СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие безработицы ее типы и специфика
2.Основные черты переходной экономики в России
3.Социально экономические проблемы безработицы
3.1.Социальные проблемы безработицы
3.2.Экономические проблемы безработицы
4.Отличительные черты и особенности развития занятости и формирования рынка труда в РФ на современном этапе
5.Государственные методы борьбы с безработицей.
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Безработица сегодня является одной из центральных проблем во всем мире. И обостряется она в тех странах, где происходит переходный период к иной системе экономики.
В настоящее время такой переходный период к рыночным отношениям осуществляется в России. С этим связаны большие трудности и возникновение многих социально-экономических проблем, которые влекут за собой болезненные процессы, обуславливающие возникновение безработицы. В свою очередь проблема безработицы неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью и оказывает сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы ведет за собой потерю дохода, а, следовательно, снижение жизненного уровня, т.к. заработная плата для большинства людей – единственный источник доходов, но также это и психологический стресс. У человека появляется неуверенность в себе, в будущем. Поэтому политики во время своей предвыборной кампании уделяют так много места обещаниям создания рабочих мест.
Задачей настоящей работы является изучение социально-экономических проблем безработицы, которое позволяет определить ее последствия, а также меры государственной политики в области безработицы. Ведь по мнению многих экономистов, безработица даже необходима, т.к. это объективное явление, присущее рынку труда, является его особенностью, поэтому ее нельзя однозначно оценивать как социальное зло. Она повышает производительность труда, стимулирует заинтересованность в качественном труде, повышении образовательного уровня и квалификации работников.
Цель данной работы выяснить основные проблемы безработицы, объяснить методы ее регулирования.
1. Понятие безработицы, ее типы и специфика
Безработица - это социально-экономическое состояние, при котором часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Безработица обусловлена повышением количества желающих найти работу по сравнению с количеством рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места. Безработными считаются трудоспособные граждане, ищущие работу, зарегистрированные на бирже труда и не имеющие реальной возможности получить работу в соответствии со своим образованием, профилем, трудовыми навыками.
Принято выделять следующие виды безработицы:
- Фрикционная;
- Структурная;
- Циклическая;
- Сезонная;
- Региональная;
Фрикционная безработица – это временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую, чем и вызван период временного увольнения. Она существует в экономике постоянно. Это следствие постоянного перераспределения ресурсов, вызванное требованием повышения эффективности их использования, лучшего функционирования рынка труда. Уровень фрикционной безработицы можно снизить, если иметь хорошо отлаженную инфраструктуру рынка труда, в частности его информационное обеспечение.
Структурная безработица – это безработица, вызываемая изменениями в структуре спроса и технологии производства. Такие изменения ведут к необходимости новых профессий, а работники, не обладающие этими профессиями, высвобождаются и вынуждены переучиваться. Она, как правило, тяжелая, длительная, здесь необходимы государственные меры, способствующие формированию нового состава занятости. Лица, попавшие в структурную безработицу, не могут быть использованы в производстве в прежнем качестве, необходима их профессиональная и квалификационная переподготовка в соответствии с новыми требованиями.
В естественный уровень безработицы входят структурная и фрикционная составляющие.
Циклическая – обусловлена циклическими спадами производства, т.е. безработица превышающая естественный уровень. В этом случае выпуск можно наращивать без существенного увеличения инвестиций, т.к. налицо избыток используемых трудовых ресурсов. Связь между безработицей и потерями задается законом Оукена, согласно которому каждый процентный пункт прироста циклической безработицы сопряжен с ВНП /с его сокращением/ на 2,5 – 3,0 % по сравнению с его потенциальным уровнем.
В США в 1989г. потенциальный выпуск оценивался в 5,1 трлн. дол. Если применить даже нижний предел закона Оукена, то 1 %-процентный пункт повышения безработицы сверх ее естественного уровня обойдется в 127,5 млрд. дол. / 1*2,5%*5100 млрд. в год/. Эта внушительная сумма дает представление о потерях в обществе, когда безработных чересчур много.
Когда выпуск ниже его потенциального уровня, потери ощущаются в очень широких границах. Безработные лишаются зарплаты, которую заменяет им пособие, государство теряет налоговое поступление и вынужденно производить дополнительные выплаты, предприятия теряют прибыль. Следует ли прибавлять эти потери к потерям от снижения выпуска, которые мы только что вычислили? Нет, иначе налицо будет двойной счет. ВВП можно считать как рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг или как доход от всех вводимых факторов производства, а также налогов.
