План
ВВЕДЕНИЕ
ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАДЕЛЬСТВО ФРАНЦИИ
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Основы современной судебной системы Франции были заложены в1958 г. при установлении режима Пятой республики, когда правительство на основе переходных положений (ст. 91 конституции) провело ряд реформ в области судоустройства и судопроизводства. Французское правосудие основывается на нескольких принципах: коллегиальность (с некоторыми исключениями) — решение принимается несколькими судьями; профессионализм (за некоторыми исключениями, в частности, когда участвуют присяжные); независимость, которая обеспечивается рядом гарантий (несменяемость не распространяется на магистратов административной юстиции).
Закон 1977 г. установил принцип бесплатности правосудия: расходы при его осуществлении возлагаются на государство при рассмотрении гражданских и административных дел. Это правило не распространяется на уголовную юстицию: считается нормальным, что при ее осуществлении осужденное лицо несет расходы в отношении причиненного ущерба обществу и отдельным лицам. Еще один принцип — равенство перед правосудием и нейтральность судей, публичное рассмотрение дела (за некоторыми исключениями) и возможность двойного рассмотрения дела, т.е. в первой и апелляционной инстанциях, за некоторыми исключениями.
По общему правилу (за исключением судов присяжных) уголовные и гражданские суды находятся в одном судебном учреждении. Судебная система Франции многоступенчата, и ее можно разделить на две ветви — собственно судебную систему и систему административных судов.
В мире существуют две основные модели организации расследования преступлений: французская и англо-американская. Во Франции расследованием преступлений занимаются следственные суды, а также полиция и прокуратура в зависимости от тяжести преступного деяния. Согласно же англо-американской системе расследованием преступлений занимается исполнительная власть.
Очевидно, что в основе распределения юрисдикций между следственным судьей и прокурором, полицией лежит тщательно продуманная концепция, опирающаяся на теорию разделения властей. Судебная власть не выполняет обвинительных функций и не подотчетна прокурору, тогда как исполнительная власть осуществляет уголовное преследование, формулирует и поддерживает обвинение, не принимая окончательных решений по уголовному делу. Взаимодействуя, тип процессуальных функции оказываются разделенными уже на предварительном следствии, что и отличает состязательный уголовный процесс от инквизиционного. Вершина треугольника - следственный судья, его нижние угловые точки – обвинение и защита, равноправные стороны, полемика которых приводит в конечном счете к принятию законных и справедливых решений.
ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАДЕЛЬСТВО ФРАНЦИИ.
В основе действующего уголовно-процессуального законодательства Франции лежит УПК 1958 г. Он пришел на смену наполеоновскому УПК 1808 г., подготовленному и вступившему в силу одновременно с УК 1810г.— с 1 января 1811 г. (первоначально предполагалось издать единый нормативный акт по вопросам уголовного права и процесса, но затем проект был разделен на два самостоятельных кодекса). УПК 1808 г. сыграл важную роль в практическом претворении ряда важнейших положений Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Им была установлена смешанная форма уголовного процесса: розыскная, т.е. тайная, письменная процедура на стадиях досудебного прохождения дела (при соблюдении определенных прав обвиняемого) и состязательная процедура судебного разбирательства с присущими ей принципами устности и непосредственности. Как и УК 1810 г., наполеоновский УПК оказал существенное воздействие на законодательство многих стран различных континентов.
УПК 1958 г. сохранил смешанную форму уголовного процесса, однако значительно усилил гарантии соблюдения законности на досудебных стадиях и непосредственно в судопроизводстве (в частности, путем расширения возможностей судебного контроля за следствием и принесения обвиняемым жалоб на действия следственных органов и др.). В УПК 1958 г. подробно регулируются деятельность органов дознания и предварительного следствия (книга 1), порядок разбирательства уголовных дел о тяжких преступлениях, уголовных деликтах и проступках (книга 2), вопросы кассационного обжалования (книга 3) и особые виды производства, в частности по рассмотрению дел о преступлениях, совершенных во время судебного заседания (книга 4), и, наконец, исполнение приговоров по уголовным делам (книга 5).
В УПК 1958 г. включены положения о ряде правовых институтов, традиционно относимых к области уголовного права и пенитенциарии. Именно этот кодекс ввел во французское законодательство «отсрочку с испытанием» как новую форму условного осуждения, предусмотрел правила режима «полусвободы», определил порядок привлечения заключенных к труду и принципы его оплаты и др. Со времени издания в него не раз вносились изменения, наиболее важные из которых связаны с принятием в начале 1981 г. закона под названием «Безопасность и свобода», расширившего права полиции в борьбе с насильственными преступлениями (в 1983 г. большинство положений этого закона было отменено).
Одновременно с принятием нового УПК во Франции началась реформа судоустройства, окончившаяся после принятия нового Гражданского процессуального кодекса. Первым ее этапом стало издание Ордонанса об организации судебной системы 1958 г., а завершающим — принятие Кодекса судоустройства 1978 г., в котором подробно регулируются состав, компетенция и формы деятельности всех судебных инстанций, рассматривающих гражданские и уголовные дела, а также некоторых специализированных судебных учреждений.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ.
Система общих судов во Франции включает в себя Кассационный суд, апелляционные суды и суды, рассматривающие различные категории дел по первой инстанции.
Кассационный суд, возглавляющий систему общих судов, — одно из старейших государственных учреждений Франции. Он существовал еще при «старом режиме», предшествовавшем революции 1789 г., а свое нынешнее название получил в 1790 г. Кассационный суд находится в Париже и ныне, после реформы 1967 г., включает в себя шесть палат — пять по гражданским делам и одну по уголовным. В свою очередь «гражданские» палаты делятся на первую, вторую и третью палату по гражданским делам, палату по торговым и финансовым делам и палату по социальным вопросам (она рассматривает дела по социальному страхованию, трудовым соглашениям и др.). Согласно декретам 1982 — 1983 гг., Кассационный суд состоит из первого председателя, шести председателей палат, 84 членов суда (их принято именовать советниками), 36 советников-докладчиков различных категорий, а также генерального прокурора при Кассационном суде, первого генерального адвоката и 19 генеральных адвокатов (все они являются не представителями сторон, а помощниками генерального прокурора). Еще одна категория служащих Кассационного суда — аудиторы, которые вместе с советниками-докладчиками, имеющими совещательный голос и более высокий статус, участвуют в подготовке дел к слушанию (их функции определены декретом 1984 г.).
Постановления Кассационного суда выносятся либо одной из палат, либо смешанной палатой, составленной из представителей трех палат, либо, наконец, пленумом, в состав которого входят первый председатель суда, председатели и старейшины (дуайены) палат и по два других представителя от каждой палаты. Большинство дел рассматривается только в одной из палат. Постановление палаты выносится при участии в ее заседании не менее пяти членов Кассационного суда с решающим голосом, включенных в состав этой палаты. По некоторым вопросам, в частности относительно отклонения явно необоснованных жалоб либо жалоб на постановления обвинительной камеры апелляционного суда, решения могут приниматься коллегией из трех судей соответствующей палаты. Смешанные палаты созываются в случаях, когда в одной из палат голоса разделились поровну либо если дело содержит вопрос, касающийся компетенции нескольких палат или вызывающий противоречивые суждения. Пленум Кассационного суда собирается для разбирательства таких дел, которые содержат вопросы принципиального характера, а также при необходимости повторного разбирательства дела в Кассационном суде.
В компетенцию Кассационного суда входит рассмотрение кассационных жалоб на постановления нижестоящих судов, по которым, как правило, но не обязательно, исчерпаны возможности обжалования в обычном, апелляционном, порядке. При этом суд рассматривает лишь жалобы по вопросам права, а не факта — только на неправильное применение закона и на нарушение процессуальных норм. По уголовным делам Кассационный суд вправе пересматривать приговоры, вступившие в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам, но только в интересах осужденного, что исключает обжалование оправдательных приговоров кем-либо, кроме самого осужденного. Кассационный суд, отменяя решение или приговор нижестоящего суда, обычно направляет дело на новое рассмотрение в другой суд такого же уровня со своими рекомендациями. Однако если все фактические обстоятельства дела не вызывают сомнений, Кассационный суд вправе вынести свое собственное окончательное решение. Кассационный суд выносит постановления только по конкретным делам, однако они оказывают существенное влияние на судебную практику и обеспечивают единообразное применение законов в масштабе всей страны, поскольку служат ориентиром при разбирательстве судами аналогичных дел или в трактовке тех или иных правовых институтов. В этом смысле особое значение имеют постановления палаты по уголовным делам, нередко самостоятельно решающей многие важные вопросы уголовной политики.
Апелляционные суды во Франции ныне насчитывают: 30 апелляционных судов на континенте, юрисдикция которых распространяется на территорию нескольких департаментов (от двух до четырех), и пять апелляционных судов, действующих в заморских территориях Франции. Каждый апелляционный суд именуется по названию того города, где он расположен. Возглавляет работу суда его первый председатель. В апелляционных судах имеется, как правило, несколько палат по гражданским и по уголовным делам, а в некоторых выделены также палаты по торговым делам и по социальным вопросам. В Парижском апелляционном суде насчитывается 25 палат, в Лионском — семь, в некоторых апелляционных судах — по одной палате. Дела рассматриваются в коллегиях в составе не менее трех, а в некоторых случаях разбирательства гражданских дел — пяти судей.
Палаты по уголовным делам в составе председателя палаты и двух членов суда рассматривают апелляционные жалобы на постановления нижестоящих судов, вынесенные по делам об уголовных деликтах и проступках (приговоры суда присяжных по делам о тяжких преступлениях апелляционному обжалованию не подлежат). Рассмотрев апелляционную жалобу по уголовному делу, палата от имени апелляционного суда либо оставляет приговор в силе, либо отменяет его и, как правило, сама выносит новое решение (по существу, приговор) по делу. Лишь при необходимости палата направляет дело на новое рассмотрение по существу в нижестоящий суд. В составе каждого апелляционного суда имеется также одна или больше обвинительных камер, состоящих из председателя камеры и двух членов суда. Обвинительная камера выступает как орган контроля за предварительным следствием, в частности за предварительным заключением обвиняемого, а также как орган предания суду.
Палаты по гражданским делам рассматривают апелляционные жалобы на решения, вынесенные не только нижестоящими гражданскими судами общей юрисдикции, но и другими судебными органами (в частности, торговыми трибуналами).
Суды первой инстанции подразделяются применительно к разбирательству гражданских дел на трибуналы большого процесса и трибуналы малого процесса, а применительно к разбирательству уголовных дел — на суды присяжных, исправительные трибуналы и полицейские трибуналы. Термин «трибунал» в названиях французских судов, как гражданских, так и уголовных, указывает не на их чрезвычайный характер, а скорее на ограниченный, по сравнению с судами, объем их компетенции.
Трибуналы большого процесса (после реформы 1983 г. их насчитывается 181) имеются как минимум по одному в каждом из 96 департаментов Франции. В их состав входят председатели и различное число судей. В трибунале с числом судей свыше пяти образуются палаты во главе с вице-председателями трибунала. Дела рассматриваются, как правило, в коллегиях из не менее чем трех судей, и лишь по некоторым категориям дел допускается единоличное судейское разбирательство, да и то при условии согласия на это сторон. В компетенцию трибунала большого процесса входит разбирательство гражданских дел имущественного характера с суммой иска свыше 30 000 франков, а также значительного числа четко определенных категорий дел: споры о недвижимости, о браке и разводе, об усыновлении, о гражданстве и др. Если в округе трибунала большого процесса отсутствует торговый трибунал, то его функции выполняет трибунал большого процесса.
Трибуналы малого процесса (после реформы 1983 г. их насчитывается 470) были учреждены в 1958 г. взамен мировых судей, избиравшихся населением каждого кантона и существовавших во Франции с 1790 г. Они расположены в главных городах всех департаментов и всех округов, а также в некоторых крупных кантонах. В каждом трибунале малого процесса имеется либо один судья, либо достаточно большое их количество, но дела всегда слушаются судьями единолично. В компетенцию этого трибунала входит разбирательство определенных категорий дел, в том числе по искам имущественного характера на сумму до 30 000 франков (решения по делам с суммой иска до 13 000 франков не подлежат апелляционному обжалованию).
Суды присяжных, в исключительную компетенцию которых входит рассмотрение уголовных дел о тяжких преступлениях, заседают в Париже и в каждом департаменте и носят соответствующие названия. В состав каждого суда входят трое профессиональных судей во главе с председателем (членом апелляционного суда) и девять присяжных заседателей, призываемых к отправлению этих обязанностей по департаментскому списку избирателей путем жребия после отбора специальными комиссиями. Сессии суда присяжных проводятся ежеквартально, а при необходимости и чаще. С 1808 по 1942 гг. присяжные (их было 12) образовывали самостоятельную коллегию, где решался только вопрос о виновности. Ныне они принимают решение в совещательной комнате вместе с профессиональными судьями, но по всем вопросам, существенным для приговора, в том числе и о наказании. Решение суда присяжных принимается большинством голосов, однако неблагоприятное для обвиняемого решение, в том числе и отказ признать наличие смягчающих обстоятельств, принимается большинством не менее чем в 8 голосов из 12 участников голосования. В отличие от решений всех других судов первой инстанции приговор суда присяжных считается после его вынесения принятым в первой и последней инстанции и обжалованию в апелляционном порядке не подлежит, а оправдательный приговор не может быть обжалован обвинением и в кассационном порядке.
Исправительные трибуналы рассматривают по первой инстанции дела об уголовных деликтах (название «исправительный» связано с тем, что в ст.1 УК Франции наказания за уголовные деликты именуются исправительными). В качестве исправительного трибунала может выступать трибунал большого процесса, попеременно разбирающий то гражданские, то уголовные дела. В тех трибуналах большого процесса, где в связи со значительным объемом работы имеется много судей, образуется одна или несколько палат, специализирующихся на рассмотрении уголовных дел, т.е. постоянно выступающих в качестве исправительного трибунала. Дела в исправительных трибуналах рассматриваются коллегиями из трех судей. Некоторые категории уголовных дел, связанных с нарушением правил дорожного движения, охоты и рыболовства и др., могут рассматриваться единоличными судьями. В то же время в процессах, рассчитанных на длительное разбирательство, в состав коллегии могут быть назначены запасные судьи, полномочные заменить судью, выбывшего из процесса по болезни или по другим причинам. В некоторых трибуналах большого процесса в 1975 г. созданы коллегии судей, специализирующихся на разбирательстве особенно сложных дел об уголовных деликтах экономического и финансового характера.
Полицейские трибуналы рассматривают по первой инстанции дела о наименее значительных уголовных деяниях — проступках, за которые может быть назначен штраф на сумму до 10 000 франков либо же, в ограниченном числе случаев, арест на срок от одного дня до двух месяцев (название «полицейский» связано с тем, что в ст.1 УК Франции наказания за проступки именуются полицейскими наказаниями). Дела в них рассматриваются единоличными судьями трибунала малого процесса, нередко разбирающими попеременно то гражданские, то уголовные дела (в некоторых случаях создаются трибуналы малого процесса, специализирующиеся исключительно на разбирательстве уголовных дел, т.е. выступающие лишь в качестве полицейских трибуналов).
В систему общих судов в качестве специализированных подразделений входят учреждения юстиции по делам несовершеннолетних. Суд присяжных по делам несовершеннолетних рассматривает обвинения в тяжких преступлениях, предъявленные несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет. Он состоит из трех профессиональных судей и девяти присяжных. Дела об уголовных деликтах и о наиболее серьезных проступках несовершеннолетних в возрасте от 13 до 18 лет, а также тяжких преступлениях подростков 13 — 15 лет рассматриваются трибуналами по делам несовершеннолетних, создаваемыми в округах трибуналов большого процесса. Эти трибуналы состоят из судьи по делам несовершеннолетних и двух заседателей (асессоров), назначаемых министром юстиции из лиц, проявивших интерес к проблемам воспитания молодежи. Судьей по делам несовершеннолетних назначается на три года один из судей трибунала большого процесса. Он может рассматривать и единолично дела об уголовных деликтах и проступках несовершеннолетних, но в этом случае он вправе применять к ним лишь меры воспитательного и надзорного характера. Решения судьи и трибунала по делам несовершеннолетних могут быть обжалованы в специальную палату апелляционного суда.
Отличительная особенность французской системы уголовной юстиции — наличие в ней фигуры судьи по исполнению наказаний, который, согласно полномочиям, предоставленным ему УПК 1958 г. и последующими законами, вправе активно вмешиваться в процесс отбывания наказания осужденными, в том числе и к лишению свободы. Он организует надзор за осужденными, получившими «отсрочку с испытанием», решает вопрос об изменении режима содержания осужденных к лишению свободы, о предоставлении им отпусков, ходатайствует об их условном досрочном освобождении и т.д. Обязанности судьи по исполнению наказаний на трехлетний срок возлагаются на одного из судей трибунала большого процесса.
К системе общих судов, прежде всего на уровне трибунала малого процесса, примыкает ряд судебных учреждений, специализирующихся на разбирательстве определенных категорий дел. К их числу относятся торговые трибуналы, советы прюдомов, комиссии по социальному страхованию, паритетные трибуналы по земельной аренде, трибуналы по морской торговле и др. Из них наибольшее значение имеют торговые трибуналы и советы прюдомов.
Торговые трибуналы (их насчитывается 227) состоят из трех судей-консулов, как их принято именовать. Они избираются на два-три года по весьма сложной системе из лиц, занимающихся коммерческой деятельностью либо представляющих промышленные или торговые компании. Торговые трибуналы имеются в большинстве относительно крупных городов Франции. Они рассматривают споры, возникающие между участниками любых торговых сделок, между членами товариществ, споры по обязательствам коммерсантов, предпринимателей и банкиров, дела, связанные с ликвидацией предприятий, и др.
Советы прюдомов (т.е. безукоризненно честных людей) призваны примирять или разрешать конфликты, связанные с заключением, исполнением и расторжением индивидуальных трудовых договоров. Советы прюдомов имеются как минимум по одному в каждом департаменте (всего их насчитывается 282). Они состоят из советников —представителей предпринимателей и работников, избираемых по весьма сложной системе. Советы прюдомов рассматривают дела в коллегиях из двух или четырех представителей каждой из сторон под председательством судьи трибунала малого процесса. В 1985 г. учрежден Высший совет прюдомов — консультативный орган при министре юстиции и министре труда.
Военные суды — исправительный трибунал и суд присяжных — рассматривают дела в соответствии с Кодексом военной юстиции. В военное время, а также во время осадного или чрезвычайного положения действуют территориальные трибуналы вооруженных сил и высший трибунал вооруженных сил.
Совершенно особое место, вне системы общих судов, занимает Высокий суд правосудия, который избирается обеими палатами парламента в равном количестве из их членов (по 12 судей и по 6 их заместителей). В соответствии с Конституцией 1958 г. Высокий суд правосудия создается для рассмотрения уголовных дел по обвинению президента страны в государственной измене, а также министров в совершении тяжких преступлений и уголовных деликтов при исполнении служебных обязанностей. Расследование этих обвинений и предание обвиняемых Высокому суду правосудия осуществляется только по решению обеих палат парламента. В период с 1963 по 1981 гг. в качестве чрезвычайного органа существовал Суд государственной безопасности, который рассматривал дела обо всех преступлениях против внутренней и внешней безопасности государства. Ныне эти дела переданы в компетенцию общих судов.
Независимо от системы общих судов, возглавляемой Кассационным судом, существует самостоятельная система органов административной юстиции. В них рассматриваются жалобы на действия и акты органов государственного управления, затрагивающие права и интересы частных лиц. Возглавляет систему административной юстиции Государственный совет, который одновременно является органом государственного управления — консультативным учреждением при правительстве. В составе Государственного совета имеется секция по рассмотрению споров (в ней около 30 членов Государственного совета), в свою очередь состоящая из девяти подсекций. В них от имени Государственного совета рассматриваются кассационные и апелляционные жалобы на решения нижестоящих органов административной юстиции. Секция Государственного совета рассматривает по первой инстанции жалобы на президентские и правительственные декреты, на акты, изданные министрами либо исходящие от организаций общенационального значения, в том числе профсоюзов, и др.
Основную массу жалоб на действия и акты органов управления и должностных лиц по первой инстанции рассматривают административные трибуналы (их насчитывается 25), округа которых охватывают территории нескольких департаментов (от двух до семи). Административный трибунал состоит из председателя и трех-четырех членов. В 1987 г. было создано пять административных апелляционных судов (с большими округами, разделившими всю территорию страны) в качестве промежуточной инстанции, куда отныне по ступают апелляционные жалобы на решения административных трибуналов. за исключением некоторых категорий дел, по-прежнему обжалуемых не посредственно в Государственный совет. На решения административных апелляционных судов могут быть поданы кассационные жалобы в Государственный совет.
Судьи системы общих судов назначаются на свои должности декретом президента Республики; должностные лица Кассационного суда и первые председатели апелляционных судов на основании рекомендации Высшего совета магистратуры, остальные судьи — по представлению министра юстиции с положительным заключением Высшего совета магистратуры. Судьи административных трибуналов назначаются правительственными декретами по представлению министра внутренних дел, согласованному с министром юстиции. Как правило, судьи общей компетенции назначаются после конкурсного отбора и окончания Национальной школы магистратуры, для поступления в которую необходимо иметь высшее юридическое образование. Судьи административных судов назначаются из числа выпускников Национальной административной школы. Для назначения в состав Кассационного суда установлены повышенные требования (опыт судейской работы на достаточно высокой должности или работа в качестве профессора университета и др.). Конституция (ст.64) провозглашает принцип несменяемости судей общей компетенции. Судью может сместить лишь Высший совет магистратуры в связи с совершением серьезного проступка или тяжелым заболеванием. Судья не может быть перемещен со своей должности без его согласия, даже если речь идет о продвижении по службе. Судьи уходят в отставку со своих постов по достижении ими 65 лет, а судьи Кассационного суда и его первый председатель, согласно правилам, установленным в 1988 г., соответственно в возрасте 66 и 68 лет.
Высший совет магистратуры, согласно ст.65 Конституции, возглавляется президентом Республики и в качестве его заместителя министром юстиции. В состав его входят, кроме того, девять членов, назначаемых на четыре года президентом Республики из числа судей (в том числе трех членов Кассационного суда) и других государственных служащих. Высший совет магистратуры, помимо участия в назначении судей, рассматривает дела об их дисциплинарных проступках, но уже в отсутствие президента Республики и министра юстиции.
Расследование большинства преступлений осуществляется судебной полицией, офицеры которой имеют право на проведение самостоятельного предварительного дознания, а агенты и иные должностные лица — на проведение лишь отдельных процессуальных действий. Особенно велики полномочия офицеров судебной полиции при проведении расследования в отношении так называемых явных преступлений непосредственно вслед за их совершением. Предварительное следствие, осуществляемое обычно после полицейского дознания, проводится следственным судьей. Оно обязательно по делам о тяжких преступлениях, может быть проведено по делам об уголовных деликтах и лишь в исключительных случаях проводится по делам о проступках. Следственные судьи назначаются на свои должности на три года из числа судей трибунала большого процесса. В период осуществления своих функций они остаются в составе судей трибунала большого процесса и вправе даже участвовать в рассмотрении судебных дел, кроме тех, что были расследованы ими самими.
Уголовное преследование в суде, как правило, осуществляется прокуратурой, которая пользуется весьма широкими правами по своему усмотрению отказаться от передачи дела в суд. В полицейских трибуналах обвинение в проступках, за которые не может быть назначено более 10 дней ареста, поддерживают полицейские комиссары.
Прокуратура во Франции представляет собой централизованную систему органов, находящуюся под руководством министра юстиции. При каждом апелляционном суде имеется генеральный прокурор со своими помощниками, главный из которых носит звание генерального адвоката. Генеральный прокурор находится в непосредственном подчинении министра юстиции и, в свою очередь, вправе давать указания всем должностным лицам прокуратуры в районе компетенции апелляционного суда. Под его надзором находятся и все должностные лица судебной полиции. Генеральный прокурор лично или через своих заместителей поддерживает обвинение в апелляционном суде и в суде присяжных, учрежденном в месте нахождения апелляционного суда. Республиканские прокуроры (так во Франции называются прокуроры низшей инстанции, но обладающие широкими полномочиями) находятся при исправительных трибуналах и осуществляют уголовное преследование по всем уголовным делам в районе действия этого трибунала. Они лично или через своих заместителей поддерживают обвинение в большинстве судов присяжных, в исправительных трибуналах, а также, при необходимости; в полицейских трибуналах. Представители прокуратуры официально участвуют также в гражданском процессе в судах любой инстанции, когда этого требуют «интересы общества».
Генеральный прокурор при Кассационном суде со своим аппаратом занимает особое место в системе органов прокуратуры, поскольку его функции ограничены выступлениями в этом суде.
Должностные лица прокуратуры весьма близки к судейскому корпусу (те и другие именуются магистратами), так как они получают одинаковую подготовку и в ходе своей карьеры нередко переходят из прокуроров в судьи и обратно.
Защищать обвиняемого в уголовном процессе и представлять интересы сторон в гражданском и административном процессах могут адвокаты. До 1971 г. во Франции различались юридические профессии адвоката, поверенного при трибунале большого процесса и поверенного при торговом трибунале. Ныне они слиты в единую, так называемую новую профессию адвоката. При каждом трибунале большого процесса имеются коллегии адвокатов, возглавляемые советом и старейшиной. Для того чтобы быть принятым в коллегию адвокатов и тем самым получить право выступать во французских судах, необходимо иметь высшее юридическое образование, сдать экзамены для поступления в один из центров профессиональной подготовки, пройти там годичный курс обучения и получить сертификат о профессиональной пригодности. Адвокаты могут заниматься индивидуальной практикой либо создавать совместные адвокатские конторы. Правом выступления в Кассационном суде и Государственном совете обладают только адвокаты, принятые в состав коллегии (из шестидесяти адвокатов) при Кассационном суде.
Заключение.
И в заключении хотелось бы обратить внимание на положительный опыт Франции, которая реформировала уголовно-процессуальное законодательство в 1993 г. и ввела самостоятельный институт судебного контроля за предварительным расследованием.
Судебный контроль во Франции осуществляется следственным судьей и обвинительной камерой.
Этот вид контроля действует на всех досудебных стадиях уголовного процесса: дознании и предварительном расследовании.
В уголовном процессе Франции следственный судья является единственным следственным органом первой инстанции.
Независимое процессуальное положение позволяет следственному судье контролировать деятельность органов дознания по соблюдению законности и обоснованности принимаемых решений по любым уголовным делам.
