слышна песня метели. Всего одно предложение, а тебязакружила, понесла метель Пастернак начинал как футурист. Талант Пастернакаи владение формой - школа футуризма, дали потрясающий результата необыкновеннокрасивые, музыкальные стихи.
Обратимся теперь к символистам. Символизмпровозглашал не только культ формы стиха, но и культ символов отвлеченность иконкретность необходимо легко и естественно слить в поэтическом символе, как в летнее утро реки воды гармонично слиты солнечным светом . Это и происходит встихах К.Бальмонта, похожих на шелест листвы. Например, его таинственное,загадочное стихотворение
Камыши Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно кричат камыши. В каждом слове этого стихотворенияупотребляется шипящий звук. Из-за этого все стихотворение как будто шелестит,шуршит. О чем они шепчут? О чем говорят? Зачем огоньки между нами горят? Мелькают, мигают - и снова их нет. И снова забрезжит блуждающий свет
И тиной запахло. И сырость ползет. Трясина заманит, сожжет, засосет. Кого? Для чего? - камыши говорят. Зачем огоньки между нами горят? Разговор камышей, мигание мельканиеогоньков, трясина, сырость, запах тины - все создает ощущение таинственности,загадки. И в то же время от строк В болоте дрожит умирающий лик. То месяц багровый печально поник И вздох повторяя погибшей души,
Тоскливо, бесшумно шуршат камыши. веет дыханием смертельной тоски. Такрождается таинственная , жутко-вато-притягательная музыка стихотворения Еще одно стихотворение Бальмонта, оченькрасивое и символичное - это Я мечтою ловил уходящие тени постоянноеповторение слов в каждых двух строчках создает как бы переливающийся, журчащийритм Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. В повторении слов и дрожали ступени, идрожали ступени , тем ясней рисовались, тем ясней рисовались , вокруграздавались, вокруг меня раздавались и т.д. употребляются звуки р и л , засчет чего стихотворение получается похожим на журчащие переливы ручья. Это чтокасается языка. Что же касается содержания стихотворения - оно наполненоглубоким смыслом.
Человек идет по жизни все выше и выше, ближе и ближе к своейцели И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертания вдали .Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, Тем светлее сверкали выси дремлющих гор . Он оставляет позади прожитые годы - уходящие тени погасшего дня , уснувшую Землю, но цель его все еще далека Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали. Но он верит, что достигнет заветной мечты.Он узнал, как ловить уходящие тени потускневшего дня , т.е. как не зряпроживать время, отведенное ему в этом мире и все выше шел, дальше, ближе иближе к своей мечте. Еще одно стихотворение Бальмонта я хотелабы привести. Это красивое посвящение любви. Черкешенки Я тебя сравнивать хотел бы с нежной ивойплакучей
Что склоняет ветви к влаге, словно слышазвон созвучий Я тебя сравнивать хотел бы с той индусскойбаядерой, Что сейчас-сейчас заплачет, чувства мерязвездной мерой. Я тебя сравнить хотел бы Но играсравнений темна, Ибо слишком очевидно ты средь женщиннесравненна. Я перехожу к акмеизму и к моим любимымпоэтам Николаю
Гумилеву и Анне Ахматовой. Акмеизм - стиль, придуманный иоснованный Гумилевым, подразумевал отражение реальности легкими и емкимисловами. сам Гумилев очень критически относился к своим стихам, работал надформой и над содержанием. Гумилев, как известно, много путешествовал по Африке,Турции, востоку. Впечатления от путешествий отразились в его стихах, дикихэкзотических ритмах.
В его стихах звучит и музыка заморских стран, и песниРоссии, и смех и слезы любви, и трубы войны. Одни из самых прекрасныхстихотворений об Африке - это Жираф и Озеро Чад . Жираф - это изысканная музыка таинственныхстран . Все стихотворение особенное Сегодня, я вижу, особенно грустен твойвзгляд И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай далеко, далеко на озере
Чад Изысканный ходит жираф. И начинается особенно таинственная игрустная сказка про чер-ную деву, про страсть молодого вождя перотропический сад, про стройные пальмы и запах немыслимых трав Потрясаетописание жирафа Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится толь луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. необычные сравнения
Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичийполет. Это стихотворение настолько мелодично, чтов наше время на него написана музыка и оно стало песней. И вот еще однатаинственная сказка Озеро Чад . Она похожа на любовный роман в стихах.Сюжет его банален и грустен, но язык стихотворения придает ему красоту инеобычайность На таинственном озере Чад Посреди вековых баобабов
Вырезные фигурки стремят На заре величавых арабов. По лесистым его берегам И в горах, у зеленых подножий Поклоняются странным богам Дев-жрицы с эбеновой кожей. Таинственное озеро, величавые арабов,странные боги, девы-жрицы - все это создает загадочную и величественнуюатмосферу, в которую погружается читатель. Вот он видит прекрасную пару дочьвластительного
Чада и ее мужа - могучего вождя, и красивого, но лицемерногоевропейца. Он видит красивый, простой мир Чада и цивилизованный грустный мирЕвропы, где кабаки, пьяные матросы и грязная жизнь. Озеро Чад не оченьбольшое стихотворение, но написано оно столь ярким и выразительным языком, чтоперед нами проходит целая жизнь Гумилев пережил первую мировую войну. Всвоих стихах он пока-зал бессмысленность этой войны, которая принесла толькогоре, траур в города и
села, печальную, песню заупокойных Интереснысравнения войны и мирными образами Как собака на цепи тяжелой, Тявкает за лесом пулемет, И жужжат пули, словно пчелы, Собирая ярко-красный мед. А ура вдали - как будто пенье Трудные день окончивших жнецов. Поэт говорит, что перед богом равны каквоюющие люди, так и мирное люди
Их сердца горят перед тобою, Восковыми свечками горят. Зачем, для чего война, во имя чего? -спрашивает Гумилев. Да, кому-то она приносит славу, титулы, удачи. Но сосчитают ли потопленных Во время трудных переправ, Забытых на полях потоптанных И громких в летописях слав? Иль зори будущие ясные
Увидят такими как встарь - Огромные гвоздики красные И на гвоздиках спит дикарь? Так не лучше ли прекратить истреблять другдруга, а обняться и сказать Милый, вот, прими мой братский поцелуй! СтихиГумилева о войне - это труба протеста всех мирных людей против насилия, гневнаяода против бессмысленных убийств. О музыке гумилевских стихов можно говоритьбесконечно долго и много.
