Реферат по предмету "Экономика"


Экономические ресурсы предприятия. Лекции

Тема 1. Основы организации финансов предприятий.
План: 1. Финансы предприятий: сущность, функции и принципы организации. 2. Место и роль финансов предприятий в финансовой системе государства и в экономике страны.
3. Финансовые отношения коммерческих предприятий. 1. Финансы предприятий представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов, производства и реализации продукции, образования собственных финансовых ресурсов, привлечения внешних источников финансирования, их распределения и использования. Финансам предприятий присущи те же функции, что и общегосударственным финансам: распределительная и контрольная. Обе они тесно взаимосвязаны. - Посредством распределительной функции происходит формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, авансирование его в производство, воспроизводство капитала, создание основных пропорций при распределении доходов и финансовых ресурсов, обеспечивающих оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, хозяйствующих субъектов и государства в целом. С распределительной функцией финансов связано формирование денежных фондов коммерческих предприятий и организаций путем распределения и перераспределения поступающих доходов (уставный фонд, резервный фонд, добавочный капитал, фонд накопления, фонд потребления, валютный фонд и т.д.). - Контрольная функция способствует оптимальной организации распределительных отношений. Объективная основа контрольной функции – стоимостной учет затрат на производство и реализацию продукции (выполнение работ и оказание услуг) и формирование доходов и денежных фондов. Финансовый контроль за деятельностью хозяйствующего субъекта осуществляет: - непосредственно хозяйствующий субъект путем всестороннего анализа финансовых показателей; - акционеры и владельцы контрольного пакета акций путем контроля за эффективным вложением денежных средств, получении прибыли и выплатой дивидендов; - налоговые органы, которые следят за своевременностью и полнотой уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет; - контрольно-ревизионная службы Минфина РФ, контролирующая финансово-хозяйственную деятельностью предприятий и организаций, использующих бюджетные средства; - коммерческие банки при выдаче и возврате ссуд, оказании других банковских услуг; - независимые аудиторские фирмы при проведении аудиторских проверок. Финансовые отношения предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности: 1) Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяет свои расходы, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью получения прибыли. 2) Принцип самофинансирования. Реализация этого принципа – одно из основных условий предпринимательской деятельности и обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и, при необходимости, банковских и коммерческих кредитов. 3) Принцип материальной заинтересованности, объективная необходимость которого диктуется основной целью предпринимательской деятельности – получением прибыли. 4) Принцип материальной ответственности – означает наличие определенной системы ответственности за результаты за результаты финансово-хозяйственной деятельности. 5) Принцип обеспечения финансовых резервов. Необходимость формирования финансовых резервов и других аналогичных фондов связана с предпринимательской деятельностью, которая всегда сопряжена с риском. 2. Финансы предприятий являются исходной основой всей финансовой системы страны. Они занимают определяющее положение в этой системе, поскольку охватывают важнейшую часть всех денежных отношений в стране, а именно: финансовые отношения в сфере общественного воспроизводства, где создается общественный продукт, национальное богатство и национальный доход – основные источники финансовых ресурсов страны. Поэтому от состояния финансов предприятий зависит возможность удовлетворения общественных потребностей, улучшения финансового положения страны. Велика роль финансов предприятий в обеспечении нормального состояния в экономике и общественной жизни страны, т.к. в силу своей специфической особенности они осуществляют процесс распределения и перераспределения национального дохода и национального богатства на трех основных уровнях: на общегосударственном; на уровне предприятий; на уровне производственных коллективов. Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений:
3. Финансовые отношения предприятий можно объединить в четыре группы: 1) Финансовые отношения с другими предприятиями и организациями включают отношения с поставщиками, покупателями, строительно-монтажными и транспортными организациями, таможней, а также с предприятиями и организациями иностранных государств. Это самая большая по объему денежных платежей группа. Отношения предприятий друг с другом связаны с реализацией готовой продукции и приобретением материальных ценностей.
2) Финансовые отношения внутри предприятия охватывают отношения между учредителями в момент создания предприятия, которые связаны с формированием собственного капитала и в его составе уставного (акционерного, складочного) капитала; отношения между филиалами, цехами, отделами, бригадами; отношения с рабочими и служащими. Отношения между подразделениями предприятия связаны с оплатой работ и услуг, распределением прибыли, оборотных средств и т.д. Отношения с рабочими и служащими – это выплата заработной платы, премий, пособий, дивидендов по акциям, материальной помощи, а также взыскание денег за причиненный ущерб, удержание налогов. 3) Финансовые отношения внутри объединений предприятий подразделяются на: финансовые отношения предприятий с вышестоящими организациями, отношения внутри финансово-промышленных групп и отношения предприятий в условиях холдинга. Финансовые отношения предприятий с вышестоящими организациями включают отношения по поводу образования и использования централизованных денежных фондов, которые в условиях рыночных отношений являются объективной необходимостью. Финансово-промышленные группы создаются, как правило, с целью объединения финансовых усилий в направлении развития и поддержки производства, получения максимального финансового результата. Здесь могут быть и централизованные денежные фонды, и коммерческий кредит друг другу, и просто финансовая помощь. Особенности холдинговых отношений состоят в том, что они строятся на экономической основе, когда головному предприятию принадлежат контрольные пакеты акций дочерних предприятий. Финансовые отношения внутри холдинга предполагают значительную финансовую самостоятельность его участников в пределах единой стратегии. 4) Отношения с финансово-кредитной системой многообразны. Прежде всего, это отношения с бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами, связанные с перечислением налогов и отчислений. Отношения со страховым звеном финансовой системы состоят в перечислении средств на социальное и медицинское страхование, а также страхование имущества предприятия. Финансовые отношения предприятий с банками строятся как в части организации безналичных расчетов, так и при получении и погашении краткосрочных и долгосрочных кредитов. Организация безналичных расчетов оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятия. Кредит является источником финансирования оборотных средств, расширения производства, его ритмичности, улучшения качества продукции, способствует устранению временных финансовых трудностей предприятий. Финансовые отношения предприятий с фондовым рынком предполагают операции с ценными бумагами.
