Содержание.
Введение.
I.Элементы международной торговли.
1.Торговцы, агенты и конфирмационные дома.
2.Отделения, филиалы и ассоциированные компании за рубежом.
3. Роль банков в международной торговле.
3.1.Деятельность банков на международной экономической арене.
3.2.Основные функции зарубежного отделения клирингового банка.
3.3Торговые банки.
4. Валютные операции.
4.1.Необходимость операций с иностранной валютой
4.2.Обменные курсы валют.
4.3.Основные факторы, оказывающие влияние на предложение и спрос на валюту
4.3.1.Уровень цен и темп инфляции
4.3.2.Баланс платежей
4.3.3.Процентные ставки
4.3.4.Степень доверия и спекуляция
4.3.5.Ускорение или затягивание расчетов по внешнеторговым операциям
4.3.6.Интервенция центрального банка
4.3.7.Постановление по валютному регулированию
4.3.8.“Горячие деньги”
II. Проблемы международной торговли.
1.Последствия колебаний валютных курсов: валютная экспозиция и валютный риск
2.Кредитный риск и время выполнения контракта.
3.Иностранные правила и законы.
4.Суверенный и страховой риск.
5.Правительственные постановления.
III.Международная торговая политика и регулирование международных экономических отношений.
1. Торговые барьеры.
2. Протекционизм.
3. Экономическая интеграция.
4. Возрождение протекционизма.
5. Внешние займы и международный банк.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Почему государства торгуют? Что составляет основу торговли между странами? В общем, виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица, и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.
Изложенное выше вполне справедливо в отношении мировой торговли, и в определенном смысле этот вопрос можно считать исчерпанным. В основе более углубленного исследования вопроса "Почему страны торгуют?" лежат два обстоятельства. Во-первых, экономические ресурсы — природные, человеческие, инвестиционные товары — распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно различаются по своей обеспеченностью экономическими ресурсами. Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов.
Характер и взаимодействие этих двух обстоятельств можно легко проиллюстрировать. Япония, например, обладает большой и хорошо образованной рабочей силой; квалифицированный труд стоит дешево, поскольку имеется изобилие. В связи с этим Япония способна эффективно производить (с низкими издержками) разнообразные товары, для изготовления которых требуется большое количество квалифицированного труда. Фотокамеры, радиоприемники и видеомагнитофоны — это лишь некоторые примеры подобных трудоемких товаров. Напротив, Австралия обладает обширными земельными пространствами, но недостаточными людскими ресурсами и капиталом, и поэтому можно дешево производить такие "землеемкие" товары, как пшеница, шерсть, мясо. Бразилия имеет плодородные почвы, тропический климат, там выпадает большое количество осадков, в изобилии имеется неквалифицированный людской труд, то есть все необходимое для производства дешевого кофе. Промышленно развитые страны находятся в лучшем стратегическом положении в плане производства разнообразных капиталоемких товаров, например автомобилей, сельскохозяйственного оборудования, машин и химикатов. Важно подчеркнуть, что экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. Сдвиги в распределении ресурсов и технологии могут приводить к сдвигам в относительной эффективности производства товаров в различных странах. Новые технологии, способствовали развитию производства синтетических волокон и искусственного каучука радикально изменили структуру ресурсов, необходимую для изготовления этих товаров и, таким образом, изменили относительную эффективность их производства. Короче говоря, по мере эволюции национальных экономик могут изменяться количество и качество рабочей силы, объем и состав капитала, возникать новые технологии. Могут претерпеть изменения даже масштабы и качество земельных и природных ресурсов. По мере того, как происходят эти изменения, относительная эффективность, с которой страны производят различные товары, будет также изменяться.
I Элементы международной торговли.
1.Торговцы, агенты и конфирмационные дома.
Некоторые фирмы предпочитают держаться в стороне от деятельности из-за ее рисков и сложности. Фирма, желающая купить товары за границей, может купить их через посредника, занимающегося импортом. Это международный торговец, покупающий товары у зарубежных поставщиков и получающих прибыль от перепродажи этих товаров другим фирмам в своей стране. Таким же образом, фирма может продавать товары посреднику, занимающимся экспортом, или экспортной фирме в своей стране.
Фирма может также принять решение ограничить свое участие, в международной торговле положившись на услуги представителя, агента или конфирмационного дома.
Агент представляет собой зарубежную фирму, которая берется выполнять любые из следующих функций в интересах экспортера: Получать заказы от клиентов в стране агента; осуществлять котировку цен для потенциальных клиентов и выполнять другие требования клиентов; заниматься рекламой и продвижением на рынок продукции экспортера; держать экспортера в курсе дел об условиях местного рынка, ценах и т.д.; разбираться с претензиями клиентов.
Агент может иметь исключительное право продавать товары экспортера в своей стране. Например, изготовитель фотоаппаратов из Гонконга может дать какому - либо агенту в Великобритании исключительное право на продажу на продажу своей продукции в Великобритании.
Конфирмационные дома действуют как агенты для зарубежных покупателей. Зарубежный Покупатель может попросить конфирмационный дом купить товары от его имени и доставить кредит покупателю, оплатив эти товары. Английский экспортер тогда будет иметь дело с конфирмационным домом в Великобритании, а не с покупателем за рубежом.
2. Отделения, филиалы и ассоциированные компании за рубежом.
Вместо продажи товаров непосредственно покупателям в зарубежной стране, экспортер может создать организацию в одной или более зарубежных странах.
Отделение представляет собой зарубежный офис или торговое предприятие, являющееся частью структуры компании-экспортера.
Филиал представляет собой отдельно зарегистрированную компанию, контролируемую экспортером (владеет более 50% капитала). Филиал может полностью принадлежать экспортеру, но быть созданным как отдельная компания либо для торговли, либо по причинам, связанным с местным законодательством. Однако правительство зарубежной страны может настаивать, чтобы определенная часть акционерного капитала принадлежала ее гражданам и чтобы некоторые из граждан были членами совета директоров. Степень влияния правительства на такие филиалы различна в разных странах.
Ассоциированная компания представляет собой отдельную компанию, в которой экспортер имеет значительную долю (20% - 50% капитала). Предпочтение экспортера торговать посредством такой компании объясняется возможностью оказывать влияние на нее, даже не имея большинства решающих голосов.
