Оглавление
Введение
Глава 1. Моделирование в спортивной тренировке
1.1 Определение понятия моделирования в спорте
1.2 Моделирование подготовки в легкоатлетических многоборьях
1.3 Факторы, определяющие достижения в легкоатлетической подготовке в многоборьях
1.4 Возрастные особенности развития двигательных способностей школьников 14 – 15 лет в легкоатлетических многоборьях
1.5 Построение тренировок юных многоборцев
Заключение по главе
Глава 2. Задачи, организация и методы исследования
2.1 Задачи исследования
2.2 Организация исследования
2.3 Методы исследования
Заключение по главе
Глава 3. Моделирование подготовленности к соревновательной деятельности юных легкоатлетов многоборцев
3.1 Модели ориентиры подготовленности
3.2 Проектирование подготовленности юных многоборцев к соревновательной деятельности
3.3 Результаты соревновательной деятельности юных многоборцев и их оценка
Заключение по главе
Выводы
Практические рекомендации
Литература
Введение
В настоящее время состояния здоровья и физической подготовленности школьников не в полной мере отвечает современным требованиям, необходимым для обеспечения активной и успешной жизнедеятельности. Низкая двигательная активность и недостаточное физическое воспитание выявлено у 75-85% старшеклассников. Уроки Ф.К. лишь в малой степени компенсируют дефицит движений. В решении этой проблемы значительна роль восстановления системы массовых занятий видами спорта. [1, с. 17].
Увеличение числа детей подростков и молодежи, систематически занимающихся физической культурой и спортом, и участвующих в массовых всероссийских, пропагандистских компаниях – ставятся приоритетной задачей дальнейшего развития физкультурного движения в стране, укрепления здоровья подрастающего поколения.
Конкретными мероприятиями в решении этих задач является возрождения в стране, проведения Всероссийских спортивных соревнований школьников: «Президентские состязания», «Президентские спортивные игры».[2,с.9], соревнований «Шиповка юных».[3, с. 145].
Основной целью массовых соревнований школьников является:
-повышение разносторонней физической подготовленности, укрепление здоровья школьников;
-увеличение объема двигательной активности в режиме полного дня;
-формирование установки на здоровый образ жизни.
Программу соревнований «Шиповка юных» составляет легкоатлетическое многоборье – комплекс соревновательных упражнений: скоростной бег, прыжок, метание, бег на выносливость.
Соревнование проводится среди школьников по трем возрастным группам и соответствующим возрасту ступеням. Результат соревнований определяется суммой очков по результатам показанным в каждом соревновательном упражнении многоборья.
Целенаправленная подготовка по программе соревнований «Шиповка юных» включает прежде всего совершенствование технико – физической подготовленности школьников в каждом упражнении многоборья. Конкретно и результативно осуществлять управление тренировочным процессом и подготовку к соревнованиям, возможно на основе метода моделирования.
Гипотеза исследования: выдвинуто предположение о том, что применение метода моделирование в подготовке школьников к соревнованиям «Шиповка юных», позволяет повысить эффективность в достижении целевого соревновательного результата.
Объект исследования: подготовка школьников в легкоатлетических многоборьях.
Предмет исследования: технология моделирования подготовленности школьников 14-15 лет к соревновательной деятельности по программе «Шиповка юных».
Цель исследования: повышение эффективности тренировочного процесса юных спортсменов в легкоатлетических многоборьях.
модель подготовленность соревнование легкоатлет многоборье
Глава 1. Моделирование спортивной тренировки
Эффективность управления процессом тренировки тесно связана с моделированием – использованием моделей для определения различных характеристик спортивной тренировки и рационализация способов построения её структурных частей.
В спортивной тренировке используются самые различные модели, объединяющиеся в две основные группы. В первую из них входят модели структуры соревновательной деятельности и её характеристик, необходимых для достижения заданного результата. Модели, характеризующие основные стороны подготовленности спортсмена и обеспечивающие спортивную соревновательную деятельность, относятся к этой же группе и могут быть рассмотрены в качестве моделей второго уровня, позволяющие раскрыть резервы достижения запланированных показателей соревновательной деятельности. Н. Я. Набатников выделяет три группы модельных характеристик соревновательной деятельности: общие для всех видов спорта; общие для отдельной группы видов спорта; специфические для конкретного вида спорта или отдельные его дисциплины.
Модельные характеристики физической подготовленности юных спортсменов должны разрабатываться соответственно целевой направленности по отношению к высшему спортивному мастерству: эффекту утилизации, в зависимости от возрастных особенностей юных спортсменов; необходимости обеспечения соразмерности в развитии физических качеств. Установка на целевую направленность по отношению к высшему спортивному мастерству означает, что определение промежуточных значений основных показателей физической подготовленности следует ориентировать на “модели” сильнейших спортсменов. Для выпускников спортивных школ в качестве таких спортивных нормативов можно использовать модельные характеристики более квалифицированных спортсменов, с учётом поправочных коэффициентов на возраст.
При моделировании учитывают два взаимосвязанных звена: особенности возрастной динамики развития физических качеств и степень утилизации имеющихся возможностей, то есть модельные характеристики юных спортсменов должны отражать их способность к эффективной реализации планируемого уровня подготовленности.
Существенной при разработке модельных характеристик является и установка на обеспечение оптимального соотношения уровня развития физических качеств. Это предполагает, в частности, включение в модельные характеристики показателей уровня ОФП.
Ко второй группе моделей относятся:
1. модели крупных структурных образований тренировочного процесса – этапов многолетней подготовки, макроциклов и их отдельных периодов;
2. модели тренировочных этапов, мезо- и микроциклов;
3. модели тренировочных занятий и их частей;
4. модели тренировочных упражнений и их комплексов.
В процессе моделирования необходимо:
изучить вопросы, для решения которых используются модели, определить пути их применения и возможные ограничения;
определить степень детализации моделей, то есть количество параметров, включаемых в модель, характер связи между отдельными параметрами и виды управляющих воздействий на систему;
определить продолжительность времени моделирования, которое должно быть достаточным для того, чтобы успели проявить все характерные признаки данного явления.
1.1 Определение понятия моделирования в спорте
Эффективность учебно-тренировочного процесса во многом зависит от уровней физической и технической подготовленности занимающихся, оптимального их сочетания и рациональной взаимосвязи. Рост спортивных результатов возможен только при условии, что техника выполнения упражнения будет опираться на соответствующий уровень развития физических качеств. В то же время, создание рациональной основы спортивной техники позволяет наиболее полно использовать физические возможности и реализовать двигательный потенциал в соревновательном упражнении.
К сожалению, при традиционном планировании учебного материала специалисты испытывают затруднения при определении направленности подготовки: часто акценты в формировании физической или технической подготовленности делаются интуитивно и не всегда правильно, а развитие физических качеств в основном осуществляется в отрыве от формирования технического мастерства. Это приводит к излишней трате сил, появлению трудно исправимых ошибок, снижению эффективности учебного процесса.
Разработанные ранее методики обучения школьников технике легкоатлетических упражнений практически не меняются, хотя современная жизнь существенно корректирует представление о рациональном построении учебного процесса, да и науки накопила большое количество фактов, опираясь на которые можно принципиально усовершенствовать соответствующий компонент методики физического воспитания учащихся общеобразовательной школы.
Если говорить о четырехборье, то можно уверенно констатировать, что в научном плане пока еще не решен вопрос о путях и конкретных способов сопряжения физической и технической подготовки при индивидуально-ориентированном построении учебного процесса в условиях дефицита времени, отводимого на уроки физкультуры школьной программой.
Однако для участия школьников в соревнованиях по четырехборью «Шиповка юных» к ним необходимо планомерно готовиться. Уроков для полноценной подготовки к ним недостаточно. Поэтому возникает необходимость организации тренировочных занятий в школьной секции во внеурочное время.
«Шиповка юных» - это массовые соревнования школьников по легкоатлетическому четырехборию, которое 20-25 лет назад называлось пионерским четырехборием «Дружба». Привлекательна «Шиповка юных» тем, что 10-летие мальчишки и девченки уже в этом возрасте могут выступать школьными командами на всероссийском уровне, а так же тем, что здесь особая роль в подготовке ребят к состязаниям отводится не тренеру-преподавателю, а школьному учителю физической культуры. Ранее городской этап легкоатлетического четырехбория «Шиповка юных» проходил в апреле. Сейчас в сентябре. Это позволяет уже в начале учебного года выявить наиболее перспективные команды.
Рациональная подготовка школьников строится с учетом следующих положений:
· периодизации подготовки;
· правильной постановки тренировочных задач на каждом этапе годичного цикла;
· соответствия основных средств и методов подготовки поставленным задачам;
· динамики физической подготовленности;
· основных принципов тренировки.
Для возрастных групп 14-15 лет на всех этапах годичного цикла основными задачами являются повышение уровня общефизической подготовленности, обучение технике легкоатлетических упражнений, воспитание основных физических качеств.
Цель соревнований:
- привлечь детей и подростков к занятиям легкоатлетическим спортом, основанном на естественных движениях человека и поэтому самом доступном.
- способствовать созданию новых легкоатлетических секций в учебных заведениях.
- содействовать выявлению и привлечению к систематическим занятиям легкой атлетикой детей, проявляющие особые способности в беге, прыжках и метаниях.
- способствовать повышению качества подготовки юных спортсменов в спортивных школах.
- способствовать популязации легкоатлетического спорта среди юных спортсменов и их родителей.
В ходе спортивной подготовки каждый тренер мысленно создаёт некоторую идеальную модель желаемого состояния спортсмена – эту модель (от латинского modulus’ – мера) называют образец, эталон, стандарт чего-либо. В широком понимании модель – это условное или мысленное изображение (описание, схема, чертёж, график, план, карта) какого-либо объекта (явления), а моделирование – это изучение или воспроизведение свойств какого-либо объекта (процесса или явления) с помощью другого объекта (процесса или явления) (Шустин Б. Н. 1995 год).
1.2 Моделирование подготовки в легкоатлетических многоборьях
Кратко остановимся на моделировании непосредственно тренировочного процесса. Оно предопределяет необходимость предвидения динамики состояния спортсмена в течение определённого времени тренировки.
Методологическую основу моделирования в спорте составляет количественная оценка различных параметров исходного, промежуточного и конечного состояния спортсмена на пути к достижению планируемого спортивного результата, детерминирующая принятии управленческих решений на разных этапах подготовки на основе сопоставления реальных и прогнозируемых характеристик состояния атлета. То есть соревновательная деятельность является основным элементом спортивной активности и предусматривает демонстрацию и оценку возможностей спортсменов в различных видах спорта в соответствии с присущими им правилами, содержанием двигательных действий, способами соревновательной борьбы и оценки результатов.
Чёткие и полные знания о содержании и результатах соревновательной деятельности в каждом отдельном виде спорта необходимы прежде всего для:
· определения общей стратегии подготовки – выбора средств, методов тренировки, параметров соревновательных и тренировочных нагрузок, использования внетренировочных факторов;
· объективизации спортивного результата в конкретном соревновании – возможности быстрого и точного выявления причин успеха или неудач;
· внесения своевременных коррекций в планы подготовки;
· повышения эффективности технической подготовки, в частности, в выборе тактического варианта выступления в конкретном соревновании, адекватного цели выступления и возможностям предполагаемых соперников;
· моделирования в тренировке условий протекания реальных состязаний.
Содержание соревновательной деятельности в разных группах видов спорта характеризуется определёнными особенностями. Более того, классификации видов спорта и должны обосноваться главным образом этими особенностями. Были предложены классификации олимпийских видов спорта и более общие характеристики соревновательной деятельности в этих группах:
1. Циклические виды спорта, связанные с проявлением выносливости;
2. Циклические спринтерские виды спорта;
3. Скоростно-силовые виды спорта;
4. Виды спорта со сложной координацией движений;
5. Единоборства;
6. Спортивные игры;
7. Стрелковые виды спорта;
8. Многоборья: соотношение очков в разных видах многоборья, компоненты соревновательной деятельности в отдельных видах многоборья.
В каждой отдельной группе видов существует своя, более деятельная классификация ведущих параметров соревновательной деятельности, что необходимо учитывать при построении модельных характеристик в конкретных дисциплинах. На стартовом отрезке более высокую скорость развивают более квалифицированные спортсмены. Показатели спортсменов высшей квалификации могут рассматриваться как модельные для менее квалифицированных. В легкоатлетическом четырехборье основной характеристикой соревновательной деятельности является, оказалось, распределение спортивных результатов в отдельных видах многоборья.
Управление процессом подготовки спортсменов предусматривает несколько последовательных групп операций (В. Г. Никитушкин, 1994 год).
Первая операция – это сбор информации о состоянии спортсмена, включая показатели соревновательной деятельности, физической, технической, тактической, психической подготовленности и тренировочных нагрузок.
Вторая операция – это анализ полученной информации, при проведении которого основное внимание обращают на зависимости между тренировочными нагрузками, с одной стороны, и изменениями в значениях показателей соревновательной деятельности в тестах – с другой, а также условиями внешней среды, в которых проводилось соревнование или тестирование.
Третья операция – это принятие решения в виде составления тренировочных программ и перспективность планов, регламентирующих содержание и направленность тренировочного процесса на различных этапах многолетней подготовки.
Четвёртая операция – реализация принятых планов, то есть проведение тренировочных занятий, в каждом из которых, помимо решения оперативных задач, предусматривается постепенное выполнение стратегических заданий.
Пятая операция – контроль за ходом реализации тренировочных планов, анализ полученной в ходе контроля информации, внесение коррекции в планы и составление новых планов.
Видно, что управление тренировочным процессом осуществляется по кольцевой схеме и все действия в этом кольце взаимосвязаны.
Рассмотрим отдельные виды четырехборья, их вклад в достижение результата в многоборье, а также некоторые положения, касающиеся тренировки четырехборцев в этих видах.
Скоростной бег 60 м. На тренировках учащихся обучают основам правильной технике бега на короткие дистанции. Основное содержание занятий составляют специальные беговые, прыжково-беговые упражнения, бег в различных вариантах.(Никитушкин В.Г. 2005 год)
Как известно, бег на короткие дистанции начинается с низкого старта.