Тема 2. Особенности формирования и использования финансовых ресурсов предприятий в условиях рынка.
План: 1. Финансовые ресурсы предприятия: источники формирования, классификация. 2. Основные направления использования финансовых ресурсов предприятия. 3. Роль финансовых служб в вопросах финансового менеджмента.
Литература: 1. 5) стр.40-44. 2. 7) стр. 11-16. 3. 9) стр. 125-133. 1. Финансовые ресурсы предприятия представляют собой денежные доходы и поступления, формируемые за счет внутреннего источника и привлеченных средств и используемые для покрытия затрат по воспроизводству и финансовых обязательств. Существует два источника формирования финансовых ресурсов предприятия: внутренний и внешний. Внутренний источник составляют: а) прибыль; б) амортизационные отчисления. Это собственные финансовые ресурсы предприятия. Если этих ресурсов оказывается недостаточно, то прибегают к внешнему источнику. Внешний источник составляют: а) кредиты банков, б) заемные средства других предприятий, в) кредиторская задолженность предприятия, г) долевое участие, д) средства бюджетов и внебюджетных фондов, е) прочие каналы привлечения средств извне. (Важнейшим таким каналом является финансовый рынок, обеспечивающий перераспределение свободного финансового капитала.) В зависимости от источников образования, финансовые ресурсы предприятия можно классифицировать на: - образуемые за счет собственных и приравненных к ним средств; - мобилизуемые на финансовом рынке; - поступающие в порядке перераспределения. Группировка финансовых ресурсов предприятия
в соответствии с источниками их формирования (схема):

2. Использование финансовых ресурсов осуществляется предприятием по многим направлениям, главными из которых являются: 1) платежи органам финансово-банковской системы, обусловленные выполнением финансовых обязательств. К ним относятся: 1.1. налоговые платежи в бюджет; 1.2. уплата процентов банкам за пользование кредитами; 1.3. погашение взятых ранее ссуд; 1.4. страховые платежи; 2) инвестирование собственных средств в капитальные затраты (реинвестирование), связанное с расширением производства, его техническим обновлением, переходом на новые прогрессивные технологии, использование «ноу-хау»; 3) инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги, приобретаемые на рынке: акции и облигации других фирм, обычно тесно связанных кооперативными поставками с данным предприятием; в государственные займы; 4) направление финансовых ресурсов на образование денежных фондов поощрительного и социального характера; 5) использование финансовых ресурсов на благотворительные цели. 3.С переходом на рыночные основы хозяйствования, необычайно возрастает не только роль руководителей предприятий, членов правления акционерного общества, но и финансовых служб, которые играли при административно-командном методе управления второстепенную роль. Изыскание финансовых источников развития предприятия, направление более эффективного инвестирования финансовых ресурсов, операции с ценными бумагами и другие вопросы финансового менеджмента становятся основными для финансовых служб предприятий в условиях рыночной экономики. Суть управления финансами заключается в такой организации финансов со стороны соответствующих служб, которая позволяет: 1) привлекать дополнительные финансовые ресурсы на самых выгодных условиях, инвестировать их с наибольшим эффектом; 2) осуществлять прибыльные операции на финансовом рынке, покупая и продавая ценные бумаги. Достижение успеха в области управления финансами зависит от инициативы работника, поиска нетрадиционных решений, масштабности операций и оправданного риска, деловой хватки. Мобилизуя денежные средства других собственников на покрытие затрат своего предприятия, работники финансовых служб должны иметь четкое представление о целях инвестирования ресурсов, и уже в соответствии с ними, давать рекомендации о формах привлечения средств. Финансовая служба предприятия в ходе своей работы реализует как распределительную, так и контрольную функции как внутри предприятия, так и во внешней среде.
