Реферат по предмету "История"


Патриарх Фотий и его роль в истории византийской церкви

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Социально-теологический факультет
Кафедрахристианской истории и антропологии.
Курсовая работа
Патриарх Фотий иего роль в истории византийской церкви
Студентки очного отделения группы 120601
Специальности «Теология»
ВОРОБЬЕВА Елена Михайловна
Научный руководитель:
д.и.р. Пенской В.В.
Оценка_______________
Подпись
Белгород 2010 г.

Содержание
Введение
Глава I.Жизненный путь патриарха Фотия
1.1 Биография
1.2 Творенияпатриарха Фотия
Глава II.Деятельность патриарха Фотия
2.1 ПатриархФотий как учёный и богослов
2.2 Церковнаяи политическая деятельность патриарха Фотия
Заключение
Списоклитературы

Введение
Свт. Фотий, Патриарх Константинопольский, жил в IX веке,происходил из семьи ревностных христиан. Отец его скончался мученическойсмертью за защиту икон. Св. Фотий получил блестящее образование и, состоя вродственных отношениях с Императорским домом, занимал должность первогогосударственного секретаря в сенате. Современники говорили о нем: «сведениямипочти во всех светских науках он столько отличался, что по праву мог считатьсяславою своего века и даже мог спорить с древними». У него обучались наукам юныйнаследник престола Михаил и будущий просветитель славян равноапостольныйКирилл. Глубокое христианское благочестие ограждало святого Фотия от прельщенияблагами придворной жизни — всей душой он стремился к иночеству.
Святой Патриарх Фотий явился одним из первых обличителейЗапада в этих еретических отклонениях, доказав их абсурдность. По поводуfiliogue им написано несколько блестящих апологетических произведений. Свт.Фотий, будучи защитником истины и обличителем неправды, известил «Окружнымпосланием» Восточную Церковь о делах папы, указав на отступление Римской Церквиот древнего Православия не только в обрядах, но и в вероисповедании. В нем онпривел до 40 логических аргументов против латинского заблуждения. Был созванСобор, осудивший своеволие Запада.
Цель рассмотреть значимость роли патриарха Фотия вистории Византийской культуры.
Актуальность темы состоит в том, что человек, обладающийдуховно- нравственными качествами должен знать о фактах, положенных в основуистории.
Для полного понимания роли патриарха Фотия в историиВизантийской церкви и раскрытия поставленной перед нами цели, следует выделитьнесколько задач, которые будем ставить перед собой:
— рассмотрение деятельности патриарха Фотия в сфереполитики,
— рассмотрение деятельности патриарха в церковной сфере,творения.

Глава I. Жизненный путь патриарха Фотия
1.1 Биография
Святитель Фотий, патриарх Константинопольский — яркийцерковный и политический деятель, ученый и богослов, — по выражению протоиерея ИоаннаМейендорфа: «едва ли не одна из самых крупных фигур Византийского периода историиЦеркви».[1]
Фотий родился около 820 года, он был племянникомпатриарха святого Тарасия, т.е. по рождению принадлежал к высшей знати ипроисходил из семьи, верной почитанию святых икон. Отец его скончалсямученической смертью за защиту икон. Святой Фотий получил блестящее образованиеи, состоя в родственных отношениях с императорским домом, занимал должностьпервого государственного секретаря в сенате. Современники говорили о нем:«сведениями почти во всех светских науках он столько отличался, что по правумог считаться славою своего века и даже мог спорить с древними». У негообучались наукам юный наследник престола Михаил и Константин Философ.[2]Глубокоехристианское благочестие ограждало святого Фотия от прельщения благамипридворной жизни — всей душой он стремился к иночеству. В 857 году соправительцаря Михаила, Варда, удалил с Константинопольской кафедры Патриарха Игнатия.Епископы, зная благочестие и обширную ученость Фотия, указали императору нанего как на человека достойного занять первосвятительский престол. Святой Фотийсо смирением принял предложение. В течение 6 дней проведен он был по иерархическимстепеням, а в день Рождества Христова посвящен во епископа с возведением напатриарший престол. Однако вскоре начались волнения в Церкви, разжигаемыеудаленным с кафедры патриархом Игнатием. В 861 году был созван Собор дляпрекращения смут, на котором утверждено было низложение Игнатия и утверждениепатриархом Фотия. Папа Николай I, послы которого присутствовали на этом Соборе,надеялся, утверждая Фотия патриархом, подчинить его своей власти, но, неполучив ожидаемого, на Римском Соборе предал Фотия анафеме. С того времениначалось для святителя Фотия длившееся до конца его жизни [3]противоборство папскомусвоеволию и посягательству на Православную Церковь Востока. В 864 году всяБолгарская страна добровольно обратилась к христианству. Болгарский князь Борискрещен был, как полагают, самим Патриархом Фотием, после чего святитель Фотийотправил в Болгарию архиепископа и священников для Крещения болгарского народа,а в 865 году — святых Кирилла и Мефодия для проповеди Христа на славянскомязыке.