Но у циклической безработицы есть одна положительная черта, которую можно считать фактором, компенсирующим перечисленные издержки. [1]
Человек, потерявший работу, приобретает свободное время, которое тоже имеет определенную стоимость, хотя эта свобода вынужденная и потому имеет значительно меньшую ценность, чем потеря дохода вследствие безработицы.
2. Основные черты переходной экономики в России
Переходный период – это период времени, в течение которого экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.
В экономике переходного периода существует ряд факторов, определяющих важную роль анализа ситуации на рынке труда.
Уменьшение реальных доходов населения и особенно доходов лиц, работающих по найму, является одной из главных причин экономического спада, а также связанных с ним других негативных социально-экономических процессов.
Именно в сфере занятости наблюдаются наиболее существенные различия между стабильной рыночной и переходной экономикой, причем порой они приобретают парадоксальный характер. Например, спад производства в переходном периоде не сопровождается адекватным ростом безработицы, производительность труда снижается быстрее, чем реальная зарплата, а рост инвестиций при почти постоянной занятости ведет к углублению экономической депрессии.
Методы оздоровления экономики и преодоления спада, предлагаемые классической экономической теорией, демонстрируют наименьшую эффективность именно при попытках улучшить положение с оплатой труда.
Оценивая ситуацию на рынке труда в странах с переходной экономикой, следует, безусловно, учитывать неточность и неполноту статистической информации. Например, число незанятых в постсоциалистическом секторе экономики может разительно отличаться от числа официально зарегистрированных безработных. Большую роль в ограничении роста безработицы играют социально-политические факторы, такие, как:
- желание властей избежать социального взрыва,
-патерналистские отношения в коллективах бывших крупных государственных предприятий,
- стремление их директоров сохранить наиболее квалифицированные кадры в ожидании будущего промышленного подъема.
Существует мнение о том, что влияние этих факторов преувеличено. Однако, даже учитывая все сказанное, необходимо признать существование механизмов формирования занятости и оплаты труда, специфичных для переходной экономики. Детальное изучение этих механизмов - задача сложная и многоаспектная, для ее решения требуется применение различных методов - качественных и количественных, включая математическое моделирование.
В настоящей работе сделана попытка построения и анализа ряда моделей ситуации на рынке труда на начальной стадии экономических реформ, когда отсутствуют как прямой государственный контроль за оплатой труда, так и сильные, независимые от работодателей и государства, профсоюзы, заинтересованные в увеличении реальной заработной платы для большинства лиц, работающих по найму.
Все эти факторы, а также отсутствие "рыночного" поведения у рабочих и сформировавшиеся у работодателей корпоративные связи приводят к тому, что последние устанавливают уровень платы за труд на основе исключительно своих интересов. Это может привести к доминированию монопольных и олигопольных механизмов ценообразования на рынке труда или в таком его важном сегменте, как крупные бывшие государственные предприятия, что и определит специфику протекающих в нем процессов
Россия находится в некоем переходном состоянии, в движении от централизованного хозяйства к рыночной экономике. До развитой рыночной системы или до цивилизованного рынка еще предстоит долгий путь, и мы находимся еще вначале перехода.
Для того, чтобы перейти к рынку нужно последовательно решить две взаимосвязанные группы задач. Первая группа задач связана с формированием равновесной экономики, в которой предложение товаров уравновешивает спрос на них.
Можно сказать, что первая группа задач решается путем проведения ряда макроэкономических преобразований таких как: насыщение потребительского рынка различными товарами и услугами, развитие рынков рабочей силы, недвижимости, ценных бумаг, финансовых ресурсов.
Но есть и другая группа задач. Она относится к сфере микроэкономики. Ведь настоящий рынок начинается там, где он превращается в двигатель экономического развития, заставляя экономику двигаться вперед, требует чтобы росла эффективность, снижались затраты, обновлялась продукция, шел технологический прогресс.
Итак, самая трудная задача – сделать рыночный механизм двигателем экономического прогресса через его действие в сфере микроэкономики.
