Реферат по предмету "Литература"


Г. Р. Д Е Р Ж А В И Н

Г. Р. Д Е Р Ж А В И Н 1 7 4 3 - 6 Державин начал печататься в 1773 году,однако, это не было началом его литературной деятельности. Молодой поэт сталписать стихи еще на солдатской службе. Сохранились две тетради того раннегопериода творчества, когда он приобщался к воителям нормативногостихосложения. В его ранних несамостоятельных опытах прослеживается влияние нетолько общепризнанных поэтов того времени, но и таких новаторов, как Чулков,Барков, к которым позднее мы сможем отнести и самого


Державина. Совершенствованию поэта предшествовалостановление его как теоретика литературы. В 1811 году он подвел итог теоретическойчасти своего творчества рядом работ, одной из которых было Рассуждение олирической поэзии или об оде , где он существенно отходит от общепринятых нормлитературно-критического очерка того времени не только по форме, но и посодержанию. Критика русского классицизма имеланаправленность по преимуществу грамматико-языковую, что не мешало


делатьзаключения о жанрах и других особенностях разбираемых произведений. Критикдолжен быть исключительно строг к каждому индивидуальному оттенку, мешающемучистоте стиля. Подобная педантичность свойственна критике Тредиаковского иЛомоносова. Рационализм эстетики классицизмапреломился в просветительско-педагогическом понимании цели, стоящей переднормативно-жанровой критикой. Задача была до предела проста и в то же времяневероятно сложна просвещение


читателей и писателей, формирование правильного и только! слога, правильной мысли и чувства. Г. Н. Теплов в статье Окачествах стихотворца рассуждение пишет стихотворец, не знающий нижеграмматических правил, ниже риторических, да когда еще недостаточен в знании авторов которые от древних веков образцом стихотворству считались уподобляется физику, не знающему математики, химии и гидравлики. Такой поэт никогда до познания прямого стихотворства доступить не может.


Итак, не полетвдохновения, а собственно филологическая эрудиция, не полет чувства, норассудительность творческого процесса - вот что в первую очередь ценит вписателе критик-классицист. Державин же отходит от вышеобозначенныхнорм классицистической критики. В уже упомянутой статье Рассуждение олирической поэзии или об оде поэт так, например, объясняет значение слова ода в новейших временах она то же, что Кантата,


Оратория, Романс,Баллада, Станс или даже простая песня. Здесь налицо нарушение не толькожанровой иерархии, но и прочих канонов литературы, установленных ещеродоначальниками классицизма. Далее Державин разъясняет такие понятия, как вдохновение , высокость , беспорядок лирический . Поэт пишет об оде восторженный ум не успевает чрезмерно быстротекущих мыслей расположитьлогически, Поэтому ода плана не терпит. Державин рассказывает о единствестрасти и о разнообразии ее одновременно,


преломляя через свое пониманиеправило о единстве места, времени, действия. Далее Державин ратует за краткость оды иза ее правдоподобие, замечая, что вымыслы истину только украшают . Поэт поетгимн вдохновению, повторяя, что лишь оно способно на бурные порывычувства, высокие божественные мысли живые лицеподобия, отважные переносы ипрочие риторские украшения, о коих было уже говорено. Однако очень многое изтого, что Державин применял на практике, осталось недосказанным в этой статье


иполучило признание лишь после изучения поэтики автора как стихотворца. Одной из основных особенностей поэтикиДержавина является разрушение жанровой иерархии соединение высокого и низкого . Традиционно употребление низкой лексики было возможно исключительнов низких жанрах басня, эпиграмма, комедия. Нередко это создавало лексическуюдисгармонию Прогаркни праздник сей крестьянский Крестьянский праздник .


