Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Тренинги и личностный рост

Тренинги и личностный рост

Козлов Николай Иванович ,
основатель тренинг-центра "Синтон", психолог
Продать рыбу или удочку для ловли
рыбы?

Часто противопоставляют тренинги навыковые
и тренинги личностного роста. Это не совсем правильно. Тренинги личностного
роста — тоже навыковые, только вырабатывают они навыки не узко конкретные, а
универсальные, работающие в широком диапазоне.

Рисовать карандашом палочки слева
направо — навык. Водить
машину, пользоваться ложкой, разговаривать на русском или английском, подавать
даме руку — это конкретные социальные навыки. Но навык «включать голову» и
принимать собственные решения, навык позитивного отношения к жизни, навык
конструктивного отношения к жизни, так же как навык ответственности и
дисциплины — это тоже навыки, а не просто личностные черты. Это то, что
вырабатывается в формате стандартной наработки навыков.

В обучении и формировании навыков
всегда есть эти два полюса. Один — обучение максимально конкретным и внешне
выраженным навыкам, другой — навыкам универсальной сферы действия, навыкам
«внутренним»: интеллектуальным и эмоциональным. Первые — дешевле, понятнее, быстрее дают
непосредственный выход, но сильно ограничены конкретными обстоятельствами. Чуть
изменилась ситуация — все, конкретный навык, заточенный под предельно
конкретную ситуацию, уже не работает. Вторые — дороже, труднее продаваемые
(поскольку нередко выходят за рамки непосредственного запроса), не всегда
дающие непосредственный выход, но когда начинают работать, работают широко,
долго и далеко — перспективны.

Выработкой навыков универсального действия,
адаптирующих человека к широкому кругу ситуаций, дающих богатую жизненную
перспективу — и занимаются тренинги личностного роста.

Если ты голодному дал рыбу, ты накормил его
на один день. Если ты дал ему удочку и научил удить — ты накормил его на всю
жизнь.

Однако не всегда будут написаны
радость и понимание на лице голодного, который видит в твоих руках рыбу, а ты
вместо рыбы суешь ему удочку и говоришь: «Пойдем учиться!» Также и тренинги личностного роста,
решающие не ситуативные задачи, а обучающие навыкам, предупреждающим проблемы и
дающим рост на перспективу, не всегда вызывают восторг у недоверчивой публики,
ориентированной на результат здесь, сразу и сейчас.

Да, еще чтобы и подешевле.

Это основной вопрос любого практического
психолога, любого практикующего тренера: обучить человека выполнению
конкретного дела, конкретной операции — или обучить тому, что будет затачивать
и совершенствовать этот навык, расширять сферу его действия, что поможет в
будущем формировать подобный навык уже самостоятельно?

В реальности хорошие тренеры дают и то, и
другое «в одном флаконе», а конкретная дозировка — дело совести и искусства
конкретного тренера

Предположим, я продавец в элитном магазине,
продавец неплохой, но хочу двигаться вперед: мне нужны перспективы. Соображаю:
мне нужно быть шустрым, а я не умею делать раскладку товара, не умею делать
яркую рекламу, медленно читаю, плохо держусь на публике и часто конфликтую.
Если на тренинге меня научили раскладывать товар на витрине, дали удачные
образцы яркой рекламы, обучили быстрому чтению, отдрессировали поведению на
публике и обучили бесконфликтным фразам в типовых конфликтах — я продвинулся.
Только: был ли это личностный рост либо приобретение конкретных навыков?

Раскладка товаров, скорее всего, поможет
только в раскладке товаров: это конкретный навык. Хотя если меня обучали
смотреть на произведение рук своих с точки зрения другого человека, учили
мыслить системно, просчитывая реакции человека с начала входа в магазин до его
выхода — это уже моменты личностного роста, поскольку эти умения помогут мне не
только в магазине, а уже в широком круге ситуаций.

