СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретико-методологические основы финансовой безопасности государства.
1.1 Финансовая безопасность: понятие и основные пути обеспечения
1.2 Факторы финансовой безопасности России
2. Система государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России
2.1 Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности современной России
2.2 Правовое регулирование государственного финансового контроля как фактора обеспечения финансовой безопасности Российской Федераци
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Прошло более года с начала мирового экономического кризиса, стартом которому послужил ипотечный кризис, разразившийся в США в сентябре 2008 года. За истекший год накоплен определенный опыт в применении антикризисных программ поддержки национальных экономик. Начиная с середины 2009 года, правительства и аналитики ряда ведущих стран констатировали, что низшая точка кризиса уже пройдена, и начинается медленный подъем. Однако по итогам III квартала 2009 г. рост ВВП зафиксирован в Китае (7,7%) и Индии (6,1%). Россия же, по данным Росстата, демонстрирует падение ВВП на 8,9%, и это самый значительный показатель среди стран БРИК и G8. На втором месте по падению оказалась Великобритания (5,2%), третьем - Германия (4,8%), затем идут Италия (4,6%) и Япония (4,5%).
Отметим тот факт, что Россия вступила в глобальный экономический кризис, имея собственные системные проблемы и противоречия. "Запущенные социальные недуги" России точно определены Президентом РФ Д.А. Медведевым в статье-обращении к гражданам страны от 10 сентября 2009 года "Россия, вперед!"[1], и к ним он отнес:
1. Вековую экономическую отсталость, привычку существовать за счёт экспорта сырья, фактически выменивая его на готовые изделия.
2. Вековую коррупцию, с незапамятных времён истощавшую Россию и до сих пор разъедающую её по причине чрезмерного присутствия государства во всех сколько-нибудь заметных сферах экономической и иной общественной деятельности.
3. Широко распространённые в обществе патерналистские настроения, уверенность в том, что все проблемы должно решать государство, либо кто-то ещё, но только не каждый на своём месте.
В указанной статье и далее в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 года[2] определены пять стратегических векторов технологической модернизации страны, поскольку России необходимо не только преодолеть кризис, устранить вековые недуги, но и двигаться дальше, что в условиях обострения мировой конкуренции немыслимо без инновационного развития и модернизации всех сторон общества.
Интерес к финансовой безопасности определяется значением финансов и финансовой системы государства, а также тем влиянием, которое они оказывают на экономическое развитие страны. Этим, в том числе, и обусловлена актуальность выбранной нами проблемы исследования.
Проблема использования методов и инструментов государственного финансового контроля в целях обеспечения финансовой безопасности является достаточно новой и актуальной в отечественной экономической науке. Отдельные вопросы исследовались российскими экономистами. Так в работах Абалкина Л.И., Губина Б.В., Глазьева С.Ю., Кожевникова P.A., Олейникова Е.А., Сальникова В.П., Сенчагова В.К., Степашина C.B., Чистякова Е.Г. и других главной темой являлись теоретические и методологические аспекты экономической безопасности.
Теоретические и прикладные вопросы финансового контроля исследовались в работах Бурцева В.В, Горбунова В.Б., Овсяникова JI.H., Петрова А.Ю., Родионовой В.М., Шлейникова В.И. Шохина С.О. Вопрос о целесообразности и необходимости использования государственного финансового контроля в целях обеспечения финансовой безопасности в некоторых работах не рассматривается совсем или имеет обзорный характер.
Основы финансовой безопасности, в том числе налоговой, исследуются в работах Бурцева В.В., Куницына Д.В, Кучерова И.И, Козырина А.Н., Миронова B.C., Моданова В.В., Попоновой H.A., Тихонова Д.Н., Трунцевского Ю.В. и других. Вопросам финансовой безопасности коммерческих организаций посвящены работы В.Р. Окорокова, Ю.А. Соколова и Р.В. Окорокова.
Таким образом, недостаточная разработанность проблемы государственного финансового контроля в системе обеспечения финансовой безопасности государства в теоретическом плане тормозит дальнейшее развитие методологической основы единой системы государственного финансового контроля.
Объектом данного исследования является финансовая безопасность современной России, предметом – место государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности государства.
Цель данной работы состоит в исследовании места и роли государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности современной России.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. охарактеризовано понятие «финансовая безопасность»;
2. уточнены факторы и угрозы финансовой безопасности России.
3. выявлены сущность и задачи государственного финансового контроля в решении задач обеспечения финансовой безопасности;
4. проанализированы правовые основы осуществления государственного финансового контроля как фактора обеспечения финансовой безопасности.
Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику исследования, которое состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретико-методологические основы финансовой безопасности государства
1.1 Финансовая безопасность: понятие и основные пути обеспечения
В российской специальной литературе в середине 90-х годов появился
термин "экономическая безопасность", который наиболее полно был исследован с позиции управленческого подхода в работах Л.И. Абалкина и В.К. Сенчагова. Так, В.К. Сенчагов впервые выделил такую важнейшую составляющую экономической безопасности, как готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов отечественной экономики[3]. Проблемы экономической безопасности получили развитие во многих последующих публикациях и выступлениях политиков.
В современных условиях глобального кризиса вполне правомерно ставить вопрос и более узко – о финансовой безопасности государства, которая, наряду с производственными активами, является фундаментом экономической безопасности. Под финансовой безопасностью будем понимать готовность и способность национальной финансовой системы, ее институтов и инструментов обеспечивать эффективное функционирование всех каналов распределения и перераспределения денежных средств, в том числе - при наличии внутренних и внешних угроз, между всеми сферами экономики (государством, хозяйствующими субъектами и домашними хозяйствами).
На нынешнем этапе развития человечества воздействие геофинансов, мировых финансовых систем на отдельно взятое государство переходит на качественно иной уровень. Как справедливо отмечает Ю.М. Осипов[4], с учетом господствующего положения, занимаемого финансовой составляющей в современной экономике, мы вправе характеризовать последнюю как экономику, управляемую в основе своем финансовым образом, через финансовые механизмы, с помощью финансовых рычагов, финансовых стимулов и в финансовых целях. А глобализм, демонстрируемый в настоящее время экономической цивилизацией, как раз и создает условия для установления особой финансовой власти, которая посредством владения мировыми деньгами и распоряжения стоимостью, управления финансовыми потоками позволяет воздействовать как на все мировое хозяйственное пространство, так и на отдельные государства. Например, вряд ли с позиций стандартных теоретико-экономических объяснений можно найти полные ответы на вопросы: почему в стране такой-то валютный курс, такие-то государственный бюджет и платежный баланс, такой-то государственный долг, такая-то учетная ставка, такие-то цены, доходы, финансовый кризис и т.д. Или тот же кредит, предоставленный государству, какой он - "реально-денежный, скажем, или виртуально-безденежный, доверительный или насильственно-вменительный, хозяйственный или антихозяйственный, партнерский или эксплуататорский, объективно-потребностный или субъективно-придуманный, добровольный или обязательный, производительный или перераспределительный и т.п.?". И все это лишь некоторые аспекты влияния геофинансов на отдельную систему-страну. По мнению Э. Кочетова и Г. Петровой, "существо нового содержания финансовых потоков состоит в том, что они, с одной стороны, оторваны от воспроизводственных циклов (уход в виртуальное геофинансовое пространство), с другой стороны, они наполняют новым содержанием меновую стоимость. В этой ситуации углубление процесса отхода от эквивалентного обмена и перелив финансовых потоков в спекулятивный капитал формируют новейшую историко-экономическую ситуацию, когда финансовый менеджмент и финансовое право (как часть финансового управления) получают новейшую функцию регулирования мировых денежных потоков. .Баланс (четкое осмысление правовых и экономических критериев различия) между воспроизводственными финансами, опосредующими инвестиционный процесс, и виртуальными финансами, опосредующими в определенной части мировой финансовый рынок, становится одним из основополагающих элементов обеспечения эффективного получения национального дохода. .Неразграничение этих двух сфер финансового-правового регулирования (реальных и виртуальных финансов) ведет к накоплению необоснованного национального долга, когда внешние финансовые обязательства России возрастают в зависимости от манипулирования реальными и виртуальными финансовыми обязательствами в мировом финансовом обороте"[5].