Страна начала переход к рынку в условиях жесточайшего экономического и политического кризиса. Этот кризис характеризовал банкротство старой централизованной системы хозяйствования, а затем начал углубляться в результате зигзагов политики “перестройки”. Кризисные явления в нашей экономике начались со второй половины 1987г. и были отмечены резким ростом дефицита госбюджета: с 1,5% ВНП в 1985г. до 3% в 1987г., в 1991г. ВНП составил 21%. Такие показатели позволяли говорить о полном расстройстве госфинансов и невозможности нормального функционирования экономической системы в целом. Правительство пыталось удержать цены на основные виды питания и промышленных товаров, но возросшее количество денег расшатывало денежную систему и в то же время вымывало из различной торговли сначала товары дешевого ассортимента, а потом и целые товарные группы.
К общей картине надо добавить то, что в 1991 г. произошел распад СССР как государства. Товарооборот России с бывшими союзными республиками сократился в 4 раза, и многие предприятия просто прекратили работу.
Еще одно важное обстоятельство: Россия начала рыночную реформу, имея деформированную структуру экономики. Эта структура формировалась под влиянием тоталитарного государства с преимущественным развитием военно-промышленного комплекса. Основой экономики была тяжелая промышленность. Производству потребительских товаров отводилась второстепенная роль, равно как и сфере услуг.
Вот почему переход к рынку совпал в России с масштабным структурным кризисом. Оказалось, что производство должно стать совсем другим и быстро приспособиться к платежеспособному спросу. Причем, прежде всего к спросу населения, у которого в рыночной экономике находится большая часть денежных ресурсов.
3. Социально-экономические проблемы безработицы
Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян (и безработных в особенности), а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.
Подчеркнем, что появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.
Подобные исследования представляют несомненный интерес для России, поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах в России свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы в России переходного периода.
Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, на мой взгляд, социальных и экономических проблем безработицы, рассматриваемых с точки зрения как отрицательного, так и положительного влияния на систему экономики в целом.
3.1. Социальные проблемы безработицы
Безработица, как явление, влечет за собой определенные последствия. Стоит отметить, что таковые могут иметь как положительную, так и отрицательную сторону.
Социальная их сторона такова, что малейшее колебание уровня безработицы немедленно отражается на жизни общества в целом. Происходит это путем суммированного воздействия определенных факторов. Возникающие при этом проблемы можно сгруппировать следующим образом.
1. Обострение криминогенной ситуации.
2. Усиление социальной напряженности.
3. Рост количества физических и душевных заболеваний.
4. Увеличение социальной дифференциации.
5. Снижение трудовой активности.
Хочется отметить, что проблемы социального характера, вызванные безработицей - это еще одна животрепещущая проблема.
Результаты научных исследований, проведенных в последнее время документально подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных, финансовых, семейных, медицинских и политических последствий безработицы.
Среди эмоциональных можно выделить низкую самооценку, депрессию, самоубийство и необходимость психиатрического лечения в стационаре. Среди медицинских проблем - нарушение здоровья, вызванное стрессами (в частности, болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз печени). У работников, которые до объявления об увольнении имели нормальное артериальное давление, сразу же после известия об увольнении она повышалось и оставалось высоким до тех пор, пока они вновь не находили работу. Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность жизни и, следовательно, повысить уровень смертности.
Существует связь между ухудшением отношений в семье (нарушением функционирования семьи) и детской смертностью, жестким обращением с детьми, разводом, конфликтами между родителями и детьми, необходимостью передачи детей на опекунство. У детей в семьях безработных чаще, чем в семьях работающих, встречаются отклонения в поведении, нарушении работы желудочно-кишечного тракта и бессонница. У супруги безработного наблюдаются те же психосоматические симптомы, что и у него самого. По всей вероятности, безработица оказывает отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает.
Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы. Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мириться с более низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие по социальному обеспечению.
Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к своему бедственному положению как к политической проблеме, многие безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни идти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под угрозу свои шансы снова найти работу.
Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень трудностей, которые связаны с поиском работы, и тех сложностей получения новой работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. В государственных службах трудоустройства официально регистрируется только 12% вакантных рабочих мест. Это лишь усугубляет стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в частности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, где и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Информация о том, как искать работу, предоставляемая на курсах по обучению поиску работы, возможно, достигает цели, укрепляя у людей надежду на получение новой работы. Поэтому в последние годы создаются специальные курсы в помощь безработным.
