Реферат по предмету "Финансы"


Рынок ценных бумаг в россии на современном этапе

--PAGE_BREAK--
2.1. Общеэкономический фон

Общеэкономический фон в России на протяжении 2006-2007 годов оставался позитивным. Ожидание роста российского РЦБ его участниками, основанное на благоприятной конъюнктуре сырьевых рынков, а также на улучшающихся ключевых макроэкономических показателях, способствовало активизации, как эмитентов, так и инвесторов.

Различные компании и финансовые институты на фоне растущего внутреннего и внешнего спроса стали больше инвестировать в расширение бизнеса. Для привлечения финансирования все активнее стали использоваться фондовые инструменты. Основными факторами, способствующими росту привлекательности фондового рынка для эмитентов в 2007 году, были:

~     повышение кредитных рейтингов ряда компаний, что позволило им упростить доступ к фондовым инструментам и снизить издержки привлечения российскими компаниями инвестиций на РЦБ;

~     устойчивый спрос на ценные бумаги на внутреннем рынке, чему способствовало улучшение финансовых показателей российских компаний на фоне их относительной недооцененности по сравнению с аналогами на развивающихся рынках.

Сигналом для активизации инвесторов на фондовом рынке послужили следующие факторы:

~     сохранение устойчивого экономического роста; 

~     существенный рост котировок отечественных компаний в 2007 году;

~     позитивный внешний новостной фон и благоприятная конъюнктура мировых товарных рынков, что позволило ожидать хороших результатов деятельности экспортно-сырьевых компаний.

Кроме того, более высокий уровень ликвидности банковского сектора в 2007 году по сравнению с предыдущими годами и рост активности населения в области коллективных инвестиций способствовали увеличению спроса на ценные бумаги на внутреннем рынке.

Тем не менее, ситуация на российском фондовом рынке в 2007 году во многом определялась внешним новостным фоном, где можно выделить следующие значимые для российского фондового рынка события:

~     изменение учетных ставок ФРС США, приведшее к коррекции российского фондового рынка;

~     геополитическая ситуация на Ближнем Востоке и в Нигерии, способствовавшая увеличению рисковой премии в цене на нефть и толкающая вверх котировки российских нефтяных компаний;

~     состояние запасов нефти и нефтепродуктов в США, которое также оказывало значительное давление на нефтяные котировки[9].

2.2. Изменения в законодательстве о РЦБ за 2007 год

Российская инфраструктура фондового рынка по своей технической оснащенности и технологическому развитию значительно опережает уровень законодательной базы и государственного регулирования этой сферы. Она развивается в значительной степени вопреки, а не благодаря участию государства в этом процессе.

Однако деятельность ФСФР России в 2007 году была сосредоточена на решении следующих задач.

В период 2006-2007 годов динамичное развитие РЦБ сопровождалось работой ФСФР России по дальнейшему совершенствованию нормативной правовой базы регулирования РЦБ. В соответствии со Стратегий ФСФР России были утверждены ведомственные нормативные правовые акты и совместно с Минэкономразвития России, Минфином России, а также Банком России разработаны проекты федеральных законов, затрагивающие широкий перечень проблем развития финансовых институтов и инструментов.

В центре внимания ФСФР России были, прежде всего, вопросы повышение конкурентоспособности Российского финансового рынка, бирж и торговых систем, в том числе посредством расширения спектра инвестиционных инструментов на российском финансовом рынке.

Важным шагом стало создание регулятивной основы для выпуска РДР (Российские депозитарные расписки). Был подготовлен и принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»[10], а также в развитие положений этого закона утверждены соответствующие приказы ФСФР России. В дополнение к этому ФСФР России выступила с инициативой о допуске на Российский финансовый рынок иностранных ценных бумаг.

По мнению ФСФР России допуск иностранных ценных бумагдля размещения и обращения на российском рынке будет содействовать существенному расширению инвестиционных возможностей для российских финансовых институтов и граждан, приближению к ним таких финансовых инструментов, сдерживанию вывода инвестиционных средств за рубеж.

Кроме этого, сделки с иностранными ценными бумагами на российском рынке будут содействовать гармонизации стандартов деятельности российских финансовых, депозитарных, учетных институтов и всей инфраструктуры финансового рынка со стандартами деятельности их зарубежных конкурентов. Все это создает условия расширения объема операций с финансовыми инструментами на российском рынке, концентрации на нем ликвидности, а, следовательно, повышения общей конкурентоспособности и роли российского РЦБ в глобальной финансовой системе.

В развитие указанной идеи ФСФР России, совместно с Минэкономразвития России, Минфином России и Банком России разработала концепцию соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»[11], а также совместно с депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект указанного закона. После утверждения концепции закона Правительством Российской Федерации проект закона был внесен в Государственную Думу.

Для обеспечения совершения сделок с иностранными ценными бумагами в соответствии с требованиями российского законодательства был утвержден Приказа ФСФР России «Об утверждении Положения о квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг»[12], создавший условия для легализации операций российских финансовых институтов с иностранными ценными бумагами. Данная мера обеспечила большую защиту прав инвесторов и иных участников РЦБ при совершении таких операций.

В целях увеличения количества финансовых инструментов, обращающихся на финансовом рынке, а также упрощения процедур привлечения инвестиционных средств на РЦБ российскими предприятиями ФСФР России создала нормативную базу для эмиссии выпусков биржевых облигаций. Соответствующие поправки  закреплены Федеральным законом «О рынке ценных бумаг».[13]

За последние годы важной тенденцией на РЦБ стало расширение операций с производными финансовыми инструментами. Реальным импульсом для качественного роста объемов сделок с этими инструментами стали поправки в статью 1062 части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации, принятые Федеральным законом № 5-ФЗ от 26.01.2007 и направленные на предоставление судебной защиты по срочным сделкам[14].

Также в соответствии со Стратегией внесены изменения в Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах»[15], направленные на совершенствование регулирования эмиссии и обращения ипотечных ценных бумаг. Одновременно ФСФР России была разработаны необходимые нормативная правовые акты, регулирующие процедуру эмиссии и обращения облигаций с ипотечным покрытием.

В целяхобеспечения доступности информации о ценных бумагах и прозрачности сделок с ними были разработаны изменения в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», направленные на уточнение перечня существенных фактов деятельности акционерных обществ, подлежащих публичному раскрытию. В частности, к числу таких фактов были отнесены данные, характеризующие обеспечение облигаций, информация об инсайдерских сделках с ценными бумагами и ряд других сведений.

В 2006-2007 году были разработаны нормативные правовые акты, обеспечившие расширение возможностей акционерных обществ по привлечению инвестиционных средств на рынке акций путем первичного размещения новых выпусков, так называемое IPO (Initial Public Offering[16]). В 2007 году по объему первичного размещения акций Россия вышла на одно из лидирующих мест в мире.

В указанный период ФСФР России были также разработаны и утверждены нормативные правовые акты, регулирующие процесс поглощений и вытеснений в акционерных обществах. В то же время накопленная правоприменительная практика показывает, что соответствующая законодательная база нуждается в пересмотре, в том числе в части функций и полномочий федерального органа исполнительной власти по РЦБ. Так, действующие нормы законодательства не позволяют ФСФР России в должной мере обеспечивать защиту прав и законных интересов акционеров в ходе поглощений и вытеснений.

В целях укрепления конкурентоспособности российских торговых площадок, а также гибкого реагирования российских финансовых институтов и инвесторов на конъюнктуру мировых финансовых рынков были созданы правовые основы для увеличения времени торгов на организованном рынке. Нормы соответствующего приказа ФСФР России в долгосрочной перспективе открывают потенциальную возможность перехода российских биржевых площадок на круглосуточную торговлю ценными бумагами.

В соответствии со Стратегией была активизирована работа по снижению административных барьеров на РЦБ, а также по развитию саморегулированияучастников рынка. Стратегия, в частности, предусматривала возможность передачи СРО (саморегулируемые организации) отдельных полномочий по регулированию, которые в настоящее время осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области финансового рынка. В развитие указанного положения Стратегии, а также в ходе реализации мероприятий Административной реформы ФСФР России утвержден административный регламент проведения проверок участников финансового рынка. Регламент впервые предоставляет право СРО профессиональных участников РЦБ участвовать в таких проверках. Кроме этого расширены полномочия СРО в процессе лицензирования профессиональных участников финансового рынка. Это нашло закрепление в принятом ФСФР России соответствующем административном регламенте, в котором СРО было предоставлено право предварительной экспертизы документов участников рынка, а для организаций, чьи документы прошли такую экспертизу, вдвое сокращены сроки рассмотрения заявлений на лицензирование[17].

Одним из центральных вопросов в деятельности ФСФР России в 2006-2007 годах стало развитие институтов коллективного инвестирования. Важнейшим результатом работы по этому направлению являются подготовленные ФСФР России в тесном взаимодействии с Минэкономразвития России и Минфином России, а также депутатами Государственной Думы, масштабные изменения в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах»[18]. Соответствующий закон был принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ в конце 2007 года. Эти изменения качественным образом перестраивают систему инвестирования с использованием механизмов паевых инвестиционных фондов. Благодаря исключению ряда законодательных ограничений деятельности управляющих компаний, закрепленный в законе механизм может использоваться для широкого привлечения в экономику стратегических инвестиций, в том числе путем создания венчурных фондов.

Принятые изменения позволяют также создавать хеджевые фонды, расширить активы, в которые может инвестироваться имущество паевого инвестиционного фонда.

В рамках указанных изменений на законодательном уровне введено понятие «квалифицированный инвестор», что позволило устранить ранее действующие ограничения при управлении активами паевых фондов, создаваемых для этой категории инвесторов.

Кроме этого, закон дополнен положениями, направленными на защиту неквалифицированных инвесторов, повышение прозрачности деятельности управляющих компаний, усиление надзора за их деятельностью со стороны ФСФР России. В настоящее время ФСФР России ведется работа по подготовке и принятию нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений принятого закона.

В 2006-2007 годах была подготовлена целая серия нормативных правовых актов, направленных на расширение инвестиционных возможностей негосударственных пенсионных фондов. Прежде всего, было принято постановление Правительства Российской Федерации, утвердившее правила размещения средств пенсионных резервов НПФ. Также были разработаны правила размещения средств военной ипотеки.

Вместе с тем, работа над Стратегией не завершена и новые вызовы обостряющейся конкуренции на финансовых рынках, их глобализация требуют нового подхода к реализации ранее сформулированных задач, а также дополнения их новыми инициативами.

Основные задачи совершенствования регулирования и  развития РЦБ на среднесрочную и долгосрочную перспективу
. По состоянию на начало 2008 года отдельные важные положенияСтратегии остаются не реализованными. Частично это объясняется наличиемразличных точек зрения по концептуальным, стратегическим направлениямразвития финансового рынка, как среди его участников, так и средизаинтересованных органов исполнительной власти. В этойсвязи, в рамках основных направлений совершенствования регулированияРЦБ, ФСФР России считает необходимым предусмотреть нетолько более реалистичные сроки выполнения просроченных мероприятийСтратегии, но также подготовку согласованных концептуальныхпредложений по выбору наиболее оптимальных и эффективных путейразвития российского РЦБ. Представляется, что подготовкаи согласование таких предложений существенно ускорит завершение работыпо реализации важнейших положений Стратегии.Целью совершенствования регулирования и развития РЦБ на среднесрочную и долгосрочную перспективу является егопревращение в важнейший фактор повышения конкурентоспособностиРоссийской экономики. Это требует отладки рыночных механизмовпривлечения инвестиций, обеспечивающих развитие инноваций инфраструктуры, реализацию проектов по модернизации экономики, а такжеповышения эффективности исполнения государственных функций по защитеправ и законных интересов участников финансового рынка, попредупреждению и предотвращению недобросовестной практики инарушений законодательства на РЦБ. Все это являетсяосновой формирования в России одного из ведущих мировых финансовыхцентров[19].

2.3. Инвестиционный климат

2.3.1. Развитие рынка акций в 2007 году

Самым   распространенным   инструментом   на  российском  рынке являются акции, за последние два с половиной  года  капитализация  рынка акций РФ  выросла более  чем в  3,5 раза,  основной рост пришелся на 2006 год (в среднем около 200 %)[20].

Высокий спрос со стороны инвесторов на бумаги российских компаний, наблюдавшийся на протяжении 2007 года, стал ключевой причиной стремительного роста российского рынка акций. Основными факторами, определяющими инвестиционные предпочтения портфельных инвесторов на отечественном фондовом рынке в 2007 году, являлись:

~     благоприятная конъюнктура мировых товарных рынков;

~     интенсивное наращивание вложений иностранных институциональных инвесторов;

~     стремительный рост рынка был связан с успешно проходящей либерализацией электроэнергетической отрасли[21].

В целом вложения в российский фондовый рынок в 2007 году оправдали ожидания инвесторов. Однако развитие российского РЦБ сдерживается некоторыми факторами – у российского фондового рынка еще остаются слабые стороны, основными из которых на данный момент являются:

~     низкая ликвидность большинства торгуемыхбумаг;

~     широкое использование инсайдерскойинформации;

~     значительная доля акций нефтегазовыхкомпаний в общей капитализации рынка;

~     недостаточное присутствие на бирже стратегических инвесторов[22].

--PAGE_BREAK--
Выпуски эмиссионных ценныхбумаг в 2007 году


Выпуски эмиссионных ценныхбумаг в 2007 году

Акции*

Облигации

Всего

Открытая подписка, млрд. руб.

74,6

616,4

691

Закрытая подписка, млрд. руб.

550,6

10,3

560,9

Прочие**, млрд. руб.

637,4

-

637,4

Всего, млрд. руб.

1262,6

626,7

1889,3

Инвестиции в основной капитал

(оценка 2007), млрд. руб.

                                                6418,7



* по номинальной стоимости

** в т.ч.: распределение, конвертация, приватизация.

В последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста роли

российского финансового рынка в процессе трансформации

индивидуальных сбережений в инвестиции
. По итогам 2007 года пайщиками паевых инвестиционных фондов являлись более 1640 тыс. человек. За год число пайщиков выросло на 12%, при том, что, число паевых фондов увеличилось более чем на 50%. Указанная пропорция между ростом численности пайщиков и паевых фондов свидетельствует о повышении конкуренции со стороны управляющих фондами за инвесторов и об опережающем расширении видов инструментов коллективного инвестирования. Это обеспечивает потенциально высокую емкость рынка таких услуг в России. На конец 2007 года в России действовало 1030 паевых инвестиционных фондов по сравнению с 642 фондами в 2006 году. За прошедший год наиболее высокими темпами выросло число закрытых инвестиционных фондов недвижимости и открытых фондов акций.

Активы закрытых фондов недвижимости за год выросли на 171%. Число открытых фондов акций увеличилось более чем на 90%, а объем их чистых активов – на 76%. Суммарный объем чистых активов действующих паевых инвестиционных фондов достиг 766,8 млрд. руб. Прирост чистых активов за год составил 346,9 млрд. руб., что примерно равно 17% от величины сбережений населения в 2007 году и превышает прирост величины сбережений за год[27].

Исходя из данных таблицы 2.4.2, можно наблюдать, что за последние годы произошло существенное расширение институтов коллективных инвестиций.

Таблица 2.4.2

Статистика паевых инвестиционных фондов


Статистика паевых инвестиционных фондов

2006

2007*

Прирост

(%)

Стоимость чистых активов паевых

инвестиционных фондов, млрд. руб.,

в том числе:

419,9


766,8


+82,6

закрытых фондов недвижимости,

млрд. руб.

70,3


190,2


+170,5

открытых фондов акций, млрд. руб.


43,7


77,1


+76,4

Число пайщиков паевых

инвестиционных фондов,

в том числе:

1465996


1735878


+18,4

закрытых фондов недвижимости


2384


3616


+51,7

открытых фондов акций


142245


327063


+129,9

Денежные доходы населения,

млрд. руб.

17267,3


21138,9


+3871,6*

Использовано денежных доходов

населения на сбережения, млрд. руб.

3539,8


3762,7


+222,9*

* прирост в млрд. рублей

В 2007 году соотношение стоимости имущества, составляющего совокупные чистые активы инвестиционных фондов, а также пенсионных накоплений и пенсионных резервов к ВВП увеличилось до 5%.

Одновременно с развитием институтов коллективного инвестирования ускорился процесс формирования розничных инвесторов на фондовом
рынке. За год число физических лиц, зарегистрированных в торговой системе Фондовой биржи ММВБ, возросло более чем в 2 раза с 199 тыс. до 417 тыс. человек. Соотношение численности физических лиц, непосредственно участвующих в сделках на фондовом рынке, и численности участников схем коллективного инвестирования возросло с 14 до 25% в пользу тех, кто готов напрямую совершать сделки с ценными бумагами[28].

По данным таб. 2.4.3. можно проследить, что за последние годы произошел существенный прирост количества участников фондового рынка.
Таблица 2.4.3

Количество физических лиц,использующих различные способыучастия на финансовом рынке


Количество физических лиц,использующих различные способыучастия на финансовом рынке

2006

2007*

Прирост

(%)

Количество участников системы

негосударственного пенсионного

обеспечения, человек

6420700


6624500


+3,17

Число пайщиков паевых

инвестиционных фондов, человек

1465996


1642149


+12

Количество физических лиц –

уникальных клиентов торговой

системы Фондовой биржи ММВБ

198973


417400


+110

Число физических лиц – уникальных

клиентов торговой системы Фондовой

биржи ММВБ к численности пайщиков

паевых инвестиционных фондов, %

13,6


24,8


-

Увеличение внутреннего спроса на российском финансовом рынке и расширение использования возможностей российского фондового рынка акционерными обществами для привлечения инвестиционных ресурсов создает более:

~     устойчивую основуфункционирования российского РЦБ;

~     большую ориентированность на потребности национальной экономики;

~     снижение относительной зависимости от конъюнктуры мировых финансовых рынков.

Особенно наглядно рост относительной независимости российского РЦБ от глобальных рынков проявился в конце 2007 – в начале 2008 годов. Хотя на определенном этапе глобального падения котировок мировых финансовых рынков аналогичная негативная динамика котировок наблюдалась и в России, тем не менее, впервые за последние 10 лет в отдельные периоды кризиса (декабрь 2007 – январь 2008) российские биржевые индексы не только снижались в меньшей пропорции, чем зарубежные индексы, но и росли вопреки общему падению мировых биржевых индексов[29].
2.5. Прогноз развития РЦБ на 2008 год

В 2008 году на РЦБ сохранится в целом благоприятная ситуация для различных участников.

К основным факторам, способствующим активности компаний эмитентов, можно отнести следующие.

&       Во-первых
,на фоне устойчивого экономического роста, усиления конкуренции на внутреннем рынке потребность в финансировании со стороны корпоративного сектора будет расти. Кроме того, повышение доверия инвесторов к российским компаниям позволит многим из них рефинансировать долговые портфели на более выгодных условиях. Рост спроса компаний на заемный капитал будет удовлетворяться, в том числе за счет инструментов фондового рынка.

&       Во-вторых
,позитивные итоги 2007 года на рынке коллективных инвестиций, рост ликвидности банковской системы, а также усиление внимания иностранных инвесторов к российской экономике формируют благоприятный фон для дальнейшего развития российского фондового рынка и, соответственно, роста объема новых размещений.

&       В-третьих
,по мере увеличения числа успешных размещений растет интерес компаний к выходу на фондовый рынок. Использование инструментов фондового рынка, помимо диверсификации долга компании, позволяет компании-эмитенту сформировать благоприятную кредитную историю и повысить интерес к собственному бизнесу в глазах стратегических инвесторов. Благоприятный экономический фон и остающиеся недооцененными российские активы вызывают интерес инвесторов. Кроме того, ряд российских компаний имеют хорошие шансы выгодно разместиться и на российском рынке, без размещения на западных площадках.

На рынке еврооблигаций в 2008 году также продолжится позитивная динамика размещений. Повышение прозрачности российских компаний и улучшение корпоративных стандартов и систем представления отчетности позволят новым российским компаниям выйти на мировые долговые рынки. В целом отраслевые диспропорции, наблюдавшиеся в предыдущие годы на долговых рынках, будут постепенно снижаться.

В то же время поведение инвесторов на фондовом рынке в 2008 году будет определяться следующими факторами.

&       Во-первых
,сохранение умеренно позитивной конъюнктуры товарных рынков и потенциала увеличения недооцененных российских активов приведет к дальнейшему укреплению финансового положения российских компаний, что в свою очередь приведет к дальнейшему росту котировок их акций. Рост финансовых результатов компаний позитивно отразится и на рынке облигаций, что будет выражаться в снижении рисков долговых обязательств эмитентов.

&       Во-вторых
,увеличение политических рисков, характерных для предвыборного года, повысит волатильность российского рынка акций и выступит сдерживающим фактором его роста. Тем не менее, высокий спрос со стороны стратегических и спекулятивных инвесторов будет поддерживать рынок.

&       В-третьих
,состояние российского фондового рынка будет определяться внешним новостным фоном, в первую очередь изменениями в монетарной политике ведущих центральных банков мира, геополитической ситуацией на Ближнем Востоке и состоянием мирового рынка нефти[30].

Кроме того, ряд законодательных инициатив, принятых на рассмотрение в 2007 году, может негативно отразиться на развитии российского фондового рынка.

&       Во-первых
,вследствие ужесточения требований ФСФР к правилам размещения первичного выпуска акций на российских и иностранных биржах одна из возможных проблем будет заключаться в способности внутренних институциональных инвесторов приобретать эмитированные ценные бумаги, в то время как иностранные инвесторы не имеют большого желания выходить на российский рынок. Чтобы данный механизм заработал в полную силу, необходимо некоторое время, а пока международные инвесторы не решаются выйти на российские площадки. Как следствие, для ряда компаний, желающих подобным способом привлечь инвестиции, IPO в среднесрочной перспективе потеряет свою привлекательность.

&       Во-вторых
,закон «Об инсайдерской информации и манипулировании рынком», рассматриваемый Государственной Думой, вызвал негативную реакцию участников рынка. В первую очередь, это было связано с определением статуса «инсайдера». Большинство экспертов сходятся во мнении, что данный термин носит негативный оттенок и может навредить репутации человека. Кроме того, данный закон не затрагивает чиновников, которые во многом являются источником колебаний рынка акций. Если же брать зарубежный опыт, то эффективность данного регулирования в западных странах не очень высока, и она не может полностью предотвратить использование инсайдерской информации. В российских условиях его эффективность будет еще более сомнительна.

&       В-третьих
,законодательные инициативы ФСФР, связанные с созданием Центрального депозитария, возможно, также приведут к возникновению ряда негативных последствий для российского фондового рынка. В частности, с созданием Центрального депозитария вырастет стоимость услуг хранения ценных бумаг. В то же время создание единой базы хранения информации увеличивает риски ее потери или утечки, что не может не беспокоить участников рынка. Наконец, введение центрального депозитария повлечет за собой закрытие мелких депозитарных компаний. Тем не менее, Центральный депозитарий остается важным звеном в процессе признания российского рынка ценных бумаг регулируемым[31].

III
. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

РОССИЙСКОГО РЦБ 

Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования РЦБ.
3.1. Ключевые проблемы

Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения:

&       Целевая переориентация РЦБ с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций, на выполнение своей главной функции – направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.

&       Улучшение законодательства и контроль над выполнением этого законодательства.

&       Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо следующее:

~     создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка), а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг;

~     необходимость преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг;

~     ускоренное, опережающее создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы;

~     создание системы отчетности и публикации макро- и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;

~     гармонизация российских и международных стандартов, используемых на рынке ценных бумаг;

~     создание активно действующей системы надзора за небанковскими инвестиционными институтами;

~     государственная поддержка образования в области рынка ценных бумаг;

~     приоритетное выделение государственных финансовых и материальных ресурсов для «запуска» РЦБ;

~     перелом психологии операторов, действующих на рынке, направленной на обход, прямое нарушение государственных установлений и на полное неприятие роли государства как гаранта бизнеса и мелких инвесторов;

~     срочное создание государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов и ценные бумаги от потерь, связанных с банкротством инвестиционных институтов.

&       Реализация принципа открытости информации путем:

~     расширение объема публикаций, о деятельности эмитентов ценных бумаг; введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов;

~     развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций);

~     создание общепринятой системы показателей для оценки РЦБ и т.п[32].

Несмотря на многочисленные трудности – сам рынок есть, он функционирует и развивается; он оказывает влияние на положение дел в государстве и способствует развитию предпринимательства в России.

 

3.2. Проблема финансовой стабильности

Проблема финансовой стабильности становится главной проблемой, связанной с развитием российского финансового рынка.

В целях выработки мер по повышению устойчивости финансовых рынков министрами стран Большой Семерки был создан Форум финансовой стабильности. В рамках этого Форума были определены стандарты финансовой стабильности, сконцентрировавшие мировой опыт по обеспечению условий финансовой стабильности.

Достичь финансовой стабильности не возможно без решения следующих проблем:

~     проблема саморегулирования;

~     проблема правоприменения;

~     проблема российской платёжной системы;

~     проблема обращения ценных бумаг;

~     проблема обеспечения прозрачности;

~     проблема доверия населения и культура сбережений.

Разрешение данных проблем будет непосредственно способствовать повышению эффективности финансового рынка России[33].
3.2.1. Проблема саморегулирования

Одним из принципов обеспечения финансовой стабильности является эффективное регулирование финансового рынка. Обеспечение такого регулирования – задача государства. Именно государство должно обеспечить справедливость, прозрачность финансового рынка, снижение системного риска и защиту инвесторов (вкладчиков), установив требования к деятельности финансовых институтов и санкции за нарушения этих требований.

Эффективность саморегулирования напрямую зависит от правильности определения его места во всей системе регулирования. Саморегулируемые организации могут лишь дополнять государственное регулирование и при этом должны находиться под контролем со стороны государства.