3. Роль банков в международной торговле.
3.1.Деятельность банков на международной экономической арене.
Банки играют центральную роль на внешних валютных рынках, поскольку они:
I. продают и покупают иностранную валюту, что, безусловно, является существенным элементом международных торговых сделок;
II.помогают торговцам устранить или свести к минимуму экспозицию к иностранной валюте множеством способов.
1.Форвардные валютные контракты. Банк дает согласие продать или купить определенное количество иностранной валюты по фиксированному обменному курсу для доставки в будущем. Экспортеры и импортеры могут устранить свою экспозицию к иностранной валюте путем фиксации со своим банком обменного курса будущих поступлений и платежей.
2."Чистые" валютные опционы. Альтернативой валютным контрактом, которая предоставляется банками клиентам, являются валютные опционы. Они дают право держателям (но не обязательство) покупать или продавать в будущем определенное количество иностранной валюты по фиксированному курсу обмена либо в момент истечения, либо до истечения периода действия этого опциона.
3.Ссуды в иностранной валюте. Банк может дать согласие на предоставление ссуды экспортеру на определенную сумму в иностранной валюте. Экспортер может обменять ее на отечественную валюту по текущему курсу и затем погасить ссуду из будущих доходов, полученных в той же иностранной валюте. Другими словами, экспортер может устранить свою экспозицию путем согласования активов в иностранной валюте (будущих доход от дебиторов) с пассивами в иностранной валюте (ссуда).
Банковские счета в иностранной валюте. В случаях, когда компания получает доходы в иностранной и осуществляет платежи в иностранной валюте, целесообразно иметь банковский счет в иностранной валюте, что исключит необходимость продажи и покупки валюты в той степени, в которой согласованы поступления и платежи в иностранной валюте, и тем самым устранит экспозицию.
Международная торговля порождает более высокие риски, как для покупателя, так и для продавца по сравнению с торговлей внутри страны. Для их уменьшения было разработано множество различных услуг для экспортеров и импортеров, и банки играют главную роль в предоставлении большинства этих услуг. Банки играют ключевую роль в международной торговле. В Великобритании клиринговые банки имеют зарубежные отделения в лондонском Сити и на местах, но их ведущее положение определяется наличием обширной сети отделений по всей стране и их ролью как основных депозитных банков для большинства фирм.
Каждый клиринговый банк поддерживает множество контактов с банками других стран во всем мире. Банк, с которым существует зарубежный контакт, называется банком - корреспондентом, и один английский клиринговый банк может иметь более 10 000 таких контактов в более чем в 150 странах.
Система ведения счетов друг у друга позволяет фирмам: осуществлять платежи за границу; получать платежи из— за границы.
Акционерный коммерческий банк может иметь международный отдел со своими отделениями (или "зарубежными отделениями") в Лондоне и провинциальных центрах. Зарубежное отделение (отделение международного отдела) действует как : отделение банка для своих клиентов (банки— корреспонденты за рубежом); клиринговая палата для международных сделок других отечественных отделений этих банков.
3.2.Основные функции зарубежного отделения клирингового банка.
а) Обеспечение иностранной валютой: продажа иностранной валюты клиентам и покупка ее у них; предоставление ссуды в иностранной валюте; предоставление своим клиентам, путешествующим за границей, иностранных банкнот, монет и дорожных чеков.
б) Инкассирование и перевод денежных средств. Банки могут участвовать от имени клиентов в инкассировании платежей, поступающих из— за границы, могут участвовать в платежах клиентов отдельным лицам или фирмам за рубежом. Эти услуги включают в себя: перевод платежей в иностранной валюте от имени клиентов( импортеров); зачисление платежей, поступающих из— за границы на кредит счетов собственных клиентов или на кредит счетов других отделений банков (экспортеров); выполнение "документарного инкассо" от имени экспортера или иностранного покупателя за рубежом.
в) Предоставление банковских услуг для международной торговли: ведение счетов клиентов (например, банков— корреспондентов). Это могут быть счета в иностранной валюте; ведение собственных счетов в банках корреспондентах за рубежом; предоставление овердрафтов или ссуд для клиентов и банков за границей в иностранной валюте; предоставление услуг по документарному аккредитиву; учет переводных векселей, подлежащих оплате за границей, или чеков; акцептирование переводных векселей, выписанных на этот банк в рамках услуг по акцептному кредиту; предоставление и финансирование экспортерам или иностранным покупателям по схеме, в соответствии с которой департамент гарантии экспортных кредитов выдает гарантии под банковскую ссуду.
г) предоставление информации клиентам для более эффективного проведения их международной торговли: отчеты о финансовом положении поставщиков или клиентов; помощь в поиске зарубежных дистрибьюторов (например, агентов или оптовых предприятий); общая информация об экономическом положении в конкретной стране и любых экспортных / импортных постановлениях в этой стране; предоставление названий, адресов, номеров телефонов других организаций, которые могут оказать содействие.
Клиринговые банки расширили свое влияние на международную торговлю путем: открытие отделений за рубежом; приобретение доли в зарубежных банках; открытие дочерних компаний для специализации в лизинге и продаже в кредит или факторинг и т.д.; обеспечение специализированных услуг посредством регистрации своих филиалов как торговых банков.
3.3. Торговые банки.
Специализация торгового банка в каждом конкретном классе финансовых сделок в значительной степени различна и включает: обычные банковские сделки; операции с иностранной валютой; инвестирование денежных средств клиентов в этой стране и за рубежом; организацию консорциума для предоставления долгосрочных ссуд правительствам и организациям за границей и в своей стране; предоставление акцептных кредитных линий; советы и управление сделками по покупке контрольного пакета акций; выпуск и размещение акций и долговых обязательств; деятельность по морскому и другим видам страхования бизнеса.
Акцептная кредитная линия — распоряжение, в соответствии с котроым торговый банк будет предоставлять кредит клиенту (экспортеру) путем акцептования переводных векселей, выписанных на этот банк клиентом. Затем банк продает (учитывает) эти векселя на учетном рынке, а доход от продажи предоставляет клиенту. В связи с высоким авторитетом среди банков, учтенные векселя получат более низкую учетную ставку, чем другие (торговые) векселя, так что этот банк использует свою собственную репутацию в пользу своего клиента.
