Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Конституция 1871 года и политический режим Германской империи

/>Введение
ВоссоединениеГермании в единую Германскую империю состоялось, несмотря на то, что многиепопытки объединения, такие как Рейнский союз (1806 — 1813 годов), образованныйНаполеоном I, и Германский союз, просуществовавший с 1815 по 1866 год, были неочень удачными. Огромную роль в этом объединении сыграл в то время первыйминистр Пруссии, а в последствии канцлер Германской империи, Отто фон Бисмарк.
В1861 году прусским королем стал Вильгельм I. Вскоре он призвал к властичеловека, сыгравшего важную роль в истории объединения Германии. Это былпрусский помещик Отто фон Бисмарк. Он допускал только один путь к объединениюГермании – войну Пруссии с другими государствами и подавление демократическогодвижения. Его программа была краткой и ясной: «Не словами, но железом и кровьюбудет объединена Германия». Так он заявил депутатам прусского ландтага(парламента).
Вавгусте 1866 года, в результате война между Австрией и Пруссией, в ЦентральнойЕвропе, под именем Северо-Германского союза, возникло по сути дела новоегосударство, возглавляемое Пруссией. В него вошли двадцать два германскихгосударства, расположенных к северу от реки Майн. Управление Союзом отдавалосьпрусскому королю («президенту»), канцлеру и двум палатам, нижняя из которыхизбиралась на основе всеобщего избирательного права.
ВнеСоюза оставались южные немецкие государства: Бавария, Саксония, Вюртемберг,Баден и другие.
В1870 году Бисмарк спровоцировал Францию на объявление войны и выставил ееагрессором. В ходе той войне, известной под названием франко-прусской, Франциябыла разгромлена и перед Северо-Германским союзом, перед Пруссией встала давнозапланированная задача присоединения южно-германских государств. 18 января 1871года в Версальском дворце, в свое время служившем местопребыванием французскихкоролей, прусский король Вильгельм I был провозглашен императором Германии.Объединение Германии завершилось. Присоединение южных государств было оформленодоговорами, ратифицированными соответствующими парламентами. Таким образом, вцентре Европы возникло новое государство, принявшее название Германскойимперии. 16 апреля 1871 года рейхстаг утвердил новую конституцию  
Конституция Германии 1871года
В1871 году была принята Конституция Германской империи, которая в значительноймере воспроизвела конституцию Северо-Германского союза, а также учла договоры сюжно-германскими государствами путем ряда конституционных новаций. За этимигосударствами закреплялись некоторые особые права. Бавария и Вюртемберг,например, сохранили право на такую доходную статью местного бюджета, как налогна водку и пиво. А также на управление почтой и телеграфом. У Бавариисохранялась определенная самостоятельность в области управления армией ижелезными дорогами, к тому же в имперском комитете по «армии и крепостям» оназанимала постоянное место, в то время как другие члены комитета назначалисьимператором. Под ее председательством действовал комитет иностранных дел,состоящий из уполномоченных Саксонии, Вюртемберга, с включением двух ежегодноизбираемых членов других государств.
Поновой германской конституции в состав новообразованной империи вошли двадцатьпять государственных образований (четыре королевств, шесть великих герцогств,четыре герцогств, восемь княжеств, три вольных городов) и имперская провинцияЭльзас-Лотарингии, аннексированная от Франции. По форме государственногоустройства Германия становилась федерацией. Все члены федерации располагалисвоими законодательными и исполнительными органами власти. Конституция наделилаэти субъекты незначительной самостоятельностью, постепенно сокращавшейся.