Низкий старт требует высокого уровня развития скоростно-силовых качеств. Основным средством при обучении должно быть применение различных специальных упражнений для овладения отталкиванием. Непосредственный бег с низкого старта не должен быть главным средством подготовки, т.к. многократное повторение низкого старта в неправильном исполнении приводит к закреплению ошибок.
Прыжок в длину тесно связанны со спринтом. Прыжки в длину оцениваются в таблице очков особенно высоко. Основой успеха в этом виде является правильно поставленный разбег и умение отталкиваться на большой скорости. Этот вид является для многоборца одним из ключевых. Тренировка прыжков в длину лимитируется большой нагрузкой на толчковую ногу и на позвоночник в момент отталкивания, поэтому прыжки в длину с полного разбега следует включать в программу тренировки 2 раза в неделю.
Прыжок в высоту. Технику прыжка в высоту надо осваивать значительно раньше, чем технику других видов. Четырехборец, хорошо овладевший техникой, может в дальнейшем уделять относительно меньше внимания этому виду и всё-таки держаться на уровне. Если же технику прыжков в высоту не изучать своевременно, то этот вид может остаться отстающим на долгие времена.
Метание. Основной формой организации обучения технике метание малого мяча должен быть фронтальный метод. Важно учесть, что для становления навыка в процессе обучения необходимо выполнять правильные движения с повторением.
В процессе обучения технике метания мяча следует чередовать имитационные упражнения без снаряда, имитационные упражнения со снарядом, упражнения, завершающиеся броском мяча.
Обучать элементам техники метания мяча следует не в той последовательности, как они следуют один за другим, а «обратным ходом», т.е. от заключительного движения кистью в момент выбрасывание мяча до исходного положения перед началом разбега.
На начальном этапе обучение можно использовать не теннисное мячи, а изготовленные из ткани (например, тесьму намотать в клубок и обшить его плотным материалом). Такие мячи не отскакивают при метании, и тем самым обеспечивается быстрота и организованность при их сборе.
Бег 1000 м. Самая большая разница у многоборцев высокого класса наблюдается в беге на 1000 м. Многоборец не должен в соревновательный период специально готовиться к этому виду, но при подготовке к сезону надо заложить солидную базу длительным кроссовым бегом для создания запаса общей выносливости. Большое значение в беге на 1000 м имеют волевые качества четырехборца.
Многоборец должен на каждом занятии решать разные задачи. В программу одной тренировки обычно включается 2 вида четырехборья, причём совершенствование техники осуществляется в 1-2 видах. Поскольку соревнования по четырехборью проводятся в определённой очерёдности видов, желательно и в тренировке учитывать эту очерёдность, но это не является обязательным условием, особенно в подготовительном периоде. Надо исходить из имеющихся условий, разнообразить каждую тренировку. Важно учитывать основы методики.
Упражнения для технического совершенствования и развития быстроты должны выполняться в начале тренировки, затем – упражнения для развития силы и прыгучести. Упражнения для развития общей выносливости проводятся в конце тренировки.
Полагаю, что для многоборца не составляет особого труда пробежать один час без остановки медленным темпом. Они должны это делать, наконец, обязаны. Тем более что медленный бег ещё никогда никому не повредил, а четырехборцам и подавно.
Итак, мы рассмотрели вкратце тренировочные нагрузки четырехборцев по отдельным видам. Со стороны может показаться – будто бы и небольшие. Но это только со стороны. На самом же деле спортсмены проделывают работу, что называется, на пределе физических возможностей.
1.3 Факторы, определяющие достижения в легкоатлетической подготовки многоборья
В многоборье добивались успеха атлеты разного телосложения: рост неоднократного чемпиона мира Ю. Хингзена (ФРГ) 200 см, вес 100 кг; двухкратный чемпион олимпийских игр (1980 и 1984 гг.) Д. Томпсон (Великобритания) значительно легче и меньше – рост 185 см, вес 84 кг. Можно всё же считать, что высокорослый и физически сильный спортсмен имеет лучшие предпосылки для достижения высоких результатов в четырехборье при условии, что у него хватит целеустремлённости и трудолюбия для тренировки в беге.
Трудно назвать физическое качество, которое для четырехборца считалось бы основным. Быстрота, сила, выносливость, ловкость, гибкость – все эти качества являются необходимыми. Он должен, прежде всего, помнить о необходимости гармонического развития своих физических качеств. Современные методы тренировки позволяют довольно быстро развивать отдельные качества, но нельзя допустить, чтобы преимущественное развитие одних качеств стало вредить выступлению в четырехборье в целом. Техническая подготовка имеет для многоборца исключительно большое значение. В совершенстве изучить технику всех видов трудно. Сильнейшие четырехборцы в некоторых видах выступают относительно слабо. Они много работают над совершенствованием техники отстающих видов, но очень трудно избавиться от укоренившихся ошибок. Поэтому правильную технику всех видов четырех борья нужно изучить ещё в юные годы, когда эта задача легче выполнима. Недостатки в технике выполнения отдельных видов четырехборья довольно часто связанны с неправильным представлением о форме движений, развиваемых усилиях и правильном режиме. Поэтому многоборцу необходимы теоретические знания основ техники всех видов, которые помогут ему на тренировочных занятиях и во время соревнований осуществлять правильные действия, анализировать свои выступления, вносить необходимые поправки. Уровень технического мастерства четырехборцев можно определить с помощью отдельных показателей.
Следует отметить, что специальной техники для подготовки юных многоборцев не существует. Недостатки в технике выполнения упражнений довольно часто связаны с неправильным представлением о форме движений, развиваемых усилиях и правильном ритме.
Важно, чтобы, выполняя движения, многоборец мог связать свои мышечные ощущения со зрительными. Поэтому желательно в ходе тренировочных занятий использовать видеомагнитофон или переносную камеру, оборудовать места занятий зеркальным устройством.
Надо различать два вида спортивной техники. Первый - идеальная модель, эталон совершенной техники, выбранный на основе практического опыта выдающихся спортсменов и биомеханических закономерностей. Второй, реально сформированный у спортсмена вид спортивной техники, который зависит от его индивидуальных способностей и конкретной физической и психической подготовленности. Было бы неправильно требовать от четырехборцев точного воспроизведения эталона техники. Процесс совершенствования техники должен проходить на контролируемых скоростях и оптимальных усилиях, с постепенным их повышением в ходе подготовки.
Результаты в разных видах лёгкой атлетики, входящих в четырехборье, растут неравномерно, поэтому приходится время от времени вырабатывать новые таблицы, которые соответствовали бы уровню развития лёгкой атлетики на данное время.
Необходимо запомнить – многоборье не терпит слабых звеньев.
1.4 Возрастные особенности развития двигательных способностей школьников 14-15 лет
С ростом организма происходят изменения пропорций телосложения, а значит и изменения биомеханических законов движения силы. Одно и то же движение, выполняемое лицами с разной длиной тела и разными пропорциями, имеет различные кинематические и динамические характеристики. Усложнение строения опорно-двигательного аппарата с возрастом приводит к существенным изменениям его прочностных характеристик и физических качеств.
Высокий уровень современного спорта требует, наряду с изменениями в методиках и средствах тренировочного процесса, более углубленного индивидуального подхода, основанного на комплексном изучении способностей и возможностей юного спортсмена, выделение признаков и качеств, развитие которых в наибольшей мере способствует достижению высоких спортивных результатов.