Существует еще несколько типов банков, участвующих в международной торговле.
А) Иностранные банки активно действующие в других странах, конкурируя в интересах своих стран с другими банками.
Б) Многонациональные банки — банки, созданные консорциумом банков из разных стран, причем каждый член консорциума владеет определенной долей капитала. Такие банки специализируются на предоставлении банковских услуг многонациональным компаниям, особенно предоставлении среднесрочных и долгосрочных ссуд для перспективных проектов.
4. Валютные операции
4.1.Необходимость операций с иностранной валютой.
Когда фирмы участвуют в международной торговле, они вступают в обычные деловые сделки: покупают, продают, берут ссуду и предоставляют кредит.
В международной торговле местная валюта одного торговца является иностранной для другого.
Если экспортеру удается договориться об осуществлении платежей в валюте его страны, то иностранный Покупатель должен иметь определенную сумму этой валюты для выполнения платежа. Для этого ему следует обратиться в банк и купить нужное количество иностранной валюты в обмен на валюту своей страны.
Если экспортер согласен принять платеж в местной валюте иностранного покупателя, то этот экспортер получит платеж в иностранной валюте и будет обязан что-то с ней сделать. Его возможности следующие: Вести валютный счет в своем банке в валюте платежа. Это решение разумно, если: экспортер ожидает, что он регулярно будет выполнять платежи и иметь поступления в этой валюте, следовательно, имея валютный счет, он избегает необходимости покупать или продавать иностранную валюту каждый раз, осуществляя покупку или продажу в этой валюте. Экспортер предполагает, что в весьма недалеком будущем ему придется осуществить платеж в этой валюте. Продать иностранную валюту банку в обмен на отечественную валюту (или, если возможно, даже на другую иностранную валюту).
Экспортер может попросить выполнить платеж в валюте, которая является иностранной как для продавца, так и для покупателя. Например, экспортер из Голландии может продавать товары покупателю из Мексики и попросить об оплате в долларах США. В этом случае Покупатель должен получить иностранную валюту, обратившись в свой банк, а экспортер обязан распорядиться этой валютой одним из способов, описанных выше.
Совершенно очевидно, что в международной торговле торговцам может потребоваться либо купить, либо продать иностранную валюту, и они будут осуществлять эти операции через свой банк. Когда торговцы покупают валюту, банк продает ее, а когда продают — банк покупает. Очень важно не путать эти понятия: будучи банкиром, Вы, безусловно, должны использовать термины с точки зрения банков. Продажа и покупка валюты также будут описаны с точки зрения банков.
4.2.Обменные курсы валют.
Обменный курс валюты — это ставка, по которой банки продают или покупают одну валюту в обмен на другую. Популярная пресса часто публикует новости о курсах обмена между фунтом стерлингов и американским долларом. Например, курс 1.54 доллара за 1 ф.ст. может котироваться как курс закрытия в какой-то определенный день. Это средний курс между курсом, по которому банки продают американские доллары в обмен на фунты стерлингов, и курсом, по которому банки покупают доллары за фунты стерлингов. Этот курс дает публике грубое представление о том, сколько долларов можно купить за 1 ф.ст. или сколько долларов потребуется, чтобы купить 1 ф.ст.
Колебания валютных курсов представляют собой серьезный риск для зарубежных торговцев, и этот валютный риск составляет важнейший аспект валютных операций.
Валютные курсы колеблются постоянно, если им предоставлена возможность реагировать на спрос и предложение на внешних валютных рынках. В настоящее время курсы основных валют колеблются на внешних валютных рынках в определенных пределах.
Существует множество факторов, влияющих на колебания валютных курсов, и все они связаны со спросом и предложением. Колебания курсов валют вызваны превышением спроса над предложением и наоборот. Например, если спрос на покупку долларов США и продажу фунтов стерлингов превышает уравновешивающий его спрос на покупку фунтов стерлингов и продажу долларов США, то фунт стерлингов будет стоить дешевле по отношению к доллару США.
4.3. Основные факторы, влияющие на предложение и спрос на валюту: уровень цен и темп инфляции; баланс (итоговое сальдо) платежей; процентные ставки; степень доверия и спекуляция; "ускорение " или "затягивание" расчетов по внешнеторговым операциям; хеджирование; интервенция центрального банка; постановления по валютному регулированию; "горячие деньги".
4.3.1.Уровень цен и темп инфляции.
Если темп инфляции в стране А превышает темп инфляции в стране В, то валюта страны А будет обесцениваться по отношению к валюте страны В. Например, если темп инфляции в США составляет 3% в год, а в Великобритании — 10% в год, и обменный курс составляет 2 доллара США за один фунт, то более целесообразно хранить 2 доллара США, чем 1 ф.ст., поскольку через один год 2 доллара США будут иметь более высокую покупательную способность. Вследствие этой разницы в темпах инфляции возникает рыночный спрос на покупку долларов и продажу фунтов стерлингов, и поэтому курс фунта стерлингов упадет по отношению к доллару. Чтобы остановить эту тенденцию, процентные ставки на банковские депозиты и т.п. в Великобритании должны быть выше, чем в США, чтобы компенсировать вкладчикам хранение фунтов стерлингов вместо покупки долларов.
4.3.2.Баланс (итоговое сальдо) платежей.
Итоговое сальдо платежей страны можно грубо определить как разницу между тем, что эта страна получает, и тем, что она тратит, наряду с разницей суммы привлекаемых зарубежных инвестиций и суммы инвестиций, которые ее граждане делают в других странах.
I.Если страна экспортирует в стоимостном выражении больше товаров и услуг, чем импортирует, то она будет получать больше иностранной валюты, чем тратить. Допустим, Великобритания имеет активное сальдо своего текущего торгового баланса. Это значит, что британские экспортеры получают больше, чем вынуждены заплатить импортеры. Следовательно, британские предприятия стремятся получать фунты стерлингов, а не иностранную валюту, вследствие чего излишки иностранной валюты будут продаваться в обмен на фунты стерлингов. Это рыночное давление предложения и спроса приведет к увеличению стоимости фунта стерлингов по отношению к другим валютам.
Если же Великобритания имеет дефицит торгового баланса, то имеет место превышение предложения фунтов стерлингов над спросом, и давление рынка приведет к снижению стоимости фунта стерлингов.