Здесь налицо смешение церковнославянской и низовой лексики. Метрические неточности частотрансформировались в новые размеры. Так, в стихотворении Ласточка Державинвводит впервые чередование трехсложных дактилей и трехсложного амфибрахия Уж не ласточка сладкогласая Домовитая со застрехи Ах! Моя милая, прекрасная Прочь улетела с ней утехи.


Но, пожалуй, наиболее широкоераспространение получила так называемая образная звукопись , т.е. с помощьюкоторой создается образ. Глагол времен металла звон - бой часов На смертькн. Мещерского , Северны громы в гробе лежат - образ полководца Суворова Снегирь . Державин широко пользуется неточнымирифмами творенье перья , во тьме во сне и т.д. Изобразительность, пластичность находятсяу Державина на высоком уровне.


В его поэзии появляется конкретный лирическийгерой Приглашение к обеду . Развитие идеи не сюжета связано с ориентациейпоэта на публичное риторическое произнесение текста. Так, например, построенадуховная ода Бог заметим, что основной принцип построения - антитетичность . Идея в этой оде развивается следующим образом 1 сравнение величия Бога сничтожностью человека, 2 но в человеке есть Бог, а следовательно,предшествующая идея опровергнута,


3 человек - центр вселенной только благодаряБогу и единственное, что должен делать человек - стремиться к Богу. Здесьвыстраивается определенная оппозиция БОГ - МИР - Я ты мы Однако поэт не проповедует пессимизм жизнь приобретает особую ценность Жизнь есть небес мгновенный дар. Для Державина Бог - первоначало, несуществующее отдельно от природы. Таким образом, поэт принимает деизм, развитыйеще Геродотом и


Кантом. О существовании Бога свидетельствуют природный чин ,т. е порядок, гармония, стремление человека к субъективному творческому началу Тебя душа, быть может, чает . Образы здесь крайне эмблематичны исимволичны. Стихотворение Водопад 1791 является образцом подобного стиля.Здесь символом недолгой славы героев становится образ осыпающейся горы Алмазна сыплется гора . Сам водопад


Кивач - водопад в Карелии олицетворениебездны, вечности, в которой все тонет. Образ часов перекликается с подобнымобразом в стихотворении На смерть кн. Мещерского . Особую роль в литературеXVIII века имеет обращение к историческим лицам, которые являются примером дляпоколения. По мнению классицистов, история - замкнутый круг повторяющихсясобытий, а следовательно, история скрывает в себе бездну параллелей с настоящимвременем.


Для Державина Велисарий оклеветанный полководец, сравнивающийся с неким мужем седым , то есть, скорее всего, с Румянцевым, напрасно отстраненнымот службы. Заслуженно обращает на себя вниманиепейзаж. В 60-е годы XVIII века вышли в свет Песни Оссиана , сочиненныешотландским поэтом Макферсоном. Главным их героем был царь Фенгал и его сынОссиан.


Основными темами стали война и любовь. На фоне повествования выделялсямрачный колоритный пейзаж. Впоследствии подобный пейзаж стал называться оссиановским . Державин заимствует мрачность описаний и значительностьаллегорий Под наклоненным кедром вниз, При страшной сей красе природы, На утлом пне, который свис С утеса на яры воды, Я вижу - некий муж седой


Склонился на руку главой. Копье и меч и щит великой, Стена отечества всего, И шлем, обвитый повиликой, Лежат во мху у ног его Сидит и, взор вперя к водам. В глубокой думе рассуждает Не жизнь ли человеков нам Сей водопад изображает? Он так же благом струй своих


Поит надменных, кротких, злых. и т.д. Итак, Бог для Державина - источник жизни , жизни не только духовной, но и жизни в государстве, к которой поэт не разобращался в своих стихах и одах не только как гражданин, но и как певец , аподобное сочетание для классицизма невозможно. Как уже было сказано, ода XVIII века нетерпит и стилевого смешения. Однако обратимся к сравнительному анализу лексикии стиля произведений классика жанра,


