Реферат по предмету "Экономика"


Государственная поддержка малого предпринимательства

План 1. Особенности малого предпринимательства. 2. Опыт государственного регулирования малого предпринимательства в экономически развитых странах. 3. Практика регулирования малого бизнеса в России.
1. Особенности малого предпринимательства.
Малый бизнес - важнейший элемент рыночной структуры, наиболее гибкая и динамичная форма реализации предпринимательской деятельности. Развитие малого предпринимательства является необходимым условием конкуренции товаропроизводителей, развития рыночных отношений, противодействия монополизму. Функции малого бизнеса: 1. Оперативное реагирование на изменение конъюнктуры спроса. Особое значение в условиях большой дифференциации потребительского спроса, НТП, возрастание номенклатуры товаров и услуг. 2. Малый бизнес мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы населения, которые в его отсутствие не были использованы. 3. Формирование конкурентной среды. 4. Решение проблемы занятости (в развитых странах до 70-80% вновь созданных рабочих мест). 5. В условиях современной НТР малый бизнес осуществляет прорыв по ряду важнейших направлений науки и техники (США - » 50% Нтразработок в рамках малого бизнеса). 6. Смягчение социальной напряженности и демократизации рыночных отношений (создание среднего класса). Однако малые предприятия объективно находятся в худших конкурентных условиях по сравнению с крупным бизнесом. У них выше издержки производства в связи с мелкими сериями выпускаемой продукции, они располагают худшими возможностями накопления средств для обновления оборудования, сложнее с информационным обеспечением, с подготовкой кадров. Следовательно, создание развернутой и всесторонней системы государственной поддержки малого бизнеса - необходимое условие его развития.
2. Опыт государственного регулирования малого предпринимательства
в экономически развитых странах В истории развития малого бизнеса в экономически развитых странах в послевоенный период можно выделить два этапа: 1) с середины 50-х до середины 70-х гг.: зависимость малого бизнеса от крупного, оценка малого предпринимательства как устаревшего элемента экономической системы. Объективно эти процессы были обусловлены развитием массового, крупносерийного производства; 2) с середины 70-х гг. по настоящее время: экономическая политика государства характеризуется поворотом к поддержке малого бизнеса, ставшего одной из важнейших форм реализации современного этапа НТР. Два направления государственной поддержки: 1. Широкое государственное регулирование деятельности малого бизнеса в сочетании с элементами протекционизма. 2. Умеренное государственное регулирование с созданием рыночных условий для жесткой конкурентной борьбы, в результате которой выживает сильнейший (естественный отбор). Элементы поддержки малого бизнеса, применяемые в большинстве развитых стран: 1) прямые дотации через бюджет; 2) при размещении государственных заказов на крупных предприятиях оговаривается определенный процент субподрядов для малого бизнеса; 3) государство выступает гарантом при получении банковских кредитов малым бизнесом; 4) налоговые льготы; 5) специализированные государственные программы помощи всем желающим начать собственное дело; 6) законодательный контроль над процессами концентрации капитала с тем, чтобы предотвратить необоснованное поглощение малых предприятий; 7) участие государства во всех объединениях, кредитующих и финансирующих малый бизнес; 8) государственная информационная помощь малому бизнесу; 9) государственное финансирование подготовки и переподготовки кадров. США. В 1953 году создана Администрация по делам малого бизнеса (АМБ). АМБ помогает в организации деятельности, менеджменте, представляет образовательные программы, специальные пособия, знакомит с механизмом открытия и ведения бизнеса, помогает в приобретении оборудования, при получении прямых гарантированных займов, а также страховых полисов при чрезвычайных ситуациях. АМБ не только выступает гарантом для банков, но и сама субсидирует предпринимателей, несет ответственность за долю малого бизнеса в получении контрактов в сфере производства. Бюджет АМБ - свыше $ 600,000,000. В США создано 53 региональных центра развития малого бизнеса и 600 пунктов помощи малому бизнесу. Их задача - координация федеральных ресурсов, ресурсов штатов, университетов и частных фондов для оказания управленческой и технической помощи. При центрах организованы курсы обучения и консультационные пункты. Кроме того, при колледжах и университетах организованы институты малого бизнеса. Великобритания. Основной координирующий орган - Отдел мелких фирм в Министерстве промышленности и торговли. Кроме этого, сложилась сеть организаций, предоставляющих помощь за невысокую плату или бесплатно. Это: 1) служба мелких фирм; 2) местные предпринимательские агентства (состоят из представителей выборных органов власти и делового мира); 3) центры труда; 4) коммунальные объединения содействия развитию местного