II.Эти же принципы применимы к инвестициям. Если иностранные инвесторы стремятся вкладывать свои деньги в Великобритании, то для этой цели они обязаны покупать фунты стерлингов. Если английские граждане стремятся вложить свои деньги за рубежом или иметь банковский счет в иностранной валюте, то им нужна иностранная валюта. Таким образом, предложение и спрос со стороны инвесторов порождают рыночное давление на колебания курсов валют.
Превышение и дефицит баланса платежей могут повлиять не только на текущие валютные курсы (известные как курсы "спот"), но также на курсы, по которым дилеры на внешних валютных рынках (то есть банки) готовы продать или купить валюту в форвардных валютных сделках.
4.3.3.Процентные ставки.
Процентные ставки — это ставки процентов, которые инвестор будет получать, вложив свои деньги либо в своей стране, либо за рубежом. Эти инвестиции могут осуществляться в виде депозитных счетов в банке, депозитных сертификатов, облигаций акций и т.п., а также в виде казначейских векселей.
Предположим, что выпущены британские казначейские векселя с процентной ставкой в 11% годовых и казначейские векселя США с процентной ставкой в 9% годовых. Разница между процентными ставками в 2% в пользу Великобритании привлечет иностранных инвесторов к покупке британских казначейских векселей.
Для этого им придется покупать фунты стерлингов в обмен на другие валюты. Повышение спроса на фунты стерлингов может поднять их текущую обменную стоимость. На форвардных валютных курсах также отразится разница между процентными ставками этих валют.
4.3.4.Степень уверенности и спекуляция.
Степень уверенности дилеров в будущем экономическом и политическом положении какой-либо страны, возможно, базирующаяся на слухах или прогнозах, влияет на котируемые ими курсы "форвард" для валюты, данной страны. Например, возможность того, что в Великобритании произойдет:
· разрушительная национальная забастовка.
· смена правительства на всеобщих выборах.
Может заставить инвесторов продавать фунты стерлингов по форвардным сделкам, чтобы получить лучший курс валюты, пока стоимость фунта стерлингов не упала.
Уверенность или ее отсутствие может привести к спекуляции валютой. Спекуляция в пользу данной валюты принимает форму покупки этой валюты в сделках "спот" или в форвардных сделках. Спекуляция, направленная против валюты, принимает форму продажи этой валюты в таких сделках. Если спекуляция становится интенсивной, то давление спроса, направленного за или против этой валюты, вызывает изменения валютного курса.
4.3.5.Ускорение или затягивание расчетов по внешнеторговым операциям.
Предположения относительно будущих изменений валютных курсов влияют на решения, принимаемые компаниями в отношении покупки и продажи иностранных валют. В результате ускоряются или затягиваются расчеты по внешнеторговым операциям.
1.Ускорение расчетов — это выплата или продажа валюты раньше времени, обычно принятого для платежей или продажи.
2.Затягивание расчетов — это задержка в осуществлении платежей или продажи валюты.
Сочетание ускорения и затягивания расчетов порождает разрушительный платежный баланс и ухудшает торговый баланс. Импорт резко возрастает, а экспорт — замедляется. Поэтому ускорение и затягивание расчетов, которое, возможно было вызвано только небольшим дефицитом, может привести к серьезному валютному кризису.
4.3.6.Интервенция центрального банка.
Центральный банк может включаться в рыночные процессы с целью покупки или продажи отечественной валюты.
Если правительство придерживается политики фиксированных валютных курсов, то это вмешательство осуществляется с целью предотвращения девальвации (покупка данной валюты и продажа определенной части резервов иностранной валюты) или ревальвации данной валюты (продажа данной валюты в обмен на иностранную валюту).
Даже если правительство допускает переменный курс своей валюты, центральный банк может осуществлять интервенцию для покупки или продажи этой валюты, если правительство считает, что обменный курс стал выше или ниже желаемого уровня.
Если правительство допускает только ограниченные колебания обменных курсов на свою валюту, то должны быть моменты интервенции, когда центральный банк "включается", как только данная валюта повысилась в цене или обесценилась до порогового уровня. Этой системы придерживается Европейская валютная система.
Отметим, что центральный банк может осуществлять свое вмешательство и на рынке "спот", чтобы повлиять на рыночные курсы "спот", и на форвардном рынке, чтобы повлиять на курсы "форвард".
Во многих случаях интервенция центрального банка может иметь желаемый эффект при стабилизации или восстановлении валютных курсов. Однако это вмешательство не будет успешным, если валюты попадает под жесткую и непрерывную атаку со стороны спекулянтов, поскольку суммарное давление может оказаться сильнее противодействующих усилий центрального банка.
Правительства большинства промышленно-развитых стран в последние годы стремились к достижению высокой стабильности валютных курсов, отчасти путем координации усилий центральных банков против валютной спекуляции на основе так называемого "Соглашения Плаза" 1985 года и Луврского соглашения 1987 года.
4.3.7.Постановления по валютному регулированию.
Если вероятность того, что интервенция на рынке позволит защитить стоимость валюты, невелика, правительство может принимать постановления по валютному регулированию. Эти постановления нацелены на ограничение оттока капиталов или на управление другими факторами, влияющими на:
а) резервы иностранной валюты;
б) стоимость валюты данной страны по отношению к другим валютам.
4.3.8."Горячие деньги"
"Горячие деньги" представляют собой значительное количество международных денег, которые свободны для инвестиций или спекуляции. "Горячие деньги" "перетекают" в страну, когда в ней процентные ставки выше, чем в других странах, или когда имеются прогнозы, что обменные курсы данной валюты будут более выгодными. "Горячие деньги" могут "улетучиться" из данной страны так же быстро, как они в нее пришли, оказывая спекулятивное влияние на валюту данной страны и ослабляя ее.
Если "Горячие деньги" используются для инвестиций, то инвесторы будут, вероятно, применять форвардное покрытие, продавая валюту, когда наступит срок погашения инвестиций. Поэтому в такой ситуации "Горячие деньги" будут влиять как на курсы "спот"(покупка инвестиций), так и на курсы "форвард" (продажа денежных поступлений от инвестиций).
