Реферат по предмету "Психология"


Особенности самооценки больных с ишемической болезнью сердца

СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ… 3
Глава 1. Роль самооценки вфункционировании личности больного… 5
1.1.Самооценка в структуре личности… 5
1.2.Изменения самооценки приразличных заболеваниях… 10
Глава 2. Исследование самооценкикардиологических больных с ишемической болезнью сердца… 17
2.1.Методика и ход исследования… 17
2.2.Результаты и их обсуждение… 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 25
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ… 26
ПРИЛОЖЕНИЕ… 28

ВВЕДЕНИЕ
Проблемаисследования самооценки личности занимает важное место в практической итеоретической психологии. Это обусловлено поиском причин неблагополучияличности, особенно в общении и деятельности. Известно, что личности, страдающиетяжелыми, длительно протекающими заболеваниями, испытывают некоторуюперестройку личности, с учетом ценности здоровья, а то и самой жизни. Чтоозначает для самого больного такая перестройка личности? Вероятно, преждевсего, происходит изменение самооценки, влияющей на успешность выполнениячеловеком любой деятельности.
Даннаякурсовая работа посвящена исследованию самооценки больных с ишемическойболезнью сердца. В работе рассматриваются вопросы изменения самооценки приразличных формах этого заболевания. Исследование, на котором базируется работа,было направлено на выявление изменения адекватности самооценки у больных сишемической болезнью сердца.
Объектомданной курсовой работы выступает личность.
Предметомданной работы является самооценка больного с ишемической болезнью сердца.
Верифицируемаяв исследовании, представленном в курсовой работе, гипотеза формулируетсяследующим образом: адекватность самооценки больного с ишемической болезньюсердца зависит от тяжести кардиологического заболевания.
Цель даннойкурсовой работы: исследовать зависимость изменения самооценки больных от формыишемического заболевания сердца.
Задачи даннойкурсовой работы:
1) Исследовать научно-психологическую литературу по проблеме самооценкиличности;
2) Провести исследование самооценки больных с различными формамиишемической болезни сердца;
3) Провести анализ полученных в ходе исследования данных;
4) Описать результаты исследования и обсудить их.
Глава1. Роль самооценки в функционировании личности больного1.1.Самооценкав структуре личности
Личность,являясь чрезвычайно сложным системным социальным качеством человека, возникаеткак опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своимэффектом в психике индивида. «Возникновение личности как системного качестваобусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидамиизменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясьличностью». [Личность //Психология. Словарь /под ред.А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. – М., 1990, с. 193]. С этой точки зрения,все объективно функционирующие структуры личности человека, имеют своеобразную«внутреннюю» представленность. В.В.Столин пишет: «В процессе жизнедеятельностиу организма формируется некоторое стабильное психическое образование—образсамого себя (схема тела), позволяющий ему более адекватно и эффективнодействовать. Ясно, что действует, живет не схема тела, а тело, отразившее себяв своей схеме. Сходным образом можно рассуждать и применительно к человеческомуиндивиду, сущность которого кроется в его социальных, а не биологическихотношениях. Человек действует, и, действуя, он неизбежно должен познавать себятак же, как он познает свое окружение. Это действование становится в той меревозмож­ным и в той мере человеческим, в какой у индивида формируется адекватныйего общественному и деятельному способу существования образ самого себя» [В. В.Столин. Самосознание личности. – М., 1983, c.5].
В данныймомент нет никаких сомнений, что личность способна отражать саму себя,осознавать саму себя. И даже иметь устойчивую и разветвленную системупредставлений и оценок себя по различным параметрам. Подобная проблемаскрывается за различными названиями, по-видимому, одного и того же предметаисследования: «Я-концепция», «Я-образ», просто «Я», самость, самосознание и егопродукты и т.д.
Самосознаниеесть особая форма сознания, которое, также как и сознание, имеет отражательнуюприроду. Только сознание направлено на весь объективный мир, а объектом самосознанияявляется сама личность, ее внутренний мир. В самосознании личность выступает вкачестве и субъекта, и объекта познания. Самосознание — это прежде всегопроцесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе, но онотакже характеризуется своим продуктом — Я- концепцией.
Это различениепроцесса и продукта в психологии было введено У. Джемсом в виде различения«чистого Я» (познающего) и «эмпирического Я» (познаваемого). Познает, конечно,не сознание, а человек, обладающий сознанием и самосознанием, при этом онпользуется целой системой внутренних средств: представлений, образов, понятий, средикоторых важную роль играет представление человека о себе самом, о своихличностных чертах, способностях, мотивах. Представление о себе, являясьпродуктом самосознания, одновременно является и его существенным условием,моментом этого процесса.
Р. Бернсопределяет «Я концепцию» как совокупность всех представлений индивида о себе,сопряженную с их оценкой. [Р. Бернс. Что такое «Я-концепция»?– Электр. Ресурс: www.ihtik.lib.ru,(ч. 1-3)].