М. В. Ломоносова, и Г. Р. Державина. Всвоей Оде на восшествие Ломоносов использует преимущественно возвышеннуюлексику бисер , порфира , зефир , душа , зрак , рай и патетическийстиль Когда на трон она вступила Как Вышний подал ей венец, Тебя в Россию возвратила, Войне поставила конец Тебя прияв облобызала Мне полно тех побед, сказала,


Для коих крови льется ток. На день восшествия 1747 г. Приведем выдержки из произведенияДержавина Фелица богоподобная , курю табак , кофе пью , забавлюсьлаем псов , играю в дурака с женой . Оба поэта дают правительнице наставления.Ломоносов описывает идеальную царицу Божественным устам приличен, монархиня,сей кроткий глас . Державин же, сравнивая и описывая автора и мурзу,использует вновь антитезу, показывая, каким не должен


быть монарх, одновременнопрося Фелицу о наставлении Подай, Фелица, наставленье как пышно и правдивожить . Ломоносов ощущает превосходство государыни над собой и поэзией Молчите, пламенные звуки, и колебатьпрестаньте свет Здесь в мире расширять науки изволилаЕлисавет В безмолвии взирай вселенна


Ломоносов - поэт государства, подчиненного Фелице , лишь воспевающий ее достоинства. Он заставляет замолчать даже пламенные звуки поэзии . Державин же, обращаясь к Екатерине Фелица- лат. felix - счастливая , по словам Белинского, соединяет патетическийэлемент с комическим что есть не что иное, как умение представить жизнь вее истине. Не говоря уж о том, что все произведение пронизано сатирическиминамеками на высокопоставленных


чиновников. Читаешь, пишешь пред налоем Подобно в карты не играешь, Как я, от утра до утра Не слишком любишь маскарады, А в клоб не ступишь и ногой Храня обычаи, обряды, Не донкишотствуешь собой Коня парнасска на седлаешь, К духам в собранье не въезжаешь Не ходишь с трона на


Восток Монолог формально произносит один человек,мурза, но так ли это по сути? Образ мурзы меняется. Когда Фелицапротивопоставляется мурзе, как правило, имеет место сатира или едкий намек намножество реальных фактов зашифрованных в этом стихотворении. Однако впатетических моментах образ мурзы максимально приближается к авторскому Едина ты лишь не обидишь Не оскорбляешь никого, Дурачества сквозь пальцы видишь,


Лишь зла не терпишь одного. В сатирических местах образ мурзы являетсясобирательным образом порочных слуг Или музыкой и певцами, Органом и волынкой вдруг, Или кулачными бойцами И пляской веселю мой дух Или, о всех делах заботу Оставя, езжу на охоту И забавляюсь лаем псов Или над невскими брегами Я тешусь по ночам рогами И греблей удалых гребцов Очевидно,


Я Ломоносова предельнообобщено в любом жанре, а у Державина значение лирического Я варьируется наоснове тематики. Тематика классицизма почти всегдапредполагала обращение к великой личности в отдельности и к обществу в целом,но даже в этом Державина нельзя считать прямым последователем корифеевклассицизма будучи лишенным сервилизма, он резко выделяется из общего ряда вомногом схожих поэтов этой эпохи.


Слово в его произведениях теряет туплоскостность, которая была свойственна поэзии XVIII века, оно приобретаетновые осязаемые формы, становится весомым. Список литературы 1 Тексты Державина цитировались по книге Г. Р. Державинъ Избранныя стихотворенiя С. -Петербург. под редакцией П.Бьлодьда 1913 2 Русская литературная критика XVIIIвека.


Сборник текстовМ Сов. Россия, 1978 3 В. А. Недзвецкий. Русская литературнаякритика XVIII-XIX веков Курс лекций. М Изд-во МГУ, 1994 4 Западов А. В Державин, М 1958 5 Краткая литературная энциклопедия, М Сов. Энциклопедия, 1964 gt



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.