Умение делать яркую рекламу — в
режиме, ориентированном только на конкретные продажи, это только конкретный
навык с перспективой лучших продаж, но не личностного роста. Если же меня учили устанавливать с
человеком контакт, точно калибровать его состояние и работать в режиме айкидо,
пристраиваясь к его надеждам и сомнениям — это уже шаги личностного роста,
поскольку такие умения выходят далеко за рамки конкретных продаж в конкретном
магазине.

Обучение быстрому чтению — если
это только обучение быстрому чтению, это обучение только конкретному навыку. Но если это упало на почву планов
энергичного самообразования, если в процессе меня обучили физической
расслабленности, управлению вниманием и широкому взгляду, если научили выделять
в текстах главное, параллельно научили мыслить более грамотно, и продавец стал
более продвинутым и толковым, мыслящим человеком, это было обучение уже не
конкретному навыку, а кусту навыков универсального плана, дающих интересный
выходы в разных перспективных областях.

Аналогично, поведение на публике. Научили
правильно ставить ноги, удачно прятать руки и сделали голос более громким — это
хорошие, но только конкретные навыки. Если же перекинули внимание с себя на
окружающих, научили выводить себя из-под оценки и видеть все происходящее в
позитиве, рассматривая людей как дружественно расположенных — это уже навыки,
которые будут работать далеко за пределами ситуации продаж, это уже навыки
личностного роста.

Обучение конкретным фразам для
предотвращения типовых конфликтов — конкретно-навыковое обучение,
социально-психологический тренинг. Обучение же эмоциональной саморегуляции, навыку перехвата инициативы и
умению позитивного перевода, умение понимать позитивные намерения людей и
конструктивно на них реагировать — это уже обучение навыкам, дающим
универсальные результаты, это уже тренинг личностного роста.

Тренинг личностного роста — это
разновидность учебно-тренинговых психологических программ, где дается не только
конкретно-навыковое обучение, но происходит обучение навыкам универсального
плана.
Бизнес-тренинги и тренинги
личностного роста

Нередко противопоставляют бизнес-тренинги и
тренинги личностного роста. Первые вроде как решают бизнес-задачи, вторые —
решают личные проблемы. Первые — деньги приносят, вторые — уносят, и есть
пустое времяпровождение для не вполне душевноздоровых людей. В реальности — все
не так, все сложнее и интереснее.

Ну, уносить деньги могут (и очень
часто уносят) и бизнес-тренинги, если не была выполнена хотя бы одна из
обязательный составляющих: определена цель, опытный и квалифицированный тренер,
участники замотивированы, организация готова к изменениям участников
тренинга... Если же эти
условия выполнены, то деньги (хорошие деньги) принесет и качественный тренинг
личностного роста: если понятна и определена его цель, участники лично
замотивированы (лучше всего — заплатили за тренинг сами, а не организация),
тренер работает профессионально.

Нормой для участников
эффективного личностного тренинга является ежегодное удвоение дохода в течение
трех лет.

Разница между бизнес-тренингами и
личностными тренингами есть, но она складывается из совсем других
обстоятельств.

1. Тематика. Вроде бы все ясно: «Управление
финансами», «Логистика» или «Мерчендайзинг» — бизнес-тематика, «Вкус жизни»,
«Управление эмоциями» или «Открытие Я» — тематика личностная. Однако не
торопитесь: тренинг «Деньги» может быть как и ярчайшим личностным тренингом, а
может быть типичным бизнес-тренингом: все зависит от тренера и используемого им
формата.

Бизнес-тренинг «Стрессменеджмент», как
правило, имеет то же содержание, что и личностный тренинг «Управление эмоциями».
«Как цели ставить, как цели достигать» — это тренинг из линейки «Личность в
бизнесе»: речь идет об эффективном бизнесе и успешных бизнесменах, но
изначально тематика — личностная. Итого: я бы затруднился назвать тематику
личностного тренинга, который не мог бы качественно работать на эффективный
бизнес — естественно, при условии, что тренинг ведет профессионал.