Современная финансовая система России включает в себя три основные системообразующие сферы: государственные (муниципальные) финансы (централизованные финансы); финансы хозяйствующих субъектов, в т.ч. финансовых посредников, и финансы домашних хозяйств (децентрализованные финансы). Все эти сферы находятся в тесных взаимосвязях, регулируемых законодательством, при этом наблюдается динамичное развитие каждой сферы. Так, в сфере государственных (муниципальных) финансов, прежде всего, выделим бюджетную систему, включающую в себя: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты и внебюджетные фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. В качестве второй системы выступают финансы государственных (муниципальных) предприятий.
За последние пять лет в составе бюджетной системы появились новые институты, и в их числе – Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, образованные за счет средств профицита федерального бюджета вследствие высоких мировых цен на энергоносители. Резервный фонд выполнял своеобразную роль "подушки безопасности" национальной экономики от колебания мировых цен на энергоносители. Фонд национального благосостояния первоначально был предназначен для обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.
Однако в условиях кризиса средства обоих фондов преимущественно были направлены на образовавшийся дефицит федерального бюджета с учетом почти 30% падения доходов. Например, по данным Федерального казначейства за 10 месяцев 2009 года на обеспечение сбалансированности федерального бюджета из Резервного фонда направлено 2 023,6 млрд. рублей, при этом остаток Резервного фонда за 10 месяцев 2009 года снизился на 1783,0 млрд. рублей. Ожидается, что в 2011 году Резервный фонд будет израсходован.
Следует отметить, что не все сферы финансовой системы обладают одинаковым уровнем финансовой безопасности в условиях кризисного состояния экономики. Наиболее уязвимым к кризису во всем мире оказался банковский сектор в силу того, что именно банковская система концентрирует в себе основные риски, связанные с несовершенством рыночного механизма и его инструментов, цикличностью экономического развития мировой экономики, неравномерной и спекулятивной ценовой динамикой на мировом рынке капитала и факторов производства.
Особенно низкий уровень финансовой безопасности продемонстрировала банковская система России. В экономике страны фактически функционирует двухконтурная модель кредитования, включающая национальный банковский сектор, предоставляющий краткосрочные ресурсы на обслуживание текущего оборота, и зарубежный сектор с аккумулированием долгосрочных источников
финансирования вложений в основной капитал и сделок с капитальными активами, функционирующий за счет привлечения дешевых кредитов на международных кредитных рынках (процентный арбитраж). Сокращение последнего источника и доступности трансграничного кредита, по сути, прекратило и долгосрочное кредитование (доля банковских кредитов в структуре источников финансирования капитальных вложений и до кризиса не превышала 10%, в то время как в странах ЕС она колеблется в пределах 42-45%, в Японии – 65%). Уязвимость национальной банковской системы объясняется следующими обстоятельствами:
· чрезмерной ее зависимостью от движения иностранного капитала;
· экспансией банков с иностранным капиталом, что привело к усиленному оттоку капиталов с начала кризиса (примерно 135 млрд. долл. США в IV квартале 2008 года);
· валютной моделью денежной эмиссии, в результате чего сохраняется зависимость российской экономики от мировой экономической, ценовой и политической конъюнктуры; недостатками в регулировании и надзоре за банковской системой, поскольку Банк России, очевидно, не полностью справляется с ролью мегарегулятора банковского сектора и частично фондового рынка;
· высокой распыленностью банковского капитала, наличием значительного количества кредитных организаций с капиталом менее 5 млн. евро (приблизительно 1/3 из 1125 банков);
· ориентацией многих коммерческих банков на получение спекулятивных сверхдоходов, а не на стратегическое сбалансированное развитие.