Тема 3. Формирование имущества предприятия. План: 1. Понятие имущества (активов) предприятия и принципы их организации. Совокупная, балансовая и рыночная стоимость имущества (активов) предприятия. 2. Классификация имущества предприятия. 3. Определение потребности в отдельных видах имущества. 4. Ликвидность активов предприятия, их классификация по степени ликвидности. Литература: 1. 2. 1. Имущество предприятия относится к его активам и учитывается в разделе I баланса (ф.№1). Имущество (активы) предприятия представляют собой его экономические ресурсы в форме совокупных имущественных ценностей, используемых в хозяйственной деятельности с целью получения прибыли. Формирование активов предприятия связано с тремя основными этапами его развития на различных стадиях жизненного цикла: 1) Создание предприятия. Формируемые на данном этапе активы во многом определяют потребность в стартовом капитале. 2) Расширение, реконструкция и модернизация действующих предприятий. Расширение и обновление активов осуществляется в соответствии со стратегическими задачами развития предприятия с учетом возможностей инвестиционных ресурсов. 3) Формирование новых структурных единиц действующего предприятия. Этот процесс может осуществляться путем формирования и приобретения новых структурных имущественных комплексов. Вариантами такого приобретения могут быть приватизация действующего государственного предприятия, покупка обанкротившегося предприятия. Политика формирования активов определяет основную цель – выявление и удовлетворение в отдельных их видах для обеспечения операционного процесса, а также оптимизация их состава для обеспечения условий эффективной хозяйственной деятельности. С учетом этой цели процесс формирования активов предприятия стоится на основе следующих принципов: 1) Учет ближайших перспектив развития операционной деятельности и форм ее диверсификации. 2) Обеспечение соответствия объема и структуры формируемых активов по объему и структуре производства и сбыта продукции. Определение потребности в активах вновь создаваемого предприятия осуществляется в разрезе следующих их видов: - основные средства; - нематериальные активы; - запасы товарно-материальных ценностей, обеспечивающих производственную деятельность; - денежные активы; - прочие виды активов. Потребность в основных средствах рассчитывается по отдельным их группам: 1) производственные здания и помещения; 2) машины и оборудование, используемые в производственно-техническом процессе;
3) машины и оборудование, используемые в процессе управления операционной деятельностью. Потребность в нематериальных активах определяется исходя из используемой технологии и вида выпускаемой продукции. Потребность в запасах товарно-материальных ценностей рассматривается в разрезе следующих видов:
1) потребность в оборотном капитале, авансируемом в запасы сырья и материалов; 2) потребность в оборотном капитале, авансируемом в запасы готовой продукции; 3) потребность в оборотном капитале, авансируемом в запасы товаров (для предприятий торговли). Потребность в оборотном капитале определяется путем умножения однодневного их расхода на норму запаса в днях (при расчете в отдельных видах ТМЦ). Нормы запаса определяются исходя из отраслевых особенностей каждым предприятием самостоятельно. Потребность в денежных активах определяется на основе предстоящего их расходования на расчеты по оплате труда, по авансовым и налоговым платежам. 2. Активы предприятия подразделяются по многим классификационным признакам, основными из которых являются: 1. Форма функционирования активов. По этому признаку выделяются: 1.1 Материальные активы, имеющие вещную форму. 1.2 Нематериальные активы, не имеющие вещной формы, но принимающие участие в хозяйственной деятельности предприятия и приносящие прибыль. 1.3 Финансовые активы – различные финансовые инструменты, принадлежащие предприятию и находящиеся в его владении. 2. Характер участия в производственном процессе и скорость оборота активов. По данному признаку активы подразделяются: 2.1. Оборотные активы. 2.2. Внеоборотные активы. 3. Характер обслуживания отдельных видов деятельности. По этому признаку выделяются следующие группы активов: 3.1. Операционные активы. 3.2. Инвестиционные активы. 4. Характер финансовых источников формирования активов: 1.1. Валовые активы. 1.2. Чистые активы 5. Характер владения активами: 1.1. Собственные активы. 1.2. Арендуемые активы. 6. Степень ликвидности активов. Существуют понятия «ликвидность баланса» и «ликвидность активов». Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность активов – величина, обратная ликвидности баланса по времени превращения активов в денежные средства. Чем меньше времени требуется, чтобы данный вид актива приобрел денежную форму, тем выше его ликвидность. В зависимости от степени ликвидности, т.е. степени превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на следующие группы: А1 – наиболее ликвидные активы – денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения; А2 – быстро реализуемые активы – дебиторская задолженность сроком погашения в течение 12 месяцев и прочие оборотные активы; А3 – медленно реализуемые активы – запасы стр. 210 раздела 2 актива за исключением «Расходов будущих периодов», а также из раздела 1 актива баланса «Долгосрочные финансовые вложения», уменьшенные на величину вложений в уставные фонды других предприятий; А4 – трудно реализуемые активы – статьи 1 раздела актива баланса, за исключением статей этого раздела, включенных в предыдущую группу. 3. Необходимость оценки совокупной стоимости активов предприятия как целостного имущественного комплекса возникает при переходе на рыночные условия хозяйствования. Методы оценки стоимости совокупных активов предприятия как целостного имущественного комплекса многообразны: 1) метод балансовой оценки; 2) метод оценки рыночной стоимости; 3) метод оценки стоимости замещения; 4) метод оценки предстоящего чистого денежного потока; 5) метод оценки на основе регрессивного моделирования; 6) экспертный метод оценки. I. Метод балансовой оценки проводится на основе данных последнего отчетного баланса – определение стоимости чистых активов, т.е. сформированных за счет собственного капитала. Стоимость чистых активов, определенная балансовым методом, имеет ряд разновидностей: 1) по фактически отражаемой стоимости активов (при приватизации государственных предприятий для определения их начальной цены при проведении аукционов и конкурсов); 2) по восстановительной стоимости активов (отражаемая в балансе стоимость отдельных активов – ОС, НА, ТМЦ – должна быть скорректирована с учетом роста цен на момент проведения оценки); 3) оценка по стоимости производительных активов – оценка только производительно используемых чистых активов, обеспечивающих получение прибыли. Определяется: из общей стоимости активов – непроизводительные – неиспользуемые, сверхнормативные – не пользующаяся спросом готовая продукция – неиспользуемые виды НА + используемые арендуемые активы – все финансовые обязательства. Этот метод позволяет получить реальную стоимость активов предприятия. II. Метод замещения стоимости (затратный метод) – основывается на определении стоимости затрат, необходимых для воссоздания всех аналогичных активов, входящих в состав целостного имущественного комплекса (с учетом реальной стоимости износа). III. Метод оценки рыночной стоимости основан на рыночных индикаторах цен покупки-продажи аналогичной совокупности активов. IV. Метод предстоящего чистого денежного потока – экономически обоснованная стоимость целостного имущественного комплекса определяется суммой того реального чистого дохода, который может быть получен инвестором в процессе его эксплуатации. V. Метод оценки на основе регрессивного моделирования – основан на использовании многофакторных математических моделей. VI. Экспертный метод – осуществляют независимые эксперты-оценщики имущества, использующие наряду с количественными факторами и качественные параметры диагностики деятельности предприятий.
