Реферат по предмету "Право"


Профессиональный и обыденный уровни правового сознания

Содержание:
Введение Основная часть. Правовое сознание: 1.Профессиональный и обыденный уровни правового сознания 1.1.Понятие, структура правосознания 1.2.Виды правосознания
1.3.Взаимосвязь права и правосознания 1.4.Правовое воспитание 2.Ценностные типы правового сознания. Правовой нигилизм: его источники и пути преодоления 2.1.Ценностные типы правового сознания 2.2.Нигилизм как общественное явление 2.3.Понятие и источники правового нигилизма 2.4.Пути преодоления правового нигилизма Заключение Список литературы






























Введение
Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере об­щественного и индивидуального сознания. Нормы права, норма­тивные акты, правоприменительные решения и другие юриди­ческие феномены могут рассматриваться как своеобразные тео­ретические и практические проекции культуры, для обозначения которых в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой ре­альности, в правоведении выступает категория правосознания[1]. Правосознание — это совокупность представлений и чувств, вы­ражающих отношение людей, социальных общностей к действую­щему или желаемому праву. Правосознание—одна из форм обще­ственного сознания. Как и иные формы общественного созна­ния: мораль, религия, искусство, наука, философия, — правосо­знание выступает специфическим способом духовного познания действительности. Правосознанию в духовной культуре присуща относительная самостоятельность. Правовые взгляды, идеи, тео­рии, чувства живут как бы обособленной жизнью, независимой от экономики, политики, государства и даже позитивного зако­нодательства. Изменения последнего задает, конечно, опреде­ленные параметры для развития правосознания, но никогда не способно кардинально «перестроить» и тем более устранить ис­ходного культурно-исторического смысла правосознания. Проблема правового нигилизма и правового идеализма в учеб­ной литературе по теории государства и права до сих пор не рас­сматривалась. В научном плане она также в должной мере пока не исследована. Между тем потребность в ее изучении давно на­зрела, так как названные социально-юридические феномены широко распространились в практической жизни, сознании людей, политике, культуре, законотворчестве, государственной и общественной деятельности, среди юристов. Студентам необхо­димо иметь хотя бы общее представление о сути этих аномалий, их деструктивной роли, причинах, формах проявления, путях устранения. Современное российское общество характеризуется множест­вом различных противоречий, среди которых наблюдается и такое, как причудливое переплетение, с одной стороны, тоталь­ного правового нигилизма, а с другой, — наивного правового идеализма. Как ни странно, оба эти явления, казалось бы разно-векторные и несовместимые, мирно уживаются и образуют вмес­те общую безрадостную картину юридического бескультурья. В первом случае законы откровенно игнорируются, наруша­ются, не исполняются, их не ценят, не уважают; во втором, на­против, им придается значение некой чудодейственной силы, способной одним махом разрешить все наболевшие проблемы. Массовое сознание требует принятия все новых и новых законов чуть ли не по каждому вопросу. Указанные крайности — следст­вие многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима.


1.Профессиональный и обыденный уровни правового сознания

1.1.Понятие, структура правосознания Правосознание — весьма независимое, целостное и как бы даже «рядоположенное» праву явление, требующее изуче­ния в качестве особого объекта правовой теории, через которое теория права «выходит» на такие сокровенные вопросы, как сущ­ность права, его генезис, культурная специфика юридического регулирования в рамках той или иной цивилизации, деформации правового поведения, источники и причины преступности и иной социальной патологии и т.д. Правосознание наиболее полно и разносторонне отражает идеальную, духовную сущность права как элемента культуры, своеобразной архетипической инварианты жизненного уклада данного народа. Замечено, что в разных типах цивилизации, раз­личных культурно-исторических сообществах существуют весь­ма неоднозначные представления о нормах поведения, о долж­ном, о способах регулирования тех или иных ситуаций и т.д. Речь идет об этноправовых закономерностях социального ре­гулирования, выявить которые можно, только рассматривая пра­восознание как феномен, «подчиняющийся» определенной внут­ренней логике своего развития, которая детерминируется не при­казами государственной власти и экономическими решениями, а прежде всего накопленным культурой духовным, мыслительным потенциалом мирового и национального права. Правосознание имеет сложную содержательную морфоло­гию. В науке выработано понятие структуры правосознания. Структурно правосознание складывается из двух основных эле­ментов:правовой психологии и правовой идеологии. Правовая психология соответствует эмпирическому, обыден­ному уровню общественного сознания, формирующемуся в ре­зультате повседневной человеческой практики как отдельных людей, так и социальных групп. Содержанием правовой пси­хологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реали­зации. Правовая психология — своего рода стихийный, «несис­тематизированный» слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государство, право, законода­тельство, другие юридические феномены. Радость или огорчение по поводу принятия нового или отме­ны старого закона, чувство удовлетворения или недовольства практикой применения юридических норм, действий правоохра­нительных органов, нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям юридических запретов — все это правовые чувства (эмоции) и в совокупности они образуют в общественном созна­нии сферу правовой психологии. Не следует думать, что правовая психология как отражение обыденного уровня жизни играет второстепенную роль в струк­туре правосознания. Отнюдь нет. Правовая психология — наибо­лее «распространенная» форма осознания права, присущая в той или иной степени всем общественным отношениям, возникшим с участием юридического элемента.
Именно в среде психологических реакций право осуществляете ведущие определения своей социальной сущности — гуманизм, справедливость, формальное равенство субъектов и т.д. Эти характеристики права выражают человеческие чувства и оценки: от их адекватности законодательству, психологическому настрою людей во многом зависит эффективность действующих актов, всей правореализационной практики.
Более того, правовая психология — наиболее глубинная, «скрытая» от непосредственного восприятия и понимания сфера правового отражения, которая дает подчас такие типы индивиду­альных и массовых реакций на право, законодательство, которые способны кардинально определить успех или неудачу тех или иных законодательных программ. Невосприятие в психологии населения тех или иных запретов как реально упречных, а дозво­лений — как социально оправданных ведет, как правило, к серьезным проблемам в реализации нового законодательства, порождает многочисленные трудности в деятельности право­охранительных органов. Игнорирование юридической психоло­гии населения в правовой политике государства не раз оборачи­валось провалом тех или иных государственных мероприятий, с точки зрения своих социальных целей часто общественно полез­ных (борьба с самогоноварением, с отдельными противоправны­ми традициям и обычаями и т.д.). Кроме этого, юридическая психология, будучи сама по себе сложносодержательным, объективно-регуляторным явлением, включает значительную область бессознательного — целый мир психических явлений и процессов, обусловленных фактами действительности, во влиянии которых субъект не отда­ет себе отчета. Сфера бессознательного активно вовлечена в ге­незис правовых представлений, участвует в формировании как правового (стереотипы, привычки, автоматизмы и т.д.), так и противоправного поведения. Бессознательное как явление правовой психологии находит выражение в таких формах познания действительности, как ин­туиция, психологический аффект (при совершении тех или иных противоправных поступков), привычные действия, социальное возбуждение (паника), а также в стремлениях, действиях и уста­новках, причины которых не осознаются человеком. Таким образом, правовая психология — принципиально зна­чимая для правового регулирования сфера общественного сознания, на изучение которой направлены усилия как теоретиков права, так и специалистов отраслевых юридических наук[2]. Кроме правовой психологии в структуру правосознания вклю­чается правовая идеология, которая, в отличие от психологичес­кого восприятия окружающего мира, соответствует уровню науч­но-теоретического отражения и освоения действительности. Правовая идеология — это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизирован­ном виде отражают и оценивают правовую реальность. По сравнению с правовой психологией, первичной «субстан­цией» которой выступают психологические переживания людей, идеология характеризуется целенаправленным, как правило, на­учным либо философским осмыслением права как целостного социального института, не в отдельных его проявлениях (напри­мер, в виде тех или иных норм, судебных решений и т.