Реферат по предмету "Физика"


Лев Давидович Ландау

Лев Давидович Ландау родился 22 января 1908 года в городе Баку в семье инженера-нефтяника. Математические способности у него проявились очень рано: в 12 лет он научился дифференцировать, в 13-интегрировать, а в 1922 году поступил в университет, где учился одноимённо на двух факультетах-физико-математическом и химическом. Потом Ландау перевёлся в Ленинградский университет; закончив его в 1927 году поступил в аспирантуру Ленинградского физико-механического института. В октябре 1929 по решению народного комиссариата просвещения Ландау направили на стажировку за границу. Он посетил Германию, Данию, Англию.
В декабре 1929 секретарь директора института теоретической физики в Копенгагине сделал в книге регистрации иностранных гостей короткую запись «Доктор Ландау из Ленинграда». Доктору в то время не исполнилось ещё 22лет, но удивился бы этому в знаменитом институте, ровно как и мальчишеской худобе, Безапелеционности суждений? Никого не поразил юный возраст доктора из Ленинграда. Между тем Ландау знали как автора доброго десятка самостоятельных работ по квантовым проблемам. Первую из них он написал в 18 лет-когда учился в Ленинградском университете на физико-математическом факультете. Этот этап в развитии науки о микромире назвали «Эпохой бури и натиска». На рубеже 19-20 веков шла борьба против классических представлений в естествознании. Лев Ландау был из тех, кто просто создан для научных бурь и натисков. Во время полуторагодичной стажировки молодой физик провёл у Нильса Бора в общей сложности 110 дней. То, как проходили эти дни, запечатлел на карикатурном рисунке другой российский учёный-26 летний Георгий Гамов, тогда уже прославившийся благодаря теории a-распада ядер. Ландау изображён привязанным к стулу с кляпом во рту, а Нильс Бор стоит над ним с указующим перстом и наставительно произносит: «Погодите, погодите, Ландау, дайте мне хоть слово сказать!» «Такая вот дискуссия идёт всё время»,- пояснял свою карикатуру Гамов, добавляя, что на самом деле никому слова сказать не давал именно почтеннейший Бор. И всё-таки истинной правдой были азартная неуступчивость молодых и долготерпение учителя. Супруга Бора Маргарет рассказывала: «Нильс оценил и полюбил Ландау с первого дня. И понял его нрав…… Вы знаете, он бывал невыносимым, не давал говорить Нильсу, высмеивал старших, походил на взлохмаченного мальчишку…… Но как он был талантлив и как правдив! Я его тоже очень полюбила и знала, как он любит Нильса….» Ландау любил в шутку повторять, что опоздал родится на несколько лет. В 20-х годах 20 века новая физика развивалась настолько стремительно, словно и вправду родившееся чуть раньше его успели покорить все «восмитысячники в горной гряде квантовых Гималаев». Он со смехом говорил своему приятелю Юрию Румеру, тоже тоже стожеровавшемуся в Европе: «Как все красивые девушки уже разобраны, так все хорошие задачи уже решены». К тому времени были в основном завершены два разнозначных варианта квантовой механики-Гейзенберга и Шрёдингера, открыты и сформулированы три ключевых принципа новой науки: принципы дополнительности, запрета и соотношение неопределённостей. Однако вся последующая творческая жизнь Льва Ландау продемонстрировала, как много непознанного оставили на его долю микро и макро мир. Школа Ландау зародилась в середине 30-х годов., её основатель далеко не всегда оказывался старше своих учеников. Оттого в этой школе с очень строгой дисциплиной все ученики были на «ты» между собой, а многие-и с учителем. Среди них-его ближайший сподвижник, будущий академик Евгений Михайлович Лифшиц (1915-1985). Он стал соавтором Ландау по знаменитому «курсу теоретической физики». Для ученых всего мира этот курс том за томом превращался в своеобразное священное писание, как серьёзно выразился однажды толантлиевший Владимир Наумович Грибов (1930-1997). Неповторимым достоинством курса была его энциклопедичность. Самостоятельно изучая последовательно выходившие в свет тома, и молодые, и почетные теоретики начинали ощущать себя знатоками современной физической картины микро- и макро мира. «После Энрико Ферми я последний Универсалист в физике», Не раз говорил Ландау, и это признавалось всеми. Школа Ландау была, наверное, самой демократичным сообществом в российской науке 30-60-х гг., вступить в которое мог кто угодно- от доктора наук до школьника, от профессора до лаборанта. Единственное что требовалось от претендента, - удачно сдать самому учителю (или его доверенному сотруднику) так называемый теорминимум Ландау. Но все знали что это «единственное» - суровое испытание способностей, воли, трудолюбия и преданности науке. Теорминимум состоял из девяти экзаменов - двух по математике и семи по физике. Он охватывал всё что необходимо знать, прежде чем начинать самостоятельно работать в теоретической физике; сдавали теорминимум не более трёх раз. Четвёртую попытку Ландау не разрешал никому. Здесь он был строг и неумолим. Мог сказать Провалившемуся «абитуриенту»: «Физика из вас не получится. Надо называть вещи своими именами. Было бы хуже, если бы я ввёл вас в заблуждение». Евгений Лифшиц рассказывал, что начиная с 1934 года Ландау сам вёл поимённый список выдержавших испытание. И к январю 1962года этот «гроссмейстерский» список всего 43 фамилии, но зато 10 из них принадлежали академикам и 26 – докторам наук. Теорминимум – теоркурс – теорсеминар…. Во всём мире были известны три ипостаси педагогической деятельности Ландау, благодаря которым он стал для многих учителем с большой буквы, несмотря на бескомпромиссность, резкость, прямоту и другие «антипедагогические» черты его непростого характера. Школа Ландау отличалась суровостью даже во внешних проявлениях. Нельзя было опаздывать к началу теорсеминара в 11 часов утра, какие бы сверхважные события ни мешали назначенному на этот четверг докладчику вовремя добраться до института на Воробьёвых горах. Если кто-нибудь в 10 часов 59минут произносил «Дау, пора начинать!», Ландау отвечал: «Нет, у Мигдала есть ещё минута, чтобы неопоздать….». И в распахнутую дверь действительно вбегал стремительный Аркадий Бейнусович Мигдал (1911-1991). Эта последняя минута получила название «мигдальской». «А ты никогда не станешь королём!