Поформе правления Германия стала конституционной монархией. Главой империи –императором — был провозглашен король Пруссии Вильгельм. Это отвечало реальномусоотношению сил во вновь образованном государстве. На долю Пруссии приходилосьсвыше половины всей территории Германии и шестьдесят процентов населениястраны. Император был главой вооруженных сил: «Император… от имени империиобъявляет войну и заключает мир» (статья 11), назначал чиновников империи:«Император назначает должностных лиц империи, заставляет их присягать империи идает в случае надобности распоряжение об их увольнении» (статья 18), включаяглаву правительства – имперского канцлера. Императору предоставлялось правоназначения членов верхней палаты парламента от Пруссии. Конституция давала емувозможность руководства министрами империи и самой Пруссией.
Членыверхней палаты империи – Союзного совета – бундесрата – назначалисьправительствами союзных государств: «Союзный совет состоит из представителейгосударств, входящих в состав союза, между которыми голоса распределяются такимобразом, что… (Пруссия получает семнадцать голосов из пятидесяти восьми».[1][1] Остальные государстваимели в нем от одного до шести депутатов. «Представительство в союзном совете ируководство его делами принадлежит имперскому канцлеру, который назначаетсяимператором», — так гласила 15 статья Конституции Германии.
Конституцияпредоставляла Союзному совету законодательную власть – наряду и вместе срейхстагом – и значительную исполнительную власть. Однако решающее слово вомногих вопросах было за президентом: «Имперское законодательство осуществляетсясоюзным советом и рейхстагом. Согласие большинства в том или другом собраниинеобходимо для имперского закона и устанавливает его. Если в союзном советепроизойдет разделение мнений, касательно законодательных проектов, относящихсяк армии, флоту, … голос президента является решающим, если он высказывается засохранение существующего устройства» (статья 5). Бундесрат имел свой аппарат влице комиссий, специализированных по тем или иным областям общественной игосударственной жизни. Самое важное заключалось в том, что бундесрату былопредоставлено право издания указов, имевших ту же силу, что и закон.
Пруссияимела огромную долю власти в верхней палате империи. Председателем палаты, какуже было сказано, был канцлер – прусский министр, назначаемый по воле прусскогокороля. Одно это давало Пруссии заметное преобладание в бундесрате. Дляотклонения законопроекта об изменении конституции требовалось всегочетырнадцать голосов: «Изменения конституции… считаются отклоненными, еслиимеют против себя 14 голосов в союзном совете» (статья 78), между тем Пруссиябыла представлена в верхней палате первоначально семнадцатью депутатами, затемих стало двадцать два. От Пруссии зависело отклонение любого законопроекта. Мелкиегосударства нередко даже отказывались являться в бундесрат.
Нижняяпалата парламента сохранила название рейхстага. Он избирался сначала на тригода, затем (с 1887 года) на пять: «Рейхстаг образуется посредством всеобщих ипрямых выборов с тайной подачей голосов» (статья 20). Фактическая властьрейхстага была небольшой. Его неоднократные попытки установить хотя быминимальный контроль над исполнительной властью неизменно завершалисьпоражением.
Итак,статья 20 конституции декретировала введение всеобщего мужского избирательногоправа, хотя сам Бисмарк относился к всеобщему голосованию как институтувредному и опасному.
Всеобщееизбирательное право было продиктовано чисто политическими, точнеевнешнеполитическими, обстоятельствами: необходимо было лишить аргументов теевропейские державы, которые усматривали в насильственном объединении Германиинарушение исконной воли объединенных народов.
Досрочныйроспуск нижней палаты мог быть произведен простым постановлением палаты верхней– бундесрата, и это не единожды делалось.
Итак,как уже было сказано выше, имперское правительство было представлено вединственном лице – лице канцлера. Кабинета министров не существовало.Министры, ведавшие определенным кругом дел, находились в подчинении канцлера.Бисмарк писал: «Действительную ответственность в делах большой политики можетнести … только один-единственный руководящий министр, а не анонимная комиссия смажоритарным голосованием».
