Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Аудит финансовго состояния предприятия

--PAGE_BREAK--– Обеспечить неизменность правил, которыми следует руководствоваться при изменении, оценке и регистрации хозяйственных операций на основе Положений (стандартов) бухгалтерского учета.
– По состоянию на 1 июля 2000 г. перенести остатки средств на счета согласно новому Плану счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению, утвержденные приказом Министерства финансов Украины от 30.11.1999 г. №291
– Единицей бухгалтерского учета запасов признавать их наименование. Первичную стоимость запасов, приобретенных за плату определять по себестоимости согласно П(с) БУ 9.
– Малоценные необоротные материальные активы и библиотечные фонды учитываются на счете 11 до полного их износа и списания.
-                      Основными средствами признаются материальные активы, которые содержатся предприятием для использования их в производстве и предоставлении услуг, для сдачи в аренду и будут использоваться на протяжении более одного года. С целью бухгалтерского учета основные средства квалифицируются по группам согласно П(с) БУ 7. Единицей учета основных средств является объект основных средств. Объект основных средств признается активом, если существует вероятность того, что предприятие получит в будущем экономические выгоды от его использования. Применять метод прямолинейного списания. Расходы на ремонт и обслуживание основных средств, в результате которых восстанавливаются, сохраняются или поддерживаются на прежнем уровне будущие выгоды, первоначально ожидаемые от использования объекта основных средств, включаются в состав расходов отчетного периода.
– Резервы предстоящих расходов и платежей (отпуска, выплаты ежегодного вознаграждения за выслугу лет и др.) не создавать.
– К расходам будущих периодов относить заранее оплаченные услуги и все другие расходы, касающиеся следующего учетного периода
– Доход признавать на момент выполнения услуг, а оценивать в соответствии с П(с) БУ 15.
– Дебиторскую задолженность за продукцию отражать в балансе по чистой реализационной стоимости на дату образования, равной сумме дебиторской задолженности за вычетом резерва сомнительных долгов
– Счета доходов и расходов закрывать в конце каждого месяца путем списания их сальдо на счет 79 «Финансовые результаты»
– В производственную себестоимость услуг включать прямые материальные расходы, прямые расходы на оплату труда, другие прямые расходы.
Осуществлять налоговый учет согласно Указа Президента от 28.06.99 г. №746/99
Проведём оценку аудиторского риска через предпринимательский риск, используя данные таблицы:
Таблица 2 – Критерии оценки предпринимательского риска
№п/п
Фактор риска
Оценка фактора риска
Уровень предпринимательского риска
1
2
3
4
1
Определение экономической ситуации, в которой функционирует предприятие
Прогресс
Низкий
2
Определение уровня функционирования состояния предприятия
Стабильное
Низкое
3
Политика управления предприятием
Активная
Низкая
4
Система контроля на предприятии
среднее
Среднее
5
Результаты аудита прошлых лет
Не проводилось
высшее
6
Чистота смены руководства предприятия
Не было
Среднее
7
Финансовое состояние предприятия
прибыль
Низкая
8
Возможность возникновения судебных дел
Не было
Среднее
9
Репутация управляющих и собственников
высшее
Среднее
10
Опыт их работы
высшее
Низкое
11
Вид собственности
коллективная
ограничена величиной вклада
12
Понимание клиента роли необходимости аудита
среднее
Среднее
13
Место размещения предприятия
выгодно
Низкое
Проведя оценку предпринимательского риска в соответствии с факторами риска, можно сказать, что экономическая ситуация, в которой развивается предприятия благоприятна для его дальнейшей деятельности, то есть существуют все предпосылки для дальнейшего роста и расширения финансово хозяйственной деятельности завода. Со стороны внешних факторов предпринимательский риск – средний.
Рассматривая влияние внутренних факторов, необходимо сказать, что политика на предприятия активная, направленная на развитие и улучшение производственных и экономических показателей, руководящий состав и прочие работники предприятия имеют опыт в своей работе, знают все нюансы своего дела и в случае возникновения проблем смогут соответствующим образом подкорректировать негативно изменившуюся ситуацию.
Негативным же фактором является отсутствие аудита в прошлом. Такая ситуация увеличивает риск не выявления ошибок аудитором сейчас, а также повышения возможности несоответствия ведения учета имущества, материальных ценностей учетной политике, принятой на предприятии.