При таких существенных факторах снижения финансовой безопасности первоочередные меры Правительства по преодолению финансового кризиса в
России были направлены на спасение именно банковской системы, что в целом оправдано, но не привело к радикальному улучшению обстановки. На поддержку коммерческих банков в ноябре - декабре 2008 года было направлено денежных средств: федерального бюджета - более 2 трлн. рублей; Фонда национального благосостояния - 875 млрд. рублей; Банка России и международных резервов - около 3 трлн. рублей (в различных формах временного и постоянного финансирования). Всего в различном формате на поддержку коммерческих банков было направлено около 6 трлн. рублей, из них непосредственно на поддержку фондового рынка и реального сектора – 175 млрд. рублей, или менее 2,9% от общей суммы поддержки.
Исследуя сущность и содержание финансовой безопасности на основе методологии общей теории национальной безопасности, следует учесть, что финансовая безопасность - это чрезвычайно сложная и многоуровневая функциональная система, в которой непрерывно происходят процессы взаимодействия и противоборства жизненно важных интересов личности, общества, государства с угрозами этих интересам в финансовой сфере.
С этой точки зрения суть финансовой безопасности заключается в том, чтобы не разрушались межсистемные связи, чтобы каждая из подсистем существовала и развивалась в комплексе. Прежде всего, в данном процессе могут участвовать те государственные органы, которые создают условия для финансовой стабилизации через систему правовых, организационных, политических и иных мер. Заметим, что особое место занимают органы государственного финансового контроля.
Среди основных направлений обеспечения финансовой безопасности, специалисты обычно выделяют следующие: усиление финансового мониторинга, борьба с коррупцией в органах власти, жесткие законодательные инициативы и др.
1.2 Факторы финансовой безопасности России
Основным фактором обеспечения финансовой безопасности страны в ходе бюджетного процесса должно являться полное доверие между федеральным Правительством и регионами, финансовые взаимоотношения которых должны быть построены на принципах законности, эффективности, целесообразности, прозрачности (или открытости для общества), баланса ответственности и ресурсов, реального согласования всех решений по аспектам, затрагивающим интересы регионов (по поводу уменьшения налоговой базы и т.д.).
Вполне очевидно, что высокий уровень коррумпированности российских чиновников является мощным фактором снижения уровня финансово-экономической безопасности нашего государства.
Угрозы финансовой безопасности России можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние угрозы порождаются в основном неадекватной финансово-экономической политикой, элементарными просчетами органов власти и управления, ошибками, злоупотреблениями и иными отклонениями (бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономические преступления и т.д.) в управлении финансовой системой государства. В современных условиях особую роль играют внешние угрозы. Среди основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности России, по нашему мнению, следует выделить следующие[6]:
1. стремительное развитие процесса транснационализации экономических связей, интернационализации мирового хозяйства (называемого глобализацией);
2. постоянное увеличение огромной массы капиталов, крайняя подвижность которых создает напряженную обстановку, высокая степень концентрации финансовых ресурсов как на макроэкономическом уровне (бюджетные системы государств и международных организаций), так и на глобальном уровне (межгосударственная экономическая интеграция, включая ее финансовую и валютную составляющую);
3. растущая автономизация субгосударственных субъектов (ТНК, ТНБ и др.), располагающих значительной финансовой властью, их влияние на хозяйственные комплексы отдельных стран;
4. высокая степень мобильности и взаимосвязи финансовых рынков на базе новейших информационных технологий;
5. многообразие финансовых инструментов и высокая степень их динамизма;
6. беспрецендентное взаимопроникновение внутренней и внешней политики государств, которые все больше и больше зависят от мировых финансов (многие специалисты признают, что глобальная финансовая система больше не проводит границу между внутренней и внешней экономической политикой страны, обе они проникают друг в друга и формируют друг друга по мере того, как глобальные рынки переносят последствия внутренней политики любой страны также на экономики других стран);
7. усиление конкуренции и трений между государствами в экономической и иных сферах, использование мощными экономическими акторами стратегий завоевания мирового экономического пространства;
8. чрезмерная зависимость национальных экономик (в частности, бюджетного сектора) от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающая их финансовые системы чрезвычайно уязвимыми;
9. глобальное нарастание неустойчивости мировой финансовой системы, возникновение угрожающих кризисных тенденций, неспособность современных финансовых институтов (в том числе международных) эффективно их контролировать.