II. Проблемы международной торговли.
Фирмы могут стать участниками внешнеэкономической деятельности по разным причинам:
Фирмам может потребоваться закупка сырья, товаров и оказания услуг за рубежом для ведения своего бизнеса, поскольку необходимые материалы, товары или услуги нельзя получить от отечественных производителей. Поэтому они становятся импортерами.
Многие фирмы могут получать прибыль, продавая свои товары или услуги на рынках за рубежом, то есть, становясь экспортерами.
Другие фирмы действуют как экспортные торговые фирмы или импортно-экспортные коммерсанты, то есть, являясь посредниками между покупателями и продавцами в разных странах.
Посредничество во внешней торговле представляет собой процесс, посредством которого коммерсант в стране А покупает товары в стране В и отгружает их непосредственно в страну С без того, чтобы в начале завезти их в страну А. Это известно как через “торговля через третью страну", или посредничество.
Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Он связан с множеством практических и финансовых затруднений для фирм, участвующих в нем. Необходимо понимать характер этих трудностей, а также роль банков и других организаций в обеспечении средств и процедур для их преодоления.
Наряду с обычными проблемами торговли и коммерции, которые возникают в любых типах бизнеса, в международной торговле существуют дополнительные проблемы:
· время и расстояние — кредитный риск и время выполнения контракта;
· изменение курсов иностранных валют — валютный риск;
· различия в законах и правилах;
· правительственные постановления — валютный контроль, а также суеверный риск и страховой риск.
1. Последствия колебаний валютных курсов: валютная экспозиция и валютный риск.
Основным последствием колебания валютных курсов для международной торговли является риск для экспортера или импортера, заключающийся в том, что стоимость иностранной валюты, которую они применяют в своих торговых оборотах, будет отличаться от той, на которую они надеялись и рассчитывали.
Экспортеры, которые выставляют иностранным покупателям счет фактуру в иностранной валюте, могут обнаружить, что к тому времени, когда нужно будет обменять вырученную валюту на национальную, курс иностранной валюты упадет и они получат меньше денег в своей валюте, чем это планировалось.
Экспозиция к иностранной валюте и валютный риск могут принести дополнительные прибыли, а не только убытки. Однако находиться в экспозиции к валюте - значит полагаться на случай, и большинство бизнесменов предпочитает не допускать, чтобы их компания была чувствительна к неожиданным изменениям. Поэтому предприятия отыскивают способы сведения к минимуму или полного устранения экспозиции к иностранной валюте, чтобы планировать деловые операции и более достоверно прогнозировать прибыль.
Импортеры стремятся минимизировать экспозицию к иностранной валюте по тем же причинам.
Но, как и в случае с экспортером, большинство бизнесменов предпочитает минимизировать свою экспозицию к иностранной валюте или полностью ее избегать, а импортеры предпочитают точно знать, сколько им придется заплатить в своей валюте, а не принимать участие в азартной игре на изменении валютных курсов. Существуют различные способы устранения экспозиции к иностранной валюте. Они осуществляются при помощи банков.
В международной торговле экспортер должен выставить счет покупателю в иностранной валюте (например, в валюте страны покупателя), или Покупатель должен оплатить товары в иностранной валюте (например, в валюте страны экспортера). Возможно также, чтобы валюта платежа была валютой третьей страны: например, фирма в Украине может продать товары покупателю в Австралии и попросить оплатить их в долларах США. Поэтому одной из проблем импортера является необходимость получения иностранной валюты для выполнения платежа, а у экспортера может возникнуть проблема обмена полученной иностранной валюты на валюту своей страны.
Стоимость импортных товаров для покупателя или стоимость экспортных товаров для продавца может быть увеличена или уменьшена из-за изменения валютных курсов. Поэтому фирма, осуществляющая платежи или получающая доход в иностранной валюте, имеет потенциальный "валютный риск " из-за неблагоприятных изменений в обменных курсах.
Всегда имеется шанс получить прибыль от благоприятных изменений обменных курсов, но существует реальная опасность понести убытки. Постоянные изменения валютных курсов, происходящие на внешних валютных рынках, порождают серьезный элемент риска, который может оттолкнуть фирмы от участия в международных соглашений по купле или продаже.
Валютный риск не возникает там, где платежи поступления осуществляются в одной валюте, поскольку платежи в этой валюте могут, выполнены из поступлений наличными в той же валюте.
2. Кредитный риск и время выполнения контракта.
Может пройти очень много времени между подачей заявки иностранному поставщику и получением товара. Когда товар доставляется на большое расстояние, основная часть запаздывания между заявкой и доставкой, как правило, связано с продолжительностью периода перевозки. Задержки могут быть вызваны также необходимостью подготовки соответствующей документацией для перевозки.
Время и расстояние создают кредитный риск для экспортеров.
Экспортер обычно должен предоставлять кредит на оплату на более длительное время, чем ему потребовалось бы, если бы он продавал товар внутри своей страны. При наличии большого числа иностранных дебиторов возникает необходимость получения дополнительного оборотного капитала для их финансирования.
Контроль за отдельными дебиторами, инкассирование долга и проведение операций с целью погашения безнадежных долгов усложняется, если клиент находится в другой стране.
3. Иностранные правила и законы.
Недостаточное знание и понимание правил, обычаев и законов страны импортера или экспортера приводит к неопределенности или недоверию между покупателем и продавцом, что может быть преодолено только после длительных и успешных деловых взаимоотношений.
Один из путей преодоления затруднений, связанных с различиями в обычаях и характерах, состоит в стандартизации процедур международной торговли.
4.Суверенный и страховой риск.
Суверенный риск возникает, когда суверенное правительство страны:
· получает ссуду от иностранного кредитора;
· становится должником иностранного поставщика;
· выдает гарантию на ссуду от имени третьей стороны в своей стране, но затем либо правительство, либо третья сторона отказывается погасить ссуду и заявляет об иммунитете от судебного преследования. Кредитор или экспортер будет бессилен взыскать долг, поскольку ему будет запрещено проводить свое требование через суд.
Страховой риск возникает, когда покупатель делает все, что в его силах, чтобы погасить свой долг экспортеру (например, предпринимает необходимые шаги в соответствии с постановлениями по валютному регулированию, обращаясь к властям за разрешением провести необходимый обмен валюты для расчета с экспортером), но когда ему требуется получить эту иностранную валюту, власти его станы либо отказываются предоставить ему эту валюту, либо не могут сделать этого.
