Реферат по предмету "Историческая личность"


Н.И.Костомаров

Министерство образования Российской Федерации Сыктывкарский государственный университет Исторический факультет Заочное отделение Специальность История Контрольная работа По историографии На тему Жизнь и исторические труды Н.И.Костомарова Выполнил Студент IV курса, гр. 5410 Толстиков Константин Станиславович


Сыктывкар 2002 Содержание. Введение3 Основная часть 5 Заключение 14 Список использованных источников и литературы.15 Ведение Не восхищаться народностью, а знать е следует. Точно так же не восхищаться, не любоваться историею прошедшей жизни наше дело, а уразуметь е. Н.И.Костомаров Среди титанов российской исторической мысли


XIXв рядом с Н. М. Карамзиным, С. М. Соловьевым, В. О. Ключевским, занимает видное место Николай Иванович Костомаров псевдонимы Иеремия Галка, Иван Богучаров. Творчество русско-украинского учного историка и археолога, фольклориста и этнографа, поэта и просветителя оказало большое влияние на развитие современников и долго ещ будет жить в памяти благодарных потомков.


Ныне вполне уместно напомнить широкому читателю некоторые страницы жизни Костомарова, 150-летие которого со дня рождения которого по решению ЮНЕСКО отмечало в 1967 году просвещнное человечество. Сложный и неоднозначный жизненный путь прошл Н.И.Костомаров. Современник А.И.Герцена, Т.Г.Шевченко, Н.Г.Чернышевского и


Н.А.Добролюбова, он был учным, писателем, фольклористом, трудами и жизнью определившим сво место в отечественной науке и культуре. Многочисленные его монографии, статьи, очерки содержат идеи, образы, картины времн создания Русского государства, укрепления его экономических и культурных позиций, а также истории Украины периода формирования и становления украинского народа, его борьбы за независимость и национальную самобытность. Вместе с тем Костомаров никогда не был пассивным созерцателем своего времени.


Он жил в гуще событий, стремясь своими произведениями и деятельностью содействовать движению общества вперд. Актуальностью данной работы является то, что сегодня, в связи с изменением отношения к прошлому, происходит переосмысление развития и самой исторической науки. Это в полной мере относится и к творчеству Костомарова, особенно в части обвинения его в национализме, бесклассовом подходе в оценке исторических явлений и событий.


В сво время благотворное влияние оказала перестройка на издание работ учного. В серии Памятники исторической мысли Украины вышел и молниеносно разошлся однотомник его трудов. Что же касается работ о нм, то пока издано лишь немного монографий, в которых впервые после десятилетий замалчивания на основе широкого круга источников и свидетельств современников рассматривается его творческое наследие по истории Украины феодальной эпохи. Опубликована также небольшая работа о нм как фольклористе


и этнографе, исследователе поэтического творчества и быта украинского народа.11 Пинчук Ю.А. Исторические взгляды Н.И. Костомарова. Критический очерк. Киев 1984 Попов П.М. М.Костомаров фольклорист I етнограф. Киiв. 1968 Наконец, изданы документы и материалы о Кирилло-Мефодиевском обществе, одним из создателей которого был


Костомаров. В научном наследии Костомарова имеется немало того, что и сегодня представляет интерес, без чего отечественная историческая наука была бы обделнной. Он не только обогатил отечественную науку новыми фактами, оригинальным подходом к историческим явлениям и выводами, но и в значительной мере демократизировал освещение прошлого. Труды учного ближе, чем работы других историков его поколения, стояли к жизни народа, и в этом огромная


ценность его творческого наследия. Костомаров родился 416 мая 1817 года в слободе Юрасовка Острогожского уезда Воронежской губернии. Мать его, Татьяна Петровна Мыльникова, была собственностью помещика Ивана Петровича Костомарова. Старый солдат, штурмовавший Измаил, отставной капитан Костомаров, в духе времени погрузился в вольтерьянство и не ограничился лекциями


перед крепостными о природном равенстве людей, необходимости освобождения крестьян, отсутствии бога и вреде суеверий. Он, по словам сына, ни во что не ставил дворянское достоинство и ещ в 1812 г. решил взять в жены крестьянскую девочку, которой хотел дать образование. С ней он и обвенчался через несколько месяцев после рождения сына, незаконного с ханжески-юридической точки зрения, но единственного и любимого. До 10 лет


Николай Иванович воспитывался отцом по рекомендации Ж Ж. Руссо при посредстве природы, литературы, французских просветителей. Стихов Жуковского и Пушкина, и матерью в духе православия. Отец Николая Ивановича был убит и ограблен своими лакеями, но матери удалось выкупить своего сына у родных мужа и отдать в частный воронежский пансион.