Итак, исходя из вышесказанного, предпринимательский риск общества с ограниченной ответственностью можно оценить как средний, поскольку на его работу негативные и позитивные факторы оказывают равнозначное влияние.

2.3 Определение последовательности проверки аренды
Последовательность аудиторской проверки состоит из четырех этапов:
– подготовительный этап;
– физическая проверка;
– основной этап проверки;
– завершающий этап.
Краткая характеристика данных этапов приведена в таблице 3 и представлена, как план аудиторской проверки 1 группы объекта основных средств (то есть зданий, помещений, сооружений).
Основными методами, которые пользуются при аудите 1 группы основных средств на предварительном этапе являются опрос, документальная проверка, выборочное исследование.
Опрос руководства предприятия может побуждать аудитора к осуществлению дополнительных аудиторских процедур к применению иных методов, так как могут возникнуть необходимость получить данные о прогнозируемых соглашениях, планах продажи основных средств, наличии залогов или претензий, судебных исков. Для обеспечения полноты получения информации аудитору необходимо отдельным письмом сообщить руководству предприятия перечень вопросов и документов, которые ему нужно получить для объективной проверки основных средств за отчетный период.
При документальной проверки аудитору важно выяснить учетную политику относительно основных средств. Следует также получить данные об основных средствах, переданных и полученных в аренду, изучить условия арендных соглашений, выяснить вопрос, отвечает ли учет арендованных объектов этим соглашениям (оперативная или финансовая аренда), проконтролировать правильность определения арендной платы за основные средства и соответствующее ее отнесение на доходы или расходы у арендатора или арендодателя.

Таблица 3 – План аудиторской проверки основных средств
Этап аудиторской
проверки
Цель и задачи аудита основных средств
Аудиторские процедуры
Аудиторские доказательства
Исполнитель
Срок выполнения
1
2
3
4
5
6
Подготовительный
Предварительное знакомство с ООО «Мотор-сервис», оценка систем контроля и бухгалтерского учета, определение аудиторского риска, планирование аудита основных средств
Опрос и анкетирование руководства предприятия и персонала, изучение материалов предыдущей аудиторской проверки, документальная проверка наблюдение
Устав предприятия, приказы, отчет о предыдущей аудиторской проверке, инвентарные карточки, данные синтетического и аналтитческого учета основных средств
ар т
аудитор, ассистент аудитора
01.09.02–10.09.02
Физическая проверка
Оценка достоверности результатов проведенной инвентаризации основных средств
Наблюдение за проведением инвентаризации основных средств, выборочная проверка ее результатов
Материалы инвентаризации, учетные записи по основным средствам
ассистент аудитора, аудитор
11.09.02-
21.09.02
Основной
Контроль оценки основных средств, установление их принадлежности, проверка достоверности учетных записей, и остатков на Балансе, проверка правильности начисления износа, определения расходов на ремонт основных средств
Сопоставление данных инвентаризации, синтетического и аналитического учета, запрос к поставщикам, документальная выборочная проверка, проверка арифметических подсчетов, анализ
Акты инвентаризации, первичная документация по основным средствам, учетные регистры синтетического и аналитического учета, ответы на запрос, Баланс
аудитор
22.09.02-
22.10.02
Завершающий
Составление раздела аудиторского отчета об основных средствах ОАО «Сенсор»
Систематизация и обоснования полученной на предыдущих этапах информации, анализ составление отчета и аудиторского заключения
Рабочая документация, составленная на предыдущих этапах проверки
аудитор
23.10.02-
19.11.02
На этапе физической проверки аудитор должен оценить достоверность предоставленных данных проведенной инвентаризации основных средств. С этой целью аудитор или его ассистент должны наблюдать за ходом проведения инвентаризации, оценить правильность ее методики, документальное оформление. Кроме того, аудитору следует сделать выборочную проверку записей в инвентаризационных ведомостях путем самостоятельного пересчета отдельных видов основных средств. При выявлении отклонений от предоставленных данных аудитор направляет письмо соответствующего содержания руководителю предприятия с рекомендациями по устранению выявленных недостатков. При проведении инвентаризации основных средств должны руководствоваться Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 №996‑ХІV и Инструкцией по инвентаризации основных средств и нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов, расчетов, утвержденные приказом Министерства Финансов Украины от 11.08.94 №69 (с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Украины от 05.12.97 №268).