2. Стиль и атмосфера тренинга. Не будем
говорить о кислой атмосфере плохо организованных корпоративных тренингов, как и
о безудержном общегрупповом плаче на тренингах тяжелой психотерапевтической
направленности. В хорошем варианте тренинги в бизнес-формате идут очень
организованно, строго, четко и в хорошем темпе — учитывая особенно тот факт,
что бизнесмены обычно соображают быстрее и четче, чем их соседи вне бизнеса.
Тренинги в личностном формате отличаются яркостью, свободой и раскованностью, а
то, что внешне иногда представляется неорганизованностью, оказывается
интенсивнейшей внутренней работой и глубокой личностной динамикой.

Это когда неглупый и успешный человек может
в конце тренинга сказать: «Я не понял как, но во мне перевернулось все. И я
этому рад!»

Является ли, тем не менее, атмосфера
тренинга четким критерием? Нет. Чем больше бизнес связан с человеческим
фактором, тем больше очевиднейшие бизнес-тренинги приобретают черты тренингов
личностных. И чем успешнее тренер как бизнесмен, тем чаще он любой личностный
тренинг проводит в бизнес-формате.

3. Контингент. На тематику «Управление
отделом продаж» придут, очевидно, бизнесмены, на тренинге «Полюби себя и
других» бизнесмен встретит совсем другую аудиторию. Контингент — это важно. Так
же как на MBA, на многие элитные бизнес-тренинги (не корпоративные, а открытые)
бизнесмены идут с четкой установкой — содержание тренинга не так важно, главное
то, что в той тусовке я встречу и смогу завязать контакты с людьми, которые
интересны для развития моего бизнеса. Также на многие личностные тренинги
молодые люди и девушки ходят во многом для того, чтобы расширить круг знакомств
и через это наладить свою личную жизнь. Для них тренинг — это тоже интересно,
но найти себе пару — интереснее всего.

Многие успешные тренеры по факту проводят
личностные тренинги с бизнес-контингентом, в том числе с бизнес-элитой.
Бизнесмены — тоже люди. Более того, они лучше других понимают, что именно
личность — основа бизнеса. Им важно подобрать сотрудников, с которыми можно
делать дело — и воспитать из них руководителей, которым можно доверять важные
проекты. А это уже не только бизнес-тематика, это уже психология, типажи, отношение
и мотивация.

Акценты и иллюстрации: похоже,
что именно это чаще всего является определяющим моментом. Если на тренинге по целеполаганию (вроде бы
бизнес-тренинг) тренер ведется на ту часть женской аудитории, которой актуальна
цель «выйти замуж», бизнес-тренинг превращается в личностный. Если же тематика
«Эффективная коммуникация» предъявляется с точки зрения бизнеса, глазами
бизнесмена, на примерах успешного бизнеса, если результаты этого тренинга
предлагается измерять в увеличении реального годового дохода участников — это
значит, что вроде бы личностная тематика в данном случае становится явно
деловой.

Тренинг «Лидерство и руководство: техники
эффективного влияния» (программа «Деловой стандарт») в аудитории бизнес-элиты
является бизнес-тренингом по содержанию, проводимом в стиле тренинга
личностного роста. Это так же верно, как и то, что он является личностным
тренингом, посвященном актуальной бизнес-тематике и проводимым в
бизнес-формате.
Итого

Итого: все очень конкретно, и чтобы что-то
сказать о тренинге определенно, нужно учесть все: и тематику, и стиль работы
тренера, и контингент.

Тренинги личностного роста могут иметь две
разные направленности — как личностную, так и деловую. Тренинг личностного
роста «Человек среди людей» имеет личностную направленность, это не для
бизнесменов. А линейка тренингов «Личность в бизнесе», оставаясь тренингами
личностного роста, имеет предельно четкую деловую направленность и актуальна в
первую очередь для бизнесменов.

