введение
Современная экономическая ситуация, связанная с переходом к рыночным отношениям, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Планирование необходимо любой организации, которая намеревается предпринимать какое-то действие в будущем. Предприятия вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений. Оптимальным вариантом достижений таких решений является прогрессивная форма Бизнес–плана. Как организовать собственный бизнес? С чего начать? Как обеспечить безопасность бизнеса и конкурентоспособность продукции? Как рассчитать прибыль, объем производства, налоги, расходы? Все эти и другие вопросы вам поможет решить Бизнес–план. Он включает разработку цели и задачи, которые ставятся перед предпринимателем на ближайшую и дальнейшую перспективу, оценку текущего состояния экономики, сильных и слабых сторон производства, анализ рынка и информацию о клиентах. В нем дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции. Бизнес–план позволяет показать выгодность предлагаемого проекта и привлечь потенциальных финансовых партнеров. Он может убедить инвесторов, в том, что предприятие имеет эффективную, последовательную программу осуществления целей и задач проекта. Бизнес–план в нашей стране до недавнего времени рассматривался только как план какого-то одного мероприятия (что в принципе верно) или как план становления и развития небольшого предприятия, фирмы. Но опыт таких крупнейших зарубежных корпораций как «Дженерал моторс», «Toyota», «Siemens» показывает, что бизнес–план применим и для управления крупным производством.
Автомобильный транспорт является одним из важнейших и основных элементов любого производства. Более 50 % всего объема перевозок частично или полностью производится автомобильным транспортом.
В условиях сложившейся в настоящее время экономической ситуации остро встает проблема реорганизации и реструктуризации существующих автотранспортных предприятий. В последнее время резко снизилась потребность перевозок грузов грузовыми автомобилями, поэтому крупные автотранспортные предприятия вынуждены искать дополнительные источники прибыли, осваивать ремонт современной техники, внедрять новые виды услуг. Необходимо четко сформулировать поставленные цели, стараться максимизировать прибыль и предельно, на сколько это возможно минимизировать затраты на производство. Для этого необходимо решить следующий ряд задач:
–искать новые, более перспективные рынки сбыта транспортных услуг;
–по возможности, эффективно задействовать все имеющиеся производственные площади;
–внедрять новые, перспективные виды производства.
Эти вопросы и отражает данный курсовой проект.
Перед проектируемым ПТО стоит множество задач, эффективное решение которых могло бы увеличить прибыль УПАП 3.
1 РЕЗЮМЕ
Цель и задачи бизнес плана – улучшение материально – технической базы предприятия УПАП – 3 за счет введения новых услуг, предоставляемых предприятием частным лицам и сторонним организациям. Планируется увеличение ремонтной и технической базы предприятия.
Дочернее Уфимское автотранспортное предприятие №3 создано в соответствии с распоряжением Кабинета министров Республики Башкортостан 17 ноября 1977 года №1062 и на основании приказа ГУП «Башавтотранс» от 15 декабря 1977 года №415. Общая площадь УПАП – 3,включая жилую, находящуюся на балансе предприятия составляет 97660 кв. м. Автобусы предприятия ежедневно выходят на улицы города. Предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правами собственности на закрепленные за ним учредителем, по согласованию с собственником имущества. Предприятие обладает правом юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в учреждениях банков, печать и т.д.
Для нового участка по восстановлению кузовов и последующей покраске планируется набрать новый персонал с соответствующей квалификацией и опытом работы в данной отрасли, а также желающих работать с высокой эффективностью и производительностью.
Преимуществом данного участка по сравнению с другими организациями, предоставляющими данный вид услуг будет использование современного новейшего оборудования и приспособлений, отвечающих мировым стандартам технологичности и качества. Также предусматривается установление с клиентами доверительных отношение, системы привлечения клиентов при помощи бонусных программ и длительных гарантий на выполненные работы.
Основным доходом предприятия является прибыль, полученная от перевозки пассажиров. Одним из направлений расширения сферы деятельности УПАП – 3 могло бы быть оказание услуг в сфере кузовных и окрасочных работ. Это даст хорошую прибыль и дополнительные рабочие места, а так же выведет предприятие в число современных и передовых.
