ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЦЕНЫ В САЛОНЕ АННЫПАВЛОВНЫ ШЕРЕР В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО ВОЙНА И МИР В значительныхпроизведениях, как правило, первые страницы содержат зерно всего замысла. Этоможно сказать о Мертвыхдушах , Преступлении и наказании , Войне и мире . О Пре ступлении инаказании Достоевского сам Л. Толстой говорил, что дальше рассказывается и повторяется то, что вами было прочита
но в первыхглавах В Войне и мире ,казалось бы, сцена в салоне Шерер, которой открывается произведение, отнюдь неповторяется. Просто мы как бы окунаемся в гущу событий, сразу же оказываемсясреди героев книги, захвачены потоком жизни. Но значение сцены не только вэтом. В ней, конечно же, хотя и не так явно, как в первых эпизо дах романаДостоевского, намечены все основные проблемы произведения, первые же слова,которые звучат
в салоне, рассужде ния о Наполеоне, о войнах, об Антихристе. В дальнейшем это най детпродолжение в попытке Пьера убить Наполеона, в его подсче тах числовогозначения имени этого Антихриста . Вся тема книги война и мир, истинное величие человека и ложные куми ры,божеское и дьявольское.По расстановкедействующих лиц сцена напоминает пьесу
Горе от ума . Только что оказавшийся впетербургском свете Пьер попал, как Чацкий с корабля на бал , в общество,которому он чужд и которого он совершенно не понимает. Подобно Чацкому, Пьервступает в ненужные споры, восстанавливает против себя все общество, рискуязаслужить репутацию сумасшедшего. В среде бежавших от Наполеонароялистов-эмигрантов п русских царедвор цев Пьер провозглашает, что революциябыла великое дело .
Как и Чацкий, Пьер не понимает, перед кем он мечет бисер ,и, говоря словами Пушкина, мы должны признать, что Пьер, как Чацкий, совсем неумный человек, но Грибоедов очень умен . Вмешатель ство Болконского, к счастью,послужило к прекращению спора, по гасило страсти. Однако напрасно после приемау Шерер князь Анд рей предупреждает Пьера насчет его дальнейшего поведения всвете.
Пьер, увы, едет кутить к Курагину Вернемся в салон АнныПавловны. Главное для нас просле дить, как завязываются основные линии героев книги в этой пер войсцене. Пьер, конечно, станет декабристом, это понятно по его поведению уже спервых страниц. В. Курагин хитрец, в чем-то напоминающий Фамусова, но без его теплоты ивелеречивости, об рисованной, однако, Грибоедовым не без симпатии Петербургская публика это все-таки не московское барство.
Василий Курагин расчетливый, холодный проходимец,хотя и князь, и в дальнейшем будет искать ловкие ходы к крестику ли, кместечку . Анатоль, его сын, о котором он упоминает в разговоре с Шерер, беспокой ный дурак , причинит много горя Ростовым и Болконским. Другие детиКурагина Ипполит и Элен безнравственные разрушителичужих судеб. Элен уже в этой первой сцене далеко не так безобид на, как можетпоказаться на первый взгляд.
В ней еще не было и тени кокетства, но она вполнесознает свою красоту, предоставляя каждому право любоваться Многозначительная деталь! Улыбка ее неизменна самое ужасное, что может бытьв человеке, по мне нию Толстого, это его духовная неподвижность , а выражение лица Элен полностью зависитот выражения лица Анны Павлов ны Толстой специально это подчеркивает. Три женщины в сало не,
Шерер, Элен иЛиза, играют роль как бы трех парок, богинь судьбы. М. Гаспаров интересносопоставляет прядильную мастерскую Шерер с работой богинь, прядущих нитьчеловеческой судь бы. Другой мотив, связывающий Войну и мир с античностью, античная красота Элен. Эта жеантичная красота делает ее похожей на бездушную статую.
Линия князь Андрей Лиза будит воспоминания огомеров ской Одиссее . Так надо , говорит Болконский, объясняя при чины своего близящегося отъезда на войну.Лиза Волконская, по контрасту с мертвенностью Элен, оживленная и деятельная,играет роль Пенелопы князь Андрей в разговоре с Пьером подчеркивает ееверность и преданность , но какой-то рок заставляет Болконского-Одиссея,ощущающего глубокий разрыв со всем окружающим, резко порвать с привычнымукладом
и идти навстречу неизвестнос ти и возможной гибели.Вообще из всехдействующих лиц, появившихся в первой сцене, Болконский наиболее загадочен ивызывает наибольшее уважение.Смысл сцены у АнныПавловны перекликается с эпилогом книги. В эпилоге опять возникают споры о миреи войне, там при сутствует маленький сын князя
Андрея, незримо присутствовав шийи тогда в салоне Шерер. Ключевой момент сцены обсужде ние слов аббата Морио о вечном мире. Хотя аббатбольше не по явился на страницах Войны и мира , главное слово произнесено, ивеликая книга открывается и заканчивается спором о возможнос ти вечного мира.Такой проект, конечно, в идеале возможен, про блеме вечного мира и посвятилсвое творение
Лев Толстой. Непре взойденный, разумеется, с тех самых пор, какна землю пришел Христос, проект, способный послужить во благо всемучеловечеству.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Технічне обслуговування та ремонт двигунів змінного струму |
Реферат | «Дагестанский педагогический государственный университет» |
Реферат | Теплопроводность твердых тел |
Реферат | Тепловая схема энергоблока |
Реферат | Пианистическая реформа Ф. Листа |
Реферат | Теплофикация теплоэлектроцентралей (ТЭЦ) |
Реферат | Тепловой расчёт промышленного парогенератора ГМ-50-1 |
Реферат | Теплоснабжение районов г. Казани |
Реферат | Види транспорту |
Реферат | Теория столкновений |
Реферат | Шпоры по Хирургической стоматологии 4 курс |
Реферат | Теория перколяции |
Реферат | Теория вихрей |
Реферат | Тепловой расчет парогенератора ГМ-50-1 |
Реферат | Теорія Бора |