Функцииимперского правительства были весьма широкими. «Надзору со стороны империи и еезаконодательству подлежат следующие предметы:
1)Определения, касающиеся свободы переселения, отношений к месту рождения и кместу жительства, права гражданства, паспортов, полиции, иностранцев, а такжекасающиеся ремесла и страхования, … сверх того определения о колонизации и опереселении в иностранные, негерманские земли.
2)Законодательство таможенное и торговое и установление налогов, необходимых длянужд империи.
3)Определение системы мер, весов и монет, а также основные положения о выпускебумажных денег, гарантированных движимыми или недвижимыми ценностями.
4)Общие определения в банках.
5)Патенты на изобретения.
6)Охрана авторской собственности.
7)Организация общей защиты германской торговли за границей, германскогомореплавания … и распределение общего консульского представительства,установленного на счет империи.
8)Железные дороги … и пути сообщения, водные и сухопутные, установленные винтересах защиты страны и всеобщего оборота.
10)Почта и телеграф …
13)Общее законодательство в гражданском праве, уголовное право и судопроизводство.
14)Армия и военный флот в империи.
16)Определения о прессе и о праве общения (союзов)» (статья 4).
Надолю же местных правительств приходилось главным образом исполнение имперскихзаконов, получавших преимущества перед законами областническими.
Итак,по своему социально-политическому содержанию конституция 1871 года былавыражением компромисса, установившегося в ходе развития страны, междуфеодально-юнкерским землевладением и быстрорастущим прусско-германскимкапиталом.
Всоздавшейся ситуации не могло быть и речи о ликвидации все еще полуфеодальногоземлевладения и некоторых иных пережитков феодализма вообще, включая городскуюпромышленность и ремесло.
Такимобразом, исходя из конституции 1871 года, государственная власть в Германскойимперии должна была основываться на принципе разделения властей ипредставительном правлении. Однако отсутствие системы сдержек и противовесов,наличие ряда юридических несообразностей делало демократизацию власти невозможнойи вело к формированию режима, при котором правительство во главе с императором доминировалонад парламентом. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, нокак прусский король, он был волен приказать своим представителям в бундесратепровалить любой неугодный ему закон, касающийся конституции, финансов ивоенного дела. Император был связан контрассигнатурой канцлера, которого он жебыл волен назначать и смещать по своему усмотрению.  
Политический режимгерманской империи
Политическийрежим кайзеровской Германии отличался неустойчивостью. Непосредственное влияниена частые изменения политического режима оказывали сложныесоциально-экономические процессы исторического развития объединенной Германии.Канцлер (ранее — министр-президент Пруссии) О. Бисмарк играл в этих процессахособую роль. С его именем связывается проведение политики, определяемойпротиворечивыми понятиями: «революция сверху», «государственный социализм»,«реакционный милитаризм», «бонапартизм» и пр. Для первых лет канцлерстваБисмарка характерно преобладание либеральных методов и средств осуществлениягосударственной власти. В это время не только снимается множество феодальныхпрепон для развития предпринимательства и торговли, но и создаетсяобщеимперская партийная система, растут рабочие организации, партийная печать.
ОбъединениеГермании дало сильнейший толчок ее экономическому и политическому развитию.Промышленная революция в Германии в целом началась сравнительно поздно, но приэтом совпала с крупными научно-техническими открытиями и широким внедрением впроизводство прогрессивных технологических процессов. Индустриализация вГермании проходила с учетом передового опыта развитых стран, а промышленностьстроилась на базе современных технологий. Вскоре Германия станет перегонятьАнглию. Вместе с тем быстро росла численность немецкого рабочего класса. Вместес ростом промышленного пролетариата в 1869 году возникает и первая рабочаяСоциал-демократическая партия (СДРП). В 1875 году в результате объединения вГоте СДРП и Всегерманского рабочего союза (эзенахцев и лассальянцев)формируется реформистская Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ).Германская социал-демократия становится крупнейшей из социалистических партийЕвропы. Социалистическая идеология становится господствующей среди рабочегокласса, расширяется круг социалистических партийных изданий, представительствосоциал-демократов в Рейхстаге со временем все больше растет.
