Реферат по предмету "Экономика"


Налоговый кодекс Казахстана

Содержание Введение 1.1 Характеристика Налогового кодекса 2.1 Налоговая нагрузка в новом Налоговом кодексе
3.1 Сравнительные характеристики нового Налогового Кодекса и Закона «О налогах…» 3.1.1 Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов. 3.1.2 Правила налогообложения корпоративного подоходного налога 3.1.3 Налогообложение доходов юридических лиц. 3.1.4Налогообложение индивидуальным подоходным налогом 3.1.5 Налогооблажение доходов нерезидентов 3.1.6 Упрощённый режим налогообложения 3.2 ПРАВИЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ НАЛОГОВ 3.2.1 Социальный налог 3.2.2 Налог на имущество 3.2.2.1 Налог на имущество с физических лиц 3.2.3 Налог на транспортные средства 3.2.4 Налогообложение недропользователей 3.2.5 Налог на добавленную стоимость Заключение Список использованной литературы Введение Проблема налогов является одной из наиболее сложных и противоречивых, и, к сожалению, сегодня еще рано говорить об идеальности введенной в действие налоговой системы, обеспечивающей полную социальную защиту интересов и законных прав налогоплательщика. В свою очередь последние изыскивают изощренные формы их неуплаты, «положительный опыт» которых затем распространяется в различных кругах общества, что обеспечивает их недопос­тупление в государственную казну. В целом проводимые преобразования в дан­ной области носят характер «разветвления» системы налогов и сборов, хотя нельзя не сказать о предпринимаемых государством попытках приближения их к ре­альной действительности. С момента выхода Указа Президента РК, имеющего силу закона, «О нало­гах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 г. № 2235 (далее - Указ) было внесено большое количество изменений и дополнений. Согласно новому Налоговому кодексу внесение любых изменений и до­полнений, связанных с пересмотром структуры налогов и других обязатель­ных платежей в бюджет, а также ставок, предполагается ограничить одним разом в год. Несомненно, такой шаг будет способствовать обеспечению стабильности и предсказуемости налогового законодательства. Кроме этого, в интересах налогообложения введены понятия «трансфертные цены», «институт налоговой тайны» и другие с подробным описанием особенностей их применения в налоговом учете и интерпретацией отдельных видов операций, источников информации, взаимодействия и взаимозависимости сторон. Исходя из вышеизложенного думается, что любые «новации» налоговой си­стемы, включая и очередное введение Налогового кодекса, должны быть, на­правлены па придание ясности и снятия существующих неточностей и за­путанности в налоговой системе. Созидательный процесс преобразований в этой области необходимо напра­вить на изучение возможностей правильного восприятия и оптимальности налоговых расчетов па практике Совершенствование налогового законодательства - это ряд последовательных и целенаправленных мер, призванных улуч­шить существующий объем поступлений в бюджет государства, при этом, не повышая налоговых нагрузок. Новый Налоговый кодекс должен решить следующие про­блемы: создание равных условий налогообложения для всех хозяйст­вующих субъектов, снижение налоговой нагрузки с одновременной отменой нало­говых льгот, предоставленных отдельным категориям налогопла­тельщиков в зависимости от видов деятельности; объединение многих положений и норм налогового законода­тельства в рамках одного закона; стабильность налогового законодательства. Таким образом, целью является сохранение баланса интересов с одной стороны, должные поступления в доход государственно­го бюджета и с другой стороны, предоставление хозяйствующим субъектам возможности развития своей деятельности. 1.1 Характеристика Налогового кодекса За пять лет с момента последней налоговой реформы в Ка­захстане наша экономика претерпела принципиальные измене­ния. Острая дискуссия, развернувшаяся вокруг нового Налого­вого Кодекса, подтверждает это, поскольку отражает столк­новение различных и при этом четко осознаваемых и оформлен­ных экономических интересов, характерных для структурно зре­лой экономики. Новый Кодекс призван создать равные условия налогообло­жения всех хозяйствующих субъектов, отменить льготы отдель­ных категорий плательщиков и в целом снизить налоговую на­грузку, объединить все положения и нормы по налогообложению в разках одного закона. Стратегическая задача Кодекса - улучшение поступлений в бюджет государства без повышения налоговых нагрузок. Здесь много принципиальных изменений. Предлагается новая шкала индивидуального подоходного на­лога - значительная часть казахстанцев будет платить меньше, чем платит сейчас. Снижаются ставки земельных налогов и нало­гов на транспортные средства. Вводится новый порядок обложе­ния неприбыльных организаций и тех, кто действует в социаль­ной сфере. Для малого бизнеса создается упрощенный режим на­логообложения, стимулирующий предпринимателей развивать производство. Отменяются сборы за использование национальной символики в товарных знаках и наименованиях фирм, за регистрацию эмис­сии ценных бумаг и присвоение национального идентификаци­онного номера эмиссии акций, не подлежащей государственной регистрации, за право реализации товаров на рынках, за покупку физическими лицами иностранной валюты. По-новому авторы документа подошли к вопросу о гарантиях иностранным инвесторам от ухудшения их положения вследствие изменения налогового законодательства. Ранее эта норма тракто­валась слишком односторонне, вне всей совокупности налогов и других обязательных платежей в бюджет и без учета показателей финансово-хозяйственной деятельности. К примеру, рассматри­вая обращения зарубежных компаний, суды не принимали во внимание, что ухудшение положения инвестора по какому-либо одному виду налога происходило на фоне улучшения или сохра­нения на прежнем уровне общей налоговой нагрузки в результате отмены или понижения ставок других налогов. Факт ухудшения или улучшения положения иностранного ин­вестора должен определяться по согласованию с Министерством государственных доходов. Введение этой нормы особенно акту­ально.
Впервые на законодательном уровне закреплены принципы налогообложения в Республике Казахстан. Уместно назвать их - это обязательность уплаты налогов и других обяза­тельных платежей в бюджет, определенность, справедливость налогообложения, единство налоговой системы, гласность.
