Содержание
1. Введение.
2. Из опыта мастеров архитектуры.
3. Константные единицы творческого метода архитектора.
4. Основы творческого метода архитектора.
5. Совокупность авторских определений творческого метода архитектора.
6. Заключение.
7. Схемы.
Введение
Обучение архитектурному проектированию способствует формированию научного и творческого мировоззрения студента. Творческий метод работы архитектора отражает его теоретическую позицию. Основной смысл творческой деятельности архитектора состоит в преобразовании материальной среды и организации пространства в интересах человека и общества. Деятельность архитектора должна давать новые результаты, имеющие общественное значение. Общественная значимость произведения архитектуры превалирует в оценке уровня творчества. Проектирование обогащает внутренний мир студента и ведет к сознанию им социального смысла профессии.
В архитектурной школе особое место в мировоззренческом становлении личности занимает творческое архитектурное проектирование. В процессе архитектурного проектирования возникает необходимость соблюдения определенных правил. «Несмотря на то, что замысел сооружения относится к области искусства, что по своему существу он рождается в результате основанной на опыте интуиции, несмотря на то, что ничего нельзя достичь простой дедукцией логических рассуждений, в этом искусстве, как и в любом другом, должны быть установлены общие правила».
Эти правила, прежде всего, обеспечивают в учебной архитектурно-проектной деятельности овладение студентом творческим методом архитектора. Метод отражает повторяемость приемов и путей деятельности; в методе закономерности создания проектной модели становятся правила действия архитектора. Но метод архитектурного проектирования подвержен изменениям и совершенствуется по мере обогащения архитектурной практики. В условиях научно-технической революции развитие архитектуры и градостроительства сталкивается с проблемой недостаточности традиционных методов проектирования для решения нетривиальных задач, не имеющих жестко заданных условий и определенных параметров (реконструкция центров исторических городов, охрана природы и ландшафта, создание комфортабельных жилых образований, оптимальных систем обслуживания, многофункциональных комплексов, объектов подземной урбанистки). Требуется организационная перестройка и преобразование метода, позволяющее, смоделировать новый объект, не имеющий своего прямого аналога, прототипа.
В учебно-проектной деятельности в моделировании объекта можно выделить четыре процедуры, совершаемые последовательно или параллельно.
Первая процедура – методологическая – определяет общую концепцию автора, которая способствует интерпретации задания и позволяет ему ориентироваться в широком контексте задачи и целесообразно осмыслить предложенную программу проектирования.
Вторая процедура состоит из организации взаимодействия студента, педагога и проектной модели в процессе выполнения учебного задания.
Третья процедура содержит анализ промежуточных результатов моделирования по критериям функциональной, конструктивной, экономической и технологической целесообразности и с точки зрения правдивости архитектурно-образного выражения содержания, а так же оценку взаимоотношения объекта с окружающей средой.
Четвертая процедура содержит художественный синтез материала, накопленного в ходе творческого поиска и процедур анализа, и позволяет видеть объект в его целостности. В результате синтетической процедуры элементы, оправданные с точки зрения прочности и пользы , эстетически переосмысливаются и находят пластическое и пространственное выражение в художественном образе архитектурного произведения.
Творческий метод архитектора представляет собой своеобразный синтез творческих методов художника, ученого и инженера. Научный и художественный методы не выводятся один из другого. В процессе архитектурного творчества происходит их взаимопроникновение и взаимоотражение. В проектировании снимаются противоречия между категориями исследования и воображения. Научное понятие и художественный образ, которое в суждениях о науке и искусстве рассматриваются как противоположности, здесь объединяются. В архитектурном творчестве «художественное» и «техническое» выступают подвижными, взаимодополняющими друг друга сторонам творческого процесса. В творчестве архитектора соединяется стремление ученого к системе и художника к гармонии. Принципиальная разница между научной и художественной деятельностью – это отсутствие элементов субъективного и эмоционального в результатах труда ученого и повышенное содержание того и другого в продуктах художественного творчества. В науке единичное выступает в форме общего, а в архитектуре как искусстве общее выступает в форме единичного.
