Содержание
Введение
Анализ техники и методики обучения гимнастических упражнений
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время характерными чертами современного спорта является значительное его омоложение и неуклонный рост спортивного достижения.
Непрерывный рост результатов требует поиска новых форм, средств, методов работы с юными спортсменами. Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса – это сложнейший процесс, успех которого определяется целым рядом факторов.
Так, например, в задачи гимнастики входит:
· развитие пластики,
· эстетической выразительности движений,
· чувства ритма и темпа,
· воспитание таких двигательных качеств, как ловкость, гибкость, выносливость,
· приобретение прикладных навыков.
На сегодняшний день является актуальным выявлением взаимосвязи прироста отдельных качеств на фоне положительного переноса в развитии одного качества на другие.
Анализ техники и методики обучения гимнастических упражнений
Главная цель ранних занятий физической культурой и спортом – создать прочную основу для воспитания здорового, сильного и гармонично развитого молодого поколения.
Для выполнения сложных комбинаций, оригинальных упражнений гимнастам необходимо иметь хорошую память и внимание. Сложность структур двигательных действий гимнастов обуславливает необходимость запоминания большого объема относительно независимых между собой движений. Это предъявляет требования к двигательной памяти гимнасток, а также к таким качествам, как исполнительность, ясность и точность воспроизведения движения, эффективность тренировочного процесса во многом зависит от четкого восприятия движения.
Успешность обучения и совершенствования в гимнастике во многом определятся вниманием спортсменов к движениям, их деталям, отчетливостью восприятия, или иначе - координацией движений.
Перечисленные выше методические особенности гимнастики характеризуют в основном деятельность спортсменов в условиях тренировочных занятий. Условия, в которых протекают соревнования, значительно отличаются от условий тренировок. Для эффективного преодоления трудностей, создаваемых соревновательной деятельностью (эмоциональная напряженность, стартовая лихорадка), гимнасты должна обладать такими качествами: смелостью, уравновешенностью, самообладанием, настойчивостью, стремлением к успеху.
Одним из важнейших физических качеств в гимнастике является гибкость - способность выполнять упражнения с большой амплитудой движений. Без этого качества невозможно воспитывать выразительность движения, пластичность и совершенствовать их технику, поскольку при недостаточной подвижности в суставах движения ограничены и скованы. Гибкость необходима для выполнения волнообразных движений, акробатических упражнений, входящих в программу гимнастики, для принятия позы в полете при исполнении прыжков
По своей биомеханической сущности подавляющее большинство гимнастических упражнений требуют хорошей подвижности в суставах, а некоторые вообще полностью зависят от уровня развития этого качества.
Под амплитудой понимается степень развития качеств гимнастов, амплитуда движений и масштабность упражнений. Амплитуда зависит в первую очередь от физических качеств спортсменов и степени ее развития. Одним из ведущих качеств, когда речь идет об амплитуде, является гибкость.
Благодаря ней облегчается выполнение всех видов гимнастических упражнений - наклонов, равновесий, прыжков. Гибкость придает спортсменам пластичность, мягкость, изящество.
Техника гимнастических упражнений требует большой амплитуды движений в тазобедренном суставе, выворотности, высокой подвижности голеностопного сустава. Не менее важное значение, имеет подвижность в плечевых, локтевых, лучезапястных суставах во всех плоскостях.
В качестве средств воспитания гибкости в занятиях по гимнастике используют упражнения на растягивание, выполняемые с предельной амплитудой.
Пассивные упражнения могут быть динамического (пружинные) или статического (удержание позы) характера. Наибольший эффект для развития пассивной гибкости приносит сочетание пружинных движений с последующей фиксацией позы.
В гимнастике физическая подготовка направлена на гармоническое развитие всех качеств. Большое значение у детей 5-6 лет придается воспитанию правильной осанки, исключающей излишний поясничный прогиб, сутулость, косолапость. Однако, большее внимание уделяется развитию гибкости и координационным способностям.
Под способностью к ориентированию в пространстве понимается умение точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движение в нужном направлении. Эту способность человек проявляет в соответствующих условиях какой-либо деятельности (на гимнастической площадке, на площадке для игры в волейбол, теннис, баскетбол и др.). Из этого следует, что способность к ориентированию в пространстве специфично проявляется в каждом виде спорта.
Ее проявление и развитие в значительной мере зависят от быстроты восприятия и оценки пространственных условий действия, которая достигается на основе комплексного взаимодействия анализаторов (среди них ведущая роль принадлежит зрительному).
Основным методическим подходом, специально направленным на совершенствование этой способности, является системное выполнение заданий, содержащих последовательно возрастающие требования к быстроте и точности ориентирования в пространстве.
Улучшение статической и динамической устойчивости происходит на основе освоения двигательных навыков, а также в процессе систематического применения обще- и специально-подготовительных координационных упражнений. Элементы равновесия являются составной частью почти всех движений: циклических, ациклических, метательных, акробатических, спортивно-игровых и т.д.
Успешное осуществление всестороннего физического воспитания юных гимнастов во многом зависит от умелого подбора средств и методов физической подготовки на протяжении ряда лет в годичном цикле.
Полноценная физическая подготовка включает общую и специальную подготовку, между которыми существует тесная связь. Это разделение позволяет лучше построить педагогический процесс, используя различные средства и методы.
Специальная физическая подготовка непосредственно направлена на развитие физических качеств. Средствами специальной физической подготовки являются: 1) соревновательные упражнения, т.е. целостные действия, которые выполняются с соблюдением всех требований, установленных для соревнований; 2) специальные подготовительные упражнения, непосредственно направленные на развитие физических качеств. Это упражнения, направленные на развитие мышечных групп, несущих основную нагрузку при выполнении целостного действия.
Общая физическая подготовка направлена, прежде всего, на общее физическое развитие гимнастов, т.е. развитие физических качеств, которые необходимы с точки зрения всестороннего повышения функциональных возможностей организма.
Общая физическая подготовка обогащает спортсмена самыми разнообразными навыками. Несмотря на различное конкретное проявления физических качеств, все они имеют общие закономерности развития, на основе которых проявляются в том или ином виде спорта.
Общая физическая подготовка направлена на общее гармоническое развитие всего организма, развитие всей его мускулатуры, укрепление органов и систем организма и повышение его функциональных возможностей, улучшение способностей к координации движений, увеличение быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, исправление недостатков телосложении и осанки у юных спортсменок.
Общая и специальная физическая подготовка должна быть представлена во всех видах годичного цикла - подготовительном, соревновательном (основном) и переходном, но соотношение и задачи меняются.
Заключение
Универсальный комплекс упражнений, который применяет тренер в своей работе, должен обладать воздействием не только для улучшения гибкости и координации движений, но и для поддержания и развития основных физических качеств тренирующихся, а именно силы, быстроты, выносливости и т.д. только в этом случае будет обеспечен высокий результат спортсмена в гимнастике.
На этапе предварительной подготовки одним из важных условий в занятиях с юными гимнастами является сочетание общей и специальной физической подготовки, компонентами которой является гибкость и координация движений.
Список литературы
1. Физическая культура: Практ. пособие / Б.И.Загорский, И.П.Залетаев и др. -М.,1989.-С.125.3.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. - М.,1979.
4. Гимнастика/ Под ред. Шлемина А.М. , Брыкина А.Т. – М.,1979.
5. Боген Н.Н. Обучения двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985. –193с.
6. Коренгберг В.В. Двигательная задача, двигательный навык.- Гимнастика, вып,1,1986.
7. Лях В.И. Гибкость и методика её развития//Физкультура в школе.№1, 1999, - с. 25.