Всемирная торговая органияъзация
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ (ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О ТОГОВЛЕ УСЛУГАМИ
Мировой рынок услуг характеризуется:
- быстрым ростом объемов международной торговли услугами. Последние 15 лет международная торговля услугами росла более высокими темпами, чем торговля товарами. Так, если объем мировой торговли товарами возрастал ежегодно на 6%, то объем торговли услугами увеличивался в среднем на 8% в год и к середине 90-х годов составил более 1350 млрд. долларов США, или около 20% общего объема мировой торговли.
При этом следует учитывать, что объемы мировой торговли товарами искусственно завышаются за счет включения в них все возрастающих объемов реэкспорта, а в действительные объемы торговли услугами практически не включаются поставки услуг посредством некоторых имеющих большое значение способов поставки услуг. Так, официальная статистика учитывает в основном сделки между резидентами и нерезидентами и не включает торговлю услугами посредством зарубежных представительств или дочерних компаний, через которые поставщик может оперировать на зарубежных рынках;
- значительным расширением номенклатуры оказываемых услуг. Широкое применение новых информационных технологий, новых видов связи изменяет традиционное представление об удаленности, сроках и формах оказания услуг. Так, например, банковские услуги, консультационные медицинские услуги, услуги по дистанционному обучению оказываются по электронным каналам связи, при этом расстояние не играет никакой роли;
- активизацией роли развивающихся стран в сфере международной торговли услугами. В ряде развивающихся стран созданы вполне конкурентоспособные отрасли индустрии услуг, например, в области туризма.
Необходимо отметить, что развитие торговли услугами сдерживалось отсутствием свода принципов и правил, регулирующих международную торговлю услугами на многосторонней основе. Поэтому в ходе Уругвайского раунда переговоров странами-участниками было подписано Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС). Оно является одним из многосторонних торговых соглашений в рамках ВТО и вместе с Генеральным соглашением по тарифам и торговле 1994 (ГАТТ 1994) и Соглашением по торговым аспектам прав на объекты интеллектуальной собственности (Соглашение по ТРИПС) образует правовую основу Всемирной торговой организации (ВТО), в которую входят в настоящее время более 130 стран, представленных правительствами (организации стран - членов ВТО не могут являться членами ВТО).
Российская Федерация не является членом ВТО, но ведет работу по присоединению к ней. В случае присоединения к ВТО Российская Федерация должна будет привести свое законодательство и регулирование в соответствие с положениями Соглашения об учреждении ВТО и многосторонних торговых соглашений, в т.ч. в части услуг - с ГАТС.
Поэтому представляется очень важным, чтобы российские поставщики услуг получили информацию о документах ВТО, относящихся к торговле услугами; они должны знать правила, регулирующие международную торговлю услугами, и использовать их при организации поставки услуг.
3. Общая характеристика рынка услуг Российской Федерации
Удельный вес Российской Федерации в мировой торговле услугами в 1996 г. составлял немногим более 1,1 %, уступая по экспорту услуг Таиланду и Турции, а по импорту Таиланду и Сингапуру. Объем экспорта услуг из России составлял 5,2% от объема экспорта США, а по импорту-12,2%. Россия в настоящее время является нетто- импортером услуг: в 1996 г. объем импорта превышал экспорт на 6,4 млрд. долларов США. Следует отметить, что в 1996 г. наибольший объем российского экспорта был в секторах, связанных с транспортом и туризмом, незначителен объем деловых услуг, относительно небольшие объемы поставок на экспорт финансовых услуг, услуг связи, образовательных услуг.
Такое положение с внешней торговлей услугами объясняется:
- низким уровнем конкурентоспособности услуг отечественных поставщиков на внешнем и внутреннем рынках. Например, Россия располагает 12% ученых всего мира и лишь 0,3% мирового рынка наукоемкой продукции;
- узким ассортиментом предлагаемых для экспорта услуг;
- недостаточным использованием таких способов поставки услуг для экспорта, как поставки посредством коммерческого присутствия за рубежом (через коммерческие представительства за рубежом), направления за границу специалистов для оказания услуг на основе договоров между российскими и иностранными организациями;
- неразвитостью инфраструктуры внутреннего рынка услуг;
- слишком высоким уровнем либерализации (открытости) доступа на российский рынок иностранных услуг и поставщиков услуг во многих секторах (например, строительном, транспортном) и др.
При присоединении России к ГАТС необходимо будет выполнить большой объем работ, связанных с:
- приведением отечественного законодательства в соответствие с положениями ГАТС;
- созданием систем регулирования торговли услугами в тех секторах, где такие системы отсутствуют или функционируют недостаточно эффективно;
- принятием мер по совершенствованию статистического учета в сфере услуг.
В настоящее время российская сторона представила пакет предложений по конкретным секторам услуг, по условиям и ограничениям доступа иностранных услуг и поставщиков на российский рынок, которые в ходе последующих переговоров с заинтересованными членами ВТО подлежат уточнению и согласованию, после чего они будут зафиксированы в национальном перечне конкретных обязательств. Соответственно будут согласовываться условия доступа российских услуг и поставщиков на рынки стран - членов ВТО.
Россия может рассчитывать на положительный эффект от присоединения к ГАТС только в перспективе, т.к. присоединение к ГАТС должно привести к дальнейшей либерализации доступа иностранных услуг и поставщиков на российский рынок и соответственно к усилению позиций иностранных организаций, а значительное увеличение экспорта услуг в ближайшие годы вряд ли возможно.
России требуется время для того, чтобы адаптироваться к требованиям ГАТС, чтобы либерализация торговли услугами не привела к тяжелым негативным последствиям для российской индустрии услуг. Поэтому в интересах России добиваться на переговорах согласия партнеров на поэтапное осуществление либерализации торговли услугами.
Российский рынок услуг в настоящее время характеризуется тем, что:
- большинство секторов услуг только формируется;
- во всех секторах услуг, за исключением финансового сектора, Россия практически не применяет ограничений на деятельность иностранных поставщиков, им предоставляется такой же режим, что и отечественным поставщикам. Примером могут служить такие сектора, как: строительство, международные автомобильные и морские перевозки, реклама, консалтинг, аудит и некоторые другие, где условия доступа для иностранных поставщиков максимально либерализованы, иногда в ущерб отечественным поставщикам.
Рынок финансовых услуг, к которому относятся услуги по страхованию и банковские услуги, где существует ряд ограничений на деятельность иностранных организаций, является наиболее доходным, поэтому иностранные поставщики услуг крайне заинтересованы в отмене всех ограничений на этом рынке, в доступе к обязательному медицинскому страхованию, страхованию жизни и ответственности.
Емкость рынка страховых услуг в России огромна: в настоящее время страхуется менее 10% потенциальных рисков по сравнению с 90-95% в большинстве развитых стран; 90% собственности предприятий не обеспечено страховой защитой; существующая емкость российского перестраховочного рынка не позволяет надежно защитить такие крупные риски, как экологические, авиационные, морские, космические. Поэтому иностранные страховые компании стремятся занять соответствующие позиции на этом рынке. С целью защиты российских интересов в сфере финансовых услуг следует предусмотреть ограничения по доступу иностранных организаций на российский рынок финансовых услуг, и в первую очередь на рынок страховых услуг.
Для российского экспорта наиболее перспективными являются такие сектора услуг, как:
- транспортные услуги: услуги автомобильного, морского, воздушного транспорта;
- туристические услуги;
- аэрокосмические услуги:
- услуги по разработке программного обеспечения;
- услуги по исследованиям и разработкам, особенно в сфере естественных наук;
- услуги в области образования, особенно высшего.
Ход формирования рынка услуг во многом определяется активностью отечественных предпринимателей, их организованностью. К сожалению, во многих секторах услуг предприниматели не объединены, не созданы национальные объединения (ассоциации, союзы) предпринимателей по секторам услуг. Значительное число предпринимателей не знакомы с документами ВТО по вопросам торговли услугами, в т.ч. и с ГАТС, с материалами, которые Россия представляет в ВТО в связи с присоединением к этой организации.
4. Рынок услуг Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Удельный вес услуг в соответствующем валовом региональном продукте в 1998 г. составлял:
- в Санкт-Петербурге - более 60%;
- в Ленинградской области - около 35%.
В регионе сложился рынок транспортных, информационных, компьютерных и телекоммуникационных услуг. В то же время недостаточно развит рынок финансовых услуг.
Необходимо отметить, что в Санкт-Петербурге и Ленинградской области уровень квалификации работающего населения достаточно высок, что должно положительно сказываться на возможности поставки услуг, в т.ч. и за границу.
По оценке, экспорт услуг из Санкт-Петербурга составляет около 8% от общего объема экспорта из региона, а импорт услуг - около 5% от общего объема импорта; около 30% объема экспорта услуг приходится на услуги гостиниц и ресторанов и по 20% - на услуги связи и транспортные услуги.