Стратегией предприятия является поэтапное завоевание рынка услуг по восстановлению кузовов и окраске автомобилей за счет предоставления большого количества дополнительных услуг, которые будут предоставляться клиентам, а также высокой квалификации обслуживающего персонала.
Для организации и внедрения проекта требуются инвестиции в размере 4 млн. рублей. Указанные средства будут направлены на закупку оборудования и строительство новых помещений. По истечении трех лет предприятие обязуется вернуть заемные средства.
Структура финансовых вложений приведена на рисунке 1.
2 КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ОТРАСЛИ, ПРЕДПРИЯТИЯ
Удовлетворяя спрос авто-владельцев, и борясь за рынок сбыта, мировые авто-производители повышают скоростные качества автомобиля; повышая кубатуру двигателя, аэродинамику, дизайн автомобиля. Внедряя новые технологии, оснащают автомобиль бортовым компьютером с высокочувствительными датчиками. Пытаясь подчеркнуть индивидуальность каждого авто владельца авто-производители увеличили гамму цветов автомобилей до 70000, заменили традиционные материалы на новые, т.е. черную жесть, стальные тяжелые сплавы на оцинкованные стальные листы, легкие металлы, пластмассы и комбинированные материалы.
В результате бурного развития автомобилестроения и повышения спроса на автомобили авторемонтный бизнес переходит от обычного обслуживания к после аварийному ремонту автомобилей, тем самым становится более рентабельным, превращаясь в существенный экономический фактор современных промышленных стран. Основные тенденции развития и требования к автомастерским:
- повышение квалификации специалистов
- перенос акцента с обслуживания на после аварийный ремонт
- увеличение инвестиций на оснащение и приборы
- расширение готовности к обслуживанию
- применение новых технологий и химико-технологических разработок
Все выше перечисленное приводит:
- к снижению продолжительности пребывания автомобиля в мастерской для ремонта
- сокращению расходов производственных средств
- сокращению потребности в материалах и запасных частях
- увеличению стоимости труда и заработной платы.
Интересы, стремления и желания автомобилестроителей и авто владельцев во всех намечающихся тенденциях совпадают. Необходимо, чтобы и авторемонтный бизнес активно развивался в полном соответствии с общими тенденциями.
Поэтому, введя на рынок данную услугу УПАП – 3 получает преимущество перед аналогичными предприятиями и выходит на новый уровень развития. Дочернее Уфимское автотранспортное предприятие №3 создано в соответствии с распоряжением Кабинета министров Республики Башкортостан 17 ноября 1977 года №1062 и на основании приказа ГУП «Башавтотранс» от 15 декабря 1977 года №415. Общая площадь УПАП – 3,включая жилую, находящуюся на балансе предприятия составляет 97660 кв. м. Автобусы предприятия ежедневно выходят на улицы города. Предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правами собственности на закрепленные за ним учредителем, по согласованию с собственником имущества. Предприятие обладает правом юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в учреждениях банков, печать и т.д.
3 АНАЛИЗ РЫНКА
По полученной достоверной информации в г. Уфа насчитывается 47000 автомобилей, сроком эксплуатации до 10 лет (60%), т.е. 28200 легковых автомобилей. Общее число автомобилей (47000) подразделяются на 3 класса по цене:
I-й класс - по цене от 32000 USD и выше - 16% (т.е. 7520)
II-й класс - по цене от 11000 USD до 32000 USD - 38% (т.е. 17860)
III-й класс - по цене от 4000 USD до 11000 USD - 46% (т.е. 21620)
Аварийность составляет 230 на 1000 автомобилей, т.е. 10810 (от общего числа 47000) в год.
Учитывая то, что конкуренты предоставляют свои сервисные услуги от 15 до 36 USD за норму-час, мы исходим от суммы 22 USD за норму-час:
Из них:
легкого ремонта в среднем 280 USD - 54% (5837)
среднего ремонта в среднем 800 USD - 43,5% (4702)
тяжелого ремонта в среднем 2400 USD - 2,5% (270) автомобилей.
Определим средний годовой оборот:
По легкому ремонту - 280 USD * 5837 = 1634360 USD
По среднему ремонту - 800 USD * 4702 = 3761600 USD
По тяжелому ремонту - 2400 USD * 270 = 648000 USD
Итого: 6 043 960USD
4 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОВ
Делая анализ авто ремонтного рынка, я пришел к выводу, что из 14 более-менее оснащенных сервисных центров только «Леро» оснащен лучше всех, вложив в оснащение кузовного участка не менее 120 тыс. USD, остальные центры оснащены на 50 и менее процентов. Все авто сервисы имеют одни и те же проблемы, т.е. необученный, технически не грамотный персонал с кустарным методом работ, низкая оплата труда, что не способствует техническому росту, отсутствует маркетинг - работа с клиентом.
Проведя анализ деятельности конкурентов по оказанию аналогичных услуг можно сделать вывод, что УПАП – 3 способно достичь лучшего уровня цены и качества. Это обеспечит более высокий спрос на услуги УПАП – 3.
5 производственный план
Производственный план дает информацию о потребности предприятия в основных средствах, в персонале и заработной плате, о калькуляции себестоимости продукции и услуг.
Расчет себестоимости транспортной продукции предприятия УПАП – 3 включает следующие пункты :
5.1 Определение объема транспортных работ по автобусному парку (таблица 1):
Вместимость автопарка (по каждой марке):
Bn = Bi *Acc
где Bi - вместимость автобуса i-й марки, чел;
A cc - среднесписочное количество автобусов, шт.
Полезная вместимость автобуса:
Впол = Bi * KB
где KB - коэффициент использования вместимости;
Число машинодней:
Nмд = Nд* A cc
где Nд - число рабочих дней в году
Среднесуточный пробег автобусов с пассажирами:
ln = lo*Kn
где lo - общий пробег автобуса, км;
Kn - коэффициент использования пробега.
Объем транспортной работы за год:
Qг = Nмд * ln
Объем транспортной работы на одну среднесписочную машину:
Qcci = Qг/Acс
5.2 Определение потребности автобусного парка в горючем и смазочных материалах (таблица 2):
Требуется дизельного топлива на общий пробег:
Дто = ДТ100км * lo
где ДТ100км - норма расхода топлива на 100 км, л.
Общая потребность в дизельном топливе:
ДТS = 1,1 *Дто
где 1,1 – коэффициент учета дополнительного расхода дизельного топлива
Требуется смазочных материалов:
CMMi = ДТS *qi
где qi - процентная доля для каждого вида смазочного материала.
Затраты на смазочные материалы:
ЗSсм = SCMMi * Ci + ДТS * Cдт
где Ci , Cдт - цены соответственно 1 кг смазочного материала и дизельного топлива, руб/кг.
5.3 Расчет затрат на ремонт и техническое обслуживание автобусов:
Общие затраты на ремонт и техническое обслуживание:
CS тр(то) = C1000тр(то) * lo
где C1000тр(то) - норма затрат на 1000 км пробега для ТР(ТО), руб
lo - общий пробег, тыс. км.
Общие затраты на оплату труда:
CSОТ тр(то) = C1000тр(то) * lo
где C1000тр(то) - норма затрат на 1000 км пробега на оплату труда при ТР(ТО), руб
При расчете оплаты труда по ТО принимается:
CОТто = CSОТто * 0,65
C ОТ тр = CS ОТ тр * 0,35
5.4 Расчет фонда оплаты труда по автопарку (таблица 4):
Месячная оплата труда водителей:
ЗПвi = Cчi * Nрд
где Cчi - часовая ставка I – го водителя, руб
Nрд - число рабочих часов в месяце
Общая заработная плата (с учетом надбавки за классность):
ЗПОi = ЗПвi + zi * ЗПвi
где - процент надбавки
5.5 Расчет амортизационных отчислений по автопарку (таблица 5):
Отчисления на капитальный ремонт:
Сам = Сб*di*lo
где di - процент отчислений
Сб - балансовая стоимость, руб
lo - пробег, тыс. км
Отчисления на восстановление шин:
Сш = Сб*diш*lo
где diш - процент отчислений на восстановление шин.
5.6 Расчет затрат на восстановление износа шин:
Свi = С1кi*nKi
где С1к- норма на 1 комплект шин на 1000 км пробега, руб
nKi - число комплектов шин для каждого автомобиля
Полученные суммарные затраты по каждой из 6 таблиц сведены в таблицу 7.
На основании данных таблицы 7 определена себестоимость транспортной продукции:
S = SC/Q0
где SC - суммарные затраты, руб
Q0 - объем транспортной продукции, n/км.
Таблица 6 Расчет затрат на восстановление износа
№
Марка автобуса
Пробег, тыс. км
Затраты на 1000 км пробега, руб
Затраты на весь пробег, руб
Норма на 1 комплект
Количество комплектов шин
Всего, руб
1
Икарус – 280
5100
100
5
500
2550000
2
Икарус – 256
1900
100
4
400
760000
3
ПАЗ – 3205
975
86
4
344
335400
4
Мерседес – 325
1711,25
86
4
344
588670
5
Итого по автобусному парку
4234070
6
Спецмашины
7
Всего
Таблица 7 Расчет себестоимости 1 пассажиро-километра
№
Статья затрат
Всего затрат, руб
В % к итогу
Затраты на 1 п/км, руб
1
Оплата труда с начислениями
659807,9
0,001
2
Горючие и смазочные материалы
35423937
0,06
3
Ремонт и технический уход
1598169,1
0,003
4
Амортизационные отчисления
321887137
0,58
5
Восстановление и ремонт автомобильных шин
4234070
0,008
6
Прочие 1% от суммы пяти граф
3638031,2
0,007
7
Всего
367441152,2
0,67
При SС=367441152 руб; Qo = 550800000
S=367441152/550800000=0,066 руб
6 ПЛАН МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В предприятиях, аналогичных УПАП-3 ни в одном не ведется маркетинговая программа работы с авто владельцем. Все сервис менеджеры предпочитают сидеть, и ждать когда авто владелец сам их каким-то способом найдет и узнает об их возможностях. В большинстве случаев, из-за того, что нет квалифицированных специалистов, в автосервисах пытаются быстро принять автомобиль у владельца и скрыть от него процесс восстановления повреждений. Чаще всего авто владелец больше ни когда не появляется в этом автосервисе, потому что он не видит разницы в проделанной работе между отдельным мастером-любителем и мастером, работающим в автосервисе, при этом цена, за которую любитель ремонтирует автомобиль в два раза ниже цены, выставляемой в авто сервисе.
Я предлагаю несколько действенных позиций по маркетингу, которые помогут привлечению авто владельцев и утвердить имидж предприятия как стабильного профессионального помощника:
1. Выдача сервисных книжек с записью проделанной работы со сроком гарантии. Это дает право авто владельцу предъявлять обоснованные претензии автосервису, а мы со своей стороны будем нести полную юридическую ответственность за проделанную работу.
2. Если авто владелец обслужен в нашем автосервисе на сумму свыше 500 USD, то ему будет предоставлена 20%-ная скидка на все последующие услуги в течение текущего года.
3. Будут изготовлены буклеты с последующим распространением по точкам реализации автомобилей и запасных частей с предложением о предоставлении 15%-ной скидки авто владельцам, прибывшим в наш автосервис от их имени.
В рекламных целях в первые месяцы своей деятельности за счет автосервиса будут покрашены 6 автомобилей в эксклюзивные цвета и с учетом дизайна, две из которых будут раритетными.
7 ПЛАН ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В организационном плане описывается система организации управления работой фирмы. Организация управления включает в себя структуру формирования, её обеспечение. Здесь указывается источники и способы привлечения специалистов для постоянной работы.
Численность производственного персонала определяется исходя из численности работников аналогичных предприятий. Система оплаты труда в соответствии с его характером построена на использовании премиального фонда. В дальнейшем предусматривается переход на балльную систему организации оплаты труда, более гибко учитывающую количество и качество затраченного труда. Премия по итогам первых трёх месяцев не планируется. Оплата труда работников и руководителей построена на основе должностных окладов и зависит от величины отработанного времени и достижения конечного результата деятельности.
Организационный план определяется основным направлением кадровой политики:
1. Привлечение высококлассных специалистов
2. Отбор работников на основе испытательного срока
3. Поощрения включают в себя как материальные выплаты, так и мероприятия морального характера.
Предприятие имеет необходимую мастерские, территорию, стоянку для автобусов, административное здание. Изменение их расположения не предусматривается.
Производственный процесс предприятию известен, поскольку ранее оно выполняло аналогичные виды ремонтов и техническое обслуживание автобусов для собственного подвижного состава. Дополнительное оборудование и материалы предполагается приобретать на заводах – изготовителях, что будет быстрее и дешевле, чем доставки по заключенным договорам.
8 ПЛАН ПО РИСКАМ
Значение раздела состоит в оценке опасности того, какие цели поставлены в плане фирмы и от того, насколько они будут достигнуты (частично или полностью). Оценка производится по стадиям проекта: подготовительная, обрабатывающая, заключительная. После оценки степени риска разрабатывается перечень мер, позволяющих его уменьшить. По характеру риски бывают простые и составные. Составные риски являются композицией простых.
Риск неплатежеспособности покупателей - этот риск зависит от качества товара, от региона покупателей, от цены на товар, от характера проекта, от количества и качества конкурентов. Такой риск существует при запуске любого нового проекта, эту ситуацию избежать очень трудно, но её нужно как можно быстрее максимально оценить. Риск можно избежать, если найти равновесие между ценой и платежеспособностью покупателей.
Риск сильной конкуренции – вероятность этого рынка будет также минимальной, если хорошо проработать раздел конкуренция, где должны быть рассмотрены все конкуренты, как крупные, так и мелкие. Нельзя недооценивать конкурентов. Мы должны научиться искусству выделятся в толпе конкурентов, предлагая покупателям товар, заметно отличающийся либо высоким уровнем качества при стандартном наборе параметров, либо нестандартным набором свойств, реально интересующих покупателя.
Для уменьшения других возможных непредвиденных убытков, связанных с чрезвычайными ситуациями необходимо застраховать имущество предприятия. Это связано с определенными издержками, но спасет от разорения в неблагоприятных ситуациях.
9 ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
Данный раздел бизнес – плана является обобщающим.
Финансовый план включает в себя: прогноз объёмов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, таблица доходов и затрат и т.д.
Прогноз объёмов реализации – даёт представление о доли рынка, которую мы собираемся завоевать своей продукцией. Такой прогноз обычно составляется на несколько лет.
Баланс денежных расходов и поступлений – это документ, позволяющий оценить, сколько денег нужно вложить в проект, т.е. до начала реализации и уже по ходу дела.
Таблица доходов и расходов показывает, как будет формироваться и изменяться прибыль, как для первого года, так и для последующих.
Раздел рекомендуется заканчивать графиком безубыточности, который ещё называют графиком рентабельности.
Прогноз доходов и убытков, приведенный в таблице 8 показывает, как будут меняться результаты деятельности предприятия за 2005, 2006 года. График достижения безубыточности показывает, что самоокупаемость достигается при величине производимой транспортной продукции 400000000 п/км в год, а при превышении этого значения предприятие будет получать прибыль.
Для реализации бизнес – плана предприятию потребуется 4000000 рублей, которые оно предполагает получить в форме кредита. Предполагается постоянное увеличение денежной наличности за счет высокого спроса на услугу, что обеспечит необходимое количество денежных средств для нормального производственного процесса.
Для поддержания стабильного финансового положения УПАП – 3 должно постоянно стимулировать спрос на свои услуги, чтобы количество транспортной продукции не снизилось ниже 400000000 п/км.
Альтернативные стратегии, позволяющие обеспечить финансовую устойчивость предприятия:
1 Передача в аренду имеющегося подвижного состава;
2 Организация на неиспользуемой территории выпуска новой продукции;
3 Оказание услуг по ТО и ремонту подвижного состава в неиспользуемых помещениях.
10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном курсовом проекте был разработан пункт по кузовному ремонту и окраске автомобилей для Уфимского пассажирского автотранспортного предприятия №3.
После реализации бизнес-плана фирма обычно выйдя на устойчивый режим работ, вносит новые элементы планирования и организации производства. Разработанный бизнес – план показывает, что УПАП – 3 имеет реальные возможности оказывать услуги по ТО и ремонту автомобилей и автобусов. На основании расчетов финансового плана определена точка самоокупаемости. Реализация бизнес – плана позволит удовлетворить спрос на услуги по кузовному ремонту и окраске, и будет приносить прибыль.