Многолетний процесс спортивной подготовки может быть успешно осуществлен при условии тщательного учета возрастных и половых особенностей развития человека. Интенсивные нейроэндокринные перестройки в организме дают возможность рассматривать спортивную деятельность как дополнительный раздражитель, который может, однако, как улучшить, так и ухудшить естественное течение биологических процессов. Рост спортивного мастерства во многом зависит от степени развития физических качеств, функциональных возможностей организма юного спортсмена, которые в значительной мере определяют индивидуальные особенности занимающихся на всех этапах спортивной подготовки.
Одно из основных условий высокой эффективности системы подготовки юных спортсменов заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных морфофункциональных особенностей, характерных для отдельных этапов развития ребенка. Каждый возрастной этап – это своеобразный период со своими характерными морфологическими особенностями, знания которых дают возможность оценить эффективность этих особенностей в улучшении здоровья, развитии физических качеств, обучении и рациональной спортивной технике для достижения высоких спортивных результатов.
Длина тела является одним из основных показателей не только ростового процесса, но и определенного уровня зрелости у подростков. Длина тела, в отличии от его массы, находится под генетическим контролем в пределах от 77 до 98%.
На спортивную подготовку большее влияние оказывают явление ускорения роста и развития организма – акселерация. У современных детей в связи с акселерацией изменение данных, характеризующих длину тела, отмечается раньше, что говорит о более ранних сроках начало ростовых процессов. Помимо общего явления акселерации наблюдаются индивидуальные различия в темпах физического и умственного развития. Одни подростки по росту и развитию опережают своих сверстников – это так называемые акселераты, а другие отстают – ретарданты. В связи с этим различают биологический возраст, который определяется по развитию вторичных половых признаков, степени окостенения и т.д. и паспортный возраст подростков. Подростки, опережающие по темпам полового созревания и росту своих сверстников, обладают большей силой, быстротой, лучше переносят физические нагрузки. Подростковый период относится к возрасту, когда активно увеличиваются длина тела и скорость ее прироста, подростки четко разделяются по интенсивности ростовых процессов. У детей 13 – 16,5 лет наблюдается дисгармоничность в ростовых процессах длины и массы тела, а, следовательно, и относительной силы мышц. Масса тела (вес) является интегральным показателем, складывающимся из веса органов, принадлежащих к различным системам, которые неодинаково реагируют на различные тренировочные нагрузки, изменяя свое строение и массу. Это приводит к широкому варьированию данного показателя у детей и подростков. Если для длинны тела данный показатель не превышает 5 – 8%, то для массы тела он составляет 20 – 30%.
По мнению ряда исследователей, масса тела примерно на 60% находится под влиянием генетических факторов и в большей степени зависит от конкретных социально-экономических условий жизни. Этим определяются более широкие возможности ее изменения.
Масса тела тесно связанна с накоплением энергии и с проявлением силы мышц или отдачей накопленной химической энергии. В связи с этим масса тела входит в расчеты «должной силы» мышц как спортсмена, так и лиц, не занимающихся спортом.
Массу тела можно представить в виде следующей формулы:
Масса тела = жировая масса + костная масса + мышечная масса + остаток
Есть и иной подход, когда
масса тела = жировая масса + тощая масса
И, наконец, еще одна формула:
Масса тела = жировая масса + мышечная масса + тощая
Тощая масса метаболически наиболее активна и ее вычисление помогает субъективно оценить работоспособность индивида.
Увеличение массы тела, как и ее длины, происходит неравномерно и может быть описано математически. Имеются данные, что изменение массы тела с возрастом существенно связано с ее величиной при рождении.
Годичные прибавки веса тела у детей являются наиболее доступными контрольными показателями их физического развития. Наиболее интенсивный прирост веса тела отмечается у мальчиков – 12 – 15 лет. В период полового созревания прирост веса тела у девочек и мальчиков достигает максимума. У взрослых субъектов мышечная масса составляет 31 – 39% (у не тренирующихся) и 48 – 66% у лиц, специально занимающихся развитием мышечной массы. С возрастом меняется не только величина мышечной массы, но ее топография и распределение. Резко увеличивается мышечная масса нижних конечностей – с 20% у новорожденных до 50 – 55% у взрослых субъектов. Мышечная масса верхних конечностей изменяется незначительно – у новорожденных – 18%, у взрослых – 20%. Рассматриваемый возраст является периодом активного роста мышечной ткани под влиянием направленных тренировок, активного увеличения абсолютной и относительной силы мышц. Изменения происходят не только под влиянием повышенных нагрузок, но и при нормальном ростовом процессе. Развитие мышечной ткани, как в нормальных, так и в экстремальных (тренировочных) условиях определяется рядом общих закономерностей. Главными являются процессы полиферации, дифференциации, детерминации, интеграции и адаптации мышечных волокон к нагрузкам, характеризующиеся непрерывностью, взаимосвязаны между собой и отражают разные стороны слаженного процесса гистогенеза.
Целенаправленная тренировка может существенно увеличить долю мышц в общей массе тела. Выдающиеся спортсмены в видах спорта, требующих большой силы, могут доводить мышечный компонент до 50 – 55%.
Увеличение мышечной массы у лиц мужского пола составляет в ювенильном периоде 18 – 20%. Различия в приростах мышечной массы зависят от двигательной активности от пищевого рациона и зоны проживания. Показано, что мышечная масса может увеличиваться под влиянием нагрузок одного и того же характера и интенсивности на разные величины.
Выявлено, что прирост мышечной массы не идет параллельно с приростом длины. Мышечная масса развивается по своим законам, отражая в большей мере развития гормональной системы. Наиболее активный прирост мышечной массы отмечен в разгар пубертатного периода. Показано, что корреляционная связь между длиннотными и обхватными (без жировой массы) показателями не превышает 0,210. Не выявлено так же корреляционная связь между интенсивностью роста длиннотных и обхватываемых размеров. Если занятия спортом не меняют биологической закономерности в приростах мышечной массы, то достоверно увеличивают сами показатели прироста.
Мышечная масса – это самая большая масса однородной ткани, несущей множество разнообразных функций – от антигравитационной до выделения биологически активных веществ – норпинефринов (аналогов гормонов). Из морфологии и сравнительной физиологии мышечной деятельности известно, что различные мышечные группы развиваются не одновременно и не параллельно, это в конечном итоге находит свое отражение в характере двигательных проявлений: силе, скорости, выносливости. В старшем школьном возрасте (с 15 лет у мальчиков) под влиянием занятий спортом формируется характерная структура силовой выносливости мышечных групп, как у взрослых. При воспитании силовой выносливости необходимо исходить из возрастных особенностей, специфики избранного вида спорта.
В подростковом периоде (у мальчиков – в 13 – 16 лет) происходит бурная перестройка всего организма, активируется деятельность желез внутренней секреции. Продукты этих желез – гормоны, выделяемые в кровь, оказывают значительное влияние на рост и развитие организма. Под влиянием гормонов усиливается рост организма в длину. Гормоны гипофиза стимулируют деятельность щитовидной железы, надпочечников, половых желез. У мальчиков половое созревание начинается с 10 – 11 лет,. Окончательное половое созревание происходит к 17 – 19-летнему у юношей.