Вместе с тем, растет численность незарегистрированных безработных, которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления. На кого же, с точки зрения опрошенных, в первую очередь может рассчитывать человек, потерявший работу?
2,0% - на местную администрацию;
5,8% - на руководство предприятий;
8,6% - на профсоюзы;
70,6% - только на себя;
13% - ни на кого не надеются.[9.С.41]
Легко убедиться, что горожане отчетливо осознают необходимость личной инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной ситуации, что происходит, конечно, не от хорошей жизни, а в силу вынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать не приходится.
А каковы самые предпочитаемые и действенные способы поиска работы? Рассчитывают на:
- личные связи - 42,9%;
- государственную службу занятости - 26,5%;
- объявления - 11,1%;
- организацию собственного дела - 7,3%;
- коммерческую службу занятости - 6,1%;
- обращение к работодателю - 6,1%.
Итак, большинство респондентов исходит из того, что лучше всего использовать собственные каналы трудоустройства. Каждый четвертый выбирает взаимодействие с соответствующей службой под эгидой государства, каждый десятый готов воспользоваться объявлениями в прессе.
С другой стороны, возникновение и существование безработицы имеет некоторые положительные черты, к которым можно отнести:
1. Повышение социальной ценности рабочего места.
2. Увеличение личного свободного времени.
3. Возрастание свободы выбора места работы.
4. Увеличение социальной значимости и ценности труда. [2]
Положительные черты безработицы, на мой взгляд, носят определенно субъективный характер, поскольку принимать их в подобном ракурсе или нет – зависит от каждого отдельного человека.
3.2. Экономические проблемы безработицы
Помимо проблем чисто социального характера, факт безработицы просто не может не быть следствием (а зачастую и причиной) проблем экономического характера. Будучи напрямую связанной с процессами производства, распределения трудовых ресурсов, уровнем социально – экономического развития общества, безработица неминуемо влечет за собой:
1.Обесценивание последствий обучения.
2.Сокращение производства.
3.Увеличение расходов (пособия безработным).
4.Понижение уровня квалификации незанятого населения.
5.Снижение жизненного уровня.
6.Недопроизводство национального дохода.
7.Снижение налоговых поступлений.
Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.
Потеря работы, понижение социального и материального уровня напрямую связаны с безработицей. Попробуем оценить его уровень у безработных с различным образованием (см. таблицу 1).
Более всех ущемлены в материальном достатке безработные, имеющие начальное образование: среди них более всего респондентов, которым денег не хватает даже на продукты питания. В то же время в этой группе оказалось самое большое число богатых безработных, что констатирует сильную поляризацию безработных с начальным образованием по их материальным возможностям.
Таблица 1
Характеристика уровня доходов незанятого населения в зависимости от уровня образования.
Отсутствие образования у безработных как бы обуславливает “равные возможности” безработного - быть нищим или богатым. Но первое 2 - 3,5 раза вероятнее, чем второе. Безработные со средним образованием более равномерно распределились по группам с разным уровнем материального благополучия. Чаще всего их можно отнести к бедным. Общий удельный вес бедных и нищих респондентов среди них почти также высок, как у безработных с начальным образованием.
У лиц, окончивших ПТУ, распределение доходов соответствует распределению доходов всей совокупности респондентов. Эта группа в материальном обеспечении занимает среднее положение. Безработные с высшим образованием имеют наиболее благополучное внутригрупповое распределение доходов.
Среди факторов безработицы, имеющих некоторое положительное значение в экономическом плане, стоит отметить создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики; конкуренцию между работниками как стимул к развитию способностей к труду; перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования; стимулирование роста интенсивности и производительности труда. [3]
4. Отличительные черты и особенности развития занятости и формирования рынка труда в РФ на современном этапе
Отличительными чертами и особенностями развития занятости и формирования рынка труда в РФ на современном этапе являются:
абсолютное сокращение численности занятых в стране, сменившее устойчивую тенденцию советского периода к опережающему ее росту (см. табл.2);
Таблица 2
Динамика численности экономически активного населения за 1992 - 2000 г.г. (млн. чел.).
