План:
1. Введение.
2. Общая характеристика постнатального онтогенеза человека.
3. Факторы и критерии роста и развития в постнатальном онтогенезе.
4. Основные особенности онтогенеза человека на современном этапе его биосоциального развития. Купить чехол для iPhone 6 www.world-gadgets.ru/magazin/folder/chehly-dlya-iphone-6.
5. Заключение.
6. Литература.
Введение
Формирование человека происходило под определяющим воздействием социальных факторов. Поэтому как объект естественнонаучного исследования он представляет собой уникальное явление. Существующие в науке подходы к проблеме соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека неоднозначны, однако очевидно, что социальная сущность человека отнюдь не отменяет биологических законов, в соответствии с которыми развивается его организм. Вместе с тем биология человека специфична, и эта специфика состоит в «социализированности». Сама наследственная программа человека социально детерминирована, в ней записаны итоги его историко-эволюционного развития, и поэтому полная ее реализация возможна только в условиях социальной среды.
Общая характеристика постнатального онтогенеза человека.
Происходившая в ходе филогенетического становления человечества социализация была связана со значительной перестройкой онтогенеза и способствовала, прежде всего, увеличению периода развития (обучение и усвоение социальной программы) и старения (хранение и передача социального опыта).
Индивидуальное развитие – онтогенез – разделяется на пренатальный (стадии эмбриона и плода) и постнатальный. В последнем наиболее четко разграничиваются рост и развитие, зрелость и старение, однако в пределах каждой из этих крупных фаз выделяются более дробные, так что их общее число может колебаться от 3 до 24. В основе таких периодизаций обычно лежат комплексные критерии (морфофункциональные, психологические и социологические).
Краткая характеристика основных этапов периода развития, выделяемых в соответствии с возрастной периодизацией, принятой для медико-биологических исследований в нашей стране.
Новорожденность (0-10 дней). Время вскармливания ребенка молозивом. Новорожденный человек в целом менее «зрелый» и более беспомощный, чем новорожденный шимпанзе, который соответствует примерно 4-5 – месячному ребенку. В абсолютных цифрах вес мальчика составляет в среднем 3400-3500 г, девочки – 3250-3400 г.
Грудной возраст (10 дней – 1 год) – от перехода к питанию «зрелым» молоком до прорезывания первых молочных зубов. Наиболее интенсивный рост: за год длина тела увеличивается примерно в 1,5 раза, удвоение веса происходит к 4-5 месяцам.
Раннее детство (1-3 года). Завершение прорезывания молочных зубов, резкое падение интенсивности роста. Замена «детской» речи «взрослой», зарождение самосознания.
Первое детство (4-7 лет). У многих детей наблюдается небольшое ускорение роста («первый ростовой скачок»), появление первых постоянных зубов и к концу периода – еще слабых признаков полового диморфизма. Начало формирования самосознания, половой идентификации (осознание пола), первоначальное становление личности.
Второе детство (8-11 лет у женщин и 8-12 лет у мужчин). Завершение прорезывания постоянных зубов, кроме «зубов мудрости». Начало полового созревания и усиленного роста тела в длину, прежде всего у женщин. Осознание места в системе общественных отношений, развитие внимания и произвольной памяти.
Подростковый период (12-15 лет у женщин и 13-16 лет у мужчин). Период интенсивного полового созревания (пубертатный). Характерен пубертатный скачок роста («второй ростовой скачок»), раньше у женщин. Бурные морфофункциональные сдвиги, затрагивающие все основные системы организма. Интенсивное интеллектуальное развитие (самоанализ, самовоспитание), личностная и эмоциональная нестабильность, более высокая половая идентификация.
Юношеский возраст (16-20 лет у женщин и 17-21 год у мужчин). Окончание роста и формирования организма. Период стабилизации личности и самоопределения. Формирование мировоззрения.
Важнейшее значение в биологическом и социальном созревании человека имеют «критические периоды» онтогенеза – раннее детство, на которое приходится начало формирования речи и сознания; препубертас, совпадающий с началом школьного обучения, и пубертас, включающий время наиболее значительных изменений в морфофункциональном и психологическом статусе растущего человека. Эти две стадии вместе составляют самый длительный и ответственный период восходящей фазы онтогенеза – перипубертатный. Его границы до некоторой степени условны; обычно они охватывают второе детство и подростковый период, частично – первое детство и юношеский период.
Специфика этого этапа онтогенеза человека – выделение особой препубертатной стадии – «адренархе». В основе адреналовой фазы – созревание сетчатой зоны коры надпочечных желез, вырабатывающей мужские половые гормоны – андрогены.
