Реферат по предмету "Государство и право"


Порядок принесения и рассмотрения надзорных жалоб и представлений

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Уголовно-процессуальное право»
по теме: «Порядок принесения и рассмотрения надзорных жалоб ипредставлений»
1. Опишите порядок принесения и рассмотрения надзорных жалоб ипредставлений
Предметом пересмотра в порядкенадзора являются судебные решения, вступившие в законную силу. Поэтомупредметом пересмотра может являться одновременно приговор, решение суда,рассматривавшего дело в апелляционном, кассационном порядке и даже в порядкенадзора (если дело поступает в вышестоящую надзорную инстанцию).
Надзорное производство имеетсвоей задачей проверить решения нижестоящих судебных инстанций и внести в нихнеобходимые изменения или отменить их, если при рассмотрении дела в любой изнижестоящих судебных инстанций было допущено существенное нарушениеуголовно-процессуального или уголовного закона, что привело к постановлениюнезаконного, необоснованного или несправедливого судебного решения.
Пересмотр в порядке надзораявляется важной гарантией права на судебную защиту, одним из способов защитыправ и законных интересов участниками уголовного судопроизводства со стороныобвинения и со стороны защиты.
Надзорная жалоба илипредставление должны соответствовать ст.375 УПК, т.е. тем требованиям, которымдолжны отвечать кассационные жалоба и представление. Это новое требование в УПКобусловлено необходимостью внести определенность в ходатайство стороны путемуказания на то, что оспаривается стороной в обжалуемом решении, что именнообращающийся с жалобой или представлением считает незаконным, необоснованным, вчем усматривает нарушение своих прав и интересов. Представление вправеприносить прокурор, участвовавший в качестве государственного обвинителя.
В надзорной жалобе илипредставлении должны быть приведены доводы лица, подавшего жалобу илипредставление, с указанием оснований к отмене или изменению приговора или иногообжалуемого решения, предусмотренные ст.379 УПК. Требования, предъявляемые кжалобе, делают более предметной проверку приговора или иного решения, а такжеобязывают привести в решении надзорной инстанции те основания, которымиотвергнуты эти или иные доводы жалобы или представления. Такие мотивированныеответы должны предупреждать неоднократные обращения в надзорные инстанции сходатайством о проверке дела.
В ч.2 ст.404 УПК указывается,какие документы обязательно должны быть приложены к жалобе или представлению (п.п.1, 2 ч.2 ст.404 УПК). В п.3 ч.2 ст.404 указано, что в необходимых случаях кжалобе, представлению прилагаются копии иных (кроме перечисленных в п. п.1, 2 ч.2ст.404 УПК) процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя,доводы, изложенные в жалобе или представлении. Такими иными процессуальнымидокументами могут быть копии документов, имеющихся в деле (по прямому смыслу — копии процессуальных документов, например, копия протокола допроса, осмотра,заключения эксперта и т.д.).
Процессуальный порядок рассмотрениянадзорной жалобы (представления) включает срок рассмотрения жалобы (представления)субъекта, принимающего решение, содержание и форму решения.
Суд надзорной инстанции долженрассмотреть жалобу или представление в течение 30 суток со дня их поступления. Судья(а не суд, как сказано в ч.1 ст.406 УПК), изучив поступившую жалобу илипредставление, а при необходимости и истребованное им дело, выноситпостановление: об отказе в удовлетворении жалобы или представления; или овозбуждении надзорного производства и передачи жалобы или представления нарассмотрение суда надзорной инстанции.
Из текста ст.406 УПК следует,что за 30 суток со дня поступления жалобы или представления до принятия одногоиз возможных решений судья должен: изучить жалобу, представление или жалобу ипредставление, а также дополнительно представленные процессуальные и иныедокументы и решить, надо ли истребовать дело для принятия решения по жалобе илион может принять решение без истребования дела. При истребовании дела онодолжно быть изучено судьей в течение срока, установленного для принятия решенияпо жалобе (представлению).
В результате изучения жалобы,представления, а при необходимости и истребованного уголовного дела судьявыносит одно из возможных постановлений: или постановление о возбуждениинадзорного судопроизводства или об отказе в удовлетворении жалобы илипредставления. В этом постановлении должны содержаться изложение основанийотказа в удовлетворении жалобы или представления, а именно основания признаниядоводов жалобы или представления неубедительными, противоречащими материаламдела или закону. Из этого постановления лицу, принесшему жалобу (представление),должны быть ясны мотивы отказа в удовлетворении жалобы (представления). Убедительныеоснования отказа в удовлетворении жалобы (представления) будут сдерживатьзаявителя от дальнейших обращений в надзорную инстанцию.
Найдя доводы жалобы (представления)убедительными либо лично усмотрев при знакомстве с делом основания для внесениядела на рассмотрение надзорной инстанции, суды выносят постановление овозбуждении надзорного производства и передаче жалобы или представления вместес уголовным делом, если оно было истребовано на рассмотрение суда надзорнойинстанции.
В этом постановлении судьятолько констатирует, что поступившая жалоба (представление) дает основание длявозбуждения надзорного производства, но ни в коей мере не выражает своегоотношения к оценке законности и обоснованности решения суда первой,апелляционной или кассационной инстанции. Если дело не было судьей истребовано,то после вынесения постановления о возбуждении надзорного производства делобудет истребовано для изучения его тем составом суда, который будетрассматривать жалобу или представление.
В ст.406 УПК не содержитсяуказания на то, что постановление судьи об отказе в удовлетворении надзорнойжалобы или представления рассматривается и утверждается председателемсоответствующего суда. Следовательно, постановление, вынесенное судьей,направляется заявителю, который может его обжаловать, председателю этого судаили его заместителю.
В п.4 ст.406 УПК сказано о том,что председатель Верховного суда республики, краевого, областного суда, судагорода федерального значения, суда автономной области и суда автономного округаили Председатель Верховного Суда РФ либо его заместитель вправе не согласитьсяс решением судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы или представления.
Председатель суда или егозаместитель рассматривает жалобу на отказ в возбуждении надзорного производствав пределах предоставленных ему полномочий и принимает одно из решений,предусмотренных п. п.1-2 ч.3 ст.406 УПК. Ввиду необходимости соблюденияинстанционности надзорного производства, жалоба на отказ судьи в возбуждениинадзорного производства должна быть рассмотрена председателем этого суда, итолько после его отказа в возбуждении надзорного производства можно обратитьсяс надзорной жалобой или представлением в вышестоящий суд, обжалуя и предыдущиесудебные решения, и отказ судьи в возбуждении надзорного производства.
Если дело истребовалось судом,то постановление, вынесенное в результате рассмотрения надзорной жалобы илипредставления, приобщается к делу. Если дело не истребовалось, то постановлениесудьи направляется для приобщения к уголовному делу по месту его нахождения. Вовсяком случае, копия постановления судьи об отказе в возбуждении надзорногопроизводства должна выдаваться лицу, принесшему жалобу (представление), и вслучае его обращения в вышестоящую надзорную инстанцию, это постановлениедолжно быть приложено к новой надзорной жалобе (представлению) (п.2 ч.2 ст.404УПК).
Если в возбуждении надзорногопроизводства было отказано судьей и председателем верховного суда республики,краевого, областного и соответствующего ему суда, а судьей Верховного Суда РФжалоба удовлетворена и возбуждено надзорное производство, то постановлениесудьи Верховного Суда РФ вместе с уголовным делом, если оно было истребовано,направляется на рассмотрение Президиума названного выше суда. Этим сохраняетсяинстанционность в рассмотрении дела, так как при несогласии с решениемпрезидиума верховного суда республики, краевого, областного суда может бытьпринесена надзорная жалоба (представление) в Верховный Суд РФ.2. Каковы основания отмены или изменения судебного решения, вступившего взаконную силу? Опишите пределы прав надзорной инстанции
Основаниями для отмены илиизменения судебного решения в порядке надзора являются те же, что и прикассационном производстве (ст.379 УПК). Ввиду того, что присяжные вердикт немотивируют, а судьи вышестоящих судов не могут «переоценивать» доказательства,рассмотренные судом и отраженные в протоколе судебного заседания, основания котмене приговора суда присяжных включают только нарушения требованийуголовно-процессуального закона при исследовании обстоятельств дела,неправильное применение уголовного закона или несправедливость назначенной мерынаказания (ч.2 ст.379 УПК).
Отмена или изменение приговора впорядке надзора по всем основаниям, указанным в п. п.1-4 ч.1 ст.379 УПК,находит выражение в судебной практике.
Общие основания для отмены илиизменения приговора, определения либо постановления суда первой инстанции вкассационном и надзорном порядке свидетельствуют о единой направленности этихформ пересмотра — отменить или изменить состоявшиеся судебные решения, если онине отвечают требованиям закона, с тем, чтобы незаконное и необоснованноерешение суда не вступило в законную силу или было отменено или изменено внадзорном порядке.
В порядке надзора может бытьотменено или изменено определение или постановление вышестоящего суда,вынесенное в кассационном порядке или в порядке надзора, если оно необоснованнооставляет без изменения, отменяет или изменяет предшествующий приговор,определение или постановление. Здесь идет речь об исправлении надзорнойинстанцией ошибки, допущенной нижестоящим судом. Это может быть отмена илиизменение одного решения (например, решения нижестоящей надзорной инстанции),либо отмена всех решений начиная с приговора и последующих определенийкассационной и постановлений надзорной инстанции. Основанием для этого будетнезаконность и необоснованность приговора или последующих решений как посуществу рассматриваемого дела, так и ввиду неправильного применения уголовногозакона или несправедливости назначенного наказания.
Решение, вынесенное судом первойинстанции в кассационном или надзорном порядке, может быть отменено в силутого, что при рассмотрении дела или вынесении решения были нарушены требованияУПК, которые повлияли или могли повлиять на правильность вынесенного судомприговора, определения, или постановления. Здесь речь идет о таких нарушенияхпроцессуального закона, которые судом признаются существенными для данного дела(например, при замене защитника в ходе судебного рассмотрения дела не былоудовлетворено его ходатайство о повторном допросе свидетелей). Приговор,определение, постановление подлежат отмене, во всяком случае, при наличиинарушений, указанных в п. п.1-11 ч.2 ст.381 УПК. Эти нарушения признаноименовать безусловно существенными нарушениями уголовно-процессуального закона.
В законе проведено различиемежду пределами прав суда при рассмотрении дела в апелляционном, в кассационноми надзорном порядке. В силу ч.2 ст.360 УПК суд, рассматривающий уголовное делов апелляционном или кассационном порядке, проверяет законность, обоснованностьи справедливость судебного решения лишь в той части, в которой оно обжаловано,и в отношении тех осужденных, которых касаются жалоба или представление.
Пределы прав надзорной инстанциишире, поскольку она может выйти за пределы жалобы и изменить, отменить приговори в отношении лиц, которые жалобу не приносили и которых не касаетсяпредставление.
Это различие может бытьобъяснено тем, что пересмотр в порядке надзора призван исправить ошибки,допущенные судом первой инстанции, а также при проверке законности иобоснованности приговора в апелляционном и кассационном порядке, а поэтому,обнаружив существенные процессуальные нарушения, которые, во всяком случае,влекут отмену приговора или несправедливость приговора, надзорная инстанция можетотменить приговор или изменить его в лучшую сторону и в отношении лиц, которыеприговор не обжаловали и которых не касается прокурор в представлении.
В УПК значительно ограниченыревизионные полномочия надзорной инстанции. По УПК РСФСР поступление дела в надзорнуюинстанцию обязывало суд проверить дело в полном объеме, независимо от доводовнадзорных жалоб или протеста и в отношении тех осужденных и оправданных,которые жалобы не приносили и которых не касался протест. Получив жалобу отосужденного по делу, прокурор, ознакомившись с делом, мог принести протест нетолько в отношении этого осужденного, но и в отношении оправданного. При этомпрокурор не был связан доводами жалобы, и протест мог быть принесен дажевопреки этим доводам и просьбе, содержавшейся в жалобе осужденного.
Ревизионные начала, которыесохранены для надзорной инстанции и в УПК, имеют своей целью выявить тенарушения закона, которые существенны для принятия решения по жалобе илипредставлению, но в них не указаны. При этом суд может принять только торешение, которое направлено в пользу осужденного (изменить квалификациюпреступления, изменить меру наказания в сторону его смягчения и др.).
Приговор в отношении всехосужденных может быть отменен, а дело направлено на новое судебное разбирательство,если суд установит наличие таких существенных процессуальных нарушений, которыев силу ст.381 УПК, во всяком случае, влекут за собой отмену приговора.
Указания надзорной инстанции прирассмотрении уголовного дела судом нижестоящей судебной инстанции обязательны вчасти, касающейся устранения допущенных процессуальных нарушений.
Как и суд кассационнойинстанции, надзорная инстанция при рассмотрении уголовного дела в порядкенадзора не вправе:
а) устанавливать или считатьдоказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты;
б) предрешать вопросы одоказанности или недоказанности обвинения, о достоверности или недостоверноститого или иного доказательства;
в) принимать решение оприменении судом первой инстанции или апелляционной инстанции при вынесенииприговора того или иного уголовного закона и о мере наказания.
Надзорная инстанция не вправе,отменяя определение суда кассационной инстанции, предрешать выводы, которыебудут сделаны кассационной инстанцией при повторном рассмотрении дела.3. Поясните порядок производства в суде надзорной инстанции
Важным нововведением в УПКявляется установление срока рассмотрения судом надзорной инстанции дела всудебном заседании. Этот срок — не позднее 15 суток, а Верховным Судом РФ — непозднее 30 суток исчисляется со дня принятия предварительного решения судьи овозбуждении надзорного производства и передаче дела на рассмотрение суданадзорной инстанции.
О времени и месте заседания судасуд извещает лиц, указанных в ст.402 УПК. В ч.3 ст.407 УПК РФ изложен порядоксудебного разбирательства в надзорной инстанции. Здесь сказано, что делодокладывается членом президиума (соответствующего суда) или другим судьей,ранее не участвовавшим в рассмотрении этого дела в суде первой, апелляционной,кассационной или надзорной инстанции. Закон не регламентирует, кто и в какомпорядке назначает судью, который будет докладывать дело. Обычно это делаетпредседатель президиума суда или председатель судебной коллегиисоответствующего суда. Судья подлежит отводу по общим правилам и основаниям. Важноотметить, что докладчиком по делу не может быть судья, ранее участвовавший врассмотрении данного уголовного дела (например, в составе судебной коллегии,рассматривавшей дело в кассационном порядке).
В докладе, кроме мотивов жалобыили представления, докладчик должен сообщить и о новых материалах,представленных вместе с жалобой (представлением), а также возражениях на жалобу(представление), поступивших от других лиц, участвующих в деле. Докладчикумогут быть заданы вопросы. Свое мнение о том, какое решение должно бытьвынесено по надзорной жалобе, им представленной, судья-докладчик не выражает нив докладе, ни в ответах на вопросы, которые могут быть ему заданы. Свое мнениесудья-докладчик высказывает при совещании судей.
После доклада судьипредоставляется слово прокурору для поддержания внесенного представления (ч.5ст.407 УПК). Представление может быть внесено как прокурором, выступавшим всуде в качестве государственного обвинителя, так и вышестоящим прокурором. Еслиже дело рассматривается по жалобе, выслушиваются объяснения осужденного,оправданного, их защитников и других участников судебного разбирательства, еслиони присутствуют в суде.
Решение суд надзорной инстанциипринимает после удаления из зала заседаний сторон и всех присутствующих в нем,либо удаляясь в совещательную комнату. В законе отсутствует указание напринятие решения судьями надзорной инстанции в совещательной комнате. Врезультате рассмотрения дела президиум суда выносит постановление, а Судебнаяколлегия по уголовным делам Верховного Суда РФ — определение.
Принципиально важной является вУПК норма о недопустимости поворота к худшему при пересмотре судебного решенияв порядке надзора (ст.405 УПК).
По УПК РСФСР «поворот кхудшему» был возможен и был ограничен только сроком вынесения решениянадзорной инстанцией (один год со времени вступления приговора в законную силу),а также принесением протеста именно ввиду незаконности оправдания или мягкостиназначенной судом меры наказания. По УПК РФ «поворот к худшему» припересмотре судебного решения в порядке надзора недопустим, и относится это какк обвинительному приговору, так и к отмене оправдательного приговора.
Решение об отмене или измененииприговора, определения, постановления суда принимается большинством голосов. Приравенстве голосов судей надзорная жалоба или представление считаетсяотклоненной. Исключение составляет принятие решения при рассмотренииПрезидиумом Верховного Суда РФ надзорной жалобы или представления по уголовномуделу, по которому в качестве меры наказания назначена смертная казнь. Если заоставление смертной казни проголосуют менее двух третей членов ПрезидиумаВерховного Суда РФ, присутствующих на заседании, жалоба (представление) оботмене смертной казни и о замене ее более мягким наказанием считаетсяудовлетворенной. Так, если в Президиуме Суда 15 судей и 8 из них проголосовализа оставление смертной казни, жалоба (представление) об отмене смертной казнисчитается удовлетворенной (п.10 ст.407 УПК).
Хотя ст.377 не предусматриваетведения протокола заседания президиумов судов, на практике они (общие для всегозаседания президиума) составляются, что способствует четкому ведениюделопроизводства этой надзорной инстанции и способствует проверке соблюденияпроцессуального порядка рассмотрения конкретного дела.4. Сущность, основания и порядок возобновления производства по уголовномуделу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств
Возобновление дел ввиду новыхили вновь открывшихся обстоятельств — одна из исключительных стадий уголовногопроцесса, в которой соответствующий вышестоящий суд производит проверкузаконности и обоснованности приговора и иных судебных решений, вступивших взаконную силу. Основанием для этого служит обнаружение новых или вновьоткрывшихся, неизвестных при расследовании и рассмотрении дела обстоятельств,свидетельствующих о незаконности и необоснованности ранее вынесенного судебногорешения.
Наличие указанного видапересмотра приговоров вызвано тем, что в практике встречаются случаи, когдапосле вступления приговора в законную силу выявляются обстоятельства,свидетельствующие о его незаконности и необоснованности, которые не былиизвестны во время расследования и рассмотрения судом дела и потому не моглибыть оценены судом при вынесении приговора.
Поскольку характер этихобстоятельств иной, чем те, которые образуют основания для пересмотраприговоров в форме надзора, постольку и возникает необходимость в существованииособого порядка проверки законности и обоснованности приговоров в связи соткрытием обстоятельств такого рода.
Особенности оснований длявозобновления дел определяют характер решений, принимаемых судом в результатепересмотра дела ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств. В результатепересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам суд не вправе внестиизменения в приговор, а может лишь отменить его с прекращением дела или снаправлением дела на новое рассмотрение.
В соответствии со ст.413 УПКоснованиями возобновления производства по делам ввиду новых и вновь открывшихсяобстоятельств являются:
1) вновь открывшиесяобстоятельства, которые существовали на момент вступления приговора или иногосудебного решения в законную силу, но не были известны суду;
2) новые обстоятельства,неизвестные суду на момент вынесения судебного решения, устраняющиепреступность и наказуемость деяния.
Вновь открывшимисяобстоятельствами являются:
1) установленные вступившим взаконную силу приговором суда заведомая ложность показаний свидетеля,потерпевшего или заключения эксперта, а равно подложность вещественныхдоказательств, протоколов следственных и судебных действий и иных документовили заведомая неправильность перевода, повлекшие за собой постановлениенезаконного, необоснованного или несправедливого приговора, вынесениенезаконного или необоснованного определения или постановления;
2) установленные вступившим взаконную силу приговором суда преступные действия дознавателя, следователя илипрокурора, повлекшие за собой постановление незаконного, необоснованного илинесправедливого приговора, вынесение незаконного или необоснованногоопределения или постановления;
3) установленные вступившим взаконную силу приговором суда преступные действия судьи, совершенные им прирассмотрении данного уголовного дела.
Указанные преступления, которыепривели к принятию незаконного решения по делу, могут выразиться в незаконномили необоснованном привлечении к уголовной ответственности заведомоневиновного, в прекращении дела в отношении заведомо виновного, в фальсификациидоказательств и т.п.
В УПК включены и конкретизированыновые обстоятельства, которые должны влечь за собой отмену или изменение ранеевынесенного судебного решения.
Новыми обстоятельствами являются:
1) признание КонституционнымСудом РФ закона, примененного в данном уголовном деле, не соответствующим КонституцииРФ;
2) установленное Европейскимсудом по правам человека нарушение Конвенции о защите прав человека и основныхсвобод при рассмотрении судом РФ уголовного дела, связанное с: а) применениемфедерального закона, не соответствующего положениям Конвенции о защите правчеловека и основных свобод, б) иными нарушениями Конвенции о защите правчеловека и основных свобод;
3) иные новые обстоятельства.
Для возобновления дел ввидуновых и вновь открывшихся обстоятельств закон устанавливает специальные сроки.
Производство ввиду вновьоткрывшихся и новых обстоятельств проходит несколько этапов: возбуждениепроизводства и расследование новых обстоятельств; принятие решения прокуроромпо результатам расследования и о дальнейшем направлении дела; рассмотрение деласудом по вновь открывшимся обстоятельствам; производство по делу после отменыприговора.
Список использованных источников
1.   Конституция РФ.
2.   Уголовно-процессуальный Кодекс РФ.
3.   Комментарий к УПК РФ. Под ред. А.Я. Сухарева. — М. 2006.
4.   Комментарий к УПК РФ. Под ред. Д.Н. Козака, Е.Б. Мизулиной. — М. 2002.
5.   Комментарий к УПК РФ. Под. ред. И.Л. Петрухина. — М. 2002.
6.   Пикалов И.А. Равноправие сторон на досудебных стадиях уголовногопроцесса // Закон и право. 2007. № 6.
7.   Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся поспециальности «Юриспруденция» / Под ред. В.П. Божьева. — М.: Спарк, 2006. С.384.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.