Быт и бытие в произведениях литературы 60-х 90-х годов Человекрождается не просто для того, чтобы есть и пить. Для этого бы гораздо удобнеебыло родиться дождевым червем. Так писал Владимир Дуденцев в романе Не хлебомедины . Поиски смысла жизни это удел каждого мыслящего и совестливогочеловека.
Поэтому-то лучшие наши писатели напряженно искали художественноерешение этого вечного вопроса. И наша советская литература 60-х, 90-х г.г. необошла его. А сегодня, когда старые идеалы потускнели, а новые толькозавоевывают свое место, эти проблемы стали едва ли не самыми важными.Литература 60, 90 гг пытаясь найти новый выход изжизненного тупика, обращается кпростому человеку с его маленькими, обыденными, повседневными проблемами.
Влитературе 60 есть свой выход из обыденной, страшной жизни, нежели у писателей90 г.г. Шестидесятниками принято называть тех, кто во время оттепелей входил в литературу. Входили они дерзко и шумно, своими страницамисвидетельствуя, что поэзия, проза, критика и драматургия высвобождаются из литорического состояния, в какомнаходились в годы сталинского режима. Это можно хорошо и внимательно проследитьв рассказах
В. М. Шукшина и в повестиЮрия Трифонова Обмен . В настоящее время, в век, когда машины выполняют сотниопераций и заменяют десятки людей, встает как первоочередная проблема душевнойтеплоты. Это, конечно, очень странно звучит. Вдруг рядом со словом проблема ставятся слова нравственность , добро , теплота . Но. К сожалению, особенносейчас стало необходимо чаще задумываться над этим, ибо надо быть добрее к другк другу, слушать, чувствовать души других, не проходить мимо людей, зовущих напомощь.
Плохо, когда люди, стремясь к собственному благополучию, забывают отом, что существуют, живут они в этом мире не одни, что кругом тоже люди, окоторых нужно думать, с которыми необходимо считаться. Авторы 60 призывают насбыть добрее, душевнее друг с другом, вспоминая историю, уроки прошедшей войны.Одним из таких авторов былВ.М. Шукшин. Та сердечность, которой проникнуты каждое слово, каждая строчкаего произведения, показывает, как дороги писателю простые люди.
В. М. Шукшинсвоей любовь, теплотой, душевность, простой и высокой нравственностью сумелохватить все. Лучшие его герои- такие же, как и он сам. Герои В. М. Шукшинасамые обыкновенные люди они работают, устают, судачат о разных разностях, пьюти бывают даже скованными, но все-таки это люди особые. В. М. Шукшин обратился один из первых к теме духовных исканийличности. В его произведениях с большойхудож силой показан этот трудный процесс.
Значительно худ открытие Шукшина втом, что он уловил диалектику духовного процесса, он заметил не только светлые,но и тревожные тенденции и предупреждал о них. Писатель увидел, что рядом с мятущимися героями формируются люди другоготипа.Рассмотрим этот трудныйпроцесс очеловеченья на примеренескольких рассказов Шукшина. Врассказах Чудик , Микроскоп мы видим, что герои
Шукшина искренние и действительныенатуры, что их действия устремлены к добру. Таких героев Ш называет ласково чудик . Чудик всегда и везде хочет доставить людям радость, но все егодобродетельные порывы ,как правило кончаются конфузом. Каждый из чудиков-это тип времени , в нем существует своеобразный зазор между жаждой житьнасыщенной человеческой жизнью и умением так жить. Они не всегда могутразобраться в философских вопросах, которые
ставят перед собой порой имеютискаженное представление о подлинной культуре, а иногда им просто не хватаетшироты кругозора. Неудачи, потрясающие чудиков, предупреждают о том, что нет ине может быть легкого и безболезненного обретения душевной гармонии. Малопочувствовать в себе желание жить одухотворенно. Надо осознать высоко нравственныеориентиры, надо вобрать их в себя и руководить ими.У Ш так же есть и такиегерои, которые устремлены к реализации собственного я .
Например, в рассказах Срезал , Обида , Крепкий мужик невежественные герои, не обладая высокимнравственным чувством, стремятся выделиться их толпы, заносятся в своем кураже,беззастенчиво топчут человеческое достоинство других людей, берут на себя правопо-хамски поучать всех и вся, демагогически прикрываясь святым авторитетомнарода. Так нереализованная душакомпенсирует свою человеческую недостаточность. Герои Ш все разные кто-тоощущает неудовлетворенность своей жизнью, доходящую до неистовства, кто-то
всев жизни меряет рублем, чтобы у него все было не хуже, чем у других. Ш в своихпроизведениях опирается в большей степени на самого человека, на его душу,нежели на проблему быта. Он был уверен в том, что в человеке есть зло, тотолько из-за социальной несправедливости. Система обличала общество, среду, помненью Ш.В это жевремя, что и Ш , творил свои шедевры Ю. Трифонов. Но в своих произведениях онбольше делал упор на то, что быт-это
обыкновенная жизнь, испытание жизнью,где проявляется и проверяется новая сегодняшняя нравственность. Быт этовойна, не знающая перемирия .В повести Обмен мир четко разделен на два лагеря семья Дмитриевых и Лукьяновых, точнее сказатьДмитриевы против Лукьяновых или Лукьяновы против Дмитриевых. Страницы повестинапоминают репортаж о холодной войне. Трифонов ставит своих героев вобстоятельства экзаменующие прочность нравственных основ.
Главный герой повестиВиктор Георгиевич Дмитриев говорил своейжене Елене Есть в тебе какой-тодушевный эффект, какая-то недоразвитость чувств. Что-то недочеловеческое . Именно это недочеловеческое становится предметом исследований писателя. Каждый человек в этих семьяхнедочеловечен. Если у Д недочеловеченье - от непомерного чувствапревосходства над людьми другой породы , то у
Л от хищничества.ПовестьТрифонова Обмен очень схожа с произведениями 90-х годов. Грязный реализм возник в конце 80-х годах , как протест , как желание сказать неприглядную истрашную правду всему человечеству. Грязный реализм - это тупиковая ветвь влитературе, она никуда не ведет и выход, который предлагают писатели 90-х годовиз этого кромешного ада - шизофриния, алкоголизм или смерть.начало этойлитературе положили шестидесятники, которые обратились к частной жизничеловека, к его быту.
но 60-ки находили выход из этого мира сохранить вчеловеке нравственность и главное душу.авторская позиция не сливалась спозицией героя. Эта литература не была такой убийственной, как литература 90-хгодов. Шестидесятники верили в изначальное искреннее, чистое, нравственноеначало, поэтому в их произведения были положительные герои. В произведения 90-хгодов положительных героев нет. Они считают, что человек по своей природенравственно грязен, а система только усугубляет.
Человек в себе несетзло. Любящие нас .
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |