Реферат по предмету "Социология"


Реформирование муниципального клубного института как фактор повышения качества жизни населения региона

Реформированиемуниципального клубного института как фактор повышения качества жизни населениярегиона
 
Поскольку речь идёт о муниципальных клубах, мы неможем в полной мере применить к ним все положения теории клубов, изложенных вэкономике общественного сектора. Поскольку в классической теории клубов непредполагается участия государства в рациональном определении размера клуба иколичестве клубных благ [6]. Клуб или его подобие формируется на основедобровольных соглашений, и эти соглашения могут достигать оптимума.
Агенты образуют институт, в данном случае, клуб, неради увеличения значения функции полезности из-за прироста частных благ (как вфирме), а для увеличения этих значений с помощью производства коллективныхблаг. Участие в институте (клубе) и есть потребление коллективного блага.
Поскольку в созданиимуниципальных клубов участвует только один агент – государство, в лице органовместного самоуправления, то согласно теории клубов подобные учреждения не могутбыть рациональны и жизнеспособны.
С другой стороны, мывидим множество примеров создания клубов компаниями для выработкиприверженности и лояльности клиентов. Стать на позицию повышенияконкурентоспособности регионов, то создание такого муниципального клуба можетстать неценовым механизмом выработки приверженности населения к данномурегиону, желанию совершенствовать и развивать его. Не секрет, чтовысококвалифицированные кадры, вместо того, чтобы развивать свою территорию,отправляются «искать лучшей доли». Покидая «родной край», они оказываются вмире, где нарушены естественные человеческие связи, где действуют силы отчуждения,превращающие живую разностороннюю личность в безликую деталь, обладающуюрыночной стоимостью.
Здесь следуетвоспользоваться предложенным в 1973 г. подходом Дж. Рокича, которыйсформировал две группы ценностей (в каждой по 18 элементов), определив элементыодной из них как базовые (или конечные), а другой – как инструментальные. Такоеделение очевидно: человек живёт и работает ради неких конечных ценностей, в товремя как инструментальные – не более чем средство достижения конечных. Науровне обыденного сознания это можно представить в виде следующего простейшегопримера: для многих людей комфортная жизнь будет естественной конечной ценностьюи целью существования, а для других она же будет чисто инструментальнойценностью, позволяющей быстрее и полнее достичь такой конечной ценности, как,например, самоуважение.
Можно ещё привести примериз классической литературы – первого романа классика Теодора Драйзера «СестраКерри», в котором показана героиня, находящаяся на гребне успеха, которая вдругс горечью осознаёт, что «дверь, за которой таится полное человеческое счастье,так для неё и не открылась» [3, с. 343]. В романе показаны непростыевзаимоотношения между материальным успехом, социальным престижем и «простымчеловеческим счастьем», которым, по сути, и измеряется качество жизни.
Доминированиеэкономических ценностей, которым поклонялась героиня романа Драйзера, вдругоказываются фальшивыми, а успех, которого она так ждала и который теперьвызывал зависть окружающих, подозрительно походил на поражение.
И снова мы возвращаемся кпирамиде потребностей Маслоу, позволяющей представить качество жизни какпроцесс непрерывной деятельности по удовлетворению широкого спектрапотребностей: витальные (пища, жилище и т.д.), экзистенциальные (хорошеездоровье, уверенность в завтрашнем дне), социальные (привязанность,принадлежность к сообществу, общение, участие в организациях), престижные (стремлениек получению более высокого статуса, признания, оценки и пр.) и духовныепотребности (например, в самовыражении через творчество). Удовлетворение перечисленныхпотребностей позволяет говорить о высоком качестве жизни, а их отсутствиесвидетельствует об обратном.
В контексте настоящегоисследования следует отметить также подход Э. Алларда [1, с. 94–99], которыйполагал, что качество жизни достигается за счёт удовлетворения трёх базовыхпотребностей: «иметь», «любить» и «быть». К первым, «потребительским»потребностям относятся материальные условия: экономические ресурсы, условияпроживания и т.д. Любовь охватывает потребности общаться с другими людьми иобразовывать социальные идентичности посредством установки контактов в локальномсообществе. Потребности в бытии – интеграция в обществе и жизнь в гармонии сприродой, политическая активность, досуг и т.д. Каждая из указанных групппотребностей обладает своим реальным потенциалом и чем более развитыпотребности личности, социальной группы и общества в целом, тем более высокиетребования они предъявляют к качеству своей жизни.
В условиях переходаэкономики России на постиндустриальный тип развития следует учитывать, чтоосновной сферой накопления и использования капиталовложений во всё большей мерестановится человеческий капитал, как движущая сила бесконечных по своей природеинтеллектуальных ресурсов (в отличие от ограниченных природных ресурсов). Вэтой связи на этапе формирования постиндустриального общества экономика должнасущественно менять приоритеты и задачи своего развития.
В постиндустриальноймодели экономического развития критериальным признаком выступает органическаявстроенность человеческого капитала, науки и масштабной инновационнойдеятельности в процесс расширенного воспроизводства и конкурентной борьбысубъектов рынка.
Под человеческимкапиталом в целом понимается накопленный запас здоровья, знаний, способностей,культуры и опыта, целесообразно используемых для производительной деятельностипо созданию продукции и услуг, что увеличивает ценности и блага как отдельногочеловека, так и предприятия, общества в целом.
В постиндустриальномпроизводстве существенно возрастает роль человеческого капитала, наприумножение и воспроизводство которого должно быть направлено основноевоздействие институциональных изменений. Резервы человеческого фактора виндустриальном производстве следует рассматривать как главные возможностиинвестирования постиндустриальной модернизации экономики. Развиваемые институтычеловеческого капитала представляют собой систему правил, норм и организаций,которые обеспечивают его необходимый рост и адекватно отвечают условиямпостроения постиндустриального общества.
В то же время содержаниеи смысл экономических институтов при переходе к постиндустриальному обществусостоит не в том, чтобы выступать пассивной средой, в которой осуществляютсяопределённые экономические отношения и процессы, а в том, чтобы обеспечиватьсвою оптимальную функциональную организацию общественно-хозяйственноговзаимодействия людей, их групп и сообществ на каждом этапе формированияпостиндустриальной модернизации экономики. Роль взаимодействия между основнымиучастниками экономики – институтами и организациями, как основнымиструктурообразующими системами национальной экономики особенно важна на узлахбифуркации, или этапе модернизационных изменений, когда «старые»институциональные условия функционирования экономики уже не действуют, а новые– ещё не созданы, что является причиной стохастического поведения хозяйствующихсубъектов и отклонения их от общего направления вектора преобразований.
Не в последнюю очередьтакие преобразования должны коснуться и института муниципальных клубныхучреждений, как центров ответственности за формирование концепций, призванныхобеспечить многообразие культурной жизни в Российской Федерации (черезреализацию взаимодействий с библиотеками, музеями, парками и другими массовымиучреждениями культуры). Управление клубом также должно осуществляться самиммуниципалитетом, однако это не означает, что вся организация его деятельности иадминистративные работы выполняются исключительно его сотрудниками.
Ряд функций возможновозложить на Совет Попечителей муниципального клуба, формирование которого можетпроходить в контексте развитиясоциальной ответственности бизнеса в России.
