Реферат по предмету "Философия"


Краткие лекции по философии

Философия древней Индии Веды: собрание древнеиндийских источников, сборников гимнов, передававшихся тысячелетиями устно. В современном виде оформились после 2000г до н.э. Бомбейские учёные утверждают их возраст на основе астрономических исследований ~ в 25тыс лет. Включали 4 сборника.
Фил. упанишад: Закл. часть вед - философские трактаты – упанишады. Из 150 на сегодняшний день сохранилось 20. В них развивается тематика вед: космическая тема, поиск причин последственных связей. Основное внимание уделялось не внешней, а внутренней стороне бытия. Главное внимание – изучению человека; его нравственному совершенствованию. В кач первоосновы бытия выступает Брахман – универсальное, безличное духовное начало из которого рождается весь мир. Эта универсальность достигается им через познание самого себя. Брахман совпадает и в тоже время противопоставляется Атману. Атман – теория индивидуальной души. Брахман в индивиде осознаёт самого себя и переходит в Атмана, но на высшем уровне развития возврат к Брахману. Учение о законе жизни и воздаяния: человеческая жизнь – цепь рождений, которая не имеет конца. Определяется будущее развитие законом причин наследственных связей. Воздаяние – это и награда и наказание. Рождение определяется предыдущими жизнями. Важнейшая задача - нравственное совершенствование и освобождение от страстей, до растворения Брахмана в Атмане. Смысл индийской философии: В фил упанишад - человек человек не рассматривается во взаимосвязи с другими людьми. Его жизнь мыслится так: человек не венец творения бога и не обладателя одной единственной жизнью. Смысл индийской фил в том, что в отличие от западной, она направлена на внутренне нравственное самосовершенствование. Буддизм: Общее описание: Есть 2 основных теории – Хинояма, малый круг(индокитай, бирма, цейлон + индия) и Макаяна, большой круг( монголия, бурятия, калмыкия, япония, китай). Будда утверждал значение знаний и труда. Самым главным грехом он считал незнание, но отрицал существование бога, вечной души, выступал против собственности. Понятие Будда означает – знающий, нравственный, одарённый. Сам Будда никогда не утв своего всезнания, которым был наделён своими учениками. Буддийская община: Гаутама стремился создать наилучшие условия для тех, кто твёрдо решил работать над развитием своего сознания. Он посылал учеников в мир с вестью о мировой Общине. От учеников он требовал постоянный контроль над мыслями и поступками. Для поступающих в общину сущ 2 усл: 1. Нравственная чистота; 2. Полный отказ от собственности. 4 благородных истины и путь к великой истине: 1. Страдание воплощённого бытия имеют причину в постоянном возобновлении рождений и смертей. 2. Причина всех страданий в омрачённости, в жажде земных удовлетворений. 3. Прекращение страданий закл в остановке круговорота бытия. 4. Путь прекращения страданий в самосовершенствовании. Этот путь к великой истине разделён на 8 частей: правильное постижение законопричинности, правильное мышление, правильная речь, правильное действие, правильная жизнь, правильный труд, правильная бдительность и самодисциплина, правильная концентрация. Идеал совершенного человека: итог развития достижение 6 качеств – сострадание, нравственность, терпение, мужество, концентрация, мудрость. Будда указывал 10 великих препятствий: иллюзия личности, сомнение, суеверие, телесные страсти, ненависть, привязанность к земле, желание успокоения и наслаждения, гордость, самодовольство, невежество. Конфуцианство: Жизнь Конфуция: (551 – 497 до нэ) Родился в бедной семье аристократов чиновников. Начал преподавать с 22 лет; прославился как самый знаменитый педагог Китая. Полит карьера началась в 50 лет – стал высоким сановником в государстве Лу. Ушёл со службы из – за интриг и 13 лет путешествовал по другим государствам, но применения своим идеям не нашёл. Последние 7 лет он вернулся в царство Лу, собирал и редактировал древние книги. Работал в школе, где преподавал 4 дисциплины: мораль, политика, язык и литература. Место его захоронения, а также дом, превращённый в храм, стали местом паломничества. Идеи Конфуция оказали влияние и наложили отпечаток на все стороны жизни страны. Система взглядов: Его учение сосредоточено на человеке. Для китайцев иной потусторонний мир наз «Небо». Конфуций почти не обращал внимания на него, но именно оно занимает исходную позицию в его учении. «Небо» - не только часть природы, но и высшая духовная сила, которая определяет саму природу человека. Идеал благородного человека: Человек наделён небом определёнными этич. качествами и должен поступать в соответствии с моральным законом и совершенствовать эти качества при помощи общения. Цель – достижение уровня благородного мужа. Он благороден, но не по происхождению, а по воспитанию. О качествах: Он должен обладать Жень – гуманностью, человеколюбием. Его проявление – справедливость, верность, искренность. Большое значение придавалось Юе – музыке – лучшему средству изменения плохих нравов. Ли – этикету – отводилось особая роль: правила благопристойного поведения в любых ситуациях. Особое место принадлежит концепции Сяо – сыновней почтительности, уважения к родителям. Сяо – основа Жень и др добродетелей – это самый эффективный метод управления страной. На основе этической, создана политич теория. Конфуций за строгое, чёткое распределение обязанностей в обществе по образу семьи. Античная философия : Милетская школа. В 7 в. до н. э. «передний восток» свой последний культурный рассвет. Первый философ из этого города был Фалес Милетский – купец. Он прославился тем, что много путешествовал. Родился в 638 г. до н.э., умер в 548 г. до н. э. Его успехи в области математики, геометрии, метеорологии и в области с/х. Ему приписано изобретению греч. календаря. В 585 – предсказал солнечное затмение. На основе своих знаний Фалес искал первооснову всего сущего. Он считал нечто подобное воде «все из воды». Его идеи перекликались с упанишадами. Анаксимандр (610 – 546 г до н. э.). Первым считал, что Земля свободно парит в пространстве. Первым дал геометрическую модель вселенной, первым изобрел географическую карту, отец эволюционной теории – человек произошел от существ в воде. Искал первооснову – беспредельный (гр. Апейрон) название подчеркнуло неопределимость космического начала. Это напоминало неисчерпаемость определения Абсолюта в ведах. Демокрит: (460 – 370) Преклонялся перед природой – это материализм, полностью отказавшиеся от идеи духовного начала. Он выводил из бессознательного. Систему выводит из хаоса. Он первым до Аристотеля разработал единую научную картину мира. Автор книг по математике, астрономии, психологии, этики и т.д. Атом – мельчайшая, невидимая, неделимая, бесконечно разнообразная по форме частица. Ничего кроме атомов нет! «Случай» – владыка и царь мира, и все тела возникают случайно. Закономерности – явл вторичное, а распространяются они только на сложные системы. Демокрит считал, что духа как такового нет, а душа – скопление атомов, которые со смертью улетучиваются из груди, и сознание заканчивается с последним дыханием.