Наимено-вание
показателей
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
2000
Экономи-чески активное население
75665
75012
73962
73140
72700
73200
72200
73000
74000
Занятые
72071
70852
68484
67100
66500
65400
63600
63300
64900
Безработные
3594
4160
5498
6040
6200
7800
8600
8000
7400
По данным таблицы можно сделать вывод, что с 1992 по 1998 годы численность экономически активного населения уменьшилась. Численность занятых увеличилась впервые за 9 лет в 2000 году на 1,6 млн. чел. Начиная с 1998 г. идет также постепенное снижение безработицы.
Внешне, казалось бы, это позитивная тенденция. Однако не секрет, что в условиях тяжелейшего кризиса видимость занятости в нашей экономике, особенно в первоначальный период реформ, в основном поддерживалась за счет колоссального снижения заработной платы, административных отпусков без зарплаты.
Невысокий уровень безработицы в России 90-х г. сравнительно с другими странами - это оборотная сторона значительного сокращения оплаты труда.
Таблица 3
Показатели максимальных уровней снижения общественного производства, роста безработицы и падения реальной зарплаты в России и странах ЦВЕ в 90-е годы
Страны
Индекс объема ВВП /1989г = 100/
Доля безр-ных в ЭАН в %
Индекс реальной зарплаты/1989=100/
Страны с умеренной безработицей и очень большим снижением реальных заработков
Россия
57 /1998г./
11-12ь/1998г./
43*/1998г./
Румыния
79 /1992г./
10-11/1994г./
55 /1993г./
Страны со значительной безработицей и умеренным понижением заработков
Польша
83 /1991г./
16-17 /1993г./
80 /1993г./
Венгрия
85 /1993г./
12-13 /1992г./
80 /1993г./
Словакия
78 /1993г./
15 /1993г./
67 /1991г./
Страны с умеренным снижением заработков и небольшой безработицей
Чехия
80 /1993г./
6 /1991г./
72 /1991г./
Страны с очень большим снижением заработков и значительной безработицей
Болгария
67 /1996г./
17 /1996г./
35 /1996г./
Иными словами, падение реальной оплаты труда “заместило” в России примерно 2/3 потенциальной безработицы и, так сказать, “погасило” процесс расширения ее масштабов.
Сомнительно, что когда-либо удастся однозначно оценить итоговое социально-экономическое значение такого “замещения”. Как и во всей социальной ситуации переходного времени, тут переплетаются негативные и позитивные моменты. Очевидно, что избыточная занятость мешает рациональному хозяйствованию, затрудняет адаптацию к рынку, разлагает трудовую мораль и препятствует формированию эффективного рыночного работника. Тем самым вялотекущая безработица создает дополнительные факторы, продлевающие кризис, способствующие росту массового неверия в реформы и демократию. Но одновременно эта же избыточная занятость в конкретно-исторических условиях России предотвращает непомерное разбухание безработицы, грозящее социальным и социально-психологическим перенапряжением, которое может сбросить страну с пути модернизации и демократизации.
Активное перераспределение занятых между государственным и негосударственным секторами экономики в пользу последнего (табл.4);
Таблица 4
Использование рабочей силы по секторам экономики (в %)
Сектор экономики
1998
1999
2001
2002
Занято в экономике всего
100,0
100,0
100,0
100,0
Государственный сектор
82,6
68,9
41,0
30,0
Негосударствен -ный сектор
17,4
31,1
59,0
70,0
Процессы реструктуризации отраслевой занятости: абсолютное и относительное сокращение численности работающих в промышленности и строительстве, науке и научном обслуживании; рост удельного веса занятых в таких отраслях, как торговля, общественное питание, материально техническое обслуживание, сбыт и заготовки, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, социальное обеспечение населения, кредитование, финансы, страхование и др.;
Таблица 5
Секторы экономики, в которых произошло сокращение работников с 1995 по 2002 г.г.
Секторы
Кол-во сокращенных безработных
Промышленность
7млн. чел
Сельское и лесное хозяйство
1 млн. чел.
Транспорт и связь
400 тыс. чел.
Строительство
23 млн. чел.
Культура и искусство, наука
900 тыс. чел.
Всего с 1995 по 2002 г количество занятых сократилось с 74 до 65 млн. чел.
Налицо несоответствие профессиональной структуре спроса на рабочую силу потребностями населения. Предприятиям требуются в основном рабочие профессии, тогда как среди обратившихся в Службу занятости около трети составляют специалисты и служащие. К тому же большая часть вакансий – это самые низкооплачиваемые рабочие места, зачастую с тяжелыми и вредными условиями труда.