Однако объем экспорта услуг не соответствует имеющимся в Санкт-Петербурге возможностям в сфере:
- науки и техники: в Санкт-Петербурге расположено около 11% научно-исследовательских организаций России, в которых работает более 14% всех научных работников страны;
- образования, особенно высшего: в городе более 40 высших учебных заведений;
- въездного иностранного туризма;
- услуг автомобильного, воздушного, внутреннего водного транспорта. Особенно тяжелое положение сложилось с услугами морского транспорта, т.к. у Балтийского морского пароходства флота практически нет;
- оптовой торговли.
На развитии регионального рынка услуг негативно сказываются наряду с другими факторами:
- недостаточные связи в сфере услуг с другими субъектами Российской Федерации, и особенно Северо-Запада. Регион пока не стал транспортным, телекоммуникационным, информационным, финансовым, торговым центром Северо-запада страны, хотя для этого имеются все возможности. От этого в значительной мере зависит развитие экспорта услуг из региона;
- разобщенность поставщиков услуг, как в рамках конкретных секторов услуг, так и в сфере услуг в целом. В большинстве секторов услуг не созданы региональные добровольные объединения (ассоциации, союзы) поставщиков услуг.
Определенную поддержку оказывают органы исполнительной власти региона, принимая меры, направленные на формирование рынков услуг в отдельных секторах. Так, была разработана программа развития туристско-гостиничного и курортного комплекса Санкт-Петербурга на 1999 - 2003 гг., которая предусматривает меры по продвижению Санкт-Петербурга на российский и мировой рынки туристических услуг, развитию въездного, внутреннего и социального туризма, модернизации курортного и гостиничного комплекса и др.
Следует отметить Концепцию "Стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу", одобренную постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.08.1999 г. № 36. В Концепции определены перспективы развития информационной сферы города, формирования регионального рынка информационных услуг.
Представляется целесообразной разработка подобных программ и для других перспективных секторов услуг.
5. Законодательство Российской Федерации по вопросам торговли услугами
Законодательство Российской Федерации по вопросам торговли услугами условно можно разделить на 2 части:
- законодательство, касающееся общих вопросов торговли услугами, в т.ч. и внешней торговли:
- законодательство, имеющее отношение к поставке услуг в конкретных секторах.
Одним из основных документов, имеющих отношение к услугам, является Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ) В статье 779 Гражданского кодекса дается определение понятия "услуга".
это совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности. В "Комментариях к Гражданскому кодексу Российской Федерации" отмечается, что все услуги имеют общий признак-до получения результата должны быть совершены действия, которые, как правило, не имеют материального воплощения, но составляют с результатом единое целое. Наряду с услугами ГК РФ содержит положения о выполнении работ по договору подряда, например, по строительству.
В ГК РФ включены положения о договоре возмездного оказания услуг, которые применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных услуг, специальные правила для подряда, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, перевозки, транспортной экспедиции, хранения, страхования и др.
Следует упомянуть, что статья 128 ГК РФ рассматривает услуги и работы как самостоятельные объекты гражданского права.
Однако в ГАТС, которое определяет правила поставки услуг в международной торговле, под услугами понимаются как сами услуги, так и работы.
Интересно отметить, что в Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13.10.1995г. №157-ФЗ под услугами понимается "предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых отношений". В Законе говорится также и о работах, но не дается их определение.
В указанном Законе:
- под экспортом услуг и работ понимается их вывоз с таможенной территории Российской Федерации; факт экспорта фиксируется в момент предоставления услуг, выполнения работ;
- под импортом услуг и работ понимается их ввоз на таможенную территорию Российской Федерации; факт импорта фиксируется в момент получения услуг, выполнения работ,
Эти определения экспорта и импорта услуг и работ имеют отношение к трансграничным поставкам и не учитывают другие способы поставки услуг в международной торговле, предусмотренные в ГАТС, что негативно сказывается на развитии экспорта услуг, организации статистического учета в сфере внешней торговли услугами.
В действующих нормативных актах рассматриваются вопросы лицензирования в отдельных секторах услуг, сертификации услуг, осуществления валютных расчетов за экспортные и импортные поставки и др., порядок оказания услуг в конкретных секторах услуг (примерами могут служить Федеральный закон "О лизинге" от 29.10.1998г. № 164-ФЗ, Федеральный закон "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 г. и др.).
Особо следует отметить "Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг" (ОКДП), который введен в действие с 1.01.1994 г. В основу построения ОКДП положены международные классификационные системы, в т.ч. и Классификатор основных продуктов ООН, коды по которому приводятся в Классификаторе секторов и подсекторов услуг, применяемом в рамках ГАТС/ВТО. Коды ОКДП с соответствующими переходными ключами могут использоваться в качестве языков запроса при работе с международными банками данных в информационных сетях, для представления отечественной продукции на рынках зарубежных стран.
Действующее законодательство, определяющее доступ иностранных компаний на российский рынок услуг, во многих секторах слишком либерально по отношению к иностранным поставщикам, оно не защищает в достаточной мере интересы отечественных поставщиков услуг. Поэтому в ходе подготовительных работ по присоединению к ВТО предстоит внести соответствующие изменения в действующее законодательство, принять ряд новых нормативных актов, в т.ч. по регламентации деятельности на внутреннем рынке услуг в различных секторах.
Большое положительное влияние на формирование рынка услуг в Российской Федерации, на усиление позиций российских поставщиков услуг на внешних рынках мог бы иметь закон, который регулировал бы отношения, связанные с принятием мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли услугами, подобный федеральному закону "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" от 14.04.1998 г. № 63-ФЗ.
Несомненный интерес представляет документ под названием "Меры по реализации среднесрочной программы структурных реформ" (Письмо о политике развития для целей третьего займа на структурную перестройку экономики), утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.1999 г. № 829. Согласно документу предусматривается сократить ограничения на прямые иностранные инвестиции в сектора услуг; считается важным приведение экономической политики в сфере прямых иностранных инвестиций в соответствие с положениями ГАТС. Намечено обеспечить равное отношение как к иностранным, так и к отечественным организациям, работающим в сфере услуг.
6. Сотрудничество между Российской Федерацией и Европейским Союзом по вопросам торговли услугами
В "Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, учреждающим партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны", подписанном 24.06.1994 г. и вступившем для Российской Федерации в силу с 1.12.1997 г., значительное место отведено вопросам торговли услугами.
К Соглашению приложен Список услуг, в отношении которых в случае их трансграничной поставки стороны предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации. Позиции этого Списка входят в Классификатор секторов и подсекторов услуг, применяемый в рамках ГАТТ/ВТО.
Особое внимание в Соглашении уделено финансовым услугам, к которым отнесены услуги по страхованию, банковские и другие услуги. В Соглашении зафиксировано обязательство Российской Федерации до июля 1999 г. отменить ограничение предела доли иностранного участия в размере 49% в капитале российских дочерних компаний, создаваемых компаниями ЕС в сфере страхования: прямого страхования, перестрахования и ретроцессии.
Стороны обязуются эффективно применять принцип беспрепятственного доступа к международному рынку и перевозкам морским транспортом на коммерческой основе. Определены положения, связанные с перемещением физических лиц, оказывающих услуги, с учреждением компаний на своих территориях и их деятельностью.
Следует отметить, что положения Соглашения, имеющие отношение к торговле услугами, в основном соответствуют требованиям ГАТС.
7. Генеральное соглашение о торговле услугами
ГАТС представляет многосторонний свод принципов и правил международной торговли услугами, соблюдение которых обязательно для всех членов ВТО. Участниками ГАТС являются страны - члены ВТО в лице правительств.
Большое внимание в ГАТС уделено содействию растущему участию развивающихся стран - членов ВТО, и особенно наименее развитых стран - членов ВТО, в международной торговле услугами В то же время в ГАТС практически не учтены особенности стран с переходной экономикой - членов ВТО.
ГАТС состоит из 3 частей:
- самого Соглашения:
- списков освобождения от обязательств по статье II (РНБ) и перечней конкретных обязательств;
- приложений к ГАТС,
Для представителей деловых кругов стран - членов ВТО ГАТС имеет большое значение, т.к. они получают возможность:
- работать на иностранных рынках услуг на заранее известных условиях;
- при содействии своих правительств иметь доступ к информации об условиях работы на иностранных рынках услуг;
- следить за изменением положения на рынках услуг других стран.
Представляется целесообразным, чтобы представители деловых кругов, объединения предпринимателей:
- знакомились с документами ВТО, имеющими отношение к торговле услугами;
- следили за ходом переговоров в рамках ВТО по вопросам дальнейшей либерализации условий торговли услугами;
- оказывали содействие государственным органам своих стран при подготовке для ВТО материалов по вопросам торговли услугами;
- оказывали влияние по позиции своих стран на переговорах по вопросам торговли услугами.
7.1.1. Сфера действия
ГАТС касается мер членов ВТО, которые они принимают в отношении торговли услугами.
При этом под "торговлей услугой" понимается поставка услуги. включающая:
- производство:
- распределение:
- продажу и
- доставку услуги.
Понятие "услуга" включает любую услугу в любом секторе, за исключением услуг, поставляемых при исполнении государственными органами своих функций (не на коммерческой основе и не на условиях конкуренции с другими поставщиками услуг).