СОКРАТ. 469 –399 гг. до н. э. Родился в бедной афинской семье – каменотес. Сторонник афинской аристократии. Противник софистов, критиковал политиков за неудачную борьбу против Спарты. Суд объявил его в не почитании Богов, за критику выбора чиновников путем жеребьёвки. Приговорен к смерти.
Главной задачей в философии считал рациональное обоснование нравственно-религиозного мировоззрения, а изучение природы принципиально не возможным. Основой мира считал душевный принцип. Важнейшая задача-познание самого себя подчеркивал значения совести – внутренний голос он называл дайманионом. Совесть имеет божественное происхождение . Боги выделяют ею человека из животных. Целью всего в мире является человек. Познание сути добродетели. Для Сократа мораль сливается с сознанием. Истинная нравственность – это знание того, что есть благо, прекрасное и одновременно полезное для человека. Оно помогает достич блаженства и жизненного счастья. Основные добродетели: Сдержанность (как укрощать страсти) Мужество (как преодолеть опасность) Справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы) ПЛАТОН Это первый мыслитель, от которого осталось обильное наследие – диалоги. Ученик Сократа, создатель Академии. Система взглядов: Идеализм Платона – это рациональная система, до него идеализм был индивидуальным. Материальный мир, познаваемый нашими чувствами – это только «тень», «отблеск» мира идей. Все явления и предметы возникают, рождаются и гибнут, но идеи остаются вечными и неизменными. Платон считал, что идеи – это единственный предмет настоящего истинного познания. Так он объяснил подобие всех столов в материальном мире идей, а все существующие столы только её отражают. Идеи существуют вне материального мира и не зависят от него, но материальный мир им подчинен. В этом ядра идеализма Платона. Иерархия идей. Выше всех идея красоты и добра. Её познания являются вершиной действительного познания. Теория познания. Её ядро – теория воспоминания, душа вспоминает те идеи, которые узнала до соединения с телом. Эти воспоминания тем сильнее, чем больше душе удается отстраниться от телесного. Понятие души. Она бестелесна и существует вечно и не возникает одновременно с телом. Тело однозначно подчиняется ей. Она состоит из 3-х иерархически-упорядоченных частей: Высшая – это разум, вторая – воля и благородные желания, третий – влечение и чувствование. В зависимости от того, что преобладает человек направлен либо на высокое, либо на дурное. Теория идеального государства. Оно возникает как общество социальных групп: Правители – у них преобладает разум – это философы. Стратеги – преобладает воля – это воины. Производители – земледельцы и ремесленники. У них влечения должны быть управляемыми и умеренными. Трем сословиям соответствует 3 из 4-х основных добродетелей: соответственно, мудрость, храбрость, умеренность. Четвертая добродетель над сословная – справедливость. Она появляется когда каждое сословие выполняет свою задачу. Аристотель: Величайший из учеников Платона. Критиковал теорию идей. Первым стал отличать философское знание от научного. Выделил 1 – ю философию – науку о первоначалах и причинах, и 2 – ю - о природе под названием физика. Предложил идею 4 – х первоначал всего сущего в книге метафизика: 1. Формальная – исп термин Платона Эйдос, но в другом смысле: «Идея или форма вещи – не занебесная сущность, а находится в самой вещи. 2. Материальная – неопределённая и бесформенная – способна принимать любую форму. Из неё состоят все вещи. 3. Движущая – самодвижение или активность формы. 4. Целевая причина – она направляет движение при любом возникновении. Завершает эту концепцию учение об «абсолютном уме» – это наивысшая ступень бытия. Учение о боге, как о безличном, неперсонифицированном божественном уме, прибывающем в постоянной и истинной деятельности. Это мышление о своём мышлении. Учение о душе или сознании: Имеет 3 уровня: 1. Вегетативный – ощущения растений. 2. Чувственный – преобладает у животных. 3. Разум – только о человеке. Процесс познания развивающийся: ощущения, представления, опыт, искусство и наука, как вершина познания. Государство: Его задачи предотвращать чрезмерное накопление имущества, чрезмерный рост полит власти и удерживать рабов в повиновении. Основа от крайностей – уравновешенная и умеренная жизнь. Стремление к роскоши, богатству и власти – рабский образ мышления и животное существование. Средневековая философия: Становление христианства: Христианство оказало огромное влияние на весь последующий период. В средние века оно подчинило себе все формы мировоззрения. Философы имели успех, только если разделяли церковные позиции. Важнейшей составной частью христианского учения явл этика. Источники христианства: Сразу был признан ветхий завет иудеи. С другой стороны важным источником развивающегося учения церкви стали труды «Отцов церкви» => ранний период наз патристика. По практике ранних христиан – в книге «Деяния святых апостолов»: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее…». Евангилевская мораль – называется зло, которое подлежит безусловному уничтожению: 1. Богатство « не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут ». 2. Незаконие, насилие « вы знаете, что князь народов господствует над ними и вельможи властвуют ими, но меж вами да не будет так ». 