Самым большим дефицитом российской экономики стали высококвалифицированные рабочие кадры. А без них конкурентоспособную экономику не построить. По некоторым выборочным оценкам, в российской промышленности остались сейчас лишь 5% рабочих высшей квалификации, а в США их 43, в ФРГ – 56, Франции - 38%. Причины этого хорошо известны – кто-то в силу сложившихся обстоятельств потерял былое мастерство, кто-то ушел в теневые структуры, кто-то эмигрировал. Молодежь же, как правило, не хочет осваивать престижные рабочие профессии, для некоторых все более привлекательной становится потребительская модель жизни.
Глубокое изменение структуры занятости в промышленности выражается в ускоренном росте численности промышленно-производственного персонала в электроэнергетике, газовой, нефтедобывающей отраслях, и сокращение занятости в обрабатывающих отраслях и прежде всего в легкой промышленности и машиностроении; возникновении рынков детского труда, рабочих мест для лиц пожилого (послепенсионного) возраста как следствие снижения жизненного уровня; расширении занятости в сфере личных услуг (охрана, личный транспорт и извоз, обслуживание на дому и др.); легализация безработицы и быстрое ее распространение на территории России в связи с сокращением спроса на рабочую силу (табл. 6);
Таблица 6
Динамика численности безработных и уровня официально зарегистрированной безработицы в России
Годы
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
2000
Численность безработных тыс. чел., в%
61,4
577,7
835,5
1635,7
2326,9
2506,0
2274,0
1866,0
Уровень безработицы тыс. чел., в%
0,08
0,76
1,11
2,21
3,15
3,4
3,1
2,6
Уровень безработицы в 1993-2000 г. изменялся: с 0,08% экономически активного населения до 2,6 %. С середины 1998 г. наблюдается устойчивое снижение официальной безработицы. В условиях обострения финансового кризиса в России увеличилась численность официально зарегистрированных безработных до 1,93 млн. чел., что составляет 2,7%.
Наблюдается усиление процессов текучести, высвобождения рабочей силы, трудовой миграции, изменение ее направлений и форм.
Происходит активное развитие неформального сектора и рост занятости в теневой экономике. С начала 90-х годов в российской экономике сложился неформальный сектор, который оказывает заметное влияние на социально-экономическую ситуацию в целом, уровень жизни населения, состояние рынка труда.
Вполне очевидно, что инициатором создания этого сегмента рынка были работодатели, которые либо прямо навязывали работнику систему скрытой оплаты, либо вытесняли его в сферу неофициальных приработков невыносимыми условиями труда. В страну хлынул поток дешевой малоквалифицированной рабочей силы из стран ближнего зарубежья, что очень устраивало как некоторых хозяйственников, так и многие местные органы власти.
Эта ситуация в экономике практически не изменилась. В ее сохранении по-прежнему заинтересован большой круг лиц. А теневая занятость и скрытые формы оплаты труда стали восприниматься как нечто само собой разумеющееся.
Сказать, что это совершенно новое для российской экономики, нельзя. Поскольку, отдельные формы неформальной занятости существовали и в советские времена. Это - портные, няни, репетиторы и т.п. Однако, в процессе перехода к рыночным отношениям состав, масштабы и характер такой занятости, ее роль в экономике резко изменились. За несколько лет она достигла значительный масштабов, к ее услугам прибегает в той или иной мере большинство населения. По самым общим расчетам, на долю неформального сектора приходится около 3/4 всех неучтенных доходов населения, а неформально занято примерно 30 % взрослого населения, или около 30 млн. человек (в возрасте 15-69 лет).
"Неконкурентная" молодежь. На начало 2000 г. в России насчитывалось около 33 млн. человек в возрасте от 14 до 29 лет. Из них экономически активными считались 17,5 млн. человек. В общественном производстве были заняты 14,2 млн., не работали и не учились более 3 млн. юношей и девушек.
Проблема занятости особенно остро стоит перед выпускниками школ, колледжей, вузов, молодежью, демобилизованной из рядов Вооруженных Сил. Численность официальных безработных юношей и девушек в возрасте 16-29лет составила 403,9 тыс. человек.