Мужской половой гормон (тестостерон) стимулирует не только развитие половых признаков, но и усиленное развитие костей скелета, мышц, органов дыхания и сердечно – сосудистой системы, повышает синтез гемоглобина. Все эти особенности развития повышают приспособление организма подростка к физическим нагрузкам.
Длительные и интенсивные занятия спортом приводят к ускорению полового созревания у мальчиков.
Морфологические исследования являются объективными характеристиками, опираясь на которые, можно строить управляемый, научно обоснованный и эффективный тренировочный процесс.
Показателями уровня для занимающихся на учебно-тренировочном этапе является состояние здоровья, уровень общей и специальной подготовленности, спортивно-технических показателей в видах современного многоборья, освоение объемов тренировочных нагрузок в соответствии с программными требованиями.
Основные задачи подготовки:
- укрепление здоровья, закаливание;
- устранение недостатков в уровне физической подготовленности;
-освоение и совершенствование техники и тактики видов современного четырехборья;
-повышение уровня общей и специальной физической подготовленности, развитие аэробно-аноэробных возможностей;
-воспитание морально-этических и волевых качеств, профилактика вредных привычек.
Наряду с планированием учебно-тренировочного процесса важным средством управления является контроль за эффективностью многолетней подготовки юных многоборцев. Критерием оценки эффективности подготовки служат динамика выполнения контрольных нормативов и уровень спортивных результатов по годам обучения.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, индивидуальные занятия, работа по индивидуальным планам, восстановительные мероприятия, медико-биологический контроль, участие в соревнованиях по отдельным видам четырехборья и различным сочетаниям их.
Расписание тренировок составляется с учетом взаимовлияния эффектов тренировочных нагрузок в отдельных видах четырехборья, а так же возможностям и наличия спортивных баз. Необходимо следить за установлением наиболее благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, учебы их в общеобразовательных школах и других учебных заведениях. Значительное место в методической части программы отводится воспитательной работе и психологической подготовке как важному компоненту формированию высококвалифицированного спортсмена.
При построении тренировочного процесса по годам обучения необходимо учитывать взаимовлияния тренировочных нагрузок в видах комплекса и в большей степени учитывать суммарные показатели спортивных результатов по двум или более видам (двоеборье, троеборье, четырехборье). С учетом индивидуальных особенностей многоборцев некоторые виды могут быть как «ведущие», другие – «отстающие». Необходимо максимально развивать «ведущие» виды многоборья при рациональной работе над «отстающими» видами.
Этап учебно-тренировочный (начальной спортивной специализации и углубленной тренировки). Оптимальный возраст начало этого этапа составляет 12 – 14 лет, продолжительность занятий 4 – 5 лет. Занятия проходят в учебно-тренировочных группах. На этом этапе необходимо учитывать характер и глубину взаимовлияния тренировочных нагрузок в видах многоборья.
1.5 Построение тренировок юных многоборцев
Для участия школьников в соревнованиях по четырехборью «Шиповка юных» к ним необходимо планомерно готовиться. Уроков для полноценной подготовки к ним недостаточно. Поэтому возникает необходимость организации тренировочных занятий в школьной секции во внеурочное время.
Рациональная подготовка школьников строится с учетом следующих положений:
-периодизации подготовки;
-правильной постановки тренировочных задач на каждом этапе годичного цикла;
-соответствия основных средств и методов подготовки поставленным задачам;
-динамики физической подготовленности;
-основных принципов тренировки.
Годичный цикл тренировки состоит из трех периодов – подготовительного, соревновательного и переходного. Исходя из школьной программы учебный год начинается в сентябре и заканчивается в июне. Его длительность составляет десять месяцев, два месяца отводятся на каникулы.
Для достижения наивысшей подготовленности к основным соревнованиям года наиболее эффективна следующая периодизация годичного цикла тренировки. В данном случае применимо одноцикловое планирование спортивной тренировки. Годичный цикл разбивается на несколько этапов: втягивающий (сентябрь-октябрь), общеподготовительный (ноябрь-февраль), специально-подготовительный (март-апрель), ранний соревновательный (май), специальной подготовки (июнь) основных соревнований (июль).
Для возрастной группы 14-15 лет на всех этапов годичного цикла основными задачами являются повышение уровня общефизической подготовленности, обучение технике легкоатлетических упражнений, воспитание основных физических качеств.
Таблица Общий объем нагрузки школьников 14-15 лет в годичном цикле при подготовке к главным соревнованиям года
Параметры тренировки
Объем нагрузки
Количество тренировочных занятий
176
Количество тренировочных часов
176
Общий объем спринтерского бега (км)
22
Объем бега с интенсивностью 96-100% (км)
6
Объем бега с интенсивностью 91-95% (км)
8
Объем бега с интенсивностью ниже 91% (км)
8
Обучение технике легкоатлетических видов (час.)
10
Обучение технике спринтерского бега
2
Обучение технике эстафетного бега
2
Обучение технике прыжка в длину
2
Обучение прыжка в высоту
2
Обучение технике метания мяча
2
Прыжковые упражнения (количество повторов)
3000
Упражнения с отягощениями, т
65
Спортивные и подвижные игры (час.)
46
Прыжки в длину, в высоту, метание мяча (час.)
50
Общеразвивающие упражнения (час.)
30
Объем кроссового бега (км)
140
Глава 2. Задачи, организация и методы исследования
2.1 Задачи исследования
1. Изучить и провести оценку особенности подготовки школьников в многоборье по программе «Шиповка юных».
2. Опробировать технологию моделирования подготовленности мальчиков 14-15 лет к соревнованиям «Шиповка юных».
3. Разработать практические рекомендации по методике подготовки юных многоборцев.
2.2 Организация исследования
Организации исследования предполагали получение информации по теме работы. Исследование проводилось в период с сентября 2003 по апрель 2004 года – осуществляемый анализ и обобщение литературы и документальных источников, а также беседы с тренерами по вопросам подготовки юных легкоатлетов многоборцев. Осуществлялись педагогические наблюдения за юными легкоатлетами многоборцами в условиях тренировочной и соревновательной деятельности. Это позволило определить особенности построения тренировочного процесса этапа начальной спортивной специализации легкоатлетов многоборцев и динамику специальной подготовленности.
2.3 Методы исследования
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: Теоретический анализ и обобщение данной специальной литературы и документальных материалов по организации и проведению тренировочного процесса юных легкоатлетов многоборцев.
1. Опрос (беседа) ведущих специалистов-тренеров по специализации легкоатлетическое многоборье.
2. Педагогические наблюдения.
Таким образом, предполагалось, что решение задач исследования будет способствовать повышению качеств управлений подготовки юных многоборцев на основе моделирования.
Глава 3. Моделирование тренировочного процесса юных многоборцев легкоатлетов на этапе спортивной начальной специализации
3.1 Модели подготовки юных многоборцев
Десятиборец должен обладать быстротой спринтера, ловкостью прыгуна и взрывной силой метателя, быть выносливым и стойким, как марафонец, обладать умом и расчётливостью шахматиста.
Современные методы тренировки позволяют довольно быстро совершенствовать отдельные качества, но преимущественное формирование развития одних качеств не должно отрицательно сказываться на выступление в десятиборье в целом.