3. Национальная религиозная вражда. На место обычных сущ нравов, которые вызывают отчуждение людей в обществе христианство ставит любовь. Она не дополняет эти нравы, а заменяет их собой. Любовь возвышается до универсальной нравственной связи. Патристика: Этот период, когда на христианское вероучение с одной стороны воздействовали труды отцов церкви, а с другой – античная философия. До 325г происходило утв христианства. Эти труды могли противоречить друг другу. Так Августин выступал против научного знания. Разум только дополняет веру, развивает идею предопределённости. Ориген – был египтянином, требовал изучать древних философов. Развивал диалектику как образ мышления. Считал, что библия имеет 3 смысла: буквальный, моральный, философский. Учил, что адские муки временные и все грешники вернутся к богу. Схоластика: начинается с 8в, когда центр культурной жизни в Европе переместился в империю Карла великого. Схоластика – учение вести длительные споры и логически выводить требуемые доказательства, основываясь на религиозных текстах. Схоластич диспуты при университете длились до 12ч. Было 3 факультета: богословский, правовой, медицинский. Схоластика требовала от философии быть служанкой богословия. На тысячу лет философия была обречена заниматься изучением бытия бога. В 11в появились тексты Аристотеля в арабских рукописях. Возникла идея оживить схоластику его философией. В итоге появилась система Фомы Аквинского. Современное понимание схоластики – чрезмерное повторение, бессмысленное словопрение.
Фома Аквинский: Сын графа Ландольфа Аквинского. Последние годы преподавал богословие в Париже. В 19в, его учение стало обязательным для католической церкви – неотомизм. Он соединил философию Платона и Аристотеля. Задача науки – объяснить законы мира, но философия не может объяснить всё. Над царством метафизического познания сущ царство изучаемое богословием, куда с помощью разума проникнуть нельзя. Телесные материальные вещи состоят из формы и материи, а духовное имеет только форму. Душа явл формирующим принципом. Аквинский создал теорию души: 3 уровня: 1. Вегетативный(обмен веществ, размножение). 2. Чувственное восприятие (животное). 3. У человека разумная душа. Разуму Аквинский отдаёт предпочтение перед волей. К традиционным греч добродетелям: мудрость, мужество, умеренность и справедливость, он добавил ещё 3 христианских: Вера Надежда Любовь Смысл жизни в счастье, а счастье в познании бога.
Кант и Декарт Гегель: (1770 – 1831) преподавал в Берлинском университете. Создатель самой разработанной системы объективного идеализма. Идеализм – признание ведущего начала в духовной жизни. Гегель считал, что предметом познания явл логическое мышление и рассматривал человеч сознание от первых проблесков до сознательного овладения наукой и научными методами. Исходное положение в его философии – совпадение или тождество бытия и мышления. Мир понимается как проявление идеи, понятия духа, как исторически развивающийся процесс самопознания. В основе природы и общества лежит разумное начало – мировой дух или разум. Оно активно и его деятельность состоит в мышлении. В своём развитии абсолютная идея проходит 3 этапа: 1. Стихии чистого мышления – идея раскрывает себя через систему взаимосвязанных и переходящих друг в друга категорий- логика. 2. Развитие в форме природы, которое служит лишь внешним выражением логических категорий (всё в мире имеет принцип , выступает как следствие и одновременно само явл причиной другого следствия) – философия природы. 3. Развитие идеи мышления и истории, те в духе – это философия духа! Абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает содержание в различных видах человеческого сознания( искусство, наука ) и деятельности. В книге «наука логики», Гегель дал анализ законов и категорий диалектики; обосновал единство диалектики(учение о развитии), логики(правила мышления) в теории познания. Он создал первую в истории разрывную систему диалектической логики. Главный вклад Гегеля в философию – разработка диалектического метода. Диалектика имеет основы – единство и борьбу противоположностей, т.е разрешение противоречий. Противоречие – единство взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих друг друга противоположностей. Их конфликт и служит источником движения источником движения и развития любой вещи. Развитие имеет порядок: 1. Утверждение(тезис). 2. Отрицание его(антитезис). 3. Отрицание отрицания(антитезис). Первые 2 этапа преодолеваются, но одновременно и воспроизводятся в новом высшем качестве. Абсолютная идея подвержена этой же последовательности. Современная зап. философия: Особенности зап философии 20в: Развитие науки начала 20в показало, что материалистические и идеалистические системы обнаружили не способность объяснить изменения в науке и обществе. В 20в противостояние материализма и идеализма утратило своё влияние. Усилилась тенденция к диалогу разных направлений. Во всём разнообразии школ и направлений выделяются 3 основные: 1. Аналитически – позитивистская. 2. Экзестенциально – феноменологические. 3. Религиозно – философское направление. Современный позитивизм: Возник в 1922г с появлением «Венского кружка». В 1930 – 39 выпускал журнал познание. В нач 2 – ой Мвойны кружок распался и возник целый ряд направлений в Англии и США. Неопозитивисты считают, что есь только 2 вида научного знания: а) Знание частных дисциплин, т.