Социальная сфера иблаготворительность сегодня – самая благодатная зона, вкладывая в которую,крупный бизнес может эффективно налаживать свои отношения с населением [6]. Приэтом социальная ответственность бизнеса не должна замещать собой государство врешении социальных проблем и не должна превращаться в дополнительный социальныйналог, поскольку такое положение дел резко снижает конкурентоспособностькомпаний. К тому же, некоторые политики и чиновники заинтересованы исключительнов участии бизнеса в «своих» социальных программах, особенно в периодизбирательных компаний. Вкладывая значительные средства в латание бюджетных дыри поддержку политически значимых проектов, компании приносят мало пользыместному сообществу, но действуют рационально с точки зрения интересов защитысвоего бизнеса. Многие предприниматели сегодня осознают, что, выстраиваяотношения с властью, они во многом проигнорировали взаимодействие собществом,     с населением, с неправительственными организациями. В то жевремя принятие социальных обязательств должно быть выгодным для бизнеса,например, социальные программы должны улучшать качество рабочей силы, предотвращать социальную напряжённость натерриториях присутствия и т.п.
Муниципальный клуб можетвыступить площадкой транслирования успешного опыта и навыков управлениябизнесом в социальную сферу. Входя в Совет Попечителей муниципальных клубов,бизнес становится «не просто донором, а активным участником и управляющим»,проводя целенаправленную долгосрочную политику по отношению к местномусообществу на территории присутствия и обществу в целом.
С другой стороны, участиебизнеса в формировании Попечительского Совета муниципального клуба позволитмуниципалитету снизить доли, которые каждый участник должен внести, чтобынабрать необходимую для создания клуба сумму. При равных долях населению сневысокими доходами нет смысла участвовать в создании клуба, ибо они неполучают прироста своей целевой функции.
Финансовой основойдеятельности муниципального клуба, по нашему мнению, может выступить целевойкапитал [2, с. 121], сформированный за счёт пожертвований (юридических илифизических лиц), внесённых в виде денежных средств. Поскольку по правовомустатусу клубное учреждение является некоммерческой организацией, то согласнопринятому 30 декабря 2006 г. Федеральному закону № 275 «О порядке формированияи использования целевого капитала некоммерческих организаций», то она вправеобъявить о публичном сборе денежных средств на формирование целевого капитала.
Обозначенные в законесферы использования целевого капитала: образование, наука, здравоохранение,культура, физическая культура и спорт, искусство, архивное дело и социальнаяпомощь (поддержка) как нельзя близки гуманистическому характеру деятельности муниципальногоКлубного учреждения, приоритету общечеловеческих ценностей, жизни и здоровьячеловека, свободного развития личности.
При этом формированиецелевого капитала и использования дохода от целевого капитала на иные цели недопускается. За целевым использованием целевого капитала в соответствии сфинансовым планом некоммерческой организации следит Совет по использованиюцелевого капитала. Члены Совета формируются из числа представителейнекоммерческой организации (собственника целевого капитала), жертвователей (размерыпожертвований которых составляют более 10 % балансовой стоимости имущества,составляющего целевой капитал), граждан и представителей юридических лиц,имеющих заслуги перед обществом (авторитет или заслуги в области деятельности,соответствующей целям деятельности некоммерческой организации).
И хотя не всежертвователи могут входить в состав Совета по использованию целевого капитала,но они вправе требовать отмены пожертвования и даже расформирования целевогокапитала в случае грубых нарушений некоммерческой организацией и в случаеиспользования целевого капитала не по назначению и не в интересахнекоммерческой организации. Управление имуществом, составляющим целевой капитал, осуществляетуправляющая компания, которая получает оговорённое вознаграждение, в интересахнекоммерческой организации на основании договора доверительного управления.
Вносяпожертвования в целевой капитал, компания принимает тем самым социальные обязательства, которыевыгодны для бизнеса, поскольку некоммерческаяорганизация клубного учреждения улучшает качество рабочей силы,предотвращает социальную напряжённость на территориях присутствия и т.п.
Кроме перечисленныхосновных целей, программа социального партнёрства бизнеса может преследовать идругие цели, например, улучшать имидж компании в целом, способствоватьподдержанию постоянной связи с общественностью, стимулировать население чащеиспользовать производимый продукт (услуги), заставляя их постоянно помнить онём (них) и другие второстепенные цели (например, повышать популярностьруководства компаний-попечителей на выборах в органы власти различного уровня).