Личность — ключевой момент успешного
бизнеса. Если квалифицированный сотрудник является еще ребенком, мы не поставим
его на руководящую работу. Если наш заместитель не умеет разговаривать с
важными клиентами, этим придется заниматься нам: тем, кто умеет. Если мы теряем
энергию жизни, утром не хочется вставать, а вечером идти домой — за этим обычно
следуют потери капитала. Если же в нашем бизнесе работают сотрудники с четкими
целями, сотрудническими установками, люди позитивные и ответственные — значит,
наш бизнес имеет перспективы.

Базовые круги ценностей и
личностный рост

 

А ценности такие:

Дом, комфорт, деньги

Карьера, власть, статус

Мое дело, мои проекты

Любовь, азарт, развлечения и отдых

Духовный рост, познание, реализация
предназначения

Образование, повышение профессиональной
квалификации

Семья, взаимопонимание, дети

Красота, здоровье, гармоничное развитие

Личностный рост, социальные и
психологические навыки

Сделали? Расшифровка результатов теста не
сложна, если знать следующее.

У каждого из нас свои жизненные ценности,
но практика показывает, что основные из них вполне укладываются в три Базовых
круга ценностей: Личная жизнь, Дело и Работа, Рост и Развитие, а ценности,
которые вы раскладывали, расположены в этих кругах так.



Вы видите, что к кругу ценностей «Личная
жизнь» точно относятся «Семья, взаимопонимание, дети», «Дом, комфорт, деньги» и
«Любовь, азарт, развлечение и отдых», в кругу «Дело и Работа» — «Карьера,
власть, статус» и «Мое дело, мои проекты», кругу «Рост и развитие» уверенно
принадлежат «Личностный рост, социальные и психологические навыки» и «Духовный
рост, познание, реализация предназначения».

«Красота, здоровье, гармоничное развитие» —
лежит на пересечении «Личной жизни» и «Роста и развития», также как
«Образование, повышение профессиональной квалификации» на пересечении «Рост и
развитие» с «Делом и Работой», а «Дом, комфорт, деньги» находится на
пересечении «Личная жизнь» и «Рост и Развитие».

Эти данные — достоверны статистически, но
как обстоит дело лично в вашем случае, стоит определить вам лично.

Итак, из какого круга та ваша
ценность, которую вы поместили в ячейку «Главная цель жизни»? Из какого круга — «Важная цель жизни»? Если
обе они принадлежат кругу «Личная жизнь», то на ближайшем этапе вашей жизни у
вас настоящие — ценности личной жизни, а все остальное только обслуживает это.
Если «Главная цель жизни» из круга «Дело и работа» — вы на самом деле человек
бизнеса и это можете сказать себе уверенно. И так далее — все остальное
предельно очевидно.

Кроме одного: а какое это имеет отношение к
личностному росту?
Самое непосредственное.

Личностный рост — это стабильное изменение
личностных особенностей, обеспечивающий продвижение человека к актуальным для
него жизненным ценностям.

И если ваши ценности принадлежат кругу
«Личная жизнь», то ваш личностный рост — это все те изменения в структуре вашей
личности, которые приближают вас к любви и пониманию, близости и гармонии с близкими
вам людьми. При этом совершенно не очевидно, что эти же изменения вашей
личности, взглядов и вашего характера будут способствовать вашему успеху в
делах и бизнесу: нет, личностный рост в бизнесе другой, также как есть своя
специфика в личностном росте тех, кто идет по пути личностной самоактуализации
(одна из стержневых ценностей Базового круга «Рост и Развитие»).

Подробнее об этом.
Направления личностного роста

Самое главное, что необходимо понять:
личностный рост не есть одна дорога, по которой одинаковым образом пройдет
каждый. У каждого — свой путь. Другое дело, что типовые пути хорошо прочерчены,
колеи давно набиты, и основные характеристики типовых направлений личностного
роста описать несложно — через те ориентиры, которые фиксируются в описании
личностных черт, навыков и убеждений личности. Свои ориентиры есть на пути
самоактуализации, другие ориентиры у тех, кто двигается в направлении
межличностной гармонии, и существенно другие у тех, кому важнее всего деловая
успешность. Мы исследовали данный вопрос и получили следующие результаты.
Личностный рост в направлении
самоактуализации

К чему стремится человек, ищущий личностной
самоактуализации? На этот вопрос А.Маслоу, автор концепции самоактуализации,
отвечал следующим образом: «Мы можем определить самоактуализацию как эпизод,
или «прорыв», в котором все силы личности чрезвычайно эффективно сливаются
воедино, доставляя интенсивное удовольствие, когда человек обретает единство,
преодолевая разорванность, больше открыт непосредственным впечатлениям,
отличается неповторимостью, экспрессией и спонтанностью, более полно
функционирует, обладает большими творческими способностями и большим чувством
юмора, способен подняться над эго, более независим от своих низших
потребностей, и т.д. Во время этих «прорывов» он становится в большей мере
самим собой, лучше реализует свои потенциальные возможности и приближается к
самому сердцу своего Бытия, становится более полноценным человеком». (Маслоу,
Пиковые переживания).

Для успешно самоактуализирующейся личности
характерны следующие черты, навыки и особенности (сформулировано на основе
самоактуализационного теста (САТ), авторы Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В.
Загика и М.В. Кроз):

Умеет заниматься делом.

Внешнему влиянию не подвержен: советов не
ищет, в указаниях не нуждается, предпочитая все решать по-своему,
руководствуясь только собственными целями и ценностями.

Легко меняет свой стиль и тактику, способен
быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Любит читать, учиться и разносторонне
повышать свою квалификацию.

Не любит рутины, и, как творческая
личность, между привычным проверенным и новым возможно перспективным как
правило выбирает новое.

Ведет себя в целом позитивно,
доброжелательно относится к окружению.

Эмоционально открыт и расположен к установлению
близких, доверительных, глубоких отношений с другими сотрудниками.

Не боится вести себя естественно и
раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции, не просчитывая заранее их
последствия.

Спокойно, с самопринятием относится к тому,
что когда-то он, в том числе и на работе, может быть раздражительным, злым и
агрессивным.

Для него важны его эмоции, чувства и
потребности — он всегда к ним прислушивается, ощущая, что ему подходит, а что
нет.

Хорошо видит и высоко ценит свои
положительные качества.

Живет сегодняшним днем и моментом, не
тяготясь прошлым и не готовя себя к будущему.

Принимает себя без самоедства таким, как
есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, а иногда
вопреки последним.

Характерные убеждения самоактуализирующейся
личности:

«Люди в массе своей скорее добры.
Большинству людей можно доверять. Жестокие и эгоистические поступки, которые
совершают люди, не являются проявлениями их человеческой природы. Защищая
собственные интересы, люди обычно не забывают интересы окружающих».

«Хорошо, когда мужчины и женщины сочетают в
себе и традиционно мужские, и традиционно женские свойства характера».

«Эмоциональное и рациональное в человеке
чаще всего не противоречат друг другу».

«Зрелый человек совсем не обязательно
должен осознавать причины каждого своего поступка».

«Неспособных к творчеству — нет.
Способность к творчеству – природное свойство человека».

«Люди должны быть образованными. К примеру,
каждый человек должен иметь представление об основных законах физики».

«Создание в жизни нового — важнее, чем
приносить людям пользу».

«Понять, что я хочу сам — как правило
важнее, чем понимать, что от тебя ожидают окружающие».

«Любимая работа — как правило, важнее, чем
счастливая семейная жизнь».

«Выбирая для себя какое-либо занятие, надо
делать то, что интересно, а что считаться с тем, насколько это необходимо».

«В работе важнее всего удовлетворение от
процесса работы, а не полученный результат».

«Меня мало волнует проблема
самоусовершенствования».