е все эмпирические науки; б) Логика и математика – инструмент для построения системы научных экспериментальных знаний. Современный позитивизм заявлял, что философия не наука, а просто деятельность по анализу языка науки. То, что философия относит к теории познания , СП считал психологией. Для выяснения значений научных предположений выдвинут принцип верификации, т.е подтверждение. Применяется к высказываниям, проверяемым наблюдением. Другая концепция связана с проблемой дификации знаний – это повторение философов 17-18в, объяснявших все явл мира классич механикой. Пост позитивизм(ПП): В 60 – х гг 20в. Разрабатывал след вопросы: как возникает новая теория?; как она утв в новом обществе?; каковы критерии выбора соперничающих теорий. Критический рационализм: Стремится разграничить сферы науки от метафизики и идеологии. Основателем стал К. Попер. Он считал рост знания не движением от одних истин к другим, а простым переходом к другим проблемам. Он утв: « мы не знаем – мы можем только предполагать.». Он утв невозможность соц прогнозирования. Говорил о наличии 2 – х типов об – ва.: Открытых – демократических и закрытых – докопеталистических. В 1992г он признал, что запад имеет много недостатков. Экзистенциализм: Отчуждение человека от об – ва – главная проблема этого направления. Представит этого направления указывают, что отчуждение явл общей х – кой человека в об – ве. Философия обязана помочь человеку предотвратить трагическое умонастроение, а если это не возможно, а если это невозможно, то искать и находить своё «Я». Религиозные экзистенциалисты считали, что можно преодолеть плохое настроение, потому как вера в бога даёт надежду. Основными категориями человеч бытия для них были понятия: забота, покинутость, отчуждённость, страх, смерть… Сущность человека раскрывал ЖП Сартр: при изготовлении вещи, человек формирует идею, при его рождении наоборот. После рождения только предстоит стать человеком. Для вещи сущность предшествует существованию. Человек – своего рода «проект», который реализуется всю жизнь. Трагедия человека в том, что он свободен и может выбирать. Пограничная ситуация: Нах на грани жизни и смерти. Альберт Коню считал центрально проблему самоубийства. Необходимо оказать помощ отчаявшемуся человеку. Мир безсмысленен, но сама жизнь – ценность ради которой стоит жить. Угроза смерти заставляет задуматься о смысле и содержании прожитой жизни. Весь мир сейчас нах в пограничной ситуации! Русская философия: Консерватизм - это концепция или учение, обосновывающее необходимость сохранения и поддержания исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни её моральных правовых и семейных уставов ( основ). Леонтьев Константин Николаевич (1831 - 1891). Он сформулировал органическую теорию развития - это сложный процесс из 3-х этапов: - первичная простота - цветущая сложность - втричное смесительное упрощение Ослабление единства частей приводит к разрешению системы. Леонтьев на основе этой схемы обосновал идею цикличности развития народов, культур и государств. Цикличность подобна фазам в развитии организма ( эмбрионный период, рождение, расцвет, угасание и смерть).
Леонтьев доказывал принадлежность России к Византийскому типу культуры ( сильное гос-во и сильное воздействие церкви на гос-во). Западно-европейские теории прогресса. Леонтьев называл "уравнительно- освободительным" - борьба за равенство и свободу приводит к разрушению порядка, деградации общества, неспровергается гос-во, религиозно-церковные и нравственно-социальные устои.
Люди своей безумной жажде немедленных демократических свобод и уравнительных прав, повсюду проникается ненавистью и злобой, теряя выработанные сложным культурным развитием высшие понития и сложные чувства. На смену им приходят примитивные идеи, гос-во, граждане и культура деградируют. Цель уравнительного прогресса проста и груба: "Цель всего - средний человек, буржуа, спокойный среди миллионов таких же средних людей" Главная беда такого прогресса в том, что он несет бесцветную однообразную унифицированную культуру, которая в 20-м веке названа массовой культурой. Развитие России (перспективы) Что ждет её в случае отказа от Византийских начал (самодержавие, православие) Тихое медленное разложение путем демократизации-подражательный путь Россия исчезает как Великое гос-во и остается рядрвой державой на задворках Европы. Она превращается в заурядную демокр. республику - это мирный вариант, но он енгарантирован, т. к. либерализм и демократизм порождают правовые заблуждения революций. России не повредит ни какая "пугачевщина" , но повредит очень мирная и тихая демократическая конституция. Демократизация никогда не впишется в систему гос. устройства России, она его разрушит. Порядок держится только диспотизмом и централизмом, жестокими действиями. Народ столетиями жил по принуждениям, без которого он неуправляем, такой народ опасен для всех, и прежде всего для себя. Россию ждет анархия и гр. война. Леонтьев предпологал неотвратимость социализма в России. Социализм он сравнивал с ранним христианством и называл разновидностью религиозно-политического радикализма. Эта идея привлекательная и обещает быстрое и простое решение всех проблем, но в 20-м веке социал. пророков сменяют социал. диктаторы. Социализм будет оформлен как государственная религия. Что может спасти Россию? Сильная власть и готовность к принуждениям, необходимо твердые и решительные хозяйственные реформы - "необходимо опередить в этом отношении изнеженную духом Европу, из последних стать первыми в мире". Русское почнивиство. В середине 15в. распространились идеи по коммуникабельности каждого общ-ва и его культуры. Впервые мысль о принадлежности З.