Услуги, на которые распространяется действие ГАТС, сгруппированы Секретариатом по 12 секторам:
- деловые услуги;
- услуги связи;
- строительные услуги и связанные с ними инженерные услуги;
- дистрибьютерские услуги;
- услуги в области образования;
- услуги по защите окружающей среды;
- финансовые услуги;
- услуги по охране здоровья и социальные услуги;
- услуги в области туризма и услуги, связанные с путешествиями;
- услуги в области организации отдыха, культуры и спорта (кроме аудиовизуальных услуг);
- транспортные услуги;
- прочие услуги.
Каждый сектор включает несколько подсекторов, всего их более 150; они приведены в Классификаторе секторов и подсекторов услуг, применяемом в рамках ГАТС/ВТО.
Меры члена ВТО, затрагивающие торговлю услугами, выражаются в форме законов, постановлений, правил, процедур, решений, административных действий или в любой другой форме в отношении:
- покупки, оплаты или использования услуги;
- доступа к услугам, которые, как правило, требуются этому члену ВТО для предложения поставляемой услуги населению, и их использования в связи с поставкой этой услуги;
- присутствия на его территории физических и юридических лиц другого члена ВТО для поставки услуги.
К указанным мерам относятся меры, принимаемые:
- центральными, региональными и местными органами власти;
- негосударственными организациями при исполнении ими функций, делегированных им центральными, региональными и местными органами власти.
Применительно к России это означает, что в случае ев присоединения к ВТО все решения и действия не только федеральных, но и региональных и муниципальных органов законодательной и исполнительной власти в сфере торговли услугами должны соответствовать положениям ГАТС.
Под "поставщиком услуги" понимается любое лицо, которое поставляет услуги.
7.1.2. Способы поставки услуг
Между услугами и товарами имеется ряд отличий, которые определяют способы их поставки в международной торговле.
Так, товары всегда имеют предметную форму, их можно накапливать и складировать. Поставка товаров в международной торговле связана с их перемещением через государственные границы, что фиксируется таможенными органами.
Услуги же лишь в отдельных случаях выражаются в предметной форме; во многих случаях они невидимы и неосязаемы, часто место потребления услуги совпадает с местом ее оказания; в большинстве случаев услуги потребляются в момент их оказания. В связи с этим согласно ГАТС международная торговля услугами определяется как их поставка одним из 4 следующих способов:
- с территории одного члена ВТО на территорию любого другого члена ВТО. Этот способ известен как "трансграничная поставка" (cross -border supply). Например, осуществление международных расчетов по телекоммуникационным каналам;
- на территории одного члена ВТО потребителю услуги из любой другой страны - члена ВТО, т.е. когда потребитель услуги перемещается в страну, где ему оказывается услуга; этот способ известен как "потребление за границей" (consumption abroad). Например, въездной иностранный туризм;
- посредством коммерческого присутствия поставщика услуг одного члена ВТО на территории любого другого члена ВТО: способ известен как "коммерческое присутствие" (commercial presence). Под "коммерческим присутствием" понимается любой тип иностранной деловой или профессиональной организации на территории члена ВТО для поставки услуг, создаваемой посредством:
• учреждения, приобретения или использования юридического лица, или
• учреждения или использования отделения или представительства. Например, осуществление банком операций в другой стране через созданный в этой стране филиал;
- путем перемещения поставщиком услуг одного члена ВТО физических лиц этого же члена ВТО в другую страну - член ВТО для оказания там услуг: способ известен как "присутствие физических лиц" (presence of natural persons). Например, командирование фирмой своего сотрудника в другую страну для оказания партнеру консультационных услуг в соответствии с заключенным между фирмами контрактом.
Следует отметить, что, по оценке, рост объемов поставок услуг двумя последними способами превышает рост объемов поставок двумя первыми.
6 России наиболее оформленным с правовой точки зрения можно считать первый способ поставки услуг - трансграничный, к тому же он является и наиболее распространенным во внешней торговле России услугами. По остальным способам поставки предстоит большая работа по разработке национального законодательства и регулирования. Причем эту работу целесообразно проводить независимо от того, как идет процесс присоединения России к ВТО, т.к. более широкое применение российскими поставщиками и потребителями услуг трех последних способов позволит значительно увеличить объемы экспорта и импорта услуг.
7.2. Режим наибольшего благоприятствования
Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) означает, что в торговле услугами каждый член ВТО должен немедленно и без всяких условий предоставлять любому другому члену ВТО режим не менее благоприятный, чем тот. который он предоставляет любой другой стране. независимо от того. является ли она членом ВТО или нет. При этом РНБ распространяется как на услуги, так и на поставщиков услуг. Принцип РНБ является одним из наиболее важных принципов ГАТС, он гарантирует честную конкуренцию между иностранными услугами или поставщиками услуг.
Однако положения ГАТС, в т.ч. и РНБ, не препятствуют члену ВТО вместе с соседними странами облегчать обмен услугами в примыкающих приграничных районах, где такие услуги производятся и потребляются. К сожалению, законодательством Российской Федерации предусматривается возможность приграничной торговли только товарами, но не услугами.
Вместе с тем ГАТС предусматривает, что член ВТО может сохранять меру, несовместимую с РНБ, если она в установленном порядке согласована и внесена этим членом ВТО в свой список освобождений от обязательств по статье II (РНБ), который является приложением к ГАТС. Цель освобождения - предоставление конкретной стране (странам) более благоприятного режима, чем другим членам ВТО. Например, это делается для сохранения преференциального режима в области торговли услугами для тех стран, с которыми член ВТО заключил договор о региональной кооперации. Каждое такое освобождение носит временный характер и действует в течение срока, необходимого для приведения этой меры в соответствие с РНБ, но не превышающего 10 лет.
Все освобождения, предоставляемые на срок более 5 лет, рассматриваются Советом по торговле услугами; при этом проводится проверка, продолжают ли действовать обстоятельства, которые вызвали необходимость предоставления каждого конкретного освобождения, и может быть определен срок очередного рассмотрения. Первое такое рассмотрение должно состояться в 2000 г. Каждый член ВТО составляет список освобождений только один раз, и он не может быть расширен.
Более 60 членов ВТО представили списки освобождений.
Информация, содержащаяся в национальном списке освобождений от обязательств по статье II (РНБ) члена ВТО, имеет большое значение для иностранных поставщиков услуг в эту страну -член ВТО. Необходимо отметить, что национальные списки имеют единообразную форму. Они должны оформляться на трех официальных языках ВТО: английском, французском и испанском, однако в большинстве случаев используется только английский язык, о чем делается соответствующая отметка в списке.
7.3. Гласность (открытость)
Имеющиеся трудности в части своевременного получения объективной и полной информации о национальном законодательстве и регулировании, относящихся к сфере торговли услугами, негативно сказываются на экспорте и импорте услуг.
Поэтому в соответствии с ГАТС каждый член ВТО обязан:
- опубликовывать или иным способом делать общедоступной информацию о всех мерах общего применения, имеющих отношение к ГАТС. Это же касается и международных договоров по вопросам торговли услугами, участником которых он является;
- незамедлительно давать ответы на запросы других членов ВТО о специальной информации, относящейся к указанным мерам и международным договорам;
- информировать Совет по торговле услугами об изменениях в национальном законодательстве и регулировании торговли услугами в тех секторах или подсекторах, которые включены в его перечень конкретных обязательств;
- создать один или несколько информационных пунктов (enquiry point) для предоставления информации по вопросам торговли услугами по запросам других членов ВТО в лице правительств. В связи с этим иностранным поставщикам услуг рекомендуется направлять запросы через соответствующие органы государственной власти своей страны.
В случае присоединения России к ВТО российским поставщикам услуг рекомендуется активно использовать информационные ресурсы таких центров в других странах.
Следует отметить, что развитые страны - члены ВТО и по возможности и другие члены ВТО должны создавать контактные пункты (contact point) для облегчения доступа к информации о рынках услуг этих стран со стороны развивающихся стран - членов ВТО.
Согласно ГАТС член ВТО не обязан предоставлять конфиденциальную информацию, раскрытие которой могло бы:
- препятствовать исполнению законов;
- противоречить общественным интересам;
- нанести ущерб законным интересам конкретных государственных или частных организаций.
- в случае если для поставки услуги, в отношении которой членом ВТО принято конкретное обязательство, требуется получение разрешения, поставщик обязан подавать в соответствующие органы члена ВТО заявки, которые должны быть оформлены в соответствии с установленными правилами. Решение по каждой заявке должно приниматься в течение разумного периода времени с даты ее подачи;
поставщик имеет право по запросу получать информацию о ходе рассмотрения заявки;
- члены ВТО не должны создавать неоправданные барьеры в торговле услугами посредством квалификационных требований и процедур, технических стандартов и требований по лицензированию. Для этого они должны следовать правилам, разрабатываемым Советом по торговле услугами. В секторах услуг, по которым приняты конкретные обязательства, член ВТО не должен применять квалификационные требования, требования по лицензированию и технические стандарты, сводящие к нулю или уменьшающие эти конкретные обязательства;
- в секторах, по которым приняты конкретные обязательства по профессиональным услугам, член ВТО должен вводить процедуры проверки компетенции иностранных специалистов.