Всоздавшейся ситуации Бисмарк прибег к мерам уголовной и административнойрепрессии. В 1878 году, ставшим вехой наступления конца «либеральной эры»канцлерства Бисмарка, рейхстаг, по его настоянию, проводит так называемыйисключительный закон против социалистов. Тюремное заключение и крупный штрафугрожали каждому за состояние в организации, желающей «свержения существующегогосударственного или общественного строя путем социал-демократических,социалистических или коммунистических устремлений». Запрещались также собранияи печатные издания, пропагандирующие «подобные стремления», сбор средств с этойцелью и пр. Полиции и местным властям по их усмотрению предоставлялось правозапрещать собрания и распространение политической литературы, объявлять «малоеосадное положение» и высылать лиц, «опасных для общественной безопасности», измест их «вредной деятельности».
Наоснове «исключительного закона» правительство добилось тюремного заключения для1500 членов социал-демократической партии и высылки 900 человек, к нейпринадлежащих; 1300 печатных изданий партии было запрещено.
ОднакоБисмарк понимал, что влияние новой партии обусловлено тяжелым положениемрабочего класса. Действуя методом кнута и пряника, он стал инициатором законов,целью которых было улучшение положения рабочего класса. В 1883 году был принятзакон о страховании на случай болезни, в 1884 году введено страхование отнесчастных случаев, а в 1889 году закон о страховании по инвалидности истарости, что и явилось одним из ярких примеров неизменно проводимой имполитики социального маневрирования (бонапартизма). Действие законараспространялось, однако, лишь на часть рабочих, за счет которых и проводилосьсамо страхование, что послужило основанием его резкой критики в рейхстагепредставителем социал-демократии А. Бебелем.
Итак,несмотря на комплекс тщательно разработанных социальных законов, добитьсяослабления влияния социалистов в среде рабочего класса ему не удалось,«исключительный закон» не дал ожидаемых результатов. В 1881 году за социалистовпроголосовало меньше, чем в 1877 году, но в 1884 году — уже больше (540 тысяч),а в 1890 году — почти полтора миллиона. Бесперспективность управленияобщественной и политической жизнью Германии с помощью репрессивных законов инепоследовательных уступок рабочему движению проявилась со всей очевидностью.1889—1890 годы стали рекордными по количеству рабочих забастовок (более 1100),принимающих все более массовый характер. Социальная политика Бисмарка зашла втупик. В 1890 году «исключительный закон» был отменен. Вместе с ним былустранен и сам Бисмарк. Отмена «исключительного закона» стала непосредственнойпричиной отставки «железного канцлера», а также последующей очереднойлиберализации политического режима.
Агрессивныйвнешнеполитический курс полуабсолютистского государства Германии, ставшегопрямым следствием объединения страны «железом и кровью» под гегемонией Пруссии,при всех сменах методов и средств осуществления внутригосударственной политикиоставался неизменным. Объединение Германии на прусской основе привело к тому,что издавна сложившаяся в Пруссии военная система стала распространяться на всюстрану. Огромная часть бюджета шла на содержание армии и полиции, полномочиякоторой для поддержания «порядка» неуклонно расширялись. Политический стройобъединенной Германии позволил военным учреждениям сосредоточить в своих рукахзначительную власть, оказывая влияние на общий политический курс и решениеконкретных вопросов. Наличие огромной, хорошо подготовленной армии в сочетаниис экономическими устремлениями финансово-промышленной олигархии позволили Германииза короткий срок создать свою колониальную империю и одновременно развиватьэкономическую экспансию в Османскую империю, Китай, Южную Америку.Прусско-германский милитаризм создал в Европе тот тип международных отношений,который вошел в историю XIX — начала XX в. под именем «вооруженного мира»,сущностью которого стала систематическая подготовка к локальным войнам, а затеми к мировой войне.
