Реферат по предмету "Страхование"


Специфика формирования рынка страховых услуг в условиях российской экономики

Становление новой системы хозяйствования в Российской Федерации вносит принци­пиальные изменения в организацию страхового дела. Невозможно отрицать, что при командно-административной системе управления народ­ным хозяйством, доминирующей роли государственной соб­ственно­сти и слабой экономической ответственности руководителей и тру­до­вых коллективов за её сохранность, страхование никак не могло в полной мере выполнять свои функции.
Теперь рыночные преобразования, трансформирующие экономиче­ские отношения, когда товаропроизводитель начинает действовать на свой страх и риск, по собственному плану и несёт за это ответст­венность, предъявляют к страхованию новые требования. Страхование - необходимый элемент производственных отношений. Оно связано с возмещением материальных потерь в процессе общественного произ­водства. Рисковый характер общественного производства, порождает отноше­ния между людьми по предупреждению, преодолению, локализации и по безус­ловному возмещению нанесенного ущерба. Однако предприятия и организации различных форм собственности, вы­ступающие в качестве страхователей, испытывают потребность не только в возмещении ущерба, выражающегося в гибели или по­вреждении основных фондов и оборотных средств, но и в компенса­ции недополученной прибыли или дополнительных расходов из-за вынужденных простоев (неритмичные по­ставки сырья, неплатеже­способность оптовых покупателей). Актуальность рассматриваемого вопроса усиливается еще и потому, что в современном обществе, наряду с традиционным предназначением - обес­пе­чением защиты от природной стихии (землетрясения, наводнения, бури и др.), случайных событий технического и технологического характера (пожары, ава­рии, взрывы и др.), - объектом страхования все больше становятся убытки от различных криминогенных явле­ний (кражи, разбойные нападения, угон транс­портных средств и др.) Кроме того, изменения затрагивают также сферу имущественного и лич­ного страхования граждан, что непосредственно связанно с интере­сами насе­ления, а проблема возмещения потерь для человека всегда была и остается пер­востепенной. Многовековой опыт и история страхования убедительно дока­зали, что оно является мощным фактором положительного воздей­ствия на экономику. Однако на пути развития страхования в России имеются разнообразные про­блемы, которые могут быть решены лишь при наличии соответствующих усло­вий. Нынешнее состояние страхования не соответствует в полной мере запро­сам хозяйствующих субъектов, и будущее его в таком виде бесперспективно. Для реализации возможностей страховой отрасли нужна активная госу­дарственная поддержка и, чем быстрее государство осознает роль страхования как стратегического сектора экономики, тем скорее в России будет осуществлен переход к социально-ориентированному рыночному росту. Объективная экономическая необходимость использования страхования в целях страховой защиты общественного производства, предпринимательства и благосостояния граждан обусловлена обособленностью хозяйствующих субъ­ектов, возросшим уровнем финансовых рисков и имущественных интересов. Обилие подходов говорит о том, что при демонополизации администра­тивного управления народным хозяйством как единым целым, введении эконо­мических рычагов хозяйствования и маневрирования финансовыми ресурсами, наиболее эффективным методом возмещения возможного ущерба становится его раскладка в пространстве и во времени между заинтересованными физиче­скими и юридическими лицами. Непредвиденные и стихийные бедствия вос­принимаются людьми как случайные события, носят неравномерный характер, а число пострадавших всегда меньше числа заинтересованных лиц или хо­зяйств; поэтому, чем больше заинтересованных субъектов участвует в рас­кладке ущерба, тем меньшая доля средств приходится на каждого участника. Замкнутая раскладка возможного ущерба и составляет сущность страхования, что достаточно четко определяют авторы научных трудов (проф. Рейтман Л.И., проф. д.э.н. Шахов В.В., к.э.н. Турбина К.Е., Корчевская Л.И. и др.) Однако доказано, что негативные проявления стихийного характера сил природы и общества, связанные с материальными поте­рями, наступают перио­дически и имеют объективный, законо­мерный процесс, вызываемый противо­речиями экономических от­ношений и проблемами техногенного характера. Возникает риск. Риск объективно присущ различным стадиям общественного вос­производства и любым социально-экономическим отношениям. Ес­тест­венно предположить, что любой хозяйствующий субъект заин­тересован в су­ществовании источников компенсации понесённого ущерба и предоставления ему страховой защиты при наступлении неблагоприятных обстоятельств. Трудно не согласиться с тем, что экономическая сущность страхования, в отличие от общей сущности страхования, состоящей в “замкнутой” раскладке возможного ущерба между заинтересован­ными лицами, заключается в форми­ровании страховщиком денеж­ных фондов из уплачиваемых страхователями страховых взносов (премий), предназначенных для производства страховых вы­плат страхователям, застрахованным, “третьим” лицам или выгодопри­обрета­телям при наступлении страховых случаев, оговоренных в договоре страхова­ния. Экономической сущности страхования соответствуют сле­дующие кате­гории:финансовая, экономическая, кредитная, которые позволяют выявить со­держание и особенности страхования как звена финансовой системы. При этом следует иметь в виду, что если экономическая сущность страхования постоянна, то экономическое содержание - изменчиво и предопределяется общественно-экономи­ческой формацией общества и типом государства (монархическое, ав­торитарное, демократическое). Следовательно, возмещение ущерба, вызываемого проявле­нием разру­шительных противоречий от взаимодействия сил при­роды и общества, порож­дает необходимость установления опреде­лённых взаимоотношений между людьми по предупреждению, пре­одолению и ограничению разрушительных последствий стихийных бедствий. Эти объективные отношения людей для обеспечения не­прерывного и бесперебойного производственного процесса, для поддержания стабильности и устойчивости достигнутого уровня жизни в сово­купности составляют экономическую категорию стра­ховой защиты. Итак, сущность экономической категории страховой защиты состоит в страховом риске и в защитных мерах. Специфика этой экономической катего­рии определяется следующими признаками: - случайный характер наступления стихийного бедствия или иного проявле­ния разрушительных сил природы; - выражение ущерба в натуральной или денежной форме; - объективная потребность возмещения ущерба; - реализация мер по предупреждению и преодолению последствий конкрет­ного события. Экономическая категория страхования является составной частью фи­нансовой категории, находящейся в подчиненной связи с категорией финансов . Финансовая категория страхования выражает свою сущность прежде всего через страхование финансовых рисков: предпринима­тельских, коммерче­ских, биржевых, валютных, банковских и кре­дитных.
Следует отметить, что материальным воплощением экономи­ческой ка­тегории страховой защиты служит страховой фонд, кото­рый представляет со­бой совокупность выделенных (зарезервированных) натуральных запасов мате­риальных благ. Объективная необходимость формирования страхового фонда неод­нократно подчеркивалась К. Марксом “ . часть прибыли, следова­тельно, прибавочной стоимости, а потому и прибавочного труда . служит страховым фондом . Это также единственная часть приба­вочной стоимости и прибавоч­ного продукта . которая должна будет существовать и по уничтожении капита­листического способа про­изводства"1 .
В работе “Критика Готской программы” К. Маркс, анализируя схему распределения совокупного общественного продукта в натуре, отмечал в каче­стве его обязательного элемента “резервный или страховой фонд для страхова­ния от несчастных случаев, стихийных бедствий и т.д.” 2 Исторически первой организационной формой материального воплоще­ния экономической категории страховой защиты был натуральный страховой фонд. Новое же качество он получил в связи с выделением из товарного обра­щения специфического товара - денег. Доктор экономических наук Шахов В.В., исследующий проблему стра­ховой защиты общественного производства уверен, что: “Денежная форма страхового фонда позволила ему превратиться из элемента, обслуживающего внутриотраслевой хозяйственный оборот в средство воздействия и гарантии развития межотраслевого хозяйственного оборота”[1]. Осознанная человеком и обществом в целом необходимость страховой защиты формировала страховые интересы, через которые стали складываться определённые страховые отношения. Содержание страховых отношений охватывало образование и использо­вание резервов страхового фонда независимо от конкретной формы его органи­зации. По мере развития общества эти отношения получили гражданско-право­вое закрепление, что в свою очередь позволило регулировать их правовыми ме­тодами. Постепенно, с развитием общественных отношений, а значит и ростом риска, объективно возникла потребность в оценке риска, опирающейся на ана­лиз фактов и обстоятельств, их накопление, обобщение и систематизацию. В результате формируется научное знание о страховом риске и его оценке, основанное на познании законов природы и общества. Таким образом, под экономическую категорию страховой защиты под­водится научная база. А это значит, что, несмотря на случайный характер на­ступления стихийного бедствия или иного разрушительного события, появилась возможность их научного предвидения, благодаря чему страховщик может осознанно реализовать меры по предупреждению неблагоприятных последст­вий наступления страхового риска. Меры превенции (т.е. предупреждения воз­можного ущерба в будущем), предпринимаемые страховщиком, позволяют ему оптимизировать ресурсы страхового фонда и использовать их часто в качестве источника инвестиций. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что страхование превратилось в одну из конкретных форм страховой защиты обще­ственного производства и организации страхового фонда. Признаки кредитной категории страхования находят конкретное специ­фическое проявление в функциях страхования: - сберегательной (страхование дополнительной пенсии, аннуитет, страхование жизни и др.); - накопительной (страхование “на дожитие”, “к бракосочетанию”, “ритуаль­ное” и др.); - потребительской (приобретение предметов длительного пользования, взятие ссуды и др.); - инвестиционной (вложение средств в доходные мероприятия, ценные бумаги, облигации и т.п.). Представленная общая характеристика страхового дела определяет его место в специализированной системе (инфраструктуре) перераспределительных отношений, позволяющих выполнять услуги по обеспечению непрерывности хозяйственной деятельности независимых субъектов рыночной экономики пу­тем предоставления им страховой защиты при наступлении неблагоприятных событий. Страхование в нашей стране прошло несколько этапов в дореволюцион­ный и послереволюционный периоды. Основной формой страхования в дорево­люционном периоде было добровольное страхование, которое осуществлялось акционерными обществами, обществами взаимного страхования и земскими обществами. В послереволюционном периоде страхование прошло два этапа: в условиях социализма (при государственной монополии на этот вид деятельно­сти) и в условиях становления рыночной экономики. При государственной страховой монополии страхование представляло населению чрезвычайно узкий спектр услуг, дополняющих систему государст­венного социального обеспечения (соцстрах). Расширение самостоятельности товаропроизводителей, формирование рыночной инфраструктуры, резкое снижение сферы государственного воздей­ствия на развитие производственных отношений и распределение материальных благ, в корне изменили процесс формирования отечественного страхового рынка, его содержание, виды страховых услуг, предлагаемых физическим и юридическим лицам. Началом создания отечественного добровольного страхования следует считать факт реальной демонополизации страховой деятельности и, как следст­вие этого - быстрый рост числа альтернативных страховых организаций. Предпосылками развития страхового рынка в нашей стране явились: - укрепление негосударственного сектора экономики; - рост объемов и разнообразия частной собственности физических и юридических лиц, как источника спроса на страховые услуги. При этом важ­ное значение имеет развитие рынка недвижимости и ипотечного кредитования, а также приватизация государственного жилого фонда. - сокращение некогда всеобъемлющих гарантий, предоставляемых систе­мой государственного социального страхования и соцобеспечения. Сегодня от­сутствие гарантий должно восполняться различными формами личного стра­хования. Следует подчеркнуть, что страховой рынок - это особая социально-эко­номическая среда, определенная сфера экономических отношений, где объек­том купли-продажи выступает страховая защита, формируется спрос и предло­жение на нее. Объективная основа развития страхового рынка - необходимость обеспечения бесперебойности воспроизводственного процесса путем оказания денежной помощи пострадавшим в случае непредвиденных неблагоприятных обстоятельств. Страховой рынок можно рассматривать также как форму организации денежных отношений по формированию и распределению страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества, как совокупность страховых ор­ганизаций (страховщиков), которые принимают участие в оказании соответст­вующих услуг. Из этого логически вытекает, что обязательным условием существования страхового рынка является наличие общественной потребности на страховые услуги и наличие страховщиков, способных удовлетворить эти потребности. Таким образом, переход отечественной экономики к рынку существенно меняет роль и место страховщика в системе экономических отношений. Стра­ховые компании превращаются в полноправных субъектов хозяйственной жизни. Вместе с тем, функционирующий страховой рынок представляет собой сложную, интегрированную систему, включающую различные структурные звенья. Первичное звено страхового рынка - страховое общество или страховая компания. Именно здесь осуществляется процесс формирования и использо­вания страхового фонда, формируются одни и появляются другие экономиче­ские отношения, переплетаются личные, групповые, коллективные интересы.
Известно, что страховая компания это - исторически определенная обще­ственная форма функционирования страхового фонда, представляет собой обо­собленную структуру, осуществляющую заключение договоров страхования и их обслуживание. Страховой компании свойственны технико-организационное единство и самостоятельность. Экономическая независимость страховой компании заклю­чается в полной обособленности ее ресурсов, их самостоятельном полном обо­роте. Страховая компания функционирует в экономической системе в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта и “встроена” в определенную сис­тему производственных отношений. Экономически обособленные страховые компании строят свои отношения с другими страховщиками на основе пере­страхования и страхования.
Понятно, что рыночная экономика основывается на свободе выбора гра­ждан. В принципе каждый может решить сам, как ему поступить. Человек мо­жет свободно тратить свои доходы и самостоятельно решать, какую их часть направить на потребление, а какую на накопление. Кроме того, человеку пред­ставляется свобода заключения соглашений с другими людьми. Все это учиты­вает страховой рынок, предлагая широкий набор страховых услуг. Свободная игра спроса и предложения в условиях рыночной экономики стимулирует появление таких страховых услуг, которые необходимы потенци­альному страхователю. Свобода ценообразования, выраженная в тарифных ставках на страховые услуги, создает условия для конкуренции между страхов­щиками. Страховой рынок выполняет регулирующую функцию при условии суще­ствования экономической конкуренции. Сама по себе конкуренция не обеспе­чивает успехов на страховом рынке. Эти успехи в значительной степени зави­сят от страховщика, который побуждает сотрудников страхового общества к постоянному поиску новых потенциальных клиентов, совершенствованию форм и методов страхового обслуживания. В широком смысле страховщика можно представить как совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи страхового продукта. Рынок обеспечивает органическую связь между страховщиком и страхо­вателем. Здесь осуществляется общественное признание страховой услуги. Первостепенными экономическими законами функционирования страхо­вого рынка являются закон стоимости и закон спроса и предложения. Следовательно, страховой рынок формируется в ходе становления товар­ного хозяйства и является его неотъемлемым и важным элементом. Условием возникновения того и другого служат общественное разделение труда и суще­ствование различных собственников - обособленных товаропроизводителей. Ре­альное соотношение данных условий определяет степень развития рыночных отношений. Страховой рынок предполагает самостоятельность субъектов рыночных отношений, их равноправное партнерство по поводу купли-продажи страховой услуги, развитую систему горизонтальных и вертикальных связей. В зависимости от масштабов спроса и предложения на страховые услуги, можно выделить внутренний, внешний и международные страховые рынки. Специфический товар, предлагаемый на страховом рынке, - страховая ус­луга. Она может быть представлена физическому или юридическому лицу на основе договора (в добровольном страховании) или закона (в обязательном страховании). Имеющаяся статистика отражает высокие темпы первоначального ста­новления страхового рынка в РФ1 . В 1992г. страховые фирмы России охватывали примерно 10-12% ее стра­хового поля. За период 1992-1996г.г. число страховых фирм, имеющих государ­ственные лицензии, возросло более чем в 4,3 раза. Другие показатели также свидетельствуют о том, что становление страхового рынка в России до 1997г. осуществлялось высокими темпами. Таблица 1
Некоторые показатели становления страхового
рынка России за 1991- начало 1996 г. Показатели
1991
1992
1993
1994
1996 (на 11.03.96) 1. Число страховых фирм, получивших лицензии
-
686
1600
2295
2954 2. Доля негосударственных страховых фирм, %
-
16,0
66,7
95,0
- 3. Общий объем страховых взносов, собранных страхо­выми фирмами РФ, млрд. руб.(неденоминированных)
13,2
88,6
более 1109,0
7500,0
21900 4. Общий объем страховых выплат в РФ, млрд. руб.(неденоминированных)
-
29,8
более 550,0
более 4800,0
более 15800,0 Примечание. Динамика страховых взносов и выплат приведена в текущих це­нах. Экстенсивный рост не может быть бесконечным, особенно в условиях экономического кризиса, политической нестабильности и выхода из строя, вследствие этого, различных макроэкономических систем, например, типа бан­ковской. Статистические и прогностические данные подтверждают сказанное. Показатели таблиц № 1 и 2 свидетельствуют: на страховом рынке РФ уже в 1997г. - первой половине 1998г. наметилась тенденция снижения числа страховых фирм, в т.ч. негосударственных (хотя по страховым взносом и вы­платам соотношение и динамика были положительными). Так, согласно таб­лицы № 2, обнаруживаем исчезновение с рынка более 700 страховых фирм за этот период. Таблица 2.
Некоторые основные показатели становления страхового
рынка РФ в 1997-2000г.

Показатели
1997г.
1998г. (первое полугодие)
2000г. (прогноз) 1. Число страховых фирм, получивших лицензии - всего, в т.ч. отчитавшихся за свою ра­боту
более
2300
1893
-
1700
-
800 2. Доля негосударственных стра­ховых фирм, %
95,0
94,5
90,0 3. Общий объем собранных страховых взносов (премий), млрд. руб., деноминированных
34,0
17,3
рост в
2-2,5 раза 4. Общих объем произведенных страховых выплат, млрд. руб., деноминированных
25,0
17,83
нет дан­ных Отметим две (из многих) основных причины, вызвавшие отрицательные показатели страхового рынка РФ после 1997г. Первая - это закономерный процесс концентрации и централизации капи­тала, в т.ч. страхового, по мере эволюционного исчерпания возможностей экс­тенсивного типа его первоначального накопления. Уже в 1996г. 1195 страхо­вых фирм (58% от общего числа отчитавшихся) получили 99,2% годового сбора страховых взносов, оставшиеся 0,8% собранных премий пришлись на долю 848 (или 42%) отчитавшихся страховщиков. В 1997г. такое соотношение сохрани­лось. Эти 848 страховщиков были, видимо, главными кандидатами на уход со страхового рынка страны.
Другой причиной, подстегнувшей концентрацию и централизацию стра­хового капитала, явилось крушение пирамиды ГКО в августе 1998г. Страхо­вому рынку РФ был нанесен по некоторым оценкам ощутимый удар - более 8 млрд. руб. (свыше60%) активов страховых фирм, размещенных в ГКО, счита­ются потерянными ими, хотя имевшихся страховых резервов до этого еле-еле хватало на покрытие обязательств перед страхователями по текущим выплатам. Напряженность возникла уже до августа 1998г., когда страховые вы­платы превысили объем собранных премий на 0,53 млрд.руб. В результате крушения рынка ГКО еще более ускоряются процессы вымывания слабых по размерам уставного капитала и др. финансовым показателям страховщиков (и даже некоторых крупных фирм , например АСО “Защита”, СК “Ивма”). К 2000г. прогнозировалось сохранение примерно 800 страховых фирм в РФ (а без ОМС их количество предполагалось, по разным оценкам от 300 до 500) , ус­тавный капитал которых соответствовал бы требованиям Закона РФ “Об орга­низации страхового дела в Российской Федерации” (1998г.). Ожидалось также, что оставшиеся страховщики будут контролировать в 2000г. примерно 80% страхового рынка РФ; сбор ими страховых взносов и их емкость возрастут в 2-2,5 раза; отношение объема собираемых премий к ВПП возрастает с 1,3% (1997г.) до 2-2,5% (2000г.); добровольное, а также имущест­венное и страхование ответственности будут развиваться быстрее обязатель­ного и личного страхования. Также предполагалось, что к 2000г. эти примерно 8000 страховщиков станут конкурентоспособны с зарубежными страховыми фирмами, которые полу­чили право работы на страховом рынке РФ с 1 января 1999г. Если говорить о государственном страховании, то его организация пере­страивалась и совершенствовалась в соответствии с теми экономическими и со­циальными задачами, которые решала страна на каждом этапе развития. Распад СССР в 1991 году поставил на грань несостоятельности государ­ственные страховые организации большинства бывших союзных республик. Безусловно, государственным страховым органам России в целом пока не угрожает банкротство, однако отношение к ним властей и страхователей, из-за присущих ему недостатков, связанных с его косностью и бюрократизмом, нега­тивное или равнодушное. В новых экономических условиях государственное страхование должно играть более значительную роль, т.к. оно является не только частью финансо­вого механизма, но и частью социальной сферы, непосредственно затрагиваю­щей самые насущные интересы людей. Оно должно способствовать укрепле­нию материального благосостояния людей, сбалансированности их денежных доходов и расходов, устранению негативных явлений в распределительных от­ношениях. Проведенное исследование проблемы кризисного состояния российского страхового бизнеса показывает, что на страховом рынке России доминируют тенденции отрицательного характера, имеется много нерешенных проблем, требующих особого внимания, а именно: - крайне сложное экономическое положение страны, нестабильность финан­сово-экономической и социально-политической ситуации, падение объема ВВП за последние 5лет на 50% , российский менталитет (“авось”) , не позволяют подняться страховому делу на должный уровень; - неадекватное юридическое обеспечение страхового дела; - низкий ассортимент страховых услуг (не более 60 видов, причем, в основном, классических. Для сравнения в США, действуют более 3 тыс. видов страхова­ния, в Европе 400-500). - преобладание обязательного страхования, в то время, как определяющими в развитии страхования должны быть добровольные виды. К примеру, обязатель­ное медицинское страхование по своей экономической сущности является бо­лее вопросом социального обеспечения граждан, нежели страхования. - несовершенство налогообложения страховой деятельности, что приводит к со­кращению числа страховых организаций. - снижение платежеспособности населения не дает возможности увеличить страховой портфель страховщиков при весьма значительном страховом поле. - - сокращение числа договоров страхования (особенно в имущественном страхо­вании), способствует неуклонному сокращению размеров страховой премии на душу населения (в 1999г. по добровольному страхованию он едва превысил 50 рублей в год, т.е. 2 долл. США. В развитых же странах этот показатель состав­ляет от 500 до 2500 долл. Австралийцы, например, тратят на страхование около 10% своих доходов, американцы - более 15%). - диспропорция в развитии страхового рынка по регионам (статистика показы­вает, что в Москве работает около 26% общего числа страховых организаций, которыми собираются более 44% суммарной страховой премии России) ; - отсутствие четкой государственной поддержки в области страхования. (Оце­нивая количественные и качественные параметры страховой отрасли и роль го­сударства в ее развитии, можно сделать вывод: страховой рынок России далеко не освоен, находится на начальном этапе развития и имеет громадные возмож­ности для совершенствования. В то же время государство не использует в пол­ной мере весь потенциал страхования для решения экономических и социаль­ных проблем общества. Хотя развитие страхового рынка не может происходить без серьезной и продуманной государственной поддержки.). В условиях переходного периода регулирующая функция государства в страховой деятельности должна проявляться в различных формах: принятие за­конодательных актов, регулирующих страхование, установление в интересах общества и отдельных категорий его граждан обязательного страхования, про­ведение специальной налоговой политики, установление различного рода льгот страховым компаниям для стимулирования такого рода деятельности, а также создание особого правового механизма, обеспечивающего надзор за функцио­нированием страховых предприятий и организаций. Выполнение регулирую­щей функции государства, как правило, возлагается на специальный орган на специальный орган (специальную структуру) - государственный страховой над­зор (контроль). Подобная структура существует во многих странах. Основная проблема государственного страхового надзора - величина резервов, гаранти­рующих платежеспособность страховщика. Закон Российской Федерации “О страховании” от 27 ноября 1992г. №4015-1, переименованный с 01.01.98г. в Закон “Об организации страхового дела в Российской Федерации” (далее - Закон о страховании) установил, что го­сударственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется Федеральной службой России по надзору за страхо­вой деятельностью, действующей на основании положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации (ст.30 Закона о страховании) . В разви­тие ст.30 Закона о страховании постановлением Совета Министров Правитель­ством Российской Федерации от 19 апреля 1993г.№353 1было принято Поло­жение о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации о 24 ок­тября 1994г. №1196 (далее -Положение1 )
Согласно Закону о страховании государственный надзор за страховой деятельностью учрежден для соблюдения требований законодательства Россий­ской Федерации о страховании эффективного развития страховых услуг, за­щиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Росстрахнадзор находится в ведении Правительства Россий­ской Федерации.
В своей деятельности Росстрахнадзор руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными актами, при­нимаемыми Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, а также указанным Положением, осуществляя свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими ли­цами и гражданами. Надежная защита страхователей должна обеспечиваться с помощью вы­полнения трех основных функций государственного органа по страховому над­зору: - регистрация страховщиков, в ходе которой выясняется профессиональная их пригодность и финансовое положение, что оформляется выдачей соответст­вующего разрешения или лицензии; - обеспечение гласности, что проводится через положение законодательных ак­тов о страховой деятельности (публичная отчетность). - Открытость информации о финансовом положении страховщиков - способствует сохранению конкурентной борьбы; - поддержание правопорядка в отрасли (расследование нарушений законов, принятие административных мер к страховщикам, действующим вопреки инте­ресам страхователей, передача дела в суд) Итак, государственное регулирование должно содействовать учреждению на страховом рынке обществ, имеющих прочную финансовую и правовую ос­нову, и вместе с тем не допускать на рынок спекулятивные и фиктивные компа­нии, которые могут нанести ущерб субъектам страховых отношений. Государственное регулирование также важно для проведения последовательной политики в отношении форм, методов и масштабов участия иностранного капи­тала в страховом бизнесе на территории РФ и других государств - членов СНГ. Здесь совершенно очевидна необходимость разработки страховой “идео­логии” и внедрение ее, в первую очередь в сознание государственных чиновни­ков, депутатов парламента и широких слоев населения. Первый шаг в этом направлении сделан. Правительство РФ утвердило краткосрочную Программу развития национальной системы страхования на пе­риод до 2000 года. Вопросы страхования нашли место также в стабилизацион­ной программе Правительства РФ. Теперь задача состоит в развертывании страховой пропаганды, воспита­нии в обществе страховой культуры как важного элемента рыночного сознания. Для решения этой проблемы и требуется объединение усилий страховщиков, их союзов и ассоциаций, государства. Поскольку же принятие “идеологических” документов не может быстро улучшить положение дел в страховой сфере, не­обходимо предпринять ряд практических шагов с целью развития страхования. Речь идет, во-первых, о создании благоприятных макроэкономических и право­вых условий для формирования цивилизованного страхового рынка. Во-вторых, о решении кадровой проблемы в отрасли. В третьих, необходимо обеспечить финансовую устойчивость страховых операций. Кроме того, прогнозируя будущее страхового дела, следует заметить, что, несмотря на кризисное состояние, российский страховой рынок обладает мощным по­тенциалом развития (общий объем страховых платежей составляет в РФ около 1,5 % от годового ВВП, а по добровольным видам страхования - менее 0,8%, тогда как в развитых доля совокупной страховой премии в ВВП составляет 8-10%.Значит необходимо найти возможности использования имеющегося резерва уже в ближайшее время. 1 См: Маркс К., Энгельс Ф. соч., т.25, ч.2, с.416 2 См: Маркс К., Энгельс Ф. соч., т.19, с.17 3 См.: Шахов В.В. “Страхование”, М., Страховой полис, ЮНИТИ, 19997г. с.6 1 См.: Гомелля В.Б. - Основы страхового дела- Учебно-практическое пособи - М., МЭСИ, 1999-110с. 1 См.: Российские вести 1993 4 мая № 84 1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994 №26 Ст.2902


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Альнернатива средневековой Руси 13-15 в.в.
Реферат СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
Реферат Транснациональные корпорации и их роль в мировой экономике
Реферат Маленький человек в русской литературе
Реферат Китай в период раннего средневековья: общество, нашествия, юг и север
Реферат История Румынии
Реферат Kidney Diseases Essay Research Paper Kidney DiseasesKidneys
Реферат Анализ себестоимости продукции растениеводства на примере ООО "Волна" Свердловской области Слободо-Туринского района
Реферат Инструменты анализа мировой торговли
Реферат Определение факторов, влияющих на организацию бухгалтерского учета
Реферат Анализ и оценка кредитоспособности предприятия
Реферат 6. контроль витрат І стимулювання економії ресурсів
Реферат Создание масок графическая программа Adobe Photoshop 6.0
Реферат "Рок". Тем более,что рок считается молодежной культурой,потому что Нет! Пусть это будет одной из проблем реферата. Взявшись за тему "Рок-культура",я ни в коем случае не пытаюсь облегчить себе задачу. Наверное даже я ее усложняю. Рок-музыка это настол
Реферат Трактовка предмета экономической теории различными школами экономистов