Тема 4. Формирование капитала предприятия. План: 1. Капитал предприятия: понятие, классификация. 2. Формирование собственного капитала предприятия. 3. Фонды денежных средств на предприятии. Уставный фонд и добавочный капитал. Литература: 1. Капитал предприятия – это действующий (вложенный в дело) источник дохода, дающий общественно полезный эффект. Капитал, являясь главной экономической базой создания и развития предприятия, в процессе своего функционирования обеспечивает интересы государства, собственников и персонала. Капитал предприятия можно классифицировать по различным признакам: Классификационный признак Вид капитала 1. По принадлежности предприятию: а) собственный; б) заемный. 2. По целям использования: а) производственный; б) ссудный; в) спекулятивный. 3. По формам инвестирования: а) капитал в финансовой форме; б) капитал в материальной форме; в) капитал в нематериальной форме. 4. По объекту инвестирования: а) основной капитал; б) оборотный капитал. 5. По форме нахождения в процессе кругооборота: а) капитал в денежной форме; б) капитал в производственной форме; в) капитал в товарной форме. 6. По формам собственности: а) частный капитал; б) государственный капитал. 7. По организационно-правовым формам деятельности: а) акционерный; б) паевой; в) индивидуальный. 8. По характеру использования в хозяйственном процессе: а) работающий капитал; б) неработающий («мертвый») капитал. 9. По характеру использования собственниками: а) потребляемый («проедаемый»); б) накапливаемый (реинвестируемый). 10. По источникам привлечения: а) национальный; б) иностранный. 11. По соответствию правовым нормам функционирования: а) легальный; б) «теневой». 2. Основными источниками финансирования деятельности предприятия являются собственные средства. Уставный капитал представляет собой сумму средств, предоставленных собственниками для обеспечения уставной деятельности предприятия. При создании предприятия вкладами в его уставный капитал могут быть денежные средства, материальные и нематериальные активы. Уставный капитал, следовательно, отражает сумму обязательств предприятия перед инвесторами. Он формируется при первоначальном инвестировании средств, его величина объявляется при регистрации предприятия, а любые корректировки размера уставного капитала допускаются лишь в случае и порядке, предусмотренных действующим законодательством и учредительными документами.
Прибыль является основным источником собственных средств предприятия. В балансе она присутствует как нераспределенная прибыль, так и в виде созданных за ее счет фондов и резервов. Прибыль – основной источник формирования резервного капитала, который предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков от хозяйственной деятельности. Порядок формирования резервного капитала определяется нормативными и уставными документами. Добавочный капитал как источник средств предприятия образуется в результате переоценки основных средств. 3. Важнейшая сторона финансовой деятельности предприятий – формирование и использование различных денежных фондов. Денежные фонды предприятий можно разбить на четыре группы: 1) Первая группа денежных фондов предприятий - фонды собственных средств, которая включает: 1.1. Уставный капитал – основной источник собственных средств предприятия. Сумма уставного капитала акционерного общества отражает сумму выпущенных им акций, а государственного и муниципального предприятия – величину уставного фонда. Уставный капитал изменяется предприятием, как правило, по результатам его работы за год после внесения изменений в учредительные документы. Уставный капитал предприятия определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. Минимальный размер его определяется в соответствии с установленным законодательно минимальным размером оплаты труда в стране. Уставный капитал выступает первым денежным фондом, отражаемым в пассиве баланса предприятия. 1.2. После уставного капитала денежным фондом собственных средств предприятия является добавочный капитал, который включает: - результаты переоценки основных фондов; - эмиссионный доход акционерного общества (доход от продажи акций сверх их номинальной стоимости за вычетом расходов на их продажу); - безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные цели; - ассигнования из бюджета на финансирование капитальных вложений; - поступления на пополнение оборотных средств. Добавочный капитал аккумулирует денежные средства, поступающие предприятию в течение года по перечисленным каналам. Основным каналом здесь являются результаты переоценки основных фондов. 1.3. Резервный капитал, который образуется за счет отчислений от прибыли в размере, определенном уставом. 1.4. Инвестиционный фонд предназначен для развития производства. В нем концентрируются: - амортизационный фонд, предназначенный для простого воспроизводства основных фондов; - фонд накопления, образуемый за счет отчислений от прибыли и предназначенный для развития производства; - заемные и привлеченные источники. Инвестиционный фонд является источником увеличения уставного капитала предприятия, так как вложения в развитие производства увеличивают имущество предприятия. 1.5. Валютный фонд формируется на предприятиях, получающих валютную выручку от экспортных операций и покупающих валюту для импортных операций. 2) Вторая группа денежных фондов предприятий – фонды заемных средств. В условиях рыночной экономики ни одно предприятие не может обходится без заемных средств. Их многообразие дает возможность использования их в различных ситуациях. Заемные средства в нормальных экономических условиях способствуют повышению эффективности производства. В данную группу денежных фондов включаются: кредиты банков, коммерческие кредиты, факторинг, лизинг, кредиторы. 3) Третья группа денежных фондов – фонды привлеченных средств. В данную группу входят: 1.1. Фонд потребления – денежный фонд, образуемый за счет чистой прибыли и используемый на удовлетворение материальных и социальных потребностей работников предприятия. 1.2. Расчеты по дивидендам. 1.3. Доходы будущих периодов. 1.4. Резервы предстоящих расходов и платежей. 4) Четвертую группу денежных фондов образуют оперативные денежные фонды предприятия. 4.1. Фонд для выплаты заработной платы. 4.2. Фонд для платежей в бюджет различных налогов. Кроме перечисленных на предприятии создается ряд других фондов денежных средств: для погашения кредитов банка, освоения новой техники, научно-исследовательских работ.