Резкаяактивизация агрессивной милитаристской политики Вильгельма II перед первоймировой войной привела к новому изменению политического режима в стране, квведению новых репрессивных законов. В 1908 году принимается закон о союзах исобраниях, названный в народе «исключительным законом против молодежи», которыйзапрещал лицам до 18 лет участвовать в политических союзах, в антивоеннойдеятельности и прочее. Милитаристские интересы финансово-промышленной олигархиитолкнули Германию к войне за передел мира. После объявления войны сначалаРоссии, затем — Франции, в 1914 году в Пруссии и других землях ужесточились нормыуголовного права против военнообязанных и военнослужащих, были введены осадноеположение и военно-полевые суды, сфера действия которых расширилась за счетпередачи им значительного круга дел: о сопротивлении властям, о государственнойизмене и других тяжких уголовных преступлениях. Установилась жесткая военнаяцензура над прессой. В 1914 году был принят Закон о чрезвычайных полномочияправительства, давший государственным органам право контроля над сырьем итопливом, его использованием для военных нужд, над распределением и выполнениемправительственных военных заказов. В различных отраслях промышленности былисозданы военные комитеты, выполнявшие контрольные функции, и пр.
В1916 году, начальником генерального штаба назначен фельдмаршал Гинденбург, аего заместителем генерал Людендорф. В условиях усилившейся конкуренциигражданских и военных властей, император лишился фактически всяких реальныхполномочий и в Германии фактически установилась военная диктатура.
Принятиезакона 1916 года “О вспомогательной службе Отечеству”, на основании котороговводилась обязательная трудовая повинность для мужчин от 16 до 60 лет, авластям предоставлено было право проводить принудительную мобилизацию населенияна любую работу, завершило процесс полной милитаризации труда в Германии.
Вконце сентября 1918 года, перед лицом угрозы тотального поражения германскойармии, Гинденбург и Людендорф на совещании высших представителей военных иполитических кругов страны, наконец, поставили вопрос о выходе из войны инемедленном заключении перемирия. Массовое антимилитаристское, антивоенноедвижение, начавшееся в Германии, угроза народной революции страшило их большегрядущей «катастрофы на фронте».
Дляпредотвращения ее, стала проводиться политика «парламентаризации власти», расширенияправ рейхстага, ограничения власти кайзера и канцлера, установления контролярейхстага над генеральным штабом и пр. В конце октября 1918 года, с этой цельюбыли приняты два конституционных закона. Но новая политическая либерализацияуже не могла спасти правящий режим. В результате Ноябрьской революция ВильгельмII был вынужден отречься от престола, монархия была свергнута и в странеустановилась парламентская республика.  
Заключение
В1871 году Германия была объединена «железом и кровью». Принятие Конституцииявилось юридическим оформлением завершения процесса объединения. По формегосударственного устройства Германия провозглашалась федерацией, по формеправления стала конституционной монархией. Конституционный механизм Германскойимперии создавался для наиболее эффективного решения под руководством Пруссиисложных внутри- и внешнеполитических задач, главным образом с помощью военнойсилы. В Конституции нет ни декларации, ни главы, посвященной правам и свободамнемцев. Вместе с тем самая обширная глава XI посвящена “военному делу империи”.
Политическийрежим Германской Империи можно охарактеризовать, как авторитарный. В немсоединялись черты и тоталитаризма, и демократизма, с частыми колебаниями междуними.  
Список литературы
1.История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. Под ред. проф.Крашенинниковой Н. А. и проф. Жидковой О. А. – М.: Издательство НОРМА, 2000
2.Всеобщая история государства и права: Учеб. для вузов по спец.«Юриспруденция»/ Под ред. К. И. Батыра.- М.: Былина, 1999
3.Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. / Под ред. проф. З.М.Черниловского, сост. В.Н. Садиков. — М., 1994
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта tarasei.narod.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.