Несмотря на свой тринадцатилетний возраст и шаловливость писал впоследствии историк я понимал, что не научусь в этом пансионе тому, что для меня будет нужно для поступления в университет, о котором я тогда уже подумал как о первой необходимости для того, чтобы быть образованным человеком.11 Костомаров Н.И. Автобтография Костомаров Н.И. Лит. Наследие. СПб 1890. С.10 В 1831 г. матушка определила его в воронежскую гимназию.


Мальчик переходит сразу в третий из четырх классов гимназии, где также почти не учили, овладевает латинским, греческим, французским языками и математикой, в 16 лет единственный из гимназистов сдат экзамены на историко-филологический факультет Харьковского университета. Не найдя и здесь серьзного преподавания, юноша погружается в античность и совершенствует языки, прибавив к ним итальянский, пока на третьем курсе не знакомится с новым профессором всеобщей истории


М.М.Луниным отныне судьбой Костомарова стала история. Последние полгода до выпускных экзаменов Николай Иванович болел оспой и был сочтн умершим, но, ещ нетврдо держась на ногах, прибыл на сессию для дальнейшего пути в науку бастард должен был получить степень кандидата на отличие. Он сдал отлично выпускные экзамены и уехал домой, где узнал, что лишн степени за оценку хорошо по богословию, полученную на первом курсе.


В январе следующего 1837 г. Костомаров передал все экзамены, год спустя получил положенную ему кандидатскую степень, а ещ почти через год, в ноябре 1838 г - кандидатское свидетельство. Одновременно, служа юнкером в Кинбурнском драгунском полку, он разобрал великолепный местный архив и подготовил к печати историю Острогожского казачьего полка с приложением основных документов, мечтая составить историю всей слоботской Украины11 Костомаров


Н.И. Автобиография. С.27 рукопись эта сгинула в полиции после ареста. Никакие обстоятельства не могли свергнуть с пути Николая Ивановича, о котором сам оно говорил вот так История сделалась для меня любимым до страсти предметом я читал много всякого рода исторических книг, вдумывался в науку и пришл к такому вопросу от чего это во всех историях толкуют о выдающихся государственных деятелях, иногда о законах и учреждениях, но как


будто пренебрегают жизнью народной массы Бедный мужик, земледелец-труженник, как будто не существует для истории от чего история не говорит нам ничего его быте, о его духовной жизни, о его чувствованиях, способе его радостей и печалей Но с чего начать Конечно, с изучения своего русского народа а так как я жил тогда в Малороссии, то и начать с его малорусской ветви. Эта мысль обратила меня к чтению народных памятников.22


Костомаров Н.И. Автобиография. С.28 Идея изучения истории украинского народа, тонувшей тогда почти в полном мраке неведения, оказалась крайне трудноосуществимой. Костомаров чуть ли не наизусть выучил изданные к тому времени былины и сказы, русские и украинские песни, подружился с издателем Запорожской старины И.И.Срезневским и другими исследователями народного творчества.


Размышляя над методами исторической критики, Николай Иванович отправился в Москву для знакомства с лекциями М.Т.Каченовского, овладел немецким, а затем польским, чешским, словацким, болгарским и другими языками, открывавшими доступ к сравнительному материалу. Наибольшие трудности представляло освоение едва знакомого Костомарову украинского языка и литературы. Не удовлетворяясь чтением,


Николай Иванович со свойственной ему неукротимой энергией начал этнографические экскурсии по Украине, которые продолжал затем многие годы. Не только русские и польские, но и украинские по происхождению его товарищи тогда поднимали на смех самую идею писать на малорусском языке, считая дозволительно глумиться над мужиком и его способом выражения.33 Там же. С.31 Такое отношение к народу и его речи мне казалось унижением человеческого достоинства, и чем чаще встречал


я подобные выходки, тем сильнее пристращался к малорусской народности44 Там же. С.31 писал Костомаров. Он обобщил материалы своих экспедиций и ответил по-украински прозой и романтическими стихами, издав основанные на фольклорно-историческом материале книги Савва Чалый 1839, Украинские баллады 1839, Ветка 1840, Переяслвська ничь 1841 и другие сочинения. Сын русского дворянина древнего рода не мог не выступить


на стороне языка и культуры украинского народа. Православный христианин не считал возможным жертвовать истиной ради интересов духовенства. В диссертации О причинах и характере унии в Западной России 1842 Костомаров приводил богатый фактический материал о безнравственности православного духовенства, властолюбии и жадности патриархов, не отличавшихся в этом отношении от пап писал о восстаниях казаков и крестьян о пользе, которую принесла украинскому просвещению необходимость борьбы с унией.


По доносу харьковского архиепископа Н.Г.Устрялова, министр народного просвещения С.С.Уваров отменил защиту и приказал сжечь подрывную диссертацию. Но Костомарова не легко было запугать. Весной 1843 г. он подал в Харьковский университет первую на Украине историко-этнографическую диссертацию и защитил е 13 января 1844 г несмотря на сопротивление консервативной профессуры.


Впрочем, и Библиотека для чтения О.И.Сенковского скептически отнеслась тогда к работе об историческом значении русской поэзии, да и В.Г.Белинский писал в Отечественных записках в том смысле, что народная поэзия есть такой предмет, которым может заниматься только тот, кто не в состоянии или не хочет заняться чем-нибудь дельнее.11 Костомаров Н.И. Автобиография. С. 46 Под эту полемику


Николай Иванович опубликовал исследование восстания Наливайко 1843, первым из учных обратил пристальное внимание на знаменитые ныне летописи Величко, Самовидца, Грабянки, Ригельмана и многие другие важнейшие памятники украинской истории, большинство которых потом было издано им и его единомышленниками И.И.Срезневским, О.М.Бодянским и др Между тем он потерял должность в университете вызвав из-за девушки


на дуэль своего соперника, и, преподавая в ровенской гимназии, продолжал изучение народной жизни на Украине. Историк получил ужасающие сведения. Каторга лучше была бы для них22 Пинчук Ю.А. Исторические взгляды Н.И.Костомарова Крит. Очерк. Киев, 1984, с. 39 писал о крестьянах Костомаров. Из огромной массы собранных им источников медленно вырастал


Богдан Хмельницкий эпопея мощного народного движения против иноверных угнетателей, народной войны за волю, за воссоединение с Россией. Чисто научная деятельность казалась историку недостаточной. И хотя Костомаров в своих воспоминаниях и писал, что он с этого момента начал жить в совершенном уединении, погрузившись в занятия историею11 Костомаров Н.И. Исторические произведения. Автобиография. Киев, 1989, с.476, он не стал кабинетным учным, своего рода


Пименом, равнодушным к добру и злу. Он не оставался глухим к зову реалий современной ему жизни, впитывая и разделяя освободительные идеи передовых людей России и Украины, широко распространявшиеся в начале 40-х годов позапрошлого столетия. Перебравшись в Киев, он осенью 1845 г. становится одним из организаторов тайного братства св. Кирила и Мефодия и пишет его устав. То, что общество было тайным, политического, а не научного характера,


подтверждается неосведомлнностью о его существовании Алины Леонтьевны Крагельской впоследствии Костомаровой, уже в то время обруянной с Н.И.Костомаровым. В этой связи А.Л. Крагельская писала Он Н.И.Костомаров говорил мне о своей заветной идее необходимости единения славян, объяснял, что кольцо, находившееся у него на руке, с вырезанною внутри надписью


Св.Кирилл и Мефодий, носит как символ единения славян, но о составлении устава Кирилло-Мефодивского общества не упоминал.22 Воспоминания А.Л.Костомаровой, с 64 Там же, с.44 Им же была разработана и программа, изложенная в Уставе и правилах общества, в его программном документе Книге бытия Украинского народа, а также в воззваниях


Братья украинцы, Братья великороссияне и поляки33 Вопрося истории, 1991, 1, с.236. Речь шла о пропаганде идей освобождения и единения славянских народов, которая в нашем воображении не ограничивалась уже сферою науки и поэзиистал нам представляться федеративный строй, как самое счастливое течение общественной жизни славянских наций. Мы стали воображать все славянские народы соединнные между собою в федерации, подобно древним греческим


республикам, или Соединнным Штатам Северной Америкивсеобщее уничтожение крепостного права и рабства, в каком бы то ни было видеполнейшая свобода вероисповедания и национальностей и отвержение иезуитского правила об освящении средств целями44 Костомаров Н.И. Автобиография. С.61-62. Костомаров все силы отдавал пропаганде идей тайного общества, привлк в него Т.Г.Шевченко народного вождя, возбудителя к новой жизни, чей гений был не доступен тем, которые не доразвились


до свободы от предрассудков сословности, национальности и воспитания55 Пинчук Ю.А. Указ соч. с. 42-43. Летом 1846 г. Николай Иванович получил возможность распространять идеи тайного общества с кафедры русской истории Киевского университета его лекции Славянская мифология успели выйти в свет в 1847 г В марте 1847 г. адъюнкт-профессору Костомарову было выдано разрешение на брак с


А.Л.Крагельской. Накануне венчания он был схвачен и спешно отправлен в Петербург. Правительство оценило опасность идей гражданских свобод, политического равноправия и свободного культурного развития всех, включая самые малые народностей империи. Костомаров провл год в Петропавловской крепости, сочинения его одно время были запрещены к печатанию, полицейский надзор был пожизненный. Местом ссылки


Николая Ивановича был город Саратов, где, как и в крепости, оказались тогда избранные люди России. Здесь началась его дружба с Н.Г.Чернышевским, А.Н.Пыпиным, Д.Л.Мордовцевым и др. В губернском правлении, к секретным делам которого Костомарова неосторожно допустили, обнаружились материалы по истории раскола, которому историк посвятил затем много трудов. В периодике появились анонимно изданные им местные народные песни, после чего высшая


правительственная власть повелела уволить цензора без пенсии. В Саратове же были в основном написаны произведения, которые сразу по окончании ссылки поставили учного в ряд выдающихся историков России. Как в годы освободительного движения, в годы участия в движении братства, так и впоследствии его научные исследования соотносились с действительностью, современной учному, шаг за шагом раскрывали историю народа, жизнь его деятелей.


Вполне справедливо мнение учного о том, что история, занимаясь народом, имеет целью изложить движение жизни народа11 Костомаров Н.И. Об отношении русской истории к географии и этнографии Собр. Соч. В 21 т. СПб 1903. Кн.I, т. 3. С. 719 Пинчук Ю.А. Исторические взгляды Н.И.Костомарова Крит. Очерк. Киев, 1984, с.230 . Исторические монографии учного публиковались журналами и многократно переиздавались


в XIX начале XX в. как важнейший материал российской общественной жизни. В данной работе назовм лишь главные из множества работ, вышедших по возвращении его из ссылки Иван Свирговский, украинский гетман XVI века Москвитянин, 1855 Борьба украинских козаков с Польшею в первой половине XVII века до Богдана Хмельницкого Отечественные Записки,


1856 Богдан Хмельницкий и возвращение Южной Руси к России там же, 1857 Очерк торговли Московского государства в XVI и XVII столетиях Современник, 1857-1858 Бунт Стеньки Разина Отечественные Записки, 1858, а также масса изданий народных песен и повестей в том числе знаменитые Горе-Злочастье, статьи о начале крепостничества и др.


В 1858 г. Совет Казанского университета избрал Костомарова профессором, но министерство народного просвещения наложило вето. Труднее для министерства было противостоять Совету Петербургского университета, профессором которого Николай Иванович стал в 1859 г. после захватившего передовую общественность печатного спора с М.П.Погодиным о крепостничестве. В следующем году, ознаменованном


Очерком домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях Современник, 1860 и работой Русские инородцы. Литовское племя и отношения его русской истории Русское слово, 5, состоялся публичный спор с Погодиным по поводу концепции происхождения Древнерусского государства от норманов Костомаров пришл к выводу, что самая история призвания князей


есть не что иное, как басня11 Костомаров Н.И. Предания первоначальной русской летописи в соображении с русскими народными преданиями в песнях, сказаниях и обычаях Вестник Европы. 1873. Т. I, кн. 1. С. 1-34 кн. 2. С. 570-624. Т. II, кн. 3. С. 7-60. Исторические монографии и исследования, М 1989, с.231 . Середина XIX века ознаменована стремительным ростом освободительного движения в


России. Н.И. Костомаров не остался в стороне от веяний времени. В свом исследовании Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. Новгород-Псков-Вятка СПб 1863 он отмечал, что народоправство и любовь к свободе были у истоков русской культуры, доказывая это анализом исторических фактов. Исследования и полемика о земских соборах продолжали тему.


Проблему выбора пути, факторов, определивших сохранение самодержавного строя в критический для России период, Костомаров рассмотрел в капитальной монографии Смутное время Московского государства Вестник Европы, 1866-1867. Ученый вновь попал в цель, как подтверждала жаркая полемика в печати об Иване Сусанине, Лжедмитрии I, М.В.Скопине Шуйском и других героях


Смуты, о самих е причинах. Ответы Костомарова на полемические послания М.П.Погодина и его сторонников относительно Куликовской битвы, начала единодержавия на Руси, показывали читателю, что именно народная духовная жизнь есть основа и объяснение всякого политического события, поверка и суд всякого учреждения и закона об этом говорил Костомаров во вступительной части своего лекционного курса истории


Руси.22 Костомаров Н.И. Вступительная лекция в курс русской истории, читанная профессором Костомаровым в Императорском Петербургском университете 22 ноября 1859 года Рус. Слово. 1859. Кн.12 с. 1 и далее. Там же, с.231 Николай Иванович не опубликовал свои лекции по истории, за исключение м вводной части с обзором источников, а так же отрывков Великорусские религиозные вольнодумцы в


XVI веке, но его Исторические монографии и исследования стали подлинной исторической энциклопедией с древнейших времн до конца XVIII в. Стремясь донести результаты научных изысканий до широкого читателя, историк создал Русскую историю в жизнеописаниях е главнейших деятелей, издававшуюся многажды, написал Бытовые очерки из русской истории XVIII века и другие работы. Вместе они составляют один из лучших курсов истории


России. За работами об украинских бунтарях XVI-началаXVII в освободительной войне и воссоединении Украины с Россией последовали новые очерки Гетманство Юрия Хмельницкого Вестник Европы, 1868 Руина. Историческая монография. 1663-1687 там же, 1879-1880 Мазепа и Мазепинцы Русская мысль, 1882 и 1884. Подчркивая историческую обусловленность стремления единокровных народов к единству,


Николай Иванович не находил возможным отождествлять их интересы с интересами самодержавия и отдельных украинских владык. Дифференцированно рассматривал он и историю Речи Посполитой, большую часть населения которой в XVI-XVII вв. составляли украинцы и белорусы, и собственно Польши. Не случайно его капитальное исследование Последние годы


Речи Посполитой Вестник Европы, 1869 получило продолжение Костюшко и революция 1794 года там же, 1870. Идейные оппоненты Н.И.Костомарова не раз пытались упрекнуть его в поверхностном отношении к источникам. Учный отвечал, что он действительно сочиняет историю, стремясь с большим запасом фактов разобраться в смысле событий, уразуметь их связь, а не ограничиваться переписыванием документов.11


Костомаров Н.И. псевд. Богучпров И. Лекции по истории Западной России М.Кояловича, 1864 Костомаров Н.И. Науково-публiцистичнi i полемiчнi писания Костомарова. Киiв, 1928. С. 211 Там же, с231 Ирония к переписывателям едко звучала в устах члена Археографической комиссии, выпустившего 12 огромных томов Актов, относящихся к истории Южной и Западной России, том


Русской исторической библиотеки, три книги Памятников старинной русской литературы, другие крупные издания и около сотни отдельных песен до записок иностранцев. Костомаров использовал материалы 65 архивов и библиотек России, Польши и других стран он дважды надолго ездил заграницу в Швецию, Германию, Бельгию, Францию, Италию, Швейцарию,


Австрию, Чехию и Сербию, где его труды пользовались популярностью и даже переиздавались. Николай Иванович написал ряд источниковедческих работ, в том числе сделал крупные открытия в сложнейшей области древнерусского и украинского летописания. Он в теории и на практике доказал значение комплексного анализа письменных, фольклорных и этнографических памятников, факты исторической географии. Развитая позже В.О.Ключевским, тема Об отношении русской истории к географии и этнографии была чтко


сформулирована в 1863 году действительным членом Русского географического общества Костомаровым он был также членом Петербургской и Юго-славянской академий, Виленской Археологической комиссии, Московского Археологического общества, Императорского общества истории и древностей российских, Исторического общества Нестора-летописца при Киевском университете и др


Интересные исследования Николай Иванович оставил в области истории исторической науки. Исследуя в исторических трудах строгую неумолимую истину, для фантазии Костомаров находил выход в богатом литературном творчестве. Яркая публицистика Николая Ивановича в журналах Основа и Вестник Европы, в организации которых он участвовал, в


Современнике, Отечественных записках, многих других журналах и газетах в некотором смысле поучительна и сегодня. В этих работах Костомаров призывал к изучению украинского языка и преподаванию на народном языке в Южной России, доносил до читателя правду о подвижниках украинской культуры Т.Г.Шевченко, П.А.Кулише, Г.С.Сковороде, М.А.Максимовиче, одним из первых обратился к изданию сочинений Шевченко. Нельзя не отметить заступничество Костомарова за


Н.Г.Чернышевского и других узников. Костомаров отстаивал в печати Проект открытых университетов для всех, включая женщин, со свободой преподавания и обучения. В ответ на закрытие в 1861 г. Петербургского университета он вместе с Д.И.Менделеевым, И.М.Сеченовым, А.Н.Бекетовым и другими учными начал чтение публичных лекций в пользу неимущих студентов, а право на издание своих трудов завещал


Литературному фонду обществу для пособия нуждающимся литераторам и учным. После открытия университета профессор, внимательно следивший за политическими событиями, пытался предотвратить волнения студентов, был не понят ими и подал в отставку. Кто был прав в больно ранившем Николая Ивановича конфликте 1862 г показали власти. Когда советы Харьковского и Киевского университетов единогласно избрали


Костомарова профессором, Министерство народного просвещения было категорически против, соглашаясь платить ему профессорское жалование, но не допустить на кафедру Министробъявляет мне не без юмора писал Костомаров что не утвердит меня ни в один университет и что если я хожу по Петербургу и цел, и невредим, то за это следует благодарить Господа Бога11 Рус. старина. 1886, 5. С. 333 Там же, с232


Не менее внимательны к историку были министр внутренних дел, запретивший задуманное Костомаровым издание научно-популярных книг для народа 1863, и III Отделение, через жандармского генерала следившее за тем, чтобы Костомаров не употребил собранных по подписке денег для издания украинской литературы, так как и это было ему запрещено. .По вторникам в квартире Костомарова собиралось избранное общество.


Здесь бывали Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Т.Г.Шевченко, В.В.Стасов, А.Н.Пыпин и О.М.Бодянский, передовые профессора, музыканты и художники, которым любимейший учитель всех по словам Н.Н.Ге помогал в работе над историческим материалом. Хозяйство вела Татьяна Петровна, превосходнейшая женщина Н.Г.Чернышевский, благороднейшая мать прекраснейшего сына


Т.Г.Шевченко, не покидавшая его до конца своих дней 1875.Во время поездки в Киев Костомаров посетил дом, в котором был арестован, встретил свою невесту и через 27 лет после обручения женился на ней, найдя верного помощника и друга. С юности Николай Иванович отличался слабым здоровьем. Особенно болели глаза, порой историк терял зрение. Лишь могучий дух поддерживал его удивительную работоспособность, умение радоваться и удивляться жизни,


стремление к путешествиям, к познанию нового. Весной 1885 г закончив последнюю часть Исторического значения южнорусского песенного творчества, подготовив материалы для монографии о Ломоносове и начав статью о Минихе, Костомаров слг. Преодолевая слабость, он попросил отнести себя в выставочный зал к картине И.Е. Репина Иван Грозный и сын его Иван. Не хотел умереть не взглянувши ещ раз11


Костомрова А.Л. Последние годы жизни Николая Ивановича Костомарова Киев. Старина. 1895. 4 с. 188 Пинчук Ю.А. Исторические взгляды Н.И.Костомарова Крит. Очерк. Киев, 1984, с.233 сказал Николай Иванович художнику. 7 апреля он скончался, оплаканный передовыми людьми


России и Украины. Ему были посвящены обширная литература причм ещ при жизни творчество учного рассматривалось не только в статьях, но и в книгах, выставки, юбилейные праздники на родине. Среди высоких отзывов о работах Костомарова, данных достойными уважения людьми его времени, можно выделить мнение Н.Г.Чернышевского историк при современном состоянии цензуры сказал вс возможное22 Шаблиовский Е.С. Чернышевский и Украина. Киев, 1978.


С. 188 Мазепа, М 1992, с.11. Заключение Оценивая научное наследие Н.И.Костомарова с сегодняшних позиций, мы сознам, что в нм имеется немало такого, что не может вызывать возражений, а кое-что и вовсе не выдержало испытания временем. Но определяющим в трудах учного является то, что и ныне представляет немалый интерес, без чего бы отечественная историческая наука была бы обедннной. Читая творения


Н.И.Костомарова более чем через столетие, мы должны добавить к этому и при современном состоянии источников. Именно возможность смелее развивать исторические взгляды и использовать неисследованные во времена Костомарова источники определяет сегодня особенности восприятия лиц и событий, о которых рассказывают публикуемые сочинения. Ибо Н.И. Костомаров не только обогатил нашу историографию в плане фактологическом и концептуальном, но и в значительной мере демократизировал историческое освещение прошлого.


Его работы, как ни одного другого историка его поколения стояли близко к народу, были наполнены его чаяниями. И в этом их исключительная ценность. Сам Н.И. Костомаров как учный и гражданин всей своей жизнью, своим поистине подвижническим отношением к избранному делу показал пример ответственности и честности, высоты духа и независимости поступков. Это вызвало глубокое уважение его современников и не может оставаться лишь достоянием истории.


Труды учного обращены не только к прошлому нашего Отечества, но и к его будущему к новым поколениям людей пытливых и любознательных, мыслящих и деятельных. Список использованных источников и литературы. I.Источники I.I. Исторические монографии и исследования. М 1989 I.II. Костомаров Н.И. Исторические произведения. Автобиография.


Киев,1989 II. Литература II.I. Вопросы истории, 1991, 1 II.II. Мазепа. М 1992 II.III. Пинчук Ю.А. Исторические взгляды Н.И. Костомарова. Киев,1984 III. Справочная литература. III.I. Большая советская энциклопедия. М 1964



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Internet Privacy 2 Essay Research Paper Today
Реферат Україна в процесах міжнародної трудової міграції
Реферат Где найти потенциального клиента?
Реферат Україна, як одна із засновниць ООН
Реферат Формы экономической интеграции стран Латинской Америки
Реферат Мисти посёлок
Реферат Україна в системі сучасних міжнародних відносин
Реферат Паронимы и словари паронимов в системе лексикографии
Реферат Имитационное моделирование экономической деятельности предприятия
Реферат Героизм и патриотизм советского народа в Великой отечественной войне
Реферат Литература - Фармакология (диприван (пропофол))
Реферат Организация производства и реализации картофеля в ООО Дмитриевский
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины Аннотация дисциплины история культуры и искусства
Реферат Витражи Тиффани - технология работ
Реферат Нормирование, планирование и учет издержек