5.Правительственные постановления.
Правительственные постановления, касающиеся импорта и экспорта, могут быть серьезным препятствием в международной торговле. Существуют такие постановления и ограничения:
1. постановления по валютному регулированию;
2. лицензирование экспорта;
3. лицензирование импорта;
4. торговое эмбарго;
5. импортные квоты;
6. правительственные постановления, касающиеся законодательных стандартов безопасности, и качества или спецификаций на все товары, продаваемые внутри этой страны, законодательных стандартов по здравоохранению и гигиене, особенно на пищевые продукты; патентов и торговых марок; упаковки товаров и объема информации, приведенной на упаковках;
7. документация, необходимая для таможенного клиринга импортируемых товаров, может быть очень объемной. Задержки при таможенном клиринге могут быть существенным фактором в общей проблеме задержек в международной торговле;
8. пошлины на импорт или другие налоги для оплаты импортных товаров.
Постановление по валютному регулированию.
Валютное регулирование представляет собой систему контроля за притоком и оттоком иностранной валюты в стану и из страны. Термины "постановления по валютному регулированию" и "ограничения по валютному регулированию" относятся обычно к экстраординарным мерам, принятым правительством страны для защиты своей валюты, хотя детали этих постановлений могут изменятся.
III. Международная торговая политика и регулирование международных экономических отношений.
1.Торговые барьеры.
a) Пошлины. Пошлины являются акцизным налогом на импортные товары; они могут вводиться с целью получения доходов или для защиты. Фискальные пошлины, как правило, применяются в отношении изделий, которые не производятся внутри страны (например для США это олово, кофе и бананы). Ставки фискальных пошлин в основном невелики, и их целью является обеспечение федерального бюджета налоговыми поступлениями. Протекционистские пошлины предназначены для защиты местных производителей от иностранной конкуренции. Хотя протекционистские пошлины, как правило, недостаточно высоки для прекращения импорта иностранных товаров, они все же ставят иностранного производителя в невыгодное конкурентное положение при торговле на внутреннем рынке.
б) Импортные квоты. С помощью импортных квот устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы за какой-то период времени. Часто импортные квоты выступают более эффективным средством сдерживания международной торговли, чем пошлины. Несмотря на высокие пошлины, определенное изделие может импортироваться в относительно небольших количествах. Низкие же импортные квоты полностью запрещают импорт товара сверх определенного количества.
в) Нетарифные барьеры. Под нетарифными барьерами понимается система лицензирования, создания неоправданных стандартов качества продукции и его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах. Так, Япония и европейские страны часто требуют от импортеров получения лицензий. Ограничивая выпуск лицензий, можно эффективно ограничивать импорт.
г) Добровольные экспортные ограничения. Они являются относительно новой формой торговых барьеров. В этом случае иностранные фирмы "добровольно" ограничивают своего экспорта в определенные страны. Экспортеры дают согласие на добровольные экспортные ограничения (которые аналогичны импортным квотам) в надежде избежать более жестких торговых барьеров. Так, японские автомобилестроители под угрозой введения США более высоких тарифов или низких импортных квот согласились на введение добровольных экспортных ограничений на свой экспорт в США.
Почему пошлины и квоты применяются в мировой практике, если известно, что они препятствуют свободной торговле и таким образом снижают экономическую эффективность? В то время как страны в целом выигрывают от свободной международной торговле, отдельные отрасли и группы поставщиков ресурсов могут оказаться в числе пострадавших. Легко понять, почему группы предпринимателей, занятых таким производством, пытаются сохранить либо улучшить свои экономические позиции, убеждая правительство ввести тарифы или квоты для защиты их от вредного влияния свободной торговли. Вообще то речь идет об высокоэффективных отраслях, о чем свидетельствует их сравнительные преимущества и их способность продавать товары на мировых рынках. Короче говоря, пошлины прямо способствуют экспансии относительно неэффективных отраслей, которые не обладают сравнительными преимуществами, и косвенным образом вызывают свертывание относительно эффективных отраслей, имеющих сравнительные преимущества. Это означает, что пошлины служат причиной передислокации ресурсов в неверном направлении. Это не удивительно. Известно, что специализация и не скованная ничем мировая торговля, базирующаяся на сравнительных преимуществах, ведут к эффективному использованию мировых ресурсов и расширению реального объема мирового производства. Цель и последствие защитных пошлин — сокращение мировой торговли. Отсюда помимо своих специфических последствий для потребителей, а также иностранных и местных производителей пошлины сокращают объемы реального мирового производства.
2.Протекционизм.
a)Необходимость обеспечения обороны. Аргумент имеет скорее военно-политический, а не экономический характер: защитные пошлины нужны для сохранения и усиления отраслей, выпускающих стратегические товары и материалы, которые необходимы для обороны и ведения войны. Утверждается, что в нестабильном мире военно-политические цели (самообеспеченность) должны брать верх над экономическими (эффективность размещения мировых ресурсов). Усиление национальной безопасности, с одной стороны, и ослабление производственной эффективности, с другой, сопровождаются перераспределением ресурсов в пользу стратегических отраслей. К сожалению, объективного критерия для оценки относительных издержек и выгод этого процесса не существует. Экономист может только привлечь внимание к тому факту, что введение пошлин для усиления обороноспособности страны связано с некоторыми экономическим издержками.
б) Увеличение внутренней занятости. Лозунг "Спасайте национальные рабочие места!" используемый в защиту пошлин, становится все более модным, по мере того как экономика приближается к спаду. Он коренится в макроанализе. Совокупные расходы в открытой экономике состоят из потребительских расходов, капиталовложений, государственных расходов и чистого экспорта. Чистый экспорт равен разности между экспортом и импортом. Увеличение совокупных расходов в результате сокращения импорта окажет стимулирующее воздействие на внутриэкономическое развитие, поскольку повлечет за собой резкий рост доходов и занятости.