7.6. Признание квалификации
Для соблюдения действующих национальных норм по выдаче разрешений поставщикам услуг, их лицензированию и сертификации член ВТО может установить порядок, в соответствии с которым будут признаваться выданные в другом члене ВТО свидетельства и дипломы о полученном образовании и имеющемся опыте, о соответствии определенным требованиям, лицензии и сертификаты.
Согласно ГАТС член ВТО может осуществлять такое признание:
- посредством гармонизации предъявляемых требований и требований другого члена ВТО:
- на основе соглашения или договоренности с конкретной страной - членом ВТО:
- автономно (самостоятельно). В этом случае любому другому члену ВТО должна предоставляться возможность доказать, что выдаваемые в этом члене ВТО квалификационные и другие документы соответствуют предъявляемым требованиям, и что такие документы могут быть признаны.
Во всех случаях членам ВТО следует избегать превращения признания квалификации в средство дискриминации или в скрытое ограничение торговли услугами.
Следует стремиться к тому, чтобы признание квалификации основывалось на критериях, согласованных на многосторонней основе. Членам ВТО рекомендуется сотрудничать с межправительственными и неправительственными организациями в части разработки и использования единых международных стандартов и критериев для признания квалификации.
Что касается Российской Федерации, то независимо от решения вопросов, связанных с ее присоединением к ВТО, в целях содействия расширению экспорта услуг представляется целесообразным активизировать работы по переходу на международные стандарты, действующие в соответствующих секторах услуг, и на международные стандарты по осуществлению профессиональной деятельности.
7.7. Деятельность монопольных поставщиков услуг и поставщиков услуг, получивших исключительные права
Член ВТО должен обеспечить, чтобы любой монопольный поставщик услуги (под которым понимается любое лицо, уполномоченное или созданное членом ВТО в качестве единственного поставщика этой услуги на соответствующем рынке на территории этого члена ВТО):
- при поставке монопольной услуги поступал в соответствии с обязательствами члена ВТО по режиму наибольшего благоприятствования и конкретным обязательствам;
- при поставке услуги, которая не относится к сфере его монопольных прав и по которой приняты конкретные обязательства, включенные в национальный перечень члена ВТО, не злоупотреблял своим монопольным положением, действуя образом, несовместимым с такими обязательствами.
Следует отметить, что монопольные права на поставку услуги, по которой приняты конкретные обязательства, могут предоставляться только по предварительному (не менее чем за 3 месяца) уведомлению Совета по торговле услугами при выполнении предусмотренных в ГАТС процедур внесения соответствующих изменений в национальный перечень конкретных обязательств.
Указанные выше положения должны применяться и по отношению к поставщикам, получившим от члена ВТО исключительные права. Считается, что член ВТО предоставляет такие исключительные права, когда он:
а) уполномочивает или создает небольшое число таких поставщиков и
б) на своей территории существенно ограничивает конкуренцию среди них.
7.8. Платежи и переводы, ограничения
Член ВТО не имеет права вводить ограничения на международные переводы и платежи по текущим операциям, имеющим отношение к его конкретным обязательствам, за исключением случаев, когда:
- имеются серьезные затруднения с платежным балансом и внешним финансовым положением или
- имеется угроза таких затруднений.
В указанных случаях могут вводиться и другие ограничения на торговлю услугами, по которым приняты конкретные обязательства.
Вводимые ограничения:
- не должны быть дискриминационными в отношении услуг и поставщиков услуг различных членов ВТО;
- не должны причинять ущерб коммерческим, экономическим и финансовым интересам любого другого члена ВТО в размерах, выходящих за рамки необходимого;
- не должны превышать уровень, который требуется для преодоления указанных выше затруднений;
- должны быть временными и отменяться поэтапно по мере нормализации положения с состоянием платежного баланса и внешнего финансового положения.
Член ВТО, который вводит такие ограничения, должен незамедлительно информировать о них Совет по торговле услугами. ГАТС устанавливает определенный порядок действий, связанных с введением таких ограничений.
Развивающиеся страны - члены ВТО и страны с переходной экономикой - члены ВТО могут вводить такие ограничения также и в связи с необходимостью поддержания финансовых резервов на уровне, достаточном для выполнения национальных программ экономического развития или реформирования экономики.
Законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность введения ограничений ч запретов экспорта и/или импорта услуг и работ для защиты внешнего финансового положения и поддержания платежного баланса страны.
7.9. Исключения
Положениями ГАТС предусмотрены два вида исключений из обязательств членов ВТО по ГАТС, которые могут вводиться членами ВТО:
- общие исключения. К ним относятся меры, несовместимые с обязательствами членов ВТО по ГАТС и которые необходимы для:
• защиты общественной морали, а также для поддержания общественного порядка;
• защиты здоровья и жизни людей, животного и растительного мира;
- обеспечения справедливого и эффективного налогообложения в отношении услуг и поставщиков услуг других членов ВТО;
• выполнения соглашений об избежании двойного налогообложения и др.
Эти меры должны применяться на недискриминационной основе и не должны представлять из себя скрытые ограничения в торговле услугами;
- исключения по соображениям безопасности. Согласно ГАТС член ВТО может осуществлять действия, которые он считает необходимыми для защиты существенно важных интересов своей национальной безопасности или для выполнения своих международных обязательств по Хартии ООН по поддержанию международного мира и безопасности. Член ВТО не обязан предоставлять информацию, раскрытие которой противоречит интересам его безопасности.
В законодательстве Российской Федерации предусмотрена возможность введения, исходя из национальных интересов, ограничений и запретов экспорта и/или импорта услуг и работ для соблюдения общественной морали и правопорядка, охраны жизни и здоровья людей, охраны животного и растительного мира и окружающей среды в целом, для обеспечения национальной безопасности страны.
7.10. Конкретные обязательства
7.10.1. Доступ на рынок
В международной торговле услугами каждая страна выступает как экспортер и как импортер услуг:
- как экспортер страна заинтересована в том, чтобы ограничения на доступ ее услуг и поставщиков услуг на иностранные рынки были устранены полностью или установлены на минимальном уровне;
- как импортер страна стремится защитить свою национальную индустрию услуг, ограничивая доступ на ее рынок иностранных услуг и поставщиков услуг.
Способы такой защиты имеют определенную специфику. Так, если защита национального товарного рынка осуществляется посредством мер тарифного и нетарифного регулирования на границе, т.к. торговля товарами всегда связана с их перемещением через границу, то в случае услуг, когда трансграничная поставка услуг является лишь одним из четырех применяемых в сфере торговли услугами способов поставки, защита национального рынка услуг не может быть обеспечена только мерами, применяемыми на границе. Она должна также обеспечиваться посредством внутреннего законодательства, касающегося национального рынка услуг.
Баланс экспортных и импортных интересов каждый член ВТО стремится обеспечить достижением договоренностей с другими членами ВТО на дву- и многосторонней основе о взаимном предоставлении уступок, закрепляемых во внутреннем регулировании в форме конкретных обязательств.
В этой связи в ГАТС определено, что каждый член ВТО в ходе переговоров с заинтересованными членами ВТО согласовывает обязательства в форме правил, ограничений и условий доступа на свой рынок посредством способов поставки услуг, указанных выше, и включает их в национальный перечень конкретных обязательств, который прилагается к ГАТС и составляет его неотъемлемую часть. Эти обязательства распространяются как на услуги, так и на поставщиков услуг любого другого члена ВТО, которым должен быть предоставлен режим не менее благоприятный, чем тот, что предоставляется в соответствии с его перечнем конкретных обязательств в разделе доступа на рынок.
В тех секторах услуг, в которых членом ВТО приняты обязательства о доступе на рынок, член ВТО не может применять меры (если иное не оговорено в его национальном перечне):
- ограничивающие:
• число поставщиков услуг;
• общую стоимость операций по услугам или активам;
• общее число операций по услугам;
- общий объем оказываемых услуг;
* общее число физических лиц:
• занятых в определенном секторе услуг:
• нанимаемых одним поставщиком услуг и требующихся для поставки конкретной услуги или имеющих непосредственное отношение к такой поставке.
Эти ограничения могут выражаться как в форме количественных квот, так и в форме требований проверки экономической потребности;
- устанавливающие конкретные организационно-правовые формы юридических лиц или совместных предприятий, посредством которых иностранным поставщикам разрешается поставлять услуги на рынке этого члена ВТО;
- ограничивающие участие иностранного капитала в форме
определения:
-•- максимального процента акций, которые могут находиться в иностранном владении, или
* общей стоимости отдельных или суммарных иностранных инвестиций.
Это означает, что в отношении доступа на рынок в национальные перечни могут вноситься только ограничения из приведенного выше перечня.
Важным представляется содержащееся в ГАТС указание о том, что приведенные выше меры не могут применяться ни в рамках отдельных регионов члена ВТО, ни на его территории в целом, т.е. меры, принимаемые региональными и местными властями члена ВТО по ограничению доступа иностранных услуг или поставщиков на региональные и местные рынки, должны соответствовать положениям ГДТС.