Е. и России к разным типам культур высказал Погодин, Европа – наследница Западо-Римской империи, а Россия Восточной. Данилевский (1822-1885) первым предложил теорию многообразия культур. Содержание истории это развитие 10 типов культур: Египетской, Китайской, Индийской, Иранской, Ассиро-вавилонской, Древне Греческой, Древне Римской, Ново Аравийской, Германо-Романской. Славянству принадлежит будущее, было утверждено Данелецким. Данелецкий применял понятие цивилизации, каждой из них характерен свой вид духовной деятельности их было 4 1)Религиозная; 2)Культурная; 3) Политическая; 4) Общественно- экономическая. Первые цивилизации имели смешанные типы деятельности последовающие добивались особых успехов в одном виде деятельности. Религия развита в Европейской цивилизации, искусство в Греции, политика в Риме, Романо-Германская была духовной и только Славянская могла стать полной 4х основным типом цивилизации. Соловьев В.С. (1853-1900)- создатель одной из крупнейших систем и предшественником нескольких философических направлений, практически первый профессиональный философ в России такого масштаба защитил магистерскую и докторскую диссертацию. Критика Европейской философии и науке начиная со своих диссертаций Соловьев доказывал что Европейские философия и наука оказались неспособными дать цельное знание. Европейцы разбили действительность на части своей науки и противопоставили мир и человека. Каждая наука изучает свой сектор. Европейцы оказались ограниченными рамками логического мышления потому их познание остается внешним, поверхностным оно не проникает в суть вещей, а для этого необходимо интуитивное достижение, а его дает вера, внутреннее созерцание и достижение синтетического знания. Теософия как единство науки философии и религии. Внешний опыт могут давать только науки. Философия дает только форму для постижения истины, но основной целью знания Соловьев считал только внутренний опыт интуитивное созерцание- философия и наука имеет значение только в единстве с религиозной верой. Это единство вырабатывает универсальную теорию которая формулирует принципы единства мира. Наука дает знание о реальном мире философия об идеальном, а религия о боге, но это знание постигается только верой и все многообразия мира скреплено в божественное единство, оно одухотворенно в божественное единство мировой душой или Софией. Соловьев интересовался христианством, буддизмом он использовал взгляды Канта, Гегеля, Чаадаева, Словянофинов знал новейшее научное достижение. Русский космизм: Это учение о неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе человека и его безграничных возможностях по освоению космоса. Возникло в конце 19, нач 20вв Источники возникновения: 1Философские – идея развития и всеобщие диалектические взаимосвязи мира, разработанные философией за весь предыдущий период. 2Религиозные идеи – огромное влияние нравственных постулатов религии, особенно у христиан идеи о братстве всех люде. Это давало установку о единстве всего сущего земного и небесного. 3Естественные научные идеи – на рубеже веков, особенно в обл физики. 4Исторические корни – национальные особенности русского народа. Россия – земное подобие космоса. Она вырабатывала в сознании необходимость духовного и территориального единства страны, огромная роль идеи русской соборности, единение традиционной русской общины. Константин Эдуардович Циалковский(1857 – 1935) – при жизни был известен как автор идеи цельнометаллического дережабля, которая была отвергнута учёными. Создатель самобытной «естественной» философии. Он говорил, что её основой явл наука, наблюдение, опыт и математика, а так же «отречение от рутины, которую даёт современная наука». Свою космическую философию он противопоставлял с одной стороны религиозному разделению духа, а с другой – « пессимистическому материализму, игнорирующему вопросы о вселенских целях жизни». Ц. подчёркивал материалистический характер своих взглядов. Считается, что он был склонен к механизму, но с другой стороны, он определяет всю материю «свойствам чувствительности и одушевлённости, хотя и присущей её отдельным частям в разной степени» Наделённые чувствительностью атомы свободно и вечно перемещаются во вселенной, попадая в «высокоорганизованные существа», они начинают «мыслить». Находясь в неорганической сфере, они как бы спят, ожидая своего часа. Жизнь по Ц – вечна. После каждой смерти получается одно и тоже – «рассеяние…» Мы всегда жили, и будем жить, но каждый раз в новой форме и без памяти о прошлом…. Кусочек материи подвержен бесчисленному ряду жизней, хотя и разделённых громадными промежутками времени. В данном контексте он близок к древнеиндийским воззрениям. Ц полагал, что жизнь и разум на земле не единственные, иначе какой бы имела смысл вселенная, если бы не была заполнена органическим, разумным, чувствующим миром? Он делал вывод, что на других «старших планетах» более совершенна.
Этика: Основана на идее постоянного совершенствования материи. Безграничное пространство населено различными существами разного уровня развития: совершенные, пройдя все этапы эволюционного развития, обладают моральным правом регулировать жизнь на более примитивных планетах. По Ц в ходе эволюции образуется союз всех разумных, высших существ космоса.
Нравственная космическая задача Земли – внести свой вклад в совершенствование космоса. Оправдать своё предназначение земляне могут только покинув Землю, потому изобретение ракеты явл не самоцелью, но выходом в глубины космоса. Свою личную задачу Ц видел в оказании помощи по переселению людей на другие планеты. Ц полагал, что миллионы лет усовершенствуют природу человека и его общественную организацию – превращение его в существо перерабатывающее солнечную энергию. Будет достигнут полный простор воли людей и независимость от среды обитания. Человечество будет исп всё околосолнечное пространство и солнечную энергию. Философское осмысление бытия: БЫТИЕ Предельно общая обстракция. Первым копцепцию бытия выдвинули до Сократики, бытие для одних нечто материальное совершенное неразрушимое, для других неизменное устойчивое неподвижное. Платон-- есть чувственное бытие-- мир идей, истиное бытие. Средние века христианство: истиное бытие -сотвореное. Возрождение-культ материального бытия природы. 17-18в.- человек противопоставился реальности действующий по автоматическим законам. 19в.-бытие=материя. 20в - бытие изучается через призму сознания. ДУХ Имеет несколько смыслов: а) понятие б) субстанция в) личность. В Индии дух понимался через противопоставление Брахмана и Атмана. В др. Греции дух тончайшая первооснова. Платон - перводвигатель и создатель форм. У христиан - личност.абсолют и личная воля бога. Новое время-разум, мышление. Гегель построил систему понятий такие как вырожение абсолютного духа. В Марксизме дух=сознанию современ. позитивизм отбрасывает проблему духа как не Научную. МАТЕРИАЛЬНОЕ И ИДЕАЛЬНОЕ Материальное с античных времен понимается как плотное вещественно телесное начало мира. Идеальное- смысловая логическая сторона, мир значений, духовная сфера которая завершается какой - то формой высшего духа. Сознание Отражение как всеобщее свойство материи. Это способности материальных систем и явлений воспроизводить особенности других систем в процессе взаимодействия с последними. Примеры: Столкновение 2-ух бильярдных шаров, след ноги на песке. С этой точки зрения наиболее сложные формы проявляются в животном мире. Человеческое сознание это высшая форма отражения устойчивости. Возникновение сознания: Эволюция и формы отражения на уровне живой материи: - раздражимость (исходная форма) – простейшая реакция организма - чувствительность или способность к ощущениям, характерна только для животных - отражение на основе нервной системы – это активная работа по формированию схемы поведения (рефлекс) - психическое отражение – формируются внутренние образы, т.е. субъективная реальность (только на основе нервной системы) Разновидность человеческого мышления Мышление – составная часть сознания. Эволюция форм отражения: ощущение (единичное) ¯ чел. восприятие (комбинация ощущений) психика ¯ представление ¯ понятие (образ) ¯ суждение (комбинация понятий и слов) ¯ умозаключение (новое знание) Сознание и познание. Истина: Проблема достоверного познания была поставлена ещё в древней Греции. Софисты утверждали, что наши знания, особенно чувственные не способны дать достоверные сведения о мире. Платон считал, что возможно знание только о вечных истинах. Тут и возникла проблема соответствия между знаниями и объективными явлениями. Аристотель сформулировал так называемую классическую концепцию истины: это соответствие не между отдельными понятиями и объективными явлениями, а между определённым утверждением и настоящим положением дел. Например, утверждение стена не ложно и не истинно, но утверждение стена является частью дома – истинно! В современной философии выделяют 3 подхода: 1. Концепция соответствия: истинным явл высказывание чувства или мысли соответствующей действительности: «снег белый, если он действительно белый»; 2. Концепция когерентности: это не противоречивость высказываний: «отдельное суждение приобретает смысл лишь в системе суждений»; 3. Прагматическая концепция: надо на деле проверять истинность суждения, а не тратить время на теоретические рассуждения. Данная концепция соответствует утверждению: «теория мертва без практики», но всегда ли практика жива без теории?? Объективная истина – содержание наших знаний, которое не зависит от особенностей человека или всего человечества. Поэтому всякая истина объективна, иначе она перестаёт быть истиной. Выделяют понятия абсолютной и относительной истины. Эти понятия определяют границы между тем, что познано, и тем, что ещё будет познаваться. Абсолютная истина имеет 2 смысла: 1. Полное, исчерпывающее знание о действительности; 2. Тот элемент знаний, который в будущем будет опровергнут. По мере развития познания и практики представления о природе углубляются, поэтому научная истина явл относительной, а из суммы относительных истин складывается абсолютная ( теория В.И Ульянова ) Наука – системное, обоснованное, предметное и объективное знание, нах в процессе развития. Наука прогнозирует будущие способы практич деят. По сути – это изучение законов мира. Основн отл наки от обыденного познания : а.) Вырабатывает специальный язык науки (математич., символич)|_x|: - 12; б) Исп спец орудия для измерения и наблюдения; в) Научное знание явл системным и обаснованным, т.е это теория. Формы научного познания : Проблема – определение того что не изучено; Догадка – первоначальное предположение; Гипотеза – знание в основе которого лежит предположение; Теория – обоснованное и доказанное утверждение. Ф – ции науки: 1. Культурно – мировоззренческая; Ф – ция соц силы; 3. Ф – ция производительной силы. Методы эмпирического исследования : внимание – целенаправленное восприятие; описание - естественным языком результатов наблюдений; измерение – сравнение по сходны свойствам; экспиримент – вмешательство в изучаемый процесс. Общелогические методы: 1. Анализ – расчленение предмета на элементы ради более тщательного изучения; 2. Синтез – соединение ранее выделенных частей; 3. Индукция – переход от частных посылок к общему выводу; 4. Дедукция – переход от общих закономерностей к частным выводам; 5.Моделирование – изучение оригинала путём создания его копии, которая отражает изучаемое свойство. Бытие человека. Что такое человек? Человек – [это высшее творение природы, наделенное разумом, кот развивается по ступеням] Многие мыслители употребляют понятие и сущность человека часто как синонимы Природа и сущность Под природой человека понимают стойкие неизменные черты и св-ва, которые присущи людям во все времена независимо от особенности биологической и социальной эволюции.