Описывая коротко, это счастливый,
свободный, с удовольствием занимающийся своим любимым делом, терпимо и
доброжелательно относящийся к людям хорошо образованный одиночка. Мы провели
опросы руководителей — руководители утверждают, что человек с такими
личностными особенностями более всего востребован в качестве
высококвалифицированного специалиста, на других же ролях (рядовой сотрудник,
менеджер, руководитель) его деловая успешность под большим вопросом.
Личностный рост в направлении
межличностной гармонии

Выбирающий межличностную гармонию как
основную жизненную ценность ищет близких и доверительных отношений в паре или,
шире, в семье — с супругом (супругой), с родителями и детьми, близкими и
друзьями. Для людей, умеющих достигать межличностной гармонии, обычно
характерны следующие черты, навыки и особенности:

Активное слушание

Эмпатия, умение вчувствоваться

Командность, привычка все делать вместе

Заботливость, привычка думать о других

Умение договариваться и строить отношения

Умение ссориться: культура конфликта, включающая
разумную сдержанность в проявлении эмоций.

Умение любить: освоенность безусловного
принятия (материнская модель любви) и заботливой требовательности (отцовская
модель)

Позитивное отношение к физической близости

Умение видеть плюсы и ценить имеющееся

Управление привязанностями

Свободное владение и использование
межличностных ролей «Родитель» — «Взрослый» — «Дитя».

Из убеждений, характерных для людей,
умеющих достигать межличностной гармонии, можно выделить следующие:

«Людям можно доверять».

«Настоящая любовь существует, счастье
возможно».

«Я о-кей, ты о-кей, мужчины и женщины равно
достойны уважения».

«Чтобы найти своего принца, нужно самой
стать принцессой».

«Нет людей без недостатков, но в любимом
важно видеть его лучшие стороны».

«Любовь — это тоже работа, требующая умений
и дисциплины».

«Отношения — не случаются, отношения —
строятся».

«В любом конфликте есть вклад обоих
сторон».

«Ссора — не повод для разрыва, а
возможность задуматься над тем, чему надо учиться каждому из нас».

Можно видеть, что черты, навыки и убеждения
человека с ценностями межличностной гармонии достаточно близки и мало
противоречат чертам и убеждениям самоактуализирующейся личности, но включают в
себя навыки, которые могут быть совершенно не характерны и не развиты у личности
самоактуализатора. С другой стороны, свобода и творчество самоактуализирующейся
личности не так важна и не так характерна для человека, ориентирующегося
преимущественно на межличностную гармонию.
Личностный рост в направлении
деловой успешности

Человек, стремящийся к деловой успешности,
стремится к успешному бизнесу: в роли перспективного работника,
квалифицированного и востребованного специалиста, эффективного руководителя или
удачливого инвестора. Опрашивая опытных специалистов со стажем работы не менее
десяти лет на руководящей должности, мы получили следующее описание черт в
портрете успешного делового человека:

Ответственность, дисциплинированность и
целеустремленность: если руководитель дал поручение такому сотруднику, он может
быть уверен, что оно будет выполнено. Если он сам поставил себе цель — он ее
достигнет.

Привычка и умение вести учет и планирование
времени: естественно анализировать итоги прошедшего дня (недели, месяца) и
планировать свое будущую деятельность.

Командность. Сотрудник умеет работать в
группе, сочетая требовательность и поддержку окружающих.

Уверенное и лидерское поведение. Сотрудник
умеет быть лидером, беря на себя ту групповую роль, которая востребована
интересами дела.

Позитивность. Сотрудник слышит разумное в
словах окружающих, использует то, что есть, а не охает по нехватке чего-то;
опирается на сильные стороны окружающих, обходя их «острые углы», видит в
прошлом уроки, а в будущем — перспективы.

Работа на перспективу. Сотрудник за
мелочами видит главное, умеет отодвигать в сторону собственные эмоции и
амбиции, становиться каким надо. Его действия, эмоции и слова всегда отвечают
на вопрос «Зачем?», а не «Почему?».

Подтянутость. Сотрудник бодр, аккуратен,
всегда в деловом настрое и никогда с кислым или раздраженным лицом.