Однако приверженцы папы в Болгарии возбудили недовериеболгар к проповедникам Восточной Церкви. Бедственное положение Болгарии из-занападения германцев заставило их искать помощи на Западе, и болгарский князьобратился к папе с просьбой прислать ему своих епископов. Прибыв в Болгарию,папские легаты начали активно утверждать в ней учение и обычаи латинские вместоправославных. Святитель Фотий, будучи твердым защитником истины и обличителемнеправды, известил окружным письмом Восточную Церковь о делах папы, указав наотступление Римской Церкви от древнего Православия не только в обрядах, но и ввероисповедании. Был созван Собор, осудивший своеволие Запада. В 867 годуимператорский престол захватил Василий Македонянин, умертвив императораМихаила. Святитель Фотий обличил убийцу и не допустил его до приобщения СвятыхХристовых Таин. За это он был удален с патриаршего престола и заключен вмонастырь под стражу. На его место был снова поставлен патриарх Игнатий.
Собор, созванный для расследования поступка святителяФотия, проходил при участии папских легатов, которые потребовали от Собораподписания грамоты о безусловном подчинении всей Церкви суду папы. Восточные епископы,не соглашаясь на это, вступили в спор с легатами. Вызванный на Собор святительФотий молчанием отвечал на все нападки легатов и лишь на вопрос судей: хочет лион покаяться, отвечал: «Одумались ли сами судьи?» Противники Фотия после долгихспоров одержали победу, и, не имея никаких оснований к осуждению, произнеслианафему Патриарху Фотию и защищавшим его епископам. Святитель был послан взаточение на 7 лет и, по его собственному свидетельству, «только благодарилГоспода, терпеливо нес суды Его...». В то время латинское духовенство былоизгнано из Болгарии за своеволие папы, и Патриарх Игнатий послал туда своихепископов. В 879 году, после смерти Патриарха Игнатия, был созван Собор, вновьпризнавший святителя Фотия законным пастырем Церкви. Папа Иоанн, лично знавшийФотия, через послов объявил на Соборе об отмене всех прежних папскихопределений о Фотии. Собор признал неприкосновенность Никейско-ЦареградскогоСимвола, отвергнув латинское искажение (filioque), признал независимость иравенство обоих престолов и обеих Церквей (Западной и Восточной). Соборпостановил уничтожить в Болгарии церковные обычаи и обряды, введенныелатинянами, чем пресек их господство там. При преемнике императора Василия,Льве, святитель Фотий вновь пострадал по ложному доносу, обвиненный в заговорепротив императора. Будучи низведен с кафедры в 886 году, святитель окончил днисвои в Армонийском монастыре в 891 году. Православная Церковь почитаетсвятителя Фотия как ревностного защитника Православного Востока от владычествапап и как ученого богослова, оставившего многочисленные и разнообразные труды,посвященные обличению заблуждений латинян, опровержению различных ересей,разъяснению Священного Писания, раскрытию различных предметов веры.

1.2 Творения патриарха Фотия
Творчество святителя Фотия Константинопольского — выдающегося богослова, ученого-энциклопедиста, экзегета и проповедника,занимает значительное место в святоотеческом наследии. К сожалению, еготворения сейчас практически малоизвестны русскому православному читателю.
Во-первых, одним из главных и ценных трудов, оставшихсянам в наследие от патриарха Фотия, является его знаменитая«Библиотека» (это название дано уже издателями этого памятника). Этосвоеобразный «конспект» книг, которые он читал. А читал Фотий как христианских,так и языческих авторов. Всего «Библиотека» содержит 280 таких«конспектов» («кодексов»), сопровождаемых обычнокритическими заметками патриарха, относящимися к содержанию и литературнойформе этих произведений, а также к характеру миросозерцания их авторов. Всего в«Библиотеке» упоминается около 400 названий. Данный труд патриарха Фотия имеетважнейшее значение для патрологической науки, ибо он сохранил ценные сведения отех памятниках церковной письменности, которые ныне утеряны. Труд был написанеще до того, как Фотий стал патриархом, и не предназначался для издания.
