Проблема взаимопонимания поколений отразилась в творчестве многих русских писателей как 19, так и 20 веков, она волнует современных литераторов и, думаю, будет актуальна всегда, пока существует и развивается человеческое общество. Каждый из писателей по-своему видел этот конфликт и его участников. Так, например, в комедии А.С.Грибоедова Чацкий, представитель века нынешнего , выразитель прогрессивных идей, вступает в конфликт с реакционным фамусовским обществом и его устоями века минувшего .
Так же и в Грозе А.Н.Островского молодежь является светлым лучом в темном царстве отживающих свой век самодуров. М.Ю.Лермонтов, напротив, в уходящем поколении видел то лучшее, чего не находил в современниках. Общим же во многих случаях для этого конфликта было то, что он был вызван различием жизненных принципов или политических воззрений сторон. В конфликте романа И.С.Тургенева Отцы и дети нашел отражение идейный антагонизм дворянских либералов и демократов 60х годов 19
века. Раскрытию его подчинена система персонажей произведения столкновение века нынешнего и века минувшего обусловливает разграничение героев на отцов и детей . Персонажи произведения не делятся автором на два антагонистических лагеря просто по возрасту. Искренним и убежденным выразителем идей детей можно назвать лишь Базарова. Аркадий Кирсанов, ровесник Евгения и первоначально его единомышленник, в конце концов выбирает
жизненные принципы отцов и оказывается в их лагере. Базаров, воплощающий в романе тип человекановейшего поколения, демократа, разночинца, новый герой русской литературы центральное действующее лицо произведения. Он действительно типичный представитель демократической молодежи 60х годов. В его рассуждениях нашли отражение идеи крупнейших деятелей российского демократического движения.
Убедиться в этом можно из следующего сопоставления Базаров говорит о сущности человеческой природы Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой Нравственные болезни происходят от безобразного состояния общества . Он почти дословно повторяет слова Чернышевского Каждый человек как все люди, в каждом точно то же, что и в других все зависит от общественных привычек и обстоятельств .
Называя таинственные отношения между мужчиной и женщиной чепухой, гнилью, художеством , Базаров повторяет аналогичные рассуждения Добролюбова Кто не убирает розовыми цветами идеализма простой, весьма понятной склонности к женщинам? Нашли отражение в речах Базарова и некоторые рассуждения Писарева. Базаров называет себя нигилистом и проповедует идею полного отрицания.
Он не признает никаких преград на этом пути и думает, что только таким способом можно изменить мир и покончить со всеми противоречиями общества. Самоуверенно и грубовато ниспровергает Базаров все общественные ценности, выдвигаемые Павлом Петровичем Кирсановым аристократизм и сословность, общину и семью, принципы и авторитет пропагандирует принцип общественной полезности,практику, научную работу.
В спорах с Павлом Петровичем он предстает разрушителем старого мира и считает, что эти действия идут на пользу людям, даже если последние не понимают этой пользы. Он готов действовать, ненавидя все, что препятствует ему на пути к достижению цели. К лагерю детей примыкают также нигилисты Кукшина и Ситников. В этих образах читатель видит осуждение Тургеневым лженигилизма или базаровщины .
К модному общественному движению, как это часто бывает, примыкали порой личности недостойные, лишние, они пристраивались по глупости или из корыстных убеждений, чтобы показать всем свою значимость. А на самом деле неопрятная, развязная, глупая Евдокия Кукшина и пустышка Ситников не понимают до конца смысла идей, а лишь бездумно повторяют их, упиваясь сознанием собственной неординарности. Сам Базаров относится к своим единомышленникам с крайним, порой
оскорбительным пренебрежением. Образы Кукшиной и Ситникова играют в романе еще одну важную роль они пародия на Базарова, карикатура нигилизма. Автор использует этот прием для того, чтобы снять с Базарова героический ореол, подчеркнуть слабые стороны его взглядов. Изображая Базарова, Тургенев не упускает трагические стороны его судьбы. Пожалуй, самые драматичные страницы романа Иван Сергеевич посвятил взаимоотношениям отца и сына
Базаровых. Отторгая родителей, дом, Евгений теряет необходимую каждому человеку связь со своими истоками. Возведя стену непонимания, герой романа обедняет себя душевнои нравственно. Будучи ослеплен идеями нигилизма, отрицающими чувства и сердечную привязанность, он обрекает себя на мучительные страдания и трагический исход. Вернувшись в родительский дом во второй и последний раз, Евгений не в состоянии восстановить утраченных связей.
Безотчетная преданность идее вынуждает человека отказаться от близких людей, от дома, от семьи. Тем самым, подвергая своего героя испытанию любовью, автор вынужден констатировать неспособность Базарова к высоким чувствам, душевному сопереживанию. Базаров одинок, ведь в итоге у него не было никого, кто бы до конца понимал его, разделял его убеждения, верил ему, любил и уважал его и к кому он сам относился бы так же.
Нигилизм Базарова разрушает и уничтожает его самого. Мертвость была в философии Базарова, в его стремлении свести всю живую жизнь к законам неживой материи. Смерть была в нем самом, и бессмысленной смертью от пореза пальца Тургенев подчеркивает обреченность своего героя. Уверовав в нигилизм, он лишил себя естественных человеческих чувств любви и дружбы. Не сумевший реализовать себя в жизни,
Базаров только перед лицом смерти проявляет себя полностью. Он открывает для себя высшие человеческие ценности любовь к родителям, к женщине, религиозные истины. Несомненно, трагична смерть героя, но смерть единственный выход из сложившейся ситуации, когда по принципам нигилизма говоришь и делаешь одно, а душа требует другого.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |