Реферат по предмету "Экономика"


Нефтяной картель ОПЕК

Введение.
Общие положения об организации стран-экспортеров нефти.
Организационная структура. Основные цели создания ОПЕК.
История экономической и политической деятельности ОПЕК. Общие проблемы развития всех стран ОПЕК.
Заключение.
Список иллюстраций.
Литература. Введение. В настоящей работе моей целью является показать особенности и противоречия, свойственные экономическому развитию стран ОПЕК, так как именно их развитие наиболее ярко иллюстрирует особенности экономического становления хозяйств нефтяных держав. Этот вопрос в настоящее время является актуальным, так как все развитие Казахстана сейчас финансируется за счет доходов от экспорта нефти и других минерально-сырьевых ресурсов. Опыт стран, которые на протяжении нескольких десятилетий жили и продолжают жить только за счет аналогичных доходов, поможет нам понять путь, по которому следует направлять развитие Казахстана, чтобы будущее было как можно «светлее». Многие экономисты современности обращают свое внимание на развитие стран ОПЕК, на уровень мировых цен на нефть, на политику, осуществляемую этой организацией. Мировая цена на нефть определяет Казахстанский бюджет, определяет, жить нам хорошо, или придется опять брать столь обременительные кредиты за рубежом. Поэтому я считаю, что следует рассмотреть экономики стран ОПЕК и понять основные проблемы, с которыми сталкиваются страны-члены этой организации на своем пути; основные задачи, которые следует решить государствам, чтобы приблизиться к уровню развитых стран. "Чтобы пробить стену лбом нужен или большой разбег, или много лбов". А. Азольский
Общие положения об организации стран-экспортеров нефти. ОПЕК (организация стран-экспортеров нефти) (Organization of the Petroleum Exporting Countries) – добровольная межправительственная экономическая организация, задачей и главной целью которой является координация и унификация нефтяной политики своих государств-членов. Стремясь активизировать борьбу против нефтяных мо­нополий, развивающиеся страны—экспортеры жидкого топлива пришли к выводу о необходимости объединить свои силы и противопоставить организации монополий свою собственную. ОПЕК была создана в соответствии с резолюцией конференции представителей правительств Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы, состоявшейся в Багдаде в сентября 1960 года. Поэтому число пять в ОПЕК символизирует пятерку стран — основателей этой международной организации. Позднее ее членство выросло до 11 за счет Катара, Объединенных Арабских Эмиратов, Ливии, Алжира, Нигерии и Индонезии. Первая конференция ОПЕК, Багдад, 10-14 сентября, 1960г. Инициатором создания организации была Венесуэла—наиболее развитая из нефтедобывающих стран, которая в течение длительного времени подвергалась эксплуатации нефтяных монополий. Понимание необходимости координации усилий против нефтяных монополий назревало и на Ближнем Востоке. Об этом свидетельствовали ирако-саудовское соглашение о согласовании Нефтяной политики в 1953 году и заседание Лиги арабских стран в 1959 году, посвященное нефтяным проблемам, на котором присутствовали представители Ирана и Венесуэлы. Непосредственным импульсом, приведшим к созданию ассоциации экспортеров нефти, было очередное снижение справочных цен в 1959 году после того, как "Семь сестер" - картель, объединявший компании British Petroleum, Chevron, Exxon, Gulf, Mobil, Royal Dutch, Shell и Texaco, и контролировавший переработку сырой нефти и продажу нефтепродуктов во всем мире, в одностороннем порядке снизили закупочные цены на нефть, исходя из которой они выплачивали налоги и проценты за право разработки природных ресурсов нефтедобывающим странам, а также введение ограничений на импорт нефти в США. Устав ОПЕК, утвержденный в Каракасе в 1961 году, был пол­ностью пересмотрен в 1965 году, и позже в него неоднократно вносились поправки. Организационная структура. Основные цели создания ОПЕК. Все одиннадцать стран находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Пожалуй, единствен­ная из стран, представляющая исключение, это Индонезия, кото­рая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого — 48 процентов в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии. На долю ОПЕК сейчас приходится добыча 29 млн. баррелей нефти или около 40 процентов ее мирового производства. По оценкам генсекретаря ОПЕК, эта доля возрастет к 2010 году до 45 процентов и достигнет более 50 процентов к 2020 году. Основными целями создания Организации являются: · Координация и унификация нефтяной политики государств-членов. · Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов. · Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти. · Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения: 1) устойчивых доходов стран-производителей нефти; 2) эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей; 3) справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; 4) Охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений. 5) сотрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти. Иными словами, речь идет о том, чтобы объединенным фрон­том защищать свои экономические интересы. По сути, ОПЕК по­ложила начало межгосударственному регулированию в энергети­ческой сфере применительно к мировому нефтяному рынку. Полноправными членами могут быть только члены-основатели и те страны, чьи заявки на прием были одобрены конференцией. Любая другая страна, в значительных размерах экспортирую­щая сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено большинством в 3/4 го­лосов, включая голоса всех членов-учредителей. Высшим органом является Конференция министров нефти стран ОПЕК, созываемая не реже двух раз в год. Она, как прави­ло, привлекает к себе самое пристальное внимание не только прессы, но и ключевых игроков на мировом нефтяном рынке. Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а также по бюджету. Она поручает Совету подго­товку докладов и рекомендаций по любым вопросам, представ­ляющим интерес для организации. Конференция образует и сам Совет управляющих (по одному представителю от страны, как правило, — это министры нефти, добывающей промышленности или энергетики). Она же выбирает президента и назначает гене­рального секретаря организации.