Следственным органом второй инстанции выступает обвинительная камера. Она имеется в составе каждого апелляционного суда и наделена широкими полномочиями: надзор за законностью деятельности следственного судьи, рассмотрение споров о подследственности, применение санкций к органам предварительного расследования первой инстанции и др.
Как известно, Франция, Германия, Япония, Италия и некоторые другие государства относятся к смешанной форме уголовного процесса. Характерным моментом смешанного уголовного процесса Франции является то обстоятельство, что в большинстве случаев по делам небольшой тяжести проводится лишь полицейское дознание, а по делам о тяжких преступлениях обязательно предварительное следствие.
Предварительное следствие всегда негласно, лишь оформляется письменно, но судебное разбирательство открытое и состязательное.
Реформа 1993 г. во Франции упрочила положение подозреваемого (обвиняемого) на предварительном следствии и дознании, расширила права и обязанности, придала больший статус институту адвокатуры.
В уголовном процессе Франции отсутствует такой процессуальный документ, как постановление о привлечении в качестве обвиняемого, а фигура обвиняемого появляется с момента первой явки лица, нарушившего закон, у следственного судьи (ст. 80 УПК Франции).
В уголовном процессе Франции, как и Украины, лицо привлекается в качестве обвиняемого и наделяется соответствующими правами, если по делу собраны достаточные доказательства совершения лицом преступления.
Франция, как и Украина, путем проб и ошибок пытается придать уголовно-процессуальным нормам демократический и более цивилизованный характер. Так, следственный судья самостоятельно принимает решение о прекращении дела, чтобы расширить пределы судебного контроля, во Франции был учрежден новый орган – “следственная палата” В ее функции входила, в частности, проверка законности и обоснованности уголовного преследования. Следственная палата вправе привлекать к ведению следствия дополнительных следственных судей – одного или нескольких.
Однако в уголовно-процессуальном законодательстве Франции “судебные палаты” так и не утвердились и на сегодняшний день следственный судья – единственный орган предварительного следствия первой инстанции.
Что касается Украины, то обновление уголовно-процессуальных институтов зависит от того, какое значение будет придано судебному контролю в стадии предварительного расследования уголовных дел.
По мнению некоторых специалистов, было бы целесообразно, чтобы судебный контроль в стадии предварительного расследования вошел в УПК Украины как самостоятельный институт уголовного процесса.
При этом следует отметить, что судебный контроль не может подменить собой прокурорский надзор или ведомственный контроль органов дознания и предварительного следствия.
Создание судебного контроля на ранних стадиях уголовного процесса и всемерное развитие принципа состязательности на досудебных стадиях – это реалии практики. Учитывая, что нарушение сроков расследования, необоснованные задержания и аресты не говоря уже о других действиях органов предварительного расследования, подрывают авторитет уголовного судопроизводства, институт судебного контроля должен быть самостоятельным и независимым органом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Уголовный процесс. Учебник. Издание пятое, переработ. и доп. / Под ред. К.Ф.Гуценко. М.: Зерцало, 2000г.
2. Гуценко К.Ф., Головко Л.В., Филимонов Б.А. Уголовный процесс западных государств / Под ред. К.Ф. Гуценко. М., Издательство “Зерцало”, 2001 г.
3. Аннерс Э. История европейского права. М., 1994 г.
4. Нешатаева Т.Н. Международный гражданский процесс. М., 2001 г.
5. Кейлин А.Д. Судоустройство и гражданский процесс капиталистических стран. М., 1990 г.
6. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996 г.
7. Судебная система Франции. ТАСИС, 2001 г.
8. Основные проблемы защиты личности в уголовном процессе зарубежных стран. А.Фоков//ПиЖ № 24, 1999 г.
9. Головко Л.B. Дознание и предварительное следствие в уголовном процессе Франции. - М.: Спарк, 1995 г.
10.