Деловитость в общении. Сотрудник контактен
и открыт в коллективе, но, владея учетом времени, на работе занят делом и
никогда не треплется впустую.

Эмоциональная стабильность. Сотрудник не
подвержен неконтролируемым эмоциям, умеет настраивать себя на дело и легко
создает вокруг себя нужную для работы атмосферу.

Что касается убеждений, то среди
характерных можно отметить следующие:

«Лучшая сделка та, в которой учтены
интересы обеих сторон».

«Сотрудничество и принцип «выиграл-выиграл»
— основа цивилизованного бизнеса».

«Правота — приз неудачников. Если твоя
правда не работает, смени картину мира и добейся нужного результата».

«Смысл любой деятельности не в процессе, а
в конечном результате».

«Опережающее лидерство: формируй события, а
не реагируй на то, что создали тебе другие».

«Не можешь победить — возглавь!»

«Доброе слово и пистолет могут больше, чем
просто доброе слово».

«Нет невозможных вещей, есть цена вопроса. Считай!»

«Из любой неприятности можно
извлечь свою прибыль».

Соответственно, личностный рост в
направлении деловой успешности состоит во встраивании в себя данного списка
навыков и убеждений, при этом на каждом этапе личностного роста стоят свои
задачи. Так, например, задачи личностного роста начинающих сотрудников и
специалистов отличаются от задач личностного роста опытных, матерых управленцев
— смотри таблицу:




Квалификация
сотрудников


Задачи



личностного
роста





Начинающие
сотрудники и специалисты





Опытные


специалисты и
руководители





Матерые


управленцы







Результативность





Избежать
ошибок, научиться работать без ошибок





Достичь максимум
результата





Обеспечить
передачу опыта и технологий







Руководство





Умение
подчиняться





Умение
руководить





Делегирование







Лидерство





Быть членом
команды





Возглавлять
команду





Воспитывать
лидеров







Объем
организации





Самоорганизация,
тайм-менеджмент





Организация
окружающих





Строительство
системы управления







Дальность
управления





Умение владеть
собой





Текущее
управление





Стратегическое
управление






Итак, личностный рост — это
реальность вполне определенная и измеряемая, надо только понять, что есть
разные направления, разные оси личностного роста. И кто-то, продвинутый как
личность на оси бизнеса, оказывается малосостоятельным в межличностных
отношениях, так же как и успешно самоактуализирующийся человек может оказаться
не вполне готовым, как личность, к требованиям современного бизнеса.

Таким образом, говорить об
эффективности тренингов личностного роста в общем виде едва ли возможно и
правильно. Всегда необходимо уточнять: какова была направленность личностного
роста данного тренинга: на ценности личной жизни? На ценности самоактуализации?
На деловые ориентиры? Только при такой конкретизации понятие «личностный рост»
можно использовать операционально и ответственно.
Тренинги личностного роста и
психотерапевтические сессии

Тренинги личностного роста часто
путаются с психотерапевтическими группами. Само понятие «психотерапевтическая
группа» не вполне определено, но чаще всего объединяет формы групповой работы,
где у людей происходит адаптивное изменение их личностного состояния.

Работа с родственниками погибших
в результате террористических актов или стихийных бедствий — работа
психотерапевтическая, когда людей необходимо по возможности аккуратнее вывести
из шокового состояния, поддержать в их горе, дать силы жить дальше. Понятно,
что в такой группе, хотя идет работа с личностной тематикой, ни о каком
личностном росте речь не идет. Едва ли психолог поставит тут учебные,
тренинговые задачи, задачи выработки тех или иных полезных для жизни навыков —
в данном случае такие задачи будут неуместными и несвоевременными.

Во многих случаях задачи
изменения установок, корректировки личностного состояния клиентов решаются
легче в процессе групповой, а не индивидуальной психотерапевтической работы.
Создание ощущения поддержки, придание уверенности в себе, получение
доброжелательной обратной связи для лучшего понимания себя и других, получение
опыта конструктивного межличностного конфликта — эти и многие другие задачи
могут быть эффективно решены в групповой работе. Понятно, что в данном случае
можно говорить о психотерапевтической помощи, но не о личностном росте
участников.