Кодекс детально раскрывает такие понятия как «налоги», «другие обязательные платежи», «прямые налоги», «косвенные налоги», «иное обособленное структурное подразделение юриди­ческого лица». Эти, на первый взгляд, сугубо теоретические формулировки имеют глубокий практический смысл. Законода­тель и налогоплательщик приходят к единому пониманию при­роды и сущности налогов. В отличие от ранее действующего законодательства налоговый Кодекс дает им сущностную характеристику. Под прямыми налогами по­нимаются налоги, уплаченные непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Косвенными налогами являются налоги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу, не­посредственно не связанные с доходами или имуществом нало­гоплательщика. Определение «иного структурного подразделения юридиче­ского лица» позволит эффективнее администрировать налогопла­тельщиков и их подразделения. Ведь часто возникает ситуация, когда налогоплательщик встает на учет в налоговом органе в од­ном месте, а фактически ведет бизнес в другом. Прежде налого­вые органы не могли администрировать такой бизнес на своей территории, так как это является прерогативой налогового орга­на, в котором состоит на учете налогоплательщик. С принятием Кодекса этот недостаток будет устранен. Еще одним нововведением кодекса является раскрытие поня­тия «налоговый агент», под которым понимается юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, на которого возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов от источника выплаты. Налоговый агент имеет такие же права и несет такие же обязанности, что и налогоплательщик. Существенно расширены права налогоплательщика, ему пре­доставлены новые права. Среди них - право получать информа­цию о действующих налогах и других обязательных платежах в бюджет, об изменениях в налоговом законодательстве; представ­лять свои интересы по вопросам налоговых отношений лично либо через своего представителя; получать выписку из лицевого счета о состоянии расчетов с бюджетом по исполнению налого­вого обязательства; требовать соблюдения налоговой тайны. Принципиальным нововведением является закрепление инсти­тута представителей налогоплательщика, могущих представлять интересы последнего в отношениях с налоговыми органами. Сохранилось право налоговых органов получать от налого­плательщика по перечню, утверждаемому правительством Рес­публики Казахстан, информацию в виде электронных докумен­тов. Мониторинг крупных налогоплательщиков, дающий свои положительные результаты и доказавший свою эффективность, нашел свое закрепление в проекте нового Кодекса. Кодекс подробно регламентирует обязанности налоговых ор­ганов. Главные из них - соблюдение прав налогоплательщика, и защита интересов государства. Свое место в документе нашла регламентация прав и обязанностей органов налоговой полиции, таможенных органов. Документ не просто отражает весь спектр отношений между бюджетом страны и конкретным налогоплательщиком, он вы­страивает их на качественно новом уровне, отвечающем совре­менным мировым стандартам. Именно поэтому налоговый кодекс по­лучил высокую оценку отечественных и международных экспер­тов. 2.1 Налоговая нагрузка в новом Налоговом кодексе Существует мнение, что налоговая нагрузка на налогопла­тельщиков по новому Налогового кодекса увеличилась по сравнению с ранее действующим законодательством. Это не совсем верно. Напротив, в новом Налогом Кодеке предлагается снизить ставки или уменьшить налогооблагаемую базу по некоторым видам налогов, что, в конечном счете, приведет к снижению налоговой нагрузки. Остановимся поподробнее на некоторых из этих изменений. Так, с целью снижения налоговой нагрузки на физических лиц в налоговом Кодеке предусмотрена новая шкала индивидуального подоходного налога, применение которой позволит значитель­ной части населения уплачивать в абсолютном размере налога меньше, чем по действующей шкале. Также с целью снижения налоговой нагрузки снизить ставку социального налога до 22%. В Кодексе также понижены ставки зе­мельного налога на отдельные земельные участки, значительно уменьшена ставка налога на транспортные средства. По корпоративному налогу при определении на­логооблагаемой базы относить на вычеты в полном объеме неко­торые виды расходов, которые раньше относились на вычеты в определенных размерах или вообще их вычет не разре­шается относить. Кроме того, устанавливается порядок налогообложе­ния неприбыльных организаций, а также организаций, осуществ­ляющих деятельность в социальной сфере, который предполагает полное освобождение доходов таких организаций от корпора­тивного налога при соблюдении ими установленных условий. Раньше некоторые из вышеуказанной категории субъек­тов являлись плательщиками подоходного налога. По субъектам малого бизнеса введены упрощенные режимы налогообложения, стимулирующие работодателей развивать производство, создавать новые рабочие места. Также, отменены действующие ранее сборы за использование юридическими физическими лицами символики города Алматы в их фирменных наименованиях, зна­ках обслуживания, товарных знаках, поступающий в доход мест­ного бюджета, а также сбор за регистрацию эмиссии ценных бу­маг и присвоение национального идентификационного номера эмиссии акций, не подлежащей государственной регистрации, поступающий в доход республиканского бюджета. Все эти изменения, безусловно, привели к снижению совокуп­ной налоговой нагрузки на налогоплательщиков. В то же время, отметим, что принятые льготы, приводя­щие к снижению налоговой нагрузки, не привели в це­лом снижения поступлений в бюджет. Это достигнуто путем расширения налогооблагаемой базы через упорядочение льгот, систематизацию действующих сборов и платежей ненало­гового характера, улучшение налогового администрирования, без увеличения налоговой нагрузки на налогоплательщика. Также считается, что именно снижение налоговой нагрузки, предусмотренное кодексом, играет свою роль в активизации производственной деятельности и, тем самым в адекватных по­ступлениях в бюджет. Одним из положительных отличий нового Налогового кодек­са является то, что он объединил, кроме норм действовавшего За­кона, большинство норм инструктивных актов, нормы постанов­лений Правительства по видам сборов и платежей, а также иных нормативных правовых актов, в один нормативный правовой акт. Сборы и платежи, не указанные в кодексе, не являться не­законным. Это позволило прекратить произвол на местах в уста­новлении и взимании каких-либо новых сборов и платежей, по­ступающих во всевозможные местные внебюджетные фонды. Кроме того, отражение ряда положений из нормативных пра­вовых актов в Кодексе позволило обеспечить однозначное пони­мание норм налогового законодательства, упростить его приме­нение налогоплательщиками, а также повысить уровень соблю­дения налоговой дисциплины.
Следует отметить еще один важный момент, вносимый новым кодексом, в части стабильности и предсказуемости налогового законо­дательства. Законодательно устранена такая по­рочная практика внесения изменений в закон в течение года по введению новых налогов и других обязательных платежей в бюджет, изменению ставок или отмене действующих налогов и сборов, установив в новом Кодексе, что такие поправки могут вводиться один раз в год с начала нового года.
Также положительным моментом Кодекса считается то, что с целью создания равных условий налогообложения для хо­зяйствующих субъектов независимо от их вида деятельности исключены некоторые действующие в прошлом льготы по видам налогов по отраслям. Считается, что пре­доставление налоговых льгот отдельным категориям хозяйст­вующих субъектов, в целом, негативно сказывается на деятельно­сти самих налогоплательщиков, их хозяйственных взаимоотно­шениях друг с другом и, соответственно, экономике республики в целом. Вообще, если говорить о действующих льготах, то все они предоставлялись в качестве временных мер с целью поддер­жания или развития той или иной отрасли. На практике получи­лось так, что в стране не осталось, практически, ни одной отрас­ли, которую не надо было бы поддержать путем освобождения от уплаты налогов. В связи с чем, государство, понимая проблемы этих отраслей и идя им навстречу, предоставляло льготы с целью неотвлечения оборотных средств предприятий на уплату налогов и направления этих средств на свое развитие. В результате чего, Закон о налогах был «засорен» льготами различного содержания и направления, тем самым, давая повод другим отраслям, не ос­вобожденным в настоящее время, просить аналогичные льготы, что вполне оправдано, учитывая состояние экономики в респуб­лике. Государство должно установило для всех хозяйствую­щих субъектов равные возможности для становления и развития. Особо хотелось бы остановиться на одном важном вопросе, связанном с предоставлением, хозяйствующим субъектам стиму­лов по привлечению инвестиций для создания новых, модерни­зации действующих производств, выражающихся в новом строи­тельстве и приобретении оборудования. По фиксированным активам, впервые введенным в эксплуата­цию, налогоплательщику предоставляется возможность в первый год исчислить амортизационные отчисления по двойной норме амортизации, при использовании данных фиксированных акти­вов не менее трех лет. Такая мера позволит инвесторам сократить срок окупаемости инвестиций и в более короткие сроки достичь экономического эффекта от вложенных в конкретное производство средств. Всегда есть повод для критики любого закона или по­становления. Запредельные ставки налогов, как и многочислен­ные идеи по расширению льгот - не решение вопросов социаль­ной справедливости или бюджета. Налоговый кодекс. 3.1 Сравнительные характеристики нового Налогового Кодекса и Закона «О налогах…» 3.1.1 Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов. В новом Налоговом кодексе 12.06.01 г.№209-II введено понятие «представительство в налоговых отношениях», т.е. налогоплательщик имеет право выбора при участии в налоговых отношениях лично или через представителя. При этом личное участие не исключает возможности привлечения представителя, равно как участие представителя не может служить препятствием для его личного участия в указанных отношениях. При этом законный представитель руководствуется законом и/или учредительными документами; уполномоченный представитель действует на основании доверенности. Налоговые правонарушения (преступления) и связанная с ними ответственность В РК наряду с Законом «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24.04.95 г. №2235, действовали такие нормативно- правовые документы, регулирующие порядок проведения налоговых проверок, как Инструкция ГНИ Министерства финансов РК №43 от 01.07.1995 г. «Об административных положениях по налогам и другим обязательным платежам в бюджет», «Методические указания по проведению правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет» от 26.07.96 г. и др. Срок их действия закончился 31.12.2001 г. К нарушителям налогового законодательства, как к юридическим, так и к физическим лицам применяются различные санкции, среди которых общепринятыми считаются: - меры оперативного реагирования: приостановление операций по банковским счетам, наложение ареста на финансовые средства в финансово- кредитных учреждениях; - финансово-правовые санкции: взыскание всей суммы не уплаченного налога, штраф за сокрытие дохода, за непредставление финансовой и налоговой документации, взимание пени за просрочку налогового платежа, а также возможное изъятие всего сокрытого объекта налогообложения; - меры административной ответственности: штрафы с должностных лиц предприятий и физических лиц за нарушения налогового законодательства; - меры уголовной ответственности: штрафы в установленном законом размере, лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества неплательщиков налога. Введение в Казахстане нового Налогового кодекса 12.06.01 г.№209-II вносит различные дополнения в систему санкций. Особый интерес представляет статья 49 НК «Меры принудительного взыскания налоговой задолженности». Как и в общепринятой налоговой практике, здесь несколько расширены правила обеспечения исполнения налоговых обязательств. Например, принудительное взыскание налоговой задолженности теперь будит, производится в следующем порядке: 1) за счёт денег, находящихся на банковских счетах; 2) за счёт наличных денег; 3) за счёт дебиторов; 4) за счёт реализации ограниченного в распоряжении имущества; 5) за счёт принудительного взыскания эмиссии акций. При этом любое посягательство на сложившуюся налоговую систему (государственный и общественный порядок, любые формы собственности, права и свободы граждан) признаётся административным правонарушением. В свою очередь законодательством РК за такие противоправные деяния предусматривается административная или уголовная ответственность. 3.1.2 Правила налогообложения корпоративного подоходного налога В Новый налоговый кодекс введено понятие корпоративный подоходный налог, механизм действия и особенности которого представлены на схеме 1. Корпаративный подоходный налог Схема 1 Одним из важных понятий, лежащих в основе данного вида налога, является резидентство, которое подразумевает конечную налоговую ответственность юридического лица по месту нахождения, т.е. на территории Республики Казахстан. При этом резиденты налоговой юрисдикции (территории внутри которой действуют соответствующие налоговые законы) облагаются налогами на все доходы из всех источников, включая зарубежные источники доходов. Важной категорией, введённой в Налоговый кодекс, является постоянное учреждение, которое распространено на нерезидентов и подразумевает место деятельности, расположенное в РК, через которое осуществляется операции по поступлению дохода. При этом чистый доход (налогооблагаемый доход минус суммы начисленного корпоративного подоходного налога) такого юридического лица-нерезидента подлежит налогообложению по ставке 15%.
Характеризуя корпоративный подоходный налог, нужно отметить и о таком новшестве в Налоговом кодексе, согласно которому по нему могут быть представлены так называемые «инвестиционные налоговые преференции», т.е. права дополнительных вычетов из совокупного годового дохода налогоплательщиков. Такие права распространяются лишь на инвестиции в основные средства, нацеленные на создание новых, расширение и обновление действующих производств.
Таблица 1. Налогообложения корпоративным подоходным налогом № Показатели, влияющие на налоговую нагрузку налогоплательщика Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24.04.95 г. №2235 Налоговый кодекс 12.06.01 г.№209-II 1 1 Название подоходного налогообложения юридического лица Подоходный налог с юридических лиц Корпоративный подоходный налог 2 2 Совокупный годовой доход Исключается положитель-ная курсовая разница Включается положительная курсовая разница 33 Вычеты Исключается отрицательная курсовая разница Включается отрицательная курсовая разница 44 Амортизация фиксированных активов Существует понятие дополнительной нормы амортизации Нет понятия дополнительной нормы амортизации, но имеется двойная норма. 55 Переоценка основных средств Сумма переоценки свыше сумм, исчисленных с применением индекса, облагается 15% подоходным налогом Нет такой статьи 66 Ставка подоходного налога с юридических лиц 30% 30% 77 Ставка налога в специализированных экономических зонах 20% Нет такого понятия 88 Ставка налога для юридических лиц, использующих землю 10% 10% 99 Налог у источника выплаты (дивиденды, интерес) 15% 15% 110 Ставка подоходного налога на страховые организации 10% 10% 111 Некоммерческие Доход не облагается налогом Доход не облагается налогом 112 Организация социальной сферы (медицина, образование, библиотеки) Нет такого понятия Доход не облагается налогом 113 Предприятия с участием инвалидов Доход не облагается налогом, если численность инвалидов или их фонд зарплаты не менее 51% Доход не облагается налогом, если численность инвалидов или их фонд зарплаты не менее 5% 114 Льготы по подоходному налогу Существует широкая категория льготников Отсутствует понятие льгот по подоходному налогу, но выделены отдельные группы налогоплатель-щиков, освобождаемых от уплаты корпоративного налога при определённых условиях. Введение корпоративного подоходного налога свидетельствует о появлении законодателями попыток приблизить налоговую систему к общепринятой мировой практике. Одобряя такие видоизменения в налоговой системе, хотелось бы отметить о висении обстоятельных дополнений в терминологию налоговой системы, придерживаясь принципа понятности содержания и методики налогообложения различных видов налогов для любых категорий налогоплательщиков. 3.1.3 Налогообложение доходов юридических лиц. Согласно действующему в настоящий момент законодательству при всей разнообразности доходов юридических лиц основным показателем является совокупный годовой доход, в который включаются все доходы, полученные им в Республике Казахстан и за его пределами и доходы из казахстанских источников налогоплательщика нерезидента. Более подробнее эти сведения отражаются в декларации о совокупном годовом доходе. Характеризуя совокупный годовой доход (СГД), согласно новому Налоговому кодексу, можно отметить, что в его составе произошли такие изменения, которые представлены в таблицы 2. Таблица 2 Сравнительные показатели СГД Показатели СГД Налоговый кодекс 12.06.01 г.№209-II Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24.04.95 г. №2235 Положительная курсовая разница Включается в СГД Исключается из СГД Отрицательная разница, полученная (подлежащая к получению) при реализации активов, в т.ч. на экспорт, по заниженной стоимости, а также при передаче на безвозмездной основе Не включается в СГД Включается в СГД Превышение стоимости собственных акций над их номинальной стоимостью, полученное эмитентом при их размещении Подлежит исключению из СГД Подлежит исключению из СГД при первичном размещении Во всех случаях включения доходов в состав СГД независимо или в зависимости от факта получения предмета налогообложения (имущественных благ и ценностей) прежде всего, важен сам факт получения налогоплательщиком доходов, определяемого в соответствии с применимым методом налогового учёта.
Фактически произведённые затраты, которые в соответствии с законодательством и при наличии необходимых документов, подтверждают расходы, называют вычетами. Они подлежат исключению из СГД в том налоговом периоде, в котором они были произведены. Исключение составляют так называемые расходы бедующих периодов, подлежащие вычету в налоговом периоде к которым они относятся. Перечень вычетов согласно новому налоговому кодексу представлен в таблице 3. Таблица 3.Вычеты и их краткая характеристика №№ Разновидность вычета Краткая характеристика 11 Вычеты сумм компенсаций: а) при служебных командировках; б) по представительским расходам а) фактические расходы на проезд обе стороны, наём жилого помещения (включая оплату за бронь), суточные в пределах не более двух МРП в сутки (для территории РК) и установленных правительством (за пределами РК) б) расходы, связанные с проведением официального приёма и обслуживания лиц с целью установления и поддержания взаимного сотрудничества, а также участников прибывших на заседание совета директоров, ревизионной комиссии, проведения собрания акционеров, их транспортное обеспечение, буфетное (фуршетное) обслуживание (кроме банкетов, организации досуга, развлечений или отдыха), оплате услуг переводчика, не состоящих в штате предприятия. 22 Вычеты по вознаграждению: а) по полученным кредитам (займам), кроме вознаграж-дений на строитель-ство и выплачивае-мых в период строительства; б) за имущество, полученное в доверительное управление; в) дисконт либо купон, выплачивае-мый эмитентом владельца договор-ных ценных бумаг; г) вознаграждение по депозитам. а) При получении и/или размещении в национальной валюте тенге производится в пределах суммы, рассчитанной с применением 1,5-кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Нац.банком РК, и в иностранной валюте рассчитывается с применением 2-кроатной ставки Лондонского межбанковского рынка. В дополнения к ограничениям (кроме финансовых организаций) максимальная сумма вознаграждения по кредитам (займам), подлежащая вычету, ограничивается суммой, нормативным актом 9ст.94 п.2 НК). б) -«-«- в) -«-«- г) ставка рефинансирования Нац.банка РК и ставка Лондонского межбанковского рынка применяются на момент оформления депозита, долговых ценных бумаг и имущества, а также выдачи кредита; - при плавающей – ставке согласно договору на дату её изменения. 33 Выплаты по выплаченным сомнительным обязательствам Сомнительные обязательства, которые были ранее признаны как доходом и выплачены налогоплательщиком кредитору, могут быть вычтены на величину производственной уплаты в пределах суммы, ранее отнесённой на доходы в том налоговом периоде, в котором была произведена выплата. 44 Вычеты по сомнительным требованиям Требования, возникшие в результате реализации товаров (работ и услуг) и не удовлетворённые в течение трёх лет, а также в связи с признанием налогоплательщика-дебитора банкротом в соответствии с законодательством РК (кроме возникших при расчётах с населением по коммунальным услугам и услугам связи). Подробнее порядок оформления в НК (ст.96 п.2,3). 55 Вычеты по отчислениям в резервные фонды Порядок и размер отчислений вычетов в резервный фонд недропользователя в соответствии с контрактом на недропользование, банка и организации, осуществляющих отдельные виды банковских операций, определяются Нац.банком РК по согласованию с уполномоченным государственным органом (ст.97 п.1,2). Вычету не подлежат: - расходы, связанные с получением СГД: - расходы на строительство и приобретение фиксированных активов, и другие расходы капитального характера; - штрафы и пени, подлежащие внесению (внесённые) в государственный бюджет; - расходы, связанные с получением СГД, превышающие установленные Налоговым кодексом нормы отнесения на вычеты; - сумма других платежей в бюджет, подлежащая уплате (уплаченная) сверх норм установленных нормативными правовыми актами РК; - расходы по строительству, эксплуатации и сооружению объектов, не используемых в предпринимательской деятельности; - стоимость переданного имущества (работ, услуг) налогоплательщиком на безвозмездной основе. Изменения в составе вычетов по новому налоговому кодексу в сравнении с законом «О налогах…» приведены в таблице 4 Таблица 4 Сравнительные изменений в составе вычетов Показатели Налоговый кодекс Закон «О налогах…» Отрицательная курсовая разница, связанная с предпринимательской деятельностью плательщика Относится на вычеты Вычеты не производятся Вознаграждение за имущество, полученное в финансовый лизинг с целью обновления основных средств Относится на вычеты Относится на вычеты в порядке, установленном ст. 16 Расходы на социальные выплаты (по оплате временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам) Относится на вычеты Относится на вычеты в пределах 1,5 % от фонда оплаты труда Расходы работодателя, выплачиваемые работникам в денежной и натуральной форме Относятся на вычеты, если облагаются индивидуальным подоходным налогом у источника выплаты Не относится на вычеты, если связанны с предпринимательской деятельностью хозяйствующего субъекта Неустойки, включая штрафы и пени, за исключением подлежащих внесению в бюджет Подлежат вычету, если начислены Подлежат вычету, если уплачены в пределах начисленных. 3.1.4 Налогообложение индивидуальным подоходным налогом Особенностью индивидуального подоходного налога является установление плательщиком налога в виде физического лица схема 2. В нынешнем налоговом законодательстве предпринята попытка по-новому сконструировать налоги исходя из общепринятой налоговой практики. Это послужило основанием заимствования зарубежной терминологии как уже отмеченного корпоративного, так и рассматриваемого индивидуального подоходного налога.
Индивидуальный подоходный налог Схема 2. Физические лица-резиденты – это граждане, постоянно проживающие в РК, центр жизненных интересов которых находится на территории республики. Если же физическое лицо находиться в РК не мение 183 календарных дней в любом последовательном 12-месячном периоде, то оно апризнаётся постоянно пребывающим для текуцего налогового периода при этом должны выполнятся следующие условия: - разрешение на проживание в РК (вид на жительство) или гражданство РК; - прожевание семьи или близких родственников в РК; - наличае недвижимого имущества, пренадлежащего на праве собственности или на иных основаниях членам семьи. Однако в отличае от закона «О налогах» Налоговым кодексом предусмотреннол новое положение, согласно которому физическое лицо также признаётся постоянно пребывающим в Казахстане для текущего налогового периода:если количество пребывания в Республике Казахстан в текущем налоговом году и двух предыдущих налоговых годах, определено с премениением к каждому налоговому году специальтных коэфициэнтов, состовляет не менее 183 календарных дней, при этом применяются следующие коэфициэнты: 1- количество дней пребывания в текущем налоговом периоде; 1/3- количество дней пребывания в первом предыдущем налоговом году; 1/6- количество дней пребывания во втором предыдущем налоговом году. Кроме того, вводится новое понятие, как «центр жизненных интересов»: центр жизненных интересов физического лица рассматривается, как находящийся в Республике Казахстан, а физическое лицо –как резидент при одновременном выполнение трёх условий: 1) физическое лицо имеет гражданство Республики казахстан или вид на жительство; 2) семья и (или) близкие родственники физического лица проживают в Республике казахстан; 3) наличае в Казахстане недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности или иным основаниям физическому лицу и (или) членам его семьи, доступного в любое время для его проживания и (или) для проживания членов его семьи. Согласно новому Налоговому кодексу физические лица, имеющие обьекты налогооблажения, являются плательщиками индивидуального подоходного налога Министерством государственных доходов введены так называемые коэфициэнты изьятия по индивидуальному подоходному налогу. Суть расчёта коэфициэнта сводится к тому что устанавливается зависимость между месячной зарплатой и процентами из нее, которые связаны непосредственно с ростом зарпалаты. 3.1.5 Налогооблажение доходов нерезидентов Нерезидентами являются физические и юридические лица, временно пребывающие на территории РК, и цент жизненых интересов которых находится вне пределов Республики Казахстан. Налоговым законодательством нерезидентами признаются следующите категории субьектов, представленных на схеме 3. Категории нерезидентов в РК Схема 3 В отличае от Закона « О налогах» Налоговый кодекс несколько расширяет понятие резидентства. В частности, более чётко налогооблогаемые доходы юридических и физических лиц-нерезидентовот деятельности через постоянные учреждения и уточнён перечень налогооблогаемых доходов нерезидентов с учётом прочих доходов, возникапющихиз источников в РК. Из перечня налогооблогаемых доходов нерезидентов из источниковы в РК исключены доход от оказания услуг (выполнения работ) не на территории РК, за исключением доходов от оказания отдекльных видов услуг. Кроме этого, предложены методы отнесения на вычеты управленческих и общеадминистративных расходов,понесённых в целяхопределения наоргооблогаемых доходов от деятельности через постоянное учреждение, предусмотренных в соответствии с положениями Конвенций во избежании двойного налогооблажения. 3.1.6 Упрощённый режим налогооблажения Согласно законодательству РК налогоплательщики имеют право выбора порядка исчисления и уплаты налога в общеустановленном порядке или в упрощённом режиме налогооблажения. Такое право распростроняется также и на индивидуальных предпренимателей. При этом основным условием приминения того или иного режима является соответствие критериям, установленным для каждого из режимов. Начина с 30 января 2001 г. Законом РК от 24.04.95 г. №2235 в Казахстане предусмотрен упрощённый режим на основе декларации, который устанавливает упрощённый порядок исчисления и уплаты только для подоходного налога с юридических и физических лиц-предпринимателей, а также социального налога . Налогоплательщик при выборе упрощённого режима на основании упрощённой декларации обязан подать в налоговый орган по месту регистрации заявление в сроки и по форме, установленной Министерством финансов РК.При этом уплата налога должна осуществлятся до 15 числа месяца, следующего за кварталом. В налоговый орган упрощённая декларация представляется до 10 числа месяца следующего за кварталом. Новый налоговый кодекс предусматривает снижение налоговой нагрузки на доходы физических лиц, поскольку предпринимательская деятельность (в отличае от работы по найму) осуществляется от имени, за риск Следует обратить внимание на то, что Налоговый кодекс предусматрива­ет снижение налоговой нагрузки па доходы физических лиц, поскольку пред­принимательская деятельность (в отличие от работы по найму) осуществля­ется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринима­теля. Расширяя данную проблему, остановимся па характеристике патентной системы. Ее сущность заключается в своеобразной форме договора трех сто­рон: предпринимателя, акимата и налогового органа. Предприниматель до начала занятия бизнесом обязан не только заявить предполагаемый доход, но и представить в налоговый орган для начисления стоимости патента до­кументы, подтверждающие его будущие расходы, связанные с осуществлени­ем деятельности. В частности, имеются в виду договоры на аренду помеще­ния и другие сопутствующие документы. На практике чаще всего предпри­ниматель отказывается от проведения индивидуального хронометража и со­глашается с теми ставками патента, которые рассчитаны по усредненным по­казателям и утверждены налоговым органом по согласованию с акиматом. Другими словами, сегодняшний патент —неадекватно отражает отношения налогоплательщика с бюджетом. Такие разночтения могут возникать и при других формах предпринимательской деятельности.
Согласно законодательству «О налогах .» от 24.04.95 г. № 2235 в налого­обложении предпринимателей возможны такие изменения, которые в срав­нительном аспекте представлены в нижеследующей таблице 5 Таблица 5. Сравнение изменений в налогообложении по Налоговому кодексу
Условия и основные показатели Налоговый кодекс Закон «О налогах .» Специальный налоговый режим Упрощенный налоговый режим Разовый талон 1. Индивидуальные предприни­матели, осуществляющие дея­тельность менее месяца; 2. Выкуп талона заменяет уплата пошлины Физические лица, предприни­мательская деятельность кото­рых носит периодичный харак­тер (менее одного месяца) Патент Индивидуальные предпринима­тели: - не использующие наемных ра­ботников; - занимающиеся одним видом деятельности; - доход за год не превышает 1,0 млн. тенге; - ставка налога 3% от дохода Предполагаемый совокупный годовой доход не более 14,5 млн. тенге и количество наем­ных работников не более 20 че­ловек Упрощенная декларация 1. Численность не более 15 че­ловек. 2. Не более 5 видов деятельно­сти. 3. Доход в квартал не превыша­ет 4,5 млн. тенге. 4. Ставка налога от 4 до 11% от дохода по шкале. 5. Уменьшение суммы налога на 1,5% за каждого работника - среднемесячная численность не более 15 человек; - не более 5 видов деятельнос­ти; - доходы за отчетный период не выше 4,5 млн. тенге Режим с ведением книги доходов и расходов 1. Среднегодовая численность работников не более 50 чело­век. 2. Общая стоимость активов за год не свыше 43,5 млн. тенге Порядок исчисления и уплаты налогов не подлежит изменению в течение налогового года за исключением случаев, предусмотренных законодатель­ством РК. Обобщая, отметим, что в Казахстане разработана и действует до 01.01.02 г. Инструкция о применении упрощенного режима налогообложения на основе упрощенной декларации, которая утверждена МГД РК № 416 от 5.04.2001 г. и согласована министром финансов РК 09.04.2001 г. В новом Налоговом кодексе введен так называемый «специальный налоговый режим» (далее — СНР) (раздел 15, глава 63), по которому для субъектов устанав­ливается упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога, корпора­тивного или индивидуального подоходного налога, за исключением индивидуаль­ного подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты. Объектом обложения является доход за налоговый период, состоящий из всех видов доходов, полученных (подлежащих к получению) на территории РК и за ее пределами, за исключением доходов, ранее обложенных налогом, при наличии документов, подтверждающих удержание налога у источника выплаты и (или) разового талона. Обязательными условиями упрощенного режима налогообложения являются: - государственная регистрация в территориальном налоговом органе по месту жительства; - подача заявления установленной формы; - при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию — лицен­зию; 3.2 ПРАВИЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ НАЛОГОВ 3.2.1 Социальный налог Социальный налог является сравнительно недавно введенным налогом в налоговой системе Казахстана. Изначальная цель взимания данного вида зак­лючалась в мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Введе­ние социального налога с января 1999 г. было необходимо также и для формиро­вания доходной части бюджет па социальные программы. За непродолжительный период существования социального налога вносилось немалое количество изме­нений и дополнений в размер ставок, облагаемую базу и отчетность. В частности, снижение ставки социального налога с 26 до 21% (начиная с 01.07.2001 г.) было предусмотрено Законом РК от 03.05.2001 г. № 183-Ц. Отличительной особенностью социального налога изначально являлось то, что объектом обложения выступал фонд оплаты труда, и, следовательно, его начисление производилось до удержания соответствующих налогов, независимо от источников финансирования. При этом налогоплательщиками признавались организации-работодатели, которые начисляли этот налог по установленным ставкам на выплаты работникам, начисленным в денежной и натуральной фор­мах в виде материальных и социальных льгот. Напомним, что в Казахстане существуют два вида налогообложения: начисление на оплату труда социально­го налога и удержание подоходного налога с оплаты труда работников. Согласно инструкции 46 «превышение сумм начисленных пособий, выпла­чивавшихся из ФГСС, над начисленной суммой отчислений в ФГСС на начало отчетного периода переносится из декларации за предыдущий отчетный период. Превышение сумм начисленных пособий, выплачивающихся из ФГСС, над на­численной суммой отчислений в ФГСС, зачитывается в счет уплаты налога в отчетном периоде с указанием наименьшей величины из строк 7 и 8 декларации. Отметим, что для государственных учреждений существуют особые условия уплаты социального налога. В частности, заполняя декларации, им необходимо отразить следующие показатели: - суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и ро­дам, начисленные в отчетном периоде, в том числе переносимые с предыдуще­го отчетного периода; - суммы начисленных в отчетном периоде пособий по временной нетрудоспо­собности, по беременности и родам и пособий, перенесенных с предыдущего отчетного периода; - величину пособий, относимую в уменьшение налога согласно п. 66 инст­рукции 46; - величину пособий, превысившую 1,5% от фонда оплаты труда отчетного периода, переносимую в следующий отчетный период. При этом сумма социального налога, исчисленного государственными уч­реждениями за отчетный месяц, уменьшается па сумму выплаченных в соответ­ствии с законодательством РК социальных пособий по беременности и родам, по временной нетрудоспособности, социальных пособий женщинам (мужчинам), усыновившим или удочерившим детей. К выплатам, включаемым в фонд оплаты труда, относятся: - заработная плата в денежной форме; - заработная плата в натуральной форме; - другие. Подробный перечень указанных выплат представлен в приложении 5 инст­рукции 46. Для того чтобы проследить за изменениями, приведем сравнительную таб­лицу различий между существующими и новыми законодательными предписа­ниями по данному налогу таблица 6.
Таблица 6 Сравнение изменений в исчислении социального налога Показатели Закон РК «О налогах .»