Секретариат осуществляет свои функции под руководством Совета управляющих. Генеральный секретарь является высшим должностным лицом Организации, полномочным представителем ОПЕК и главой Секретариата. Он организует и руководит работой Организации. Экономическая комиссия ОПЕК занимается вопросами содействия стабильности на международных нефтяных рынках при справедливых уровнях цен, с тем, чтобы нефть могла сохранить свое значение в качестве первостепенного глобального энергоисточника в соответствии с задачами ОПЕК, ведет тщательное наблюдение за изменениями на рынках энергии и информирует Конференцию об этих изменениях.
В настоящее время влиятельный пост президента Конферен­ции занимает министр энергетики и минеральных ресурсов ИндонезииDr Purnomo Yusgiantoro. В данный момент он же является исполняющим обязанности ге­нерального секретаря, возглавляющего Секретариат ОПЕК. Dr Purnomo Yusgiantoro - политик, сильный экономист, умелый и тонкий дипломат. Ввиду растущего глобального спроса на нефть в абсолютном выражении, во все большей степени удовлетворяемого производи­телями нефти, не являющимися членами ОПЕК, организация в интересах достижения своих целей и реализации инициатив по содействию стабилизации международного рынка нефти обсужда­ет вопросы взаимодействия и с нечленами ОПЕК. С 1991 года ОПЕК, ИПЕК (независимые страны — экспортеры нефти), Европейский союз и Международное энергетическое агент­ство проводят встречи по обмену информацией в области энерге­тики, промышленного сотрудничества, экологических проблем, использования рыночных механизмов и транспарентности нефтя­ного рынка. Неформальные контакты осуществляются ОПЕК также с ведущими транснациональными нефтяными компа­ниями и их ассоциациями на различных конференциях и фору­мах. Важную роль в поддержании таких контактов играет Центр глобальных стратегических исследований ОПЕК в Лондоне. История экономической и политической деятельности ОПЕК. В 1960-х годах на мировых рынках существовало избыточное предложение нефти, и целью создания ОПЕК являлось предотвращение дальнейшего падения цен. Однако в 1970-х годах резкий рост мирового спроса на нефть позволил добывающим странам значительно увеличить доходы от ее продажи, особенно за счет повышения мировых цен на нефть в четыре раза в 1973-1974 и еще в два раза в 1979 году. На волне высоких доходов от нефти в 1976 году ОПЕК создала Фонд международного развития ОПЕК — многосторонний финан­совый институт в области развития. Его штаб-квартира также расположена в Вене. Фонд призван содействовать сотрудничеству между государствами — членами ОПЕК и другими развивающи­мися странами. Международные институты, чья деятельность приносит пользу развивающимся странам, и все не входящие в ОПЕК развивающиеся страны могут пользоваться помощью фон­да. Фонд ОПЕК предоставляет займы (на льготных условиях) трех видов: для проектов, программ и поддержки платежного баланса. Ресурсы состоят из добровольных взносов государств-членов и прибылей, полученных за счет инвестиционных и кре­дитных операций фонда. Роль ОПЕК в мировых нефтяных делах общеизвестна. Кстати, 2005 год для ОПЕК во многом этапный — страны-члены плани­руют отпраздновать сорокапятилетний юбилей своей организации. Несмотря на огромное влияние на нефтяной рынок, ОПЕК производит всего 40% от объемов мировой добычи нефти. Однако страны, входящие в ОПЕК, владеют 77% всех разведанных мировых запасов нефти. Как следствие, страны, не входящие в ОПЕК, в частности, Канада, Великобритания, Норвегия, Мексика, Китай, Россия и США, добывают около 60% нефти, но при этом их собственные запасы быстро истощаются. В результате в последние десятилетия все острее