Далее, замечательное и очень мало использованное творение«Ответы Амфилохию», своему другу и ученику, где изложены глубины православногоучения. «Ответы» посвящены разным вопросам, два из которых (181 и 182)посвящены вопросам триадологии.
«Мистагогия (тайноведение) Св. Духа» — книга, содержащаяопровержение латинского учения об исхождении св. Духа (Filioque). Сохранилисьтакже и письма к различным лицам на дипломатические и богословские темы.
Фотий оставил после себя собрание проповедей,отличающихся крайней многословностью и представляющих, в основном, лишьисторический интерес. Так, в двух проповедях сообщается о знаменитом походе«руссов», дошедших до самых стен Константинополя (861 г.). Согласно сообщению Фотия в его окружном послании восточным патриархам (866 г.), некоторые из руссов обратились в христианство. Одна из проповедей посвящена собору,низложившему папу Николая (867 г.).

Глава II. Деятельность патриархаФотия
2.1 Патриарх Фотий как учёный и богослов
Св. Фотий, вступив на патриарший престол, проявилогромную ревность в обращении народов «вплоть до пределов земли» (Деян. 1, 8). В«Окружном послании» 867 г. св. Фотия упоминается о просвещении армян, болгар ироссов, а в «Славянских житиях св. братьев» центральное место посвящено миссииКирилла и Мефодия хазарам и моравам. Данные сочинения вместе с посланием св.Фотия болгарскому царю Борису являются одними из самых важных источников, вкоторых непосредственно говорится о миссиях и миссионерских подходах.
Ученые неоднократно отмечали историческое «смирение» св.Фотия, проявившееся в частности в том, что никто из древних писателей несоставил его жития и не описал по порядку события его жизни. Более того, многиеавторы писали о св. Фотии уничижительно, не замечая или принижая его великиесвершения. Такой отрицательный подход был, в известной степени, обусловленконфликтом между церковными партиями зилотов и гуманистов-просветителей,противостоянием Востока и Запада и апологетическими установками историографовМакедонской династии, при втором представителе которой, Льве Мудром, св. Фотийбыл отправлен в пожизненную ссылку. В результате егомиссионерско-просветительскую деятельность приходится восстанавливать буквальнопо крупицам.
По оценкам византологов и церковных историков в кругмиссионерских задач св. Фотия входила миссия среди: 1) мусульман и иудеев, 2)еретиков или инославных, а именно иконоборцев, четыредесятников, монофизитов ипавликиан, 3) народов, живших на Балканах, за пределами северных границимперии, которые по преимуществу были язычниками-идолопоклонниками. НедаромЗахария Халкидонский в похвальной речи св. Фотию на заседании собора 879 г. констатировал: Фотий обратил «многих из еретиков, многих из неверных. Да что говорить об этом?Более того, он целые народы побудил возвратиться в христианскую веру».
Наиболее плодотворным оказалось третье направление — миссия, обращенная к народам, жившим в центральной и восточной Европе.Византийские миссии были отправлены к хазарам, моравам, россам, болгарам,сербам, влахам, полякам, венграм и аланам, а также, возможно, и ко многимдругим народам, о которых в настоящее время у нас нет надлежащих сведений.
«Программа и вся организация миссионерского дела былаличным начинанием св. Фотия, который определил цели, заранее подготовилсодержание проповеди и методы действия, подобрал подходящие лица подготовленныхмиссионеров, предусмотрел отличную организацию своего дела, следил неусыпающимоком за всем ходом своей деятельности и вступался при каждом неблагоприятномисходе событий», — пишет современный греческий историк Церкви и канонист ВласийФидас. Хазарская и Моравская миссии имеют достаточно определенныехронологические рамки — 860-861 и 864-867 гг. соответственно. Они проходят нафоне других миссионерских «проектов» — крещения Болгарского царя Бориса сименем Михаил (864 г.), а также 1-го крещения россов (во временном промежутке с860 до 867 г.). Возможно, что в связи организацией миссии к хазарам св. Фотийбыл прозван «хазароликим» (Χαζαροπρόσωπος).