Доля безработной молодежи в общей численности незанятых граждан не снижается и составляет более 32%. Возросла и средняя продолжительность молодежной безработицы, которая превысила 6 месяцев.
Острота ситуации с молодежью обусловлена многими факторами. В частности, сохраняется профессионально - квалификационное несоответствие спроса и предложения рабочей силы. В последние годы в органах службы занятости в среднем регистрировались в качестве безработных 150-160тыс. выпускников образовательных учреждений всех уровней.
С момента возникновения в России безработицы характерной ее чертой является преобладание женщин среди безработных, официально зарегистрированных в органах службы занятости. В то же время численность женщин среди официально зарегистрированных безработных в 1,5 раза меньше, чем среди общей численности безработных. Проблема женской безработицы прежде всего связана с предоставлением женщинам неравных возможностей при приеме на работу и увольнении. В России около 53 % населения составляют женщины, это более 78 млн. чел. В экономике занято около 31 млн. женщин /47% общей численности занятых/.
Таблица 7
Структура безработных по уровню образования, в %
Всего
Высш. проф. обр.
Неполн.высш.
проф. обр.
Средн. проф. обр.
Начальн.
образ-е
Среднее
общее
Всего
1993
100
10,0
3,5
27,3
-
38,1
1995
100
9,2
2,2
28,6
-
41,8
1997
100
9,0
2,3
27,7
8,7
32,8
1999
100
10,3
2,4
28,1
10,2
31,7
2001
100
10,8
2,7
27,0
11,1
31,2
Мужчины
1993
100
7,7
3,9
22,8
-
41,2
1995
100
8,0
2,5
23,4
-
44,3
1997
100
7,7
2,4
23,0
9,4
34,5
1999
100
9,5
2,4
24,0
1,1
32,2
2001
100
9,0
2,6
22,6
12,1
33,5
Женщины
1993
100
12,5
3,1
32,3
-
34,7
1995
100
10,5
1,9
34,7
-
38,9
1997
100
10,6
2,1
33,2
7,8
30,7
1999
100
11,2
2,5
32,9
9,1
31,0
2001
100
12,7
2,8
31,9
9,9
28,8
В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются женщины, имеющие малолетних детей, выпускницы учебных заведений, не имеющие опыта работы, женщины предпенсионного возраста, а также женщины, имеющие профессии, по которым при приеме на работу преимущество отдается мужчинам.
И, наконец, особенностью настоящего периода является то, что Российская Федерация встала на путь реформирования всей системы социальных гарантий.
Создание российского эффективного цивилизованного рынка труда означает прежде всего ликвидацию всех этих негативных явлений, возвращение трудоспособных в легальную экономику. Очень вероятно, что осуществление намеченных правительством мер в сфере трудовых отношений, а также модернизация и структурная перестройка приведут к всплеску регистрируемой безработицы. Появятся реальные свободные руки. Поэтому нужны такие экономические условия, чтобы они были востребованы, нашли себе применение.
5. Государственные методы борьбы с безработицей
Сегодня многие предприятия столкнулись с основательно подзабытой проблемой – дефицитом рабочих кадров. “Новый” дефицит существенно отличается от “старого”. Полтора десятилетия назад формальной нехватки рабочей силы в стране насчитывался многочисленный контингент квалифицированных промышленных рабочих. Сегодня же найти за воротами предприятия готовых квалифицированных рабочих стало трудно. Многие из них перешли в торговлю, бытовое обслуживание, сферу бизнеса и отнюдь не рвутся оттуда в заводскую среду. Другие утратили квалификацию или, что еще хуже, потеряли себя, выпали из общества. И хотя в стране по-прежнему мало официально зарегистрированных безработных, далеко не все они могут и хотят занимать вакансии квалифицированных промышленных рабочих. В условиях экономического роста основной проблемой становится структурный дисбаланс рынка труда, при котором соискатели рабочих мест не обладают профессиональными качествами, необходимыми работодателям. Общество в этой ситуации вполне может болеть одновременно двумя, казалось бы несовместимыми недугами – дефицитом кадров и безработицей.