Тема 5. Влияние организационно-правовых форм хозяйствования
и отраслевых особенностей на организацию финансов. План: 1. Влияние отраслевых особенностей на организацию финансов 2. Влияние организационно-правовых форм хозяйствования на организацию финансов. 3. Акционерное общество: формирование уставного капитала, финансовых ресурсов, денежных фондов. Литература: 1. 7) стр. 35-194. 2. 8) стр. 175-186. 3. 10) стр. 334-337. 4. 9) 117-124. 1. Под организацией финансов предприятий понимается состав денежных фондов предприятий, порядок их образования и использования, соотношение между размерами фондов предприятий, взаимоотношения предприятий с финансово-кредитной системой. На организацию финансов предприятий прежде всего влияют отраслевые особенности. По отраслевой принадлежности финансы предприятий можно подразделить на финансы: промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства. Финансы промышленности занимают ведущее место в общей системе финансов предприятий отраслей народного хозяйства. Это определяется прежде всего тем, что они обслуживают такую отрасль народного хозяйства, в которой создается большая часть совокупного общественного продукта, национального дохода и денежных накоплений. Промышленные предприятия в процессе своей деятельности взаимодействуют с предприятиями других отраслей народного хозяйства, поэтому их финансы тесно связаны с финансами всех других отраслей. Существенные отличия в организации финансов предприятий сельского хозяйства обусловлены особенностями экономики сельскохозяйственного производства. Сельское хозяйство – важная отрасль народного хозяйства, создающая «простой продукт», используемый как сырье для промышленности и как продукт питания для населения. В составе основных производственных фондов значительное место занимает продуктивный и рабочий скот, воспроизводство которого осуществляется непосредственно в самом сельском хозяйстве. Значительная часть произведенной продукции не реализуется на сторону, а остается внутри хозяйства на цели воспроизводства и поэтому не входит в состав товарной продукции и не принимает денежную форму, поскольку является внутрихозяйственным оборотом.
В осуществлении строительного производства участвуют два вида финансов: финансы заказчика (инвестора) и финансы подрядчика. Финансы инвестора представляют собой совокупность средств, предназначенных для финансирования затрат во вновь создаваемые, обновляемые и модернизируемые основные фонды. Специфика строительства сказывается на некоторых особенностях финансов подрядчика. Продолжительность строительства объекта вызывает наличие большого незавершенного производства в составе собственных оборотных средств подрядной организации. Это приводит к неравномерности поступления выручки от сдачи выполненных работ заказчику – основного источника собственных средств подрядчика.
Существенной особенностью финансов торговли является то, что в отличие от других отраслей народного хозяйства выручка от реализации товаров поступает преимущественно в налично-денежной форме. В связи с этим важной задачей организации финансов в торговле являются правильное ведение кассового хозяйства, контроль за поступлением в кассы магазинов выручки, за инкассированием выручки и правильным ее использованием. Действующий в жилищном хозяйстве финансовый механизм, основанный на самоокупаемости эксплуатационных расходов по содержанию жилья, не создает условий для образования источников финансирования не только для расширенного воспроизводства, но даже и для простого воспроизводства, что делает невозможной организацию в жилищном хозяйстве хозрасчета на принципах самофинансирования. Специфика хозяйственной деятельности коммунальных предприятий оказывает влияние на особенность организации их финансов. У большинства предприятий процессы производства и реализации продукции, оказания услуг совпадают по времени, и поэтому в составе оборотных средств нет незавершенного производства и готовой продукции, что значительно сокращает продолжительность оборачиваемости оборотных средств. Ритм работы коммунальных предприятий во многом зависит от времени года и от общего ритма городской жизни, что сказывается на неравномерности поступления доходов на протяжении года. 2. Исходя из организационно-правовых форм, финансы предприятия подразделяются на финансы: государственных предприятий, муниципальных предприятий, индивидуальных (семейных) частных предприятий, полных товариществ, смешанных товариществ, акционерных обществ. Организационно-правовая форма в первую очередь обуславливает специфику формирования уставного фонда. Так, источниками уставного фонда государственного предприятия являются бюджетные ассигнования, вклады других государственных предприятий. Уставный фонд товариществ с ограниченной ответственностью образуется только за счет вкладов учредителей. Организационно-правовая форма предопределяет особенности и в распределении прибыли. Открытые акционерные общества обязаны предусматривать в ходе распределения прибыли средства, предназначенные для выплаты дивидендов по акциям, смешанные товарищества – отчисления от прибыли (в соответствии с вкладом участников товарищества). Предприятия некоторых организационно-правовых форм обязаны направлять часть прибыли, оставшейся в их распоряжении, на формирование финансового резерва. 3. Акционерное общество – это коммерческая организационно-правовая форма объединения, образованного путем добровольного соглашения юридических и физических лиц (в том числе иностранных), объединивших свои средства и выпустивших в обращение акции с целью получения прибыли. Финансы АО выполняют функции формирования денежных капиталов (уставного капитала, оборотного капитала, прибыли, резервов и других фондов), распределения этих денежных фондов и контроля за их созданием и использованием. С учреждением акционерного общества создается его уставный капитал, отражающий минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Уставный капитал АО состоит из определенного числа акций, количество которых предусмотрено уставом. В соответствии с законом об АО и ГК РФ в уставный капитал АО включается только номинальная стоимость акций, приобретенных акционерами. При этом все обыкновенные акции имеют одинаковую минимальную стоимость. Наряду с обыкновенными акциями АО имеет право размещать привилегированные акции. Однако их номинальная стоимость не должна превышать 25% уставного капитала общества. Акции, выпущенные обществом, но не оплаченные акционерами, не могут составлять уставный капитал. Минимальный размер уставного капитала