Саморегулирование не может заменить государственного регулирования в силу наличия конфликта интересов, дополнительных транзакционных издержек, связанных с деятельностью саморегулируемых организаций, и в конечном итоге снижения уровня защищенности прав инвесторов.

В финансовом секторе это связано с непониманием роли и места финансового посредника на финансовом рынке. Постоянно предпринимаются попытки защитить его интересы в ущерб интересам реальных предпринимателей на финансовом рынке – инвесторов, вкладчиков, застрахованных лиц, что в ситуации неадекватного обеспечения прав инвесторов (вкладчиков, застрахованных лиц) само по себе негативно сказывается на их доверии к государству и финансовому рынку.

Необходимо отметить происходящее сегодня сокращение роли саморегулирования на финансовых рынках за рубежом. Переосмысление значения саморегулирования происходит в первую очередь в тех секторах, где саморегулирование заменяло государственное регулирование. В США корпоративные скандалы и скандал с Нью-Йоркской фондовой биржей были расценены как несостоятельность идеи саморегулирования. Еще раньше отход от принципов саморегулирования произошел в Великобритании. Корпоративные скандалы заставили Францию отказаться от установления правил бухгалтерского учета и отчетности саморегулируемыми организациями. Аналогичные процессы происходят и в других странах[34].
3.2.2. Проблема правоприменения

Одной из основных проблем регулирования российского финансового рынка остается практическое отсутствие правоприменения, в результате чего не обеспечивается надлежащая защита прав и интересов инвесторов.

Российским законодательством не установлены адекватные меры административной и уголовной ответственности за нарушения на финансовом рынке.

Практически отсутствуют меры, направленные на предотвращение использования инсайдерской информации и инсайдерской торговли, в результате чего невозможно не только выявить правонарушение, но и квалифицировать его как таковое.

Недостаточно полно определено в законодательстве понятие манипулирования: оно определено только применительно к РЦБ. При этом запрет манипулирования рынком установлен только для профессиональных участников РЦБ, что значительно сужает круг лиц, которые потенциально могли бы быть субъектами подобных нарушений[35].
3.2.3. Проблема российской платёжной системы

Устойчивое функционирование платежной системы имеет важнейшее значение для обеспечения финансовой стабильности.

Функционирование платежной системы непосредственно связано с кредитными рисками и рисками ликвидности для экономики в целом.

Более чем в 40 странах мира действуют платежные системы, обеспечивающие прохождение платежей в режиме реального времени. Российская платежная система не обеспечивает этих условий.

Одним из основных принципов стабильности платежной системы является наличие проработанной юридической базы платежной системы. Стандарты финансовой стабильности в отношении платежных систем обращают внимание на важность законодательного закрепления требования об иммунитете средств в расчетной системе, в том числе на случай банкротства участников платежной системы. В России сегодня не существует законодательной основы функционирования платежной системы и ответственности ее участников. Все регулирование платежной системы в России основано на нормативных актах Банка России. Отсутствие законодательных норм, регулирующих основы функционирования российской платежной системы, в настоящее время является наиболее существенным риском платежной системы. Недостаточно проработанная юридическая база платежной системы может привести к возникновению или увеличению кредитного риска или риска ликвидности. Поэтому требуется принятие Федерального закона, устанавливающего законодательные основы функционирования платежной системы Российской Федерации.

Кроме того, должны быть установлены меры, направленные на возможность обеспечения платежей в системе со стороны оператора платежной системы, и меры имущественной ответственности. Это касается как системы валовых расчетов в режиме реального времени, так и системы с обработкой платежей на клиринговой основе. В последнем случае существуют  дополнительные юридические проблемы, связанные со сложностью определения сторон по обязательствам при осуществлении многостороннего клиринга, а также последствий неисполнения обязательства одним из участников клиринга.

Низкая эффективность российской платежной системы приводит к повышению уровня рисков, отвлечению значительных ресурсов из экономики, а, следовательно, к росту транзакционных издержек[36].
3.2.4. Проблема обращения ценных бумаг

Можно выделить ряд ключевых моментов, связанных с проблемой обращения ценных бумаг в РФ:

&       РЦБ с его основными элементами (внебиржевым и биржевым оборотами) есть механизм, который функционально входит в рынок ссудных капиталов. РЦБ развивается и движется по своим законам, определяемым спецификой фиктивного капитала, однако тесно связан с рынком капитала.

&       Сегодня можно выделить множество видов и разновидностей ценных бумаг, таких как акции, облигации, векселя, депозитные сертификаты, государственные обязательства и другие, которые имеют широкое хождение в России.

&       РЦБ выполняет ряд функций, среди которых важнейшими являются функция перераспределения капиталов и функция страхования риска вложения капитала. В целом же функционирование капитала в форме ценных бумаг способствует формированию эффективной и рациональной экономики, поскольку он стимулирует мобилизацию свободных денежных ресурсов и их распределение в соответствии с потребностями рынка.

&       РЦБ подвержен регулированию, как со стороны государства, так и со стороны самостоятельных организаций профессиональных участников РЦБ.

&       Формирование РЦБ в России в значительной степени связано с темпами приватизации в стране и созданием класса собственников.

&       Особенностью отечественной практики является то, что первичный РЦБ пока преобладает.

Наиболее болезненной и слабой стороной РЦБ является его острая подверженность не только экономическим, но и политическим потрясениям, заставляющим его работать на более быстрых оборотах по сравнению с рынком капиталов и прочими рыночными механизмами[37].
3.2.5.  Проблема обеспечения прозрачности

Прозрачность является ключом к эффективному рынку и одним из основных факторов финансовой стабильности. Российское законодательство дает широкие возможности для сокрытия состава реальных собственников компаний и ее деятельности. Недостаточная прозрачность существенно повышает транзакционные издержки, связанные с контролем над компаниями со стороны инвесторов.

Вопрос о содержании раскрываемой информации, ее сопоставимости с аналогичной информацией о других компаниях непосредственно связан с переходом компаний к применению международно-признанных стандартов раскрытия информации, в том числе международных стандартов финансовой отчетности и аудита.

В то же время, в связи с отсутствием в законодательстве конкретных требований к представлению финансовой отчетности по МСФО (международные стандарты финансовой отчетности), контроль над ее качеством на государственном уровне не осуществляется. Кроме того, заключение аудитора относительно финансовой отчетности, составленной по МСФО, не имеет юридической силы в РФ.

В отношении раскрытия информации на РЦБ не полностью реализован принцип единства стандартов раскрытия информации. Раскрытие информации кредитными организациями осуществляется в соответствии с инструкциями Банка России, что ведет к множественности стандартов раскрытия информации, возникновению дуализма систем раскрытия информации на РЦБ, и как следствие, повышению риска принятия некорректных инвестиционных решений. Асимметрия раскрываемой по разным стандартам информации сама по себе является фактором, дестабилизирующим рынок[38].
3.2.6. Проблема доверия населения и культура сбережений

В настоящий момент все экспертные организации отмечают, что отсутствие у населения культуры сбережений является одной из существенных проблем[39].

Результаты Социологического исследования инвестиционной культуры населения, на конец 2007 года, позволяют сделать следующие принципиальные выводы:

&       По результатам исследования, доля финансово активного населения составила 35,2% населения России, или более 39 млн. человек. При этом доля потенциальных инвесторов, проявивших наибольший интерес к инвестициям в ценные бумаги, составила среди них 15% (5,3% от всего взрослого населения России или 5,91 млн. человек).

&       Результаты опроса свидетельствуют о том, что уровень экономической грамотности финансово активных граждан сегодня не слишком высокий. Респонденты лучше всего осведомлены о традиционных, «классических» инструментах вложения денег, а именно: банковских вкладах (98%), вкладах в коммерческие банки – (91%), инвестициях в недвижимость (90%), акциях (87%). Наименее известны респондентам такие современные инвестиционные инструменты, как ПИФы, корпоративные облигации и ОФБУ: о них ничего не знают 47%, 61% и 72% опрошенных соответственно. Меньшая часть смогла припомнить то, как называются основные биржи, торгующие ценными бумагами: только 18% назвали ММВБ, 11% – РТС. Малоизвестны нашим согражданам также и основные индикаторы, характеризующие состояние российского фондового рынка: индекс ММВБ назвали 13%, РТС – 6%.

&       Самостоятельное распоряжение своими инвестициями предпочли бы 30% респондентов; доверить распоряжение средствами специалистам предпочли бы 45%. Большинство тех, кто готов доверить управление своими средствами специалистам мотивируют это тем, что сами недостаточно компетентны в этом вопросе. Самый распространенный аргумент, предпочитающих самостоятельное управление своими инвестициями – это недоверие любым посредникам в этой сфере, в той или иной форме его разделяют большинство в этой группе (21%).

&       В представлениях респондентов среди возможных рисков, сопутствующих инвестированию в акции, на первом месте – возможное банкротство компании-эмитента (32%). Каждый пятый (20%) участник опроса связывает основные риски инвестирования в акции с вероятным снижением их стоимости; 5% говорят о возможном неполучении прибыли от такого вложения; 21% опрошенных полагают, что можно не только не получить прибыль, но и вообще потерять все вложения. Еще 6% убеждены, что основные риски связаны не столько с этим инвестиционным инструментом, сколько с общей ситуацией в стране – возможной нестабильностью или даже кризисами в экономике и политике; столько же респондентов опасаются афер и мошенничества в этой сфере.

&            Среди удобных для респондентов источников получения информации об инвестировании во всех группах лидирует ТВ – его в данном контексте назвали 44%. На втором месте – пресса (22%), на третьем – Интернет (12%), и на последнем – радио (5%).

&            Финансовая культура в подростковом возрастенаходится в стадии формирования. Однако результаты опроса подростков свидетельствуют, что определенные представления об инвестиционной деятельности и финансовых инструментах у многих из них есть, хотя уровень их осведомленности, разумеется, несколько ниже, чем у взрослых. Большинству опрошенных (86%) известен такой способ вложения денег, как вклад в Сбербанке, примерно каждый второй назвал такие финансовые инструменты, как покупка недвижимости, вклад в коммерческом банке и вложения в акции. Судя по данным опроса, подростки активно пользуются Интернетом: 39% -еженедельно, еще 11% — ежемесячно. Однако всего 2% респондентов сказали, что информация, связанная с финансами и инвестированием, попадается им во всемирной паутине. Редкие участники опроса смогли назвать в этой связи конкретные сайты[40].

С учетом этого, задача привлечения частных инвесторов на финансовый рынок, в том числе информирование о возможностях использования финансового рынка для осуществления сбережений, остается одной из основных задач государственной политики по развитию финансового рынка, одинаково важной для регуляторов всех сегментов финансового рынка.
3.3. Следует отметить

Несмотря на многие проблемы, с которыми столкнулся в настоящее время российский фондовый рынок, следует отметить, что он молодой, динамичный и перспективный. Российский фондовый рынок развивается на основе позитивных процессов, происходящих в нашей экономике: массового выпуска ценных бумаг в связи с приватизацией государственных предприятий, быстрого создания новых коммерческих образований и холдинговых структур, привлекающих средства на акционерной основе и т.п.

Кроме того, РЦБ играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства, а также, необходим для нормального функционирования рыночной экономики. Поэтому восстановление и регулирование развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих перед правительством[41].
IV
.
ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ

Основными перспективами развития современного рынка ценных бумаг на нынешнем этапе являются:

~     концентрация и централизация капиталов;

~     интернационализация и глобализация рынка;

~     повышения уровня организованности и усиление государственного контроля;

~     компьютеризация рынка ценных бумаг;

~     нововведения на рынке;

~     секьюритизация;

~     взаимодействие с другими рынками капиталов.

&       Концентрация и централизация капиталов.Тенденции к концентрации и централизации капиталов имеет два аспекта по отношению к рынку ценных бумаг.

С одной стороны, это общерыночная тенденция, которая на РЦБ проявляется в укрупнении организаций профессиональных посредников и в сокращении их количества, включая функционирующие в каждой стране фондовые биржи. Указанные организации становятся всё более мощными по размерам собственного капитала и привлекаемым капиталам своих клиентов; разрастается их филиальная сеть как внутри своей страны, так и за рубежом. Данные организации становятся всё более многофункциональными, и спектр услуг, которые они предоставляют на рынке, становится всё более широким. Идёт процесс их слияния, как между собой, так и с другими финансовыми и банковскими структурами.

С другой стороны, эта тенденция находит отражение в том, что РЦБ сам по себе притягивает всё большие капиталы общества.

&       Интернационализация.ИнтернационализацияРЦБозначает, что национальных капитал переходит границы стран, формируется мировой РЦБ, по отношению к которому национальные рынки становятся второстепенными. РЦБпринимает глобальный характер. Торговля на таком глобальном рынке ведется непрерывно. Его основу составляют ценные бумаги транснациональных компаний. Формирование мирового РЦБ – это тот локомотив, который движет вперёд процесс в целом.      

Объединение национальных РЦБ в мировой практике идёт по таким направлениям, как: обеспечение возможности для любого инвестора оперировать ценными бумагами независимо от  их национальной принадлежности; налаживание тесных связей национальных рынков между собой благодаря современным средствам связи и организации банковских расчётов в мировом масштабе; переход на единые стандарты деятельности с различными инструментами рынка, а также на фондовых рынках разных стран и их общее регулирование и т.п.

&       Повышение уровняорганизованности рынка и усиление государственного контроля. Надежность РЦБи степень доверия к нему со стороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиление государственного контроля за ним. Масштабы и значение РЦБтаковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономического прогресса. Государство должно вернуть доверие к РЦБ, что бы люди вкладывающие сбережения в ценные бумаги были уверены в том, что они их не потеряют в результате каких-либо действий государства и мошенничества. Все участники рынка, поэтому заинтересованы в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь главным участником рынка – государством. Но есть и другая причина данного процесса – фискальная.

Усиление организованности рынка и контроля за ним, позволяет каждому государству увеличить свою налогооблагаемую базу и размер налоговых поступлений от участников рынка. Одновременно всё более и более перекрываются возможности для «отмывания» денег, полученных от незаконных видов бизнеса – торговли наркотиками и др.

&       Компьютеризация. Компьютеризация РЦБ– результат широчайшего внедрения компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия. Без  этой компьютеризации РЦБв своих современных формах и размерах  был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила совершить революцию как в обслуживании рыка, прежде всего через современные системы быстродействующих и всеохватывающих расчетов для участников и между ними, так и в его способах торговли. Компьютеризация составляет фундамент всех нововведений на рынке ценных бумаг.

&       Нововведенияна рынке ценных бумаг:

~     новые инструменты данного рынка;

~     новые системы торговли ценными бумагами;

~     новая инфраструктура рынка.

Новыми инструментами РЦБявляются, прежде всего, многочисленные виды производных ценных бумаг; создание новых ценных бумаг, их видов и разновидностей.

Новые системы торговли – это системы торговли, основанные на использовании компьютеров и современных средств связи, позволяющие вести торговлю полностью в автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных  контрактов между продавцами и покупателями.

Новая инфраструктура рынка – это современные информационные системы, системы клиринга и расчетов, депозитарного обслуживания РЦБ.

&       Секьюритизация– это тенденция перехода денежных средств из своих традиционных форм,  в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних форм ценных бумаг в другие, более доступные для широких кругов инвесторов; тенденция повышения ликвидности (ускорение оборачиваемости) любых активов и пассивов компаний через форму ценной бумаги или с помощью производных инструментов.

Развитие РЦБ вовсе не ведёт к прекращению использования других рынков капиталов, происходит процесс их взаимопроникновения, взаимостимулирования. С одной стороны, РЦБ оттягивает на себя капиталы, а с другой – перемещает эти капиталы через механизм ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует их развитию. Например, всё более широкое распространение получает выпуск долговых ценных бумаг под страховку страховых компаний. Иными словами, инструментарий страхового рынка используется для страхования рисков на РЦБ. Выплаты доходов по ценным бумагам ведут к резкому увеличению размеров мирового валютного рынка, что, в свою очередь, является фактором быстрого развития рынка валютных фьючерских контрактов и опционов и т.п.

В последующие годы на РЦБ и производных инструментов все отчётливее проявляются две новейшие тенденции:

~     индивидуализация инструментов рынка;

~     стирание различий между инструментами рынка.

В первом случае имеет место выпуск таких ценных бумаг и (или) производных инструментов, которые отвечают индивидуальным интересам (требованиям) отдельных эмитентов и инвесторов (или их небольших групп) с точки зрения сочетания доходности, риска, налогообложения и т.п.

Во втором случае создание всё новых инструментов рынка осуществляется путём комбинации различных свойств существующих инструментов рынка на каком-либо новом инструменте – «гибридном», или «синтетическом», «искусственном»[42].

Развитие российского фондового рынка в национальных границах возможно только при сохранении условий для развития рыночной, а не полугосударственной экономики[43].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данной работы было рассмотрено состояние РЦБ в России на современном этапе. Изучено текущее состояние Российского РЦБ. Так же, исследованы современные проблемы и выявлены основные тенденции развития РЦБ в России.

Итак, рассмотрев все вышеуказанное, можно сделать ряд выводов.

&       Во-первых,появление РЦБ явилось позже, нежели появление объекта его торгов, а причинами возникновения ценных бумаг стали развитие производительных сил и активной международной торговли, не зря первыми акционерными обществами были торговые компании.

&       Во-вторых,РЦБ в России занимает промежуточное место среди рынков капитала и денежных рынков, поэтому он играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства, а также, необходим, для нормального функционирования рыночной экономики.

&       В-третьих,российский РЦБ, созданный в считанные годы, имеющий единую инфраструктуру в 11 часовых поясах и не уступающий по технологиям другим рынкам, является национальным достоянием, формирует финансовую базу экономического роста наравне с экспортным сектором экономики.

&       В-четвертых,на данный моментРЦБ, приобретающий зрелость, и все большую конкурентоспособность, по-прежнему сохраняет черты рискованного и проблемного emerging market (возникшего рынка).

&       В-последних,несмотря на многие проблемы, с которыми столкнулся в настоящее время российский фондовый рынок, у него есть будущее. Для улучшения экономической ситуации в России необходимо восстановление доверия инвесторов, и особенно населения страны, а при разумной экономической политике – эта задача вполне выполнима.

Искушенные западные профессионалы  высоко  оценивают  потенциал  российского рынка, опираясь на то, что политическая и экономическая  стабильность позволит России в ближайшем будущем стать  одним  из  крупнейших финансовых  центров мира.

На данный момент самой главной целью для российского фондового рынка является совершенствование регулирования и развития  на среднесрочную и долгосрочную перспективу, а так же превращение его в важнейший фактор повышения конкурентоспособности Российской экономики. Это требует отладки рыночных механизмов привлечения инвестиций, обеспечивающих развитие инноваций и инфраструктуры, реализацию проектов по модернизации экономики, а также повышения эффективности исполнения государственных функций по защите прав и законных интересов участников финансового рынка, по предупреждению и предотвращению недобросовестной практики и нарушений законодательства на РЦБ. Все это является основой формирования в России одного из ведущих мировых финансовых центров.

На  основе  этих  и  других  освещенных  ранее  проблем можно сказать, что современный РЦБ в России, несмотря ни на что активно развивается,  растет  его  значение  как  одной  из  важнейших  сфер макроэкономики страны. Государство совместно с другими профессиональными участниками   рынка   активно   формирует   его   инфраструктуру. Являясь самостоятельной экономической системой,  России  не  тяготеет  ни  к  одному  из мировых финансовых центов, поддерживая отношения с  ними, Россия  стремится стать самостоятельным  финансовым  центом  и  формирует  собственную  модель РЦБ на основе учета мирового опыта, национальных интересов  и традиций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Гражданский кодекс РФ (Ч. 1). Принят Государственной Думой 21.10.1994 г. М.: «Спарк», 1995г.

2.  Федеральный Закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ в ред. ФЗ от 15.04.2006 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. –№ 1. –Ст. 5; № 2. –Ст. 172; № 31. –Ст. 3437.

3.  Федеральный Закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ в ред. ФЗ от 27.07.2006 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. –№ 7. – Ст. 346; № 160. – Ст. 1358; № 282. –Ст. 437.

4.  Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 30.12.2006 г. № 282-ФЗ // СЗ РФ. –1996. – № 17. –Ст. 1918; 1999. –№ 28. –Ст. 3472; 2002. –№ 52. –Ст. 5141; 2004. –№ 27. –Ст. 2711; № 31. –Ст. 3225; 2005. –№ 11. –Ст. 900;  № 25. –Ст. 2426; 2006. –№ 1. –Ст. 5; № 2. –Ст. 172; № 31. –Ст. 3437.

5.  Федеральный Закон «О внесении изменений в статью 1062 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» от 26.01.2007 г. № 5-ФЗ  // СЗ РФ. – 1996. –№ 5. – Ст. 410.

6.  Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» от 11.11.2003 г. № 152-ФЗ // СЗ РФ. – 2003. –№46. –Ст. 4448; 2005. –№ 1. –Ст. 19.

7.  Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. –№ 49. –Ст. 4562; 2004. –№ 27. –Ст. 2711; 2006. –№ 17. –Ст. 1780.

8.  Приказ ФСФР России «Об утверждении Положения о квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг» от 23.10.2007 № 07-105/пз-н  (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11.12.2007 г., регистрационный № 10673).

9.  Указ Президента Российской Федерации «О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» от 01.07.1996 г. № 1009. – Ст. 42.


10.           Постановление Правительства Российской Федерации  «О Федеральной службе по финансовым рынкам» от 30.06.2004 г. № 317 // СЗ РФ. – 2004. –№ 27. –Ст. 2780; 2005. –№ 33. –Ст. 3429; 2006. –№ 13. –Ст. 1400; № 52. –Ст. 5587; 2007. –№ 12. –Ст. 1417.

11.           Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг. Учебное пособие / Т.Б. Бердникова; под ред. проф. Е.Ф. Жукова. –М.: «Перспектива», 2003. – 523 с.

12.           Белов В.А.Государственное регулирование ценных бумаг / В.А. Белов. – М.: Высшая школа, 2005. – 350.

13.           Галанов В.М. Рынок российских ценных бумаг. Итоги 2007 года: учебник / В.М. Галанов; под ред. А.И. Басова. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 352.

14.           Городецкий А.Б., Морукова А.С. Формирование единой системы государственного финансового контроля / А.Б. Городецкий, А.С. Морукова. – М.: Вопросы экономики, 2004. – 235.

15.           Кролли Л.А. Российский рынок ценных бумаг: состав, структура, проблемы развития / Л.А. Кролли. – М.: Бух. учет, 2000. – 278.

16.           Рубцов Б. Б.Современные фондовые рынки / Б. Б. Рубцов. – М.: Альпина, 2007. – 926.

17.           Ласников П. Комментарий к статье: Рынок ценных бумаг поэтапно / П. Ласников // Российский рынок ценных бумаг. – 2007. – № 23. – С. 21-22.

18.           Миркин Я. Традиционные ценности населения и фондовый рынок / Я. Миркин // Рынок ценных бумаг. – 2000. – № 7. – С. 11-13.

19.           Рыбников А.Б. Главное – определиться с будущей моделью развития рынка / А.Б. Рыбников // Российский рынок ценных бумаг. – 2007. – № 23. – С. 22 — 23.

20.           Ярикен Я. Рынок ценных бумаг поэтапно / Я. Ярикен // Российский рынок ценных бумаг. – 2007. – № 23. – С. 17-21.

21.           Макеева Л.Б. Российский финансовый рынок: лучшие показатели за последние несколько лет [Электронный ресурс] / Л.Б. Макеева. – Режим доступа:www.ipocongress.ru. – Данные на 09.06.2007 г.

22.           Тимофеев А.А. Аналитические статьи [Электронный ресурс] / А.А. Тимофеев. – Режим доступа: www.ipocongress
.ru.– Данные на 03.10.2007 г.

23.           Ослон А.В. Социологическое исследование инвестиционной культуры населения РФ [Электронный ресурс] / А.В. Ослон. – Режим доступа: http://www.micex.ru. – Данные на 18.12.2007 г.

24.           Доклад«О мерах по совершенствованию регулирования  и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы и на долгосрочную перспективу»[Электронный ресурс] – Режим доступа:www.fcsm.ru.– Данные на 07.12.2007 г.

25.           Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации  на 2006 – 2008 годы от 1 июня 2006 г. № 793-р.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АДР -американские депозитарные расписки

ГКО -государственные краткосрочные облигации

ММВБ -московская межбанковская валютная биржа

МСФО — международные стандарты финансовой отчетности

МЦФБ -московская центральная фондовая биржа

РДР -российские депозитарные расписки

РТС -российская торговая система

РТСБ -российская товарно-сырьевая биржа

РЦБ -рынок ценных бумаг

СРО -саморегулируемые организации

ФКЦБ -федеральная комиссия по рынку ценных бумаг

ФСФР -федеральная служба по финансовым рынкам

IPO — (Initial Public Offering) — первичное публичное размещение акций

--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Криминалистическая версия
Реферат Протест против наркомании в романе Ч Айтматова Плаха
Реферат Сверхпроводимость : история развития, современное состояние, перспективы
Реферат Печорин как тип лишнего человека в романе
Реферат Анкета качества урока Е.А. Юниной и А.И. Севрука как средство оценки качества преподавания
Реферат Педагогика: развитие, воспитание, образование, обучение
Реферат Основні засади використання техніко-криміналістичних засобів
Реферат Складна форма вини
Реферат Корпоративная (имиджевая) реклама
Реферат Регистрация недвижимого имущества
Реферат Судебная власть и правосудие
Реферат Химические свойства альдегидов и кетонов. Реакции окисления и восстановления
Реферат Дослідження точності впливу ситуативної тривожності на характеристики памяті методом статистични
Реферат Вакуумная плазменная технология высоких энергий
Реферат Правосубъектность юридических лиц: спорные моменты