Односторонняя тренировка в беге на развитие выносливости снижает вес спортсмена и отрицательно влияет на результаты в метаниях. Сильнейшие десятиборцы в контрольных упражнениях показывают некоторые оптимальные результаты, что свидетельствует об отсутствии перекосов в их подготовке. И всё же рослые и физически сильные спортсмены имеют лучшие предпосылки для достижения высоких результатов. Десятиборцы постепенно становятся выше и тяжелее.
Анализ результатов сильнейших десятиборцев по группам видов (бег, прыжки, метание), а также по средним результатам первого и второго дня выступлений в десятиборье показывает, однако, что у сильнейших десятиборцев разница между ними постепенно уменьшается.
Существенной частью в современной подготовке спортсменов высокого класса является управление тренировочным процессом на базе модельных характеристик. Десятиборье относится к такому виду спорта, где факторы, определяющие успех, очень многогранны. А вот и эти факторы:
1. Антропометрические показатели (рост, вес, размах рук, рост сидя и т. д.).
2. Морфофункциональные показатели сердечно-сосудистые и дыхательная система (максимальный объём дыхания во время работы и объём сердца – абсолютный и относительный).
3. Аэробная работоспособность или потребление кислорода. Наибольшее значение имеет максимальное потребление кислорода (МПК – литр/мин на 1кг веса) и кислородный пульс.
4. Анаэробная работоспособность (содержание лактата после спурта, величина образования кислородного долга, результаты в беге на 100 и 400 метров).
Подчёркивают, что особое значение аэробной работоспособности, которая является базой для анаэробной роботы и способствует быстрому восстановлению. В практике это полностью подтверждается. Современные десятиборцы отличаются от своих предшественников в первую очередь большой выносливостью.
Значение анаэробной работоспособности также очевидно, поскольку 8 видов десятиборья носят анаэробный характер энергообеспечения.
Все выдающиеся десятиборцы отличаются большой, порой даже фанатичной настойчивостью в тренировке и непоколебимой волей к победе в соревнованиях. Настоящий десятиборец всегда самоотверженно борется за победу, его характер не позволяет ему равнодушно относится к выступлению. Он решительно отказывается от всего, что мешает тренировке и вредит здоровью.
Многоборцы показывают свои лучшие результаты через 5-6 лет после тренировки. В этом виде лёгкой атлетики случайных удач не бывает.
Анализ данных специальной литературы свидетельствует, что к особенностям подготовки юных многоборцев относится:
1. Комплексное использование средств общей и спортивно-физической подготовленности на протяжении всего годичного цикла тренировки.
2. Овладение базовыми основами рациональной техники.
3. Учёт возрастных особенностей развития организма юных спортсменов.
4. Акцентирование внимания воспитанию у юных спортсменов ответственного отношения к занятиям спортом, формирование у них морально-волевых качеств.
В моделировании подготовки юных многоборцев в настоящее время используются различные подходы в построении тренировочного процесса:
· применение средств подготовки в последовательности отражающей программу дисциплин по дням соревнований.
· моделирование подготовки с учётом результатов соревнований в отдельных видах, с определением ведущих.
· построение тренировочного процесса юных многоборцев с учётом сензитивных периодов в развитии двигательных способностей.
При использовании выше перечисленных моделей подготовки подчёркивается важность учёта индивидуальных особенностей каждого спортсмена.
Теоретический анализ и обобщение сведений по моделированию подготовленности юных многоборцев позволяет заключить о необходимости применений в подготовке юных многоборцев комплексного использования моделей подготовки. Это позволяет дифференцировать средство подготовки, реализовать принцип индивидуализации – лично ориентированного подхода в тренировке юных многоборцев. Таким образом, обеспечивать условия для непрерывного роста их спортивно-технического мастерства.
3.2 Структура тренировочных занятий
Существенной частью в современной подготовке юных многоборцев является управление тренировочным процессом на базе модельных характеристик, комплекс которых определяет модель подготовки спортсмена, требования которой необходимо реализовать в тренировочном процессе для достижения планируемого спортивно-технического результата к определённому соревнованию или этапу подготовки. [ Шустин Б. Н., 1995 год]
В одно занятие обычно включают тренировки в 2-5 видах десятиборья, в том числе совершенствование в технике в 1-3 видах, а также упражнения на развитие физических качеств. Так как соревнования по десятиборью проводят в определённой очерёдности видов, то в тренировке желательно учитывать это условие. Лучше тренироваться коллективно. Хорошо, когда равные по силам десятиборцы проводят совместные тренировки. При этом занятия проходят веселее, и спортсмены выполняют нагрузки, на которые они, тренируясь в одиночестве, не были бы способны. Однако нельзя каждую тренировку превращать в соревнование.
Музыка также вносит в тренировку разнообразие. Дело здесь не только в эмоциональном подъёме, что само по себе очень важно, но и в том, что музыкальный ритм помогает спортсмену преодолевать нарастающее утомление. Совершенствоваться в спортивной технике под музыку не следует, поскольку она может сыграть роль отвлекающего фактора.
В интересах лучшего распределения тренировочных нагрузок и повышения качества занятий многоборцам рекомендуется тренироваться 2 раза в день – утром и вечером. На учебно-тренировочных сборах и в свободные от учёбы или работы дни желательно всегда придерживаться того же режима.
3.3 Совершенствование физических качеств
Тренировочные занятия, направленные на освоение и совершенствование техники всех видов десятиборья, сами по себе развивают физические качества, но этого недостаточно. Десятиборец должен круглогодично заниматься совершенствованием физических качеств, уделяя особое внимание слабым звеньям в своей подготовке. К сожалению, эта очевидная истина довольно часто игнорируется. Мы можем почти ежедневно наблюдать, что спортсмен на тренировке с удовольствием занимается упражнениями, развивающими качества, которые у него уже достаточно развиты, и не хочет заниматься тем, что ему трудно даётся. Искусство тренировки многоборца заключается в том, чтобы умело сочетать на тренировочных занятиях упражнения, развивающие физические качества, с упражнениями на совершенствование техники.
Быстрота. Это одно из основных качеств десятиборца. От скорости зависят результаты в беге на 100 и 400 м, прыжках и метаниях. Хотя считается, что по сравнению с другими физическими качествами быстрота развивается значительно труднее, мы наблюдаем, однако, что десятиборцы благодаря своей комплексной подготовке резко улучшают результаты в спринте, т.е. становятся быстрее. Учитывая, что в беге на короткие дистанции большое значение имеет гармоническое развитие всех физических качеств, а также координация движений, можно полагать, что многоборная подготовка способствует хорошему развитию этих качеств.
Скоростная подготовка должна проходить круглогодично. Мнение о том, что зимой надо развивать в основном силу и выносливость и лишь в апреле развивать быстроту, нам представляется неоправданным.
Основными средствами развития быстроты в подготовительном периоде являются: старты из разных положений, бег с ходу 20-30 м, бег со старта 30,40,50,60 м, бег по разбегу в прыжках в длину.
Скоростные упражнения зимой включаются в план тренировки 1-2 раза в неделю. Бег с максимальной интенсивностью в наших климатических условиях в подготовительном периоде можно проводить только в закрытом помещении. Быстрый бег по снегу или по грязи не способствует развитию быстроты.