«Когда Константин прибыл в Моравию, с великою честьюпринял его Ростислав и, собрав учеников, отдал их на учение. В скором времениКонстантин перевел весь церковный чин и научил учеников утрене, часам, вечерне,повечерию и литургии. И отверзлись, по слову пророка, уши глухих, и услышалислова Писания, и ясен стал язык косноязычных». В этом фрагменте из 15 главы«Жития Константина/Кирилла» кратко передана суть миссионерско-просветительскогоподвига св. братьев в Великой Моравии, в географических пределах которойнаходятся современные страны Чехия и Словакия. «Но даже и варварский ихристоненавистный народ болгар склонился к такому смирению и богопознанию, что,отойдя от бесовских отеческих оргий и отстав от заблуждений языческогосуеверия, паче всякого чаяния перепривит был к христианской вере».Христианизация болгарского народа осуществлялась поэтапно. Монах Арсений,посланный св. Фотием, организовывал монашеское житие, уча «безмолвию илюбомудрой жизни». Впоследствии ученики Мефодия во главе с Климентом Охридскимиспользовали самые разные методы для миссии, включая «красоту зданий» инасаждение «садовых деревьев».
О 1-м крещении Руси у св. Фотия сказано следующее: «Такназываемый народ Рос — те, кто… подняли руки на саму Ромейскую державу,…переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую инеподдельную религию христиан, сами себя с любовью (ἀγαπητῶς) поставив вположение подданных и гостеприимцев вместо недавнего против нас грабежа ивеликого дерзновения. И при этом… приняли они у себя епископа и пастыря и свеликим усердием и старанием встречают христианские обряды».
Миссия к россам окутана и поныне покровом неразрешимой доконца тайны. Оставляя в стороне всевозможные гипотезы о характере и локализацииданной миссии, отметим, что новообращенный народ или значительная его частьотносился к византийскому епископу — как видно из свидетельства св. Фотия — сисключительной любовью, которая могла покрывать все другие возможные трудности.
Время правления св. Фотия было отнюдь не спокойным.Восшел на первосвятительский престол Фотий после низвержения св. патриархаИгнатия, представителя «партии» монашествующих, студитов, ревнителейхристианского благочестия. В глазах народа, более привязанного и уважающего монашество,он явился узурпатором престола. Все время его у власти сопряжено со смутами инестроениями. Но благодаря Божественному Провидению и такому человеку какФотий, папство в лице папы Николая получило достойный ответ в своих притязаниях– как политическо-территориальных, так и догматически-вероучительных. ПатриархИгнатий, несмотря на свою святость и благочестие не был способен отразить всёто, что исходило со стороны Римского престола.
После поочередного низложения и возвращения на кафедруФотий, неполадив с императором Львом VI, «ушел» на покой в 886 году и скончалсяоколо 890 года.
Св. патриарх Фотий принадлежал к замечательнейшимличностям в церковной истории и имел все качества, чтобы сокрушить рог гордыниримской. Он отличался глубокой ученостью как никто другой в его время наВостоке и Западе. В этом отношении он превосходил не только своихсовременников, но мог поспорить со знаменитейшими учеными прежних времен. Поотзыву католического ученого, «ученость Фотия для своего времени казаласьчем-то сверхъестественным, демоническим». Светская ученость восполняласьзнанием богословских наук. Нельзя было в те времена быть ученым, не знаябогословия. Со стороны образования папа Николай, «истинный носитель папскойидеи» не мог стать вровень с Фотием. В конце концов, Фотий отличался такой жеэнергией и силой воли, какой и папа Николай. Все это в совокупности сделалопамять Фотия священной для Церкви восточной, в то же время сделало егонастолько ненавистным для Церкви Римской, что до сих пор ни один церковныйписатель, папист, не может равнодушно говорить о Фотии. Папа Николай и Фотийбыли достойными соперниками
Фотий был высокообразованным, знал не только всовершенстве философию, но и богословие… Когда споры о Филиокве были в самомразгаре, в 60-е годы, св.Фотий кратко, но четко изложил суть Православногоучения против этой ереси в двух документах, в двух посланиях. Одно былоОкружным посланием, а другое было обращено к патриарху Аквилейскому, имякоторого неизвестно.
Вопрос этот имел длинную предысторию, связанную сразногласиями в троичном богословии между Востоком и Западом, а также с целымрядом политических и церковных недоразумений. Проблема Filioque обсуждаетсяФотием также в его книге «Мистагогия», которую он написал уже в преклонномвозрасте, удалившись от дел. По мнению Фотия, расхождения между богословием иисповеданием веры быть не должно и добавление Filioque к Символу веры вневсяких сомнений равносильно изменению догматического содержания веры. В своейкниге Фотий полемизирует с западным богословом Ратрамном Роттердамским,написавшим трактат в оправдание Filioque. Фотий определил аргументы латинянинакак противоречащие доводам логики, догматическому богословию и св. Преданию.Свою аргументацию Фотий строил на утверждении единства природы и ипостасногоразличия между Лицами Троицы: Сын рожден от Отца, а Дух исходит от Отца, и вэтом — самобытность Лиц св. Троицы.