В таких условиях проблему финансовой безопасности России трудно переоценить. Поэтому, в современных условиях особую актуальность имеет задача разработки государственной стратегии финансовой безопасности. На наш взгляд, государственная стратегия финансовой безопасности России должна включать как минимум:
1. определение геофинансовых зон влияния России (исходя из экономической, климатической, этнонациональной и иной общности народов России);
2. определение критериев и параметров (количественных и качественных пороговых значений) финансовой системы России, отвечающих требованиям финансовой безопасности;
3. разработку механизмов и мер идентификации угроз финансовой безопасности России и их носителей;
4. характеристику областей их проявления (сфер локализации угроз);
5. установление основных субъектов угроз, механизмов их функционирования, критериев их воздействия на национальную экономическую (включая финансовую) и социально-политическую систему;
6. разработку методологии прогнозирования, выявления и предотвращения возникновения факторов, определяющих возникновение угроз финансовой безопасности, проведения исследований по выявлению тенденций и возможностей развития таких угроз;
7. организацию адекватной системы органов государственного финансового контроля (ГФК), соответствующей определенным геофинансовым зонам;
8. формирование механизмов и мер финансово-экономической политики и институциональных преобразований, нейтрализующих или смягчающих воздействие негативных факторов;
9. определение объектов, предметов, параметров контроля за обеспечением финансовой безопасности России.
2. Система государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России
2.1 Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности современной России
Среди российских экономистов нет единообразия в трактовке сущности и классификации как финансового, так и государственного финансового контроля (далее – ГФК) в частности. Проведенный анализ теоретических исследований российских экономистов системы ГФК позволяет определить ГФК как контроль, осуществляемый всеми федеральными органами, наделенными контрольными полномочиями, органами субъектов РФ, иными субъектами государственного управления в целях реализации финансовой политики и обеспечения финансовой безопасности государства.
Анализ содержания существующих методов финансового контроля, наиболее часто используемых в практической деятельности контрольных органов, свидетельствует, что отдельные оперативно-розыскные мероприятия, указанные в Законе № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[7] и используемые органами МВД России в налоговой сфере, не отличаются от общепризнанных методов финансового контроля, в частности ими применяются - опрос, исследования предметов и документов, наблюдения, обследования помещений, зданий, сооружений,
Кроме того, необходимо дополнить методы государственного финансового контроля новым методом — финансовое расследование, которое получает все большее распространение в контрольной деятельности различных организаций.
Финансовый контроль выступает как одна из разновидностей деятельности органов государственной власти и органов государственного управления, как одно из проявлений важной роли финансов в регулировании общественных отношений. Осуществление финансового контроля есть форма государственного регулирования определенных производственных отношений.
Возможность проведения финансового контроля вытекает из наличия особой контрольной функции финансов, общественное назначение которой состоит, в частности, в обеспечении экономических условий для осуществления государством контроля за рациональным формированием и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Непосредственным объектом финансового контроля являются процессы формирования денежных фондов и их использования, выражающие распределение стоимости общественного продукта или его распределение в натурально-вещественной форме и по стоимости.
Распространяется финансовый контроль на отношения производства, обмена и потребления через отношения распределения.
Государственный финансовый контроль (ГФК) — это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:
1) ошибок и злоупотреблений в управлении государственными хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, а также государственными имущественными правами, влекущих прямой или косвенный финансовый и/ или материальный ущерб государству;
2) денежными и материальными ресурсами (капиталами), используемыми в несоблюдении финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;
3) недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных организаций (в том числе бюджетных учреждений) и их объединений, организаций с государственным участием или особо связанных с деятельностью государства;
4) угроз финансовой безопасности государства.
В общем и целом цель ГФК — обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по:
1) управлению (включая стадии планирования, формирования, распределения и использования) государственными финансовыми и материальными (материальными продуктами человеческой деятельности, природными видами собственности) ресурсами, нематериальными объектами государственной собственности и государственными имущественными правами (там, где такое управление опосредствуется финансовыми, т.е. денежными, отношениями — например, образование финансовых ресурсов в процессе распоряжения материальными и нематериальными объектами, имущественными правами);
2) обеспечению их сохранности и приумножения для выполнения функций государства, а также созданию всех условий для этого;
3) обеспечению законности и оптимальности (в свете государственной политики) функционирования различных звеньев финансово-хозяйственной системы государства;
4) обеспечению финансовой безопасности государства.