- внушал Лев Давыдович многообещающему доктору наук, который был невладах с часами. Точность- вежливость королей, а ты не вежлив». Мигдал так и не стал королём, но стал академиком. На семинарах Ландау беспощадно отвергал пустое теоретизирование, именуя его патологией. И мгновенно загорался услышав плодотворную идею. В 1958 году физики, торжественно отмечая 50-летие Ландау, не могли устроить выставку его экспериментальных установок или созданных им приборов в институте физических проблем. Зато академики и студенты, соревнуясь в изобразительности, придумали и заранее заказали искусникам из мастерских Курчатовского института атомной энергии мраморные скрижали – «Десять заповедей Ландау». В подражание десяти библейским заповедям двух мраморных досках были выгравированы десять основных физических формул Ландау, о которых его ученик, академик Юрий Моисеевич Каган (родился в 1928), сказал: «Это было самое расхожее из самого важного, что Дау открыл».
А через четыре года после юбилея жизнь Ландау повисла на волоске из-за автомобильной аварии. Знаменитый чешский нейрохирург Зденек Кунц, срочно прилетевший в Москву, вынес приговор: «Жизнь больного несовместима с полученными травмами». А он выжил! Это чудо сотворили вместе с врачами физики. Светила медицины, такие, как канадский нейрохирург Пенфилд, и светила физики, среди них сам Нильс Бор, объединили усилия спасая Ландау. По их просьбам в Москву летели лекарства из Америки, Англии, Бельгии, Канады, Франции, Чехословакии.
Лётчики международных авиалиний включились в эстафету передачи России срочно необходимых препаратов. Академики Николай Николаевич Семёнов И Владимир Александрович Энгельгардт уже в то самое злосчастное воскресенье, 7 января синтезировали вещество против отёка мозга. И хотя их опередили- из Англии доставили готовое лекарство, для чего на целый час задержали отправление рейса в Россию. В этот весенний день, когда у всех появилось ощущение выйграной схватки со смертью, Пётр Леонидович Капица сказал: «…это благородный фильм, который нужно было бы назвать «Если бы парни всего мира! » - и сразуже поправил себя, уточнив:- «Учёные парни всего мира!». И предложил дать такое название первому газетному очерку о состоявшемся чуде воскрешения Ландау. Нильс Бор сразу решил психологически поддержать Ландау. В Шведскую королевскую академию наук ушло из Копенгагена подписанное 77-летним Бором письмо с предложением: «…Нобелевская премия в области физики за 1962 год должна быть присуждена Льву Давидовичу Ландау за то поистине решающее влияние, которое его оригинальные идеи и выдающиеся работы оказали на атомную физику нашего времени». Премию, вопреки традиций, шведы вручили Ландау не в Стокгольме, а в Москве, в больнице академии наук. И он не мог ни подготовить, ни зачитать обязательную для лауреата нобелевскую лекцию. К величайшему сожалению Лондау, на черимонии вручения не присутствовал инициатор награждения Нильс Бор- он ушёл из жизни поздней осенью 1962года, не успев убедится, что его последняя добрая воля по отношению к великому ученику осуществилась. А Лев Давидович прожил ещё шесть лет и встретил в кругу учеников своё 60-летие. Это была для него последняя юбилейная дата: Ландау умер в 1968 году. В истории науки он останется одной из легендарных фигур 20-го века, заслужившего трагическую честь называться атомным. По прямому свидетельству Ландау, он участвуя в бесспорно героической эпопеи в создании советской ядерной энергетики. Им двигали только гражданский долг и неподкупная научная честность. В начале 50-х годов он сказал: «…надо употребить все силы, чтобы не войти в гущу атомных дел…. Целью умного человека является самоотстронение от задач, которые ставит перед собой государство, тем более советское государство, которое построено на угнетении».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Правовые основы государственного антимонопольного регулирования в республике Казахстан
Реферат Осиповский мятеж
Реферат Вплив фізичних навантажень на віковий склад та метаболічний статус червонокрівців периферійної крові
Реферат Разработка инвестиционного проекта по строительству лесопильного завода в Киренском районе
Реферат Перинатальная патология нервной системы
Реферат Plutonium
Реферат Банковская система Узбекистана современное состояние и перспективы развития
Реферат Тема родины в творчестве Блока
Реферат Становление власти в России
Реферат Клиническое значение нарушений сна у беременных
Реферат Анализ деятельности муниципального Дошкольного Образовательного Учреждения «Детский сад №22-црр» за 2009/2010 учебный год
Реферат V международная научно-практическая конференция
Реферат Сущность и особенности теорий агрессии и подражания (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура)
Реферат 013800 радиофизика и электроника
Реферат Концептуальные основы системы экологической безопасности