д.), а в качестве самостоятельного элемента общества (общественно-экономической формации, культуры, цивилизации). В сфере идеологии и через идеологию находят отражение по­требности и интересы прежде всего социальных групп, классов, народов, государства, мирового сообщества в целом. Конечно, элемент индивидуального, личностного присутствует и в идеоло­гическом отражении правовой действительности: та или иная идеологическая доктрина создается и формулируется, как прави­ло, отдельными людьми —учеными, философами, общественно-политическими деятелями, а далее становится достоянием мно­гих также конкретных людей, которые достигают в своем созна­нии системного целостного отражения государства и права. Однако правовая идеология значительно превосходит право­вую психологию по степени и характеру познания права. Если правовая психология фиксирует во многом внешний, часто по­верхностно-чувственный аспект, срез правовых явлений, вполне умещающийся в повседневный человеческий опыт, то правовая идеология стремится к выявлению сущности, социального смыс­ла, природы права, пытается, как правило, представить его в виде законченной культурно-исторической философии и догмы. Примерами правовой идеологии как способа правового осо­знания действительности могут служить гегелевская философия права, естественно-правовая, позитивистская, марксистская доктрина государства и права, многие современные концепции правопознания. Кроме этого, сфера наибольшего «применения» правовой идеологии — не индивидуальные и стихийно-массовые отношения людей, что характерно для правовой психологии, а нацеленность на выражение интересов, потребностей достаточ­но оформленных, институционализированных социальных со­обществ: классов, политических партий, общественных движе­ний, государства, межгосударственных объединений. Так, те или иные политические организации, участвующие в современных властеотношениях, создаются, как правило, на ос­нове какой-либо политико-правовой идеологии — консерватив­ной, либеральной, марксистской, христианской и т.д. В этом слу­чае правовая идеология выполняет свое основное предназначе­ние: она служит своеобразным социальным планом-программой деятельности организованных в партию, движение, в целом по­литическую систему людей, позволяет им поступать осознанно и целесообразно для достижения определенных социальных и пра­вовых идеалов. Примером конкретной, весьма сложной, противоречивой де­ятельности целого сообщества людей может служить постепен­ный процесс формирования в России правового государства, ко­торое должно соответствовать как общечеловеческим, так и на­циональным представлениям о демократии, обеспечении прав че­ловека, гуманном и справедливом правопорядке. В данном случае доктрина правового государства служит идеологической основой для развития российской государственности. Наличие демократической и социально-, культурно-, истори­чески обоснованной государственно-правовой идеологии явля­ется жизненно важным условием деятельности любого общества. Так, одним из фундаментальных выводов уже десятилетнего пе­риода реформ в России является то, что страна не может жить без ясной и осмысленной национальной государственно-правовой идеологии. Шестьдесят девять лет диктата одной — коммунисти­ческой — идеологии породили на этапе «перестройки» нигилис­тическое отношение к идеологии вообще, создали иллюзию по­лезности деидеологизации общества, политики, права. Однако существует неписаный закон: сознание, в том числе и правовое, не терпит пустоты — какая-то, часто далеко не лучшая, система взглядов его всегда заполнит. В результате механической деидеологизации возникло опаснейшее, даже в сравнении с пос­ледствиями экономческого кризиса, положение: усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охва­тывает все новые и новые слои населения. В нашем «деидеологизированном» сознании усиливается тенденция к социальному примитивизму, массовым аберрациям, утрате и до того слабых иммунитетов от харизматического, националистического популизма.
На такой зыбкой духовной почве правовое государство и проч­ный правопорядок невозможны. Поэтому сейчас нарастает об­щественная потребность в новой, демократической государст­венно-правовой идеологии для России, которая не будет иметь ничего общего с диктатом, навязыванием и установлением в ка­честве государственной и единственно верной. Принципы и ме­ханизмы воспроизводства такой идеологии в общественном со­знании должны быть отличны от прошлого[3].
Как отмечается в современной отечественной литературе, действительный выбор для будущего России сейчас заключается не в том, жить ли с идеологией или без нее, ибо какая-то идеоло­гия будет в любом случае, а в том, какая идеология наиболее аде­кватна России, ее сущности, духу, перспективам развития. Без политико-правовой идеологии немыслимо современное цивилизованное общество. Примерами высокоидеологичных документов могут служить Конституция США, КонституцияФРГ, французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., которые выступают идеологическим фундаментом демократий и правовых систем западных стран. Для России в переходный период правовая идеология приоб­ретает особую значимость. Национальная правовая идеология позволяет человеку, классам, партиям так или иначе ориентиро­ваться в новой политической обстановке. Никакая, даже самая детальная, пропаганда действующего законодательства этого дать не может. В отличие от конкретных и утилитарных про­грамм, лозунгов, планов и обещаний правовая идеология ориен­тируется на долговременные процессы, нормы поведения, в силу чего она способна соединять поколения, концентрировать смысл их деятельности (в частности, молодежи) на социальные, созида­тельные цели. Правовая идеология есть такой синтез правовых знаний, в целом правовой культуры, который в концептуальном виде до­ступен не только специалистам, но и широким слоям населения, конкретно каждому человеку, пропагандируя смысл жизни, ра­боты, ориентируя их в сложном и противоречивом мире. В конечном счете национальная правовая доктрина — показа­тель высоты правового сознания общества, она характеризует важнейшие культурно-правовые ценности, которые служат свое­го рода «пропуском» в семью цивилизованных народов мира, по­зволяя занять подобающее России, ее нравственному и истори­ческому потенциалу место. Какая же правовая идеология актуальна для современной Рос­сии? Теория отечественного права в последние семь десятилетий строилась на марксистской доктрине и классовом подходе. Надо сказать, что марксистская методология государства и права и сей­час сохраняет и будет сохранять в будущем научную ценность как почтенная и классическая теория, определившая многие процес­сы не только в России, но и в мире в XX в. Однако сегодня Россия находится в кардинально новой социально-экономической, ду­ховно-нравственной и геополитической ситуации, которая тре­бует нового осмысления исходных начал нашего правового укла­да, в том числе на уровне его идеологического и культурологичес­кого обоснования. Можно назвать самые примерные общие параметры будущей целостной и систематизированной концепции правового разви­тия России. 1. Отечественная правовая идеология не должна строиться на идее социального и политического раскола, противопоставления одной социальной группы — другой. Наоборот, теория должна стремиться к максимальному духовному объединению страны, достижению ею состояния нравственной и духовной соборности, необходимой степени политической консолидации. Страна уже достаточно пережила войн, революций, контрреволюций, раско­лов и реформаций и теперь нуждается в собирании своих интел­лектуальных и материальных сил для трудной восстановительной и созидательной работы. Право должно в максимальной степени способствовать реализации этой задачи. 2. Правовая идеология должна быть достаточно открытой для учета и восприятия исторического опыта, какой бы идеологичес­кой принадлежности он ни был. Правовая идеология должна вби­рать все конструктивное и полезное для России из теории и прак­тики прошлого и настоящего. 3. Не принцип «суверенизации» личности по отношению к обществу и государству в его индивидуалистическом варианте; не огосударствление человека и подавление его самостоятельности и инициативы: все эти крайности не могут служить методологи­ческими основами правовой идеологии в России. Индивидуаль­ность возможна .только через социальность. Необходимо рацио­нальное сочетание интересов личности и общества, а не домини­рование одного над другим. Полноценное развитие личности, обеспечение гармонии прав и обязанностей реализуются через интеграцию человека в общество, его культуру. 4. Правовая идеология должна опираться на принцип укреп­ления и защиты Российского государства, которое должно быть демократическим, федеративным, обслуживающим общество, а не стоящим над ним, сильным и эффективным. Надо ясно пред­ставлять, что отказ от административно-командных методов в условиях правовой государственности совершенно немыслим и влечет лишь массовый произвол, разрушение правопорядка. Без грамотных и компетентных администраторов, без эффективной исполнительной власти с армией, с оснащенными правоохрани­тельными органами и органами, защищающими внешнюю без­опасность, ни одно правовое государство мира не может сущест­вовать. Государственное управление без угрозы применения на­силия или применения насилия в случай угрозы национальной безопасности страны не может сохраниться. Таким образом, правовая психология и правовая идеология как структурные компоненты правового сознания общества каж­дая своими средствами служат осуществлению функций правосо­знания в правовом регулировании и в целом правовой культуре общества. Какие же это функции? Согласно устоявшемуся мне­нию юридической науки, основные функции правосознания, т.е. направления воздействия этого явления на общественные отно­шения, —познавательная, оценочная, регулятивная. Познавательная функция правосознания заключатся в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит, по существу, познание жизни — социальной или даже естествен­ной, природной. Задачи такого познания (на уровне обыденной практики) состоят не в выявлении и изучении общих закономер­ностей и связанных с ними научных истин, а в установлении относящихся к правовой реальности событий, действий, состоя­ний, признаков и т.д. Субъектом такого познания являются как законодатели, так и граждане: каждый из них использует пред­ставления о сущем и должном праве для выполнения своих задач в правовом регулировании. Оценочная функция правосознания состоит в том, что с помо­щью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым. Правовая оценка — это деятельность субъектов права как граждан, так и правоприменителей по установлению (отождествлению) различных жизнен­ных обстоятельств и их социальной и правовой квалификации с точки зрения своих представлений о праве, законности, должном поведении. Для того чтобы идентифицировать (оценить) то или иное поведение с позиций права, необходимо иметь достаточный уровень правового сознания.
Регулятивная функция правосознания реализуется через систе­му мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок, кото­рые выступают специфическими регуляторами поведения и имеют особые механизмы формирования. Так, информация о юридических нормах порождает у субъектов права комплекс пси­хологических реакций: чувств, эмоций, переживаний, с которы­ми связано возникновение определенной побуждающей или тор­мозящей мотивации поведения. В этом случае правосознание (в форме правовой психологии) выступает как мотив конкретного вида поведения.
Через правосознание происходит усвоение и определенных ценностных ориентацией субъектов в обществе, когда, в частнос­ти, та или иная конкретная личность, социальная доктрина ста­новится основой устойчивой моральной позиции человека в жизни, особым стимулом к правомерному поведению. В этом смысле правосознание, как социальный регулятор, выступает мощным средством социально-юридического контроля за пове­дением. Особую значимость в реализации регулятивной функции пра­восознания имеет правовая установка[4] — готовность, предраспо­ложенность субъекта к правомерному или противоправному по­ведению, складывающаяся под влиянием ряда социальных и пси­хофизиологических факторов. Правовая установка сообщает ус­тойчивый, постоянный, целенаправленный характер той или иной деятельности, выступая своего рода стабилизатором в ме­няющейся социальной среде. Положительная правовая установ­ка позволяет упорядочивать процесс правового воздействия, ос­вобождая субъекта от необходимости каждый раз заново прини­мать решения в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях.

1.2.Виды правосознания
В теории правоведения различаются следующие виды право­сознания. Обыденное правосознание — массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувст­ва возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта. Профессиональное правосознание — понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. Эта разновидность правосозна­ния играет наиболее существенную роль в реализации юридичес­ких норм, и от ее демократической и гуманистической адекват­ности зависит стиль и дух правовой практики. К сожалению, профессиональному сознанию юристов свойственны и искаже­ния, и деформации («обвинительный» или «оправдательный» уклон, бюрократизм, равнодушное отношение к человеческой беде и т.д.). Понятия, идеи, убеждения юристов формируются на основе прежде всего юридической практики и во многом под влиянием юридической науки (идеологии), которая, в свою очередь, выде­ляет профессиональное сознание юристов в предмет специаль­ного анализа[5]. Научное правосознание — идеи, концепции, взгляды, выра­жающие систематизированное, теоретическое освоение права. В современных обществах научному правосознанию принадлежит приоритетная роль в указании путей развития права, законода­тельства, политико-конституционных отношений. Носителями и генераторами этого вида отражения правовых явлений высту­пают ученые-правоведы, работающие, как правило, в специали­зированных НИИ юридического профиля (Институт государства и права Российской академии наук, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ), госу­дарственных и общественных фондах, центрах (Исследователь­ский центр частного права в Москве) и разветвленной вузовской системе — как общегражданской, так и ведомственной (Саратов­ская государственная академия права, Уральская юридическая академия, Академия МВД РФ и другие вузы).

1.3.Взаимосвязь права и правосознания
Правосознание — неизбежный спутник права. Существова­ние права нераздельно с реализацией воли и сознания людей. Требования и нормы общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических прав и обязанностей субъектов до тех пор, пока они не «пройдут» через сознание человека. С другой стороны, реализация права, по сути дела, есть процесс интегра­ции норм в правосознание народа, конкретных социальных групп. Связь права и правосознания носит характер взаимодействия, т.е. такого соотношения, в котором между этими явлениями воз­никает встречная зависимость. С одной стороны, развитие и состояние правосознания во многом обусловлено законодательством. Будучи мощным сред­ством нравственного и интеллектуального воздействия,, право «в текстах» активно способствует развитию тех или иных правовых представлений и чувств. С другой — право и законодательство как позитивные феномены государственного правопорядка на­ходятся в не менее сильном и мощном «силовом поле» сложив­шегося уровня и характера правосознания общества, ограничены этим правосознанием, испытывают зависимость от него в про­цессе как правотворчества, так и правореализации. Роль правосознания в правотворческой деятельности заключа­ется прежде всего в том, что сознание в форме правовой идеоло­гии выступает ведущей детерминантой современного правообразования. Формирование права через специально разработанную правотворческую процедуру предполагает четко выраженные стадии подготовки законопроектов, среди которых принципи­ально важное значение имеют такие, как предварительное изуче­ние мнения граждан и правоприменителей о необходимости и характере регулирования данного вопроса, сферы общественных отношений; разработка концепции будущего нормативного акта, которая в систематизированном виде определяет цели, задачи, средства, способы и возможные результаты правового регулиро­вания. Понятно, что на этих стадиях правосознание играет ведущую роль — как в виде психологических ожиданий и стремлений людей в сфере права, так и в форме исповедуемых законодателем философских, социально-экономических и политических прин­ципов и представлений о должном упорядочении той или иной сферы общественных отношений. Таким образом, правосозна­ние дает единственно возможный для генезиса права «строитель­ный материал» в виде помыслов, чувств, представлений различ­ных субъектов законотворческого процесса — физических и юридических лиц — всей духовной культуры общества. Государство, формулируя юридические нормы, в первую очередь должно опираться на правосознание и правовую культуру народа, дифференцировать и стимулировать лучшие их образцы, стремиться не к абстрактно-оторванному от жизни и духа страны «творчеству» закона, а объективированию в действующем праве уже интегрированных в общественное сознание эталонов и регу­ляторов поведения. В последние годы в связи с процессом демократизации в Рос­сии, созданием представительных органов государственной власти, обладающих реальными полномочиями в сфере право­творчества, роль общественного мнения по вопросам юридичес­кой политики заметно возросла. Законодатель — депутатский корпус, избираемый свободными демократическими выборами на альтернативной основе, в своей деятельности стремится опе­реться на действительные интересы и потребности различных социальных групп, мнение которых выступает побудительными мотивами при подготовке тех или иных законопроектов. Сущест­венно возросло значение юридической науки в работе правообра-зовательного механизма, что накладывает на отечественную пра­вовую теорию, в целом научное правосознание большую ответст­венность за обоснованность и качество своих рекомендаций.
Не менее значима роль правосознания в нормальном функци­онировании правореализационной деятельности. Статус правосо­знания в этой сфере определяется двумя направлениями. 1. Правосознание образует необходимый психологический и идеологический контекст для добровольного соблюдения субъ­ектами юридических норм. Развитое чувство права и законности, интегрированности в действующий правопорядок и правовую культуру является ведущей гарантией массового соблюдения тре­бований правовых предписаний.
2. Правосознание выполняет важные функции в процессе применения правовых норм должностными лицами. Трудно представить случай применения юридической нормы вне кон­текста правосознания судьи, прокурора, следователя и др. Долж­ностные лица обязаны понять, уяснить, разобраться в смысле права, его требований и дозволений. Без развитого правосозна­ния сделать это невозможно. На основе правосознания делается оценка доказательств по делу. Так, статья 71 УПК РСФСР пре­дусматривает, что суд оценивает доказательства по своему внут­реннему убеждению. Роль правосознания возрастает при вынесении решения по делу. Так, при назначении наказания, в целом определении меры уголовной ответственности суд, руководствуясь законом и своим правосознанием, учитывает характер и степень общественной опасности деяния и деятеля, особенности личности, обстоятель­ства, смягчающие и отягчающие его вину (ст. 60 УК РФ). При восполнении «пробелов в праве», когда возникает необ­ходимость применения аналогии права (ст. 10 ГПК РСФСР), пра­восознание судьи служит ориентиром для отыскания нужного закона, сходного по смыслу и предмету регулирования, или по­могает в оценке общих начал и принципов законодательства. Таким образом, правосознание как бы пронизывает весь ме­ханизм правового регулирования и правового воздействия на об­щественные отношения: оно не только предшествует созданию юридических норм, но и «сопровождает» их на всем протяжении действия норм и даже после отмены. От специфики правосозна­ния общества, уровня его зрелости во многом зависят сила права, эффективность всего правового регулирования.