7.10.2. Национальный режим
Национальный режим в сфере услуг означает, что в отношении всех мер, затрагивающих торговлю услугами
каждый член ВТО должен предоставлять услугам и поставщикам из других членов ВТО режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется в этом члене ВТО таким же отечественным услугам или поставщикам услуг.
Национальный режим предоставляется только в секторах, включенных в национальный перечень конкретных обязательств, и на условиях, содержащихся в перечне, т.е., если член ВТО намерен сохранить для своих подданных более благоприятный режим, то он должен внести соответствующие условия и ограничения в свой национальный перечень (член ВТО представляет свои предложения по условиям и ограничениям для иностранных услуг и поставщиков, которые подлежат обсуждению с заинтересованными членами ВТО, и после согласования вносит их в свой национальный перечень конкретных обязательств),
7.10.3. Дополнительные обязательства
Члены ВТО могут включать в свои национальные перечни конкретных обязательств дополнительные обязательства, которые выходят за рамки обязательств по доступу на рынок или по предоставлению национального режима. Такие обязательства могут иметь отношение к вопросам квалификации, стандартов и лицензирования.
7.10.4. Перечни конкретных обязательств и порядок их изменения
Как указывалось выше, член ВТО принимает конкретные обязательства в определенном секторе или подсекторе услуг в отношении каждого из существующих четырех способов поставки. На их основе он составляет перечень конкретных обязательств, который является приложением к ГАТС и представляет его неотъемлемую часть. Каждый перечень должен определять:
- правила, ограничения и условия по доступу на рынок;
- условия и ограничения по национальному режиму;
- действия, связанные с дополнительными обязательствами;
- по возможности сроки выполнения таких обязательств,
- дату вступления таких обязательств в силу.
Принимая конкретное обязательство, член ВТО фиксирует условия доступа на рынок и предоставления национального режима и обязуется в течение установленного времени не принимать мер, которые ухудшили бы эти условия.
Вместе с тем член ВТО после истечения 3 лет с даты вступления обязательства в силу имеет право на изменение или отзыв любого обязательства из его перечня. При этом он обязан информировать об этом Совет по торговле услугами не менее чем за 3 месяца до такого изменения или отзыва.
В результате такого изменения или отзыва обязательств выгодам другого члена ВТО может быть нанесен ущерб. В этом случае он может направить члену ВТО, который вносит изменение в конкретное обязательство или отзывает его, запрос о проведении переговоров с целью достижения соглашения о соответствующей компенсации (компенсирующих мерах), при этом стороны должны стремиться сохранить общий уровень взаимовыгодных обязательств, который предусматривался в перечне конкретных обязательств до таких переговоров.
Компенсация должна предоставляться на основе режима наибольшего благоприятствования.
В случае, когда стороны в ходе переговоров в течение установленного срока не достигли согласия, член ВТО, интересам которого нанесен ущерб, может передать дело в арбитраж. При этом, если:
- ни один член ВТО, интересам которого нанесен ущерб, не обратился в арбитраж, то намеченное изменение обязательства или его отзыв может быть реализовано;
- арбитраж вынес решение о компенсации, то намечено изменение обязательства или его отзыв могут быть осуществлено только после предоставления такой компенсации;
- член ВТО не подчиняется решению арбитража и производит изменение или отзыв обязательства, то член ВТО, интересам которого нанесен ущерб, может внести изменения в свои обязательства по отношению к этому члену ВТО или отозвать их в объеме, эквивалентном решению арбитража, и это не будет противоречить принципам режима наибольшего благоприятствования.
7.10.5. Как читать перечни конкретных обязательств
7.10.5.1. Описание перечней
Конкретное обязательство в перечне - это обязательство члена ВТО по предоставлению доступа на рынок и национального режима.
В ВТО применяется стандартная форма перечня, установлен единый для всех членов ВТО порядок его заполнения; при этом в основном используется единообразная терминология. В результате облегчается проведение сравнительного анализа перечней разных стран. Перечни должны представляться на трех официальных языках ВТО, однако, несмотря на такое требование, некоторые члены ВТО представляют национальные перечни только на английском языке, делая соответствующую пометку на перечне.
Почти все перечни конкретных обязательств состоят из 2 разделов:
- I раздел - горизонтальные обязательства, которые содержат ограничения, подлежащие применению ко всем или к нескольким секторам, включенным в перечень. Эти ограничения могут относиться ко всем способам поставки, но чаще всего к коммерческому присутствию и присутствию физических лиц. Цель горизонтальных обязательств -избежать повторения одной и той же записи в отношении каждого сектора услуг, включенного в перечень. Поэтому при оценке обязательств, относящихся к конкретному сектору, должны обязательно учитываться горизонтальные обязательства;
- II раздел - конкретные обязательства, относящиеся к определенному сектору, подсектору или виду деятельности.
Содержание информации по графам:
- графа "Сектор или подсектор": члены ВТО включают в эту графу сектора, подсектора или виды деятельности, по которым они согласовали конкретные обязательства в ходе переговоров с другими членами ВТО.
В большинстве перечней сектора или подсектора услуг приводятся в соответствии с Классификатором секторов и подсекторов услуг, применяемым в рамках ГАТС/ВТО, составленным Секретариатом ВТО. Наименования секторов в перечнях часто сопровождаются указанием цифровых кодов секторов и подсекторов по Классификатору основных продуктов ООН. Если же обозначение услуги, включаемой в перечень, отличается от позиций Классификатора, то тогда в этой графе должно быть приведено детальное ее описание, чтобы избежать неопределенности в сфере обязательства;
- графа "Ограничения по доступу на рынок": в графе указываются вводимые ограничения по доступу на рынок для каждого способа поставки услуг. Эти ограничения перечислены в разделе настоящей брошюры "Конкретные обязательства. Доступ на рынок" (меры, которые член ВТО не может применять, если иное не оговорено в его перечне);
- графа "Ограничения по предоставлению национального режима": в графе указываются ограничения по национальному режиму в форме любых мер, которые приводят к менее благоприятному режиму для иностранных услуг или поставщиков по сравнению с режимом для отечественных услуг и поставщиков;
- графа "Дополнительные обязательства": член ВТО самостоятельно принимает решение о принятии дополнительных обязательств, которые могут, например, относиться к квалификационным требованиям, техническим стандартам и требованиям по лицензированию.
-
Перечень конкретных обязательств
(типовая форма)
(наименование страны) Schedule of Specific Commitments (Перечень конкретных обязательств)
Modes of supply (способы поставки):
1) - Cross - border supply (трансграничная поставка);
2) - Consumption abroad (потребление за границей);
3) - Commercial presence (коммерческое присутствие):
4) - Presence of natural persons (присутствие физических лиц)
Sector or subsector (сектор или подсектор)
Limitation on market acces (ограничения по доступу на рынок)
Limitation on national treatment (ограничения по предоставлению национального режима)
Additional commitments (дополнительные обязательства)
I. Horizonta
commitments (гор
изонтальные обя
зательства)
3)
3)
4)
4)
II. Sector specific
commitments (кон»
кретные обязател
ьства по сектору)
Sector (сектор)
1) 2)
1)
2)
3)
3)
4)
4)
Источник: Services: GATS. Section: GATS: The legal text.
Unit: GATS: Progressive liberalisation. Slide n° 20.
7.10.5.2. Фиксирование обязательств в перечнях
Отсутствие указания какого-либо сектора или подсектора в перечне конкретных обязательств означает, что в этом секторе или подсекторе член ВТО не берет на себя никаких конкретных обязательств по обеспечению доступа на внутренний рынок и предоставлению национального режима для иностранных услуг и поставщиков услуг.
Внесенная в перечень запись означает по существу связанное или фиксированное обязательство члена ВТО и указывает на наличие или отсутствие ограничений по доступу на рынок или по предоставлению национального режима в отношении каждого из 4 способов поставки для включенного в перечень сектора или подсектора услуг или вида деятельности.
В следующих случаях используется унифицированная терминология:
- термин "None" (нет) означает, что а указанном секторе или подсекторе и для указанного способа поставки для иностранных услуг и поставщиков нет ограничений по доступу на рынок или по предоставлению им национального режима и что член ВТО обязуется не вводить новые меры, которые бы означали введение ограничений. Следует отметить, что термин "None" во II разделе перечня "Конкретные обязательства по сектору" означает, что он относится только к указанному сектору или подсектору, и. при работе с этим разделом необходимо также учитывать ограничения в I разделе перечня "Горизонтальные обязательства";
- термин "Unbound" (не связано) означает, что в отношении указанного сектора и способа поставки член ВТО может изменять внутреннее регулирование и условия доступа для иностранных услуг и поставщиков услуг;
- в отдельных случаях, когда конкретный способ поставки технически невозможен или неосуществим, термин "Unbound" употребляется вместе с указанием соответствующей причины, например, "Unbound due to lack of technical feasibility" (не связано по причине технической неосуществимости).
Перечни конкретных обязательств можно получать по Интернету (http://www.wto.org.Documents on-line). При этом следует учитывать, что члены ВТО, пользуясь своим правом вносить в перечни в установленном порядке изменения, могли внести соответствующие изменения, поэтому, для того чтобы составить по конкретной стране - члену ВТО полное представление о принятых конкретных обязательствах, рекомендуется знакомиться не только с первоначальным перечнем, но и с последующими изменениями и дополнениями к нему.