определяется законом об АО. Для обществ открытого типа он составляет не менее тысячекратной суммы, а для закрытых обществ – не менее стократной суммы минимальной месячной оплаты труда, установленной законом на дату государственной регистрации АО. Прибыль АО образуется в виде разницы между выручкой от реализации продукции за вычетом налогов и затратами на производство этой продукции. Если затраты превышают сумму выручки, общество несет убытки. Порядок использования прибыли, не подлежащей распределению между акционерами, определяется уставом общества. После уплаты налога на прибыль и других обязательных платежей остается чистая прибыль, поступающая в полное распоряжение АО. В процессе распределения чистой прибыли АО создается резервный фонд, величина которого должна составлять не менее 15% уставного капитала. Порядок формирования и использования резервного фонда определяется ставом АО. Формирование и пополнение резервного фонда происходит путем ежегодных отчислений вплоть до достижения этим фондом размера, предусмотренного уставом общества. Резервный фонд предназначен для покрытия непредвиденных коммерческих убытков АО. За счет этого фонда производится погашение облигаций и выкуп акций общества при отсутствии других средств. Использование резервного фонда в иных целях запрещается.
Тема 6. Затраты предприятий и источники их финансирования. План: 1. Затраты предприятия и источники их финансирования. Текущие затраты предприятия. 2. Смета затрат, ее значение в финансовой деятельности предприятия. 3. Структура затрат, образующих себестоимость продукции, их влияние на конечный результат хозяйственной деятельности предприятия. Литература: 1. 13) стр. 184-191. 2. 6) стр. 189-198. 3. 4)стр. 74-93. 1. Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции и др. Текущие затраты связаны с производством и реализацией продукции. Они занимают наибольший удельный вес во всех затратах предприятия и содержат затраты по использованию в процессе производства продукции сырья, материалов, основных производственных фондов, комплектующих изделий, топлива и энергии, по оплате труда и др. Текущие затраты возвращаются предприятию по завершению цикла производства и реализации продукции в составе выручки от реализации. Наибольший удельный вес во всех расходах предприятия занимают затраты на производство продукции. Затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:
1) Материальные затраты – наиболее крупный элемент затрат на производство, доля которого в общей сумме затрат составляет 60-90%. Состав материальных затрат неоднороден и включает расходы на сырье и материалы. 2) Затраты на оплату труда – это затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в основной деятельности.
3) Отчисления на социальные нужды – это отчисления во внебюджетные социальные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования). 4) Следующий крупный элемент затрат – износ основных производственных фондов, равный сумме амортизационных отчислений. Сюда же относятся ускоренная амортизация основных фондов и ее индексация. 5) Прочие затраты в составе себестоимости продукции – это налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, платежи за предельно допустимые выбросы, обязательное страхование имущества предприятия и др. Финансирование затрат осуществляется за счет собственных и заемных источников. Финансирование деятельности предприятия за счет собственных средств или самофинансирование реализуется за счет использования прибыли предприятия или перераспределения капитала. О самофинансировании можно говорить только, если предприятие функционирует без привлечения нового капитала со стороны и если часть прибыли предприятия используется на развитие производства. Источниками получения средств для самофинансирования могут быть: прибыль, не выплаченная вкладчикам капитала; скрытые резервы; отчисления в специальные фонды. Самофинансирование позволяет предприятию быть независимым от рынка капиталов, экономить средства, улучшать кредитоспособность. Финансирование из амортизационных отчислений является текущим финансовым решением. Заемные средства могут быть представлены в виде банковского кредита, займов, коммерческого кредита. 2. Смета – это форма планового расчета, которая определяет подробную программу действий предприятия на предстоящий период. Управление текущими затратами предприятия подразумевает разработку и контроль за исполнением сметы затрат на производство – внутреннего документа, позволяющего не только контролировать общий уровень затрат и их динамику, но и сопоставлять их величину по структурным подразделениям и филиалам. Смета затрат позволяет определить уровень самоокупаемости по предприятию в целом и его отдельным подразделениям. При разработке смет затрат определяется себестоимость единицы продукции, создается база для расчета оптовых цен, устанавливается возможность снижения затрат на производство и реализацию продукции за счет внедрения новых технологий, рационализации товародвижения, закладывается основа для получения прибыли. Сметы используются также для определения потребностей предприятия в оборотных средствах, объемов реализации продукции и размеров возможной прибыли. 3. Наибольший удельный вес во всех расходах предприятий занимают затраты на производство продукции. Совокупность производственных затрат показывает, во что обходится предприятию изготовление выпускаемой продукции, т.е. составляет производственную себестоимость продукции. Предприятие производит также затраты по реализации продукции, т.е. осуществляет внепроизводственные, или коммерческие расходы. Производственная себестоимость и коммерческие расходы составляют полную (коммерческую) себестоимость продукции. Затраты группируются по калькуляционным статьям при определении себестоимости отдельных видов продукции, а также при оценке степени влияния отдельных элементов на ее формирование и разработку плана организационно-технических мероприятий по снижению себестоимости. В качестве типовой группировки применяется следующая структура статей калькуляции: 1. Сырье и материалы. 2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия. 3. Возвратные отходы (вычитаются). 4. Топливо и энергия на технические цели. 5. Основная заработная плата производственных рабочих. 6. Дополнительная заработная плата производственных рабочих. 7. Отчисления на социальное страхование. 8. Расходы на подготовку и освоение производства. 9. Износ инструментов и приспособлений целевого назначения. 10. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования. 11. Цеховые расходы. 