Умственная деятельность студента содержит наглядно-образные, эмоциональные, волевые и оценочные компоненты. Личное авторское истолкование программы ведет к созданию проектной модели через эвристический процесс в стадии становления замысла и через сложные ассоциации, многократно переплетающиеся связи и сталкивающиеся идеи при его разработке.
Одним из признанных доказательств присутствия, какой либо сущности в мире явлений может считаться обнаружение динамики развертывания этой сущности в плотном «поле» разнообразных фактов. Динамика показывает неизвестный объект то с одной, то с другой стороны, демонстрирует различные его аспекты и свойства, позволяет хотя бы косвенно описать гипотетический объект. Творческий метод архитектора, оставаясь пока гипотетическим «телом», может проявить себя в анализе исторической динамики базовых характеристик архитектуры, в ее связях с феноменом культуры, общества, мировоззрения.
Творческий метод архитектора – концептуальная категория, предлагаемая для ответа на наиболее жгучие вопросы актуальной практики, образования, теории и истории архитектуры. Конкретикой эта категория наполняется всякий раз, когда мы говорим об определенных явлениях, эпохах, мастерах, задачах и перспективах архитектурной профессии. Разнообразие конкретных проявлений творческого метода архитектора огромно. Собственно, сам этот метод есть не какой-то отдельно взятый, избранный или специально сконструированный «суперметод», претендующий на полную и окончательную формулировку «тайны творчества», а напротив - совокупность всех возможных методов и способов архитектурной работы, взятых в наиболее общем, принципиальном их выражении. Поэтому столь важны различные модели творчества, подходы, школы – они создают совокупный потенциал профессии, обеспечивают инструментальную гибкость, вариабельность и адекватность проектных решений. Сопоставление истории и настоящего положения дела позволяет сделать предварительные выводы о состоянии творческого метода архитектора на сегодня и в перспективе.
Из опыта мастеров архитектуры
Огромный интерес представляют мнения известных архитекторов. Размышления имеют очень широкий спектр, одновременно отличаются глубоким содержанием мыслей, свидетельствуют о гражданской позиции автора, о философском осмыслении профессиональных задач.
«Архитектура есть высшее выражение человеческого умения, достигающего божественного». «Путеводной звездой зодчего к правде должна быть только, правда. Тогда в архитектурном произведении сами собой выявляются его характер и символика». Отто Вагнер. Кажется, здесь сам метод творчества говорит словами архитектора.
«Архитектура есть явление творчества, оно затрагивает эмоциональную среду и, следовательно, выходит за рамки строительства .Она может быть великой и в то же время должна угождать примитивным жизненным потребностям человека; с другой стороны, самой своей абстрактностью она обязана наивысшим качествам человеческого духа. Материя одухотворяется по мере того, как человек подчиняет ее организующему началу. Эстетическое волнение, вызываемое архитектурой, исходит из неизбежных, непреложных физических условий творчества, которыми в наше время слишком пренебрегают». Здесь отражается глубочайший смысл архитектурного творчества, и его духовности, эмоциональности, величественности.
Многозначительное определение дал Ф.Л. Райт: «Род строительства, который мы можем сегодня назвать архитектурой, - это строительство, в которое входят человеческие мысль и чувства, чтобы создать высокую гармонию и подлинную значительность сооружения как целого… Его (человека) архитектура была чем-то выходящим от его практического «Я» к его идеальному «Я». Эта фраза затрагивает самое сокровенное содержание архитектуры – интеллектуальный потенциал автора проекта. Так же Райт выделяет две сущности автора: реальную и идеальную, до которой автор проекта должен возвыситься, работая над ним.