ощущается необходимость освоения альтернативных источников энергии. Задачей ОПЕК являлось представление единой позиции стран-производителей нефти в целях ограничения влияния крупнейших нефтяных компаний на рынок. Однако реально ОПЕК в период с 1960 по 1973 гг. расстановку сил на нефтяном рынке изменить не могла. Существенные коррективы в расстановку сил внесла внезапно начавшаяся в октябре 1973 г. война между Египтом и Сирией, с одной стороны, и Израилем, с другой. При поддержке США Израилю удалось довольно быстро вернуть утраченные территории и уже в ноябре подписать соглашения о прекращении огня с Сирией и Египтом. 17 октября 1973г. ОПЕК выступила против политики США, введя эмбарго на поставки нефти в эту страну и увеличив на 70% отпускные цены для западноевропейских союзников Соединенных Штатов. В одну ночь баррель нефти поднялся в цене с $3 до $5,11. (В январе 1974 г. ОПЕК поднял цену за один баррель до $11,65). Эмбарго было введено в тот момент, когда уже около 85% американских граждан привыкли добираться до рабочего места на собственном автомобиле. Хотя президент Никсон ввел жесткие ограничительные меры по использованию энергоресурсов, ситуацию спасти не удалось, и для западных стран наступил период экономического спада. На пике кризиса цена галлона бензина в США поднялась с 30 центов до $1,2. Реакция Wall Street была мгновенной. Естественно, на волне суперприбылей акции нефтедобывающих компаний пошли вверх, однако все остальные акции в период с 17 октября до конца ноября 1973 г. потеряли в среднем 15%. Индекс Dow Jones за это время снизился с 962 до 822 пунктов. В марте 1974 эмбарго против США было снято, однако эффект, который оно произвело, сгладить не удалось. За два года, с 11 января 1973 г. до 6 декабря 1974 г. Dow упал почти на 45% - с 1051 до 577 пунктов. В течение 70-х годов цена нефти продолжала расти, также как и цена цветных металлов, резины, пшеницы и хлопка. Повышение цен на нефть вызвало эффект бумеранга и повлекло за собой удорожание практически всех товаров и услуг. В 1974 г. индекс потребительских цен вырос на 11%, так что в 1975 г. Президент Форд был вынужден принять программу борьбы с инфляцией. Доходы от продажи нефти для основных арабских стран-производителей нефти в 1973-1978 гг. росли невиданными темпами. Например, доходы Саудовской Аравии выросли с $4,35 млрд. до $36 млрд., Кувейта - с $1,7 млрд. до $9,2 млрд., Ирака - с $1,8 млрд. до $23,6 млрд. Однако к концу 70-х потребление нефти начало сокращаться по целому ряду причин. Во-первых, на нефтяном рынке увеличилась активность стран, не входящих в ОПЕК. Во-вторых, стал проявляться общий спад экономики западных стран. В-третьих, определенные плоды принесли усилия по снижению энергопотребления. Кроме того, США, обеспокоенные возможными потрясениями в странах-производителях нефти, высокой активностью СССР в регионе, особенно после введения советских войск в Афганистан, были готовы в случае повторения ситуации с поставками нефти использовать военную силу. В конечном счете, цены на нефть начали снижаться. Тем не менее, несмотря на все принятые меры, в 1978 г. разразился второй нефтяной кризис. Главными причинами послужили революция в Иране и политический резонанс, который вызвали договоренности в Кемп-Девиде между Израилем и Египтом. К 1981 году цена на нефть достигла $40 за баррель.
Слабость ОПЕК в полной мере проявилась в начале 1980-х годов, когда в результате полномасштабного освоения новых нефтяных месторождений за пределами стран ОПЕК, широкого внедрения энергосберегающих технологий и экономической стагнации спрос на импортную нефть в промышленно развитых странах резко сократился, а цены упали почти вдвое.