Достижение цели ГФК обеспечивается реализацией следующих основных задач:
- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;
- оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
- обеспечение поступления в доходную часть государственного бюджета налоговых, таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование доходной части государственного бюджета;
- оценка эффективности деятельности министерств и ведомств по использованию средств государственного бюджета и внебюджетных средств;
- контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;
- улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;
- выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней и снижения расходной части бюджета;
- контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений;
- проверка обращения средств бюджета и внебюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях;
- контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;
- контроль за обеспечением финансовой безопасности государства (в ходе бюджетного процесса и др.).
Государственный финансовый контроль представляет собой комплексное явление, позволяющее рационально и эффективно организовывать не только социально-экономическую жизнь страны, но и другие сферы, включая и сферу национальной безопасности. Причем, его эффективное осуществление основывается на системном правовом регулировании.
2.2 Правовое регулирование государственного финансового контроля как фактора обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации
Организация и функционирование четкой системы государственного финансового контроля - обязательный и непременный элемент финансовой политики, и поэтому совершенствование системы финансового контроля должно осуществляться не автономно, а как звено в общем комплексе мер общегосударственной системы регулирования общественных отношений, выявляющая упущения принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на более ранней стадии, с тем, чтобы иметь возможности принять соответствующие корректирующие меры, а впоследствии разработать и осуществить мероприятия, направленные на предотвращение возникновения подобных нарушений.
Рассматривая государственный финансовый контроль как регулируемую правовыми нормами деятельность государственных органов по контролю за формированием, распределением, целевым и эффективным расходованием средств централизованных и децентрализованных денежных фондов, накоплений, использованием государственной собственности, он также выступает важнейшим фактором обеспечения экономической и финансовой безопасности России.
Многообразие финансовых отношений, субъектом которых является государство, обусловливает широкое поле деятельности правового регулирования государственного финансового контроля как фактора обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Государственный финансовый контроль, направленный на обеспечение законности и правильности расходования финансовых средств страны, предотвращение злоупотреблений с использованием государственной собственности оказывает существенное влияние на экономическую безопасность страны. Эффективное правовое регулирование экономических, финансовых отношений и осуществление контроля выступает важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в целом.
В официальных документах Минфина России государственный финансовый контроль определяется как система мероприятий по контролю за соблюдением законодательных и других нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил по использованию государственных средств[8].
Общие правила и модель контрольной деятельности в финансовой сфере определяются следующими принципами: законности, независимости, объективности, ответственности, гласности, системности.
Таким образом, государственный финансовый контроль имеет широкое поле осуществления, уровни воздействия и границы применения, содержат множество сложно пересекающихся аспектов. Следовательно, для повышения эффективности государственного финансового контроля необходимо упорядочение этих составляющих в определенную, четко выверенную систему, закрепленную в нормативных и правовых актах.
Правовые основы государственного финансового контроля определены в Конституции Российской Федерации[9] (ст. 101), в частности, установлена норма, обязывающая создание независимого от Правительства Российской Федерации органа государственного финансового контроля - Счетной палаты Российской Федерации. Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 года указанный орган был создан.
Конституция Российской Федерации содержит ряд ориентиров, которые определяют контуры правового регулирования государственного финансового контроля и создают правовую базу для принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации закрепляет комплекс мер в финансовой сфере к субъектам Федерации, которые выводятся из положений ст. 74, не допускающей установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, и ст. 75, не допускающей возможности эмиссии и введения каких-либо денег, кроме единой денежной единицы Российской Федерации (ч. 1 ст. 75), а также предусматривающей определение федеральным законодательством системы федеральных налогов и сборов, принципов налогообложения (ч. 2 ст. 75). В случае нарушения единства финансово-кредитной и банковской систем Российской Федерации, конституционно закрепленных принципов единого экономического рынка, свободы торговли и промышленности на всей территории государства, создания внутренних таможенных барьеров, на федеральные власти возлагается обязанность устранить препятствия и восстановить единство экономического пространства страны[10].