Налоговый кодекс 1 2 3 Платель­щики - Юридические лица (включая с ино­странным участием, представитель­ства и филиалы иностранных ЮЛ); - физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования ЮЛ, имеющие объекты обложения согласно пункту 3 инструкции 46 (от 30.07.01 г.). - Юридические лица - резиденты РК, а также нерезиденты, осуществляю­щие деятельность в РК через посто­янное учреждение; - индивидуальные предприниматели; - частные нотариусы, адвокаты; - структурные подразделения по решению ЮЛ Объект обложения - Фонд оплаты труда, включая все виды заработков, различных премий, доплат, надбавок, выплат, пособий, отдельных социальных льгот, денеж­ные суммы, начисленные работникам за неотработанное время в натураль­ной или денежной форме (независи­мо от источников финансирования) - Расходы работодателя, выплачи­ваемые работникам в виде дохо­дов, в денежной и натуральной форме в виде материальных, соци­альных благ или иной материаль­ной выгоды, исходя из численнос­ти работников, включая самих пла­тельщиков. Ставки налога Для ЮЛ, а также иностранных граж­дан и лиц без гражданства, постоян­но проживающих или временно пре­бывающих в РК,- 21 % от фонда оплаты труда; - для центра социальной адаптации и трудовой реабилитации детей и под­ростков с нарушениями умственного и физического развития - 20, 5 % от фонда оплаты труда; - для республиканского объединения предприятий пенсионеров «Ветеран», детского благотворительного фонда «SOS- детские деревни Казахстана», Общества Красного Полумесяца и Красного Креста и т.д. - 7,5% от фонда оплаты труда; - для добровольного общества инва­лидов РК, общества глухих, слепых и приравненных к ним, в которых инва­лиды составляют не менее 50% от об­щего числа работающих, по ставке 6,5% от фонда оплаты труда. В случае получения ими доходов от торгово-посреднической деятельности, произ­водства и реализации подакцизных товаров - по ставке 7%; - для ФЛ, занимающихся предприни­мательской деятельностью без обра­зования ЮЛ, а также на основе патен­та, кроме крестьянских (фермерских) хозяйств, в размере 60% от МРП за каждого работника, а также допол­нительно 10 % от месячного дохо­да за минусом расходов, не отно­симых на вычеты при определении налогооблагаемого дохода; - для ФЛ, занимающихся предприни­мательской деятельностью без об­разования ЮЛ на основе патента, в размере 49 % от МРП за каждого работника, а также 5% от предпо­лагаемого облагаемого месячного дохода, заявленного при определе­нии стоимости патента; - Для ЮЛ - резидентов РК, а так­же нерезидентов, осуществляю­щих деятельность в РК через по­стоянное учреждение, - по ставке 21 %; - для ЮЛ - резидентов РК, а также нерезидентов, осуществляющих свою деятельность через постоян­ное учреждение за иностранных специалистов административно-управленческого, инженерно-тех­нического персонала, - 11%; - для индивидуальных предприни­мателей, за исключением применя­ющих специальные налоговые режи­мы, частных нотариусов, адвокатов, - в размере 3-х МРП за себя и 2-х МРП за каждого работника; - для специализированных органи­заций, в которых работают инва­лиды с нарушениями опорно-дви­гательного аппарата, по потере слу­ха, речи, зрения, соответствую­щие условиям п.2, ст121 НК, за ин­валидов, - по ставке 6,5%; - для ЮЛ и индивидуальных пред­принимателей, применяющих СНР, ставки соц. налога в соответствии со статьями 374-384 НК; - для государственных учреждений - уменьшается на сумму выплачен­ных в соответствии с законода­тельством РК социальных пособий по беременности и родам, по вре­менной нетрудоспособности, со­циальных пособий женщинам (муж­чинам), усыновившим или удоче­рившим детей. При превышении суммы выплаченных социальных по­собий над суммой начисленного социального налога ее уплата пе­реносится на следующий месяц; - для структурных подразделений в расчете исходя из доходов ра­ботников. - для крестьянских (фермерских) хозяйств в размере 20% от МРП за каждого работника, главу крестьян­ского хозяйства и каждого ее члена; Сроки уплаты - Подлежит уплате в бюджет за каж­дый отчетный период в срок, уста­новленный для выплаты зарплаты за вторую половину месяца, но не по­зднее 15 числа следующего месяца, независимо от выплаты зарплаты; - отчетным периодом по фактичес­ким расчетам с бюджетом по соци­альному налогу является календар­ный месяц. - Не позднее 15 числа месяца, следу­ющего за отчетным по месту регист­рации налогоплательщика (если иное не установлено законом); - декларация для структурных под­разделений - ежеквартально не по­зднее 15 числа, следующего за отчет­ным кварталом. 3.2.2 Налог на имущество Проблемным налогом для различных субъектов хозяйствования, включая и физические лица, представляет налог на имущество, поскольку он уплачивает­ся как гражданами, так и предприятиями. В общепринятой мировой практике существуют определенные принципы функционирования налога на недвижи­мость, такие как нейтральность, простота и справедливость. В частности, нейт­ральность налогообложения означает оказание минимального воздействия на принятие экономических решений, т.е. налогоплательщикам предоставлено право самостоятельно скорректировать свои действия в зависимости от стоимости недвижимости. Принцип простоты подразумевает неукоснительное соблюде­ние налогового законодательства. Причем налоговые расчеты по имуществу не требуют значительных затрат на осуществление контроля со стороны государ­ства в лице налоговых органов. И, наконец, справедливость понимается, как его взимание по установленным правилам исходя из возможностей и платежеспо­собности собственника, территории региона и других аспектов. В отдельных странах определение базы налогообложения имущества связано с делением ее на такие категории, как:
- недвижимое (земля и связанные с ней непосредственно строения); - движимое персональное (все виды собственности, кроме недвижимости). Данный вид имущества в свою очередь делится па материальное (объекты, которые можно осязать и перемещать) и нематериальное (сертификаты, счета, которые содержат информацию о стоимости имущества).
В целом налог на имущество является важным источником поступления в местный бюджет. Поэтому местные налоговые органы объективно определяют базу налогообложения, ставки налога в зависимости от присущих свойств и стоимости имущества, придерживаясь указанных принципов. Основная задача налогоплательщиков, связанная с его уплатой, заключается в оптимальном определении базы и правильном измерении имущества. Характеризуя перемены в уплате данного вида налога, остановимся на поряд­ке и новых правилах его уплаты в налоговом законодательстве юридическими лицами РК, представив нижеследующую таблица 7 Таблица 7. Сравнение особенностей налога па имущество № п/п Показатели Закон РК «О налогах .» Налоговый кодекс 1 2 3 4 1 Плательщики Юридические лица (в том числе нерезиденты), их фи­лиалы, представительства и иные обособленные струк­турные подразделения, и фи­зические лица Юридические лица (в том числе нере­зиденты), индивидуальные предприни­матели, физические лица 2 К плательщи­кам налога на имущество не относятся 1. Плательщики единого зе­мельного налога в пределах нормативов потребности в имуществе, устанавливае­мых Правительством РК;- 2. Имеющие льготы по упла­те данного вида налога со­гласно ст. 134 закона. 1. Плательщики единого земельного налога в пределах нормативов потреб­ности в имуществе, устанавливаемых Правительством РК; 2. Недропользователи, налогообложение которых осуществляется по вто­рой модели налогового режима (ст. 283 НК); 3. Организации, содержащиеся за счет госбюджета; 4. Нац. банк РК, его филиалы и пред­ставительства; 5. Госпредприятия исправительных учреждений; 6. Религиозные объединения. 3 Объект обложения 1. Остаточная стоимость амортизируемых активов юридических и физических лиц, занимающихся пред­принимательской деятель­ностью без образования юридического лица, кроме транспортных средств, об­лагаемых транспортным на­логом; 2. Стоимость жилых поме­щений, дачных строений, га­ражей, иных строений, со­оружений, помещений фи­зических лиц, не используе­мых в предпринимательской деятельности, находящихся в личном пользовании граж­дан, расположенных на тер­ритории РК. Основные средства (в том числе объек­ты, находящиеся в составе жилого фонда) и нематериальные активы, оп­ределенные в бухгалтерском учете в соответствии с законодательством РК 4 Налоговая база для юридических лиц и индиви­дуальных предприни­мателей Остаточная стоимость амор­тизируемых активов Среднегодовая остаточная стоимость объектов обложения, определяемая по данным бухгалтерского учета 5 Налоговые ставки Ежегодно 1% от стоимости амортизируемых активов в порядке и на условиях, пре­дусмотренные законом (ст. 135) 1. 1% к среднегодовой стоимости объектов налогообложения для юри­дических лиц (за исключением указан­ных в п.2 ст.355); 2. 0,1% к среднегодовой стоимости объектов налогообложения для госпредприятий, осуществляющих функ­ции в области аттестации научных кад­ров, библиотечного обслуживания, по объектам водохранилищ, гидроузлов, и т.д., финансируемых за счет средств госбюджета, и другие (перечень в ст.355) 6 Уплата налога Осуществляется равными долями не позднее 20 фев­раля, 20 мая, 20 августа, 20 ноября налогового периода. Осуществляется равными долями не позднее 20 февраля, 20 мая, 20 авгус­та, 20 ноября налогового периода. Уточнен порядок уплаты по приобре­тенным и по выбывшим объектам на­логообложения 3.2.2.1 Налог на имущество с физических лиц Следует подчеркнуть, что в ранее действовавшем законе «О налогах .» от­сутствовало детальное деление данного вида налога с указанием отдельно его уплаты физическими лицами. В новом Налоговом кодексе отмечается, что его плательщиками считаются физические лица, имеющие объект налогообложе­ния на праве собственности. Объектом обложения налогом на имущество физи­ческих лиц являются неиспользуемые в предпринимательской деятельности сле­дующие объекты: 1) жилые помещения, дачные строения, гаражи и иные строения и сооруже­ния, помещения, находящиеся на территории РК; 2) объекты незавершенного строительства, находящиеся на территории РК, — с момента проживания (эксплуатации). 