С 1981 г. цена на нефть плавно падала, вплоть до недавнего времени. И хотя еще совсем недавно казалось, что уровень 1981 г. вряд ли будет достигнут в обозримом будущем, ситуация опять обострилась. Текущая цена барреля нефти марки Brent приблизилась к $45 за баррель, и некоторые аналитики склонны полагать, что она даже может превысить "критический" уровень $50 за баррель. Похоже, необходимые уроки из прошлого извлечены не были. После этого на нефтяном рынке в течение 5 лет наблюдалось спокойствие и плавное снижение цен на нефть. Однако когда в декабре 1985 года ОПЕК резко увеличил добычу нефти – до 18 млн барр/сут, началась настоящая ценовая война, спровоцированная Саудовской Аравией. Ее результатом стало то, что в течение нескольких месяцев сырая нефть подешевела более чем в два раза – с 27 до 12 долл. за баррель. Четвертый нефтяной кризис разразился в 1990 году. 2 августа Ирак напал на Кувейт, цены подскочили с 19 долл. за баррель в июле до 36 в октябре. Однако затем нефть подешевела до своего предыдущего уровня еще до начала операции “Буря в пустыне”, завершившейся военным поражением Ирака и экономической блокадой страны. Несмотря на постоянное перепроизводство нефти в большинстве стран ОПЕК и возросшую конкуренцию со стороны других нефтедобывающих стран, цены на нефть на протяжении 1990-х годов оставались относительно стабильными по сравнению с теми колебаниями, которые они испытывали в 1980-х годах. Как следует из оценок мирового энергетического обзора (МЭО-98), нефть будет продолжать доминировать в мировом потребле­нии энергии, причем возрастет доля ее использования на транс­порте. Потребление природного газа, как предполагается, суще­ственно увеличится и к 2020 году сможет достигнуть уровня потребления угля. Производство и потребление ядерной энергии стабилизируется; доля гидро- и иных возобновляемых источников будет неуклонно расти, но при этом оставаться на достаточно низких уровнях. Ожидается, что общий спрос на энергию будет расти на 2 процента в год, а экономическая активность — на 3,1 процента в год. Выбросы СО2 в атмосферу будут увеличивать­ся вместе с ростом первичного спроса на энергию, но при этом несколько быстрее, чем это наблюдалось раньше. Факторами, способствующими этому увеличению, следует считать стабилиза­цию производства ядерной электроэнергии и продолжающийся быстрый рост использования угля в Китае и других странах Ази­атского региона. Механизм регулирования ОПЕК мирового рынка нефти схема­тично предельно прост. Он заключается в установлении суммарного лимита добычи нефти для стран-членов, корректировки это­го лимита с учетом положения дел с ценами на мировом нефтя­ном рынке, распределения общего лимита между странами-членами и контроля за соблюдением установленных квот. Такая схема, учитывая роль стран ОПЕК в мировых нефтяных делах, призвана держать рынок стабильным. Однако в конце 1997 года началось падение цен на нефть, а в 1998 году мировой рынок нефти охватил беспрецедентный кри­зис. Аналитики и эксперты приводят множество различных при­чин этого резкого падения цен на нефть. Многие склонны возла­гать всю вину на решение ОПЕК, принятое в конце ноября 1997 года в Джакарте (Индонезия), о повышении потолка добычи неф­ти, вследствие чего на рынки якобы были выброшены дополни­тельные объемы нефти, и произошло понижение на нее цен. Однако, по мнению генерального секретаря ОПЕК Р.