Конституционные принципы организации финансового контроля и функционирования органов государственного финансового контроля получают развитие и конкретизируются в соответствующих федеральных законодательных актах.
Проведенный анализ современного отечественного законодательства показал, что вопросы государственного финансового контроля в той или иной степени освещены в соответствующих пунктах налогового, бюджетного, таможенного кодексов, валютного и страхового законодательства, законодательства о налоговых органах, а также ряда других нормативно-правовых актов.
Правовому обеспечению государственного финансового контроля отводится особая роль, т.к. это контроль за законностью действий должностных лиц и использованием денежных средств государства. Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями. Конкретные задачи в области бюджетной политики диктуются также необходимостью достижения реального устойчивого экономического роста, обеспечения экономической безопасности страны и т.д.
финансовая безопасность контроль
Заключение
Важнейший элемент экономической безопасности страны в современных условиях - это финансовая безопасность. Финансовая безопасность государства - основное условие его способности осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами.
Финансовая безопасность - понятие, включающее комплекс мер, методов и средств по защите экономических интересов государства на макроуровне.
Очевидно, что проблемы в области противодействия и нейтрализации угроз финансовой безопасности могут быть решены только совместными усилиями всех государственных контрольных органов. Вследствие этого, задачи по обеспечению финансовой безопасности разграничиваются на задачи, которые должны решаться системой специальных контролирующих органов исполнительной власти государства в сфере экономики и задачи, решение которых возлагается на отдельные федеральные органы, в том числе, и на правоохранительные органы.
Изменившиеся в настоящее время экономические условия требуют пересмотра некоторых теоретических и практических основ контрольной деятельности, в частности, касающиеся государственного финансового контроля, особенно в плане структуризации его видов и направлений, институциональных особенностей реализации этой важнейшей государственной функции.
Негативные процессы в экономике, происходящие в последние годы, во многом обусловлены ослаблением государственного управления, включая систему государственного финансового контроля, а также недостаточной научной проработкой новых рыночных регуляторов, в том числе финансов, кредита, налогов и т.д.
В условиях экономического кризиса необходимо в полной мере активизировать всю систему государственного финансового контроля, включающую как специальные органы контроля, так и органы, наделенные определенными функциями финансового контроля, что соответствует стратегической задаче повышения эффективности российской государственности до 2020 года.
В заключение отметим, что "слабым звеном" национальной финансовой системы пока является банковская сфера, требующая существенных институциональных преобразований, чтобы успешно выполнять свою основную функцию - кредитование реального сектора экономики и домашних хозяйств. Бюджетная система в целом и в условиях кризиса выполняет свое общественное назначение – финансирование действующих и принимаемых расходных обязательств, однако в ней в новых условиях происходит накопление потенциальных финансовых рисков, поэтому в бюджетный процесс необходимо внедрять инструменты и методы ответственного финансового менеджмента. Модернизация экономики требует и адекватной модернизации финансовой системы на основе обобщения лучшей зарубежной и отечественной практики, что и повысит финансовую безопасность России.
В сложившихся на сегодняшний день условиях, следующие пути совершенствования системы финансовой безопасности России следует принять во внимание:
· установление пределов иностранного участия в капитале отечественных организаций;
· отраслевые ограничения (ограничение или запрещение доступа иностранных инвестиций в отрасли, признаваемые особо важными для экономического и социо-культурного развития государства);
· меры в отношении кампаний, осуществляющих ограничительную деловую политику, искажающую условия конкуренции;
· требования в области производства, использования местных компонентов, передачи технологий и т.п.;
· разработка действенных систем контроля привлечения и использования средств иностранных заимствований.
В некоторых вопросах обеспечения национальной безопасности страны государственный финансовый контроль отражает потенциал контроля и его воздействие на состояние организационно-правовой урегулированности общественных отношений, в частности, жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Государственный финансовый контроль имеет сложную структуру, связанную с различными областями осуществления финансового контроля: обеспечение прав и свобод граждан, соблюдение законности и компетентности в деятельности органов ГФК, исполнения Конституции РФ и соответствующего законодательства в отношении субъектов экономической и социальной сфер.