В чем причина распространенного
недоразумения, смешивающего понятие «психотерапевтические группы» и «тренинги
личностного роста»? Похоже, что иногда это только словесная путаница: из того
факта, что содержанием психотерапевтических сессий является глубокая личностная
тематика, делается вывод, что это «тренинги личностного роста». Слова похожи,
но суть глубоко различна. По аналогии: если после проведенной удачной полостной
операции физическое состояние больного было улучшено восстановительной
терапией, и больной окреп, понятно, что это другие процедуры, нежели
восстановительная физкультура, тем более это не спортивные мероприятия. Группы
личностного роста относятся к психотерапевтическим сессиям так же, как
спортивные мероприятия на стадионе к восстановительным процедурам в больнице.
Хотя и там, и там состояние человека улучшается.

Итак, формы групповой работы, где
не имеются в виду наработки навыков и преимущественно ставятся задачи помощи в
решении душевных проблем через изменения в личностном состоянии участников,
относятся к психотерапевтической линии в психологии.
Резюме

Личностный рост — это стабильное изменение
личностных особенностей, обеспечивающий продвижение человека к актуальным для
него жизненным ценностям. Различие базовых жизненных ценностей, таких как,
например, деловая успешность, личностная самоактуализация или межличностная
гармония, дает разное направление личностного роста, свой круг убеждений и свой
круг вполне определенных востребованных умений и навыков. Через сравнение
усвоенных человеком умений, навыков и привычек можно с достаточной
определенностью говорить о величине личностного роста по оси, задаваемой
базовой жизненной ценностью.

Групповые формы психологической работы
можно подразделить на три основных круга:

круг психотерапевтических мероприятий,
сессий и групп, ставятся преимущественно задачи помощи в решении душевных
проблем участников через изменения в их личностном состоянии;

круг психологических (личностно-психологических,
социально-психологических, психофизических) тренингов и программ, где
происходит усвоение конкретных полезных для участников навыков, непосредственно
связанных с его личностными особенностями;

круг тренингов личностного роста,
вырабатывающие универсальные личностные навыки, работающие в широком жизненном
диапазоне.

Тренинги личностного роста по тематической
направленности могут быть посвящены как тематике личной жизни, так и тематике
эффективного ведения бизнеса, учитывающей личностную составляющую: психологии
управления, построению рабочих отношений, личностным особенностям сотрудников и
руководителя, умелой коммуникации, стрессменеджменту и другим актуальным для
бизнеса вопросам.

Тренинги личностного роста обеспечивают
эффективный личностный рост, а личностный рост способствует стабильному успеху
как в личной жизни, так и бизнесе.
Список литературы

Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://www.psy.syntone.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Учет расчетов с поставщиками, покупателями и подотчетными лицами на сельскохозяйственном предприятии
Реферат «Человек на войне». По произведениям В.Быкова «Сотников» и Б.Васильева «В списках не значился»
Реферат Моделирование на GPSS
Реферат Венценосный журавль
Реферат Государственная социальная политика по вопросам пенсионного обслуживания населения
Реферат Jewish Meditation Essay Research Paper
Реферат Фінансовий контроль в системі казначейства та перспективи його розвитку
Реферат Лекции Основы Паблик Рилейшн
Реферат Проблема “двоеверия” в Древней Руси
Реферат Влияние ионизирующего излучения на человека и меры защиты
Реферат Кейнсианство и его модификации в работах западных экономистов 30-50-х г.г.XXвека
Реферат Анализ взаимоотношений религии и политики в России 90-х годов ХХ века
Реферат Контекстная реклама или лучший способ попасть на первую страницу поиска
Реферат Социокультурный подход при анализировании общества
Реферат Кто может подписывать протоколы об административных правонарушениях