предпринимательства. Служба мелких фирм занимается организационно-практическими вопросами мелкого бизнеса, имеет региональные отделения по всей стране и действует в контакте с другими организациями. Она не занимается непосредственно финансированием малого бизнеса. Ее цель - защита интересов мелких предпринимателей, помощь в организации своего дела, помощь в получении контрактов, субсидий, необходимых знаний к квалификации. Она предоставляет юридические, организационно-управленческие и информационные услуги, помогает в ведении делопроизводства. В Великобритании существует ряд специализированных программ, предназначенных для различных категорий населения, и программы регионального развития малого бизнеса. Программ “Схема содействия предпринимательству. Цель - привлечение безработных к организации собственного дела. Могут участвовать безработные от 18 лет, не имеющие работу свыше 13 недель и обладающие первоначальным капиталом не менее 1000 фунтов стерлингов. Участники схемы в течение года получают еженедельную субсидию в размере 40 фунтов стерлингов, которая выплачивается в дополнение к пособию по безработице. Число участников данной программы возросло с 25000 в начале 80-х до почти 90000 в начале 90-х гг.
3. Практика регулирования малого бизнеса в России В доперестроечный период малый бизнес существовал в крайне не развитых и полукриминальных формах (т.н. шабашки, мелкая торговля с рук, фарцовка, спекуляция, индивидуальный ремонт автотранспорта и т.д.). Во второй половине 80-х гг. становление малого предпринимательства проходило крайне противоречиво. Начало этому процессу положило кооперативное движение, развитие ИТД, центры научно-технического творчества молодежи и т.д. Часто созданные при государственных предприятиях малые предприятия превращались в кормушки для дирекции, позволяли обналичивать денежные средства, сбывать дефицитные материалы и уходить от контроля со стороны государства. Впоследствии, в результате приватизации и разукрупнения предприятий произошло выделение из их структуры отдельных подразделений и цехов, ставших еще одной составляющей малого бизнеса. Значительная часть малых предприятий была создана людьми, впервые решившимися заняться производством. Радикальные экономические реформы начала 90-х гг. болезненно ударили по малому бизнесу, особенно в производственной сфере. Сейчас предприятия этого сектора сосредоточены в основном в сфере торговли и в сфере услуг.
Факторы, тормозящие развитие малого бизнеса: 1) недостаточная развитость правовых и организационных вопросов развития малого предпринимательства, слабость государственной поддержки; 2) политика финансовой стабилизации и бездефицитного бюджета на основе изъятия через высокие налоговые ставки прибыли предприятий и доходов населения ведет к снижению стимулов к производству и резко ограничивает платежеспособный спрос;
3) практически ликвидированы источники финансирования первоначального капитала для массового малого производства (собственные сбережения населения, кредиты); 4) неразвитость рыночной инфраструктуры; 5) давление коррупции и преступности. 12 мая 1995 года принят федеральный закон “О государственной поддержке малого бизнеса”. Он определил, что понимается под малым предприятием. Малый бизнес: промышленность, строительство, транспорт - до 100 человек; сельское хозяйство и научно-техническая сфера - до 60 человек; розничная торговля и бытовое обслуживание - до 30 человек; оптовая торговля и другие отрасли - 50 человек. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Основные направления государственной поддержки: 1) формирование инфраструктуры поддержки малого бизнеса; 2) создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов; 3) установление упрощенного порядка регистрации, представление статистической и бухгалтерской отчетности; 4) поддержка внешнеторговой деятельности; 5) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров малого предпринимательства. Государственная поддержка осуществляется в соответствии с федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными, отраслевыми и муниципальными программами развития малого предпринимательства. Объем обязательных финансовых ресурсов выделяемых на поддержку малого предпринимательства указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой. Правительство РФ ежегодно представляет в Государственную Думу доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства. Создание системы фондов поддержки малого предпринимательства путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступивших от приватизации, доход от собственно деятельности, добровольных взносов и т.д. Руководство и устав федерального фонда утверждаются решением правительства РФ. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства является заказчиком федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. Федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают поддержку в организации союзов субъектов малого предпринимательства.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.