Основная цель возрождения традиционных общественныхинститутов – муниципальныхклубов, по нашему мнению, обозначена центром притяжения общественной жизни,гражданской инициативы, общественного самосознания. Муниципальный клуб недолжен ограничиваться рамками организации свободного времени всех слоёвнаселения, но и оказывать влияние на развитие общественной жизни всего сообщества.
И здесь мы вновь приведём исторический опытвведённых Петром I в 1718 г. ассамблей, посещение которых было обязательным (вёлся учёт гостей, и тех, кто не явился,ожидало взыскание [1, с. 360–361]). Ассамблея, как «вольное собрание или съездв доме», проводилась «не только для забавы, но и для дела»: чтобы вестиразговор «о всякой нужде», узнавать, «что где делается», при этом «карты натаких ассамблеях не терпятся и не подаются». Таким образом, петровскиеассамблеи были призваны просвещать и воспитывать тогдашних дворян испособствовать преодолению их разобщённости. Позднее ассамблеи превратились вдворянские увеселительные балы, традиции которых позднее перешли к клубам, вкоторых зарождались очаги формирования ираспространения общественного мнения.
Сегодня места общениялюдей, где складывается общественное мнение, и каналы его распространенияразнообразны: это формальные и неформальные группы, узкие и широкие организацииразличного назначения. Это редакции периодических изданий и группирующиесявокруг них авторы. Это и многое другое в равных соотношениях в зависимости от историческихусловий и от количества таких мест.
Мы же в настоящей работеакцентируем внимание на роли муниципальных клубов в качестве площадки поформированию общественного мнения на мезоуровне. Такому парадоксальному взглядуесть логико-историческое обоснование.
Во-первых, возникший в г.Москве 6 июня 1772 г. Английский клуб имел в своём составе так называемуюразговорную комнату или «говорильню», как её называли в то время. В этойкомнате сначала собирались после обеда «потолковать кое о чём, поспорить», неболее 5-6 неиграющих членов клуба [2, с. 111–117]. Общественное мнение, складывающеесяв дворянских клубах, не преподносило никому ничего непредвиденного, так какидеологические его основы оставались неизменными. Объективная роль таких клубовв обществе была главным образом стабилизирующей. Клубы, вросшие в российскуюдействительность, символизировали устойчивость бытия, государственного иповседневного, и воспринимались в качестве именно таких учреждений-символов.
И снова обратимся кклассику М.Ф. Достоевскому, выразившему достаточно тривиальную мысль в романе«Преступление и наказание»: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хотькуда-нибудь можно было пойти» [3, с. 63]. Современные реалии российскойдействительности как никогда усилили потребность горожан в общении, неизбежносопряжённом с обменом мнениями по волнующим общество вопросам. Сегодня такимпопулярным каналом обмена мнениями стал Интернет, в обществе устоялсяидиоматический оборот «сходить в Интернет»: общение в сети, форумы, чаты ипроч. Но ничто не заменит в обществе живое, человеческое общение в центрахпроведения досуга.
Для формирования муниципальных клубных центров – такназываемых «площадок» мнений по самому широкому кругу вопросов общественнойжизни и выработки общих системных взглядов по сложнейшим вопросам сегодняшней ибудущей жизни России, в управлении клубами требуется отойти от формализма ишаблонности содержания и форм работы.
Муниципальный клуб в нашем понимании – этооснованное на общении объединение граждан, созданное и управляемоемуниципалитетом для того, чтобы регулярно контактировать с членами клуба ипредлагать ценный для них пакет привилегий с целью повышения гражданской исоциальной активности на основе эмоциональных взаимоотношений.
Членами клуба могут быть не только отдельные люди,но также семьи или целые компании. Контакты и общение внутри клуба могут иметьразные формы – от самых простых форм общения до сложных в организации мероприятий(например, контакты в рамках клубных вечеров и т.д.).
Но для того чтобы клуб действительно стал «центромпритяжения» общественности, следует обратить внимание на то, что клуб – это впервую очередь люди, а не стены помпезных архитектурных зданий. Чтобы сложилосьмноголикое клубное сообщество личностей, которым интересно быть вместе,несмотря на разность профессий, вкусов, необходима инициатива его членов,которые предлагали бы свои идеи развития клубной жизни и силы для ихреализации. «Член клуба – не зритель в театре … он полноправный участникподготовки и проведения всех клубных мероприятий» [2, с. 240].
Для достижения цели повышения гражданской исоциальной активности муниципальный клуб предлагает своим членам пакетпривилегий, имеющий для населения высокую ценность [3, с. 82]. Члены клубадолжны ощущать ценность предлагаемых привилегий. Если привилегии ценны только сточки зрения муниципалитета, то они ничтожны. Именно привилегии служат ключом кактивности членов клуба. Например, муниципальный клубявляется, согласно законодательству, некоммерческой организацией, можетпроводить благотворительные программы, призванные поддержать отечественнуюкультуру и образование. Выступая примером бескорыстного гуманизма и дляпридания членам клуба и обществу в целом правильных нравственных ориентиров,правление клуба может выбрать такие формы и методы благотворительной работы,которые приносят конкретную пользу. Например, поддержка одарённых студентовучебных заведений, которые становятся стипендиатами Муниципального клуба.Конечно, сам факт получения стипендии приятен для студентов, но не менеезначимым для них становится и то, что их успехи замечены обществом, что в них,как в будущих специалистов, верят.
Безусловно, первоочередная задача клуба – внушитьчленам клуба приверженность к клубным целям и идеалам. Достичь этой целивозможно достижением устойчивых эмоциональных взаимоотношений с членами клуба.Эмоциональные взаимоотношения – намного более прочная основа для завоеванияпродолжительной приверженности, чем различные материальные блага. Поэтому пакетклубных привилегий должен сочетать в себе материальные и нематериальные видыпоощрения. Кроме того, общение в рамках клуба само по себе может расцениватьсякак привилегия.
Дело в том, что даже у клуба, первоначально имеющегов наличие небольшое преимущество, связанное с долей на рынке, данное преимуществоможет автоматически возрастать, так как наблюдаются внешние сетевые эффекты(когда полезность продукта для потребителя возрастает по мере увеличения числапользователей). Действительно, чем популярнее клуб, тем более полезным онкажется посетителям, тем больше желающих в него попасть. Повышается сильное«стремление к совместимости с выбором других потребителей» [1, с. 82].
Так, например, в частных клубах существует особаякатегория членства – это «Основатели клуба». Это именно те лидеры, которыев дальнейшем, при эффективном менеджменте, будут рекомендовать данный клубсвоему кругу общения. Желаемая активность подразумевает дальнейшее привлечениеновых членов в клуб, рекламу из уст самих членов клуба. От активности членовклуба во многом зависит реализация целей социальной и гражданской ответственности.
Деятельностимуниципального клуба имманентна доступность, осмысленность и одухотворённость,носящая просветительский, воспитательный характер. При отсутствии театров,музеев, выставочных и концертных залов, муниципальный досуговый клубныйкомплекс является иногда единственным средоточием культурноговремяпрепровождения, позволяющего ретерриториализовывать потоки социальныхмножеств, локализуя их в контролируемых пространствах, производящихпредсказуемые серийные и рационализирующие формы рекреации. Таким образом,наступает Парето-улучшение: допустимый к клубному муниципальному благу индивидулучшает своё социальное положение, в то время как благосостояние другихиндивидов не ухудшается. Даже благосостояние других индивидов в обществе можетулучшиться, так как муниципальным клубам присуще приобщение широких масснаселения к творчеству, пропаганде культурных ценностей, развитию активной жизненнойпозиции.