7.11. Консультации; разрешение споров
Члены ВТО должны благожелательно относиться к запросам других членов ВТО о консультациях по любым вопросам, имеющим отношение к ГАТС, особенно по спорным вопросам. При этом должна применяться Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров (ДРС), принятая в рамках ВТО для консультаций и разрешения споров по всем многосторонним торговым соглашениям, в т.ч. и по ГАТС.
Если, по мнению одного члена ВТО, другой член ВТО не выполняет свои обязательства по ГАТС, то для достижения взаимоприемлемого решения он может обратиться к ДРС. Следует отметить, что ДРС определяет порядок разрешения споров только между членами ВТО на межправительственном уровне, а не между коммерческими организациями.
Согласно ДРС обе стороны принимают меры к урегулированию возникшего спора путем двусторонних переговоров, и только если спор не удалось урегулировать таким способом, то он передается на рассмотрение Органу по разрешению споров (ОРС), который по каждому спору создает группу экспертов с целью подготовки соответствующего Доклада. Если одна из сторон не согласна с докладом группы экспертов, то спор передается на рассмотрение в Апелляционный орган, созданный в рамках ВТО. На основе доклада группы экспертов или Апелляционного органа ОРС принимав г рекомендации или решения по конкретному спору, которые должны быть нацелены на достижение разрешения спора в соответствии с правами и обязанностями по ДРС и ГАТС.
Если член ВТО, нарушивший свои обязательства, в течение разумного периода времени не выполнил принятые ОРС рекомендации или решения, то он должен вступить в переговоры с затронутой стороной с целью определения взаимоприемлемой компенсации. В случае недостижения договоренности о компенсации член ВТО, интересам которого нанесен ущерб, может просить у ОРС разрешения на приостановление применения к члену ВТО, нарушившему свои обязательства, общих и конкретных обязательств по ГАТС. При этом уровень приостановления, на которое ОРС дает разрешение в случае достаточно серьезных обстоятельств, должен быть эквивалентен уровню сведения к нулю или уменьшения выгод члена ВТО, интересам которого нанесен ущерб.
В случае если член ВТО применяет какую-либо меру, которая:
- не противоречит положениям ГАТС и в то же время
- сводит к нулю или уменьшает выгоду, которую другой член ВТО обоснованно рассчитывает получить согласно конкретным обязательствам, принятым первым членом ВТО,
то член ВТО, затронутый такой мерой, имеет право на взаимоприемлемое урегулирование, которое может включать изменение или отмену такой меры. Если в ходе переговоров между членами ВТО не удалось достичь такого урегулирования, то должны применяться положения статьи "Компенсация и приостановление уступок" ДРС.
7.12. Совет по торговле услугами
В рамках ВТО учреждается Совет по торговле услугами, членство в котором открыто для представителей всех членов ВТО. Свою деятельность Совет осуществляет под общим руководством Генерального совета ВТО.
Возглавляет работу Совета председатель, избираемый членами ВТО. Заседания Совета проводятся по мере необходимости.
Основные функции Совета по торговле услугами:
- наблюдение за выполнением ГАТС;
- предоставление членам ВТО возможности проведения консультаций по вопросам, связанным с торговлей услугами,
- создание вспомогательных органов, необходимых для эффективного исполнения Советом своих функций. К их числу относятся комитеты по конкретным секторам услуг, каждый из которых осуществляет контроль за применением ГАТС к конкретному сектору услуг, разрабатывает предложения и рекомендации по вопросам, связанным с определенным сектором, изучает любые технические вопросы и меры, принимаемые членами ВТО относительно торговли услугами этого сектора. Так, были созданы Комитет по торговле финансовыми услугами, Рабочая группа по профессиональным услугам, Группы по переговорам по услугам морского транспорта, по перемещению физических лиц, по базовым телекоммуникациям и др;
- подготовка и проведение переговоров по чрезвычайным защитным мерам, государственным закупкам и субсидиям в области услуг, о конкретных обязательствах;
- оценка осуществления торговли услугами в целом и по конкретным секторам услуг:
- участие в оказании технического содействия развивающимся странам - членам ВТО и др.
7.13. Отказ в выгодах по ГАТС
Согласно ГАТС член ВТО может отказать в предоставлении выгод по ГАТС:
- при поставке услуги, если этот член ВТО установит, что услуга поставлена:
* с территории страны, не являющейся членом ВТО;
* с территории страны, являющейся членом ВТО, по отношению к которой этот член ВТО не применяет Соглашение об учреждении ВТО.
В этом Соглашении определено, что любая страна может присоединиться к нему на условиях, согласованных между этой страной и ВТО. При этом присоединение имеет силу как в отношении Соглашения об учреждении ВТО, так и в отношении многосторонних торговых соглашений, в т.ч. и ГАТС. Решение о присоединении принимается Конференцией на уровне министров, которая утверждает соглашение об условиях присоединения большинством в две трети членов ВТО.
Однако из этого правила допускаются исключения, когда указанные выше соглашения не будут применяться между членом ВТО и страной, присоединяющейся к ВТО, при условии, если этот член ВТО:
• не согласен на применение этих соглашений в отношениях со страной, присоединяющейся к ВТО, на момент присоединения и
• уведомил об этом Конференцию на уровне министров до утверждения ею соглашения об условиях присоединения этой страны к ВТО.
Из этого следует, что в случае присоединения России к ВТО может иметь место ситуация, когда ГАТС не будет применяться в отношениях между Россией и некоторыми странами - членами ВТО при соблюдении последними указанного выше условия.
Такая ситуация вполне реально может сложиться в отношениях между Россией и США. если в момент присоединения России к ВТО США объявят о непредоставлении России режима наибольшего благоприятствования на основании поправки Джексона - Вэника к закону "О торговле", принятой Конгрессом США, согласно которой США не предоставляют такой режим странам, где нарушаются права человека в форме препятствий свободному выезду граждан из страны. В настоящее время действие поправки распространяется и на Россию:
- поставщику услуги, являющемуся юридическим лицом, если этот член ВТО установит, что поставщик услуги является:
• юридическим лицом страны, не входящей в ВТО;
• юридическим лицом другого члена ВТО, по отношению к которому первый член ВТО не применяет Соглашение об учреждении ВТО.
В ГАТС включено специальное положение относительно поставок услуг морского транспорта, в соответствии с которым член ВТО может отказать в выгодах по ГАТС, если он установит, что:
- для оказания услуги используется судно, зарегистрированное по законодательству:
• страны, не являющейся членом ВТО, или
* члена ВТО, по отношению к которому первый член ВТО не применяет Соглашение об учреждении ВТО;
- услуга поставляется лицом, которое эксплуатирует и/или использует полностью или частично судно:
- страны, не являющейся членом ВТО;
- другого члена ВТО, по отношению к которому первый член ВТО не применяет Соглашение об учреждении ВТО.
7.14. Приложения к ГАТС
ГАТС включает следующие приложения:
- приложения, в которых разъясняются и уточняются отдельные положения ГАТС и вопросы, связанные с рядом конкретных секторов услуг:
- Приложение об освобождениях от обязательств по статье II;
• Приложение о перемещении физических лиц, поставляющих услуги в соответствии с Соглашением;
• Приложение по услугам воздушного транспорта;
•- Приложение по финансовым услугам;
• Второе приложение по финансовым услугам;
• Приложение о переговорах по услугам морского транспорта;
* Приложение по телекоммуникациям;
* Приложение о переговорах по основным телекоммуникациям.
- списки освобождений от обязательств по статье II (РНБ), представленные членами ВТО;
- перечни конкретных обязательств, представленные членами ВТО.
8. Документы Уругвайского раунда, имеющие отношение к ГАТС
В ходе Уругвайского раунда были приняты документы, имеющие отношение к ГАТС, положения которых должны быть учтены в законодательстве членов ВТО;
- решения, принятые Конференцией на уровне министров:
* Решение по организационным мерам в развитие ГАТС;
* Решение по некоторым процедурам разрешения споров в рамках ГАТС;
* Решение по вопросам торговли услугами и окружающей среды;
• Решение по финансовым услугам;
* Решение о переговорах по основным телекоммуникациям;
• Решение о переговорах по услугам морского транспорта;
* Решение о профессиональных услугах;
* Решение о переговорах по перемещению физических лиц;
- Договоренность об обязательствах в области финансовых услуг.
9. Протоколы к ГАТС
В период после вступления Соглашения об учреждении ВТО в силу членами ВТО был принят ряд Протоколов к ГАТС
Следует отметить, что Протоколы по своей структуре, порядку подписания участниками, порядку депонирования, уведомления и регистрации имеют много общего. Так, каждый Протокол составлялся заинтересованными членами ВТО, которые прилагали к протоколу свои перечни конкретных обязательств и списки освобождений от обязательств по статье II (РНБ) по определенному способу поставки (или в определенных секторах услуг) для того, чтобы после вступления такого протокола в силу они заменили (дополнили, изменили) соответствующие позиции в перечнях конкретных обязательств и списках освобождений от обязательств по статье II (РНБ) конкретного члена ВТО.