Фундаментальноепонятие теории К.Роджерса – «Я-концепция», или «самость», «определяемая какгештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с другимилюдьми, а также из ценностей «Я». Я-концепция включает не только восприятиесебя реального, но также и представление о себе таком, каким бы человек хотелбыть (Я-идеальное). Несмотря на то, что «Я» человека постоянно меняется врезультате опыта, оно всегда сохраняет качества целостного гештальта, т. е.представление человека о себе самом остается относительно постоянным»[Гуманистическая психология (К.Роджерс) //Психология личности:словарь-справочник / под ред. Горностай П., Титаренко Т. – К., 2001, с.10].
Сам К. Роджерсопределял «Я-концепцию следующим образом: «Я-концепция» складывается изпредставлений о собственных характеристиках и способностях индивида,представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающиммиром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, ипредставлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативнуюнаправленность. Таким образом, это — сложная структурированная картина,существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон, ивключающая как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, атакже позитивные или негативные ценности, связанные с воспринимаемымикачествами и отношениями Я — в прошлом, настоящем и будущем» [Гуманистическаяпсихология (К.Роджерс) //Психология личности: словарь-справочник / под ред. П.Горностай, Т. Титаренко – К., 2001, с.11].
Выделениеописательной и оценочной составляющих позволяет Р.Бернсу рассматривать «Яконцепцию» как свойственную каждому индивиду набор установок, направленных насамого себя. В этом наборе главенствуют три элемента:
1) «Образ Я» — представление индивида о самом себе;
2) Самооценка- аффективная оценка этого представления, которая может обладать различнойинтенсивностью, поскольку конкретные черты «Образа Я» могут вызывать более илименее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением;
3)Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которыемогут быть вызваны «образом Я» и самооценкой. [С.В. Талайко Психологияличности: курс лекций. – электр. Ресурс: www. myword.ru. Лекция 6].
Кроме того, помнению Р. Бернса, существует по крайней мере три основные модальностисамоустановок:
1) Реальное Я- установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальныеспособности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том,каков он на самом деле;
2) Зеркальное(социальное) Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, как еговидят другие;
3) Идеальное Я- установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел быстать.
В каждой измодальностей Р. Бернс выделяет следующие их аспекты: физическое Я, социальноеЯ, умственное Я, эмоциональное Я.
Я-концепция — это не только описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочныххарактеристик и связанных с ним переживаний.
Дажеэмоционально нейтральные на первый взгляд характеристики собственной личностиобычно содержат в себе скрытую оценку.
Самооценку можно представить себе как эмоциональноокрашенное отношение к себе в разных конкретных ситуациях и разных видахдеятельности. У. Джеймс писал о том, что наша самооценка зависит от того, кембы мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире; это служитточкой отчета в оценке нами собственных успехов и неудач. Поэтому низкаясамооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение ксвоей личности.
Б. В. Зейгарник, многоработавшая с личностью, в том числе и психически больных, приводит следующиеданные: «Е. А. Серебрякова исследовала роль успешности выполняемой деятельностив формировании самооценки и уверенности в себе. Если Ф. Хоппе в своей методикепредельно абстрагировался от реальных жизненных условий, то Е. А. Серебряковастремилась максимально приблизиться к ним. В результате своего исследования Е.А. Серебрякова установила несколько видов самооценки:
1) устойчивую адекватнуюсамооценку,
2) неадекватнуюпониженную самооценку,
3) неадекватнуюповышенную самооценку,
4) неустойчивуюсамооценку» [Б.В. Зейгарник. Патопсихология. – Электр. Ресурс: www.ihtik.lib.ru.,Глава IV.6].
К. Роджерсразделяет общее отношение к себе на самооценку (отношение к себе как носителюопределенных свойств и достоинств) и самоприятие (приятие себя в целом, внезависимости от своих свойств и достоинств). Механизм формирования этих сторонотношения к себе совершенно различен. Самооценка по какому-либо качествуосновывается чаще всего на сравнении своих достижений с достижениями другихлюдей. Понятие самопринятия смыкается с понятием самоотношения.
В руслеконцепции о личностном смысле «Я» В. В. Столин предложил оригинальную модельстроения самоотношения. По его мнению «самоотношение может быть понято каклежащее на поверхности сознания, непосредственно-феноменологическое выражение(или представленность) личностного смысла «Я» для самого субъекта. При этомспецифика переживания смысла «Я» производна от реального бытия субъекта, егообъективной позиции в социуме» [В. В. Столин. Самосознание личности. — М.,1983. с.38]. Согласно его модели макроструктурой самоотношения являютсяэмоциональные компоненты или измерения, образующие эмоциональное пространство,в котором разворачиваются соответствующие действия-установки: самоуважение,аутосимпатия, близость к себе (самоинтерес).
С.Р. Пантилеев[С.Р. Пантилеев. Самоотношение //Психология самосознания. — Самара, 2000,c.208] анализирует далее категории самооценки и самоотношения:
1)Самоотношение есть личностное образование, а поэтому его строение и содержаниеможет быть раскрыто лишь в контексте реальных жизненных отношений субъекта,«социальных ситуаций его развития» (Л.С. Выготский) и деятельностей, закоторыми стоят мотивы, связанные с самореализацией субъекта как личности;
2) Каждаяконкретная социальная ситуация развития задает иерархию ведущих деятельностей исоответствующих им основных мотивов и ценностей, по отношению к которым индивидосмысливает собственное «Я», наделяют его личностным смыслом;
3) Самооценкив первую очередь связаны с эмоциями, сигнализирующими о том, способствуют ли теили иные особенности субъекта успешности или возможности успешной реализациидеятельностей, побуждаемых мотивами-стимулами.
Таким образом,самоотношение как выражение смысла «Я» включает в себя две подсистемы:подсистему самооценок и подсистему эмоционально-ценностных отношений.Подсистема самооценок, за которой стоят мотивы-стимулы, более подверженазащитным психическим процессам.
Ввышеизложенном скрыто содержится очень важная особенность самооценки: онаоткрывается ее носителю в виде переживаний, включающих сомнение, необходимостьрешать противоречия собственной личности, изменения от радости до горя, попыткиобеспечить эмоциональную устойчивость собственной личности.
Таким образом,можно утверждать, что самооценка, «относясь к ядру личности, является важнымрегулятором поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека сокружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшееразвитие его личности». [Самооценка //Психология. Словарь / под ред.А.В.Петровского и М.Г. Ярошевского. – М., 1990, с. 352]. 1.2.Изменениясамооценки при различных заболеваниях
Вопрос охарактере изменения самооценки при различных недугах исследован в настоящиймомент недостаточно полно. Так как, психологи, в основном, занимаютсяпсихологическими проблемами человека, а не его психическими или соматическиминедугами. И, тем не менее, даже имеющаяся по этому вопросу литература позволяетделать некоторые выводы об изменении самооценки при различных заболеваниях, втом числе и соматических. Несомненно, психика, личность человека как быподстраивается под развивающееся заболевание, иногда, помогая преодолеть его,иногда компенсируя, иногда маскируя.
Автор «Я»-теории К.Роджерс, чрезвычайно большое значение предававший конгруэнтности проявленийчеловека, и считавший большинство психиатрических симптомов признакаминеконгруэнтности, отмечал, что слишком большой разрыв между реальным «Я»человека и его идеальным «Я» одновременно показывает и влечет за собойнеадекватность в поведении, напряженность и негативность эмоционального фона,появление множества жизненных проблем, социальной дезадаптации, и, в конечномитоге, невозможность развиваться и осуществлять мотив самоактуализации. «Втеории Роджерса подразумеваются два проявления конгруэнтности-неконгруэнтности.Одно из них – конгруэнтность или ее отсутствие между субъективной реальностью(феноменальным полем) и внешней реальностью (миром как он есть). Другое –степень соответствия между Я и идеальным Я. Если расхождение между Я иидеальным Я значительны, человек неудовлетворен и плохо приспособлен» [К. Холл,Г. Линдсей. Теории личности. – Электрон. Ресурс: www.ihtik.lib.ru, Глава 7].Работая с психически больными, К. Роджерс обнаружил, что у больных неврозом, посравнению со здоровыми личностями, снижено самоуважение и самопринятие, имеетместо существенный разрыв между идеальным «Я» и реальным «Я». Однако, присравнении здоровых личностей и личностей, больных психозами, такого снижения ненаблюдалось. Невозможно было опираться на данные о самооценке, измереннойподобным образом и при изучении шизофрений.
Г. Н. Носачев и В. С.Баранов, являясь медиками, вслед за психологами утверждают, что составной частьюсамосознания является самооценка — способность соотносить возможности личности(здоровой или больной) с реальностью восприятия личности собой или другимилюдьми. С помощью патопсихологических исследований в сочетании с клинико-психопатологическим методом они выделили следующие варианты изменениясамооценки:
- Пониженнаясамооценка заключается в равномерном снижении всех параметров психическихсвойств личности и частично или полностью и физических свойств «Я», в том числес различных ролевых позиций и «образа Я»;
- Повышеннаясамооценка проявляется в равномерном завышении всех психических и физическихпараметров личности;
- Диссоциированнаясамооценка выражается в завышении одних параметров психических свойств личностии занижении других, проявляющихся в противоречии клинико-психопатологическойкартины психоза;
- Парадоксальнаясамооценка представлена противоречиями всех параметров по близким психическим ифизическим свойствам личности;
- «Мозаичная»оценка характеризуется относительно адекватным повышением или понижением однихпараметров и противоречивым отражением других;
- В «продуктивной»самооценке оценка психических и физических свойств личности и «образа Я» вомногом зависит от содержания бреда, галлюцинаций, явлений психическогоавтоматизма и онейроидных включений;
- Тотальноенарушение самооценки — полное нарушение осознания различных параметров своегофизического и психического «Я».
Изменения самооценкиподразделены на конституциональные и нажитые, лабильные и стабильные.
«При эндогенных психозах(аффективные нарушения) нажитые изменения самооценки проявляются в видепонижения в случае депрессии и повышения — при маниакальном состоянии;самооценка на невротическом уровне — нередко диссоциированная; при бредовыхсиндромах, с одной стороны, «продуктивная», с другой — диссоциированная, стретьей — определяется аффективными включениями; при кататоно-гебефреническихсиндромах — диссоциированная и парадоксальная самооценка. При эндогенныхпсихозах, сопровождаемых негативной симптоматикой, при субъективном иобъективном изменении «Я» наблюдается нажитое снижение самооценки;диссоциированная самооценка в сочетании со снижением появляется в стадиишизоидизации личности; стабильное тотальное нарушение самооценки идет прирегрессе личности». [Г.Н. Носачев, B.C. Баранов. Значение нарушенийсамосознания при эндогенных психозах для реабилитационных мероприятиий //Неврологический вестник, Т. XXVI, вып. 3-4, 1994, c.24-28].
Интересное исследованиебыло осуществлено А.Ш. Тхостовым и Д.А. Степановичем о самооценкеонкологических больных. [А.Ш. Тхостов., Д.А. Степанович. Влияние кризиснойжизненной ситуации на структуру самооценки. – Электрон. Ресурс: www. voppsy.ru]. Вкачестве модели специфической мотивации была взята ситуация онкологическогозаболевания, которую принято считать стрессовой. Центральным психологическиммеханизмом личностных изменений выступает перестройка иерархии мотивов по типупереподчинения актуализирующемуся побудительному и смыслообразующему мотивусохранения жизни. Реально действующие мотивы теряют свою побудительную силу,переходя в разряд целей в структуре главного, ведущего мотива сохранения жизни.Такое изменение мотивационной сферы больных ведет за собой нарушениепознавательных процессов (памяти, внимания и др.) ввиду трудности созданияактуальной мотивации. В еще большей степени нарушение мотивации проявляется вреальной жизни больного, в клинической картине личностных изменений, когдасужение круга актуальных мотивов приводит к аутичности, замкнутости,пассивности.
Учет всех этихобстоятельств позволил авторам воспользоваться ситуацией онкологическогозаболевания как естественно моделирующей смену иерархии мотивов. Изучениеорганизации самооценки здоровых испытуемых и онкологических больных (в группах,уравненных по половозрастному и образовательному уровню) позволило проследитьразличия структур самооценки, в условиях смены реально действующих мотивов.Использовался модифицированный вариант методики изучения самооценки Дембо — Рубинштейн. Данное исследование с привлечением сложного статистическогоаппарата ясно показывает: «За изменением самооценки стоит смена реальнодействующих мотивов. Так, мотив сохранения здоровья, став главным побудительными смыслообразующим в деятельности онкологических больных, выдвинул на первыйплан в иерархическом построении самооценки фактор «Здоровье и социальныйоптимизм». Ситуация изменения мотивации и ценностей не является локальной:произошла переоценка прошлых событий и ценностей». [А.Ш. Тхостов., Д.А.Степанович. Влияние кризисной жизненной ситуации на структуру самооценки. –Электрон. Ресурс: www. voppsy.ru]
Исследование связисамооценки с депрессивным состоянием изложено в работе «Психологические методыисследования депрессивных состояний» [Психологические методы исследованиядепрессивных состояний. – Электр. Ресурс: www.examen.ru]. Задачей этого исследованияявлялось выявление признаков собственно депрессивного состояния, а такжеисследования нарушений познавательных и личностной сферы у больных сдепрессивными расстройствами (гастроэнтерологических и кардиологических).Объектом исследования были больные, находившиеся на лечении в кардиологическоми гастроэнтерологическом отделениях городской больницы г.Ростова-на-Дону.
При помощисамооценочной шкалы В.Зунга депрессии различной степени выраженности выявлены у66% кардиологических и у 53% гастроэнтерологических больных. Тест Люшераобнаружил наличие стрессового состояния у больных с выявленной депрессией: укардиологических больных — в 80% случаев, у гастроэнтерологических больных — в65% случаев. По методике исследования самооценки Дембо-Рубинштейн быловыявлено: у 73% кардиологических больных самооценка занижена, у 27% — завышена.Адекватный уровень самооценки не отмечен ни у одного кардиологическогобольного. Таким образом, депрессия и стресс, видимо, признак, высококоррелирующий со снижением самооценки. Хотя данных о такой связи в настоящейстатье и не приводится. Это косвенно подтверждает нашу мысль, изложенную вподглаве 1.1 о том, что самооценка во многом, организует эмоциональный мир человека,регулирует его, обеспечивает эмоциональную устойчивость личности.
Самооценка больнымисвоего заболевания отражается на показателях качества жизни больных и ихвнутренней картине болезни. В исследовании о связи оценки качества жизни убольных коронарной болезнью сердца (КБС), осложненной хронической сердечнойнедостаточностью, и оценки восприятия больными состояния своего здоровья[Мухтаренко С.Ю., Мураталиев Т.М., Саткыналиева З.Т. Влияние особенностейвосприятия болезни на качество жизни у больных коронарной болезнью сердца,осложненной сердечной недостаточностью– Электр.Ресурс: вестник КРСУ / № 7, 2003 г.] однозначно указывается на характертакой связи: качество жизни больных КБС снижается по мере усиления выраженностиклинических симптомов. Кроме того, указывается, что стремление к отрицаниюневротической симптоматики и созданию социально одобряемого образа болезниспособствует усилению психоэмоционального напряжения, которое влияет напоказатели качества жизни у больных с коронарной болезнью сердца.
В исследовании А.В.Добровольского, рассматривающемсвязь ишемической болезни сердца и внутренней картины болезни (ВКБ) [ДобровольскийА.В. Клинические особенности ишемической болезни сердца и внутренняя картинаболезни. – Электр. Ресурс: www.nature.web.ru], описываются факторы, влияющие наформирование ВКБ. Для автора они служат «отправными точками», положениями егоисследования.
Он утверждает, что факторы, влияющие на формированиеВКБ, можно разделить на две группы. Первая из них представлена параметрами,связанными с личностью пациента (психологические характеристикимотивационно-волевой, эмоциональной, когнитивной сфер личности, системасмысложизненных ориентаций, структура самооценки, поведенческий тип и т.д.,социальные факторы — качество жизни, профессия, конституциональные особенности,в том числе патохарактерологические — расстройства личности, наличиепредшествующей или сопутствующей соматическому заболеванию психическойпатологии и т.д.). Вторую группу факторов составляют клинические особенностисамого заболевания. Автор рассматривает это на примере ишемической болезнисердца (ИБС). Автор считает, гипернозогнозия значимо выше в тех случаях, когда1) первым проявлением ИБС стал ИМ, 2) больной перенес несколько ИМ (2 коронарныекатастрофы и более) и 3) имело место наступление инвалидности в среднемвозрасте (до 65 лет). Напротив, гипонозогнозия ассоциируется с
1) дебютом ИБС со стабильной стенокардии илинеопасных для жизни нарушений сердечного ритма,
2) наличием в анамнезе только одного ИМ или
3) отсутствием в прошлом коронарных катастроф, атакже
4) наступлением инвалидности в позднем возрасте (65лет и старше).
Несомненным выводом из этого исследования являетсясвязь внутренней картины болезни с тяжестью коронарного заболевания. Ксожалению, о связи параметров самооценки при сердечных заболеваниях различнойтяжести ничего не говорится. В нашей курсовой работе мы, отчасти, сможемвосполнить этот пробел.
Глава2. Исследование самооценки кардиологических больных с ишемической болезньюсердца2.1.Методикаи ход исследования
Ишемическаяболезнь сердца (синоним коронарная болезнь) — патология сердца, в основекоторой лежит поражение миокарда, обусловленное недостаточным егокровоснабжением в связи с атеросклерозом и возникающими обычно на его фонетромбозом или спазмом венечных (коронарных) артерий сердца. Понятие«ишемическая болезнь сердца» является групповым. Оно объединяет как острые, таки хронические патологические состояния.
Для применения методикиисследования адекватности самооценки для контингента больных с ишемическойболезнью сердца необходимо учитывать тяжесть заболевания. Для психологовмедицина не является профессией, поэтому приведем необходимый классификационныйминимум, в дальнейшем позволяющий нам правильно организовать и исследование иинтерпретировать его данные. Диагностируется несколько форм ишемическогозаболевания (рекомендовано Всемирной организацией здравоохранения ииспользуется в России) [Ишемическая болезнь сердца. – Электр. Ресурс: www.moslek.ru. Медицинская справочная]:
1. Внезапнаясмерть (первичная остановка сердца)
2. Стенокардия
2.1. Стенокардиянапряжения.
2.1.1. Впервые возникшаястенокардия напряжения.
2.1.2. Стабильнаястенокардия напряжения (с указанием функционального класса от I до IV).
2.1.3. Прогрессирующаястенокардия напряжения.
2.2. Спонтаннаястенокардия.
2.3. Безболевая(«бессимптомная») стенокардия.
3. Инфаркт миокарда
3.1. Определенный(несомненный, доказанный) инфаркт (крупноочаговый)
3.2. Возможный инфарктмиокарда (мелкоочаговый).
4. Постинфарктныйкардиосклероз
5. Нарушения сердечногоритма (с указанием формы)
6. Сердечнаянедостаточность (с указанием формы и стадии)
Очевидно, что столь полная классификация нам непригодится, поэтому мы сведем все к трем очень крупным классам, представляющимсобой главные формы этого заболевания: стенокардия, инфаркт миокарда,хроническая сердечная недостаточность.
Для исследованиясамооценки больных мы использовали методику, приводимую в «Практикуме по общейпсихологии» [Т.И Пашукова., А.И Допира., Г.В. Дьяконов. Практикум по общейпсихологии. – Электр. Ресурс: ihtik.lib.ru. Тема 13.37].
Эта методика позволяетопределить уровень самооценки и сделать заключение о ее адекватности(неадекватности: завышенности или заниженности). В качестве оборудованияиспользуются список слов или специальный бланк со словами, характеризующимиотдельные качества личности, ручка.
В основе исследованиясамооценки в этом варианте методики лежит способ ранжирования. Ранжирование –это одна из многочисленных модификаций техник шкалирования. При ранжированиииспытуемому дается перечень слов или названий объектов, и его задачейоказывается расположить их по порядку убывания (или возрастания) какого-либопризнака. «Очень часто с помощью техник шкалирования измеряется самооценка. Этаметодика, в частности, широко применялась знаменитым американскимпсихотерапевтом-гуманистом К. Роджерсом». [Основы психодиагностики / под ред.А.Г.Шмелева. – Ростов н/Д, 1996, с. 167-168]. В нашем случае каждый испытуемыйнумерует приведенные в списке качества личности в порядке убывания их значимостилично для него. Процедура исследования включает две серии.
Задача первой серии: выявить представление человекао качествах своего идеала, то есть «Я» идеальное. Для этого слова, напечатанныена бланке, испытуемый должен расположить в порядке предпочтения.
Задача второй серии: выявить представление человекао своих собственных качествах, то есть его «Я» реальное. Как и в первой сериииспытуемого просят проранжировать напечатанные на бланке слова, но уже с точкизрения характерности или присущности обозначаемых ими качеств личности себесамому.
При обработке результатоввысчитывается коэффициент ранговой корреляции. Коэффициент ранговой корреляции(г) может находиться в интервале от –1 до +1. Значения и интерпретациипромежуточных значений проводятся в Приложении.
Мы совместили в одномбланке исследования самооценки и форму заболевания испытуемого и стимульныйматериал.
Исследование проводилосьна базе МУЗ КБ №5 в терапевтическом отделении.
Испытуемыми являлисьбольные с различными формами ишемического заболевания (всего 23 человека).
Исследование проводилосьиндивидуально и сопровождалось предварительным инструктированием.
Обработка результатовпроводилась без использования компьютерных программ. 2.2.Результатыи их обсуждение
Методикойопределения адекватности самооценки были обследованы 23 человека. Из них имелиформу заболевания в виде стенокардии (различных видов): 10 человек, сердечнуюнедостаточность (различных видов): 6 человек, перенесли инфаркт, что и являлосьпричиной пребывания в больнице: 7 человек.     Мы сгруппировали полученныеданные обследования в одну Таблицу 2.1, в которой указали форму заболевания иполученный результат по методике исследования самооценки.
Таблица 2.1№ протокола Форма заболевания Результат по методике СО Степень адекватности СО 1. инфаркт .r=0, 94 Неадекватная завышенная 2. инфаркт .r=0,95 Неадекватная завышенная 3. Сердечная недостаточность .r= -0,54 Неадекватная заниженная 4. стенокардия .r=0,87 Адекватная с тенденцией к завышению 5. стенокардия .r=0,63 Адекватная с тенденцией к завышению 6. стенокардия .r=0,94 Неадекватная завышенная 7. стенокардия .r=0,77 Адекватная с тенденцией к завышению 8. Сердечная недостаточность .r= — 0,8 Неадекватная заниженная 9. стенокардия .r=0,8 Адекватная с тенденцией к завышению 10. инфаркт .r= — 0,81 Неадекватная заниженная 11. инфаркт .r= — 0,03 Недифференцированное отношение к «Я»-идеальному и «Я»-реальному, спутанность представлений о себе 12. стенокардия .r=0,88 Адекватная с тенденцией к завышению 13. Сердечная недостаточность .r= — 0,46 Неадекватная заниженная 14. стенокардия .r=0,91 Неадекватная завышенная 15. Сердечная недостаточность .r= — 0,68 Неадекватная заниженная 16. инфаркт .r=0,1 Недифференцированное отношение к «Я»-идеальному и «Я»-реальному, спутанность представлений о себе 17. Сердечная недостаточность .r= — 0,59 Неадекватная заниженная 18. инфаркт .r= — 0,02 Недифференцированное отношение к «Я»-идеальному и «Я»-реальному, спутанность представлений о себе 19. стенокардия .r=0,82 Адекватная с тенденцией к завышению 20. стенокардия .r=0,93 Неадекватная завышенная 21. инфаркт .r= — 0,09 Недифференцированное отношение к «Я»-идеальному и «Я»-реальному, спутанность представлений о себе 22. стенокардия .r=0,99 Неадекватная завышенная 23. Сердечная недостаточность .r= — 0,23 Недифференцированное отношение к «Я»-идеальному и «Я»-реальному, спутанность представлений о себе
Как видно изтаблицы, неадекватной завышенной самооценкой обладают 6 человек из нашейвыборки (26,1%), адекватной с тенденцией к завышению — 6 человек (26,1%),неадекватной заниженной – 6 человек (26,1%), не удалось установить адекватностьсамооценки (недифференцированность представлений о себе, спутанность) – 5человек (21,8%).
Для того,чтобы наглядно представить себе, как адекватность самооценки связана с формойзаболевания, мы вывели данные в следующую таблицу.
Таблица 2.2самооценка Формы заболевания Кол-во % в подвыборке Неадекватная заниженная Инфаркт 1 16,7 Сердечная недостаточность 5 83,3 стенокардия Недифференцированность «Я»-идеального и «Я»-реальносго, спутанность представлений о себе Инфаркт 4 80 Сердечная недостаточность 1 20 стенокардия Адекватная с тенденцией к завышению Инфаркт Сердечная недостаточность стенокардия 6 100 Неадекватная завышенная Инфаркт 2 33,3 Сердечная недостаточность стенокардия 4 66,7
При внимательном изученииТаблицы 2.2 можно обнаружить несомненную зависимость формы коронарногозаболевания и адекватности самооценки. Например, 80% спутанных представлений осебе имеют люди, перенесшие инфаркт, и только 20% с сердечной недостаточностью.Адекватная самооценка сохраняется при стенокардии, видимо, чаще, чем при болеетяжелых формах заболевания. Неадекватная завышенная самооценка чаще встречаетсяпри стенокардии и после инфаркта, и совсем не встречается (в нашей выборке) присердечной недостаточности. Неадекватная заниженная самооценка чаще всеговстречается при сердечной недостаточности, чем при прочих формах ишемическогозаболевания.
Таким образом, порезультатам всего вышеизложенного в данной работе, можно сделать следующиевыводы:
1) Самооценка естьсоставляющая «Я»-концепции, и представляет собой внутреннюю оценку человекомсобственной личности в различных сферах деятельности;
2) Самооценкаотносится к ядру личности и выполняет функцию регуляции деятельности и общения;
3) При неадекватнойсамооценке (заниженной или завышенной) деятельность и общение личности проходитс затруднениями или вообще не может состояться;
4) Самооценкаизменяется при различных достаточно тяжелых заболеваниях: психических,гастроэнтерологических, онкологических, коронарных и т.д.
5) Изменениясамооценки вызваны перестройкой мотивационно-ценностной системы личности всвязи с длительным заболеванием, а также в связи с пребыванием в стационаре;
6) При ишемическойболезни сердца происходит «вымывание» интервала, включающего лиц с адекватнойсамооценкой и «пополнение» интервалов, включающих лиц с неадекватнойсамооценкой;
7) Полным нарушениемсамооценки страдают лица, недавно перенесшие инфаркт. Их представления о себехарактеризуются недифференцированностью, спутанностью;
8) Наиболее частосохраняют адекватную самооценку лица со стенокардией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ/>/>/> В результате проведенногонами исследования было установлено, что действительно имеет место зависимостьадекватности самооценки от формы ишемического заболевания сердца. В данномисследовании выяснилось, что перенесенный инфаркт, по-видимому, сильно«спутывает» представления личности о себе самой, до такой степени, чтоустановить, как личность оценивает саму себя, становится затруднительно.Больные с сердечной недостаточностью имеют тенденцию к снижению самооценки, в товремя как больные со стенокардией – тенденцию к завышению. Наибольшее числобольных с адекватной самооценкой в группе со стенокардической формойзаболевания.
Если учитыватьтот факт, что самооценка является эмоционально окрашенным отношением к себе, томожно говорить о том, что у больных ишемическим заболеванием должен изменятьсяэмоциональный фон жизни, изменяться отношение к себе в деятельности. Больные сзаниженной самооценкой (в этой группе больше всего больных с сердечнойнедостаточностью), по большому счету не принимают себя. Больные с неадекватнозавышенной самооценкой (таковых большинство в группе со стенокардией),по-видимому, таким образом, в психологическом смысле компенсируют болезнь.Самооценка может выступать психологическим показателем ограниченностивозможностей. Очевидно, что больные с неадекватной самооценкой, вызваннойболезнью, не способны эффективно выполнять важнейшие виды деятельности, вчастности, профессиональную.
В дальнейшем мы планируемисследовать содержательную сторону самооценки в различных сферах жизни больныхс ишемической болезнью сердца. Интерес представляют сферы «Здоровье», «Семейнаяжизнь», «Работа», «Любовь окружающих», «Счастье». В качестве продолжениянастоящей работы планируется сбор данных при помощи опросников и бесед. СПИСОКИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бернс Р. Чтотакое «Я-концепция»? – Электр. Ресурс: www.ihtik.lib.ru
2. ДобровольскийА.В. Клинические особенности ишемической болезни сердца и внутренняя картинаболезни. – Электр. Ресурс: www.nature.web.ru;
3. Зейгарник Б.В.Патопсихология. – Электр. Ресурс: www.ihtik.lib.ru.;
4. Ишемическаяболезнь сердца. – Электр. Ресурс: www.moslek.ru. Медицинская справочная;
5. Мухтаренко С.Ю.,Мураталиев Т.М., Саткыналиева З.Т. – Электр. Ресурс: Влияние особенностейвосприятия болезни на качество жизни у больных коронарной болезнью сердца,осложненной сердечной недостаточностью //вестник КРСУ / № 7, 2003 г.;
6. Носачев Г.Н.,Баранов B.C. Значение нарушений самосознания при эндогенных психозах дляреабилитационных мероприятиий// Неврологический вестник, 1994, Т. XXVI, вып.3-4;
7. Основыпсиходиагностики / под ред. А.Г.Шмелева. – Ростов н/Д, 1996;
8. Пантилеев С.Р.Самоотношение // Психология самосознания. — Самара, 2000;
9. Пашукова Т.И.,Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. – Электр. Ресурс: ihtik.lib.ru.;
10. Психологическиеметоды исследования депрессивных состояний. – Электр. Ресурс: www.examen.ru;
11. Психологияличности: словарь-справочник / под ред. Горностай П., Титаренко Т. – К., 2001.
12. Психология.Словарь / под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. – М., 1990;
13. Столин В. В.Самосознание личности. — М., 1983;
14. Талайко С.В.Психология личности: курс лекций. – Электр. Ресурс: www. myword.ru.;
15. Тхостов А.Ш.,Степанович Д.А. Влияние кризисной жизненной ситуации на структуру самооценки. –Электрон. Ресурс: www. voppsy.ru.;
16. Холл К., ЛиндсейГ. Теории личности. – Электр. Ресурс: www.ihtik.lib.ru.;
ПРИЛОЖЕНИЕ/>/>/> Методикаисследования самооценки
 
Инструкция испытуемому для 1 серии: «Прочитайтевнимательно все слова, характеризующие качества личности. Рассмотрите этикачества с точки зрения присущности их идеальной личности, то есть с точки зренияполезности, социальной значимости и желательности. Для этого проранжируйте их,оценив каждое в баллах от 20 до 1. Оценку 20 поставьте в бланке, в колонке №1слева от того качества, которое, по Вашему мнению, является самым полезным ижелательным для людей.
Оценку 1 – в той же колонке №1 слева от качества,которое наименее полезно, значимо и желательно. Все остальные оценки от 19 до 2расположите в соответствии с Вашим отношением ко всем остальным качествам.Следите, чтобы ни одна оценка не повторялась дважды».
Инструкция испытуемомудля 2 серии: «Прочитайте снова все слова, характеризующие качества личности.Рассмотрите эти качества с точки зрения присущности их Вам. Проранжируйте их вколонке №2, оценив каждое от 20 до 1. Оценку 20 – поставьте справа от тогокачества, которое, по Вашему мнению, является присущим Вам в наибольшейстепени, оценку 19 – поставьте тому качеству, которое характерно для Васнесколько меньше, чем первое, и так далее. Тогда оценкой 1 у Вас будетобозначено то качество, которое присуще Вам меньше, чем все остальные. Следите,чтобы оценки-ранги не повторялись дважды».
Бланк со словами,характеризующими качества личности выглядит следующим образом. />/>/>Бланк№1 Качества личности №2 d d2 Уступчивость Смелость Вспыльчивость Нервозность Терпеливость Увлекаемость Пассивность Холодность Энтузиазм Осторожность Капризность Медлительность Нерешительность Энергичность Жизнерадостность Мнительность Упрямство Беспечность Застенчивость Ответственность
Обработкарезультатов:
Цель обработкирезультатов – определение связи между ранговыми оценками качеств личности,входящими в представления „Я“ – идеальное и „Я“ реальное.Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции Ч.Спирмена. Оценки от 1 до 20 предложенных качеств в обоих рядах принимаются за ихранги. Разность рангов, определяющих место того или иного качества личности,дает возможность вычислить коэффициент по формуле: />/>
/>
/>/> 
n – число предложенных качествличности (n=20);
d – разностьномеров рангов.
Чтобы высчитатькоэффициент, необходимо вначале подсчитать на бланке, в специально отведеннойколонке, разность рангов (d) по каждому предложенному качеству. Затем каждоеполученное значение разности рангов (d) возводят в квадрат и записываютрезультат на бланке в колонке (d), суммируют и сумму (/>) вносят в формулу.
Если количество качествравно 20, то формула имеет упрощенный вид:
r=0,00075/>/>/>
Коэффициент ранговойкорреляции (г) может находиться в интервале от –1 до +1. Если полученныйкоэффициент не менее -0,37 и не более +0,37 (при р = 0,05), то это указывает наслабую незначимую связь (или ее отсутствие) между представлениями человека окачествах своего идеала и своих реальных качествах. Такой показатель может бытьвызван несоблюдением испытуемым инструкции. Но если инструкция выполнялась, томалая связь означает нечеткое и недифференцированное представление человекомсвоего идеального „Я“ и „Я“ реального.
Значение коэффициентакорреляции от +0,38 до +1 – свидетельство наличия значимой положительной связимежду „Я“ – идеальным и „Я“ – реальным. Это можно трактоватькак проявление адекватной самооценки или, при R от +0,39 до +0, 89, тенденции кзавышению. Но, значения от +0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенноесамооценивание. Значение коэффициента корреляции в интервале от –0,38 до -1говорит о наличии значимой отрицательной связи между «Я»-идеальным» и«Я»-реальным». Он отражает несоответствие или расхождение представленийчеловека о том, каким ему нужно быть, и тем, какой он, по его представлению, насамом деле. Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженнуюсамооценку. Чем ближе коэффициент к – 1, тем больше степень несоответствия.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.