Скоростная выносливость. Развитие этого качества является одной из наиболее нужных и сложных задач в тренировке многоборца. Многие рослые и тяжёлые десятиборцы очень плохо переносят повторное пробегание отрезков с короткими интервалами для отдыха и после таких тренировок медленно восстанавливаются. Поэтому надо основную работу по скоростной выносливости выполнить в подготовительном периоде. Начиная с января, после хорошей кроссовой подготовки в ноябре – в декабре включаются 2 раза в неделю в конце тренировки повторные пробегания отрезков 100-400 м, причём темп пробегания постепенно возрастает. Иногда можно для разнообразия варьировать дистанции, например: 100+200+300+400+300+200+100 м или 400+300+250+200+150+100 м
Интервалы отдыха должны быть такими, чтобы десятиборец чувствовал себя готовым к последующей работе. Заполняются интервалы обычной ходьбой или медленным бегом (трусцой).
Эффективным методом воспитания скоростной выносливости является круговая тренировка, где разные силовые упражнения выполняются подряд, без длительного отдыха между ними.
Скоростные упражнения:
Упражнения для совершенствования техники бега и развития быстроты реакции.
1. Старты из разных положений (лёжа на спине, на животе, стоя спиной в направлении бега и т. д.).
2. Прыжки вверх из полуприседа по команде с доставанием подвешенного предмета.
3. Бег на месте с продвижением вперёд, высоко поднимая колени. Сочетать с оптимальным наклоном туловища, правильной работы рук и дыханием.
4. Бег на месте и с продвижением вперёд с захлёстыванием голени при опущенном бедре. Сочетать с расслаблением неработающих мышц.
5. Бег прыжками с ноги на ногу. Стремиться полностью выпрямлять толчковую ногу.
6. Бег с выпрямленными коленями, отталкиваясь только стопой.
7. Бег в гору.
Выносливость. Соревнования по десятиборью обычно начинаются утром и заканчиваются поздно вечером. Десятиборцы два дня подряд в течение 10-12 ч должны быть готовыми к максимальным усилиям. Естественно, что к такой соревновательной нагрузке надо готовиться специально. Поэтому тренировочные занятия по десятиборью весьма продолжительны.
Чтобы выработать у десятиборца выносливость в подготовительном периоде, применяются длительные кроссы, где ставится задача бегать в медленном равномерном темпе непрерывно не менее 60 мин.
Развитию выносливости помогает также разминка и заключительная часть тренировочных занятий. В подготовительном периоде десятиборцы пробегают в разминке в спокойном темпе 2-2,5 км и в заключительной части 1,5-2 км. Таким образом, десятиборцы пробегают в подготовительном периоде в спокойном темпе 30-31 км в неделю. Это даёт хорошую основу для тренировки к выступлению десятиборцев в основном периоде.
Некоторые десятиборцы, особенно те, которые живут в больших городах и тренируются в манежах и на зимних стадионах, пренебрегают кроссовой подготовкой. А это приводит к тому, что они на тренировках очень сильно устают и плохо выступают в беге на 400 и на 1500 м.
Силовая подготовка. Десятиборец должен круглогодично совершенствовать свои силовые качества. Результаты всех видов десятиборья, кроме бега 1500 м, непосредственно зависят от физической силы. Одно из основных средств развития физической силы – упражнения со штангой. В подготовительном периоде они включаются в тренировочные занятия 2-3 раза в неделю, а в соревновательном периоде – раз в неделю. В упражнениях со штангой предпочтение отдаётся быстрым движениям, в основном с весом 70-80% от максимального. Предельные веса применяются, как правило, не чаще 1 раза в неделю. В одном подходе при небольшом весе штанги делается 6-8 повторений, и по мере увеличения веса число повторений уменьшается до двух или одного.
Хорошим упражнением для мышц туловища являются наклоны вперёд со штангой на плечах, наклоны в стороны с поворотом со штангой на плечах или на груди, боковые качи с весом в руках за головой или над головой.
Упражнения со штангой являются только одной частью силовой подготовки десятиборца. Разные упражнения с преодолением отягощения собственного веса входят, особенно в соревновательном периоде, ежедневно в утреннюю зарядку десятиборца.
В соревновательном периоде упражнения со штангой проводятся раз в неделю. В это время отдаётся предпочтение околопредельным и предельным весам. Количество подходов и повторений небольшое. Такая силовая подготовка проводится в большинстве случаев в конце цикла, на третий день тренировки, и заканчивается длительным кроссом.
Упражнения со штангой должны всегда чередоваться со упражнениями на гибкость и расслабление.
Прыжковая подготовка должна входить в систему тренировки десятиборца почти ежедневно. Основными прыжковыми упражнениями являются: скачки на одной ноге (тройной, пятерной, шестерной и т. д.) и с ноги на ногу, отталкивание на 3-5-й шаг разбега, прыжки через барьеры с отталкиванием одной и двумя ногами, спрыгивание с небольшой высоты на одну ногу с последующим быстрым отскоком вперёд, прыжки в высоту с прямого разбега, скачки с отягощением.
3.4 Средства восстановления
В тренировочном процессе чередуются три периода.
1. Подготовительный период, в ходе которого создаются предпосылки, обеспечивающие становление спортивной формы.
2. Соревновательный период, во время которого сохраняется спортивная форма и реализуется в спортивных достижениях.
3. Переходный период – для восстановления приспособительных возможностей организма. Этот период должен предупредить перерастание суммарного эффекта тренировки и состязаний в перетренированность и вместе с тем обеспечить переход к более высокой ступени спортивного мастерства.
1. Подготовительный период делится на два этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный. У десятиборцев он приходится на ноябрь – январь. На этом этапе выполняют основную по объёму подготовительную работу.
Главная задача – повышение общей физической подготовленности. Особое внимание уделяется развитию общей выносливости и силы.
Стабильность спортивной формы зависит в первую очередь от объёма подготовительной работы и длительности периода, на протяжении которого она выполняется.
Десятиборец должен в этом периоде работать и над техникой, но лишь в той мере, в какой позволяет уровень развития двигательных качеств. Необходимо постоянно обращать внимание на развитие тех групп мышц и суставов, от которых зависит правильное выполнение техники видов.
Специально-подготовительный этап приходится на февраль – апрель. На этом этапе повышается специальная подготовленность, совершенствуется техника, воспитываются волевые качества. Продолжаются занятия по общефизической подготовке. Большое внимание уделяется совершенствованию спортивной техники, особенно таких сложных видов, как барьерный бег и прыжки с шестом. Каждый десятиборец должен исходить из своих индивидуальных особенностей и использовать этот этап для работы над техникой отстающих видов. В подготовительном периоде не должно быть каких-либо ответственных состязаний, требующих специальной подготовки. Во второй половине февраля и первой половине марта надо участвовать в соревнованиях по отдельным видам лёгкой атлетики, чтобы контролировать и оценивать свои возможности, накапливать опыт (особенно в отстающих видах) и поддерживать психологическую готовность. Можно выступить и в одном комбинированном многоборье. Участвовать в соревнованиях надо попутно, не изменяя системы тренировок, а лишь облегчая нагрузку в предсоревновательные дни. Отдельные тренеры считают, что в подготовительном периоде десятиборцу необходимо выступить в двух-трёх многоборьях. Это требует перехода на двухпиковую подготовку, которую вряд ли можно рекомендовать десятиборцам, так как им в подготовительном периоде приходится решать много задач по улучшению физических качеств, совершенствованию в техники и т. д.