10. Дальнейшее развитие положений ГАТС
ВТО не является застывшей структурой, а представляет постоянно развивающийся и совершенствующийся организм. С даты вступления Соглашения об учреждении ВТО в силу, т.е. с 1.01.1995 г., и до настоящего времени было проведено большое число переговоров по вопросам дальнейшего совершенствования деятельности ВТО по различным направлениям, приняты новые документы, решения, рекомендации.
Это в полной мере относится и к торговле услугами. Так, проводились переговоры по финансовым услугам, основным телекоммуникациям, услугам морского транспорта, по защитным мерам в сфере услуг и переговоры в других секторах услуг. В январе 2000 г. должен начаться новый раунд многосторонних переговоров с целью достижения более высокого уровня либерализации торговли услугами.
Переговоры должны быть направлены на сокращение или отмену мер, оказывающих негативное влияние на торговлю услугами, на расширение доступа на рынки других стран.
Ниже приводится информация по отдельным секторам услуг.
10.1. финансовые услуги.
Члены ВТО уделяют большое внимание совершенствованию условий предоставления финансовых услуг, к которым относятся услуги по страхованию, банковские услуги, услуги по управлению активами и другие финансовые услуги, т.к. уровень их предоставления и либерализации в этом секторе во многом определяет развитие международной торговли в целом. Об этом свидетельствует Решение членов ВТО о дальнейшем продолжении переговоров по финансовым услугам, количество документов по вопросам финансовых услуг, принятых как по результатам Уругвайского раунда, так и в годы после вступления Соглашения об учреждении ВТО в силу.
После 1.01.1995 г. состоялись переговоры по финансовым услугам, по результатам которых членами ВТО был подписан 2-й Протокол к ГАТС. В ходе переговоров 29 членов ВТО согласовали с другими членами ВТО и внесли изменения в свои конкретные обязательства и пересмотрели свои списки освобождений из РНБ в сфере финансовых услуг. Всего к моменту вступления Протокола в силу (к 1.09.1996 г.) перечни конкретных обязательств в сфере финансовых услуг имели 97 членов ВТО по сравнению с 76 членами ВТО в конце Уругвайского раунда. Этот Протокол рассматривался как временный документ, срок действия которого истек 1.11.1997г.
В апреле 1997 г. начался новый раунд переговоров по финансовым услугам, в ходе которого 70 членов ВТО согласовали с другими странами изменение конкретных обязательств и 16 членов - изменение списков освобождений от обязательств по статье II (РНБ) в сфере финансовых услуг. 27 02 1998 г. был подписан 5-й Протокол к ГАТС, который вступил в силу 1.03.1999 г. К этой дате уже 104 члена ВТО имели конкретные обязательства по финансовым услугам.
Совет по торговле услугами принял решение продлить срок принятия этого Протокола остальными членами ВТО до 15.06.1999 г.
Необходимо отметить, что в новых перечнях конкретных обязательств членов ВТО дальнейшее развитие получили положения, связанные с коммерческими представительствами иностранных поставщиков финансовых услуг: отменены или уменьшены ограничения на организационно-правовые формы коммерческих представительств, на участие иностранного капитала в финансовых организациях принимающей страны, на расширение номенклатуры оказываемых услуг. Значительный прогресс достигнут по вопросу "дедушкиной оговорки" для существующих отделений и филиалов иностранных финансовых организаций, находящихся полностью или в основном в собственности иностранцев. Внесенные изменения касаются всех основных секторов финансовых услуг: банковских услуг, ценных бумаг и страхования, а также управления активами и предоставления и передачи финансовой информации.
Следует отметить, что положения ГАТС о финансовых услугах получают дальнейшее развитие и в других международных соглашениях. Так, в настоящее время в рамках Организации экономического сотрудничества и развития ОЭСР, члены которой являются членами ВТО, ведется работа по подготовке Многостороннего соглашения об инвестициях (Multilateral Agreement on Investments - MAl), в котором предоставление иностранных финансовых услуг посредством коммерческого присутствия рассматривается как прямые иностранные инвестиции в индустрию услуг принимающей страны. Интересно, что перечень финансовых услуг, приведенный в указанном Соглашении, соответствует Классификатору секторов и подсекторов услуг, применяемому в рамках ГАТС/ВТО.
10.2. Телекоммуникационные услуги
В ходе Уругвайского раунда было принято решение о проведении дальнейших переговоров по основным телекоммуникациям без уточнения того, что следует понимать под этим термином.
Переговоры начались в мае 1994 г. в рамках Группы по переговорам по основным телекоммуникациям и успешно закончились 15.02.1997г.
В начале переговоров участники решили не принимать во внимание имеющиеся различия в толковании термина "Основные телекоммуникации" и договорились проводить переговоры о дальнейшей либерализации условий поставки следующих услуг:
- телекоммуникационных услуг, как государственных, так и частных, которые включают сквозную передачу информации от абонента в оперативном (on-line) режиме, т.е. передачу информации голосом или данных от отправителя до получателя. К ним относятся голосовая телефонная связь, передача данных, услуги телексной, телеграфной, факсимильной связи, услуги частных арендованных каналов связи, стационарные и мобильные спутниковые системы и услуги, сотовая телефония, пейджерная связь и персональные коммуникационные системы,
- инфраструктурных телекоммуникационных услуг;
- услуг, продаваемых посредством перепродажи (по каналам, арендуемым у оператора) и отнесенных к основным телекоммуникациям.
Традиционно, а большинстве членов ВТО эти услуги были сферой деятельности монополий, обычно для этих секторов предусматривалось жесткое государственное регулирование.
Поэтому именно в этих секторах чувствовалась острая необходимость либерализации.
Формально вопросы услуг с "добавленной стоимостью" или телекоммуникационных услуг, по которым поставщики "добавляют стоимость" к информации абонента путем расширения ее формы или содержания или ее запоминания и выборки (к ним относится оперативная обработка данных, оперативное запоминание и выборка баз данных, электронный обмен данными, электронная почта и голосовая почта), не были включены в повестку дня переговоров. Тем не менее ряд участников включил эти услуги в свои предложения для обсуждения в ходе переговоров.
Участники переговоров предложили для обсуждения перечни конкретных обязательств и списки освобождений от обязательств по статье II (РНБ) в сфере телекоммуникационных услуг, которые после согласования должны быть использованы членами ВТО для изменения и дополнения национальных перечней и списков в сфере телекоммуникационных услуг.
В результате переговоров 15.04.1997 г. был подписан 4-й Протокол к ГАТС, к которому были приложены перечни конкретных обязательств 69 членов ВТО и списки освобождений от обязательств по статье II (РНБ) 9 стран в сфере телекоммуникационных услуг. Протокол вступил в силу 25.02.1998 г при этом для тех членов ВТО, которые не подписали его до указанной даты, представлялась возможность сделать это до 31.07.1998г.
В настоящее время конкретные обязательства в сфере телекоммуникационных услуг имеют 86 членов ВТО.
В ходе переговоров неоднократно высказывалось мнение о необходимости разработки международных правил, регулирующих доступ на рынок в сфере телекоммуникационных услуг. Многие участники переговоров предложили, чтобы такие правила включались в национальные перечни конкретных обязательств в качестве дополнительных обязательств.
В результате удалось разработать пакет принципов, касающихся защиты конкуренции, гарантий установления связи, прозрачности процедур лицензирования, который был оформлен в виде документа под названием "Справочный материал" (Reference Paper). 67 членов ВТО в свои перечни включили обязательства в соответствии с этим документом, причем 57 из них включили документ полностью или с небольшими изменениями.
10.3. Услуги морского транспорта
В соответствии с принятыми решениями была создана Группа по переговорам по услугам морского транспорта. Переговоры в рамках этой Группы были прекращены 30.06.1996 г. До этой даты в этом секторе услуг было приостановлено применение статьи II ГАТС о режиме наибольшего благоприятствования и освобожений от обязательств по этой статье.
. К концу переговоров в них принимали участие 56 членов ВТО в качестве полноправных членов указанной Группы и 16 - в качестве наблюдателей.
Переговоры проводились по трем основным секторам услуг:
- международным транспортным услугам, включающим международные грузовые и пассажирские перевозки (за исключением каботажа);
- вспомогательным услугам, включающим услуги по обработке, хранению грузов и складские услуги, услуги по таможенной очистке, услуги контейнерных площадок и складов, услуги морских агентств, услуги по морскому фрахтованию;
- услугам по доступу к портовским мощностям и их использованию, включающим услуги по проводке, маневрированию и буксировке судов, снабжению продовольствием, топливом и пресной водой, сбору отходов и удалению балластных отходов, услуги капитана порта, навигационную помощь, операционные услуги береговых служб, необходимые для судовождения, в т.ч. связь, обеспечение водо- и энергоснабжением, срочный ремонт судов, якорную стоянку, причальные услуги и услуги по причаливанию.
Также рассматривался вопрос включения в перечни обязательств по интермодальным транспортным услугам (intermodal transport services).
