Реферат по предмету "Литература"


Гершензон о интеллигенции

Процесс энтелехии,т.е. духовного обмена между типамикультур на русской почве имел результат не только в метафизической, но и всоциальной сфере. А именно, результатом энтелехии как процесса в общественномсознании явилось создание новой социальной группы - Интеллигенция.Происхождение интеллигенции как феномен русской энтелехии особенно волновал русскуюфилософскую школу начала ХХ века.РЕЧЬ Мо выступление посвящено такому результату процесса энтелехии как явление русскойинтеллигенции.


Данная тема определена степенью актуальности. По сей день,существует загадка русской интеллигенции, по поводу которой написано множествонаучной и философской литературы. Но каждый ученый-филолог пишет размышляет наэту тему по-своему, и какой либо единой мысли теории нет. Все признают, чтоинтеллигенция не исчезла даже в наше чрезвычайно прагматичное время, и, как ираньше, имеет реальное влияние на все сферы жизни народа.


В данной работе, висследовании происхождения этой социальной группы есть и привлекательность, инекоторый страх перед данной темой,вызванный, прежде всего недавними историческими параллелями и ощущением личной принадлежности. Итак, ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ это особая социальная группа, характеризующаяся умственным или творческим видом деятельности. Слово происходит от аналога в латинском языке и означает человека,принимающего мысль, размышление, понимание как один из основных видов деятельности и принципов в жизни.


Михаил Гершензон, размышляя о русском интеллигенте начала 20 века, называл его, прежде всего человеком, с юных лет живущим вне себя и достойным объектом своего интереса и участия считающим нечто, лежащее вне его личности - народ, общество, государство.Понятиеинтеллигенция имеет исконно русское происхождение, не в одной культуре миратакая социальная группа не выделяется. Например, во французской культуре естьблизкое к понятию интеллигенция интеллектуалы, люди свободной


профессии. Ноэти понятия не отображают сути понятия интеллигенции.По этомуповоду написано множество научной и философской литературы Николаем Бердяевым, Отцом Павлом Флоренским и историком культуры МихаиломГершензоном, чьи работа Творческое самосознание была особенно читаема в начале века и стала предметом моего сегодняшнего выступления. В данной статье автор говорит о происхождении русской интеллигенции,


особенностях развития и специфике общественного сознания интеллигенции начала 20 века. Петр Первый в 1720 году,определяя дальнейшее развитие государства, выделял образование и развитие наук и культуры как приоритетное направление, привлекал большоеколичество как мы сегодня говорим - интеллектуалов, пытался внедрить умственные ценности в сознание народа. Как и народ, интеллигенция не может помянуть ее добром.


Реформа,навязав верхнему слою общества, огромное количество драгоценных, носочувственно еще слишком далеких идей, первая почти механически расколола в немличность, оторвала сознание от воли, научила сознание праздному обжорствуистиной. Она научила людей не стыдиться того, что жизнь темна и скудна правдою,когда в сознании уже накоплены великие богатства истины, и, освободив сознаниеот повседневного контроля воли, она темсамым обрекла и самое сознание на чудовищные заблуждения.


Но петровские преобразования вызывали большей частью недовольство, внутреннее неприятие. Под контролем воли подразумевается логическое, практическое объяснение самому себе действий и поступков, тогда как интеллигентское сознание подменяет волю рефлексией, т.е. чувственнымвнутренним осознанием. Автор говорит о том, что будь в Россиихоть горсть цельных людей с развитым сознанием, т.е. таких, в которых высокийстрой практической мысли органически претворен в личность, -деспотизм был бы немыслим.


Но общество,внутренне отрицая, все-таки приняло навязываемые искусственно идеи. Разрыв м удеятельностью сознания и личной чувственно-волевой жизнью стал общей нормой,больше того он был признан мерилом святости, единственным путем к спасению души. Что стало печальной традицией российской действительности с петровских времен до наших дней. Поистине, историк не сделал бы ошибки, еслибы стал изучать жизнь русского общества по двум раздельным


линиям - быта и мысли, ибо между ними не было почти ничего общего. Таким образом, особенностями сознания и поведения интеллигенциистановится высокий уровень до гипертрофированного рефлексивности и нервичность как натуры, так и восприятия мира. В чем причина происходящего? В отсутствии общественной направленной деятельности и в самом насущном желании ее. И действительно, средний интеллигент,не опьяненный активной политической деятельностью,


чувствовал себя с каждымгодом все больнее. Уже в половине 19 века ему жилось очень плохо в длиннойверенице интеллигентских типов, зарисованных таким тонким наблюдателем, какЧехов, едва ли найдется пять-шесть нормальных человек, наша интеллигенцияпоражена неврастенией, почти нет здоровых людей все желчные угрюмые,беспокойные какой-то тайной неудовлетворенностью все недовольны, не тоозлоблены, не то огорчены. Но до сегодняшнего дня положение дел не меняется, а страдания интеллигента все также остры.


Мы сумели дотакой степени насытить, кажется, самую атмосферу нашим неврастеническимотношением к жизни, что свежий человек - например, те из нас, кто долго жил заграницей на первых порах задыхается, попав в нашу среду.Когда-тообщественное мнение категорическиуверяло, что вся тяжесть жизни происходит от политических причин рухнетполицейский режим, и в тот час воцаряться здоровье, и бодрость. Настоящейболезни никто не подозревал все слепо верили этому утверждению, снимавшему сличности всякую


вину. Итак, отсутствует цель.Внутренняя жизнь превращается в поиск цели идеятельности для ее возможного воплощения и одновременно обречена на заведомое неосуществление! Однако состояние вечного поиска и осязания бездны в противоречиях мира является одним из самых плодотворных для созидания духовных и культурных ценностей нации. Исследования проводились спомощью Творческого самосознания


М. Гершензона. Краткаяисследовательскаяработа. Ученика 11 классаПолудинаАлексея. 23 4417.03.03



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.