Лукмана, подобный упрощенный и имеющий своей целью ввести в заблуж­дение подход представляет собой не что иное, как попытку сде­лать из ОПЕК "козла отпущения". Он приводит следующие циф­ры: в 1998 году (с января по октябрь) производство нефти стра­нами — членами ОПЕК в среднем составило 27,8 млн. баррелей в день, причем в октябре оно упало ниже 27 млн. баррелей в день. Тот факт, что эти показатели, даже с учетом больших, чем ожи­далось, объемов нефти из Ирана, оказались ниже уровня произ­водства ОПЕК в октябре — ноябре 1997 года (то есть до упомяну­той встречи в Джакарте), наглядно, по мнению генсекретаря ОПЕК, свидетельствует о том, что это решение ОПЕК никак не способствовало накачиванию рынков избыточной нефтью. Р.Лукман (Dr Rilwanu Lukman - ге­неральный секретарь, возглавлявший Секретариат ОПЕК в 2001-2002гг., бывший министр иностранных дел Нигерии, а также нефтяных ресурсов этой страны) считает, что на самом же деле проблема заключает­ся в том, что ценовой кризис в нефтяной индустрии имеет непо­средственное отношение как к предложению, так и спросу. Ази­атский финансовый кризис привел к резкому падению темпов роста спроса на нефть в регионе, который ранее в этом отноше­нии являлся мировым лидером. Кризис этот приобрел такие мас­штабы, что показатели прогнозов мирового экономического раз­вития на 1998 год были пересмотрены и понижены с 3,5 процен­та (прогноз, сделанный в конце 1997 года) до 2,2 процента в на­стоящее время, причем тенденция к их дальнейшему пересмотру в нижнюю сторону вполне может сохраниться и дальше. Резуль­татом такого падения явилось снижение спроса на нефть в миро­вом масштабе. Видимо, с этой логикой можно согласиться. Есть также и ряд других факторов, влияющих на динамику изменения цен, среди которых можно назвать погодные условия и уровень имеющихся запасов нефти в странах-потребителях. Например, зима 1997/1998 года, выдавшаяся в северном полуша­рии теплее, чем обычно, повлекла за собой определенное сниже­ние спроса на топливо. Более того, с расчетом на холодную зиму были сделаны соответствующие запасы нефти, однако, поскольку эти ожидания не оправдались, отпала необходимость в их полном использовании, в результате чего в 1998 году эти запасы оказались на рекордно высоком уровне, тем самым, в свою очередь, оказав понижающее давление на динамику цен. К тому же воз­росший уровень экспорта нефти из Ирака, ставший возможным в соответствии с мандатом ООН, также оказался выше, чем ожида­лось ранее. Весьма интересны оценки опековских специалистов тех из­менений, которые происходят в нефтяном мире за последние годы. Меняется сам рыночный механизм, в котором фьючерсные сделки играют все большую роль. Этому активно способствует компьютеризация. Детальная информация со всех уголков мира сейчас, как никогда, доступна для анализа. В результате рынки стали транспарентными. Компьютеры революционизировали точность оценки уровней запасов, переработки, выпуска конеч­ной продукции, а также отслеживание передвижения нефтя­ных танкеров. Все эти изменения в сочетании со стремлением минимизировать "связанность капиталов" привели к заимствова­нию нефтеперерабатывающей промышленностью у автомобиль­ной принципа "брать, когда нужно". По мнению экспертов ОПЕК, это тоже внесло свою лепту в понижение цен на нефть за послед­ние 18 месяцев и добавило неопределенности в инвестиционный климат.
В результате цены на нефть упали до 9—10 долларов за баррель. По неофициальным данным, потери стран ОПЕК за это время составили 50 млрд. долларов. Прогнозы ОПЕК перекликаются с оценками Международного энергетического агентства, в соответствии с которыми цена стре­мительно пойдет вверх после 2010 года и будет где-то между 19,7 доллара за баррель и 29 долларов за баррель. Правда, опековцы, как видно, несколько более консервативны в своих оценках.