в) Диверсификация ради стабильности. Известен и другой аргумент для оправдания пошлин: необходимость диверсификации ради стабильности. Отправным моментом здесь является то, что доходы высокоспециализированных экономик, например нефтяной экономики Кувейта или ориентированного на производства сахара народного хозяйства Кубы, сильно зависит от международных рынков. Войны, циклические колебания, негативные изменения в структуре промышленности вызывают крупномасштабные и зачастую болезненные процессы перестройки таких экономических систем. Отсюда якобы следует, что защита пошлинами и квотами необходима в этих странах для стимулирования промышленной диверсификации и , как следствие, уменьшения зависимости от конъюнктуры на мировых рынках одного или двух видов продукции. Это поможет оградить внутреннюю экономику от влияния международных политических событий, спада производства за рубежом, от случайных колебаний спроса на один или два конкретных товара и их предложения, таким образом обеспечив большую внутреннюю стабильность.
Имеются также серьезные ограничения и недостатки. Во-первых, этот аргумент имеет слабое или вообще не имеет отношения к развитым странам. Во-вторых, экономические издержки диверсификации могут быть значительными; например, в монокультурных экономиках обрабатывающая промышленность может оказаться крайне неэффективной.
г) Защита молодых отраслей. Защитные пошлины необходимы для того, чтобы дать возможность утвердится новым отраслям отечественной промышленности. Временная защита молодых национальных фирм от жесткой конкуренции более зрелых и поэтому на текущий момент более эффективных иностранных фирм позволяет нарождающимся отраслям окрепнуть и стать эффективными производителями. Этот аргумент в пользу протекционизма зиждется на сомнительном возражении против свободной торговли. Возражение заключается в том, что при наличии зрелой иностранной конкуренции ни у одной отрасли не было и не будет возможности для осуществления долгосрочных мер, направленных на расширение производства и повышение эффективности. Защита молодых отраслей с помощью пошлин скорректирует существующее неправильное размещение мировых ресурсов, которое исторически сформировалось из-за различий в уровнях экономического развития отечественной и иностранной промышленности.
д) Защита от демпинга. Считается, что тарифы необходимы для защиты отечественных фирм от иностранных производителей, которые сбывают на рынке страны свою избыточную продукцию по демпинговым ценам ниже ее себестоимости. Существует две причины, почему иностранные фирмы могут быть заинтересованы в продаже своих товаров по ценам ниже себестоимости. Во-первых, эти фирмы могут использовать демпинг для подавления местных конкурентов, захвата монопольного положения на рынке и последующего цен. Во-вторых, демпинг может являться сложной формой ценовой дискриминации - назначения разных цен разным клиентам. В целях максимизации своих прибылей иностранный продавец может принять решение о реализации своей продукции по высоким ценам на монополизированном внутреннем рынке и сбросе избыточной продукции по низким ценам на внешние рынки. Избыточные объемы производства могут быть необходимы для снижения издержек на единицу продукции при крупномасштабном производстве.
е). Закон о взаимной эквивалентной торговле и ГАТТ.
Первым законом, вызвавшим тенденцию к снижению уровня пошлин, стал Закон о взаимных торговых соглашениях 1934 г. Будучи специально направленным, на снижение пошлин, закон включал два основных приложения.
I. Полномочия по ведению переговоров. Закон о взаимной эквивалентной торговле наделял президента правом вести переговоры и заключать соглашения с иностранными державами о снижении американских пошлин до 50% от существующего уровня. Снижение тарифов зависело от готовности других стран идти на взаимные уступки, направленные на снижение пошлин на американский экспорт.
II. Общее снижение пошлин. Если бы снижение пошлин было достигнуто в результате включения в эти соглашения положения о режиме наибольшего благоприятствования, оно относилось бы не только к определенной стране, ведущей переговоры с США, но и приняло бы всеобщий характер. Однако закон о взаимной торговле дал начало только двусторонним переговорам (между двумя странами). Этот подход был расширен в 1947 году, когда 23 страны, включая США, подписали Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). ГАТТ основано на трех кардинальных принципах:
1.равный, недискриминационный режим для всех стран участников;
2.снижение пошлин путем проведения многосторонних переговоров;
3.устранение импортных квот.
По существу, ГАТТ есть не что иное, как форум для ведения переговоров по тарифным барьерам на многосторонней основе. В настоящее время в ГАТТ входят почти 100 стран, и нет ни малейшего сомнения в том, что оно явилось важным фактором в развитии тенденции либерализации торговли. Под его эгидой в послевоенный период были проведены семь раундов переговоров по снижению торговых барьеров.
В 1986 году в Уругвае начался восьмой раунд переговоров в рамках ГАТТ. В повестку дня "уругвайского раунда" были включены следующие предложения:
· устранение торговых барьеров и субсидий в сельском хозяйстве;
· снятие барьеров в торговле услугами (на услуги приходится около 20% международной торговли);
· уничтожение ограничений на иностранные инвестиции;
· внедрение на международной основе патентных, авторских прав , прав на торговую марку.
3. Экономическая интеграция.
Другим решающим сдвигом в сторону либерализации торговли стала экономическая интеграция - объединение двух или более стран в зону свободной торговли. Примерами экономической интеграции являются ЕЭС и Американско-канадское соглашение о свободной торговле.
4. Возрождение протекционизма.
Несмотря на заметный прогресс в снижении и устранении тарифов, многое еще предстоит сделать. Подтверждением тому служит повестка дня ранее упомянутого "уругвайского раунда". В прошлом переговоры в рамках ГАТТ в основном казались изделий обрабатывающей промышленности, в то время как другие аспекты международной торговли и финансов были обойдены вниманием. К областям, остававшимся вне поле зрения ГАТТ, относятся сельское хозяйство, услуги (например, транспорт, страхование, банковская деятельность) и международные инвестиции, патенты и авторские права, а также проблемы интеграции в систему ГАТТ многих развивающихся стран, не являющимися членами этой организации. Но еще более угрожающее явление — это мощное возобновление протекционистского нажима. Нетарифные барьеры продолжают оставаться серьезной проблемой: множатся случаи применения импортных квот и произвольных ограничений экспорта.
5. Внешние займы и международный банк.
В 1944г. ведущие страны мира объединились и образовали Международный банк реконструкции и развития и связанное с ним учреждение — Международный валютный фонд. Как и следует из его названия, Международный банк был организован для предоставления надежных долгосрочных займа на цели реконструкции и развития. Международный валютный фонд, в свою очередь, имеет дело с краткосрочным кредитованием и стабилизацией валютных курсов на началах сотрудничества.