В отношении обрядов характерно следующее высказываниеФотия в письме папе: «Что утверждено через определения Вселенских соборов, товсе должны сохранять. Но что какой-либо из отцов частным образом постановил,или что узаконил местный собор, то хотя не может быть рассматриваемо каклегковерие в практике соблюдающих оное, но зато и не принимающие подобныхузаконений не подвергаются никакой опасности, если не соблюдают их. Так, однибреют и стригут бороды сообразно с местными обычаями, а другим это запрещенособорными постановлениями… В Риме ни один священник не может жить в законномбраке, но мы научены только единобрачных возводить во священники, и если ктоотказывается принимать из их рук евхаристию, то мы таких отлучаем… Во многихстранах совершенно запрещено монахам употребление мяса не ради отвращения кнему, но ради воздержания, но в иных местах соблюдается такое воздержаниетолько в известное время. Я слышал от людей, достойных веры, что в Александрииот имеющего быть епископом требуется обет – никогда не воздерживаться от мясныхяств, что вошло здесь в обычай по какому-нибудь особенному случаю. У нас монахине отказываются от своей одежды, когда принимают обязанности клирика, но у иныхэто бывает наоборот: если монах возводится в епископы, он отлагает свои прежниеодежды и подстригает волосы на голове». Позже, с ухудшением отношений с Римом,уже не было подобной терпимости к различным обрядам. Полемика с главныхвероучительных различий перешла на критику разностей в обрядах. Фотий не виделв этом причин для разделения.
2.2 Церковная и политическая деятельность патриарха Фотия
При знакомстве с жизнеописанием и трудами этоговыдающегося иерарха становится очевидным особое его избранничество свыше.Господь призвал этого человека в нужное время и в необходимом месте. Являясьпатриархом Константинопольским, он благословляет миссии к хазарам и славянам суже переведенными на их язык книгами Священного Писания и богослужебнымитекстами; ведет успешные переговоры с представителями Армянской Церкви о еевоссоединении с Православной Церковью; он защищает Никео-Цареградский символверы от ошибочных нововведений (Filioque), а также утверждает православнуюэкклезиологию. Фотию принадлежит заслуга по восстановлению каноническогопорядка в жизни такого церковного института, как монашество, сильнопострадавшего в период правления императоров-иконоборцев. По словамримско-католического писателя аббата Жаже (Jager), «Фотий воплотил в себевсе высокие качества, какими природа когда-либо наделяла человека: глубокий иживой ум, неутомимая энергия, твердая непоколебимая воля гармоническисоединились в его лице. Он имел глубокую склонность к наукам, которымизанимался по целым ночам, являлся замечательным, красноречивым оратором ивыдающимся писателем, знал все науки не только своего времени, но и древнихвремен. По своим познаниям он превосходил всех своих современников, из которыхникто не мог сравняться с ним»[4].Находясь на поприще гражданской деятельности, Фотий, благодаря своимспособностям и образованию, стремительно продвигался по служебной лестнице.Так, сначала он занимал пост высшего государственного советника, затем возглавилдипломатическую миссию к багдадскому калифу. По возвращении из Багдада вКонстантинополь Фотий занял еще более важную должность при императорском дворе- протоасикрита (государственный секретарь) и члена синклита. Глубокие знания иодаренность не оставили Фотия в стороне от Константинопольского университета,созданного при посредничестве кесаря Варды. Параллельно с государственнойслужбой Фотий занимался преподавательской деятельностью. Так, он являлсяпрофессором богословия и философии. Известный американский византолог русскогопроисхождения А.А. Васильев, упоминая об особой одаренности и учености ФотияВеликого, пишет о нем следующее: «Исключительно одаренный, со страстнойлюбовью к знанию, он получил прекрасное образование и посвятил затем все свое вниманиеи энергию обучению других»[5].По свидетельству Никиты, епископа Памфлагонийского[6], «Фотий был нетолько из знатных, но и самых благородных; в отношении мудрости и благоразумияиз всех занимающихся государственными делами он считался способнейшим; по уму изнаниям он не только превосходил всех своих современников, но мог равняться и сдругими мудрецами, ибо все способствовало ему: природные дарования, прилежаниеи богатство, через которое к нему стекались всякие книги»[7]. Образование Фотия былоразносторонним, и знания его были обширны не только в богословии или философии,но и в других областях науки, среди которых особое место занимаетюриспруденция. О выдающихся способностях Фотия Великого в области права, какцерковного, так и гражданского, свидетельствует ученый Роберт Креугтон(Robertus Creygthon). Он пишет следующее: «Тот, кто вникает в истинноеположение вещей своими глазами, а не чужими, думаю, согласится со мной в том,что никогда не вступал на патриарший престол ни папа в Риме, ни патриарх вКонстантинополе мудрее в речах, благоразумнее в управлении делами, болеесведущий в божественном и человеческом праве, чем Фотий»[8]. В 857 г. Фотий становится патриархом Константинопольским. Избрание его на этот высокий пост произошло вочень сложных условиях. Его предшественник свт. Игнатий незаконно был лишенсветской властью патриаршего престола. В Византии это было не впервые, и вопросстоял о необходимости срочного избрания нового патриарха, чтобы местопредстоятеля Церкви не оставалось вакантным[9].Однако этим случаем воспользовался в своих целях Николай I, папа Римский, чемвнес раскол внутри Константинопольской Церкви. Он поставил условие, прежде неведомое Вселенской Церкви, согласно которому, для утверждения Фотия патриархом Констан-тинопольским,необходимо разрешение папы Римского[10].