Муниципальное клубноеучреждение будучи некоммерческой организацией (НКО) производит частичнообщественные блага, результат потребления которых ведёт к повышению качестважизни. Однако зачастую часто этот результат сильно отложен во времени. Поэтомупотребитель не готов в момент покупки блага чётко оценить полную его полезностьи может занизить стоимость.
В практике для оценкидеятельности НКО принято выделять три уровня результатов [1]:
I. Продукт (Output) – этото, что конкретные люди получили от деятельности НКО. В нашем случае продуктомбудет непосредственное общение, способствующее творческому, духовному,интеллектуальному развитию личности.
II. Результат (Outcome) –это то, что изменилось в результате потребления продукта: поведение, уровеньблагосостояния или жизнь целевой группы. Так, в нашем примере результатом будетизменение поведения членов клуба в отношении субъективной оценки качестважизни.
III. Эффект (Impact) –это то, что изменилось в структуре проблемы. Любая программа НКО имеет дело скакой-то общественной проблемой. Если у деятельности НКО есть результат, томожно надеяться и на эффект, т.е. долгосрочные, структурные изменения. И этоизменения в социуме или всём обществе, а не только на уровне целевой группы. Внашем случае эффектом будет снижение социальных издержек в обществе.
Такое разделениерезультата деятельности НКО на «продукт» и «социальный эффект» вполне оправданос точки зрения оценки эффективности целедостижения, поскольку все цели НКОлежат в плоскости достижения определённых социальных эффектов.
Итак, институциональныйкомплекс условий реформирования муниципального клуба при формировании постиндустриальнойэкономики включает в себя (рис. 1):
/>
Рис. 1. Группыинституциональных условий при реформировании муниципального клубного учреждения
1.  Институциональные условия развитиякультурно-нравственного капитала заключаются в превращении всей экономики вблагоприятную среду для расширенного воспроизводства науки и культуры, в опоруроста потенциала и непрерывности прогресса экономики.
2.  Институциональные условияформирования неценовых механизмов выработки лояльности специфическому товару«регион» предполагают выработку солидарного экономического поведения.
3.  Институциональные условияформирования гражданского общества, повышения гражданской и социальнойактивности, способствующие повышению уровня гражданского самосознания, широкомуразвитию социальных технологий компромисса и достижению баланса прав иобязанностей членов гражданского общества, солидарного кооперативного поведения.
4.  Институциональные условияформирования общественного мнения на мезоуровне как важнейшего фактора обратнойсвязи, придающего управлению на местах системные признаки: устойчивость,автономность (самодостаточность), целеориентированность, высокую интегративнуюспособность.
5.  Институциональные условия развития человеческогокапитала, ориентированного на повышение значения духовно-нравственных началчеловеческого общежития (когда человеку свойственно общественно-ориентированноеповедение, учитывающее интересы ближнего) как средства максимизацииобщественного благосостояния.
Исходным моментом при переходе к концепции постиндустриального развитияРоссии является определение государством долгосрочных приоритетовсоциально-экономической модернизации и построение соответствующей системыинститутов, что позволяет «связать» институциональные условия с интересамихозяйствующих субъектов.
На рисунке 2 показано место и роль институциональных в структуреэлементов института муниципального клубного учреждения.
/>
Рис. 2. Место и рольинституциональных в структуре элементов института муниципального клубногоучреждения
Совокупность институциональных условий образует институциональное поле(среду), которое представляет собой взаимодействующие основополагающиеполитические, правовые, социальные и другие условия, создающие возможности дляпроизводства, обмена, распределения и потребления.