Что представляет собой Международный банк, нетрудно понять. Ведущие государства подписываются на акционерный капитал банка на общую сумму 21 млрд. дол., пропорционально их экономическому значению. Банк может использовать свой капитал для предоставления надежных международных займов лицам или странам, проекты промышленного строительства которых выглядят как экономически вполне целесообразные, но которые не могут получить частных займов по достаточно низким процентам.
Заключение.
Важным фактором развития национальной экономики являются внешнеэкономические связи. Для некоторых стран внешняя торговля - это единственная возможность получить тот или иной товар, отсутствующий в ее пределах. Но благодаря международному разделению труда каждая страна может сосредоточиться на производстве тех товаров, которые она может производить эффективнее и дешевле по сравнению с другими странами.
Опора на собственные силы? Это - политика, при которой какое-либо государство стремится не допускать превышения импорта над экспортом, жестко контролируя движение товаров и услуг или капиталов через свою границу. Такой политики, как правило, придерживаются тоталитарные страны, политические режимы которых пытаются максимально ограничить внешние контакты своих граждан.
Нередко опора на собственные силы находит своих приверженцев среди определенной части населения, считающей, что слаборазвитая страна может попасть в зависимость от высокоразвитой и не будет ограничивать себя, исходя из имеющихся ресурсов. Каждая страна должна жить и развиваться, опираясь на свои средства но все же ни одна страна не может достичь сколь-нибудь серьезных результатов в экономическом и социальном развитии, если она не будет прибегать к использованию выгод международного обмена.
Выгода от внешней торговли и в том, что она позволяет сравнить экономические условия стран как бы подстегивая их развитие. При этом одни страны освобождаются от напряжения производства, а другие получают внешний импульс для экономического процесса. Любые ограничения внешней торговли отрицательно сказываются на экономике страны, однако это вовсе не означает что она не должна объектом государственного регулирования. Государственное регулирование внешней торговли:
Развитая внешняя торговля обостряет конкуренцию между товаропроизводителями, заставляя их закрывать неконкурентные и искать прибыльные производства, улучшать организацию труда и т.п Поэтому хотя население в целом и выигрывает, положение каких-то отраслей производства может ухудшиться. разгосударствление внешней торговли в ходе продвижения к рынку носит необходимый характер.
В идеале рынок должен сам определять какие продукты будут экспортироваться и какие импортироваться. В этом случае нет необходимости в том, чтобы государство полностью регламентировало внешнеэкономическую деятельность предприятий. В деле перехода к рыночным структурам без сильного влияния государства нельзя обойтись, ибо на этом этапе важно оптимизировать экспортные и импортные группы товаров и услуг.
Проанализировав положение дел, сложившихся в международной торговле и международных экономических отношениях во второй половине нашего столетия можно прийти к следующим основным выводам:
Увеличение экспорта по сравнению с импортом благодаря действию мультипликатора будет иметь для страны экспансионистский эффект. Если до этого в стране имели место безработица и избыточные мощности, то результатом явится расширение занятости и увеличение выпуска продукции. Если же в стране наблюдалось инфляционное напряжение, то оно только более усилится.
Политика разорения соседа, которой характеризовался период депрессии 30-х годов и путем которой каждая нация пытается тщетно экспортировать безработицу за границу, бьет по этой нации другим концом.
Международный банк, Международный валютный фонд, широкие программы Маршалла и военной помощи, Европейский Общий рынок - все это наиболее важные факторы, сыгравшие позитивную роль в развитии международной торговли в 20 м веке по пути к свободным экономическим связям и сотрудничеству.
Следует признать, что доминирующим направлением в отношениях между странами мирового сообщества является путь к наиболее свободной, не признающей никаких искусственных преград и препонов торговле.
Список литературы.
1. П. Самуэльсон "Экономика" том 2
2. К. Р Макконнелл, Стэнли Брю "Экономикс" том 2
3. "Основы международной торговли" Киев BHV 1995 г.
4. Балаков П. "Международные торговые отношения и расчеты" 1994 г. Москва
5. С. Мочерный "Основы экономической теории" Тернополь 1993 г.
6. Беляцкий С "Международная экономичская взаимосвязь и взаимозависимость: проблемы, тенденции" Экономика Украины №9 1994 г.
7. Сокуренко С. "Как организовать торговлю со странами Европы" Экономика Украины №6 1994 г.
8. Дергачев В. "Особенности мирохозяйственной интеграции Украины на основе свободных экономических зон" Экономика Украины №12 1994 г.
9. Петров А. "Валютные операции и риски, связанные с ними" Российский Экономический Журнал №4 1994 г.
10.Омельянович О. "Состояние и проблемы торговли Украины" Экономика Украины №7 1995 г.
11.Радченко Л. "Банки в международной торговле" Российский Экономический Журнал №6 1995 г.
12.Удоденко П. "Что такое кредитные риски и как их избежать" Российский Экономический Журнал №2 1995 г.
13.Гончарова О. "Торговые барьеры на пути к свободной международной торговле" Российский Экономический Журнал №8 1994 г.
14. Пряхин Н. "Междунароные торговые объединения и организации" Российский Экономический Журнал №2 1993 г.
15. Тортунов Д. "Страны СНГ: непростой путь к к экономичской интеграции" Российский Экономический Журнал №4 1994 г.
16. Мороз А.Н. "Основы банковского дела" Киев, 1994 г.
17. Э. Дж. Долан, К. Д. Кэмпбелл, Р. Дж. Кэмпбелл "Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика", Москва 1991 г.
18. Банданов П.М. "Опыт США в регулировании импорта" Мировая экономика и международные отношения №10 1991 г.
19. Интеловский А.М. "США и Япония: торговое противостояние"
Мировая экономика и международные отношения №6 1990 г.
20. Панфиленко О. Н. "МВФ и страны третьего мира: что дальше?" Коммерсант , №5, 1994 г.
21. Онищенко В. ""Современные проблемы внешнеэкономической политики Украины" Экономика Украины №2, 1996 г.
22. Кочетов Э. "Геоэкономика и внешнеэкономическая стратегия России" Мировая экономика и международные отношения №11, 1994
23. Портер М. "Международная конкуренция" Москва, "Международные отношения", 1993
24. Филипенко А. "Добыть и сберечь" Политика и час №2, 1995
25. Конспект лекций по экономической теории.