Среди качеств человека философы выделяют главные и определяющие: Разумность Искусство общественного труда Создание культуры Выделить главенствующее качество значит познать сущность человека. Разнообразие ответа зависит от общей мировоззренческой установки, т. е. того что признается высшей ценностью.
Существуют разные подходы: Религиозно – философское направление: высшая ценность – это Бог и сущность человека соотносится с сущностью божественного. Философы натуралисты исходят из культа природы, космоса и человека воспринимается в основном как живое вещество, наделенное рядом отличительных особенностей. Многие философы оценивают мир через человека, рассматривая его главной или высшей ценностью мироздания. Все эти направления нередко сливаются и дополняют друг друга. Различия между западным и восточным восприятием человека возникла не сразу. В мифологическом сознании природа, человек и божество взаимосвязаны. В 16 – 18 вв. развитие науки сопоставлено размеров Вселенной. Представление об отсутствии центров мира породило трагическоёе мироощущение (атеизм). В Европе с 18 века появляется страх смерти. Бессознательное и сознательное в человеке. Долгое время господствовал принцип антропологического рационализма – поведение человека объяснялось только как проявление сознательной жизни. С Нового времени начинает анализировать психические процессы неосознаваемые человеком. Особая роль принадлежит З. Фрейду. Он представлял бессознательное могучей силой противостоящей сознанию. Психика состоит из трех пластов: Самый нижний и мощный слой «Оно» - по объему сравнимо с подводной частью айсберга. В нем сосредоточены биологические влечения страсти. Второй небольшой слой – сознательное «Я» человека. Верхний класс – «супер Я». Это идеалы и нормы общества, моральная цензура и сфера долженствования. По Фрейду, оно имеет решающее влияние на мысли, чувства и поступки. Ученики Фрейда критиковали его за толкование человека как существа эротического. Юнг выделил в «оно» два слоя: Личностное бессознательное - индивидуальный опыт. Коллективное бессознательное – опыт предшествующих поколений. Его содержание – это человеческие первообразы (архитипы). Образ Матери – Родины, народного героя, богатыря. Человек существо архитипное. Э. Фромм – человек имеет двойственную природу, он подчинен законам природы и одновременно является соц. сущ-вом. Основополагающие теории человеческого бытия. Свобода ответственности. Свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями. Свобода, опирается на познание объективной необходимости. В истории общественной жизни проблема свободы сводилась к вопросу: обладает ли человек свободой воли или по другому говоря, зависят ли его поступки от внешних факторов. В 17 – 19 вв. среди естествоиспытателей распространились представления о противопоставлении свободы и необходимости. И Кант рассматривал их как противоречия сознания. Он считал, что существования свободной воли нельзя теоретически не доказать не опровергнуть, но практически разум диктует необходимость признать свободу воли, иначе нравственный закон теряет свой смысл: при отсутствии выбора исчезают понятия Добра и Зла. Волюнтаризм проповедует произвольность человеческих поступков, которые якобы основаны на субъективных желаниях и произволен. Фатализм отвергает свободу действия и рассматривает их как предопределенные. Свобода неравнозначна произволу, независима от происхождения своих целей и намерений. Люди обладают свободой, так как сохраняют реальную возможность выбора и предпочтения. Абстрактной свободы не существует, она всегда конкретна и относительна. Она может быть в одних сферах деятельности и отсутствовать в других. Свобода может быть в разной степени – и в выборе целей, средств и их приспособлении. Свобода присутствует в действительности как составная часть свободной цепи свободы выбора, т. е. как составная часть необходимости. Ответственность – понятие отражающее объективный, исторический конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом и обществом, как сознательное осуществление предъявленных к ним взаимных требований [ответственность – это выполнение требований]. Формирование веществ предполагает чувство ответственности, которая становится его свойством. Объективной основой ответственности является причина следственной связи. Космос. Термин др. греков для обозначения мира как структурно-организованного и упорядоченного целого. Пифагор первым назвал универсум или Вселенную космосом. У Платона и Аристотеля аналогичным был термин «небо» (+ Конфуций). Космос разумен и прекрасен. Для др. греков он предельная полнота бытия – всеобъемлющее и разумное существо. Этот подход противоположен иудео-христианской концепции « ущербности природы как результата грехопадения». Новое время дало представление о космосе как о пустоте, сохраняется в основном до наших дней. Современная техника позволяет изучать космос в 10-ки млрд. световых лет. Бог. В религиозных представлениях это высшее [сверхестественное] существо, верховный предмет религиозного культа. Теизм – Бог - сверхприродная личность. Пантеизм – это безличная сила, свойственная природе или совпадающая с ней. Деизм – первопричина и создатель мира – Бог, но далее этот мир развивается по своим естественным законам. В религиях др. востока присутствует множество богов – это политеизм. В монотеизме – вера в одного всемогущего Бога. Кант отрицал возможность теоретического обоснования существования Бога, но выдвинул нравственное обоснование. Выдвинуты доказательства: Онтологическое док-во (от слова онтос – бытие). Св. Августин – предоставление о совершенном существе предполагает его наличие. Телеологическое док-во – целесообразность природы это свидетельство её разумного Создателя (творца). Таких знаний придерживались Сократ, Платон. Космологическое. Есть мир, и есть его причина, т. е. Бог. Атеизм – отрицание бытия Бога. Смысл жизни. Разные учения по разному отвечают на этот вопрос. Представители т. н. материалисты в ответе на этот вопрос обращаются к объективной действительности и физической природе. Так называемые идеалисты обращаются к пониманию смысла жизни к Богу, разуму, духу и т. д. Сегодня сущ-ет множество подходов. В России литература традиционно рассматривала эту тему. Вл. Соловьев «Путь от зверочеловека до Богочеловека» Л. Н. Толстой смысл и цель жизни в самосовершенствовании личности. Но смысл жизни нельзя искать отдельно от смысла жизни других людей.