Институциональные условия являются одним из важных составляющих этапаразвития национальной экономики в рамках постиндустриальной концепции.Особенности создания и функционального проявления системы институциональныхусловий затрагивают все сферы экономической, политической и социальной жизниобщества. При переходе к пост-индустриальной экономике необходимо созданиетакой системы институциональных условий, в рамках которой основной цельюучастников хозяйственной деятельности будет не индивидуальное выживание, адолговременное экономическое развитие на современной научно-технической базе,что тем самым создаёт объективные предпосылки для прогрессивного развития всегообщества. От того, какие цели преследуются институциональными условиями,зависит весь характер постиндустриальных преобразованийэкономики и успешность последующего её функционирования.
Механизм институционального проектирования формальных государственныхинститутов, основанный на принципах этапной полноты проекта, достаточногоразнообразия стимулов, максимальной защищённости от оппортунистическогоповедения, представляет собой целенаправленную деятельность государства поупорядочению взаимоотношений бизнеса, власти и гражданского общества,преодолению атомизированного состояния экономики, локализации еёнеопределённости. Он обеспечивает компенсацию негативного эффектанеравновесности институционального рынка, проявляющегося в расширении сферыдействия неформальной институционализации на начальных этапах рыночнойтрансформации, детерминировавшей персонализацию экономических отношений,дуализм норм, высокий уровень неопределённости, многообразие институциональныхловушек и др.
Институализация реформирования муниципального клубного учрежденияпредусматривает отработку процедур согласования интересов и общих целейобщества, власти и бизнеса в рамках правового поля, принятияорганизационно-правовых и политических норм, гармонизирующих интересыучастников этих отношений при чёткой самоидентификации ими общности целей ипотребности в социальном партнёрстве.
Муниципальное клубное учреждение как одна из форм консолидации общества ивласти, их деятельности в режиме социального партнёрства становится центром нетолько культурного развития, общения, досуга, но и центром формированияобщественного сознания, мнения, своеобразным демократическим институтом.

Библиографическийсписок
муниципальныйклубный учреждение пожертвование
1. Майерс, Д.Социальная психология. Интенсивный курс [Текст] / Д. Майерс. – СПб.; М.: Прайм-Еврознак; Олма-Пресс, 2008.– 510 с.
2. Макаров, В.Л.Институты в рыночной экономике [Электронный ресурс] / В.Л. Макаров. – URL: www.iet.ru/mipt/2/text/curs_gossect.htm,свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
3. Малые города и национальный проект [Электронный ресурс]. – URL: www.kara-murza.ru/books/articles/200500100008.htm,свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
4. Маркузе, Г.Одномерный человек. Американская социологическая мысль [Текст] / Г. Маркузе. –М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. – 146 с.
5. Медведников, С.А.Частный клуб: организация, управление, развитие [Текст] / С.А. Медведников. –М.: Вершина, 2006. – 196 с.6. Международный менеджмент [Текст] / подред. С.Э. Пивоварова, Л.С. Тарасевича, А.И. Майзеля. – СПб.: Питер, 2011.– 575 с.
7. Менеджментпроцессов [Текст] / Под ред. Й.Беккера, Л. Вилкова, В. Таратухина, М. Кугелера, М. Розмана. – М.: Эксмо,2008. – 358 с.
8. Методы сбораинформации в социологических исследованиях [Текст]. в 2 т. – М.: Наука, 2010. – Кн. 1. – 250 с.; Кн. 2. – 222с.
9. Бусыгин, В.П. Методы микроэкономического анализа [Текст]/ В.П. Бусыгин, С.Г. Коковин, А.А. Цыплаков. – Новосибирск: НГУ,2010. – 73 с.
10. Минаев, С. ДУХLESS: Повесть о ненастоящем человеке / С. Минаев. – М.: АСТ; Транзиткнига, 2006. –352 с.
11. Митин, М.Б. НТР,образ жизни и идеологическая борьба [Текст]/ М.Б. Митин // Проблемы социалистического образа жизни. –М.: Политиздат, 2007. – 235 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.