1.4.Правовое воспитание Правосознание людей, объединенных в социальные общнос­ти, — явление во многом объективное, складывающееся под воз­действием сочетания многочисленных факторов: социально-экономических, политических, этнопсихологических, культур­но-исторических. Но это вовсе не означает, что на процесс фор­мирования сознания людей в юридической области нельзя воз­действовать целенаправленно. Наоборот, правосознание, как и сознание нравственное, ре­лигиозное, научное, нуждается в систематическом рациональ­ном формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система мер, направленных на интеграцию в сознание людей политико-правовых идей, норм, принципов, представля­ющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание. Правовое воспитание— это целенаправленная дея­тельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воз­действие на сознание и поведение человека в целях формирова­ния определенных позитивных представлений, взглядов, цен­ностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм. Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Правовое воспитание — сложная и многоаспектная система деятельности. Конечно, многие правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики, через иные, не правовые формы и каналы формирования общественного созна­ния. Однако правовое воспитание предполагает создание специ­ального инструментария по донесению до разума и чувств каждо­го человека правовых ценностей, превращение их в личные убеж­дения и внутренний ориентир поведения. Таким образом, формы, средства и методы правового воспи­тания выступают организационным и методологическим механиз­мом, с помощью которого субъекты правового воспитания воз­действуют на общественное и индивидуальное сознание, помо­гая последнему воспринять правовые принципы и нормы. Каковы основные элементымеханизма правового воспитания?Прежде всего это формы, т.е. конкретные способы организации воспитательного процесса. В современных условиях применяют­ся самые разнообразные формы правовой работы с населением: правовой всеобуч; пропаганда права средствами массовой ком­муникации; правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, вы­боры и т.д.). Система мероприятий правового всеобуча включает в себя ра­боту специальных правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются государственными и общественными органами как на коммерческой, так и на бюджетной основе. К формам правовоспитательной работы через средства массовой информа­ции относятся беседы на правовые темы, «Круглые столы» спе­циалистов права, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон», комментарии нового законодательства специалистами и т.д. К сожалению, в настоящее время значительно сократился удельный вес массовой правовоспитательной работы, в том числе по месту жительства граждан. Эта работа ведется, по сути дела, лишь в связи с периодическими избирательными или иными кон­ституционно необходимыми мероприятиями. Между тем прак­тикой выработаны и успешно использовались такие формы мас­совой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозмож­ные лектории по юридической тематике, недели, декады, месяч­ники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы и т.д. Серьезным недостатком нынешней практики воспитательной работы в юридической области является недооценка организаци­онных форм, рассчитанных на молодежную аудиторию: школь­ных правовых олимпиад, диспутов на темы права, морали, круж­ков «молодого юриста», «друзей милиции» и т.д. Новый этап развития отечественной государственности, из­менение форм собственности и методов экономического регули­рования диктует необходимость переоценки и многих традици­онных форм правового воспитания. Однако важно сохранить оп­равдавший себя опыт в этой области, стимулировать его развитие на новом экономическом и политико-правовом фундаменте. В условиях беспрецедентного роста преступности, снижения социальной защищенности граждан как никогда важно разъяс­нение их прав, возможностей (немало возросших) по судебному обжалованию незаконных и необоснованных действий, возме­щению ущерба, пользованию теми или иными гражданскими, политическими, имущественными правами. Здесь никогда не утратит своего значения живое слово, газет­ная, журнальная статья, кинофильмы, театральные постановки, наглядные формы, направленные на воспитание чувства уваже­ния к правам, свободам людей, разъяснение новых экономичес­ких возможностей граждан, новых юридических видов социали­зации человека в рыночной экономике.
Вторым важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной рабо­ты — приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личнос­ти в интересах правопорядка. К методам правового воспитания относятся конкретные и весьма многообразные приемы педаго­гического, эмоционального, логико-гносеологического воздей­ствия на воспитуемых. Обучение этим приемам обычно осущест­вляют специально подготовленные методисты-референты по правовой пропаганде и воспитанию в рамках Всероссийской ор­ганизации общества «Знание».
Важным методом правового воспитания является правовое просвещение — центральное звено в деятельности юридической секции общества «Знание». Правовое просвещение, т.е. процесс распространения правовых знаний, служит росту общей юриди­ческой культуры и образованности населения. Главная цель пра­вового просвещения в качестве метода правовой пропаганды — воспитание уважения к праву и законности как ценностной уста­новки широких слоев населения России.
2.Ценностные типы правового сознания. Правовой нигилизм: его источники и пути преодоления
2.1.Ценностные типы правового сознания
Научное правосознание опирается на изучение состояния дейст­вующей правовой системы, необходимых перемен, социальных зака­зов и ожиданий в правовой сфере. Научное правосознание характе­ризует идеологический пласт и состоит как из общетеоретических знаний, так и из знаний отраслевых юридических наук. Научное правосознание формирует предложения de lege lata и de lege ferenda. Эти два возникших еще в далеком прошлом подхода со­ответственно относятся к оценке, в том числе критике, действующе­го законодательства и к предложениям об улучшении права на пер­спективу, в будущем. Разумеется, к научному правосознанию относится весь спектр проблем правового развития человечества, в том числе гипотезы об «отмирании» права, о правовом нигилизме, представления о законе как воле государства и т.д. Мощным и весьма древним течением в правосознании являются религиозные влияния на правовые взгляды, правовые чувства. Там и тогда, где и когда право приобретает религиозные формы (например, каноническое право), роль религиозных идей и чувств становится ре­шающей. В структуре правосознания выделяются также виды: индивидуаль­ное, групповое, в том числе классовое, общенациональное (массовое) правосознание. Индивидуальное правовое сознание формируется у каждого члена общества, так или иначе включенного в общественные отношения, в различные движения, партии, структуры. Например, члены движения «зеленых» (экологические движения) имеют свою систему правовых взглядов, оказывающих формирующее влияние на индивидуальное правосознание. Иными словами, индивидуальное и групповое право­сознание не отделены друг от друга китайской стеной, взаимосвязаны и переплетены. Но тем не менее на теоретическом уровне четко выделяется индивидуальное правосознание. Каналы формирования индивидуального правосознания самые различные. Это и средства массовой информации, и сведения о пра­ве, которыми делится сосед, это и сборники, и рассказы отсидевших в местах лишения свободы бывалых людей, и представления, идущие из глубины веков. Индивидуальное правосознание гражданина имеет широкий диа­пазон: от конформизма до нонконформизма, т. е. от приспособлен­чества, законопослушания до протеста, отрицания действующего за­конодательства, до надежды на правовые перемены. Но в целом индивидуальное правосознание - это фактор формирования актив­ности личности, предпринимательства, стимулирования использова­ния прав, свобод и исполнения обязанностей. Индивидуальное правосознание должностного лица, казалось бы, должно быть всегда ориентировано на исполнение закона, на актив­ное продвижение правовых требований в жизнь. Но, увы, как же ши­роко среди должностных лиц (многих чиновников) распространены эмоциональные представления о законе, который, по их мнению, что столб: свалить нельзя, а обойти можно. Этому способствовала и мно­голетняя практика высших структур российского общества. Например, длительное время в правосознание советского чиновника внедрялось «ленинское» положение о том, что «обойти декрет нельзя, за одно предложение об этом отдают под суд». Эта фраза из записки Ленина в 1919 году одному из своих сотрудников цитировалась бесконечное множество раз в различных учебниках, статьях, научных трудах. Однако, когда в 5-м издании Сочинений Ленина эта записка бы­ла опубликована полностью, оказалось, что фраза имела продолже­ние. «Но провести изъятие из декрета через ЦИК можно и должно, и я сие советую», - писал на самом деле В. Ленин. Так создавался двойной стандарт по отношению к закону (декрету, по тогдашней терминологии). И неудивительно, что многие должностные лица этот двойной стандарт неплохо усвоили за долгие десятилетия господства административно-командной системы. Однако неосновательное обобщение на уровне обыденного сознания распространенности та­ких представлений является неверным. Не так-то просто должност­ному лицу иной раз пробиться сквозь сеть противоречий в законах, правильно их истолковать, найти закон, обеспечивающий целесооб­разное решение исполнительной власти и т.п. Подчас именно эта сложнейшая чиновничья работа в обыденном сознании представля­ется произволом, усмотрением, «обходом» закона и тому подобными прегрешениями. Но это неверные представления, не учитывающие объективные проблемы исполнительной власти. Групповое правосознание в свою очередь имеет сложную структу­ру: классовое, иных социальных групп, общественных организаций, партий. Это правосознание по социологическим исследованиям чаще всего формируется вокруг тех или иных конкретных законопроектов, законов. Наконец, правосознание общества (массовое правосознание) про­являет себя в ходе общенациональных акций типа референдума, го­лосования за тех или иных кандидатов в депутаты, на должность пре­зидента и т.п. Это весьма сложный феномен, который изучают и измеряют разными способами. Анкеты, опросы, включенные наблюдения и другие социологиче­ские приемы позволяют измерять содержание правосознания на раз­ных уровнях в научных и практических целях. Измерение правосознания служит прежде всего общественной, объективной оценке состояния правовой системы, ее необходимым изменениям.
