Реферат по предмету "Религия и мифология"


Борьба пастыря с языческими суевериями

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
БЕЛОРУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МИНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

БОРЬБА ПАСТЫРЯ С ЯЗЫЧЕСКИМИ ПЕРЕЖИТКАМИ И СУЕВЕРИЯМИ В ЖИЗНИПРИХОЖАН
Дипломная  работа   по
Пастырскомубогословию
студента6 курса экстерната Мин Д С
ИценкоАлександра
Научный руководитель –
протоиерейСергий Гордун,
кандидатбогословия              Допустить к защите
Жировичи
2006

О Г Л А В Л Е Н И Е
 
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I.
ПАСТЫРЬ И ПРИХОД………………………………………………….......8
ГЛАВА II.
ДОХРИСТИАНСКИЕ ВЕРОВАНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН…......19
ГЛАВА III.
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ И СВЯТЫЕ ОТЦЫ О СУЕВЕРИЯХ…....39
ГЛАВА IV.
УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ О БЛАГОДАТИ. ОБРЯДОВЕРИЕ В ЖИЗНИ ПРИХОЖАН.………………………………………………………………..55
ГЛАВА V.
МЕТОДЫ БОРЬБЫ ПАСТЫРЯ С СУЕВЕРИЯМИ И ПЕРЕЖИТКАМИ ЯЗЫЧЕСТВА ВСОЗНАНИИ ПРИХОЖАН…………………………....92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………109
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………...…110
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………115

Посвящается моемудуховному отцу, протоиерею Олегу Валяеву, человеку, открывшему для менядвери Церкви.
 
ВВЕДЕНИЕ
Проблема суеверий иязыческих остатков издавна волновала нашу Церковь[1],а с особой силой данная духовная болезнь волнует церковное сознание сейчас,когда на законодательном уровне государство свободно открыло дверь любогоуровня духовным практикам, а значит и язычеству.
И священник, исколько-нибудь богословски образованный прихожанин сталкивается с этимпатологическим явлением систематически.
Когда умирает человек, ион, и близкие ему люди соприкасаются с чем-то доселе неведомым. Умерший –непосредственно, а его близкие постольку, поскольку и являются умершему именно«близкими», т.е. людьми, которые при жизни делили с покойным его радости ибеды. Ведь многие богословы, а это и кардинал Йозеф Рацингер[2] (в книге «Введение в христианство»), ипроф. В.Н. Лосский («Очерк мистического богословия Восточной церкви») говорят отаинственной научно необъяснимой, связи всего человечества. Оказывается, притом, что каждый отдельный человек есть индивидуум, личность, человечество этоне что-то разбросанное, разобщенное, но есть нечто цельное, имеющее между собойтесную связь. Поэтому и в смерти мы не расстаемся с человеком, особенно этоощущается в первые дни после смерти. 
Во время отпевания кблизким начинают цепляться «всезнающие» прихожанки в возрасте. Они и сигаретыпод голову усопшему кладут, и переменную одежду, и деньги в могилу сыплют, якобы выкупая землю (сами не зная для кого этот выкуп). Для нецерковных людей этонепонятное  невежество, для  воцерковленных (имеются в виду не просто ходящие вхрам люди) — серьезный соблазн. Можно заметить  смущение и самого священника,который не раз пробовал пресечь такого рода выходки, но тщетно.
И это лишь касательноодних похорон,  а в такие ситуации, когда со всех сторон к тебе цепляются ссоветами как «правильно» себя вести и что делать, попадает человек, приступая кцерковным таинствам и священнодействиям. В разговорах со многими священникамиРоссии, Беларуси, Украины, Латвии выяснилось, что такие действия особо активныхприхожан не являются редкостью.
При попытке  найтисколько-нибудь серьезную литературу в помощь пастырю по данной тематике авторстолкнулся с определенными трудностями. Все на уровне газетных и журнальныхстатей. Есть отдельные исследования взаимоотношений христианства и язычества,но носят они чисто светский характер. Конечно же, нельзя обойти вниманием книгупрофессора диакона Кураева А.В. «Оккультизм в православии», где он серьезно затрагиваетэту проблему языческих рецидивов в приходской жизни. Еще одна книгавышеуказанного автора – «Традиция. Догмат. Обряд», в ней также поднята этатема, но там он ее лишь слегка касается.
Данная дипломная работа –попытка (здесь абсолютно нет никакой претензии на огромное научноеисследование) проанализировать такого рода явления в сознании православныхприхожан и уже хотя бы этим помочь пастырю врачевать духовную болезнь в каждомотдельном случае.
А это действительноболезнь, ибо практика показывает, что многие православные прихожане придаютэтим пережиткам огромное, если не основное, значение. И такое их «православие»нужно предавать значительной коррекции. Поэтому пастырь, зная истокиконкретного суеверия и понимая его опасность для души своего прихожанина,сможет мягко и тактично направить его в правильное русло, не задевая человеказа живое.
Язычествонужно изучать как древнейший период нашей культуры, младенческий период жизнинаших пращуров, что поможет ощутить ту почву, в которую было брошено семяХристовой веры.
Проблемойязыческих верований славян занимались очень многие ученые и исследователи,среди которых особо нужно отметить:
1.        Сахаров И.П.Сказания русского народа. Славяно-русская мифология. М. 1836;
2.        Срезневский И.И.Святилища и обряды языческого богослужения славян. Харьков, 1846;
3.        Костомаров H.Славянская мифология. Киев, 1847;
4.        Шеппинг А. Мифыславянского язычества. М., 1849;
5.        Фаминцын А. С.Божества древних славян. СПб., 1884;
6.        Сырцов И.Мировоззрение наших предков русских славян-язычников до крещения Руси, вып. 4.I Мифология. Кострома, 1897;
7.        Аничков Е.В.Язычество и древняя Русь. СПб., 1914;
8.        Кагаров Е.Г.Религия древних славян. М., 1918;
9.        Рыбаков Б.А.Язычество древних славян. М., 1981; Иванов В. В.,
10.      Топоров В.H.Славянская мифология. В кн.: Мифы народов мира. М., 1982;
Для нас же имеетособенное значение не только лишь описание божеств и основных мировоззренческихтенденций, простая констатация фактов, хоть и это необходимо как фундамент, ноглавное — дать анализ этому явлению через призму христианства, сквозьевангельскую Истину. С достоинством эту миссию выполнил Гальковский H.М. всвоем труде «Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси». Данныйтруд, наверное, единственный с нужным нам уклоном. Во время Первой мировойвойны в Харькове, в  1916 году издан трехтомник, который оставался  долгонезаслуженно незамеченным многими исследователями этой проблемы. А эту работутрудно переоценить.
В наше время многоговорится о возрождении Православия на восточнославянских землях, и этосовершенно справедливо. Строятся новые храмы, открываются приходы, ведутсяогромных масштабов работы по реставрации старых, заброшенных в советскиевремена храмов и монастырей. Но, наряду с этим, видим и обратную сторону, окоторой говорит, в частности, профессор Андрей Кураев: «Так что надо отдаватьсебе отчет в том, что не столько Православие пробуждается и набирает силу напросторах России (не ошибемся, если будем считать все пространство бывшего СоветскогоСоюза – А.И.), сколько архаика. Язычество».[3]
Современные «ценности», навязываемые нам извнетелевидением и прессой, да и всей нынешней «культурой»[4] в наш потребительский век активно диктуют свои правила, в том числе и врелигиозной области.  На всех этапах истории (в большей или меньшей степени) мода вомногом определяла направление деятельности человека. Но на сегодняшний день здравомыслящий человек явноощущает ее давление, и при том вектор ее заметно изменился. Как справедливозаметил тот же диакон Андрей Кураев, «от неверия мода бросается во всеверие,минуя трезвую середину  Традиции»[5].
От веры человека зависит то, какую цель он будетпреследовать на протяжении всей жизни, какую систему, иерархию ценностей он самдля себя построит. И чем скорее человек определится с выбором, тем больше онуспеет сделать.
В 988 году мы навсегда отказались от блудодеяний сиными богами, навеки сочетались с Единым Живым Богом. И поэтому нам, сделавшимвыбор в пользу Православия, идущим столько времени его стезей, больно смотретьна грубое коверкание его путем оглядывания назад. Сам факт нашей веры не даетправа молчать, когда его идеалы попираются профанацией и подменой. Отсюда,«вера всегда включает в себя элемент борьбы с суевериями. Богословский разумвсегда осаживает религиозно-фольклорные, магические и языческие «предрассудки»»[6].
Данное дипломное сочинение имеет стандартнуюструктуру. Состоит оно из введения, пяти глав и заключения. Стиль довольносложный и разнородный, что можно объяснить самой спецификой тематики работы.
Хотелось также выразить искреннюю благодарность тем,кто помогал автору в подборе материала для написания данной работы:
·          Его ВысокопреосвященствуВысокопреосвященнейщему Варфоломею (Ващуку), архиепископуРовенскому и Острожскому, который предоставил материалы по этнографии восточныхславян;
·          Протоиерею Олегу Валяеву,который помог подобрать значительную часть вспомогательных источников, оченьважных по данной тематике;
·          Протоиерею Сергию Гордуну,доценту Мин ДА и С кандидату богословия, моему научному руководителю, за егоочень важные и существенные советы, а также всем, кто помогал мне в написаниидипломной работы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Морально-етичні проблеми роману Генріха Белля "Більярд о пів на десяту"
Реферат Городское планирование как объект социологического изучения
Реферат Финансовые инструменты. Финансовая система и институты
Реферат Home Burial Essay Research Paper The Depths
Реферат Людовик, герцог Ангулемский
Реферат Censorship And Internet Essay Research Paper Censorship
Реферат Литература - Терапия (Вопросы из экзаменационных билетов по внутренним
Реферат Система питания двигателей автобусов ПАЗ
Реферат Распределение и использование валового дохода предприятия, проблемы и пути решения
Реферат Облік виробничих запасів на промислових підприємствах
Реферат Вивчення усної народної творчості на уроках української літератури в 5-7 класах
Реферат I. Исторические и религиозные аспекты борьбы за Иерусалим
Реферат Экономическая и территориальная структура хозяйства
Реферат Автор программы: Е. А. Саркисян (Ереван, нии педагогики)
Реферат Общество русской культуры им. А.С. Пушкина в Америке