Итог размышлений Толстого «это тайна». В 20-м веке примечательные взгляды экзистенциалистов: религиозные экзистенциалисты – жизнь трагична и это преодолевается продолжением ее в потустороннем мире, где происходит свободное творчество души. атеистический подход. Жизнь бессмысленна и абсурдна, но надо помогать друг другу преодолевать трагизм.
Современный словарь дает набор подходов в понимании смысла жизни: потребление (материальное или духовное) жизнь ради общества (семья, община) божественный смысл эволюционный, космический смысл. Общество. Общество – в широком смысле – это совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя взаимозависимость. (элементы взаимодействуют). Общество – в узком смысле – это определенный тип общения и устойчивая целостность (семья, сотрудники, друзья и т. д.) Представление об обществе. Западная традиция осуществлять общество и господство восходит к Платону [города-государства]. По Платону, гос-во – это совместное поселение людей для взаимопомощи и удовлетворения потребностей. Функции: Внешняя защита Внутренняя защита. Он приводил полную аналогию между устройством гос-ва и человеческой Души – «громадный человек». Семья растворяется в гос-ве. Аристотель в политике выделяет основной тип общественных связей: отношения «господство – подчинение». Вид отношений зависит от объекта власти – раб, жена, дети, свободные граждане. Аристотель отличал от гос-ва особые типы общения – семью и селение. Новое время. Теория «естественного состояния»- это антиобщественная война по Дж. Гоббсу – всех против всех. Её причины: абсолютная свобода изначально присущая каждому. равенство как способность взаимного нанесения равного ущерба. естественные желания зла. Спасение является мирным общественным договором: взаимный отказ граждан от посягательств на свободу. А. Смит. Общество – это «меновой» союз людей. Разделение труда удовлетворяет потребности. Работая на других – работаем на себя. Это единство общественного и индивидуального. А Смит считал, что разделение труда одновременно снижает быстроту ума, возвышенность чувств, нравственность частной жизни становятся жертвами односторонности под воздействием разделения труда. Выход в развитие образования. В 19 в. понятие общество объединяет механическую структуру и органическую эволюцию. ЦИВИЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ Понятие- словарное опред. Культура от латинрского связано с воспитанием почитанием света. Это спец. способ организации жизнедеятельности людей представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм , и учериждений. в духовных ценностях, савокупность отношений людей к природе между собой и к себе. Понятие К. фиксируется 1) общие отличия человеч дебтельности от биологической. 2) кач-ное своеобразие исторических конкретных форм деятельности культа характеризует особености разных сфер общ-ва: К труда, К быта, К политики, худож. К и.т.д. Культура-область духовной свободы человека высшим считалось тв-во в искусстве и философии. В 19в цивилизация считалась частью К в конце 19в Ц хар-ка всего капитализма политики объясняли свои захваты Цивилизаторских мыслей. Освальд Шпенглер (1889-936) напислл книгу "Закат Европы" выдвинул 8 отд. Ц Египедская, Вавилонская,Индийская,Китайская ,Грекоримская, Везантийско- Арабская, Мая, Русско-Сибирская. Восхождение-культкра, Низхождение Цивил. Жестокий биологич ритм рождение молодость, Расцвет зрелость, старость угосание 1000 лет. Ц- Омасовление всех сторон жизни глобализация нацки техники в употребление неизбежны мировые войны при Ц. ее цель мировое господство. Немецкая классич фил Культура – обл духовной свободы человека. Высшим считалось творчество в искусстве философии. В 19в цивилизация считалась частью культуры. В конце 19в – это х – ка всего капитализма: политики объясняли захваты коллоний цивилизаторской миссией. (руск почв) О. Шпентлер – немец. Есть у него знаменитая книга «Закат Европы» . Всего сущ 8 отдельных цивилизаций – египетская, вавилонская, индийская, китайская, грекоримская, византийско – арабская, майя, русско – сибирская пробуждающаяся. Восхождение – культура, нисхождение – цивилизация. Жёсткий биологический ритм, бурная молодость, расцвет и зрелость, старость и угасание ~1000 лет. Ц – омассовление всех сторон жизни. Исх из воззрений Шпентлера, глобализация науки, техники и потребление. Неизбежны мировые войны. Ц стремится к мировому господству.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Характеристика правового содержания договора найма жилого помещения в соответствии с законодательством РФ
Реферат Реализация ПНП Доступное и комфортное жилье - гражданам России на территории Архангельской
Реферат Ответы на экзаменационные билеты по истории книжного дела (МГУП, 1 курс)
Реферат Перестройка 1985-1991 гг модернизация управленческого аппарата
Реферат Великое княжество Литовское и первые литовские князья
Реферат Формирование музейной сети на Среднем Урале В 1917—1929 гг.
Реферат Великие открытия и антирелигиозная мысль Возрождения
Реферат Роль психологической службы в развитии учебной мотивации студента
Реферат Сложные суждения
Реферат Philosophy Dealing With Abortion Essay Research Paper
Реферат необходимость упорядочения документопотоков
Реферат Опыт создания информационного общества в странах мира
Реферат Боевые щиты
Реферат Литературно-художественный стиль
Реферат Москва Ивана Грозного