3.2.3 Налог на транспортные средства Нормативно-правовое регулирование налога на транспортные средства опре­деляется инструкцией 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на транспор­тные средства», утвержденной приказом министра финансов РК от 21 июня 1995 г. № 149, в содержание которой периодически вносятся дополнения и измене­ния, и действующей до 01.01.2002 г. Данный вид налога ввиду специфичности имеет свой установленный поря­док исчисления и уплаты. В частности, налогоплательщики согласно налого­вому законодательству исчисляют сумму налога, самостоятельно исходя из объек­тов налогообложения, налоговой ставки и поправочных коэффициентов по каж­дому транспортному налогу. При этом уплата налога должна производиться и бюджет по месту регистрации объектов обложения. Существуют отдельные пра­вила уплаты налога на транспортные средства по новому Налоговому кодексу, представленные в таблице 8 Таблица 8 Правила уплаты налога па отдельные виды транспортных средств № п/п Особенности исчисления налога Порядок уплаты 1 По приобретенным транспор­тным средствам, не состоящим ранее на учете на территории РК в уполномоченном органе Налог уплачивается до или в момент его постанов­ки на учет в сумме, исчисленной за период с нача­ла месяца, в котором возникло право собственно­сти на транспортное средство, путем деления го­довой суммы налога на 12 и умножения на количе­ство месяцев, оставшихся на конец налогового периода 2 По транспортным средствам юридических лиц, осуществля­ющих расчеты с бюджетом в СНР для производителей сель­скохозяйственной продукции Регулируется статьями 385-390 Налогового ко­декса 3 При передаче прав собственно­сти на объекты налогообло­жения транспортным налогом в течение налогового периода Сумма налога исчисляется за фактический период реализации прав собственности и должна быть внесена в бюджет до или в момент государствен­ной регистрации прав на объекты обложения. При этом первоначальному плательщику предъявляет­ся сумма налога, исчисленная на 1 января текущего года до начала месяца, в котором он передает транспортное средство. Последующий плательщик исчисляет сумму транспортного налога за период с начала месяца, в котором у него возникло право собственности на транспортное средство. 4 По транспортным средствам при отчуждении Годовая сумма налога может быть внесена в бюд­жет с одной стороны (по согласованию) до или в момент государственной регистрации права соб­ственности на объект обложения. При уплате го­довой суммы налога при передаче прав собствен­ности в последующем суммы налога вторично не уплачиваются 5 По транспортным средствам, на­ходящимся во владении на праве доверительного управления собственностью от имени Уплата налога является исполнением налогового обязательства собственника транспортного сред­ства за данный отчетный период. Таблица 9. Различия в исчислении транспортного налога Показатели Закон РК «О налогах .» Налоговый кодекс
Платель­щики Юридические и физические лица, имеющие на праве собственности, доверительного управления соб­ственностью, хозяйственного и опе­ративного управления транспортные средства, которые состоят на госу­дарственном учете Физические лица, имеющие объек­ты обложения на праве собственно­сти, и юридические лица, их струк­турные подразделения, имеющие объекты обложе-ния на праве соб­ственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Объекты обложения Технические характеристики транс­портных средств в зависимости от их видов: объем двигателя, количе­ство посадочных мест, грузоподъем­ность, мощность двигателя Транспортные средства, за исклю­чением прицепов, подлежащие госу­дарственной регистрации и (или) состоящие на учете в уполномочен­ном органе Ставки налога В зависимости от объекта обложе­ния ставки налога устанавливаются в месячных расчетных показателях (МРП), а в некоторых случаях - в про­центах (%) к МРП с единицы объек­та обложения Исчисление налога производится по следующим ставкам, установленным в месячных расчетных показателях, согласно статье 347 НК Налог не уплачивают или подле­жат льготно­му налого­обложению Освобождаются от уплаты налога, на транспортные средства следующие категории физических лиц (по од­ному транспортному средству): - инвалиды всех групп; г Герои Советского Союза, Герой Социалистического Труда, имеющие звание «Халык Кахарманы», награж­денные орденом Славы трех степе­ней и орденом «Отан», - многодетные матери, удостоенные звания «Алтын алка» и «Мать-герои­ня» - участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица Налог не уплачивают - Нацбанк и его подразделения, - производственные предприятия, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работ­ников и при условии фактического использования не менее 50% полу­ченных в отчетном периоде доходов на социальную защиту инвалидов, - добровольное общество инвали­дов РК, КОС, КСТ, Центр социаль­ной адаптации детей и подростков с отклонениями в умственном и фи­зическом развитии, а также произ­водственные предприятия, создан­ные за счет этих обществ, Казахс­кая республиканская организация ветеранов войны в Афганистане Не являются плательщиками налога на транспортные средства. - плательщики единого земельного налога в пределах нормативов по­требности в транспортных сред­ствах, устанавливаемых Правитель­ством РК; - организации, содержащиеся толь­ко за счет государственного бюдже­та, - участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица -по одному транспортному средству, являющемуся объектом обложения налогом, - инвалиды, по имеющимся в соб­ственности мотоколяскам и авто­мобилям - по одному автотранс­портному средству, являющемуся объектом обложения налогом, - Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, имею­щие звание «Халык Капарманы», на­гражденные орденом Славы трех степеней и орденом «Отан» много­детные матери, удостоенные звания «Алтын алка» «Кумыс алка», «Мать-героиня» - по одному автотранспор­тному средству, являющемуся объектом обложения налогом, - физические лица по грузовым ав­томобилям со сроком эксплуатации более семи лет, полученным в каче­стве пая в результате выхода из сель­скохозяйственного формирования Налогом не облагаются - Специализированная сельхозтех­ника у сельхозпроизводителей, - карьерные автосамосвалы грузо­подъемностью свыше 40 тонн, - специализированный медицинский транспорт, - транспортные средства - объекты комплекса «Байконур - Карьерные автосамосвалы грузо­подъемностью 40 тонн и выше, - специализированные медицинские транспортные средства Срок уплаты Один раз в год не позднее 1 июля В случае регистрации, перерегистра­ции транспортных средств уплата производится до совершения ука­занных действий по месту учета Налоговый период для исчисления и уплаты налога на транспортные средства определяется согласно статье 136 НК 3.2.4 Налогообложение недропользователей Необходимость введения данного вида налога в экономике обусловлена разнообразием недров Казахстана и связанного с этим извлечения и добычи полезных ископаемых, нефти, природного газа, угля, подземных вод и других. Таблица 10. Сравнение налогообложения недропользователей Основные показатели сравнения Закон РК «О налогах .» Налоговый кодекс Плательщики Категория плательщиков не выделена Физические и юридические лица, осуще­ствляющие операции по недропользова­нию в РК, включая извлечение полезных ископаемых из техногенных минеральных образований (статья 280) Специальные платежи и налоги недропользо­вателя 1. Бонусы: подписной, ком­мерческого обнаружения; 2. Роялти; 3. Налог на сверхприбыль; 4. Доля РК по разделу продук­ции. 1. Налог на сверхприбыль; 2. Специальные платежи недропользова­телей!) бонусы: а) подписной б) коммер­ческого обнаружения; 2) роялти; 3) доли РК по разделу продукции. Порядок и принципы установления роялти, бонусов Отсутствуют Установлены фиксированные ставки бо­нуса коммерческого обнаружения и уни­фицирована методика по всем видам по­лезных ископаемых в зависимости от тех­нико-экономических показателей проек­та. Модели налогового режима контрактов на недропользо­вание Уровень налоговых обяза­тельств должен быть равным, независимо от применения одной из двух моделей нало­гового режима Уровень налоговых обязательств недро­пользователя, предусмотренных в кон­тракте по второй модели налогового ре­жима, должен быть не меньше, чем при первой. Ставки роялти - по общераспространенным полезным ископаемым - по установленным Прави­тельством РК фиксирован­ным ставкам; - по всем остальным полезным ископаемым - индивидуаль­но в каждом контракте, исхо­дя из экономики проекта - конкретизированы в процентном соот­ношении ставки роялти по общераспро­страненным полезным ископаемым (ста­тья 300 НК); - уточнены объекты, включая физические лица, которые не уплачивают роялти. Налог на сверхприбыль Порядок исчисления недоста­точно определен Введены правила исчисления с расчетом показателей: - внутренней нормы прибыли по представ­ленной формуле (п.2, ст.307); - чистой приведенной стоимости; - годового денежного потока; - суммы совокупного дохода по деятель­ности; - затрат, произведенных недропользова­телем; - корректировки годовых денежных по­токов недропользователя на индекс инф­ляции. Исходя из приведенных данных можно сделать вывод, что в Налоговом ко­дексе произведены определенные преобразования по данному виду налога. 3.2.5 Налог на добавленную стоимость Налог на добавленную стоимость (далее по тексту — НДС) — это один из косвенных налогов, который взимается непосредственно с получателей дохода и включается в цену товаров (работ и услуг), завышая ее.