Николай I увязал предоставление такого разрешения спередачей из юрисдикции Констан-тинопольского Патриархата целого ряда церковныхпровинций в юрисдикцию Римской Церкви. Против этого «новшества»выступил не только Фотий Великий, но и, в последствии, его предшественник попатриаршей кафедре Игнатий. Под тенью этих мрачных событий и совершалосьпатриаршее служение Фотия. Знакомясь с церковно-законотворческой деятельностьюФотия Великого впериод его Патриаршества, необходимо выделить следующиесобытия. В 861 г. в Константинополе под председательством Фотия прошел Собор, получившийв истории название Двукратный. В его работе приняло участие 318 епископов, втом числе и легаты папы Римского (епископы Родоальд и Захария). На Соборе ещераз было осуждено иконоборчество и засвидетельствован всеми присутствующимифакт законного избрания Фотия патриархом Константинопольским. В ходе рабочихзаседаний было издано 17 правил, касающихся дисциплины монашесгоующихимонастырей (1-7), членов клира (9-13), иерархического подчинения (14-15) иусловий замещения епископских кафедр (16-17). В 866 г. патриарх Фотий, реагируя на нововведение, вкравшееся в Символ веры (Filioque) в РимскойЦеркви, издает окружное послание к представителям Восточных Церквей. В нем онвыступает против этого догматического отступления, а также против светскойвласти папы римского и против его притязаний на главенство во всей ЦерквиХристовой[11].Этим же посланием Фотий созвал Собор, который состоялся в следующем 867 г. в Константинополе. На нем было осуждено как еретическое учение — вставка в Символ веры(Filioque), также был осужден Николай I папа Римский за незаконноевмешательство в дела Константинопольской Церкви, поддерживающее тем самымраскол внутри Константинопольской Церкви, и за действия, направленные наподчинение своей власти всей поднебесной Церкви. В 879-880 гг. вКонстантинополе под председательством Фотия Великого состоялся Собор,получивший название Великий. По численности епископата[12], представительству всехпатриархатов, а также по рассматриваемым на нем вопросам, имевшим характервероучительный и канонический, этот Собор можно было бы по праву считать VIIIВселенским. В нем приняли участие 383 епископа с представителями всех восточныхпатриархов и легатами Римского папы. Собор восстановил единство междуКонстантинопольской Церковью и Римской и вновь подтвердил законностьпатриаршества Фотия Великого. Также он осудил внесение вставки (Filioque) вНикео-Цареградский символ веры и запретил вносить впоследствии в негокакие-либо изменения[13].На Соборе вновь были подтверждены решения VII Вселенского Собора и осужденоиконоборчество. Кроме этого, Собор издал три правила, вызванныеобстоятельствами того времени. Так, первое правило определило впредь соблюдатьдисциплину, согласно которой лица, осужденные за какие-либо преступленияпатриархом Фотием, должны считаться таковыми и папой Иоанном VIII, и наоборот,осужденные за преступления папой Иоанном должны рассматриваться таковыми ипатриархом Фотием. Второе правило запретило лицам, достигшим епископского сана«вне монашеского чина», давать монашеские обеты, которые«содержат в себе долг повиновения и ученичества, а не учительства илиначальствования». В третьем правиле защищается иммунитет епископата отнесправедливых нападок светской власти. Важным моментом для утвержденияправославной экклезиологии является и то, что Константинопольский Собор 879 г. «доказывал, что папа является таким же патриархом, как и все другие патриархи, и что унего нет прав на управление всей Церковью; поэтому и Константинопольскийпатриарх в папском утверждении не нуждается»[14]. С именем Фотия Великогосвязан еще один важный церковно-правовой документ, получивший название«Номоканон в 14 титулах». Этот документ получил законченный вид в 883 г. Предполагают, что предварительно Сборник был составлен в VI в. и Фотий пересмотрел егосодержание, убрал из него утратившие силу гражданские законы по делам Церкви,внес новые в последствии издававшиеся в Византии законы и имевшие своюактуальность на момент окончательной редакции Сборника. Также Фотий прибавил вНомоканон правила бывших после первого издания Сборника соборов: Трулльского (692 г.), Никейского II (787 г.), двух Константинопольских (861 и 879 гг.) и Послание Тарасияпатриарха Константинопольского к Адриану, папе Римскому. Номоканон Фотияпользовался в Константинопольской Церкви особенным уважением, о чемсвидетельствует Феодор Вальсамон, патриарх Антиохийский, написавший комментарийна этот труд. Он, также удостоверяет, что мало помалу этот Сборник вытеснил изупотребления все остальные канонические сборники. Номоканон патриарха Фотияперешел и в Русскую Церковь, с введением на Руси христианства. Патриарх Фотийпринял самое активное участие в законодательных реформах, а также кодификацииримско-византийского права, произошедших в Византийской империи в IX столетии свосшествием на престол императоров Македонской династии. Это особый период вистории византийского права, ознаменовавшийся появлением целого рядазаконодательных сводов, юридических сборников, справочников и пособий,исагогических трактатов. По мнению ряда исследователей, сама идея подобногорода реформ зародилась еще до 867 г.[15],и подготовительные работы для ее осуществления были проведены ранее. Заслуга вэтом принадлежит прежде всего Фотию Великому, т.к. рождение самой идеи ипредварительные работы для ее реализации были выполнены в кругах юристов,тяготевших к Фотию, а также в стенах основанного Феофилом и кесарем ВардойКонстантинопольского университета, ректором и профессором которого был Фотий[16]. В 885(886) г., под руководством патриарха Фотия Великого, был подготовлен к изданиюправовой сборник под названием Исагога[17].Он состоял из 40 титулов[18].До сих пор исследователи не пришли к единому мнению в вопросе того, получил лиэтот юридический документ статус государственного закона или нет. Известнонесогласие во взглядах Фотия и императора Льва VI в вопросе соотношения властипатриарха и императора. Лев VI известен в истории тем, что мог позволить себевмешиваться во внутренние дела Церкви или же попирать священные каноны(например, незаконное смещение с патриаршества Фотия или вступление Льва вчетвертый брак, что запрещено церковными правилами). Рассматривая соотношениеимператорской власти и власти патриарха, Фотий строго разграничивал ихполномочия. Так у Фотия присутствует мысль о том, что власть императораограничивается рамками (kxaiAeia (государства, царства) и вся деятельностьимператора должна способствовать миру и счастью подданных. Что же касаетсяжизни Церкви, то она находится вде императорской власти и входит в компетенциюпатриарха. Здесь необходимо заметить, что у Фотия нет и следа доктрины обуподоблении императора Богу, о божественном происхождении императорской власти.В предисловии к Исагоге, которое можно рассматривать как своеобразный гимнзакону и законности, провозглашается то, что сам закон является истиннымвасилевсом, он выше самих василевсов, причем василевсов не каких-нибудь[19], новесьма почитаемых и воспеваемых из-за приверженности православию и правосудию[20].Рассматривая деятельность Фотия Великого в области правотворчества, необходимоуказать его воззрение на закон. В упомянутой Исагоге мы читаем следующее:«Закон — это общезначимое распоряжение, решение мудрых мужей, общийдоговор граждан государства»[21].
В определении Фотия присутствует видение закона какобщественного договора. До наших дней дошел еще один труд по праву,принадлежащий Фотию Великому. Это «Книга о кажущихся противоречиях взаконах»[22].Свт. Фотий составил его после 870 г., во время своего пребывания в Магнаврскомдворце в качестве учителя и воспитателя сыновей императора Василия. ФотийВеликий внес существенный вклад в формирование церковных и гражданских законовВизантийской империи. Многие из его правовых документов легли в основу другихвпоследствии изданных важных церковных и государственных кодексов законов. Так,его Номоканон послужил основой для формирования Кормчей у славян, а СборникЛьва VI под именем Прохирон представляет собой переработанную Исагогу. Оправовом авторитете Фотия Великого свидетельствует и то, что к нему обращалисьс жалобами на притеснения со стороны папы Николай I и с просьбами о защитезападные архиепископы Равеннский Иоанн, Кёльнский Гюнтер, Трирский Дитгауд.