12. Общезаводские расходы. 13. Потери от брака. 14. Прочие производственные расходы. 15. Внепроизводственные расходы. Затраты по способу отнесения их на единицу продукции могут быть прямыми и косвенными. Прямые затраты – это расходы строго целевого назначения. Косвенные затраты распределяются между различными изделиями пропорционально условному измерителю, чаще всего заработной плате основных производственных рабочих. В соответствии с экономическим содержанием затраты по калькуляционным статьям подразделяются на основные и накладные. Основные затраты включают затраты, непосредственно связанные с изготовлением продукции, накладные – затраты на организацию, управление, техническую подготовку производства и т.д. По степени зависимости от изменения объема производства затраты подразделяются на условно-переменные и условно-постоянные. Условно-переменные затраты изменяются прямо пропорционально росту объема производства (сырье, материалы и т.д.). Условно-постоянные затраты при изменении объема производства существенно не изменяются (расходы на освещение, отопление и др.). К факторам, обеспечивающим снижение себестоимости, а следовательно, и увеличение конечного финансового результата, относятся применение новейших технологий, экономия сырья, топлива, электроэнергии, повышение производительности труда, снижение потерь от брака и простоев, улучшение использования основных производственных фондов, изменения структуры производственной программы в результате ассортиментных сдвигов и др. Себестоимость изделия может снижаться и за счет сокращения условно-постоянных расходов в результате роста объемов производства и реализации.
Тема 7. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) как основной
источник финансового обеспечения предпринимательской деятельности. План: 1. Выручка от реализации продукции (работ, услуг): структура, формирование. Факторы, влияющие на величину выручки от реализации продукции (работ, услуг). 2. Контроль за состоянием платежной дисциплины. Меры по сокращению дебиторской задолженности. 3. Планирование выручки от реализации продукции (работ, услуг). Литература: 1. 13) стр. 191-194. 2. 11) стр. 128-131. 3. 12) стр. 98. 1. Выручка от реализации продукции – это сумма денежных средств, полученных предприятием за произведенную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги. Выручка от реализации является главным источником средств предприятия для возмещения затрат и образования доходов.
В объем реализации не включаются стоимость продукции, не отгруженной в отчетном периоде покупателям, и внутризаводской оборот (исключение составляют лесная, пищевая, легкая промышленность). Реализация продукции (работ, услуг) позволяет определить финансовый результат деятельности предприятия. Кроме выручки от реализации готовой продукции предприятие может получать выручку от прочей реализации (выбывших основных фондов, материалов и др.), а также от внереализационных операций (сдача имущества в аренду, совместная деятельность, доходы по операциям с ценными бумагами и др.).
В настоящее время для составления финансовой отчетности метод формирования выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается лишь после отгрузки продукции и предъявления покупателю расчетных документов. При объявлении учетной политики предприятие выбирает методику определения выручки от реализации только для целей налогообложения: либо по срокам оплаты отгруженной продукции (по мере поступления средств на расчетный счет или в кассу предприятия), либо по срокам отгрузки продукции и предъявления покупателю расчетных документов. При определении выручки по мере оплаты продукции прибыль от реализации будет меньше, если имеет место последующая оплата. При предварительной оплате сумма выручки не будет отличаться в зависимости от выбранного метода, так как вы реализацию будет включаться только отгруженная продукция. Определение выручки по отгрузке при последующей оплате принесет больше начисленной прибыли. Но использование этого метода может привести к дефициту реальных финансовых ресурсов, так как признание отгруженной, но еще не оплаченной продукции, означает объявление прибыли и влечет за собой уплату налогов. Факторы, влияющие на величину выручки от реализации продукции, можно подразделить на 3 группы: 1) Производственные факторы связаны с объемом производства, его ритмичностью, материальной и научно-технической оснащенностью, соответственно-качественными параметрами продукции, ее ассортиментом и структурой. 2) Коммерческие факторы охватывают в широком смысле понятие маркетинга: заключение хозяйственных договоров на основе самого пристального изучения действующей и перспективной конъюнктуры рынка, ценовое регулирование сбыта, его направление и организационно-экономическое обеспечение. 3) Финансовые факторы охватывают и выручку от реализации продукции, и предпринимательский доход от всех видов деятельности, включая формы расчетов, предусмотренные контрактом или определяемые оперативно, ценовое регулирование, в том числе и уценку товара в случае замедления его реализации. В данном случае не маловажен принцип «время – деньги», так как чем быстрее и полнее поступление доходов, тем эффективней вся деятельность предприятия. 2. 3. В современных рыночных условиях выручку от реализации можно определять по объему (портфелю) заказов, согласуя его с производственными мощностями предприятия через сравнительный анализ с ожидаемой реализацией в предстоящем периоде. Однако этот метод лучше использовать в качестве контрольного, ибо для формирования самого портфеля заказов необходимы точные данные по всем разделам бизнес-плана (технико-экономическая база, производственные мощности, ассортимент и структура выпуска продукции и т.д.). Как правило, предприятия прибегают к традиционному методу расчета реализации по схеме товарного баланса: Р = О1 + Т – О2, где Р – реализация; Т – товарный выпуск; О1, О2 –остатки нереализованной продукции на начало и конец периода. Баланс выпуска и реализации имеет три стоимостные оценки: - в оптовых ценах предприятия (цена реализации без НДС и акцизов); - по себестоимости; - по прибыли. Переходящие остатки нереализованной продукции включают готовую продукцию на складе и товары отгруженные, которые в свою очередь состоят из: - товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил; - товаров, не оплаченных в срок; - товаров на ответственном хранении у покупателей. В плане входные остатки определяются по ожидаемому на конец текущего года исполнению, а выходные – по экспертной оценке. Переходящие остатки оцениваются по производственной себестоимости, а выпуск – по коммерческой, т.