Со стороны казахстанских экспертов были обозначены перспекти­вы развития отечественной нефтедобывающей промышленности. Особый интерес эксперты ОПЕК проявляли к принятию закона о разделе продукции и другим вопросам внутреннего налогообло­жения. Ставились вопросы и по проблемам "каспийской нефти" в плане возможного воздействия на мировой нефтяной рынок. Усилия, предпринятые странами-членами и нечленами ОПЕК в 1998 году, вне всякого сомнения, сыграли важнейшую роль в предотвращении дальнейшего обвала мирового нефтяного рынка. Не будь предпринятых мер, и цена на нефть, по оценке некото­рых экспертов, могла бы упасть до 6—7 долларов за баррель. Однако, несмотря на известную стабилизацию рынка, к нача­лу 1999 года цена по-прежнему была очень низкой. Требовались новые серьезные усилия нефтедобывающих стран. Наиболее рельефно результаты взаимодействия ведущих ми­ровых нефтяных держав, в целях стабилизации рынка проявились накануне 107-й конференции ОПЕК в марте 1999 года. За несколько недель до начала конференции в Вене министры нефти пяти стран — Алжира, Ирана, Мексики, Саудовской Ара­вии и Венесуэлы — собрались в Гааге и сделали заявление о пла­нируемых дополнительных сокращениях нефти. Чуть позже аналогичное заявление было сделано и в Москве. Они были фор­мализованы в Вене 23 марта 1999 года на Конференции минист­ров нефти. Сокращения стран ОПЕК составили 1,7 млн. баррелей в день. Нечлены ОПЕК заявили о сокращении на 400 тыс. баррелей в день. Из них Казахстан сократит 55 тыс. баррелей в день (экспорт нефти и нефтепродуктов) по отношению к уровню четвертого квартала 1998 года. Таким образом, общие сокращения членов и нечленов ОПЕК составили 2,104 млн. баррелей в день. Решения конференции вступили в силу с 1 апреля 1999 года и будут дей­ствовать один год. Всего же общий объем сокращений членами и нечленами ОПЕК с учетом решений, принятых в 1998 году, составил 5,2 млн. баррелей в день. И рынок, наконец, отреагировал. Цена медленно пошла вверх. За несколько недель до конференции по­сле заявления в Гааге цена возросла на 3—4 доллара. Утром в день конференции она уже составляла 13,2 доллара за баррель, а вечером после ее закрытия цена вплотную приблизилась к 14 долларам за баррель. Основной причиной изменения тенденции явились инициативы ОПЕК по снижению добычи нефти, поддержанные рядом других нефтедобывающих стран. Вместе с тем государствам ОПЕК вряд ли удастся в течение долгого времени соблюдать установленные квоты нефтедобычи и выработать четкую единую политику Статистика по ОПЕК Таблица 1.Экспортная выручка стран ОПЕК Страна Номинальные доллары США. Млрд. Реальные доллары США Млрд. 2002 2003 Изменение. % 1972 1980 1986 2003 Алжир 4.8 6 125 4.2 20.2 4.8 4.7 Индонезия 2.8 4 143 2.8 22.5 5.6 3.1 Иран 10.5 13 124 12.9 20.9 6.7 10.2 Ирак 6.2 11.4 184 4.5 43.6 8 9 Кувейт 8 9.2 115 8.5 28.5 7.1 7.2 Ливия 5.6 6.9 123 9.1 35.3 5.5 5.4 Нигерия 8.8 11.4 130 6.6 38.6 7.7 8.9 Катар 2.9 3.7 128 1.4 8.5 1.6 2.9 Саудовская Аравия 29.7 34.6 116 14.5 162.7 21.4 27.2 ОАЭ 9.3 11 118 3.3 29.9 6.8 8.6 Венесуэла 11.2 12.6 113 9.4 28.2 7.8 9.9 ОПЕК. Всего 99.8 123.8 124 77.2 438.9 83 97.1 Представители организации проводят периодические встречи (раз в полгода, а иногда ежеквартально), на которых принимаются решения об изменении уровня добычи сырой нефти. Главным ценовым ориентиром для ОПЕК является так называемая “нефтяная корзина” – индекс, определяемый на основе семи сортов нефти. В эту корзину входят алжирская смесь Saharan, индонезийская Minas, нигерийская Bonny Light, смесь Саудовской Аравии Arabian Light, Dubai, венесуэльская Tia Juana и мексиканская Isthus. Так, в январе 2002 года средняя стоимость нефтяной корзины составила 24,58 долл. за баррель, что на 19 центов меньше чем в декабре и на 13,84 долл. больше чем в январе 2001.
Таблица 2.Нефть: экспортно-импортные связи, 2002 г. (млн. т) В Из США Южная и Центральная Америка.