Заключение
Патриарх Фотий- это человек, с которым были связаны свв.равноапостольные Кирилл и Мефодий. У нас, обычно, не замечается роль патриархаФотия в христианизации Руси, а он был вдохновителем проповеди славянским народам.И он был не только вдохновителем этой проповеди, но (сейчас это можно считатьдоказанным) он был инициатором того, чтобы перевести Священное Писание ибогослужебные книги на родной для славян язык. Это было движение совершенноособое, если вспомнить, что Западная Церковь во времена Фотия проповедовала ичитала Слово Божие на латинском языке. Греческие Церкви тоже склонны былипроповедовать христианство варварам на греческом языке. Здесь мы видимизвестную новизну в подходе к проповеди Слова Божия, и эта новизна былауспешной. Свв. равноап. Кирилл и Мефодий в 858 г, по поручению Фотия идут в Херсонес, где обретают мощи св. папы Климента. В 863 г. свв. братья по приглашению кн. Ростислава прибывают в Моравию, где переводят на славянскийязык богослужебные части Священного Писания и главные церковныечинопоследования.
Таким образом, рассмотрев деятельность патриарха Фотия,мы раскрыли поставленную цель нашей работы.
Пришли к выводу об огромном историческом влиянии Фотиякак церковного деятеля. Вряд ли найдется еще такой человек, который проявилсебя столь блистательно и многогранно во многих областях деятельности человека.Его значение велико для науки – исторической, прежде всего. Фотий был великимбогословом, в богословском отношении последователи шли уже по его стопам(Филиокве). Он был блистательным политиком и ученым. Его значение как ученого(особенно его «Библиотеки») очень велико, но было признано лишь в более поздниевремена. О многих произведениях письменности мы бы так никогда и не узнали,если бы не его «Библиотека».
Его современники скорее видели в нем крупного богослова,хотя некоторые — особенно монахи, поддерживавшие Игнатия, — относилиськритически к его занятиям «внешней» (т.е. светской) философией и к его обликукак гуманиста и политика. Его твердость и решимость в отношении Рима и егопритязаний дают нам пример подражания. Позже уже св. Марк Эфесский выразит этословами: «Все, что касается веры, никогда не решается путем компромиссов».
Фотий видел истинный корень противоречий между Византиейи Ватиканом и мог четко это выразить. Фотию принадлежит заслуга в первомкрещении русов. Исторически мы много узнаем о нашем прошлом именно из еготворений. Поэтому для науки как исторической, так и богословской он егонаследие является истинным сокровищем, а для Церкви он является святымчеловеком, который предстательствует о нас пред Богом.

Список литературы
1.        Буганов В.И. / Отечественная историография русского летописания / В.И.Буганов.- М.: Наука, 1975- 343 с.
2.        Герасим (Яред), иеромонах. Отзывы о св. патриархе Фотии. – СПб, 1874.
3.        Евфимий Зигабен, инок. Толкование на Евангелие. СПб, Общество святителяВасилия Великого, 2000.
4.        Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Москва, Лествица, 2002.
5.        Карташев А.В. История Русской Церкви. – М., 2000.
6.        Лебедев А.П. История разделения Церквей в IX, X, и XI веках. Изд.«Алетейя», — СПб, 1999.
7.        Лурье, конспект лекций по патрологии.
8.        Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. – М., 1999.
9.        Мейендорф Иоанн, протоиерей. Введение в святоотеческое богословие. –Клин, 2001.
10.     Мень Александр История религии. В 2 кн. Кн 2-я: Пути христианства:Учеб. пособие. — М.: Издательская группа “ФОРУМ – ИНФРА”, 2001-224С.: ил.
11.     Поснов М.Э. История Христианской Церкви. – Киев, 1991.
12.     Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. Репринт. Свято-ТроицкаяСергиева Лавра, 1997
13.     Тальберг Н. Д. История Церкви. www.krotov.org/index.htm
14.     Тальберг Н. История Христианской Церкви. – М., 2000.
15.     Ссылки в парграфе 2.3 из источника: Болоховский Н.И. Законотворчествопатриарха Фотия Великого.// VIII Международные Кирилло-Мефодиевские чтения,посвященные Дням славянской письменности и культуры: Материалы чтений (Минск,23-26 мая 2002 г.). В 2 ч. Ч. 1, кн. 1 / Европейский гуманитарный ун-т.Факультет теологии, Бел. гос. ун-т культуры; отв. ред. и сост. А. Ю. Бендин.–Мн.: ООО «Ковчег», 2003. – 288 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.