Государственный финансовый контроль охватывает всю совокупность финансово-правовых институтов. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансовых правовых институтах. Проблема состоит в том, что имеющаяся разобщенность в нормах, принципах, методах, формах, функциях осуществления государственного финансового контроля создает угрозы национальной безопасности страны.
На наш взгляд, в целях совершенствования государственного финансового контроля в сфере взаимодействия органов финансового контроля необходимо в каждом регионе создать координирующую структуру из сотрудников правоохранительных и всех контролирующих органов, чьими функциями является обеспечение бюджетной и налоговой безопасности, поскольку в настоящее время отношения между ними строятся на периодических связях, и нет четкой координации деятельности с целью усиления и широты охвата контролирующих субъектов.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Федеральный Закон 12 августа 1995 года N 144-ФЗ. Об оперативно-розыскной деятельности (в ред. от 22.12.2008 N 272-ФЗ). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
3. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 /Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года// Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.consultant.ru
4. Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 года. URL: http://news.kremlin.ru/transcripts/5979
5. Россия, вперед!/ Статья Президента РФ Д.А. Медведева от 10 сентября 2009 года. URL: http://news.kremlin.ru/transcripts/5413
6. Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика. - М., 2002. – 495 с.
7. Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация / В.В. Бурцев— М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 2000. 392 с.
8. Бурцев В.В. Факторы финансовой безопасности // Менеджмент в России и за рубежом. — 2001. — № 1.
9. Кочетов Э., Петрова Г. Геоэкономика: финансы реальные и виртуальные (финансовый дуализм и его правовые аспекты)//Общество и экономика. - 2000. - № 1.
10. Моданов В.В. Роль государственного финансового контроля в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации. - М.: Изд-во ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2005.
11. Моданов В.В. Некоторые вопросы правового обеспечения государственного финансового контроля. - М.: Изд-во «Известия Международной академии наук», № 1-6, 2005.
12. Осипов Ю.М. Финансовая экономика как высшая форма бытия экономики. Материалы к докладу на международной научной конференции "Финансовая экономика: концепция, структуры, менеджмент". - М.: МГУ, апрель 2000 г.
13. Сенчагов В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. – 1995. - № 1. – С. 99.
14. Сенчагов B.K. Как обеспечить экономическую безопасность России/ // Российская федерация сегодня.- 2007.- 6. С. 36-37
15. Экономическая безопасность России: Концепция правовые основы - политика / Р.Ф. Исмагилов, В.П. Сальников, С.В. Степашин. - СПб. 2001. - 459 с.
[1] Россия, вперед!/ Статья Президента РФ Д.А. Медведева от 10 сентября 2009 года.
URL: http://news.kremlin.ru/transcripts/5413
[2] Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 года.
URL: http://news.kremlin.ru/transcripts/5979
[3] Сенчагов В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. – 1995. - № 1. – С. 99.
[4] Осипов Ю.М. Финансовая экономика как высшая форма бытия экономики. Материалы к докладу на международной научной конференции "Финансовая экономика: концепция, структуры, менеджмент". - М.: МГУ, апрель 2000 г.
[5] Кочетов Э., Петрова Г. Геоэкономика: финансы реальные и виртуальные (финансовый дуализм и его правовые аспекты)//Общество и экономика. - 2000. - № 1.
[6] Бурцев В.В. Факторы финансовой безопасности // Менеджмент в России и за рубежом. — 2001. — № 1.
[7] Федеральный Закон 12 августа 1995 года N 144-ФЗ. Об оперативно-розыскной деятельности (в ред. от 22.12.2008 N 272-ФЗ). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
[8] Бюджетная политика и бюджетная система России: итоги 2000-2003 гг. и задачи на перспективу. Т. 1. М., 2004. с. 174.
[9] Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
[10] Моданов В.В. Роль государственного финансового контроля в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации. - М.: Изд-во ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2005. – с. 28.