Введение.
В рамках научного и практического обеспечения спортивной деятельности существует ряд актуальных проблем. Одной из них является проблема изучения особенностей взаимодействия между составляющими компонентами подготовленности футболистов. Особенно это важно для грамотного, научно обоснованного формирования качеств профессионального игрока, поэтому это значимо для юных спортсменов.
Следует отметить, что исследованию целого ряда вопросов становления юных футболистов, посвящено достаточное количество работ: это отбор в команды [1,3,4], планирование тренировочного процесса [2,5,6], развитие физических качеств [2,7], технической подготовленности [9].
В тоже время анализ литературы показал, что отсутствуют исследования, в которых бы изучалась оптимизация технической и физической подготовленности юных футболистов посредством влияния на их индивидуально-личностные качества. То есть, не показано наличие связи между психологическими качествами личности футболистов и уровнем их спортивной успешности, а также возможность влияния на последнюю посредством индивидуально-психологической коррекции.
Поэтому рабочей гипотезой в настоящем исследовании было предположение о возможности положительного влияния на физическую и техническую подготовленность футболистов посредством проведения с ними продуманной психологической подготовки.
Работа выполнена согласно плану НИР Харьковской государственной академии физической культуры.
Формулирование целей работы.
В связи с этим целью настоящей работы было изучение влияния личностных качеств футболистов на уровень их физической и технической подготовленности и возможность коррекции этого процесса.
Методы исследования. Для реализации этой цели были исследованы футболисты двух команд с разной спортивной успешностью, в результате чего были сформированы две группы испытуемых: 1 группа 22 человека из команды с высокой успешностью в сыгранных за сезон матчах; 2 группа это юные футболисты (n = 2) из команды с низкой спортивной успешностью (большинство игр были ими проиграны). Первая группа послужила контролем, а вторая - была экспериментальной. Возраст всех участников исследования равнялся
12-14 годам.
Вначале эксперимента у футболистов обеих групп, с использованием личностного опросника FPI (Фрагбургский личностный тест) и шкалы личностной тревожности, адаптированной для подростков А.М. Прихожан [8] определяли индивидуально-личностные качества. После этого у этих же лиц определялись показатели физической и технической подготовленности.
В дальнейшем, с целью оптимизации психического состояния и личностных качеств юных спортсменов из команды с низкой спортивной успешностью, т.е. из экспериментальной группы, осуществлялась психологическая подготовка, направленная на осознание испытуемыми имеющихся у них негативных или недостаточно оформленных качеств, отрицательно влияющих на их спортивные достижения. Это была индивидуальная и групповая психо-коррекционная работа по оптимизации, главным образом, их эмоционально-волевой и когнитивной сферы и управлению стрессом по рекомендациям [10].
После осуществления психолого-педагогического воздействия на игроков, длившегося 15 дней, снова были обследованы их личностные качества и уровень физической и технической подготовленности. Первичные количественные данные обрабатывались статистически.
Результаты исследования.
Изучение личностных качеств юных футболистов из команд с низкой и высокой спортивной успешностью свидетельствует о наличии различий в количественном выражении проявлений этих качеств у испытуемых (таб. 1).
Так, например, уровень проявления таких отрицательных качеств личности как депрессивность, раздражительность, застенчивость реактивная агрессивность у лиц из контрольной группы был значительно ниже, чем у их коллег из группы с низкими спортивными достижениями.
Для футболистов из группы с высокой спортивной успешностью характерными были более интенсивные проявления таких качеств как уравновешенность, открытость экстраверсия (табл. 1).
Таблица 1.
Показатели личностных качеств футболистов с разным уровнем спортивной успешности до и после эксперимента (в балах).
№
п\п
Шкалы
Группа 1 контрольная
К-1(п)
Гр.2 экспериментальная
К-2(х)
До экспер.
После экспер.
До экспер.
После экспер.
F 1
Невротичность
5,0+4,72
4,70+0,41
4,8+5,4
4,0+0,37
F 2
Спонтанность
5,5+5,2
5,1+0,46
5,3+5,6
4,8+0,36
F 3
Депрессивность
5,1+5,5
5,3+0,56
5,9+7,5
5,0+0,45
F 4
Раздражительность
4,2+4,8
5,0+0,38
6,3+0,58
5,1+0,48
F 5
Общительность
6,2+7,4
7,3+0,66
7,2+0,63
7,7+0,64
F 6
Уравновешенность
8,1+0,74
8,2+0,74
6,9+0,67
8,2+0,57
F 7
Реактивная агрессивность
5,7+0,51
5,7+0,70
6,4+0,43
5,6+0,46
F 8
Застенчивость
5,8+0,47
6,0+0,63
7,7+050
5,9+0,43
F 9
Открытость
7,3+0,63
7,2+0,55
6,2+0,44
7,0+0,60
F10
Эксра-интро-версия
7,8+0,50
7,7+0,66
5,8+0,52
7,3+0,58
F11
Эмоциональная лабильность
5,1+0,37
5,2+0,40
7,5+0,65
5,5+047
F12
Маскулизм, феминизм
5,3+0,44
5,3+0,43
5,0+0,43
5,5+0,43
Следовательно, существует определенная взаимосвязь между уровнем проявления личностных качеств футболистов и успешностью в их спортивной деятельности. Этот же вывод подтверждается после анализа видов личностной тревожности у испытуемых обеих групп. Так, показатели всех определявшихся видов тревожности: (школьная, самооценочная, межличностная, магическая и общая) у спортсменов из группы с высоким уровнем спортивной успешности (в контрольной) были значительно ниже, чем в группе с низким уровнем успешности в играх.
У первых уровень тревожности был равен 2-3, а у вторых 4-5, что в стенах установлено, соответственно, как 5-7 и 9-10 стенов (таб. 2).
Таблица 2.
Показатели личностной тревожности футболистов с разным уровнем спортивной успешности (до эксперимента)
Субшкалы
видов
тревожности
Гр.1 (контрольная)
Гр. 2 (экспериментальная)
Балы
Стены
УТ
Балы
Стены
УТ
ШТ
12,2+1,57
7
3
16,3+3,12
10
5
СТ
16,2+2,78
5
2
25,4+2,70
9
4
МТ
15,6+1,67
5
2
27,2+2,84
9
4
МгТ
15,0+2,20
7
3
19,6+2,30
10
5
ОТ
59,0+4,02
6
2
88,5+6,33
10
5
Примечание: ШТ - школьная тревожность; СТ - самооценочная тревожность; МТ - межличностная тревожность; МгТ - магическая тревожность; ОТ - общая тревожность.
Определение физической подготовленности юных футболистов обеих групп показало наличие различий, которые в целом характеризовали худшую физическую подготовленность спортсменов из группы с низкой спортивной успешностью (Таб.3). Все показатели в этой группе были ниже, чем у лиц из контрольной группы.
Таблица 3.
Показатели физической подготовленности футболистов с разным уровнем спортивной успешности до и после эксперимента.
Тесты
Гр. 1 с высокой
успешностью
(контрольн.)
Гр. 2 с низкой
успешностью (экспериментальная)
До экспер.
После экспер.
До экспер.
После экспер.
Бег 100 м/ч
15,07+0,19
15,10+0,20
15,62+0,10
15,11+0,17
Бег 3000 м ( мин/с)
15,02+0,07
15,00+0,06
1523+0,08
15,03+0,08
Прыжок в длину с разбега (см)
390,41+5,07
391,03+6,17
376,4+4,17
388,14+6,07
Подтягивание на перекладине (к-во раз)
8,17+0,26
8,20+0,30
7,42+0,28
7,86+0,31
Становая динамометрия (кг)
157,42+5,12
157,50+5,30
145,11+4,86
155,9+5,76
Индекс степ -теста
74,77+1,20
74,78+1,24
74,02+1,07
74,66+1,13
Выяснение уровня технической подготовленности исследуемых спортсменов убедило в наличии той же закономерности. Так, в таблице 4 представлены данные, свидетельствующие о более низком уровне технической подготовленности у футболистов из группы с низким уровнем спортивной успешности.
Таблица 4.
Показатели технической и физической подготовленности футболистов с разным уровнем спортивной успешности.
Тесты
Гр. 1 с высокой успешностью (контрольн.)
Гр. 2 с низкой успешностью (экспериментальная)
До экспер.
После экспер.
До экспер.
После экспер.
Бег 30 м /с
4,5+0,2
4,5+0,1
4,5+0,1
4,4+0,2
Бег 5 мин (м)
1618+23
1620+26
1490+30
1597+27
Прыжок в длину (см)
223,4+3,7
223,2+4,2
199,7+5,0
219,2+4,8
Ведение мяча 30 м (сек)
8,1+0,2
8,2+0,3
8,8+0,2
8,2+0,1
Ведение мяча 5х 30 м (сек)
29,0+0,8
28,9+0,7
30,3+0,9
28,9+0,8
Удар двумя ногами, м
59,2+0,9
59,6+0,9
50,3+1,4
57,6+1,1
Степ-тест
(к-во)
56,3+1,1
57,0+1,2
52,0+1,2
58,0+1,3
Степ-тест за первые 30 сек
41,3+0,7
41,3+0,9
41,8+1,0
48,1+1,3
Таким образом, полученные данные позволяют отметить, что все исследовавшиеся уровни подготовленности юных футболистов (психологический, физический и технический) влияют на результаты их спортивной деятельности.