2. В соревновательном периоде главные задачи сводятся к тому, чтобы создать наиболее благоприятные условия для реализации приобретённой спортивной формы. Десятиборец участвует в летнем сезоне в трёх-пяти состязаниях и, следовательно, должен сохранять спортивную форму в течение 4-5 месяцев. Важнейшим средством становятся целостные соревновательные упражнения, которые занимают центральное место в тренировке. Помимо состязаний в основновном виде десятиборец должен выступать в отдельных видах, входящих в десятиборье. Для приобретения соревновательной практики ему особенно полезно выступать в отстающих видах и в таких технически сложных, как барьерный бег, прыжки с шестом, метание диска.
Тренировку нужно строить с учётом результатов предыдущих соревнований и задач по подготовке к последующему выступлению.
В соревновательном периоде необходимо поддерживать общую и специальную физическую подготовленность.
3. Переходный период направлен на активный отдых и на поддержание достаточного уровня физической подготовленности. Как известно, мышечная усталость проходит быстро, а ликвидация последствий нервного утомления занимает более длительное время. Пассивный отдых не подходит многоборцу. Резкий переход от высоких тренировочных нагрузок и напряжённых соревнований к полному бездействию вредно отразится на здоровье спортсмена. Поэтому в переходном периоде нужно нервам давать отдых, а мышцам - работу.
Выводы
1. Методология моделирования в спорте в теоретическом аспекте используется для исследования различных сторон соревновательной и тренировочной деятельности спортсменов разной квалификации для определения или уточнения количественных и качественных характеристик обобщённых и индивидуальных моделей.
2. Применение моделирования позволяет повысить эффективность разработки тренировочных программ спортивной подготовки и своевременной коррекции подготовки к соревновательной деятельности.
3. Современная система перспективной подготовки десятиборцев должна строиться на одновременном овладении техникой видов десятиборья и комплексном развитии основных физических качеств.
4. Соотношение между изучением техники и развитием основных физических качеств зависит от переноса тренированности и в отдельных видах десятиборья находится в различных сочетаниях. Несоответствие между этими двумя сторонами тренировочного процесса отражается на степени реализации основных физических качеств – силы, быстроты и выносливости – при выполнении основного спортивного упражнения. На этапе начальной спортивной специализации в десятиборье, ввиду взаимосвязи видов, целесообразно большую часть тренировочного времени (до 70%) отвести для занятий непосредственно в самих видах.
5. Наиболее разностороннее влияние в овладении всем комплексом десятиборья оказывает тренировка в беге и прыжках. В тренировке десятиборца беговые упражнения способствуют улучшению результатов в других видах на 46% и прыжковые упражнения – на 52%, в то время как метание только на 19%.
6. Комплексное применение в тренировке юных многоборцев различных моделей подготовки в многоборьях способствует успешному достижению цели этапа начальной спортивной специализации в десятиборье.
7. Контроль динамики специальной подготовленности юных многоборцев на этапе начальной спортивной специализации позволяет регулировать выбор их личностно0ориентированной модели подготовки.
Практические рекомендации
· При решении основных задач тренировочного процесса с юными многоборцами: обучения, развития физических качеств и комплексного совершенствования в избранной спортивной специализации – необходимо применять разнообразные упражнения (общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные) с оптимальным соотношением и с учётом индивидуальных особенностей юных многоборцев.
· На этапе начальной спортивной специализации упражнения, направленные на общую физическую подготовленность и на обучение техники движений, должны составлять соотношение 50:50.
· При выполнении тренировочных заданий широко используются различные мотиваторы, способствующие качественному их выполнению (доступности предлагаемых тренировочных нагрузок и значимости их выполнения для совершенствования специальной подготовленности, формирования надёжности соревновательной деятельности).
· Широко использовать в тренировочном процессе метод тестирования для оценки индивидуальных сдвигов в показателях общей и специальной подготовленности. При этом акцентировать внимание на показатели быстроты, скоростно-силовых качеств, успешности овладения техникой видов многоборья.
· В практике тренировочного процесса создавать условия, способствующие формированию готовности к участию в соревновательной деятельности.
Литература
1. Волков В. В., “Тренировка в многоборьях”.
2. Зациорский М. В., “Физические качества спортсмена”, Москва, “Физкультура и спорт”, 1970.
3. Зеличенок В. Б., Никитушкин В. Г., Губа В. Г., “Лёгкая атлетика. Критерии отбора”, Москва, 2000.
4. Ионов Д. П., “Бег на короткие дистанции”.
5. Коробов А. В., Н. Г. Озолин, В. П. Филин, “Бег”, разделы “Бег на короткие дистанции” и “Эстафетный бег”, “Бег на средние и длинные дистанции”.
6. Колодий О. В., Лутовский Е. М., “Основы тренировки в лёгкой атлетике”.
7. Куду Ф. О., “Лёгкоатлетические многоборья”, Москва, “Физкультура и спорт”, 1981 г.
8. Кузнецов В., Теннов В. Олимпийские кольца “королевы спорта”. Москва, “Советская Россия”, 1979 г.
9. Левитский Н. Г., Н. Г. Озолин, В. В. Тепфер, “Прыжки”.
10. Лёгкая атлетика. Учебная программа для ДЮСШ, М., 1977 г.
11. Лёгкая атлетика и методика преподавания: учебник для ИФК/под редакцией О. В. Колодина, Е. М. Лутковского, В. В. Ухова. – М.: Ф и С, 1985 г.
12. Лукаускас Р. И., “Исследование оптимального сочетания видов лёгкой атлетики в обучении и тренировке юных многоборцев”, Тарту, 1976 г.
13. Луковский Е. М., “Основы техники легкоатлетических упражнений”, Ленинград, 1981 г.
14. Малков Е. А. Подружись с “королевой спорта”. Москва, “Просвещение”, 1987 г.
15. Озолин Н. Г., “Построение, содержание и планирование тренировки легкоатлетов”. Физкультура и спорт. – 1985г.
16. Озолин Н. Г. и др. Лёгкая атлетика. Москва, - Физкультура и спорт. – 1989г.
17. Озолин Н. Г., Настольная книга тренера. – М.: Издательство АСТ Астрель, 2003 г.
18. Основы управления подготовкой юных спортсменов ( Под ред. М. Я. Набатниковой – М.: Ф и С, 1982 г.
19. Платонов В. Н. и Сахновский К. П., Подготовка юного спортсмена. – 1988г.
20. Плотников В., “Системный подход программирования и управления тренировочным процессом юных десятиборцев”/Лёгкая атлетика, № 6, 2002 г.
21. Прохоров А. М. и др. Большая советская энциклопедия. Москва, - Советская энциклопедия. – 1974г.
22. Попов В., Суслов Ф., Ливадо Е. Юный легкоатлет. Москва, “Физкультура и спорт”, 1984 г.
23. Система подготовки спортивного резерва. Под редакцией Никитушкина В. Г., М., 1994 г.
24. Шустин Б. Н., Моделирование в спорте (теоретические основы и практическая реализация), автореферат д.п.н. М. – 1995.