В создавшейся ситуации многое зависит от того, как поведут себя профессиональные училища, колледжи, ВУЗы, другие учреждения профессионального образования. Но далеко не факт, что они легко найдут общий язык с предприятиями. Связи между предприятиями и учреждениями профессионального образования изрядно ослабленные вначале реформы, сейчас понемногу восстанавливаются, но по-прежнему не имеют достаточно прочной институциональной основы. Пытаться сегодня реанимировать существовавшую в советский период систему государственного управления трудовыми ресурсами – дело безнадежное и вредное, но государству не пристало и становиться в позу стороннего наблюдателя, безучастного к тому, что происходит в сфере занятости. Стратегия государства в сфере занятости абсолютно необходима, вопрос в том, какой быть этой стратегии.
Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы. Используя опыт ряда иностранных государств, выделим некоторые пути решения проблемы безработицы.
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
n улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным
n устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы
Для этого необходимо, прежде всего:
a. создание развитого рынка жилья
b. увеличение масштабов жилищного строительства
c. отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой
Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. В ряде городов такая переподготовка осуществляется через городскую службу занятости и Центр социальной поддержки.
Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения этой задачи наиболее эффективными являются такие меры как создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда — производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
Способами увеличения спроса являются:
n стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, — занятости на них
n поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.
Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.
Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатах мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57–58 лет, а женщинам — в 53–54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.
Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму. Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).
Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
n экономическое стимулирование молодежной занятости;
n создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;
n создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.
Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране и нужно не просто реализовывать одну из вышеназванных программ, а предварять эти программы в жизнь вкупе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всего сказанного можно сделать следующие выводы. Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно. Социально-экономические проблемы безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.
Действительно, в переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение “разумной меры” жесткости.
Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.
Появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов. Подобные исследования представляют несомненный интерес, поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы. Однозначным представляется вывод о том, что у нас появилась массовая безработица, которая хотя и не достигла пиковых значений, но служит причиной ухудшения материального положения народного большинства. Несомненным является и то, что расширение сферы безработицы в России оказалось весьма сложным и противоречивым процессом с неоднозначными последствиями. С одной стороны, она, как и везде в обществах с рыночной экономикой стала своеобразной "резервацией", куда попадают те, кто в силу объективных причин работники производств и предприятий, плохо адаптирующихся к рынку, жители депрессивных регионов и т.д. или по субъективным обстоятельствам оказались лишними в трансформирующемся хозяйстве. Часть, по мере возрастания потребности в рабочей силе, возвращается в производство, другие окончательно выбывают из него. С другой стороны, безработица играет роль специфической школы приспособления к новым условиям, в особенности для молодежи, отчасти для среднего поколения. Роль "резервации" берет на себя само производство, с его избыточной занятостью. Наоборот, многие из тех, кто проходит подобную школу именно в составе безработных, в особенности тех, кого безработица заставляет активизироваться, овладевать навыками трудовой деятельности рыночного типа, нередко остаются невостребованными производством, реструктуризация которого задерживается. В результате безработные и занятые живут, так сказать, в едином социально-экономическом и социально-психологическом пространстве.
Список используемой литературы:
1. Николаева И. П. Макроэкономика. - М.: ЮНИТИ, 2002.
2. Рофс А. И. Рынок труда. – М.: МИК, 2003.
3. Журавлева Г. П. Экономика: Учебник. - М.:Юристъ,2002.
4. //Экономический обзор. - 1998. - № 4.- С.14.
4. Гендлер Г., Гильдингерш М. Социальные последствия безработицы. //Человек и труд. - 1999. - № 1.- С. 47-49.
5. Социальная работа /Под общей ред. проф. В. И. Курбатова. – Ростов.: Феникс, 1999.
7. Висенс М. Растущая безработица и некоторые ее последствия // Русская мысль. – 1999. – № 3. – С. 5.
8. Власов В. Новый порядок регистрации безработных // Занятость – 1998. - № 1. – С. 7-8.
9. Бабкина З.В., Макарова И.К. Занятость, предпринимательство и профессиональная подготовка в условиях рынка труда. – М.: Высшая школа, 1999. – С. 19.
[1] Восколович Н. Формирование цены рабочей силы на рынке труда переходного периода // Человек и труд. – 2000.- №1.-С.45-46.
[2] Бабкина З.В., Макарова И.К. Занятость, предпринимательство и профессиональная подготовка в условиях рынка труда. – М.,1997.-С.68
[3] 2 Висенс М. Растущая безработица и некоторые ее последствия // Русская мысль.–1999.–№ 3.-С.5.