е. с учетом внепроизводственных расходов (они исчисляются по годовой смете и на остатки не относятся). Тема 8. Формирование и распределение прибыли в условиях коммерческого расчета и самофинансирования. План: 1. Понятие и состав валовой прибыли. 2. Факторы, влияющие на величину прибыли от реализации продукции (работ, услуг). 3. Распределение прибыли в условиях современной системы налогообложения. Литература: 1. 13) стр.194-203. 2. 3) стр. 109-123. 3. 10)стр. 135-141,153-156. 1. Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности предприятия и государства в целом. Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовую прибыль. На величину валовой прибыли влияет совокупность многих факторов, зависящих и независящих от предпринимательской деятельности. В составе валовой прибыли предприятия учитывается прибыль от всех видов деятельности. Прежде всего валовая прибыль включает прибыль от реализации продукции, исчисленной путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции (работ, услуг), налога на добавленную стоимость, акцизов и затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость. Прибыль от реализации продукции – основная часть валовой прибыли. Вторая составляющая валовой прибыли предприятия – прибыль от реализации основных средств и иного имущества, а также прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, т.е. прибыль подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе основного предприятия. У предприятия могут образовываться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе налогообложения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения. Поэтому от реализации ненужных товарно-материальных ценностей образуется не только прибыль, но и убыток. Что касается реализации излишних основных фондов, то прибыль от их реализации исчисляется как разница между продажной ценой и первоначальной (или остаточной) стоимостью фондов, которая увеличивается на соответствующий индекс, устанавливаемый законодательством в зависимости от темпов роста инфляции. Третья составляющая валовой прибыли – прибыль от внереализационных операций, т.е. от операций, непосредственно не связанных с основной деятельностью предприятия. В составе этих внереализационных результатов учитываются следующие доходы (расходы): доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; доходы от сдачи имущества в аренду; дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию; суммы полученных и уплаченных экономических санкций (штрафы, пени, неустойки); курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте. В тех случаях, когда суммы санкций вносятся в бюджет, они не включаются в состав расходов от внереализационных операций и возмещаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
2. Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции, роста прибыли. Для определения основных направлений увеличения прибыли факторы, влияющие на ее величину, классифицируются по различным признакам. К внешним факторам относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли.
Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и, в свою очередь, подразделяются на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени. Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии их обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов. К внепроизводственным факторам относятся снабженческо-сбытовая, природоохранная деятельность и др. При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия все эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. «Прямое» влияние на величину себестоимости продукции, а значит, и прибыли, связано с тем, насколько рационально и экономно расходуются материальные ресурсы – ведь доля материальных затрат в составе себестоимости продукции обычно колеблется от 60% до 90%. 3. Распределение и использование прибыли являются важным хозяйственным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей предпринимателей и формирование доходов России. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования. Прежде всего, валовая прибыль уменьшается на сумму: доходов от долевого участия в деятельности других предприятий, находящихся в пределах России; дивидендов и процентов, полученных по акциям, принадлежащим данному предприятию, а также с доходов по государственным ценным бумага РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления; доходов от сдачи в аренду и других видов использования имущества. Затем валовая прибыль уменьшается на сумму прибыли: от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках, стадионах, вмещающих более 2000 человек; от работы казино, видеосалонов и использования игровых автоматов; от посреднических операций и сделок. Из валовой прибыли исключаются суммы прибыли, по которой установлены налоговые льготы. С 1994 года из валовой прибыли исключаются также доходы юридических лиц по государственным ценным бумагам, а также от оказания услуг по размещению государственных ценных бумаг и резервов Федерального казначейства РФ, не подлежащие обложению налогом на прибыль. Оставшаяся после этих корректировок валовая прибыль является объектом налогообложения. С этой прибыли уплачивается в бюджет налог на прибыль. После уплаты налога остается чистая прибыль. Эта прибыль находится в полном распоряжении предприятия и используется им самостоятельно. Список рекомендуемой литературы Основная: 1. Финансы: Учебник для вузов/Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999 г. 2. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/Под ред. Дробозиной Л.А. – М., Финансы, ЮНИТИ, 1997 г. 3. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. – М.: ИНФРА-М, 1999 г. Дополнительная: 4. Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 1998 г. 5. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1997 г. 6. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1998 г. 7. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства: Учебное пособие. – М., 1999 г. 8. Общая теория финансов: Учебник/Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995 г. 9. Финансы. Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1995 г. 10. Финансы: Учебное пособие/Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 1999 г. 11. Финансовый менеджмент/Под ред. академика Полякова. – М.: Финансы и статистика, 1998 г. 12. Финансы предприятий/Под ред. Шеремета А.Д. – М.: ИНФРА-М, 1997 г. 13. Экономика предприятия: Учебник/Под ред. О.И. Волкова. – М.: ИНФРА-М, 1998 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.