«Я – начало всего, ибо в моем сознании создаются миры» Этой фразой Казимир Малевич сумел выразить философию взаимоотношений самых важных компонентов творческого метода архитектора, личности архитектора, мировоззрения, метода самой архитектуры. Вот «ось», вокруг которой вращаются проблемы любого вида творчества, а архитектурного - особенно. Это «альфа» и «омега» сущности креативного сознания. Уже только одна функция «создания миров» требует от творца недюжинного таланта восприятия реальной действительности и рефлексии ее. Этот замысел нуждается в неординарном, пластичном, волевом сознании, могучей силе воображения.
Особенности творческих подходов выдающихся архитекторов
Каждый архитектор в ходе проектной работы вырабатывает свой творческий подход к решению архитектурных задач. Вместе с тем можно утверждать, что существуют обобщенные модели решения архитектурных задач. Обобщенные модели творческих подходов отражают и характеризуют архитектора как творческую личность и общество как среду обитания. Наиболее заметно они проявляются в своеобразии творческих подходов выдающихся архитекторов. Условно можно выделить следующие типы творческих подходов: архитектор-новатор, индивидуалист-мыслитель, архитектор-проектировщик, архитектор-художник, архитектор-исследователь, архитектор-регионалист, архитектор-поэт, архитектор-теоретик.
Архитектор — новатор
МЕЛЬНИКОВ Константин Степанович (1890-1974) — выдающийся советский архитектор, чье творчество отличалось самобытностью и оригинальностью, чьи проекты и постройки существенно повлияли на развитие мировой архитектуры XX в.
Индивидуалист — мыслитель
РАЙТ Франк Ллойд (1869-1959) — крупнейший архитектор в истории США, Райт выдвинул принцип органичной архитектуры, то есть целостной, являющейся неотделимой частью среды, окружающей человека.
Архитектор-проектировщик
ЩУСЕВ Алексей Викторович (1873-1949) — выдающийся русский советский архитектор. Щусев не стремился стать основоположником какой-либо теории или какой-либо архитектурной школы. Его значение определяется главным образом созданными им зданиями и сооружениями.
Архитектор-художник
НИМЕЙЕР Суарес Фильо Оскар (род. 1907) — одна из наиболее ярких фигур в мировой архитектуре 1950-60-х годов, был крупнейший бразильский архитектор. Ему было свойственно теоретическое осмысление архитектурных проблем. Он одним из первых почувствовал эстетическую ущербность доктрины функционализма и своим творчеством утверждал в противовес функционализму, что архитектура — это искусство.
Архитектор-исследователь
ЖОЛТОВСКИЙ Иван Владиславович (1867- 1959). Академик И. В. Жолтовский был одарен пытливым умом, склонным к анализу, не признающим работы на основе одних вкусовых категорий и интуиции. Его волновал вопрос: чем объяснить неувядаемую красоту некоторых произведений народного искусства и классики?
Архитектор-регионалист
ААЛТО Алвар (1898-1976). Основоположник современной финской архитектуры — мастер, обладающий неповторимой художественной индивидуальностью. А. Аалто — преимущественно архитектор-практик. Его поиски устремлены к гармонии между человеком со всем разнообразием его потребностей и той средой, которую формирует архитектура.
Архитектор-поэт
ГАУДИ-и-Корнет Антонио (1852-1926) — крупнейший, талантливейший мастер, представитель «ар нуво» (модерна), творчество которого насыщено исканиями, новаторством и поэзией. Для его творчества характерны внутренняя свобода, глубокий профессионализм, ответственность художника.
Архитектор-теоретик
ТАНГЕ Кензо (род. 1913) — выдающийся японский архитектор, яркий представитель неонационального движения в послевоенной мировой архитектуре. Оригинальность вклада К. Танге в теорию архитектуры связана, прежде всего, с теоретической трактовкой проблемы национальных традиций.
Константные единицы творческого метода архитектора
Основными компонентами являются:
1. Среда, которая включает в себя природные антропогенные компоненты, являющиеся константами в творческом методе архитектора.
2. Социально-экономические условия как важнейший фактор формирования специфики среды и направленности творческого процесса.
3. Идеология и мировоззрение общности в определенную историческую эпоху формирует не только материализованный субстрат, сколько субстратную, духовную основу субстрата.
4. Личностная характеристика архитектора. Разум, интеллект, эрудиция, интуиция, эмоциональность, высокие морально-деловые и организационные качества, гибкость мышления, рефлексия, владение профессиональными навыками, умениями; владение искусством убеждения, коммуникабельность, открытость мировосприятия, психология личности.
5. «Метод» как один из основополагающих компонентов творческого метода архитектора содержит в себе важнейшие элементы, механизмы и связи проектного моделирования. Составной частью метода и в то же время его связующей со средой является понятие «сущностные свойства проектной модели». Метод так же включает систему алгоритмов и возможность эвристик, использование как «ручных», так и компьютерных технологий.
6. Культура проектного мышления как часть культуры мышления вообще.
7. Проектная модель, олицетворяющая собой собирательную характеристику объектов различных типологий.
8. Профессионализм, представляющий совокупность опыта многих и многих поколений в области творческой, архитектурно-проектной и производственно-строительной деятельности.
9. Аксиология культуры как ключевое понятие всех антропологических дисциплин.
10. «Архив», представляющий собой накопленную информацию человеческого опыта той или иной общности, того или иного региона, составляет как бы уровень достояния культуры в сфере творческо-проектной и архитектурно- строительной деятельности.
11. Практика справедливо считается критерием истины, и это не только не только к сфере научного экспериментирования.
12. Теория - один из важнейших компонентов творческого метода архитектора.
13. Рефлексия для архитектора должна стать третьим чувством после зрения и ощущений. Архитектор, лишенный рефлексии, - это все равно что слепой живописец или глухой музыкант.
Основы творческого метода архитектора:
интеллектуально-мировоззренческие;
композиционно-художественные;
научно-теоретические;
инженерно-технические;
социально-экономические;
экологические и другие, в зависимости от обстоятельств.
Объединительные свойств концепции творческого метода архитектора, то есть её способность охватить всё разнообразие возможных методов и приёмов творческой работы, используемых архитектором, а также в принципе всю совокупность методов, подходов, приёмов работы, известных в истории профессии, делает концепцию универсальным средством анализа архитектурного творчества, его процессов.
Потенциал творческого метода архитектора сегодня не только не раскрыт, но и пребывает в состоянии забвения, совершенно не включен в систему архитектурного образования. Генетической основой творческого метода архитектора являются потребности общественного существования и развития, специфика создаваемого человеком мира архитектуры, многообразие форм социальных жизнедеятельностных процессов, культура и научно-технический прогресс, глобальные и региональные факторы. Значительную роль в формировании творческого метода архитектора играют мировоззренческие аспекты и законы диалектики.
Разработано новое понимание творческого метода архитектора как концепции, имеющей в составе: совокупность определений творческого метода архитектора; структуру научной теории; основы творческого метода архитектора; главный предмет теории архитектуры; энергетический каркас творческого метода архитектора (высшая ступень его развития).
Дается представление о том , что концептуальность творческого метода архитектора кроется в принципиальной возможности активизации безграничного потенциала содержания средств и методов творчества, накопленных профессией, их значение для культуры и общества; в уникальности энергетического каркаса творческого метода архитектора; в возможности развития и интенсификации потенциала творческой личности. Важнейшей задачей концепции является приведение синтезированного знания в состояние, обеспечивающее движение знания от его высших уровней через образовательные программы к уровню практической деятельности.
Представлена совокупность авторских определений творческого метода архитектора
творческий метод архитектора как синтез методов, детерминируемых проблемами реальной действительности; философско-мировоззренческого, художника, инженера, ученого и т.д.
творческий метод архитектора как общекультурное явление;
творческий метод архитектора как инструментарий познания и отражения реальной действительности;
творческий метод архитектора как творчество;
творческий метод архитектора как научный процесс;
творческий метод архитектора как моделирование;
творческий метод архитектора как способ реализации человеческих потребностей в формировании среды обитания и создания архитектурных миров.
Эволюционное развитие количественно-качественных показателей содержания творческого метода архитектора возможно в соответствии с общей теорией систем, через основные понятия: нуль (пустая)–система; объект-система; система объектов; абстрактная система. На современном этапе актуальнейшей задачей является формирование творческого метода архитектора как «объекта-системы», которая должна отвечать следующим условиям:
достижение целостности и взаимосвязанности всех компонентов, аспектов и элементов как единого функционального образования;
наличие энергетических сил, способных осуществлять непрерывный процесс жизнедеятельности «объекта-системы» и инициирование креативности;
наличие системы каркасов, координирующих действие всех конструирующих объект сил;
целеобусловленная направленность функционирования «объекта-системы» на совершенствование качества профессиональной подготовки, на совершенствование качества среды обитания;
адаптированность «объекта-системы» к внутренним и внешним воздействиям, к меняющимся социальным, культурным и средовым контекстам;
способность «объекта-системы» входить в контакт с другими подобными объектами и интегрироваться с их важнейшими положениями и тем самым инициировать крайне необходимое преобразование творческого метода архитектора из фазы «объекта-системы» в фазу «система объектов».
Главным предметом теории архитектуры предлагается считать «проектную модель», которая как метаидея должна способствовать не только овладению известными универсалиями архитектурного творчества, но и развитию их потенциала, открывая простор креативности, постоянному обновлению мира архитектуры.
Понятие «Энергетический каркас» творческого метода архитектора – основа понимания предпосылок жизнедеятельных процессов цивилизации. Структурно его можно представить как «энергетический реактор», «главные русла» образуют философия и законы естественных наук, «второстепенные потоки» составляют средства материализации архитектурного мира; закономерности этики, эстетики и архитектурной композиции представляются «капиллярами», насыщающими жизненной, одухотворенной силой материальную среду.
Осознание механизма функционирования «Энергетического каркаса» вооружает архитектора теоретическим обоснованием постоянного поиска новизны и совершенства в творческой деятельности.
В целях обоснования введения философско-мировоззренческого метода в состав синтеза творческого метода архитектора исследована закономерность взаимодействия философии и архитектуры; разработана модель архитектурной картины мира, а так же табличная форма универсалий созидательного процесса.
В исследовании выявлены и наполнены содержанием рациональные и иррациональные компоненты творческого метода архитектора с активным включением в них парадигм классической науки, теории самоорганизации, методов креативного творчества. Творческий метод архитектора представляет собой целостную совокупность структур и систем, взаимодействующих на принципах теории самоорганизации, открытую для дальнейшего развития и адаптации к социальным, культурологическим, историческим и природно-географическим контекстам.
Двойственность природы архитектуры как синтеза материального и духовного достигается на основе интеграции креативных и рациональных методов архитектурно-проектной деятельности с использованием научных принципов познания и отражения реальной действительности.
Теоретической основой творческого метода архитектора можно считать базис научного, мировоззренческого, практического опыта многих поколений зодчих, воплощений в значительных объектах архитектурного и градостроительного творчества.
Научно-теоретический базис включает в себя основы парадигмы классической науки (понятия, определения, категории, принципы), парадигмы теории самоорганизации (случайность, непредсказуемость, состояние мира вещей и явлений в непрерывном развитии). Эти парадигмы в совокупности способствуют формированию современной культуры мышления в целом и пластики мышления в частности и, тем самым, инициируют креативность.
Законы и категории диалектики являются доминирующей научно-теоретической базой структуры творческого метода архитектора: его универсалии и его основы (философско-мировоззренческие, композиционно-художественные, научно-теоретические, методологические, инженерно-технологические, социальные, культурологические, экологические) органично входят в содержание теоретических основ. Ось взаимодействия, проходящая от предпосылок через творческий процесс до создания произведения, так же входит в теоретические основы метода. Современные концепции и конвенции, региональные, средовые и культурно-исторические предпосылки, пульс современности – непременное содержание теоретических основ творческого метода архитектора.
Методической основой творческого метода архитектора, определяемой категорией «арсенал», является совокупность деятельностных процессов, приводящих в движение, в состояние творческого поиска многочисленные компоненты и аспекты универсалий созидания. Методологические основы представляются органичным развитием универсалий теоретических основ, когда структурность трансформируется в системность, когда между многочисленными компонентами проявляются разносторонние связи, когда проектные процедуры по своему профессионльно-качественному уровню соответствуют рангу творческой деятельности.
Методические основы включают в себя: широкий спектр методов, приемов и подходов к решению задач, научных исследований; процесс познания и отражения реальной действительности; философию как стержнезацию и цементацию; диалектику как источник, механизм и тенденцию развития архитектурной деятельности и самой архитектуры; культуру проектного мышления; цикл познавательной деятельности и особенно духовно-практическое звено цикла познания.
К структуре методических основ творческого метода архитектора автором разработаны: идеология опережающего профессионального развития; матрица метода тактико-стратегического развития процесса проектного моделирования, матрица метода архитектора; категории эмоционально-тектонической содержательности; собирательная классификация методов; древо потоков методологического творчества; педагогические стратегии и тактики.
Профессионализм, гуманитарная ориентация сознания и морально-волевые качества проектанта – это важнейшие составляющие интеллектуализации методологического творчества.
Образовательный процесс должен осуществляться не просто через сумму отдельно взятых методов, способов, подходов, не через отдельно взятые аспекты философии и науки, композиционно-художественные средства и приемы, а непосредственно через творческий метод архитектора как целостную совокупность универсалий, значений и смыслов.
Творческий метод архитектора имеет огромный потенциал, играет определяющую роль в теории архитектуры.
Многообразие содержания процесса познания и отражения реальной действительности при создании мира архитектуры убеждает в необходимости поднять проектную культуру на высоту, достойную многовековой истории зодчества и его исторических перспектив, его креативного потенциала, подтверждая тем самым традиционно высокий статус архитектуры как важнейшего созидательного средства общества. Представляется, что концепция творческого метода архитектора, понимаемая как открытая к дополнениям и развитию система, способна стать питательной средой становления и роста творческого мировоззрения новых поколений архитекторов, залогом широты их сознания, ответственности устремленности в будущее.
Вывод
Метод архитектора является неотъемлемой частью архитектурного проектирования и творчества в целом. Труд архитектора должен приносить обществу пользу. С каждым днем появляются новые технологии, научные достижения. Человеку требуется все более совершенные сооружения, жилье. Нужны все более сложные многофункциональные комплексы с развитой инфраструктурой, для которых требуется не менее сложный подход в проектировании. Творческий метод позволяет упорядочить, разложить по полочкам сам процесс проектирования, в котором будут исключены ошибки и будет достигнут наилучший, желаемый результат. Вырабатывается определенная концепция, которая позволяет решать задачи, которые ставит перед собой проектант. В нем объединяются и упорядочиваются все аспекты творчества, науки, техники и культуры. Конечно, нужно всегда смотреть в будущее, учитывать будет ли актуален объект через 10, 15, 50 лет. Он должен удовлетворять техническим и эстетическим требованиям. Объект должен иметь потенциал на будущее. Так же, опыт прошлых поколений не должен остаться без внимания. И метод как нельзя помогает соблюсти эти требования. Как было сказано, Творческий метод архитектора – открытая к развитию система.
Литература
1. Кармазин Ю.И., Капустин П.В. Методологические основы культуры проектного мышления. Методические указания и рекомендации. - Воронеж: ВГАСУ, 2001. – 43 с.
2. Кармазин Ю.И. Творческий метод архитектора: введение в теоретические и методические основы. Воронеж 2005 – 496 с.
3. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования: Учеб. метод. Пособие. 1993г-438с.