2.2.Нигилизм как общественное явление
Нигилизм вообще (в переводе с латинского — ничто) выража­ет отрицательное отношение субъекта (группы, класса) к опреде­ленным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем, сторонам человеческого бытия. Это одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распро­странение получил в прошлом столетии, главным образом в За­падной Европе и в России. Он был связан с такими философами леворадикального на­правления, как Якоби, Прудон, Ницше, Штирнер, Хайдеггер и др. Нигилизм многолик, он может быть нравственным, право­вым, политическим, идеологическим, религиозным и т.д., в зави­симости оттого, какие ценности отрицаются, о какой сфере зна­ний и социальной практики идет речь — культуре, науке, искус­стве, этике, политике, экономике. Между ними много оттенков, нюансов, взаимопереходов. Каждая из разновидностей этого те­чения имеет свою историю.
Русский писатель И.С. Тургенев вывел в своих романах яркие образы героев-бунтарей, отвергавших многие постулаты окру­жавшей их действительности и предлагавших новые идеи. Ниги­листами были революционные демократы, резко критиковавшие современные им порядки и призывавшие к замене их более спра­ведливыми. Нигилизм носил революционный характер. Напри­мер, о своем Базарове Тургенев писал, что если он называется нигилистом, то надо читать: революционером[6]. В 1866 г. М.А. Ба­кунин в знаменитых письмах к А.И. Герцену советовал последне­му «искать молодую поросль новой молодежи в недоученных уче­никах Чернышевского и Добролюбова, в Базаровых, в нигилис­тах — в них жизнь, в них энергия, в них честная и сильная воля»[7].
Развернутая характеристика социального нигилизма, широко распространившегося в начале XX столетия в определенных слоях русского общества, была дана в знаменитом сборнике «Вехи», вышедшем в 1909 г. и получившем впоследствии широкий общественный резонанс. Один из его авторов, а именно С.Л. Франк, с особым пафосом подчеркивал, что если бы можно было одним словом определить умонастроение нашей интеллиген­ции, то нужно назвать его морализмом. «Русский интеллигент не знает никаких абсолютных ценностей, никаких критериев, ни­какой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения людей, поступков, состояний на хорошие и дурные, добрые и злые. Морализм этот есть лишь отражение ее нигилизма . Под нигилизмом я разумею отрицание или непри­знание абсолютных (объективных) ценностей»[8]. Общей (родовой) чертой всех форм нигилизма является от­рицание, ноне всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание шире, оно органически присуще человеческому сознанию, диа­лектическому мышлению. Поэтому далеко не всех, кто что-либо отрицает, можно считать нигилистами. В противном случае сам термин «нигилизм» теряет свой смысл и растворяется в более объемном понятии — «отрицание»[9]. Следовательно, нигилистическое отрицание и диалектичес­кое отрицание — разные вещи. Гегелевский закон отрицания от­рицания никто пока не отменил. В историческом плане нельзя безоговорочно негативно, с позиций голого отрицания, оцени­вать различные освободительные движения, их идеологов и участников, так как это объективные закономерные процессы. Тем более если речь идет об эволюционном развитии. Ф. Энгельс, имея в виду движущие силы формационных периодов и смену последних, писал: «Появление молодой буржуазии нашло свое отражение в либерально-конституционном движении, а зарож­дение пролетариата — в движении, которое обычно называют ни­гилизмом»[10]. Здесь термин «нигилизм» употребляется в положительном контексте. Вообще, борьба против антинародных, тоталитарных режимов, произвола правителей, диктаторов, попрания свободы, демократии, прав человека и т.д. не является нигилизмом в соб­ственном смысле этого слова. Самовластие тиранов во все време­на осуждалось. Еще Руссо заметил: «Деспот не может жаловаться на свергающее его насилие». Это значит, что не всякая револю­ция есть зло. Когда нигилизм становится естественным (объективным) от­рицанием старого, консервативного, реакционного, он перестает быть нигилизмом. К примеру, отрицание многих мрачных и даже трагических страниц из нашего недавнего прошлого, прежде всего в государственной и политико-правовой сфере жизни об­щества, справедливо и оправданно, так как представляет собой неизбежный процесс обновления. Позитивный заряд несет в себе конструктивная критика недо­статков, порочных или отживших порядков, несовершенства тех или иных институтов, действующих законов, политико-правовой системы — вообще, отрицательных явлений действительнос­ти. В этом смысле вполне естественным было, например, дисси­дентское и правозащитное движение в СССР в 50—70-х годах, осуждение брежневщины, застоя, не говоря уже о более ранних сталинских беззакониях. Как прогрессивную оценивает история деятельность русских революционных демократов — Герцена, Добролюбова, Чернышевского и других, выступавших против ца­ризма, самодержавия, социального угнетения. Однако в целом нигилизм, в традиционном его понимании, воспринимается в большинстве случаев как явление деструктив­ное, социально вредное, особенно в наше время. Нередко ниги­лизм принимает разрушительные формы. В крайних своих про­явлениях он смыкается с различными анархическими, лево- и праворадикальными устремлениями, максимализмом, больше­визмом и необольшевизмом, политическим экстремизмом[11]. Ни­гилизм — стереотип мышления любого радикалиста, даже если он этого не осознает. Характерным признаком нигилизма является не объект от­рицания, который может быть лишь определителем его конкрет­ного вида, астепень, т.е. интенсивность, категоричность и бес­компромиссность этого отрицания — с преобладанием субъек­тивного, чаще всего индивидуального начала. Здесь выражается гипертрофированное, явно преувеличенное сомнение в из­вестных ценностях и принципах. При этом, как правило, из­бираются наихудшие способы действия, граничащие с анти­общественным поведением, нарушением моральных и право­вых норм. Плюс отсутствие какой-либо позитивной программы или, по крайней мере, ее абстрактность, зыбкость, аморфность. Социальный нигилизм особенно распространился у нас в пе­риод «перестройки» и гласности. Он возник на волне охвативше­го всю страну всеобщего негативизма, когда многое (если не все) переоценивалось, переосмысливалось, осуждалось и отверга­лось. С одной стороны, была видна очистительная функция ни­гилизма, а с другой, — его побочные последствия, издержки, ибо сплошной поток негатива сметал на своем пути и позитивные начала. Расчистка «авгиевых конюшен» сопровождалась такими явле­ниями, как безудержное самобичевание, развенчание и осмеяние прежнего опыта, сложившихся культурно-исторических традиций и привычек, изображение уходящего времени только в чер­ных красках. Лейтмотивом этих умонастроений было: «У нас все плохо, у них все хорошо». С пьедесталов летели имена и ценнос­ти, в которые еще вчера беззаветно верили. Зацикленность на обличительстве, уничижительной критике граничила подчас с утратой чувства национально-государствен­ного достоинства, формировала у людей и всего общества ком­плекс неполноценности, синдром вины за прошлое, за «истори­ческий грех». Раздавались даже призывы к всеобщему покаянию. В то же время значительные слои населения резко осуждали «танцы на гробах», выступали против забвения памяти и заветов предков. На крайности этого «самошельмования», потерю меры обра­щали внимание многие зарубежные деятели[12]. Между тем копа­ние в прошлом особого успеха не принесло. При этом ошибки предшественников не помогли избежать новых. Отсюда ирони­ческие остроты публицистов: мы одержали «сокрушительную победу». Отречение от всего, что было «до того», от старых фетишей объективно подпитывало нигилистические разрушительные тен­денции, которые не уравновешивались созидательными. Как справедливо отмечалось в литературе, «у нас было два пиковых проявления тоталитарного мышления и сознания: тотальная апо­логетика послереволюционного прошлого и тотальное его нис­провержение»[13].
Такие же оценки давала пресса: «Мы буквально соревнова­лись в уничтожении общественных идеалов: кто страшнее вывер­нет наизнанку все, чему раньше поклонялись. Пора одуматься»[14]. С этим созвучен более поздний вывод о том, что «мы и сейчас в большевистской манере пытаемся утвердить новые утопии, не считаясь ни с чем. . Между тем переход от тоталитарного обще­ства к нормальному, гражданскому, невозможно осуществить по-большевистски одномоментно»[15].
Сегодня нигилизм выражается в самых различных ипостасях: неприятие определенными слоями общества курса реформ, нового уклада жизни и новых («рыночных») ценностей, недоволь­ство переменами, социальные протесты против «шоковых» мето­дов осуществляемых преобразований; несогласие с теми или иными политическими решениями и акциями, неприязнь или даже вражда по отношению к государственным институтам и структурам власти, их лидерам; отрицание не свойственных рос­сийскому менталитету «западных» образцов поведения, нравст­венных ориентиров; противодействие официальным лозунгам и установкам; «левый» и «правый» экстремизм, национализм, вза­имный поиск «врагов». Среди значительной части населения преобладают фрондистские настроения, негативное отношение к происходящему, ко многим фактам и явлениям действительности. Инакомыслие не подавляется, но оно существует. Подрываются духовные и мо­ральные основы общества, вместо них утверждаются мерканти­лизм, потребительство, культ денег, наживы; идеальное вытесня­ется материальным. Соответственно изменились критерии пре­стижа личности, ее социальной роли, признания. Общественное мнение стало менее чувствительным, мягко говоря к нарушениям нравственных норм. У многих сохраня­ется устойчивая ностальгия по прошлому, в их сознании еще живет образ СССР. Сам процесс «смены вех», идеологической переориентации миллионов людей, включая «вождей», — труд­ный и болезненный, он предполагает ломку всей системы ста­рых взглядов и отношений, отказ от укоренившихся привычек и традиций. Нигилизм «сверху» проявляется в форсировании социальных преобразований, левацком нетерпении добиться всего и сразу путем «красногвардейских атак» на прежние устои, в популизме, конъюнктуре, демагогии, разрушительном зуде, обвальной при­ватизации, призывах как можно быстрее покончить с советским наследием, «империей зла», коллективисткой идеологией и пси­хологией. Были и такие «нигилисты», которые предлагали без промедления превратить единую страну в 40—60 «независимых государств». Устойчиво развивалась тенденция: «весь мир наси­лья мы разрушим до основанья, а затем .» Эволюция, этапность, постепенность уже мало кого тогда уст­раивала — только «революция», хотя «план по революциям», как выражаются журналисты, давно Россией перевыполнен. В наши дни заметны сдвиги к силовым приемам решения политико-го­сударственных проблем. Дают о себе знать злоупотребления новой постсоветской номенклатуры, бюрократии. Как видим, спектр социального нигилизма весьма пестр и богат, переливает всеми цветами радуги. Так или иначе он поразил все слои обще­ства, оба его политических фланга, а также центр.

2.3.Понятие и источники правового нигилизма Правовой нигилизм — разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его — в общем негативно-отри­цательном, неуважительном отношении к праву, законам, нор­мативному порядку, а с точки зрения корней, причин — в юриди­ческом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитан­ности основной массы населения. Подобные антиправовые уста­новки и стереотипы есть «элемент, черта, свойство общественно­го сознания и национальной психологии . отличительная осо­бенность культуры, традиций, образа жизни»[16]. Речь идет о невостребованности права обществом. Одним из ключевых моментов здесь выступает надменно-пре­небрежительное, высокомерное, снисходительно-скептическое восприятие права, оценка его не какбазовой, фундаментальной идеи, а как второстепенного явления в общей шкале человеческих ценностей, что, в свою очередь, характеризует меру цивилизо­ванности общества, состояние его духа, умонастроений, соци­альных чувств, привычек. Стойкое предубеждение, неверие в высокое предназначение, потенциал, универсальность возможности и даже необходимость права — таков морально-психологический генезис данного фе­номена. Наконец, отношение к праву может быть просто индиф­ферентным (безразличным, отстраненным), что тоже свидетель­ствует о неразвитом правовом сознании людей. Играет свою негативную роль и простое незнание права. Ак­туально звучат слова И.А. Ильина о том, что «народ, не знающий законов своей страны, ведет внеправовую жизнь или довольству­ется . неустойчивыми зачатками права. .Народу необходимо и достойно знать законы, это входит в состав правовой жизни. Поэ­тому нелеп и опасен такой порядок, при котором народу недо­ступно знание права . Человеку, как существу духовному, невоз­можно жить на земле вне права»[17]. Правовой нигилизм имеет в нашей стране благодатнейшую почву, которая всегда давала и продолжает давать обильные всходы. Причем эта почва постоянно удобряется, так что «неурожай­ных» лет практически не было. Как раньше, живем в море безза­кония, которое подчас принимает характер национального бед­ствия и наносит обществу огромный и невосполнимый ущерб. Корни же этого недуга уходят в далекое прошлое. В специаль­ной литературе отмечается, что юридические доктрины в России отражали широкий диапазон взглядов — «от правового нигилиз­ма до правового идеализма. . Идея закона ассоциировалась ско­рее с главой государства, монархом, нежели с юридическими нормами. В общественном сознании прочно утвердилось пони­мание права исключительно как приказа государственной влас­ти»[18]. Представления о праве как указаниях «начальства» настой­чиво культивировались в народе — то, что исходит сверху, от властей, то и есть право. Но еще Л. Фейербах заметил: «В государ­стве, где все зависит от милости самодержца, каждое правило становится шатким»[19]. Даже такой ценитель и пропагандист права, как В.А. Кистя-ковский, в своей известной статье в защиту права пишет: «Право не может быть поставлено рядом с такими духовными ценностя­ми, как научная истина, нравственное совершенство, религиоз­ная святыня. Значение его более относительно»[20]. Данное выска­зывание отводит праву отнюдь не первое и даже не второе место в общем культурном наследии человечества. Давно сказано: на Руси всегда правили люди, а не законы. Отсюда наплевательское отношение к закону как свойство нату­ры русского обывателя. Расхожими стали горькие слова Герцена о том, что жить в России и не нарушать законов нельзя. «Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; совершенно так же поступа­ет и правительство»[21]. С этим созвучна и мысль Салтыкова-Щед­рина о том, что суровость российских законов смягчается необя­зательностью их исполнения. Известны крайне отрицательные суждения Л.Н. Толстого о праве, который называл его «гадким обманом властей». Так что несоблюдение законов — устойчивая российская традиция.
К сожалению, мы не только не избавились от этого застарело­го порока, но в полной мере унаследовали его, а во многом «обо­гатили». На протяжении длительного времени право в обществе «реального социализма» всячески умалялось, принижалось, в нем не видели истинно демократического и общепризнанного краеугольного института, высокой социальной и культурной ценности. Право, скорее, терпели как необходимое декоративное украшение, формальный атрибут, фасад, свойственные любому «благопристойному» государству. Ведь в сталинской Конститу­ции и некоторых других актах были внешне вполне демократи­ческие и гуманные нормы о правах и свободах личности, гаран­тиях ее неприкосновенности, участия в общественных делах и т.д. Действовало социальное законодательство.
Но в целом право считалось «неполноценной и даже ущерб­ной формой социальной регуляции, лишь на время и лишь в силу печальной необходимости, заимствованной у прежних эксплуа­таторских эпох»[22]. Это было, по сути, лицемерно-маскирующее признание права авторитарным режимом, который не очень-то и нуждался в нем, так как использовал в основном волюнтарист­ские методы правления. В то время не только никто не собирался возводить в стране храм законности и права, но даже не знал, как это делается — архитекторов не было. А.Я. Вышинский, мягко говоря, не оправ­дал таких надежд. Напротив, он создал храм беззакония. Вместе с тем из права максимально выжимали его каратель­ные возможности и немало «преуспели» в этом. Командно-бюро­кратическая система не только не боролась с правовым нигилиз­мом, но по-своему опиралась на него, ибо он прекрасно вписы­вался в эту систему. О правовом нигилизме даже не говорили, как будто его не существовало. В этой двойственности, своеобразном политическом флирте — корни рассматриваемого явления. С одной стороны, право — рудимент и помеха, с другой — оно с полной отдачей использовалось как инструментально-принуди­тельное средство. В период сталинщины процветал как правовой нигилизм, так и правовой тоталитаризм. Ведь колесо репрессий крутилось в юридических формах, разыгрывались «театрализованные» про­цессы со всеми их атрибутами, скрупулезно соблюдались соот­ветствующие нормы, инструкции. Право использовалось в каче­стве «дубинки», с помощью которой, как известно, можно и на­падать, и защищаться. Это значит, что право, в зависимости от того, в чьих оно руках, способно творить как добро, так и зло. Это «палка о двух концах». Еще И. Кант заметил: «Право может слу­жить как средством ограничения произвола, так и средством по­прания свободы человека»[23]. «Перестроечные» процессы, наря­ду с очистительной миссией, послужили мощным катализатором социально-правового нигилизма, который был вызван не только чисто внешними неурядицами этой ломки, но и более глубокими (подспудными) причинами. В.А. Туманов отмечает, что, как только страна отказалась от тоталитарных методов правления и попыталась встать на путь правового государства, как только люди получили реальную воз­можность пользоваться правами и свободами, так сразу же дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десяти­летия царившие в нем пренебрежение к праву, его недооценка. Юридический нигилизм при востребованном праве оказался куда более заметным, чем при праве невостребованном[24]. Сегодня главный источник рассматриваемого зла — кризис­ное состояние российского общества. Социальная напряжен­ность, экономические неурядицы, распад некогда единого жиз­ненного пространства, региональный сепаратизм, дезинтегра­ция, морально-психологическая неустойчивость общества и многое другое не только не способствуют преодолению правово­го нигилизма, но постоянно воспроизводят и приумножают его. Сложились идеальные условия для тех, кто не в ладах с зако­ном, у кого на первом плане эгоистический интерес. Расхлябан­ность, произвол, своеволие, игнорирование правовых и иных со­циальных норм достигли критической точки, за которой начинаются стихия, хаос, разлад. Потеря же управляемости, выход си­туации из-под контроля создает тягу к «сильной руке», когда право вообще отодвигается в сторону. Люди испытывают страх, растерянность, отчаяние. Именно поэтому страна нуждается не только в социально-экономической и политической стабилиза­ции, но и в правовой. Более того, правовая стабилизация может в немалой степени способствовать упрочению положения дел во всех других областях. Новая Конституция как раз и призвана была нормализовать обстановку, обеспечить эффективную деятельность всех госу­дарственных и политических институтов. Проблема, однако, в том, что принятая на референдуме Конституция имеет недоста­точную (минимальную) легитимность и социальную базу, что затрудняет достижение на ее основе прочного гражданского мира и согласия. Данное обстоятельство в значительной мере снижает мораль­ный авторитет и реальную силу Конституции. Юридически же жить по ней обязаны все. Налицо у определенной части насе­ления глубокий внутренний конфликт между несогласием с предложенным проектом и внешней необходимостью соблюде­ния уже принятого Основного Закона. А это еще один источ­ник правового и нравственного нигилизма, ибо психологи­ческая раздвоенность личности не позволяет ей сформиро­вать четкую и активную социальную позицию в отношении ны­нешнего статус-кво. Между тем, как писал И.А. Ильин, «честным, законопослуш­ным можно быть только по личной убежденности, в силу личного решения. Без этого нет правосознания и лояльности, и гражда­нин становится не опорой, а брешью в правопорядке»[25]. Иначе говоря, важно, чтобы человек «свободною душой закон боготво­рил» (А.С. Пушкин). Именно поэтому следует различатьзаконопослушание и законоуважение. Законопослушное победение ос­новано чаще всего на страхе, принуждении, в то время как законоуважение — на глубоком осознании необходимости следовать закону, праву. То есть это добровольная позиция индивида, со­блюдение им закона «не за страх, а за совесть». На Конституцию у нас, мягко говоря, никто не молится, вклю­чая и первых лиц. Если она мешает, ее игнорируют. Соответст­венно нет и конституционной законности, а есть конституцион­ный нигилизм, неуважение к главному Закону государства. Этот Закон сразу же после его принятия стал нарушаться всеми струк­турами власти. Нарушается и в настоящее время. Существует мнение, что самый законопослушный народ — англичане. Их склонность к скрупулезному соблюдению уста­новленных правил граничит с педантизмом. Мы же, к сожале­нию, прослыли как самая незаконопослушная нация. Для многих из наших соотечественников ничего не стоит обойти закон, схит­рить, словчить, нарушить запрет, не подчиниться предписанию, сплутовать. Этого почти не стесняются, этим нередко даже бра­вируют. Не выработано исторически благоговейного, почтитель­ного отношения к закону, его святости и незыблемости, в том числе к высшему правовому акту — Конституции. Правовой нигилизм — продукт социальных отношений, он обусловлен множеством причин и следствий. В частности, он подпитывается и такими реалиями наших дней, как политикан­ство и циничный популизм лидеров всех рангов, борьба позиций и амбиций, самолюбий и тщеславий. Дают о себе знать эгоизм и властолюбие старой и новой бюрократии, некомпетентность и бестолковость чиновников. Последнее — традиционно больное место нашей государственности. Пушкинское «он чином от ума избавлен» подтверждается на каждом шагу. Полузнайство, неве­жество, дилетантство разрушают всякую правовую ткань, любые разумные юридические установления.
О «гнете бездушной государственной машины» говорится во втором президентском Послании Федеральному Собранию. В нем подчеркивается, что в последние годы «бюрократический аппарат почувствовал свою бесконтрольность, пытается подчи­нить своим корыстным интересам государственные институты. По-прежнему сильна старая технология власти, основанная на политическом и идеологическом принуждении, по-прежнему ве­лика роль случая и субъективизма при принятии государствен­ных решений. Как и раньше, преобладает директивное управле­ние, а не управление посредством закона»[26].
На личностном уровне правовой нигилизм выступает в двух качествах: как состояние умов, чувств, настроений и как образ действий, линия поведения. Последнее —индикатор вредности и опасности явления. Поступки — плоды помыслов, поэтому именно по поступкам можно судить о реальном наличии и пос­ледствиях правового нигилизма. Он может быть активным и пас­сивным, стойким и спонтанным, постоянным и ситуативным, проявляться в виде простого фрондерства, иметь личные причины, когда, скажем, гражданин недоволен судом только потому, что его осудили, а закон плох потому, что предусмотрел наказа­ние за совершенное им деяние. Нигилизм возникает и как резуль­тат неудовлетворенности субъекта своим социально-правовым статусом, неадекватным, по его мнению, собственным потенци­альным возможностям. Не последними причинами правового и нравственного ниги­лизма, деформации правосознания являются изъяны в следст­венно-прокурорской и судебной практике. Еще классики ут­верждали: есть два способа разложить нацию — наказывать неви­новных и не наказывать виновных. У нас допускается и то и другое. Устранение этих уклонов — один из путей формирования высокой правовой культуры общества, чувства законности и справедливости. В названном выше президентском документе отмечается: «Большую обеспокоенность вызывает судебная практика выне­сения необоснованно мягких, а то и оправдательных приговоров в отношении лиц, совершивших тяжкие преступления. От одной крайности, когда господствовал обвинительный уклон, броси­лись в противоположную. Этим наносится двойной ущерб: пре­ступники отделываются легким испугом, а у сотрудников право­охранительных структур просто опускаются руки».
2.4.Пути преодоления правового нигилизма
Явление, о котором идет речь, приобрело международный ха­рактер во взаимоотношениях как стран СНГ, так и государств дальнего зарубежья. Это, в частности, выражается в том, что многочисленные решения и взаимные обязательства, принятые в рамках Содружества бывших советских республик, не выполня­ются. Россия нарушает также известные пакты и документы о правах человека (Чечня, события осени 1993 г. и т.д.). За это мы уже получаем «внушения» и замечания от мирового сообщества. Правовой нигилизм на всех этажах государственного здания и среди населения не знает пределов, потому и называется беспре­делом. Бороться с ним обычными методами малоэффективно и непродуктивно, нужны глубоко продуманные, экстраординар­ные меры. Не могут быть далее терпимы неприглядные гримасы и уродства, искажающие до неузнаваемости облик новой России и ее неокрепшую демократию. Необходимо, как советовал еще И.А. Ильин, сделать все, «чтобы приблизить право к народ у, чтобы укрепить массовое правосознание, чтобы народ понимал, знал и ценил свои законы, чтобы он добровольно соблюдал свои обязанности и запретности и лояльно пользовался своими полномочиями. Право должно стать фактором жизни, мерою реального поведе­ния, силою народной души»[27]. Подытоживая все сказанное, можно выделить некоторые общие, наиболее характерные черты современного правового ни­гилизма. Это: во-первых, его подчеркнуто демонстративный, воинству­ющий, конфронтационно-агрессивный и неконтролируемый ха­рактер, что обоснованно квалифицируется общественным мне­нием как беспредел или запредельность; во-вторых, глобальность, массовость, широкая распростра­ненность не только среди граждан, социальных и профессио­нальных групп, слоев, каст, кланов, но и в официальных государ­ственных структурах, законодательных, исполнительных и пра­воохранительных эшелонах власти; в-третьих, многообразие форм проявления — от криминаль­ных до легальных (легитимных), от парламентско-конституци­онных до митингово-охлократических, от «верхушечных», «эли­тарных» до бытовых; в-четвертых, особая степень разрушительности, оппозици­онная и популистская направленность, регионально-националь­ная окраска, переходящая в сепаратизм и автаркизм; в-пятых, слияние с государственным, политическим, нравст­венным, духовным, экономическим, религиозным нигилизмом, образующими вместе единый деструктивный процесс; в-шестых, связь с негативизмом — более широким течением, захлестнувшим в последние годы сначала советское, а затем рос­сийское общество в ходе демонтажа старой и создания новой системы, смены образа жизни. Правовой нигилизм приобрел качественно новые свойства, которыми он не обладал ранее. Изменились его природа, причи­ны, каналы влияния. Он заполнил все поры общества, принял оголтелый, повальный, неистовый характер. В печати это не раз обозначалось словами «нигилятина», хаос, «вакханалия». Писа­лось о тупиках беспределов[28], правовом «Чернобыле». Сложилась крайне неблагоприятная и опасная социальная среда, постоянно воспроизводящая и стимулирующая антипра­вовые устремления субъектов. К сожалению, правовой нигилизм не спадает, а прогрессирует. Возникло грозное явление, которое может отбросить демократические преобразования в России на многие десятилетия назад. Основные пути преодоления правового нигилизма — это по­вышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дис­циплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка вы­сококвалифицированных кадров юристов; скорейшее проведе­ние правовой реформы и др. В конечном счете все формы и средства борьбы с нигилизмом связаны с выходом общества из глубокого системного кризиса — социального, экономического, политического, духовного, нрав­ственного. Однако многое зависит и от активной позиции самой личности, ее противодействия силам зла. Рудольф Иеринг писал: «Каждый призван и обязан подавлять гидру произвола и беззакония, где только она осмеливается под­нимать свою голову; каждый, пользующийся благодеяниями права, должен в свой черед также поддерживать по мере сил мо­гущество и авторитет закона — словом, каждый есть прирожден­ный борец за право в интересах общества»[29].





Заключение
Подведем итоги работы. Изучая правосознание, можно определить конкретные правовые требования тех или иных групп, всего общества, выявить пробелы в законодательстве, недостатки правоприменения, роль суда в жизни общества и т. п.
Немалую роль играет и знание зарубежного полезного правового опыта, когда в правосознании формируется представление «у них» и «у нас», причем «у них» со знаком «плюс», «у нас» со знаком «минус». Такое правосознание также может в определенных исторических условиях выступать фактором правового развития. Однако при этом всегда надо исключать механическое копирование чужого опыта, со­поставлять его с национальными традициями, собственным правовым опытом. Правосознание и право могут находиться и в конфликте. На это оказывает влияние взаимодействие правового и морального, поли­тического, эстетического сознания. Так, пока «пить» считалось мо­ральным, в правовом сознании это обстоятельство при совершении бытового преступления фигурировало как смягчающее вину обстоя­тельство — «по пьяни», «в нетрезвом состоянии» и т.д.
Но уголовное законодательство расценивает это как отягчающее обстоятельство. Правосознание находилось в конфликте с правом. Правосознание в своих пластах, уровнях, видах «работает» на ус­транение пробелов в праве, формулирует в конкретных правовых требованиях (законах, постановлениях) положения, которые могут усовершенствовать законодательство. В правоприменительной деятельности развитое правосознание направляют гражданина для раз­решения спора в суд, а не в редакцию газеты, что, впрочем, тоже иногда полезно. «Если человек обладает развитым правосознанием, - писал фран­цузский юрист Ж. Карбонье, - то так ли уж нужна ему информация о законе. При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным». Нигилистическое отношение, т.е. абсолютное отрицание, фор­мируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов, когда, например, все стражи порядка - это «менты», когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен, когда появляются герои — «воры в законе», авторитеты пре­ступного мира. Правосознание может формироваться еще в детстве, когда, напри­мер, мать пугает расшалившегося ребенка милиционером, вместо то­го чтобы внушать ему мысль, что милиционер - это его защитник, помощник. Поэтому так важно формировать, используя и искусство, и сред­ства массовой информации, и иные способы, положительный образ защитника правопорядка, а не опускаться до массовой дискредита­ции фигуры полицейского. Таким образом, правовой нигилизм — это, во-первых, характерис­тика определенных негативных, деформированных сторон правосозна­ния, это та идеологическая и психологическая часть правосознания, которая резко критически, отрицательно относится к требованиям уважения и соблюдения права.


Список литературы: Баглай М.В. Дорога к свободе. -М., 1994. Белканов Е.А. Лояльность правосознания. // Российский юридический журнал. 1996. №3. Васильев А.М. Правовые категории. -М., 1976. Годдингс А. Политика, управление и государство. // Рубеж. 1992. №3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. 1991. Демидов А.И. политический радикализм как источник нигилизма. // Государство и право. 1992. №4. Ильин А.И. О сущности правосознания. -М., 1992. Кистяковский Б.А. В защиту права. // Вехи. Из глубины. -М., 1991. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1990. Лебедев А. Общая теория права. СПб., 1990. Механизм преступного поведения. -М., 1981. Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы). // Правоведение. 1992. №2. Нерсесянц В.С. Право и закон. -М., 1983. Розин В.М. Юридическое мышление. // Вопросы методологии. 1996. №1-2. Сабо И. Основы теории права. -М., 1974. [1] Теория правосознания представлена в нашем правоведении многими рабо­тами, среди которых наиболее значительны: Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963; Лукашева Е.А. Социалистическое пра­восознание и законность. М., 1973; Козюбра Н.И. Социалистическое право и об­щественное сознание. Киев, 1979; Остроумов Г.С. Правовое осознание действи­тельности. М., 1989; Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М., 1988. [2] Ошеров М.С., Спиридонов Л.И. Общественное мнение и право. Л.: ЛГУ. 1985. С.128. [3] Косолапов Н.А. Интегративная идеология для России: интеллектуаль­ный и политический вызов // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 9. [4] Щербакова Н.В. Проблемы правовой установки личности. Ярославль. 1993. [5] Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М., 1988. [6] Тургенев И.С. Собрание сочинений: В 12 т. М., 1958. Т. 12. С. 338. [7] Письма М.А. Бакунина к А.И. Герцену и Н.П. Огареву. Спб., 1906. С. 293. [8] Франк С.Л. Этика нигилизма //Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 170, 172, 173. [9] Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. М., 1972. С. 11—12. [10] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 22. С. 41. [11] Демидов А.И. Политический радикализм как источник правового ни­гилизма // Государство и право. 1992. № 4. [12] Моримото Тадао. Русские, почему вы забываете, что Советский Союз — могучая держава? // Советская Россия. 1989. 5 ноября. [13] Мушинский В. О. Сумерки тоталитарного сознания // Государство и право 1992. №3. С. 80. [14] Отто Лацис // Известия. 1993. 14 декабря. [15] Алексеев С.С. Гримасы антитоталитарной революции // НГ. 1994. 19 января. [16] Туманов В.А. О правовом нигилизме // Государство и право. 1989. № 10. С. 20. [17] Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 23—24. [18] Хойман С.Е. Взгляд на правовую культуру предреволюционной России // Государство и право. 1991. № 1. с.121,123. [19] Фейербах Л. Философские произведения. Т. 1. М., 1955. С. 643. [20] Кистяковский В.А. В защиту права. Интеллигенция и правосознание // Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 122. [21] Герцен А.И. Собрание сочинений. Т. 7. М., 1950. С. 251. [22] Соловьев Э.Ю. Правовой нигилизм и гуманитарный смысл права // Квинт­эссенция: Философский альманах. М., 1990. С. 164. [23] Кант И. Сочинения. Т.4. Ч.2. М., 1965. С. 140. [24] Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. № 8. С. 52. [25] Ильин И.А. Наши задачи. М., 1993. С. 182. [26] РГ. 1995. 17 февраля. [27] Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 31. [28] Кейзеров Н. Тупики беспредела. О политике и практике за гранью разумного //Известия. 1991. 14 ноября. [29] Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991. С. 37.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Механізм обслуговування системних викликів
Реферат Інвалідності донедавна була непопулярною в нашій країні, замовчувалася на державному рівні І не висвітлювалася в засобах масової інформації. Тому для багатьох людей І суспільства в цілому характерні негативні психологічні стереотипи сприйняття інвалі
Реферат Психоэмоциональное напряжение у сотрудников правоохранительных органов
Реферат Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук
Реферат Halfway There Essay Research Paper Halfway TherePeople
Реферат Податки як засіб державного впливу на соціально економічний розвиток країни
Реферат Гражданская война в США и ее отражение на английском языке
Реферат История болезни - Травматология (артрит)
Реферат Особенности немецких деловых писем
Реферат "Основные положения молекулярно-кинетической теории"
Реферат Latin American Independence Essay Research Paper Latin
Реферат Научно-педагогическая деятельность русских историков-эмигрантов в США
Реферат Нуклонный веполь - новое состояние материи и топологический дефект нуклонной массы атомов
Реферат Особенности методических принципов и методов обучения в процессе физического воспитания в начальной школе
Реферат Скульптура Древнего Египта