НДС, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между сум­мой налога, начисленного за реализованные товары, работы или услуги, и сум­мой налога, подлежащего уплате за приобретенные товары, выполненные рабо­ты и оказанные услуги. Эффективность применения НДС доказана зарубежным опытом, так как именно этот налог (исходя из интересов государства) сочетается с либерализаци­ей цен — чем выше цепы, тем больше сумма налога (при неизменной ставке). Первоначально НДС был введен во Франции, а затем распространен в странах Европы. Он по праву называется «европейским налогом», поскольку одним из обязательных условий для вхождения в европейское сообщество является его внедрение. В настоящее время НДС применяется более чем в 40 странах мира. Содержание и порядок уплаты данного налога во многих государствах одина­ков. Отличия заключаются лишь в методах определения суммы НДС, разли­чиях — в ставках и льготах. Например, пониженные ставки, в пределах 2-10%, характерны для продовольственных, медицинских и других социально значи­мых товаров и услуг. К так называемым «стандартным» услугам и промышлен­ным товарам устанавливаются ставки от 12-32 %. И, наконец, к предметам роскоши ставки составляют свыше 25 %. Вместе с тем европейские страны пытаются установить единую ставку НДС — на уровне 15%. Основной направленностью введения данного налога является предотвраще­ние кризиса перепроизводства, вытеснение с рынка слабых производителей. Поэтому он выступает в роли элемента политики сдерживания производства. В условиях нестабильности экономики неправомерное применение НДС негативно отражается не только на потребителях, но и отрицательно воздейству­ет на производителей. Несрабатывание в полной мере принципа оборачиваемости приводит зачас­тую к исчислению НДС на практике не с добавленной стоимостью, а как разницы между налогом, полученным от покупателей, и налогом, уплаченным поставщиком по приобретенным товарам (работам и услугам). Для того чтобы проследить за изменениями, приведем сравнительную таб­лицу различий между существующими и новыми законодательными предписа­ниями по налогу на добавленную стоимость таблица 11. Таблица 11.Изменения в уплате налога на добавленную стоимость Закон «О налогах .» Налоговый кодекс Плательщик налога Нет минимума по обороту Минимум оборота по ре­ализации 10 000 МРП, ус­тановленного на после­дний месяц периода п. 1.статьи 208 НК. Объект обложения Облагаемый оборот и облагаемый импорт Облагаемый оборот и об­лагаемый импорт Размер облагаемого оборота Стоимость товаров (работ и услуг), но не ниже фактических затрат Стоимость реализуемых товаров (работ и услуг), исходя из применяемых сторонами сделки цен и тарифов Обороты, облагаемые по нулевой ставке Экспорт товаров, кроме стран СНГ, ко­торые при экспорте в РК взимают НДС Работы и услуги, связанные с между­народными перевозками, кроме стран СНГ Продукция собственного производ­ства текстильной, швейной, кожевенно-обувной промышленности Реализация резидентами РК аффини­рованных драгоценных металлов - зо­лота и платины собственного произ­водства Экспорт товаров, кроме стран СНГ, которые при эк­спорте в РК взимают НДС Работы и услуги, связанные с международными пере­возками, и перевозки Г Ставка НДС 20% 16% Обороты и импорт по ставке НДС 10% Скот, птица, мясо, мука, хлеб, мака­ронные изделия, молоко и молочные продукты, яйца, масло растительное, маргарин, крупы, зерно, маслосемена, комбикорм, сахар, соль, карто­фель, овощи, детское питание, кол­басные изделия, мясные консервы, рыбопродукты, овощепродукты, фрукты, дрожжи, солод Нет ставки 10% Заключение Новое законодательство о налогах является исключительно важным, так как должно обеспечить поступательное развитие экономики не просто в новом столетии, а в новых условиях, ко­гда рыночный передел экономики в основном завершен. Радикальные перемены, произошедшие в экономической сис­теме страны, делают главной задачей Налогового Кодекса точное соблюдение баланса интересов страны, то есть народа и государ­ства, с одной стороны, и каждого гражданина, каждого хозяйст­вующего субъекта, с другой стороны. Бюджет должен быть на­дежно застрахован по части доходов, а предприниматель при этом - иметь все стимулы и возможности для развития своего дела. Отсюда - важность общих положений Налогового Кодекса, в которых сконцентрирована идеология нынешней налоговой ре­формы. Налоговое законодательство Казахстана будет состоять теперь из Налогового Кодекса и нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено кодексом. Прогресс в том, что значи­тельно сужаются возможности исполнительных органов прини­мать нормативные акты в области налогообложения. Это гаран­тирует стабильность налогового законодательства, одни правила игры на длительную перспективу. Разве не о том много лет тос­ковали предприниматели? Теперь никто не будет обязан платить в бюджет по тем пози­циям и ставкам, которые не предусмотрены Кодексом. Не секрет, что правом устанавливать различные сборы часто и размашисто пользуются местные власти, сочиняя различные формы поборов за право «проехать-пройти» . Вводится норма о приоритетности норм Кодекса при возник­новении противоречия между ним и другими законодательными актами, если речь идет о целях налогообложения. Нормы, регу­лирующие налоговые отношения, не могут включаться в общее законодательство - кроме случаев, предусмотренных самим Ко­дексом. Список использованной литературы 1. Законом «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24.04.95 г. №2235 2. Налоговый кодекс от 12.06.01 г.№209-II
3. Поздняков Б. Налоги в Казахстане // Эко - 1995 №1. 4. Прохоров Е. Основы государства и права Республики Казахстан. Алматы, 1997 г. 5. Сабиров И. Уты. Налоговый кодекс: не лучше ли его доработать? [Проект] // Экспресс - 1995 - 28 марта. 6. Худяков А. И. Налоговые правонарушения // Алматы: ТОО Баспа, 1997 г.
7. Худяков А. И. Налоговое право Республики Казахстан //Алматы ЖЕТI ЖАРFЫ, 1998 г. 8. Федосеев В.М. Налоги в экономике современного капитализма. Киев. Высшая школа. 9. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение Москва: Учебник. М.: Инфра-М, 1999 г. 10. Вестник МГД Республики Казахстан № 5 2000 г. 11. Основы государства и права Республики Казахстан . 1997 г. 12. Туленбаев К.М. Государственное регулирование пенсионной реформы // Финансы Казахстана Каржы-Каражат Алматы, 2001. 13. Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане //Алматы: Lem 2002 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.