В дальнейшем с футболистами из группы с низкими показателями в играх был проведен пятнадцатидневный курс психологической подготовки ориентированный на повышение стрессоустойчивости и оптимизацию негативных психических проявлений. Изменения количественных проявлений личностных качеств испытуемых после эксперимента представлены в таблице 1. Анализ данных, который свидетельствует о наличии положительных сдвигов в уровне проявления негативных психических качеств юными спортсменами после эксперимента. Так, при явном уменьшении невротичности, депрессивности, раздражительности, реактивной агрессивности, повысились показатели таких качеств как уравновешенность, открытость, экстраверсия. Иначе говоря, проведенная с ними психологическая подготовка привела к оптимизации их психического состояния на основе положительных сдвигов в психике.
Исследование разных видов тревожности также убедило в том, что спортсмены из экспериментальной группы демонстрируют падение их уровня, являющееся результатом влияния на них психологической подготовки (табл. 5). При этом уровень тревожности приблизился к значениям этого показателя в группе контроля (до 5-7 стенов или до 2-3 уровня, кроме магической тревожности).
Таблица 5.
Показатели личностной тревожности футболистов с разным уровнем спортивной успешности (после эксперимента)
Субшкалы
видов
тревожности
Гр.1 (контрольная)
Гр. 2 (экспериментальная)
Балы
Стены
УТ
Балы
Стены
УТ
ШТ
12,4+1,55
7
3
13,0+3,21
7
3
СТ
16,0+1,96
5
2
17,0+3,07
5
2
МТ
15,3+1,69
5
2
16,1+2,99
5
2
МгТ
15,2+2,27
8
3
190,5+3,17
10
5
ОТ
58,9+4,22
6
2
65,6+5,40
7
3
Примечание: ШТ - школьная тревожность; СТ - самооценочная тревожность; МТ - межличностная тревожность; МгТ - магическая тревожность; ОТ - общая тревожность.
Желая, убедиться в наличии взаимосвязи между проявлением психических качеств игроков и их физической и технической подготовленностью мы проверили, последние после эксперимента.
В таблице 3 представлены данные, свидетельствующие о существовании искомой связи. Оказывается, после психолого-педагогического эксперимента в лучшую сторону изменились все определявшиеся параметры физической подготовленности футболистов.
Что касается технической подготовленности, то и здесь та же картина: её уровень возрос у лиц, которые подверглись 15-дневной психологической подготовке (табл. 4).
Полученные данные объективно подтверждают наличие искомой взаимосвязи между исследовавшимися тремя видами подготовленности спортсменов и позволяют сформулировать следующие выводы.
Выводы:
1. Результативность игры в футбольной команде (успешность спортивной деятельности) зависит не только от уровня физической и технической подготовленности игроков, но и от степени проявления ими индивидуально-психологических качеств, которые в группе с низкой успешностью в спортивной деятельности выражаются в доминировании негативных черт.
2. Физическая и техническая подготовленность юных футболистов в группе с высокой спортивной успешностью выше, чем в группе с низкими показателями успешности в играх.
3. Психолого-педагогический эксперимент повысил показатели позитивных личностных качеств спортсменов, что, в свою очередь, повлияло на улучшение физической и технической подготовленности игроков. Следовательно, для повышения эффективности спортивной деятельности в футболе, с юными футболистами необходимо проводить целенаправленную психологическую подготовку, которая позволить оптимизировать реализацию физических и технических возможностей футболистов и обеспечит повышение эффективности игры.
В перспективе предполагается исследовать взаимосвязь между разными уровнями подготовленности юных футболистов и обосновать методы её интенсификации.
Список литературы
1. Бойченко Б.Ф. Возрастная динамика физических качеств и технико-тактического мастерства в связи с совершенствованием системы отбора юных футболистов: автореф. дисс… канд. пед. наук: 13.00.14-К, 1986 - 22 с.
2. Вихров К.Л. Физическая подготовка юных футболистов. - Киев, 2000 - 44с.
3. Дулiбський А.В., Ященко А.Г., Нiколаенко В.В. Спортивний вiдбiр у футболi. - Киiв, 2003 - 135 с.
4. Запорожанов В.А. Педагогический контроль в спорте. - К. "Здоров’я", 1990 - 148 с.
5. Лалаков Г.С. Структура и содержание тренировочных нагрузок на различных этапах многолетней подготовки футболистов: Автореф. дисс…. д-р. пед. наук. - Омск, 1998 - 54 с.
6. Лукин Ю.К. Методика нагрузки скоростно-силовой направленности в системе годичной и многолетней подготовки футболистов: Автореф. дисс…. канд. пед. наук. - М. - ВНИИФК, 1999 - 17 с.
7. Платонов В.Н., Булатова М.М. Фiзична пiдготовка спортсмена. - Олимпийская литература, 1995 - 317 с.
8. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М, 2000 - 147 с.
9. Шаленко В.В. Формування рухових якостей та технiчноi пiдготовленостi школярiв протягом безперервноi футбольноi пiдготовки: Автореф. дис…. канд. фiз. спорту, Х. - 2005 - 21 с.