В ходе переговоров был разработан проект типового перечня конкретных обязательств в сфере услуг морского транспорта.
Однако к концу июня 1996 г. стало ясно, что успешно завершить переговоры не удастся. Совет по торговле услугами принял Решение по услугам морского транспорта, согласно которому переговоры приостанавливались до следующего раунда многосторонних переговоров по торговле услугами, который начнется с января 2000 г. Решением также предусматривается:
- приостановление применения положений ГАТС о РНБ к сектору услуг морского транспорта до окончания нового раунда переговоров;
- вводится оговорка "стендстил" (standstill clause), согласно которой члены ВТО до окончания нового раунда переговоров не могут вводить какие-либо меры, негативно воздействующие на услуги морского транспорта, за исключением мер, применяемых в ответ на меры других стран или с целью сохранения свободы предоставления услуг морского транспорта; при этом эти меры не должны применяться таким образом, чтобы усиливать позиции и аргументацию членов ВТО на переговорах.
В настоящее время 36 членов ВТО приняли конкретные обязательства в сфере услуг морского транспорта.
10.4. Профессиональные услуги
Согласно Решению о профессиональных услугах была создана Рабочая группа по профессиональным услугам Рабочая группа должна содействовать разработке дополнительных правил и рекомендаций по регулированию предоставления профессиональных услуг.
Первоначально Рабочая группа должна была подготовить рекомендации по разработке многосторонних правил в секторе бухгалтерских услуг.
Однако в связи с тем, что вопрос признания квалификаций в этом секторе услуг имеет первостепенное значение, было признано необходимым разработать "Рекомендации по взаимному признанию соглашений и договоренностей в секторе бухгалтерского учета", которые были приняты Советом по торговле услугами 29.05.1997 г. Рекомендации не носят обязательного характера и применяются членами ВТО на добровольной основе, позволяют значительно облегчить использование услуг иностранных бухгалтеров. В рекомендациях приведены основные положения таких соглашений, минимальные требования, которые должны предъявляться к иностранным бухгалтерам, определен порядок выполнения соглашений, лицензирования в принимающей стране.
В 1997 г. Рабочая группа начала работу по разработке многосторонних правил по доступу на рынок, которые должны обеспечить, чтобы внутреннее регулирование основывалось на объективных и транспарентных критериях и не было бы более обременительным, чем требуется для обеспечения качества услуги. Эту работу планируется закончить в 2000 г.
В дальнейшем деятельность Рабочей группы намечено вести по двум направлениям:
- по отдельным секторам профессиональных услуг и
- по разработке правил и рекомендаций, относящихся ко всем секторам профессиональных услуг.
10.5. Перемещение физических лиц
В соответствии с Решением о переговорах по перемещению физических лиц была создана соответствующая Группа, в рамках которой проводились переговоры по указанной тематике с целью дальнейшей либерализации режима доступа иностранных физических лиц с целью поставки услуг,
Необходимо отметить, что большинство членов ВТО включили обязательства, связанные с перемещением физических лиц, в разделы горизонтальных обязательств перечней конкретных обязательств как относящиеся ко всем секторам.
Переговоры завершились 28.07.1995 г. подписанием 3-го Протокола к ГАТС, к которому приложены перечни конкретных обязательств по перемещению физических лиц, предназначенные для замены или дополнения соответствующих записей в перечнях конкретных обязательств членов ВТО, приложенных к ГАТС. Протокол вступил в силу 31.07.1996 г.
В ходе переговоров не рассматривался вопрос о правилах, относящихся к иммиграции, которые, как известно, представляют основное препятствие для свободного перемещения физических лиц.
10.6. Переговоры по чрезвычайным защитным мерам, государственным закупкам и субсидиям в сфере услуг
В марте 1995 г. была создана Рабочая группа по выполнению поручений о проведении переговоров, предусмотренных в ГАТС, по:
- чрезвычайным защитным мерам, которые должны применяться на недискриминационной основе. При обсуждении вопросов, связанных с созданием защитного механизма в случае чрезвычайных обстоятельств, было признано, что остается все еще много несогласованных вопросов, и решено продлить сроки переговоров до конца 1999 г., несмотря на то, что согласно ГАТС их следовало завершить к 1.01.1998 г.
В сентябре 1997 г. Секретариатом ВТО была подготовлена справка "Примеры ситуаций, когда могут применяться чрезвычайные защитные действия". Секретариат исходил из того факта, что определенная часть членов ВТО согласна с применением защитных мер в тех случаях, когда услуги импортируются в таких возросших объемах и на таких условиях, что это наносит или грозит нанести существенный ущерб отечественным поставщикам подобных и прямо конкурирующих услуг; при этом такие меры должны носить временный характер. В числе приведенных примеров имеются как реальные ситуации, так и ситуации, носящие гипотетический характер;
- государственным закупкам. Деятельность Рабочей группы сконцентрирована на сборе и обработке информации от членов ВТО о режимах и практике государственных закупок. В июле 1997г. Секретариатом ВТО подготовлена справка "Обобщение ответов на вопросник о государственных закупках услуг". Вопросник был разослан членам ВТО, ответы поступили от 32 стран, среди которых 21 развитая страна. Из полученных ответов следует, что среди членов ВТО нет пока единого понимания термина "государственные закупки услуг".
Вопросник и справка могут представить большой интерес как для российских поставщиков услуг, так и для региональных и местных органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ занимающихся вопросами государственных закупок, в т.ч. вопросами формирования городского заказа Санкт-Петербурга.
Рабочей группе рекомендовано активнее координировать свою деятельность с Рабочей группой по вопросам гласности в сфере государственных закупок, созданной в рамках ВТО в декабре 1996 г.
Необходимо отметить, что к внутренним нормам, регулирующим закупку государственными органами члена ВТО услуг для государственных целей, но не с целью коммерческой перепродажи или использования при поставке услуг на коммерческой основе, не должны применяться положения ГАТС о:
* режиме наибольшего благоприятствования;
* доступе на рынок;
* национальном режиме;
- субсидиям. Члены ВТО признали, что при определенных обстоятельствах субсидии могут негативно воздействовать на торговлю услуги. Поэтому было решено провести переговоры по вопросам исключения такого негативного влияния с целью:
* определения условий, соблюдение которых на многосторонней основе позволит исключить негативное воздействие субсидий на сферу услуг;
* рассмотрения приемлемости процедур о компенсациях в случаях использования членами ВТО субсидий.
В ходе переговоров в рамках Рабочей группы многие члены ВТО отмечали сложность вопросов, связанных с выявлением влияния субсидий на международную торговлю услугами. В настоящее время между членами ВТО идет обмен информацией по вопросам субсидий в сфере услуг, ее сбор и обработка.
Секретариатом ВТО подготовлены:
• записка "Субсидии и торговля услугами" в марте 1996 г. В записке указывается, что дать однозначное определение субсидиям не так-то просто, т.к. они могут иметь различные формы, особенно в сфере услуг
Различают производственные, инвестиционные экспортные, потребительские и др. виды субсидий;
• перечень вопросов "Вопросы (имеющие отношение к обмену информацией) согласно мандату на проведение переговоров о субсидиях" в феврале 1997 г. Вопросник направлен членам ВТО.
Необходимо отметить, что развитие торговли услугами сдерживалось отсутствием свода принципов и правил, регулирующих международную торговлю услугами на многосторонней основе. Поэтому в ходе Уругвайского раунда переговоров странами-участниками было подписано Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС). Оно является одним из многосторонних торговых соглашений в рамках ВТО и вместе с Генеральным соглашением по тарифам и торговле 1994 (ГАТТ 1994) и Соглашением по торговым аспектам прав на объекты интеллектуальной собственности (Соглашение по ТРИПС) образует правовую основу Всемирной торговой организации (ВТО), в которую входят в настоящее время более 130 стран, представленных правительствами (организации стран - членов ВТО не могут являться членами ВТО).
Российская Федерация не является членом ВТО, но ведет работу по присоединению к ней. В случае присоединения к ВТО Российская Федерация должна будет привести свое законодательство и регулирование в соответствие с положениями Соглашения об учреждении ВТО и многосторонних торговых соглашений, в т.ч. в части услуг - с ГАТС.
1. Используемые сокращения
ГАТС (GATS) - Генеральное соглашение о торговле услугами (General Agreement on Trade in Services);
BTO (WTO) - Всемирная торговая организация (World Trade Organization);
Соглашение об учреждении BTO ~ Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (Agreement Establishing World Trade Organization);
Член BTO (Member) - страна, присоединившаяся к BTO. Всего членами BTO являются более 130 стран. В настоящее время Российская Федерация не является членом BTO. В тексте брошюры термин "член BTO" относится только к правительству страны;
ГАТТ (GATT) - Генеральное соглашение по тарифам и торговле (General Agreement on Tariffs and Trade);
РНБ (MFNTreatment) ~ режим наибольшего благоприятствования или режим наиболее благоприятствуемой нации (Most-Favoured-Nation Treatment);
ДРС (DSU) - Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров (Understanding on Rules and Procedures Governing the Settlement of Disputes);
OPC (DSB) - Орган по разрешению споров (Dispute Settlement Body).