В перипубертатном периоде происходит интенсивное созревание основных регуляторов жизненных функций организма, прежде всего нейро-эндокринной системы. Для этого периода считаются характерными усиление подкорковых влияний и ослабление деятельности коры, нарушения вегетативной сферы, повышенная возбудимость и эмоциональность, особенно у женщин.
Наиболее существенные сдвиги организма подростка происходят под воздействием половых гормонов, которые существенно влияют на рост, обмен веществ, состав тела, пропорции, показатели крови, мозг и поведение.
Факторы и критерии роста и развития в постнатальном онтогенезе.
В норме процессы роста и развития имеют четкую направленность и способность к самостабилизации, сохранению постоянства в развивающихся системах (гомеорезис). Наследственная основа этих регулирующих механизмов особенно отчетливо выявляется в случаях грубых нарушений генетического равновесия, например при аномалиях хромосом. Вместе с тем, происходящая в ходе индивидуального развития реализация наследственной программы в значительной степени зависит от конкретных условий среды, прежде всего, социально-экономических и экологических факторов. В принципе, чем шире зона нормальной реактивности различных систем организма, тем оптимальнее протекает его развитие, т.к. он лучше защищен от повреждающих внешних воздействий. Для человека характерна выраженная индивидуализация темпов развития. В ходе онтогенеза выявляются последовательные этапы созревания, каждый из которых имеет свою возрастную норму. По существу онтогенез можно представить как смену возрастных норм, однако в пределах каждой «нормы», наряду с «типичным», имеются и отклоняющиеся варианты развития. Принцип смены возрастных норм лежит в основе концепции биологического возраста.
Биологический возраст – фундаментальная характеристика индивидуальных темпов развития. Он отражает уровень морфофункционального созревания организма на фоне популяционного стандарта. По этому критерию индивид может соответствовать популяционной норме своего хронологического (паспортного) возраста, опережать его в той или иной степени или, напротив, отставать.
Поскольку различные системы и органы созревают неравномерно, основное значение приобретает выбор наиболее информативного, «ведущего» для данного этапа (этапов) онтогенеза критерия.
Основные критерии биологического возраста могут быть морфологическими, физиологическими, биохимическими, психофизиологическими, отчасти психологическими. Основное значение на практике имеют критерии «морфологической зрелости» (скелетный и зубной возраст, половое развитие). Из числа физиолого-биохимических критериев следует выделить показатели метаболизма (основной обмен), созревания ЦНС и эндокринного статуса (гормональные индексы).
К числу наиболее распространенных физиологических и биохимических критериев биологического возраста относятся показатели основного, углеводного и липидного обмена, некоторые ферменты и зависящие в основном от возраста нейрофизиологические и нейродинамические характеристики – уменьшение интенсивности биоэлектрической активности мозга, повышение подвижности нервных процессов, ускорение выработки условного торможения. Важную информацию о биологическом возрасте несут многие гормоны, особенно их соотношения – гормональные индексы.
При оценке биологического возраста используются также возрастные особенности сердечно-сосудистой и дыхательной функций, как, например, ЭКГ, систолическое АД, частота сердечных сокращений, частота дыхания, показатели крови и мочи: число эритроцитов, гемоглобин; состояние опорно-двигательного аппарата: ЭМГ, мышечная сила (например, показатели статической выносливости, частота движений).
На примере взаимоотношений между темпами скелетного созревания и гормональными факторами его стимуляции в периоде адренархе у женщин можно продемонстрировать «затухание» морфогенетической реакции и тем самым предотвращение невыгодного для организма слишком быстрого развития.
Психическое развитие и биологический возраст. Проблема соотношения темпов психического (эмоционального, умственного) и физического развития представляет особый интерес для возрастной биологии человека, антропологии и педагогики в связи с акселерацией развития и изучением особенностей становления психической (и социальной) зрелости современного человека.
Признание в качестве критериев определенных стадий зрелости и, следовательно, биологического возраста получили многие показатели: величина и плотность расположения нейронов, содержание ДНК.
Среди возможных психологических критериев определенное значение имеют характеристики темперамента, отчасти и интеллектуального развития, однако их взаимоотношения с биологическим возрастом представляют достаточно сложную и неоднозначную картину.
Из числа внешних факторов наиболее значимы социально-экономические, влияние которых многогранно и осуществляется по многим каналам. Роль собственно экологических (природных) воздействий выступает отчетливее в экстремальных условиях среды и у популяций, ведущих более «естественный» образ жизни. Значительно чаще, однако, на передний план выдвигаются те влияния окружающей среды, которые создаются деятельностью самого человека (антропогенные факторы). Они непосредственны связаны со все усиливающейся «социализацией» жизни и они оказывают разнообразные, зачастую неблагоприятные воздействия на процессы развития.
Основные особенности онтогенеза человека на современном этапе его биосоциального развития.
На протяжении ХХ столетия в биосоциальном развитии человечества происходили важные события, затронувшие обе основные и наиболее ответственные фазы онтогенеза. В первую очередь речь идет об ускорении темпов развития и увеличении продолжительности жизни, которые в конечном итоге привели к перераспределению возрастного состава популяций и их демографическому постарению в большинстве развитых стран мира.
Акселерация – термин, введенный немецким педиатром Э. Кохом (1935) для обозначения ускорения физического, полового, отчасти и психического развития, которое стало проявляться с начала ХХ века в ряде стран Европы и в Северной Америке. Впоследствии это явление распространилось широко, охватив в разной степени все континенты. Опережение (обычно на 1-3 года) касается в первую очередь критериев морфологической зрелости – созревания скелета, прорезывания зубов, полового и соматического развития и др., но оно затрагивает и некоторые физиологические функции, а также, и интеллектуальное развитие. Ускорение проявляется на всех этапах постнатального онтогенеза, но в наибольшей степени – в детском и подростковом возрастах: оно может сказываться по-разному в зависимости от пола (чаще лучше выражено у мужчин) и конституционального статуса. Существуют также этнотерриториальные и эколого-популяционные различия; в некоторых группах населения сколько-нибудь выраженная акселерация может отсутствовать.
Акселерация относится к числу важнейших проявлений так называемого «секулярного тренда» («вековой тенденции»), который охватывает целый комплекс морфофункциональных сдвигов в биологическом статусе человека, характерных для прошлого столетия: удлинение продолжительности жизни, увеличение размеров тела взрослых мужчин и женщин, перестройку структуры заболеваемости и др.
В свою очередь, «вековая тенденция» представляет лишь фазу общего колебательного процесса изменений биоритмов человека. Подобные хронологические сдвиги были свойственны не только современной эпохе, но и проявлялись и прежде, вплоть до верхнего палеолита; они могли иметь разнонаправленный характер.
Как достаточно сложное явление акселерация не может сводиться к действию какой-либо одной причины. Предложенные многочисленные гипотезы по сути охватывают почти все биологические и социальные факторы, которые вообще могут влиять на онтогенез. В первую очередь это весь комплекс условий среды как основной фактор реализации генетического потенциала (питание, урбанизация, образ жизни, гиподинамия, прогресс медицины и др.), а также продолжающиеся смешения населения планеты и гетерозис.
Таким образом, акселерация имеет в целом многофакториальный генезис, причем в разное время или в различных условиях ее причины могут не совпадать.
Проявление секулярного тренда затрагивают и другой важнейший этап онтогенеза – старение, от длительности и характера протекания которого в значительной степени зависит и сама продолжительность жизни. Старение выражается в замедлении процессов адаптации и снижении жизненных сил организма. Оно охватывает всю нисходящую фазу онтогенеза и включает переходный пожилой возраст (61-74 года - у мужчин и 56-74 года – у женщин) и старческий возраст (75 лет и старше у обоих полов). Однако первые признаки старения появляются уже в фазе зрелости (22-60 лет – у мужчин и 21-55 лет – у женщин) или даже еще раньше. Исторически (и индивидуально) границы пожилого возраста варьируют при общем увеличении его продолжительности в условиях современной цивилизации.
Индивидуальные темпы старения, как и развития, могут существенно различаться у людей одинакового хронологического возраста. Определение биологического возраста при старении очень важно для биологии человека и возрастной антропологии, а также в клинической геронтологии и для решения задач социально – гигиенического и экономического характера. В зависимости от конкретных целей исследования состав тестов может меняться. К числу достаточно часто используемых критериев биологического возраста относятся, например, систолическое артериальное давление, жизненная емкость легких, острота зрения, слуха, состояние зубной системы и многие другие.
Спецификой этого периода является отсутствие абсолютного эталона старости в отличие от периода развития, по окончании которого устанавливается «оптимальная физиологическая норма» (20-25 лет). Вопрос же о «норме старения» решается неоднозначно. Наряду с точкой зрения, что темпы старения, как и развития, наследственно запрограммированы, и каждому периоду онтогенеза соответствует своя возрастная норма, указывается и на редкость случаев естественного старения и невозможность его четкого разграничения с патологическими проявлениями и «болезнями компенсации».
Старение – неуклонно, хотя и неравномерно прогрессирующий процесс, затрагивающий все системы организма: морфологическую, функциональную и психологическую сферы. Большая часть гипотез о механизмах старения объясняет его первичными изменениями генетического аппарата клетки: запрограммированным снижением активности генома или следствием накопления ошибок в системе хранения и реализации генетической информации. Появились новые сведения о роли в процессах старения некоторых участков ДНК. О роли наследственного фактора свидетельствует и связь старения с продолжительностью жизни, возрастом менопаузы, конституцией.
На клеточном уровне ведущие механизмы старения – деградация и гибель части клеток, снижение их способности к делению. На организменном уровне – это ослабление функций основных физиологических систем организма, снижение нервного контроля за их деятельностью, изменение реактивности к гормонам.
В процессе старения происходит постепенное ослабление деятельности организма. Люди, достигшие поздней взрослости, уже не так сильны физически, общий запас энергии у них становится существенно меньше по сравнению с молодыми годами. Ухудшается деятельность сосудистой и иммунной систем человека. Процесс старения затрагивает и нервную систему человека. В первую очередь происходит снижение ее чувствительности, что обуславливает замедление реакции организма на внешние воздействия и изменения чувствительности разных органов чувств. Могут возникнуть также разнообразные нарушения зрения.
Весьма существенна роль и многих внешних факторов, прежде всего социальных и социально опосредованных (питание, стресс, психологическая и медицинская сферы). У человека существуют и специальные приспособительные механизмы торможения старения, например высокий уровень социально-трудовой активности и сохранение умственной и физической работоспособности до глубокой старости.
Продолжительность жизни человека, как и любого другого вида, имеет свои характерные пределы. При этом видовая продолжительность жизни зависит только от генотипа, она не может отождествляться ни с максимальной продолжительностью жизни, которая зависит не только от наследственного фактора, но и от условий жизни, которая также не является неизменной в пределах вида и в историческом аспекте. Пока видовая продолжительность жизни человека точно не определена; наиболее вероятна ее близость к границе долголетия, т.е. к 90-95 годам, тогда как самые достоверные цифры максимальной продолжительности жизни редко превышают 120 лет.
Долгожители, т.е. лица от 90 лет и старше, представляют особый интерес для возрастной биологии человека, т.к. в них в наибольшей степени реализуется эволюционное возрастание наибольшей продолжительности жизни, а с другой стороны, эта группа наиболее подходящая модель для изучения «естественного старения».
По-видимому, долгожительские генотипы встречаются в самых разных популяциях, в том числе и в неблагоприятных экологических условиях, где роль наследственной компоненты продолжительности жизни более отчетлива.
Биологический статус долгожительских популяций характеризуется несколько замедленными темпами развития и старения, а также невысоким уровнем обмена, значительной сохранностью сердечно-сосудистой системы, жизненной емкости легких и системы внешнего дыхания.
По-видимому, свойственная человеку видовая продолжительность жизни потенциально была достигнута уже в верхнем палеолите, однако в то время, да и много позже еще отсутствовали необходимые для ее реализации условия. В Древней Греции и Древнем Риме средняя продолжительность жизни составляла всего 18-22 года. До сравнительно недавнего времени она обычно не превышала 30 лет. Лишь в середине ХIX века продолжительность жизни достигла 40 лет, а к середине ХХ века – 70 лет. Значительную роль в увеличении средней продолжительности жизни в ХХ веке сыграли прогресс социально-экономического развития и снижение роли внешних факторов как причины ранней смертности.
Эти процессы сопровождались перестройкой структуры заболеваемости. С ними связано и демографическое постарение, т.е. увеличение доли пожилых и старых людей которое было отмечено уже к концу XIX века, прежде всего в экономически развитых странах. «Демографически старыми» считаются страны, в населении которых лица старше 65 лет составляют 7% и больше (по критериям ООН). Ежегодно число старых людей на Земле повышается на 2,4 %. Этот рост рассматривается как производное от повышения социально-экономического и социально-гигиенического статуса населения, но не как результат регуляции биологическими факторами.
Заключение.
В историко-филогенетическом аспекте «вековая тенденция» ХХ века, сочетающая ускоренное биологическое созревание с продлением старческого периода и продолжительности жизни, не вполне соответствует основной тенденции эволюционных преобразований онтогенеза в ряду предков человека, для которой было характерно замедление темпов и на восходящем, и на нисходящем этапах. Такой «консервативный» вариант онтогенеза до некоторой степени проявляется в долгожительских популяциях. Сочетание акселерации с замедленным старением и общим удлинением жизненного цикла как тенденция ХХ столетия, возможно, представляет новое явление в биосоциальном развитии человечества, причины которого, как и последствия, еще не вполне ясны.
В современную эпоху наибольшее значение приобретает проблема «отодвигания» развития основных заболеваний, влияющих на старение и длительность жизни, замедление процессов биологической, психологической и социальной инволюции, т.е. продление активного долголетия.
Литература.
1. Алексеев В.П. «Становление человечества», М.: 1984 г.
2. «Психология человека от рождения до смерти». – под общ. редакцией А.А. Реана, СПб, прайм – ЕВРОЗНАК, 2001 г.
3. Хрисанфова Е.Н.
, Перевозчиков И.В. «Антропология»: Учебник. 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1999 г.