Западная Европа Центральная Европа Африка Япония Другие страны Тихоокеанского региона США - 8,7 9,4 - 0,4 1,3 4,3 Канада 77,9 0,5 0,5 - - - 0,1 Мексика 66,4 7,3 9,6 - 1,0 1,9 - Южная и Центральная Америка 134,3 - 12,8 - 1,7 0,2 1,4 Западная Европа 30,5 1,7 - 10,5 8,2 0,3 2,7 Бывший СССР 1,1 2,2 92,8 35,6 0,8 0,3 4,2 Ближний Восток 104,4 28,4 213,4 16,1 32,8 209,6 290,9 Северная Африка 14,4 1,5 98,9 4,0 4,3 0,9 2,0 Западная Африка 70,3 14,2 38,4 0,1 1,6 1,0 25,7 Итого импорт 499.30 64.50 475.80 66.30 50.80 215.50 331.30 То, что ОПЕК обладает реальной возможностью диктовать мировые цены на нефть, является следствием нескольких факторов. Во-первых, страны, входящие в нефтяной картель, обладают богатейшими запасами нефти, на их долю приходится более трех четвертей всех доказанных мировых запасов. Таблица 3.Нефть: доказанные запасы (млрд. т) Страна 1978 1988 1999 2002 Северная Америка 57,1 97,8 85,2 85,1 Южная и Центральная Америка 25,3 67,8 86,2 89,5 Европа 27,4 20,3 20,2 20,7 Страны бывшего Советского Союза 71,0 58,5 65,4 65,4 Ближний Восток 369,6 571,6 676,9 673,7 Тихоокеанский регион 40,0 45,0 42,3 43,1 Итого, в т.ч. 648,3 917,9 1046,2 1052,9 OPEC 441,8 673,9 797,1 800,5 Non-OPEC 135,5 185,4 183,8 187,1 Во-вторых, на сегодняшний день ОПЕК добывает около 24 млн баррелей сырой нефти в день, обеспечивая около 40% мирового предложения. Диаграмма 1.Динамика суммарного производства нефти странами ОПЕК (за исключением Ирака) в 2001-2003 гг., млн барр./сут. При квоте равной 22 млн. баррелей в сутки. Таблица 4.Нефть: добыча (млн. т) - 2000 2001 2002 Изменения в 2002 г. по отношению к 2001г. Доля данных в общей сумме, 2002 г. Северная Америка 661,0 671,3 667,0 -0,6% 19,0% Южная и Центральная Америка 314,3 332,3 343,3 3,3% 9,7% Европа 327,6 327,8 325,1 -0,8% 9,3% Бывший Советский Союз 353,5 361,0 361,3 0,1% 10,3% Ближний Восток 994,6 1037,9 1096,8 5,7% 31,1% Африка 357,9 372,5 360,1 -3,3% 10,2% Тихоокеанский регион 362,6 367,0 365,4 -0,4% 10,4% Итого в Мире, в т.ч. 3371,5 3469,8 3518,9 1,4% 100,0% OPEC 1370,8 1433,6 1480,0 3,2% 42,1% Non-OPEC 1647,1 1675,1 1677,6 0,1% 47,7% В третьих, себестоимость добычи нефти на месторождениях ОПЕК существенно ниже, чем в других регионах планеты. Так, в странах Персидского Залива, стоимость добычи одного барреля составляет всего около одного доллара. Таблица 5. Квоты на добычу нефти для стран ОПЕК
Квоты на добычу нефти (тб/д) Апрель 1, 2004 Июль 1, 2004 Август 1, 2004 Ноябрь 1, 2004 Алжир 750 814 830 862 Индонезия 1,218 1,322 1,347 1,399 Иран 3,450 3,744 3,817 3,964 Ирак - - - - Кувейт 1,886 2,046 2,087 2,167 Ливия 1,258 1,365 1,392 1,446 Нигерия 1,936 2,101 2,142 2,224 Катар 609 661 674 700 Саудовская Аравия 7,638 8,288 8,450 8,775 ОАЭ 2,051 2,225 2,269 2,356 Венесуэла 2,706 2,934 2,992 3,107 Квота ОПЕК 23,500 25,500 26,000 27,000 Важное значение имеет также то, что ОПЕК может довольно легко изменять уровень добычи нефти как в сторону уменьшения так и увеличения. По оценкам EIA (Energy Information Administration), без привлечения существенных инвестиций, нефтяной картель может увеличить добычу нефти до 35 млн барр./сут. При этом вложения в увеличение уровня добычи на 1 барр./сут. составляют всего около 2,8 долл. Общие проблемы развития всех стран ОПЕК. Так как большинство, если не все из стран-участников ОПЕК являются развивающимися странами со сходным государственным устройством, со сходной культурой, идеологией, политикой, то естественно, что все они на тернистом пути развития встречают одни и те же препятствия. В основном, все эти препятствия связаны с устоявшимся менталитетом народа этих стран. Ведь чрезвычайно нелегко перейти к новому типу общественного устройства, не успев отвыкнув от тех устоев и традиций, которые укреплялись в сознании народа веками. Одним из основных недостатков ОПЕК заключается в том, что она объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с западными нефтяными компаниями. Для других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии, характерны высокая численность населения и нищета, они реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют огромную задолженность. Второй, казалось бы, простой проблемой является банальная «куда деть деньги». Ведь не всегда легко правильно распорядиться хлынувшим