Поэзия Гумилева - это вся его жизнь, занятая поискамикрасоты. Стихи его отразили не только искание красоты, но и красоту исканий . Анна Ахматова. Русская Сапфо, жрица любви Ее стихи - это песни любви. Всем известна ее потрясающая поэма У самогоморя , в которой слышится шум прибоя и крики чаек Смешно называть врагом народа , пошлоймещанкой человека, который создал
Реквием - страшную правду о России, икоторый написал стихотворение, в котором выражена вся красота старинных городовСвятой Руси. В 12-ти строчках А.Ахматова смогла описать всю ту благостную,умиротворяющую атмосферу древних русских городов Там белые церкви и звонкий, светящийсялед, Над городом древних алмазные русские ночи И серп поднебесный желтее, чем липовыймед. Там вьюги сухие взлетают с заречных полей,И люди, как ангелы,
Большому праздникурады, Прибрали светлицу, зажгли у киота лампады,И книга благая лежит на дубовом столе . Все стихотворение наполнено рождественскимзвоном колоколов. Все оно пахнет медом и печеным хлебом, напоминает древнююправославную Русь. Безусловно, во всех стихах Ахматовой можнонайти ту или иную мелодию даже некоторые ее стихи называются песнями , песенками . Например, в Песне последней встречи слышна тревожная,растерянная музыка
Так беспомощно грудь холодела Я на правую руку надела Перчатку с левой руки Между кленов шепот осенний Попросил Со мною умри! Я обманут своей унылой, Переменчивой, злой судьбой. Я ответила Милый, милый! И я тоже, умру с тобой А в другом стихотворении Широк и желтвечерний свет звучит мелодия счастья, спокойствия после бури исканий
Ты опоздал на много лет, Но все-таки тебя я рада Прости, что я жила скорбя И солнцу радовалась мало. Прости, прости, что за тебя Я слишком многих принимала. Говоря о музыке в поэзии серебряного века, нельзя не остановиться на стихах Игоря Северянина, короля поэтов,основателя эгофутуризма. В манифесте эгофутуризма не отвергалось старое, как вфутуризме, но также провозглашалась борьба с заставками
и стереотипами,поисками новых, смелых образов, разнообразных ритмов и рифм. Игорь Северянин ,бесспорно, виртуозно владел словом. Доказательством этому служитпотрясающее стихотворение Чары Лючинь , где в каждом слове, начиная с названияесть буква ч . Приведу только первые строки Лючинь печальная читала вечеромручисто-вкрадчиво,
Так чутко чувствуя журчащий вычурно чужойей плач Хотя все стихотворение довольно большое,оно, в отличие от стихов футуристов, имеет смысл. И еще о двух стихахСеверянина хотелось бы рассказать. Кензель - светское стихотворение,напоминает блюз своей своеобразной ритмикой, повторениями В шумном платье муаровом, в шумном платьемуаровом По аллее огненной вы проходите морево . Ваше платье изысканно, Ваша тальмалазорева, А дорожка песочная от листвы разузорена -
Точно лапы паучные, точно лих ягуаровый . И Серенада , имеющая второе название Хоровод рифм . И это действительно хоровод рифм, удивительно гармоничный ввечернем воздухе - в нем нежных роз духи над чистым озером - я стану грезпером , перепел - росу всю перепил , по волнам озера - как жизнь без розсера , и т.д. Я говорил о музыке в стихах серебряного века, но ведь были и стихи о музыке, и их очень много. Это северянинские Медальоны , где есть сонеты о композиторах
Шопен , Григ , Бизе , Россини , где Северянин говорит из всех богов наибожайший бог - бог музыки . и мир музыки переживет века, когда его природа глубока . Это ахматовская Песенка о песенке , которая сначала обожжет, Как ветерок студеный, А после в сердце упадет Одной слезой соленой. Это гумилевские Абиссинские песни с ихдивными напевами.
Это экзотический Кек-уок на цимбалах И.Ф.Анненского, дробный, гулкий, торопливый Пали звоны топотом, топотом, Стали звоны ропотом, ропотом, То сзываясь, То срываясь, То дробя кристалл. И, наконец, поразительное стихотворениеВ.Маяковского Скрип-ка и немножко нервно , где музыкальные инструментыолицетворены и представлены как люди, разные, с разными характерами, Маяковскийпредлагает скрипке, как девушке
Знаете что, скрипка, давайте - будем житьвместе! А На этом я хочу закончить свое сочинение.Как много нового внес серебряный век поэзии в музыку слова, какая огромнаяпроведена работа, сколько создано новых слов, ритмов, кажется, произошлоединение музыки с поэзией. Это действительно так, т.к. многие стихи поэтов серебряного века переложены на музыку, и мы слушаем и поем их, смеемся иплачем над ними .
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |