Вопрос 24: Виды неврозов.
Невроз - (приобретённое) психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачное, нерациональное, непродуктивно разрешаемое противоречие между болезнью и значимыми для неё сторонами действительности, тягостные переживания (не достигнуты цели, неудовлетворение потребностей, неуверенность в завтрашнем дне). Частота: 88 из 1000 человек. Культурная ситуация- принцип индивидуального соперничества (зависть и страх это показать, чтобы не испортить отношения).-> внутренний конфликт. Между декларированной свободой и невозможностью её реализации, между соперничеством и христианской моралью: постоянный рост невротизма с 12 до 18 лет. Увеличивается по мере учёбы. В детском возрасте больше страдают мальчики. В подростковом и юношеском- девочки. Женщин, больных неврозом в 2 раза больше, чем мужчин. Соматизация у женщин- сердце и т.д. Женщины чаще обращаются к специалистам, чем мужчины.
Причины неврозов (у детей)- конфликты в семье: 1) Развод родителей, 2) Ссоры,
3) Грубость, строгость родителей, 4) Деривация, 5) Избалованность,
6) Противоречивое отношение родителей, 7) Симбиотическая связь с одним из родителей, 8) амбиции родителей («дерзай!»), 9) ссоры с братьями и сёстрами,
10) Узнавание об усыновлении.
Неврозы делят на четыре основных вида: невропатию, неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний.
1) Невропатия (общая нервная ослабленность, чувствительность): сон нарушен, снижение иммунитета, вегето-сосудистая дистония (потливость, колебания t тела). Часто дети с неврозами единственные в семье или первенцы. Родители: неприятие пола ребёнка, темперамента, характера. Если женщина находилась в ситуации эмоционального стресса во время беременности, у ребёнка м.б. невроз. Часто заболевают девочки, характером похожие на отца. Особенно если доминантная роль у матери. Доминирование женщины в семье- фактор невроза ребёнка.
2) Неврастения (нервная слабость) [не имею сил, но хочу]: повышенная утомляемость, головные боли, головокружение, боли в животе, боли сердца, раздражительность, трудности засыпания (рано просыпается уже уставшим), навящиные страхи: быть не тем, каким меня хотят видеть. Ориентация на воспитание «давай-давай» (гиперопека, гиперпротекция). Тревожность, снижение иммунитета, соматические нарушения.
3) Невроз навящивых состояний: страх быть никем, исчезнуть. Может начинаться с тревоги, мнительности. (воспитание: гиперопека, гиперпротекция). Страхи порождают ритуалы, часто нелепые.
4) Истерия [не имею права, но хочу]- страх лишиться внимания. Воспитание по типу «кумир семьи». Не знает, как привлечь внимание, Сначала демонстрирует поведение- либо подсознательное продуцирование симптомов заболевания ГМ. Если истерический припадок (как эпилепсия), но всё помнит. Человек не симулирует, а это бессознательная работа мозга. Пример: муж, которого «пилила» жена, оглох! Но с органами слуха всё в порядке. Истерический паралич- все рефлексы во сне работают.
Вопрос 37: Нарушения сознания. Делирий, сумеречное помрачение сознания.
Сознание- осознание субъектом объективного бытия и осознание своей личности. К. Ясперс оценивал сознание как фон. Оно может нарушаться и быть сохранным вне зависимости других форм псих. деят. Ясперс выделял 4 критерия нарушения сознания: 1) Отрешённость от окружающего мира, кот. проявляется в неполноте охвата окруж. мира (носит неполный характер). Стимулы извне не воспринимаются вовсе, восприятие ошибочно, искажено (нарушение чувственного сознания). 2) Дезориентировка. 3) Нарушение рационального познания (нарушена интерпретация действительности)- нарушение эмоционального сознания. 4) Амнезия (выпадение событий, забывание). Для того, чтобы констатировать факт помрачения сознания- необходимо, чтобы все 4 критерия были одновременно.
Делирий (делириозное помрачение)- снижение порогов, при которой обострена чувствительность. Появляется обман восприятия (зрительные иллюзии). Они носят устрашающий характер. Наплыв ярких зрительных галлюцинаций. Разновидности: проф. деления, мнимый пожар. Делирий хар-ся обманом чувств (иллюзии, галлюцинации), динамические переживания, полная амнезия.
Сумеречное помрачение: дезориентировка, неполнота восприятия, разная степень амнезии. Здесь есть нарушения помрачения сознания, бредовые идеи, сильные аффекты. Под влиянием аффектов совершаются соц. опасные действия. Человек отчуждённо воспринимает собственные действия. Восприятия неполноценно, не узнаёт близких людей.
Варианты: бредовый (действия направлены бредовыми идеями); кажется погружённым, сосредоточенным на чём-то. По выходу из этого состояния- амнезия. Брутальный вариант- непродолжительные состояния, сопровождающиеся сильными аффектами. Могут быть обманы чувств.
Слепая ярость- непрерывное течение, которое заканчивается глубоким сном. После пробуждения- отрешенность. Абсанс- бессудорожное течение эпилепсии: кратковременное глубокое помрачения сознания. Может наступать очень часто: до 10 раз в день. Транс- состояние амбулаторного автоматизма. Фуга- неожиданные быстрые автоматизированные действия. Амениция (аментивный синдром)- непонимание происходящего, затруднённость оценки. Восприятие действительности не целостное. Отсутствует взаимосвязанное восприятие. Есть чувство беспомощности, бессвязная речь. Это состояние продолжается долго: от нескольких дней до нескольких месяцев. Выход из этого состояния тоже постепенный. Происходит истощение психической деятельности. Сохраняется частичное восприятие. Провоцирующий фактор- умственные нагрузки: характерно для психозов.
Онейрод (онейдное помрачение): фрагментарное отражение действительности в сочетании с неадекватной её интерпретацией. Онейрод характеризуется отсутствием обманов, искажённым представлением и частичной амнезией.
Вопрос 22: Типы неправильного воспитания.
1) Гиперопека. Преувеличенные заботы о здоровье, возведение в культ режима и лечения имеющихся заболеваний по сути дела являются одной из форм доминирующей гиперпротекции. Оно проявляется в мелочной опеке, жестком контроле за поведением, чрезмерном навязывании собственной воли.
2) Гипоопека (потворствующая). Здесь бесконтрольность и вседозволенность в отношении родителей к подростку сочетается с некритическим отношением их к его поведению. Родители стараются всегда оправдать подростка, при всех его проступках переложить вину на других, оградить его от общественного порицания и тем более от вполне заслуженного наказания. В итоге, оставшись без такого родительского покровительства, подростки не могут приспособиться к жизни. Проявляется в отсутствии внимания, интереса родителей к увлечениям и переживаниям подростка.
3) Условия эмоционального отвержения характеризуются жестким обращением или подчеркнутым вниманием к подростку, за которым скрывается полное равнодушие.
4) Условия жестких взаимоотношений проявляются частыми наказаниями, побоями, истязаниями (физическими и моральными) за малейшие проступки и непослушание.
5) Противоречивое воспитание. Члены семьи в таких случаях (отец и мать, родители и дед или бабка и т. п.) применяют несовместимые воспитательные подходы и предъявляют к подростку порою противоречивые требования. При этом члены семьи конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом. Например, могут сочетаться доминирующая гиперпротекция со стороны отца и потворствующая со стороны матери, эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабки. Подобные ситуации оказываются особенно пагубными для подростка, создавая больший риск для удара по слабым сторонам его характера. Условия повышенной моральной ответственности возникают там, где родители ожидают или требуют от ребенка больших результатов, чем он может достичь.
6) Воспитание вне семьи. Само по себе воспитание вне семьи, в условиях интерната в подростковом возрасте не является отрицательным психогенным фактором. Наоборот, для подростка даже полезно на некоторые периоды времени расставаться с семьей и жить среди сверстников - это способствует развитию самостоятельности. Временная изоляция от семьи бывает полезной в случаях тяжелых конфликтов.
Вопрос 1: Проблема нормы психического развития.
Здоровье- это отсутствие болезней, физических дефектов, а также полное физическое и социальное благополучие (ВОЗО). Это структурная и функциональная сохранность органов человека и индивидуальная приспособляемость к физической (окружающей) среде. Здоровье складывается из: интеллектуального здоровья + сохранность личности. Норма- это адекватное отражение окружающего мира и адекватное поведение индивидов в соц. среде.
Существуют различные подходы к понятию: 1) Принятие негативных критериев нормы; 2) Подход с позиции культурного релятивизма. Норма- установки, принципы данной культуры; 3) Описательные критерии здоровья: бытовые категории: чел-к стремится к общению, проявляет интерес к окружающему миру. 4) Статистически- адаптационный (норма- что-то среднее, адаптированное к окружающей среде); 5) Структурно-уровневый (поуровневый) подход к личности и психическому здоровью (здоровье- что-то одномерное, может сохраняться и нарушаться на разных уровнях).
Психич. здоровье оценивается на нескольких уровнях: 1) Личностно- смысловой уровень: определяется системой основных смыслов человека; 2) личносно-деят. (исполнительский) определяется теми способами, кот. Отбираются для реализации основных смыслов. 3) Ур-нь психофизиологического здоровья (сохранность ЦНС). Психическая болезнь- это стойкое нарушение псих. деят., достаточно специфичное, для того, чтобы его можно было распознать и сравнить с типичными и чётко определяемым симптомокомплексом; и достаточно тяжёлая для того, чтобы вызвать потерю трудоспособности в такой степени, которая определяется в длительном отсутствии на работе, или необходимость применить меры соц. воздействия.
Критерии нормы по Ушакову: 1) детерминированность психических явлений, причинность, упорядоченность; 2) Зрелость чувств, соответствующая возрасту человека; 3) Максимальное соответствие образа восприятия отражаемым объектам действительности; 4) Гармония м/у отражением обстоятельств и отношением человека к ней (адекватность рассудений). 5) Адекватная реакция на раздражители; 6) Сп-ть к самокоррекции поведения; 7) Чувство ответственности за близких, детей. 7) Чувство постоянства переживаний, 8) Сп-ть изменять повед. В зависимости от жизненных ситуаций; 9) самоутверждение в коллективе; 10) сп-ть планировать и ощущать свой жизненный путь.
Т.о. норма- это адекватное отражение окружающего мира и адекватное поведение индивидов в соц. среде.
Вопрос 38: Нарушения сознания. Онейрод, оглушенное состояние.
Сознание- осознание субъектом объективного бытия и осознание своей личности. К. Ясперс оценивал сознание как фон. Оно может нарушаться и быть сохранным вне зависимости других форм псих. деят. Ясперс выделял 4 критерия нарушения сознания: 1) Отрешённость от окружающего мира, кот. проявляется в неполноте охвата окруж. мира (носит неполный характер). Стимулы извне не воспринимаются вовсе, восприятие ошибочно, искажено (нарушение чувственного сознания). 2) Дезориентировка. 3) Нарушение рационального познания (нарушена интерпретация действительности)- нарушение эмоционального сознания. 4) Амнезия (выпадание событий, забывание). Для того, чтобы констатировать факт помрачения сознания- необходимо, чтобы все 4 критерия были одновременно.
Онейрод (онейдное помрачение): фрагментарное отражение действительности в сочетании с неадекватной её интерпретацией (воспринимает врачей как гостей на балу). Дополняется вымышленными ситуациями. Частичная амнезия. Может сказать о своих переживаниях. При онейроде: лишь фрагментарное отражение. Галлюцинаций нет. Сюжет прослеживается, связанность переживаний.
Состояние оглешённости: в основе лежит резкое повышение нижних абсолютных порогов чувствительности: замедленность реакций на раздражители, представления тусклые, эмоционально не окрашены. Забывает детали, интерпретация страдает. Нарушение чувственного познания. Нет бреда и галлюцинаций. Восприятие становится неполным. Замедленность реакций на любые раздражители. Имеет место дезориентировка. Выделяют 3 стадии выраженности оглушённости: обнубиляция (облачность)- это кратковременное изменение ясности сознания. Человек воспринимает затруднённо. Более ярко выражено явление стопор: чел-к производит впечатление находящегося в глубоком сне. Сохраняется реакция на наиболее сильные и резкие раздражители. Это состояние характерно для тяжёлых травм черепа и может в любом возрасте. Самое тяжёлое состояние: кома- полное отклонение сознания: отсутствуют рефлексы, зрачковые реакции и т.д. Уменьшается деят. жизненно важных органов. Продолжительность может быть различной. Результат- травмы, интоксикации и т.д.
Вопрос 35: Нарушения воли:
Воля- сознательная целенаправленная деят., кот. обуславливает произвольную регуляцию поведения.
Выделяют след. этапы рассмотрения нарушений воли: 1) У каждого человека есть своё количество мотивов (фаза мотивации); 2) Принятие решений. 3) Фаза реализации намерений.
I.Фаза мотивации: в норме- различное количество мотивов, побуждающих к действию. При патологии количество мотивов чрезмерно велико или мало.
Гипербулия- сверхволя: внешнее усиление активности. Масса побужд. к деят-ям, кот. существуют одновременно. Хаотичная активность, бесцельная. Т.е. чел-к действует непоследовательно. Поведение импульсивно. Нередко возникают конфликты с окружающими.
МДП- манипулятивно- депрессивный приступ.
Гебефеническая шизофрения: дисбаланс в эмоциональной сфере с проявлением чрезмерной активности.
Гипобулия- резкое снижение мотивов, ослабление воли. С трудом выполняются несложные действия.
Абулия- полное отсутствие мотивации к деятельности и общению. Вплоть до инстинктивных потребностей, уход от контактов.
Кататонический ступор- признак абулии. Сохраняет одну и ту же позу. Кат. ступор хар-ен для шизофрении.
Каталепсия- восковая гибкость: длительное сохранение позы можно изменить положение тела (части тела) катоника. В основе- патологическая инертность. Могут быть стереотипные движения (повторение движений- эхопраксия), повторение фраз- эхополия.
Пассивный негативизм: чел-к сопротивляется воздействиям.
II. Процесс принятия решений: решение мгновенно (насильственное, импульсивное влечение. Человек на поводу своего влечения.
Дромомания- подростковые уходы из дома- тяга к дальним странствиям. Пиромания- влечение к поджогам. Удовольствие от игры огня. Клептомания- патологическое воровство.
Диспосомания- патологический запой. (не физическая зависимость, но если он принял алкоголь, то остановить его невозможно). Трудности принятия решения, борьба мотивов. Примером явл. Навящивые явления. Борьба мотивов не завершается принятием решений.
Время на принятие решений затягивается. Трудности принятия решения. Навязчивые явления. Борьба мотивов, которая приводит к неприятию решения.
III. Фаза реализации намерений: В случае волевых нарушений м.б. чрезмерное ужесточение намерений. Отсутствует связь с ситуацией, человек неадекватно её оценивает (цель неактуальна, действия не ведут к цели, но человек добивается её). Это при наличии сверх ценных или бредовых идей. Ослабление реализации целей: (в норме для маленьких детей)- хаотичная безрезультатная активность.
Вопрос 10: 3ПР. Классификации, причины.
Задержка психического развития (ЗПР) - группа расстройств, различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям, которые выражаются в состоянии лёгкой интеллектуальной недостаточности и занимают промежуточное положение между олигофренией и интеллектуальной нормой.
При систематике ЗПР Власова Т.А. и Певзнер М.С. выделяют две основные формы:
Инфантилизм - нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся мозговых систем. Инфантилизм может быть гармонический (связан с нарушением функционального характера, незрелостью лобных структур) и дисгармонический (обусловлен явлениями органики головного мозга);
Астения - резкая ослабленность соматического и неврологического характера, обусловленная функциональными и динамическими нарушениями центральной нервной системы. Астения может быть соматическая и церебрально -астеническая (повышенная истощаемость нервной системы).
Классификация основных видов ЗПР по К.С. Лебединской опирается на классификацию Власовой - Певзнер, в ее основе лежит этиологический принцип:
ЗПР конституционального характера (причина возникновения - не созревание лобных отделов головного мозга). Сюда относятся дети с несложным гармоническим инфантилизмом, они сохраняют черты более младшего возраста, у них преобладает игровой интерес, не развивается учебный. Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие результаты выравнивания.
ЗПР соматогенного происхождения (причина - перенесение ребенком соматического заболевания). К этой группе относят детей с соматической астенией, признаками которой являются истощаемость, ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и т.п.
ЗПР психогенного происхождения (причина -неблагоприятные условия в семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека) и т.п.)
ЗПР церебрально-астенического генеза. (причина - мозговая дисфункция). К этой группе относят детей с церебральной астенией - повышенной истощаемостью нервной системы. У детей наблюдаются: неврозоподобные явления; повышенная психомоторная возбудимость; аффективные нарушения настроения, апатико-динамическое расстройство - снижение пищевой активности, общая вялость, двигательная расторможенность.
Причины возникновения ЗПР можно разделить на две большие группы:
1) причины биологического характера; 2) причины социально -психологического характера. К причинам биологического характера относят: а) различные варианты патологии беременности (тяжелые интоксикации, резус-конфликт и т.д.); б) недоношенность ребенка; в) родовые травмы; г) различные соматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит, хронические болезни - пороки внутренних органов, туберкулез, синдром нарушенного желудочно-кишечного всасывания и т.д.), д) нетяжелые мозговые травмы.
Среди причин социально-психологического характера выделяют следующие:
1) ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации; 2) дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д. 3) искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека) или же авторитарный тип воспитания.
В основе ЗПР лежит взаимодействие биологических и социальных причин.
Вопрос 3: Типы психического дизонтогенеза.
В 1927 г. Швальбе впервые употребил термин «дизонтогенез» для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. Дизонтогенез- это разные формы нарушения онтогенеза (включая и постнотальный), преимущественно ранний, когда морфологические системы организма ещё не достигли зрелости.
Типы психического дизонтогенеза:
1) Регресс- возврат функций на более ранний возрастной уровень временного функционального характера (временный регресс) или стойкого, связанного с повреждением функций (стойкий регресс).
К внешней потере навыков ходьбы может привести даже соматическое заболевание в первые годы жизни. Стойкий регресс: возврат к автономной речи как следствие потери потребности в коммуникации при РДА.
Регрессу могут быть подвержены функции, которые находятся в сенситивном периоде + закреплённые функции при глубоком патологическом воздействии (шоковая психическая травма, шизофренический процесс). Чем тяжелее поражение НС, тем более стоек регресс и более вероятен распад.
2) Распад- дезорганизация или выпадение функции.
3) Ретардация- запаздывание или приостановка психического развития: а) общая (тотальная), б) частичная (парциальная)- запаздывание развития отдельных психических функций, отдельных свойств личности.
4) Асинхрония- выраженное опережение развития одних психических функций и свойств личности и значительное отставание темпа и сроков созревания других функций и свойств. Это становится основой дисгармоничной структуры личности и психики.
Основные проявления асинхронного развития воздействуют в результате перестройки внутрисистемных отношений. Перестройка и усложнение протекают в определённой хронологической последовательности. Каждая психологическая функция имеет свой цикл развития.
Проявление асинхронии: 1) Явления ретардации- незавершённость отдельных периодов развития. Характерно для олигофрении и ЗПР. 2) Явления патологической акселерации и ретардации психических функций. Например, ранее возникновение речи + недоразвитие сенсорной и моторной сфер при РДА. 3) Явления патологической акселерации отдельных функций. Пример: очень ранее (до 1 года) изолированное развитие речи при РДА.
Вопрос 7: Степени выраженности дефекта при олигофрении.
Олигофрения- это сборная группа различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям, не прогрессирующих патологических состояний, основным признаком которых являются: наличие врождённого или приобретённого в раннем детстве (до 3-х лет) общепсихического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальной сферы.
По степени выраженности интеллектуального дефекта олигофрения делится на три группы: идиотия, имбицильность и дебильность.
Идиотия - наиболее тяжелая форма У. о. (IQ ≤ 20). Активная речь сводится к воспроизведению отдельных, часто искаженных слов, ее понимание грубо нарушено. Недоразвитие моторики проявляется в замедленности движений, нарушении их координации, в локомоторной сфере наблюдается расстройство навыков стояния и ходьбы. Эмоции крайне примитивны, состояние ^довольствия и неудовольствия зависит от степени удовлетворения инстинктивных потребностей. Больные беспомощны, нуждаются в надзоре и уходе. Встречаются и более легкие случаи. Однако, поскольку темп психического развития чрезвычайно замедлен, возможности больных крайне ограниченны.
Имбицильность - выраженное психическое недоразвитие (IQ = 20 - 50). Речь больных детей более развита, чем при идиотии. Словарный запас достигает 200 - 300 слов. Развитие моторики задержано, но больные способны к обучению элементарным операциям. Хорошая механическая память является определенной опорой при обучении элементам чтения, счета, письма. При низком развитии интеллекта элементарные эмоциональные реакции относительно развиты. Не обладая инициативой, больные легко теряются в незнакомой обстановке и нуждаются в постоянной опеке и надзоре.
Дебильность - легкое психическое недоразвитие (IQ = 50 - 70). Наиболее распространенная форма У. о. При дебильности больные способны к обучению по специальной программе элементарным навыкам чтения, письма, счета, однако обнаруживают явную недостаточность абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций. Более выражены характерологические особенности больных, отмечается довольно развитое личностное самосознание и эмоциональное отношение к окружающему. Возможны социальная адаптация, профессиональное обучение. В то же время необходимо учитывать их повышенную внушаемость, подражательность, что в ряде случаев способствует асоциальному поведению.
Вопрос 15 и Вопрос 16: Искаженное психическое развитие. РДА. Особенности психического развития детей с РДА.
РДА (ранний детский аутизм)- рез-тат патологического формирования личности ребёнка в условиях подавления его психической активности и эмоциональной сферы. Синдром возникает при врождённых дефектах обмена веществ. Аутизм- уход от контактов, не проявление инициативы, сам вопросы не задаёт, испытывает тревогу при установлении с ним контакта глаз. Нарушена система привязанности. Эмоционально не дифференцирует одушевлённые и неодушевлённые предметы. В свой внутренний мир он никого не пускает. Его внутренний мир наполнен разнообразными переживаниями. Болезненным переживаниям характерна гиперстезия- повышение чувствительности. Неуверенность и необычные (вычурные) страхи, нередкие страхи болезни и смерти, страхи зонта, вешалки и т.д. Немотивированное колебание настроения, склонность к фантазированию. Преодоление страхов замещается гиперкомпенсацией. Свойственна стереотипность и однообразие- сохранение привычного постоянства во всём: одевать одну и ту же одежду, получать одни и те же впечатления и интересы. Попытки вызывают тревогу и агрессию. Для них характерна длящаяся годами манипулятивная игра с неигровыми предметами (с одним свойством: переливание воды, пересыпание песка). Движения однообразны и вычурны (ходьба на цыпочках), движения угловатые и замедленные, скандирование отдельных слогов, речь лишена интонаций. Чаще использует глаголы в безличной форме. Речь автономная- для общения не используется и использует манипулирование предметами.
Вопрос 36: Волевая и инстинктивная регуляция поведения.
Инстинкт- набор форм поведения, целью которого является поддержание видового и индивидуального существования. Влечение - врождённая способность организма поиска ситуаций, в кот. инстинкт может быть реализован. На базе влечений формируются желания. Они поддаются произвольной регуляции.
Выделяют следующие виды отклонений волевой и инстинктивной регуляции поведения:
1) Снижение интенсивности влечений- желания не возникают в рамках влечения.
Анорексия- снижение побуждает к еде: полное отсутствие аппетита. Характерно для депрессии, обманов чувств и т.д. Бредовые идеи связаны с отравленной пищей. 2) Снижение полового влечения как следствие невротических расстройств. При глубоком полоумии (отсталости) происходит подавление сексуального влечения.
3) Подавление инстинкта самосохранения: чел-к не принимает попыток себя защитить. Игнорирует опасность, не осознаёт понятий смерти и жизни. Есть ситуации, в которых он не знает опасных ситуаций. ПТСР- посттравматическое расстройство. Синдром РДА- повышенная рискованность поведения (неспособность оценить ситуацию, незнание правил безопасности).
4) Резкое усиление интенсивности влечений: Булемия (резкое возрастание аппетита, прожорливость, не насыщаемость). При умственной отсталости - старческое слабоумие и т.д. Гибофреническая шизофрения: прожорливость, раскидывание пищи и т.д. Гиперсексуальность- обострение полового влечения. Проявляется в циничной ситуации. Искажённые варианты влечений: объект или способ для реализации влечений биологически нецелесообразен, неадекватен.
Суицидомания- нарушение самосохранения (из разряда навязчивости).
Извращение полового влечения: гомосексуализм, некрофилия (бертранизм), зоофилия, педофилия. В основе- дефекты функционирования или строения половых органов (даже если только в сознании). Геронтофилия (к старым), фетишизм (вещи, предметы, отдельные части тела).
По способу: Садизм (основа- физические наказания в детстве), мазохизм, трансвистизм (удовлетворение от переодевания в одежду противоположного пола), часто при гомосексуализме (пассив). Транссексуализм- несовпадение физического и психологического пола.
Вопрос 6: Психическое недоразвитие. Общая характеристика, причины.
Олигофрения- это сборная группа различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям, не прогрессирующих патологических состояний, основным признаком которых являются: наличие врождённого или приобретённого в раннем детстве (до 3-х лет) общепсихического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальной сферы. В 75% случаев могут быть выделены причины: 4 группы:
1) Патология хромосомного набора (дефекта) (болезнь Дауна: 1 на 700-1000 детей). Речь плохо развита, интеллект снижен, характерна некоторая эйфория. 10-12 % патологии при рождении. 2) Наследственные формы: нарушение обмена веществ (фенилкетонурия- окисление одной из аминокислот: нарушена пигментация кожи, волос, непропорциональность строения черепа. К наследственно обусловленным относят гаргоилизм: неправильные черты лица или частей тела, умственноотсталость в глубокой степени. 3) Экзогенные формы: инфекционные воздействия в период внутриутробного развития, дефекты глаз, припадки, пороки сердца, менингит (вирус краснухи- энцефалит). 4) Смешанные: механические травмы, гипоксия (дефицит О2)- при родах. Инфекции раннего детства. Социальная депривация как следствие олигофрении.
Вопрос 18: Методы исследования мышления. Классификация.
Для исследования особенностей мышления была использована методика Гольдштейна (изменена Зейгарник и Выгодским). Направлена на логику и объём суждений, устойчивость внимания, особенности личностных реакций на успех (неудачу). 70 карточек (предметы из разных категорий). Повторное использование исключается. Протокол классификации: 1) Инструкция, этапы, указания. 2) Действия испытуемого, 3) Высказывания и объяснения испытуемого.
I этап: карточки тасуются картинкой вверх и кладутся на стол. Первые 6-7 лёгкие. Ребёнок должен сложить их в определённой последовательности (чтобы получилось единое действие). Отмечается, как ребёнок сориентировался. Все его вопросы записываются. Ошибки могут быть результатом неверно понятой инструкции. 1 этап закончен (15-20 карточек).
II этап: «группы нужно организовать так, чтобы можно было бы их назвать одним словом». Раскладываем все карточки. Не обязательно каждую карточку сопровождать вопросом или комментарием (почему ты положил сюда эту карточку? как эта группа называется?). Вопрос испытуемого: нужно ли подробно раскладывать? свидетельствует о детализации. Ответ: как считаешь нужным. До поры до времени можно игнорировать ошибки, ждать, вдруг исправит. Потом спросить об этом. Задание выполнено (этап II), когда все карточки разложены. От 6 до 8 лет нормальный ребёнок делает это без труда. Это могут делать даже некоторые дети- олигофрены (при лёгкой дебильной форме), но могут быть трудности в подборе обобщающего слова. Ориентация на внешние признаки, субъективный критерий отбора => несформированность общения. Нарушение операциональной способности мышления-> понижения обобщаемой способности (личный опыт, ситуационная связь, внешние признаки, отклонение). Если ребёнок объединяет измерительные приборы=> доступны сложные обобщения. Может обнаружиться искажение обобщения (абстрактные, отдельные связи). Может выясниться, что испытуемый образует одноимённые (одни и те же) группы=> не заметил, т.е. нарушена сп-ть к распределению внимания. Ребёнок легко исправляет- м.б. склонность к детализации (инертность мышления). Разноплановость мышления- не помнит цель, легко переключается на другое основание.
III этап: «выполнил, а теперь нужно объединить их так, чтобы стало как можно меньше, но чтобы каждой группе можно было дать название». Показать пример. Должны остаться живые существа, растения, неодушевлённые предметы. До третьего класса дети справляются. Олигофрены не справляются. У детей, которые образовали одноимённые группы на 2-ом этапе, сейчас проблем будет меньше. У кого лабильность мышления, те быстро справятся. Психопаты- подростки (особенно демонстративно) мобилизуют свои психологические ресурсы при похвале, дают более высокий результат. Лёгкий вариант классификации: 5 карточек: 1) чел-к на лыжах, 2) кровать, 3) грузовик, 4) вишня, 5) овца. + ещё 20 карточек (вопрос: что к какой картинке подходит?): яблоко, диван, коза, лошадь, страх, ребёнок, велосипед, телега, сливы, женщина, пароход, шкаф, собака, арбуз, моряк, книжный шкаф, кузнец, самолёт, груша.
Фиксируем, когда ребёнок поймёт, что делать. 5-7 лет- дети справляются. Можно использовать обучающий эксперимент.
Методика пиктограмма: автор Выготский (описано Лурией). Направлена на исследование мышления, способность к опосредованному запоминанию. Некоторая проекция на личностные черты. У детей- использование цвета. Экспериментатор даёт инструкцию: «Изучаем зрительную память. Рисуем, чтобы было легче выполнять. Нельзя писать слова, буквы, цифры.
Протокол: 1) Понятие, 2) Рисунок, 3) Пояснение, 4) Воспроизведение через 1 неделю; 5) Пояснения при воспроизведении.
Время ограничено. Художественные способности не учитываются. Методика может быть предложена всем, но не совсем маленьким. Варьировать понятия в зависимости от возраста.
Анализ результатов: подсчитываем правильные ответы, затем формальные характеристики рисунка. Оцениваем характер линий, размещение на листе, размеры или цвет, анализ поведения испытуемого. Понимает ли инструкцию, его отношение к ситуации обследования, лёгкость адаптации, ориентации, темп выполнения задания. Особенности речи: лексическая сторона, использование синонимов, грамматическая сторона, морфология (части речи).
Вопрос 27: Нарушения личностного компонента мышления.
Мышление- способность к обобщённому опосредованному отражению действительности через существующие признаки, свойства, качества, понятия.
Нарушение личностного (мотивационного) компонента мышления характеризуется тем, что личность не удерживает цели, не следует к ним, и, как следствие, нет мотивации и происходит искажение логики. Отсутствует единая логика. Разновидности:
1) Разноплановость мышления (минование сущности: суждение о каком-либо объекте протекает в разных плоскостях, меняется логика). Т.е. в ответах испытуемых могут сочетаться обобщённые суждения. Логика различна (суждения в разных плоскостях). Характерно для психопатий и интеллектуального снижения. 2) Резонёрство: склонность к бесплодному мудрствованию (многоречевые непродуктивные высказывания). При резонёрстве отсутствует объект суждения. Отсутствуют логические связи между суждениями. Отсутствуют рассуждения и заинтересованность. Излюбленные темы: смысл жизни, предательство и т.д.
3) Эмоциональная неустойчивость: («философическая интоксикация»): может быть в юношеском возрасте, связано с особенностями развития. Мышление достигает пика развития, абстрактность мышления, прирост абстрактных терминов. Характерно для психопатов (демонстративность).
Вопрос 32: Нарушения содержания мышления.
Нарушения содержания мышления (или его критичности)- это способность к самооценке с учётом объективных обстоятельств. По степени выраженности нарушений критичности: а) навящевые явления или абсессии (этим термином объединяют различные мысли, представления, страхи, влечения, возникают в сознании субъекта непроизвольно и сохраняющиеся в нём , не смотря на критическое отношение к ним субъекта и активные попытки борьбы с ними. Навящивые явления (абсессии): различные мысли, представления, страхи, влечения, возникающие в сознании субъекта непроизвольно и сохраняющиеся в нём, несмотря на критичное отношение к ним и активные попытки бороться с ними. Выделяют 3 группы по степени нарушения критичности: I навящевые сомнения, II навящивые действия, III сверхценные идеи.
I навящевые сомнения: 1) Навящевые сомнения- это переживание неприятного чувства сомнения по поводу законченности или совершения деятельности. В основе всех навящивостей- инертность прошлого опыта.
2) Навящивые воспоминания- произвольно всплывают неприятные факты из прошлого.
3) Навящивые контрастные явления- противоречат установкам человека (положительным установкам).
4) Навящивое чувство антипатии безо всяких причин.
5) хульные мысли- возникают аскорбительные и циничные представления к значимым идеям и ценностям.
6) Навящивые желания- совершить действие, которое является враждебным по отношению к близкому человеку.
7) Навящивые страхи (фобии): у человека возникают страхи обстоятельств и событий, которые не представляют опасности. Выд. След. страхи:
а) клаустрофобия (закрытые помещения), б) гибсофобия (высота, глубина),
в) Набзофобия (боязнь заболеть) и т.д.
II навящивые действия: простые (раньше имелась необходимость их совершения), сложные. Автоматизированность, необходимость отпала, а действие закрепилось. Носил рубашку с тесным воротом- поправлял, а когда стал носить свободную одежду- движение осталось. Смотрится как странность.
Ритуалы- порождаются страхами. Позволяют снизить интенсивность переживания.
III сверхценные идеи: Возникают в связи с реальными событиями, но приобретают сверхциничное значение-> могут дезактуализироваться под влиянием логики. Динамика может иметь тенденцию к формированию бредовых идей.
Бред- неподдающееся коррекции установление связей между событиями, фактами, обстоятельствами и даже противоречащее им.
Табличка: Здоровый человек: ошибочные суждения возникают в результате недостатка информации или просчётов логики. Суждение можно изменить фактами, доказательствами. Больной человек: Суждения- результат болезненных отклонений ГМ. Содержанием м.б. события многолетней давности, эта идея вдруг актуализировалась. Никакие доводы не помогают.
Бредовая идея- ложное суждение, возникающее в результате патологических изменений ГМ и полностью захватывающее личность.
Классификация бреда:
1) Бред величия: любовное очарование, гениальность, изобретательность.
2) Бред преследования: идеи преследования, идея отношения (всё что происходит- происходит по отношению к нему). Идея воздействия. Человек не ощущает себя хозяином своих поступков. Идея ущербности (что-то крадут). Идея ревности.
3) Бред самоуничижения- ипохондрические идеи, самообвинение, нигилический бред.
Вопрос 19: Методы исследования мышления. Сравнение и исключение понятий.
На выявление способностей мыслительных операций (сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение…) предлагают последовательность суждений. Методика может использоваться в образном варианте (карточка с изображением), вербально (понятие, число). Карточка с изображением предметов: предлагается назвать лишний предмет из 4-х. Ожидается, что испытуемый назовёт предмет из другой категории и обозначит понятия оставшихся 3-х предметов.
Варианты подбора карточек: 1) 3 предмета к одной категории, 4-й к другой (очень отличной). Отличия внешние. 2) 3 предмета к одной категории, 4-й к другой, но есть внешнее сходство с одних из этих 3-х предметов. 3) 3 к одной, 4-ый к другой категории, который связан по ситуации с одним или всеми тремя предметами.
Варианты ответа: 1) Выделение лишнего предмета и обозначает понятия всех остальных. 2) Ориентация на наглядные признаки (цвет, форма), наиболее яркие детали, 3) Личные пристрастия, привлечения данных ответа своего.
Метод сравнения понятий применяется для исследования мыслительных операций (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение). Логика суждений.
Для сравнения могут предлагаться 2 варианта (разные степени общности):
1) понятия одной категории и есть возможность объединить их по категориальному признаку.
2) Компоновка пар не по категориям. Ожидание: каждый найдёт своё понятие. Варианты ответа как в «4-ый лишний». В норме от 6-7 лет объединяют по категориальному признаку, могут обозначать понятия (сформированность способности к обобщению). Объединение предметов, осуществляемое на основе: а) фиксации внешних характеристик (размер, кол-во), б) связанности в ситуации (опора на субъективный опыт), в) высказывание эмоционального отношения к предмету вместо отнесения к категории свидетельствует о снижении способности к обобщению. Пример: маленькая девочка- большая кукла. Белка-кошка (снижение: усики есть, хвостики, царапаются и хорошо прыгают, люблю, не люблю…). Ёжик-молоко (норма: ничего общего).
Об искажении: чрезмерно абстрактные связи, объединение предметов по очень отвлечённым признакам. Сходство между предметами настолько далёкое, абстрактное, что не отражает реального отношения между предметами.
При шизофрении: У некоторых вычурность реакций- специально показывают свою оригинальность. Пример: ботинок и карандаш (ситуация, внешний признак, эмоциональное отношение, личный опыт).
Частота встречаемости искажённого типа у психопатической личности около
30 %, у шизофреников больше.
При лёгкой степени олигофрении (дебильности)- ответы по обобщенному типу могут встречаться в незначительном количестве. Затруднения вызывает подбор понятий (да, есть, но что… не помню).
При ЗПР тоже самое. Чередование по типу снижения.
При слабоумии: снижение и фиксация на случайных признаках.
Методика позволяет выявить способность суждения, личностные свойства и на одобрение (неодобрение).
Вопрос 34: Нарушения внимания.
Внимание- это психический процесс, характеризующийся сосредоточительностью деятельности субъекта в определённый момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмет, событие, образ, рассуждение и т.д.).
Выделяют следующие виды нарушения внимания: а) снижение устойчивости, б) уменьшение объёма, в) нарушение переключаемости.
1) Снижение устойчивости внимания: снижение концентрации внимания и его колебания приводят к снижению устойчивости внимания. Недостаточная устойчивость внимания затрудняет протекание целенаправленной познавательной деятельности и является и является одной из самых главных предпосылок к возникновению трудности в мыслительной деятельности. Обеспечение первоначальной фиксации внимания на объекте выступает ведущей предпосылкой сосредоточенного и устойчивого внимания. У больных: зрительное, слуховое нарушение внимания. Методики: а) отыскание чисел по таблице Шульте. б) Методика Когана (с раскладыванием карточек и выполнением 2-х операций одновременно: пересчёт карточек и раскладывание их по цвету.
2) Уменьшение объёма внимания: количественное сужение совокупности раздражителей из-за нарушения способности к их удерживанию. У умственно отсталых детей по сравнению с их нормальными сверстниками сужен объём внимания. Они смотрят и не видят, слушают и не слышат. Бросая взор на какой-нибудь предмет они видят в нём меньше отличительных признаков, чем нормальный ребёнок. При эпилепсии: в силу выраженности инертности протекания психических процессов увязывают в многочисленных деталях объектов. Именно это и не позволяет им обеспечивать активным вниманием достаточный объём материала. При шизофрении: скользя по предмету познания не удерживают объём внимания по другой причине. Удержание объёма внимания для них не мотивированно. Удержать объём внимания они не могут, т.к. идут за выхолощенным смыслом фразы.
3) Нарушение переключаемости внимания: это нарушение лабильного перехода от одного стереотипа выполнения деятельности к другому, нарушение способности к оттормаживанию предшествующих способов деятельности. При шизофрении: лабильность протекания мыслительной деятельности с объекта на объект. Однако при выборе новых способов деятельности большое значение имеет их собственная мотивация. При умственной отсталости и эпилепсии: испытывают значительные трудности при переключении с одного задания на другое. В их деятельности особенно ярко проявляется застреваемость или «соскальзывание» на уже знакомый способ решения задания.
Вопрос 12: Особенности детей с ЗПР соматогенного происхождения.
Задержка психического развития (ЗПР) - группа расстройств, различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям, которые выражаются в состоянии лёгкой интеллектуальной недостаточности и занимают промежуточное положение между олигофренией и интеллектуальной нормой.
ЗПР соматогенного происхождения: Телесные заболевания- ослабленность. Причина: гиперопека родителей (много запретов и ограничений из-за болезни). Искусственно замедляют психическое развитие. В познавательном развитии могут опережать сверстников. Раньше начинают читать. Страдает сфера общения, двигательные навыки и личностная сфера (инфантилизм).
Вопрос28: Нарушения динамики мыслительной деятельности.
Динамика мыслительной деятельности- протекание во времени.
1) Лабильность мышления: В основе слабость активного внимания, неспособность сконцентрироваться на задаче, удержать её, лёгкость отвлечения, уход в сторону. Характеристика «Откликаемость»- т.е. лёгкое отвлечение на внешние раздражители и включать эти раздражители в ход выполнения мыслительной задачи. (методика «пересказ», в пересказ вовлекаются посторонние раздражители). Лёгкость ассоциаций по поводу выполнения задачи, что вызвало субъективные переживания=> уход от выполнения задачи. Эти ассоциации могут преобразовываться, развиваться. (методика «толкования пословиц и метафор» Зейгарник).
2) Инертность мышления: вязкость, заторможенность, чрезмерная патологическая склонность к детализации, не может обобщить. Проявляется в пересказе, написании конспектов (пишет всё подряд). Не может отделить главное от второстепенного. Одноимённые категории. Слабость активного внимания. Образование одноимённых групп. Ошибки исправляет, т.к. ошибка не суждения, а внимания. Инертность может проявляться в невозможности изменить ход суждения, в неумении подчинить свои действия инструкции. При выполнении задач возможность корректировать свои действия в соответствии с изменившимися условиями. Особенно в ситуации успеха (карточки с предметами). Умение подчинить своё поведение инструкции- игра «да и нет не говорить», запаздывание ответов, паузы, бедность эмоциональных реакций, однообразность интонации. Эпилептическая деменция, слабоумие, депрессия.
Вопрос 31: Качественные нарушения памяти.
1) Псевдоременистенция- восполнение пробелов памяти за счёт событийбывших с больным в другое время, смещение во времени; либо это события, о которых слышал, читал…). Содержание восполненных событий не стабильно, меняется).
2) Конфабуляция- фантастические, вымышленные события, не обязательно при наличии амнезии, дополняются, искажена интерпретация действительности). Связано с нарушением критичности (человек во власти бредовых идей). Сюжет постоянства.
3) Криптомнезия: а) отчуждённая (произошедшее с тобой воспринимается как чужое). б) присвоенная (слышал, видел, читал)- как своё.
4) Нарушения опосредованной памяти- способность заменить знаками, символами информацию, представленную вербально (пример: дорожный знак). Запоминание с помощью какого-то средства. Способность к обобщению! Нарушается способность к опосредованию при умственной отсталости. За этим стоит слабость обобщений. Бывает чрезмерность опосредования (неадекватность обобщения, чрезмерность абстрагирования, символы далеки)- наблюдается у психопатической личности, у шизофреников.
Нарушение мотивационного компонента мышления: Сбой в отношении личности к запоминанию. Зависит результат от отношения личности к этому. При депрессии, интеллектуальных нарушениях личность утрачивает интерес к выполнению задачи.
Вопрос 26: Нарушения операциональной стороны мышления.
Мышление- способность к обобщённому опосредованному отражению действительности через существующие признаки, свойства, качества, понятия. Мышление можно рассматривать как деятельность, т.е. имеется мотивация, формируются цели, планирование, коррекция.
Нарушение операциональной стороны: искажение в системе операции. Способность к процессу обобщения нарушена.
1) Снижение процесса обобщения (при умственной отсталости, приобретён слабоумии, ЗПР. Норма- 5 лет.) - неспособность выделить существенные признаки , ориентация в мыслительной деятельности на непосредственно воспринимаемые признаки (цвет, размер, форма), либо влияние личного опыта субъекта, информация получена в субъективном опыте, то имеет значение лично для него (в своих суждениях субъект ориентируется либо на непосредственно воспринимаемые признаки и связи, на своё предпочтение, либо опорой для суждения служит опыт). Мышление носит конкретный характер (суждения конкретны).
2) Снижение процесса обобщения (психопатические личности, шизофреники- 70%)- в качестве признаков связи между предметами выделяются чрезмерно обобщенные, абстрактные, неадекватные реальным отношениям между предметами (актуализация чрезмерно далёких признаков). Суждение субъекта не даёт адекватного отражения действительности, происходит отрыв от реальности.
Вопрос 30: Количественные нарушения памяти.
Связаны с видами, свойствами памяти.
Гипомнезия- память не справляется со своими функциями.
Гипермнезия- чрезмерное воспроизведение неадекватно реальной ситуации. Чрезмерное речевое возбуждение.
Амнезия- отсутствие памяти. Может касаться отдельных либо всех процессов.
Виды амнезии:
1) По отношению к моменту вредного воздействия:
Палимпсест- выпадение из памяти деталей, эпизодов, событий, предшествующих на момент вредного воздействия (например: алкогольное опьянение).
Ретроградная- выпадение воспоминаний из памяти событий, предшествующих вредному воздействию.
Антероградная- утрачиваются события после вредного воздействия, сохраняется память на текущие воздействия, прошлое.
Фиксационная- нарушена память на текущие события, непродолжительно. Характерно для психозов.
Антеро-ретроградная- утрачиваются воспоминания о прошлых и последующих событиях.
Корсаковский синдром- сочетание антероградной, ретроградной и фиксационной амнезии.
Восполнение пробелов в памяти за счёт событий реальных или вымышленных не ориентируются во времени (характерно больным алкоголизмом).
2) По длительности:
а) Кратковременная (Абсенс)- кратковременное глубокое помрачение сознания; б) Долговременная; в) необратимая (воспоминания не восстанавливаются).
3) По степени:
а) частичная (выпадение навыков, связанных с утратой функции или проф. навыка), б) общая.
4) По типу течения:последовательное опустошение запасов памяти (утрата всего).
Закон Рибо- утрата жизненного опыта по 3-м категориям:
Прогрессирующая:
1) От наиболее поздноусвоенного к наиболее рано приобретаемому в личном опыте (старики).
2) От наиболее общего абстрактного к наиболее конкретному (сохраняются простые навыки).
3) От несвязанного с личностью эмоционально-индифферентного к личностно-значимому, эмоционально-насыщенному.
Регрессирующая (восстанавливаются воспоминания).
Стойкая:
1) по причине: а) органически обусловленная (травма, опухоли, изменения в мозге), б) психологически обусловленная: аффектогенная- возможен возврат (сильное эмоциональное потрясение). В основе механизм защиты- вытеснение. Истерическая (неприятные воспоминания, больной падает сам в своих глазах, забывает)- не допускается информация, но возможен возврат. Постгипотетическая. Перемежающаяся (при сомнамбулизме).
Вопрос 39: Нарушение самосознания.
Нарушение самосознания- это отражение свойств, качеств собственной личности. Деперсонализация: а) телесная (характеристики своего тела искажены):
Дисморфофобия- страх изменения форм своего тела, навязчивый страх с якобы имеющимися у себя либо сильно преувеличенными дефектами строения тела, пропорциями. Характерно для подросткового и юношеского возраста.
Дисбаланс развития: У мужчин: переживания по поводу замедленного развития, роста, размеров гениталий. У женщин: по поводу быстрого развития, фигура, лицо.
Причиной таких страхов м.б. незначительные замечания. Эти переживания естественны, они проходят.
Затяжное расстройство: из подросткового возраста переживания переходят в зрелый возраст. Фиксация на дефекте. Ему присваивается чрезмерное значение, он- причина всех трудностей=> раздражительность, замкнутость, м.б. социальная дизадаптация. При шизофрении: Непоколебимая убеждённость в наличии дефекта, невозможности коррекции, навязчивое желание исправить дефект. Мотивировки коррекции носят странный характер.
Переживания. В подростковом возрасте переживания не афишируются. Синдром зеркала- стараются быстрее пройти мимо, избегают зеркал. Или наоборот- всё время носят его с собой.
Симптом фотографии- отказывается фотографироваться или наоборот, фотографии подтверждают дефект=> Дисморфофобия (страх изменения форм своего тела, навязчивый страх с якобы имеющимися у себя либо сильно преувеличенными дефектами строения тела, пропорциями. Характерно для подросткового и юношеского возраста). Попытки коррекции: собственные и клинические.
Психическая анорексия- движут бредовые идеи (боится отравления), депрессия, обман восприятия. Не связано с дефектами. Поведенческие реакции (протест).
При нервной анорексии: отказ от пищи с целью коррекции фигуры. На первых порах аппетит очень высокий. Возникает потребность в заместительной деятельности. Интересуется кулинарией, закармливает окружающих. Но аппетит сохраняется-> раздражительность, плаксивость. Не всегда сдерживается. Но аппетит начинает снижаться. Процесс похудения приносит удовольствие. Результат оценивается неадекватно. Худеет ещё и ещё. Окружающие следят с тревогой за ними. Ухищряются всё равно не есть=> изменения в познавательной. Замкнутость. Снижено внимание, память, работоспособность, аналитико-синтетические способности. Сказывается на успеваемость в школе. Сухость кожи, ломкость ногтей. Наступает аминория (нет месячных, прекращаются). Если при шизофреническом характере, то резкого толчка нет. Это собственная идея. Для мужчин эти переживания не характерны, если они есть- то вероятная шизофрения.
Вопрос 20: Методы исследования памяти.
Методика «Пересказ» или «Воспроизведение рассказа». Пример рассказов: «Галка и голуби» (простой), «смысл жизни» (сложная). Эта методика используется для исследования особенностей мышления и памяти. Текст либо на слух, либо текст. Воспроизведение аналогично. Детям- всё устно. При восприятии на слух - улавливается смысл. Жанр рассказа- басня, притча. Насколько точно передано содержание. Доступность подтекста, юмористической стороны рассказа. Застревание на деталях, нет ли склонности к назидательности, нет ли ухода от цели (пересказ, воспроизведение). Склонность к резонёрству (бесплодному мудрствованию). Характер запоминания- механическое, смысловое. Особенности речи испытуемого- фонетика, синтаксис, лексика.
Вопрос 40: Невротические нарушения в детском возрасте.
Детские невротические страхи. Взрослые запугивают-> навязчивый страх. Может возникнуть из-за неожиданных пугающих ребёнка обстоятельств. Страх воды- учат купаться «сам за себя». Невротические расстройства сна- просыпается ночью, плачет. Боится заснуть один. Пугающие сны повторяются. Снохождение, сноговорение. Искажается формула сна. Засыпание растягивается до нескольких часов. Иногда спят днём, не спят ночью.
Невротические расстройства аппетита. В период приёма пищи психотравмирующие ситуации. Ребёнка кормили торопливо, обожгли едой. И страх, и боль, и слёзы ассоциируются с приёмом пищи.
Аппетит утраивается при приближении времени обеда. Ругают во время еды. Боязнь полноты, острая реакция на высказывания в свой адрес=> страх приёма.
Нельзя отвлекать во время еды, нельзя угрожать наказанием за то, что не ест. Надо работать с причиной, а не с симптомом.
Вопрос 29: Нарушения умственной работоспособности.
Поддержание усилий по выполнению задачи. Нарушаются: вследствие истощаем ости нервных процессов(колебание тонуса клеток коры, процесс торможения преобладает.
Дефект - слабость тонуса клеток коры. Не может поддерживать умственную деятельность, нужны усилия. Запоминания 10 слов - проба на запоминание. Рубинштейн: «психология умственно отсталого ребенка». Особенности познавательной личностной сферы.
Слова: гора, игла, роза, кошка, окно, вино, пальто, книга, пила, кино. Производится две пробы. Результаты: ожидаемое кол-во( 1-ая проба - 9, 2-ая 8.) реальное кол-во(1-ая проба 7 , 2-ая -10). Строится график ответов. Анализируются полученные результаты. Эта методика на объем К.П., особенности внимания и умственной работоспособности. Слова простые, одно или 2-сложные, не сходные по смыслу. Испытуемые с нормальным развитием делают между ними связки. В норме - 3-4 пробы. Кривая запоминания примерно 5-7-10. дети с умственной отсталостью не могут запомнить слова для них слова не связанные(набор звуков). Далее кривая запоминания может носить ломаный характер - слабость активного внимания, в основе - истощение физ. процессов. в конце может запомнить все слова, но нужно больше проб.
Резкое снижение результатов - истощаем ость нервных процессов (в коре - процесс торможения). Крива м.б. прямой (плато). Если значения высокие - отсутствие мотивации. Если низкие - нет мотивации и объем памяти незначительный(при умственной отсталости) если повышение кривой медленное - то вхождение в деятельность. В норме - учет результатов предыдущей деятельности. При интеллектуальном дефекте - низкая критичность уровень притязаний неадекватно завышен, не меняется. Неуверенные в себе, сомневающиеся. Изменение уровней притязаний носит плавный характер в - норме. Психопаты и психопатезированные подростки - резкие скачки. Малейший неуспех - резкое снижение, успех - резкое повышение планки, оправдание - проявление защиты.
Любые интеллектуальные методики могут выявить истощаем ость работоспособности, проявляющуюся в непоследовательности суждений, чередовании обобщенных и случайных ответов. В классифицировании карточек - это образование одноименных групп. Умственная работоспособность может нарушаться из-за пресыщения деятельности. Отпадает потребность в продолжение начатого дела, когда «условия диктуют необходимость диктовать»(Крепелин).
Три этапа деятельности: 1.врабатываемость - результат не очень высокий
2. упражняемость - некий автоматизм.
3.отход от деятельности - истощение или пресыщение. Результаты снижаются. В норме - личность в состояние удерживать себя в наскучившей деятельности: а. изменение формальных характеристик
б. дополнительная мотивация в. изменение деятельности.
Вопрос 11: Особенности детей с ЗПР конституционального происхождения.
Задержка психического развития (ЗПР) - группа расстройств, различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям, которые выражаются в состоянии лёгкой интеллектуальной недостаточности и занимают промежуточное положение между олигофренией и интеллектуальной нормой.
ЗПР конституционального происхождения:
а) гармонический психофизический инфантилизм.
Причины: наследственные заболевания, травмы раннего детства.
Признаки: 1) отставание в физическом развитии (на 2-3 года), 2) Не сформирована учебная мотивация. Преобладание игровых интересов; 3) нормальное познавательное, речевое развитие; 4) Общительны предпочитают играть и общаться со старшими. Таких детей отдают обратно в детсад для «дозревания». Могут нарастать акцентуации неустойчиво, истероидного типа.
б) Дисгармонический психофизический инфантилизм.
Причины: Негрубые повреждения мозга на ранних этапах развития.
Признаки: 1) отставание физического развития, 2) снижена познавательная сфера, снижен объём памяти, анализ пространственных отношений, слабость способности к обобщению. 3) Импульсивность проявления эмоций, конфликтность, аффективная неустойчивость. 4) Проблемы в общении; 5) Протекание психических процессов: повышенная переключаемость, 6) патологическая пониженная переключаемость. 7) Низкая работоспособность.
в) Психофизический инфантилизм при эндокринной недостаточности.
Причины: наследственно обусловленные нарушения процессов обмена.
Признаки: 1) диспластичность телосложения, 2) плохая координация движений, следовательно- насмешки сверстников, комплексы, невротические симптомы (неуверенность, тревожность). 3) Медленное включение в работу, 4) Трудность сконцентрировать внимание, 5) Отсутствие яркости, гибкости воображения.
Часто взрослыми трактуется как лень. 6) Тянуться к общению, 7) Плохо реагируют на шутки, не понимают их (из-за замедленности), 8) Черты аутизма.
К юношескому возрасту сглаживаются многие черты. Невротичность- аутичность.
Вопрос 4: Причины возникновения психических нарушений.
1.Чисто возрастные причины (эндокринные нарушения, становление характера, взросление), 2.Биологические (инфекции, интоксикации, травмы), 3.Психогенные причины (Острые: шоковые- если человек пострадал или был свидетелем катастрофы, субшоковые- Утрата близких, распад семьи, эмоциональное отвержение. Хронические: хронические конфликтные ситуации- открытые
1. Эмансипационный конфликт - чрезмерная опека. 2. Отсутствие навыков общения, запрет общения. 3. Конфликт на основе коренной ломки жизненных стереотипов. Закрытые: 1. На основе комплекса неполноценности. Преувеличение или придумывание недостатков внешности или качеств. 2. На почве краха завышенных притязаний. 3. Конфликт на основе невозможности удовлетворить высокие требования к самому себе.
Неправильное воспитание в семье:
1. Гипопротекция или бесконтрольность. 2.Скрытая гипопротекция, когда контроль формален. 3. Доминирующая гиперпротекция, когда контроль и опека чрезмерны и существует целая система запретов. В этом случае у ребенка развивается апатия и затаивание. 4. Потворствующая гиперпротекция, когда ребенок - кумир семьи. 5. Потворствующая гипопротекция, когда родитель в нужный момент включается и откупает или покрывает ребенка. 6. Воспитание в культе болезни, когда ребенку из-за какого-либо заболевания даются исключительные права, вырабатывается эгоцентризм и завышенные притязания
7. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности, «недетские» проблемы и требования. 8. Противоречивое воспитание. Все члены семьи воспитывают по-разному и конфликтуют. 9. Воспитание в условиях жестокого отношения к ребенку.
Вопрос 33: Нарушения ощущений и восприятия.
Отражение окружающего мира при воздействии его элементов на органы чувств- ощущение.
Гипостезия- низкая чувствительность (резкое возрастание нижних абсолютных порогов). Может касаться отдельных анализаторов (краски тусклые, размытые, вкусовые ощущения слабые и т.д.). Особенно характерно для депрессии. Интенсивные раздражители нормальные. А слабые - не воспринимаются. Анестезия- потеря ощущений отдельных анализаторов или группы анализаторов.
Гиперстезия- резкое обострение чувствительности (снижение нижних абсолютных порогов). Часто сопровождается раздражением, напряжением. Человек хочет скрыться. Любые прикосновения кажутся колющими, царапающими. Может наблюдаться у психики здоровых людей в связи с переутомлением на некоторое время. Бывает вызвано нарушением ЦНС, неврозами.
Аугезия- утрата чувства боли.
Синестопатия- интенсивные неприятные, тягостные ощущения в различных частях тела или внутренних органам, не связанных с телесной патологией. Особенно характерно для психозов. У детей м.б. с 5-7 лет в виде кратковременных эпизодов. Если часто повторяются, то м.б. предвестником эпилепсии. Странные страхи- предвестник психического расстройства.
Синестезия- внешний раздражитель вызывает реакцию не тех анализаторов, на которые действуют.
Восприятие- целостное отражение при воздействии на органы чувств.
Образ восприятия более конкретный, более устойчив, более субъективный.
Иллюзии- искажённые восприятия реально существующего объекта. Иллюзии м.б. на фоне полного психического здоровья и либо связаны с дефектом анализатора или с проявлением законов физики.
Иллюзии бывают:
1) Аффективные (аффектогенные): под влиянием страха и др.
2) Вербальные- реальные слова искажённого восприятия, мнительности.
3) Образные (парейдологические)- рисунки на обоях, пятна на потолке, восприятие оформлено. Могут возникать у здоровых как кратковременные, в связи с утомлением или одарённостью. Алкогольный психоз. У детей м.б. в норме и это связано с образностью мышления. Бывает от температуре, отравлениях.
Агнозии- затруднение в узнавании предметов, их изображения, цветов, размеров.
Может описать отдельные элементы, но целостности нет. Затруднено целостное копирование. Постепенное узнавание: хорошо узнаёт сам предмет, труднее- его макет. Силуэтные и пунктирные изображения- самые трудные. При ступенчатости узнавания по мере включения предмета в фон усиливаются трудности узнавания.
Псевдоагнозия (при деменции- слабоумие)- не узнаёт силуэтных, пунктирных рисунков, структуру, форму. Способность к узнаванию отдельных элементов, причём незначительные детали выходят порой на первый план, заслоняя собой главное=> неверная идентификация. Причины: нарушена константность восприятия (не сохраняются представления о величине) при удалении предмета. Не понимает сюжетные картины (не систематизирует детали в единое целое). Легко возникает структурный распад образа восприятия. Запоминаются ярко окрашенные элементы.
Галлюцинации (мнимое восприятие, восприятие без объекта)- это патологические восприятия, переживаемые в условиях, когда отражаемый в сознании раздражитель не противостоит субъекту и не действует адекватно на органы чувств. Бывают: слуховые, тактильные, зрительные, внушённые (гипноз).
Нарушение сенсорного синтеза:
1) Дереализация- чувство общей изменности окружающего и снижение ощущений при восприятии предметов.
2) Метаморфоксия- изменность окружающих предметов (пропорции, форма, размеры, чувство перспективы). Может возникать при наркотическом действии.
3) Изменение схемы тела (искажённое восприятие собственного тела либо целиком, либо частично).
Вопрос 5: Психологические параметры дизонтогенеза.
Дизонтогенез - это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза. Психический дизонтогенез - патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций.
Закономерности онтогенеза: Идея Выготского о существовании 2-х взаимосвязанных линий развития стала основанием закономерностей онтогенеза: болезнь вызывает прежде всего нарушение биологической линии развития, создаёт тем самым препятствие и для социально-психологического развития индивида.
Психологические параметры онтогенеза: 1) Функциональная локализация поражений (2 вида дефектов: частный и общий). Частный- ответственен за нарушение анализатора или участка коры, отвечающего за одну функцию. Общий- связан с нарушением системы регуляции организма, центров регуляции в КБП и подкорковых образований: снижен уровень бодрствования и т.д. 2) Временной параметр: учёт хронологического аспекта (когда произошло воздействие?). Выделяют сенситивные периоды: до 3-х лет, 11-15 лет (велика возможность возникновения психических нарушений). 4-10 лет- наиболее устойчивый возраст к воздействию вредности. Сенситивный период для каждой функции различен и на развитие этой функции будет оказываться воздействие в первую очередь: они либо регрессируют, либо распадаются. Регресс: временный и стойкий фактор (РДА- регресс речи, автономная детская речь). При особо сильных неблагоприятных воздействиях может произойти регресс установившихся функций. Распад функций: временный или стойкий. Следует обратить внимание на продолжительность воздействия: чем больше, тем хуже. 3) Взаимоотношение м/у первичными и вторичными дефектами. Первичный- повреждение биологической линии развития. Вторичный- возникает опосредованно в результате биологического повреждения в ходне нарушения соц. развития. Прежде всего вторично недоразвиваются те функции, кот. непосредственно связаны с повреждёнными (слух и речь). Те функции, кот. в момент перенесения неблагоприятного воздействия находились в сенситивном периоде (если ничего, то функция просто замедляется). 4) Нарушение межфункциональных взаимодействий в процессе аномального развития. У каждой ф-ии свой период развития, свой темп. Чем сложнее, тем дольше и позже. Распад связи м/у функциями, вплоть до полной изоляции ф-ии. При неблагоприятных воздействиях.
Вопрос 13: Особенности детей с ЗПР психогенного происхождения.
Задержка психического развития (ЗПР) - группа расстройств, различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям, которые выражаются в состоянии лёгкой интеллектуальной недостаточности и занимают промежуточное положение между олигофренией и интеллектуальной нормой.
ЗПР психогенного происхождения: Депревационная ситуация- это такие обстоятельства ребёнка, когда отсутствует удовлетворение основных психологических потребностей детства. Сепарация- болезненное отделение ребёнка от матери. Признаки: негативные установки на окружающий мир; ребёнку проще пережить короткое шоковое событие, нежели дипревация и длительное травмирующее воздействие. Если воспитание потворствующее, то страдает личностная сфера. Если жёсткие условия, то результат тот же (инфантилизм + невротические черты). При гипоопеке- безответность, отстаёт по объёму знаний, навыков. Низкая осведомлённость. Не сдерживает свои желания.
Вопрос 2: Систематика психических нарушений.
1) По динамике: а) психическая болезнь (протяжённость во времени), б) патологическая реакция (если повторяются то формируется патологический стереотип поведения и, как следствие, патологическое формирование личности), в) патологические состояния психики (пример: олигофрения: никуда не исчезнет, остаётся). 2) По причине, вызвавшей нарушение: а) экзогенные (внешний фактор), б) эндогенный (внутренний фактор: обмен в-в и новообразования). 3) В зависимости от основы нарушения: а) органические (орг. повреждения мозговых структур), б) функциональные (нарушение ф-ий клеток, бывают при истерии, хотя нет внешних нарушений. Это реакция организма на трудности).
Классификация МКБ-10: 1) Органические и систематические псих. расстройства (морф. изм. в тканях ГМ). 2) Психические поведенческие расстройства: употребление ПАВ. 3) Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства. 4) Аффективные расстройства (маниакальные и депрессивные расстройства). 5) Невротические расстройства (причины: стрессы, ПТСР). 6) Поведенческие нарушения: (физиологические факторы). 7) Расстройства личности и поведения у взрослых (устойчивые характерологические расстройства). 8) Умственная отсталость (стойкое психическое недоразвитие с раннего детства).
Этипатогенетическая классификация (в зависимости от причин):
1) Наличие (отсутствие) экзогенных болезней.
2) Наличие (отсутствие) органического поражения ГМ или ЦНС.
а) Эндогенные (отсутствует неблагопр. воздействие и орг. основа заболеваний): маниакально-депрессивный психоз, шизофрения.
б) эндогенно-органические (отсутствие значимого внешнего орг. фактора, но есть орг. поражения ЦНС): эпилепсия, атрофические заболевания, опухоли.
в) экзогенно-органические (сочетание экзогенных факторов и органическое поражение).
г) экзогенные (внеш. неблагоприятное воздействие, отсутствие органических повреждений ЦНС): систематические психозы.
д) психогении (наличие психотравмирующих воздействий): неврозы, реактивные психозы.
е) патологии развития (конституционально обусловленные, т.е. связаны с наследственностью): личности - психопатии, интеллекта- олигофрения.
Вопрос 14: Особенности детей с ЗПР церебрально-органического генеза.
Задержка психического развития (ЗПР) - группа расстройств, различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям, которые выражаются в состоянии лёгкой интеллектуальной недостаточности и занимают промежуточное положение между олигофренией и интеллектуальной нормой.
ЗПР церебрально-органического генеза:
Причины: сходны с олигофренией: патологии беременности, родов, интоксикация в первые годы жизни=> органические поражения церебрального аппарата.
Признаки:
1) отставание в развитии с ранних этапов, касаются всех сторон деятельности (от психической до соматической).
2) ЗПР- в двигательных функциях (около 70 %), в физическом развитии (около 30%), в развитии речи (около 60 %), не сформированы навыки опрятности (около 40 %).
3) Незрелость эмоционально-волевой сферы-> инфантилизм: а) эмоции примитивны, б) снижена критичность=> внушаемость, в) слабость воображения, отсутствие творчества, г) нет учебных интересов, д) скудная игровая деят. (сложности с правилами), е) повышенное настроение- расторможенность на уроке, з) не чувствует своего отставания, и) если пониженное настроение, то робость, боязливость, трудно учиться (внимание, пространственный анализ, переключаемость психических процессов).
Вопрос 8: Психическое недоразвитие. Проявление на разных этапах онтогенеза.
Олигофрения- это сборная группа различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям, не прогрессирующих патологических состояний, основным признаком которых являются: наличие врождённого или приобретённого в раннем детстве (до 3-х лет) общепсихического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальной сферы.
Олигофрения видна на каждом этапе онтогенеза (с первых дней).
До года- сенсорная, моторная сфера. Замедление формирования: а) перцептивных функций: комплекс оживления (на лицо матери), зрительное сосредоточение; б) задержки в развитии моторики: способность к удержанию головы, сидения, стояния; в) речь: нет реакции на речь, нет попыток произнесения слов, не понимает обращения к себе.
С года до 3-х лет: грубый дефект речи (слабость фонетического слуха), не усвоение навыков самообслуживания.
Дошкольный возраст: недостаточность познавательной сферы, недостаточность любознательности, трудности усвоения навыков письма и счёта, предметно-манипулятивная игра только к 7-8 годам усложняется. Усугубление дефекта- нет общения со сверстниками.
Школьный возраст: усвоение школьных навыков затруднено.
Подростковый возраст: отсутствуют навыки контроля и самоконтроля, следовательно, асоциальные поступки, общение со сверстниками не выходит.
Развитие запаздывает, сенситивный период выпадает. Недоразвитие носит тотальный характер. Признаки олигофрении всегда наблюдаются, на каждом этапе. При неблагоприятном воздействии после 3-х лет отклонения после травмы. Пример: мышление: снижена критичность, способность к обобщению.
Физические и неврологические расстройства при олигофрении:
а) пороки черепа и мозга: - микроцефалия (уменьшенная голова с преобладанием лицевой части черепа), - макроцефалия (большой гидроцефалический череп, мозговая часть преобладает, лоб нависает (водянка мозга).
б) неправильное соотношение лица и тела: аномалии в развитии зубов, носа, ушных раковин, глаз, короткопалость, гипо/гипергенетализм, сердечно-сосудистая и эндокринная система и т.д.
в) неврологические расстройства: параличи, судорожные проявления, двигательные расстройства (гиперкинезы), нарушения чувствительности, изменение рефлексов (их отсутствие), поражение органов слуха и зрения.
Вопрос 23: Поврежденное психическое развитие. Эпилепсия.
Деменция органическая (слабоумие, вызванное органическими нарушениями). Схожа с олигофренией. Отличие- разница во времени воздействия неблагоприятного фактора: травматическая деменция, постинцефалическая, эпилептическая, склеротическая. Характерна частичность расстройства. Но всё неоднозначно- причина может быть разной, характер поражения. При олигофрении - тотальность, при деменции - частичность.
Сухарева (о детях): 5 типов органической деменции:
1) Снижение способности к обобщению,
2) Нейродинамические расстройства (резкая замедленность, низкая переключаемость),
3) Нарушение критики и целенаправленности мышления,
4) Двигательная расторможеность (импульсивность, высокая заражаемость, дурашливость, не реагирует на замечания).
5) Снижена активность, мотивация, активность мышления, скудность движений, эмоций, слов.
Эпилепсия (эпилептическая деменция)- хроническое прогрессирующее заболевание мозга, проявляющаяся периодическими судорогами, нарушением сознания и нарастающими изменениями в эмоционально-психической сфере.
Запрещено: служить в армии, водить транспорт, плавать. С возрастом форма эпилепсии может меняться, особенно в детстве. Причины, провоцирующие припадки: духота и жара, движущиеся механизмы, мелькание, вибрация, мелькание монитора компьютера. Частота встречаемости заболевания: 3-5 на 1000 человек. Генетические факторы (передача эпилепсии по наследству) актуальны тогда, когда ребёнок находится в условиях вредного воздействия (в утробе матери).
При каждом припадке теряются нейроны и происходит изменение структуры мозга. Чем раньше заболевание, тем хуже последствия. Лечить труднее.
Полиморфность состояний- большое разнообразие течения эпилепсии у детей. У взрослых более однотипно.
Абсенс- кратковременное глубокое помрачение сознания. Тонус мышц сохраняется 20-40 секунд. У детей это с 4-5 лет от 5 до 10 припадков в день.
Сомнамбулизм- припадки во сне. В норме- у детей есть, но эпизодчески, на это влияют события дня. Насторожить должна закономерная повторяемость: одно время, индивидуальная схема действий.
Ретрапульсивные- поверхностное помрачение сознания (частично отражаются). Действия продолжаются, хоть и неуместно. Больной либо замирает, либо откидывает голову. Частота 30-50 приступов в день с 5-6 летнего возраста. Нередко прекращается в период полового созревания.
Импульсивные припадки- глубокое помрачение сознания, тонус мышц падает=> амнезия. С 1,5-2 лет может проявляться небольшая продолжительность. Потом некоторая оглушённость.
Психомоторные припадки- автоматические действия, приступы безудержного смеха (плача). Длительность от 2 до 5 минут без переживания этого состояния. Амнезия с дошкольного возраста.
Замаскированные (скрытые) припадки- проявление эпилепсии вместо припадков или вместе с ними.
Острая дисфория- внезапное изменение настроения без причин в сторону мрачности, агрессии. Иногда переходит в форму аутоагрессии (суицид). Продолжительность- час- два, потом раскаяние, но не всегда. Всё помнит. Иногда настроение -> в сторону приятных чувств, но редко.
Большие сильные припадки- разнообразные переживания, обманы чувств, которые испытывает больной до начала приступа. Аура м.б. разная: ощущение ветра, запаха, звука, ощущение подёргивание частей тела, изменение настроения.
Далее стадия тонических судорог. Равномерные сокращения тонической мускулатуры- опора на затылок и пятки. Дыхание останавливается. Сначала издаёт крик, потом падает, краснеет, синеет. Весь напряжён.
Фаза тонических судорог: группы мышц сокращаются попеременно, шумное дыхание, выделяется слюна, зрачки не реагируют на свет, м.б. непроизвольная дефекация, мочеиспускание. Длительность: 1,5-2 минуты. Состояние оглушённости, припадок забирает энергию, нужен сон. У детей такие припадки могут быть в любом возрасте. У взрослых сразу единый рисунок с определённой картинкой.
Эпилептическая деменция: беднеет запас слов (олигофазия), забывание слов, утрачиваются абстрактные понятия, уменьшается объём памяти, снижена способность к обобщению, беднеет воображение, инертность психических процессов.
Вопрос 25: Психомоторные нарушения при неврозах.
Тики- непроизвольно эпизодически повторяющиеся сокращения отдельных мышечных групп, усиливаются в эмоционально значимых ситуациях. Причины: остро действующая психотравма («соринка в глазу»- трагедия). Конфликты в семье- любое неблагополучие в жизни ребёнка.
Энурез- непроизвольное мочеиспускание. Не невроз: а) аналитический дефект, б) сопутствующее расстройство при других заболеваниях (пример: эпилепсия, параличи), в) несформированность волевой регуляции поведения (умственно отсталые, маленькие). У детей в качестве эпизода в результате впечатлений дня (во сне). Тревожность- во сне всё правильно, идёт на горшок и т.д. но проснуться не может. Нельзя: ругать, привлекать к ответственности, 100 раз будить ночью. Надо найти причину. Могут возрастать акцентуации- шизоидность, сенситивность.
Невротические расстройства речи: страх речи перед большой аудиторией. В результате неудачи. Мутизм- утрата речи. Может быть тотальным- в результате острой травмирующей ситуации. Может быть избирательный- в ситуации, когда волнуется.
Логоневроз- речь может утрачиваться, воспроизводиться с заиканием. Требуется бережное отношение с ребёнком, не раздражаться, не фиксировать внимания на дефекте. Причины: Конфликты дома, родители постоянно ругают ребёнка, что-то ему упорно «советуют». Постоянные поправки речи- чрезмерные-> страх речи как таковой, запинки. Подражание взрослому. Нет переживания по поводу дефекта. Коррекция: отношение требовательное, но не перебор.
Мастурбация- если у маленьких детей- невротический синдром. Необходимо искать причину.
Факторы, связанные с обучением:
1) Личность педагога (невротик); 2) Несоблюдение школьной гигиены (повышенные требования, перегрузка); 3) Меняет школу.
Невротик рождается в семье, школа усугубляет: а) хроническая неустойчивость, б) конфликты с учителями, сверстниками; в) нагрузки; г) начало обучения в школе, д) смена места обучения.