на страну ливнем нефтедолларов. Монархи и правители стран, на которые обрушилось богатство, стремились использовать его «во славу собственного народа» и поэтому затевали различные «стройки века» и другие подобные проекты, которые никак нельзя назвать разумным вложением капитала. Только позднее, когда прошла эйфория от первого счастья, когда немного охладился пыл вследствие падения цен на нефть и снижения государственных доходов, средства государственного бюджета стали расходоваться более разумно и грамотно. Третьей, и, на мой взгляд, главной проблемой является компенсация технологической отсталости стран ОПЕК от ведущих стран мира. Ведь к моменту создания организации некоторые из стран, входящих в ее состав, еще не избавились от пережитков феодального строя! Решением такой проблемы могла стать ускоренная индустриализация и урбанизация. Внедрение новых технологий в производство и, соответственно, жизнь людей не прошло бесследно для народа. Основными этапами индустриализации были национализация некоторых иностранных компаний, например АРАМКО в Саудовской Аравии, и активное привлечение частного капитала в промышленность. Это осуществлялось путем всесторонней государственной помощи частному сектору экономики. Например, в той же Аравии было создано 6 специальных банков и фондов, которые оказывали помощь предпринимателям под гарантии государства. Четвертой проблемой является недостаточная квалификация национальных кадров. Дело в том, что работники в государстве оказались неподготовленными к внедрению новых технологий и оказались неспособными обслуживать современные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, а также других заводах и предприятиях. Решением этой проблем стало привлечение иностранных специалистов. Это было не так легко, как кажется. Потому что вскоре это породило массу противоречий, которые все усиливались с развитием общества. Вот основные проблемы и задачи, которые возникали если не у всех, то у большинства государств-членов ОПЕК. Были сделаны попытки, более или менее удачные, решить их.
Заключение. Все страны ОПЕК находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Пожалуй, единствен­ная из стран, представляющая исключение, это Индонезия, кото­рая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого — 48 процентов в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии. Из этого следует, что без внешнего рынка говорить о развитии стран ОПЕК нет смысла. Экспорт сырья, являясь основным источником дохода стран, «вытягивает» за собой и внутреннюю экономику. Однако, как ни были бы велики доходы от продажи нефти, непереработанное сырьё всегда дешевле самого продукта. Исходя из понимания этого факта, я считаю, что странам ОПЕК, как и Казахстану в данный момент необходимо развивать вторичный сектор экономики, развивать промышленность, поднимать на ноги сельскохозяйственную отрасль. Нефтедобывающим странам необходимо преодолеть тот крен в экономике, который вызван нефте-экспортной ориентированностью развития экономик.
Надеюсь, анализ экономик стран-членов ОПЕК позволит нашей стране осознать их ошибки и не допустить их в будущем.

Литература. 1. Яковенко.А. Опек – символ больших денег \\ Международная жизнь, 1999, №6, с 85-72. 2. Князев А.Г. Персидский залив: истоки напряженности, М.: «Знание», 2000, 64 с.
3. Дмитриев С.Б. Иран: современный этап развития, М.: «Знание», 2001, с 24-64 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Факторинговые операции. Банк международных расчетов
Реферат Формирование международного экологического права
Реферат Финансовые стратегии при реструктуризации государственного долга
Реферат Чили в процессах мировой интеграции
Реферат Чеченская война и мусульманский мир
Реферат Финансовые риски на международных рынках
Реферат Эволюция евроатлантизма в рамках НАТО
Реферат Экономическая модель Германии
Реферат Экономический кризис. Пути выхода из него
Реферат Экономическая характеристика США
Реферат Экономическое развитие в период правления М. Тэтчер (Великобритания)
Реферат Экономическое развитие Иракской республики после свержения режима Саддама Хусейна
Реферат Экономика Соединенных Штатов Америки
Реферат Психическое развитие слепого ребенка
Реферат Экономические реформы в странах Центральной и Восточной Европы