Проверка наличия и состояния зданий и сооружений, незавершенного строительства, инвентаря, земельных участков проводится отдельно по собственным и арендованным объектам.
Каждому объекту дают полную характеристику со ссылкой на его инвентарный номер. Если при поступлении основных средств не было технических паспортов, то заводят паспорта с детальной характеристикой объекта. В бухгалтерии предприятия следует сберегать техническую и проектную документацию зданий. Во время проведения инвентаризации пользуются и подтверждающими документами, которые послужили основанием для их оприходования. Если такой документации нет, то необходимо обратиться к первичным приходным документам. В отдельных случаях ознакамливаются с предыдущими инвентаризационными описями, иногда опрашивают людей для подтверждения, что определенный предмет используется более длительное время. Для инвентаризации технически сложных инвентарных объектов привлекают специалистов-экспертов для определения технического состояния. При инвентаризации основных средств устанавливается, когда за чьим распоряжением возведены неучтенные объекты, выявленные при инвентаризации, за счет каких источников списаны затраты на их возведение, с отображением этих сведений в протоколе инвентаризационной комиссии.
При инвентаризации незавершенного капитального строительства или ремонта в инвентаризационных описях указывается наименование заказа, стадия или степень их готовности, количество или объем их работ. Что касается построенных объектов, которые фактически введены в действие полностью или частично, но приняты, и введение в действие которых не оформлено необходимыми документами, а также завершенных, но по каким-то причинам не введенным в действие объектов в отдельных инвентаризационных актах определяют причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов. Лишние предметы, которые не используются, записываются в отдельную опись.
На арендованные основные средства составляют отдельную опись со ссылкой на документы, которые подтверждают принятие соответствующих объектов в аренду, и указывают срок аренды. Один экземпляр описи до составления годового отчета пересылается арендодателю. В том же порядке проводится инвентаризация земельных участков, которые являются собственностью предприятия.
Выявленные, но не учтенные объекты, или по которым указаны неправильные данные, комиссия заносит в опись с указанием правильных данных и технических показателей на эти объекты.
Ежегодно, но не ранее 1 октября, перед составлением годовой отчетности проводится инвентаризация всех статей баланса. Инвентаризацию зданий, сооружений и прочих объектов недвижимости можно проводить один раз в три года, библиотечных фондов – не менее одного раза в пять лет. Необходимо обращать внимание на качество оформления инвентаризационных описей, так как происходят случаи формального проведения инвентаризации, когда данные об объектах, их наличие и техническое состояние переносятся в опись из инвентарных карточек или прошлогодних инвентарных описей.
На объекты, которые подлежат списанию или реализации, составляются отдельные описи.
Полноту инвентаризации определяют сопоставлением данных инвентаризационных описей с показателями аналитического учета.
На основании изучения всех материалов инвентаризации, в частности результатов инвентаризации основных средств и их отображения на счетах бухгалтерского учета, проверяющий делает вывод о качестве инвентаризации и вносит предложения по усовершенствованию ее методики.
После составления годовой финансовой отчетности предприятием и передачи ее для проверки осуществляется основной этап аудита, суть которого состоит в контроле оценки основных средств, установления их принадлежности, проверке достоверности учетных записей по основным средствам и остатков по ним в балансе, проверке правильности начисления износа основных средств и определении расходов на их ремонт.
Для аудитора важное значение имеет установление собственника основных средств, поскольку от этого зависит, отражаются они в балансе или на забалансовых счетах.
Аудитор может применить выборочное исследование на основном этапе проведения аудиторской проверки, что объясняется обработкой большого объема информации.
Для решения задач аудита на основном этапе аудитор осуществляет:
-                      проверку первичных данных по основным средствам;
-                      контроль расчета амортизационных отчислений по основным средствам;
-                      проверка правильности списания недоамортизированной части основных средств при их ликвидации;
-                      проверку оценки финансовых результатов от реализации основных средств физическим лицам или предприятием;
-                      контроль за соблюдением действующего законодательства по операциям с основными средствами;
-                      проверка правильности документального оформления оприходования и ликвидации основных средств;
-                      контроль отражения в учете результатов чрезвычайных событий связанных с основными средствами;
-                      контроль правильности индексации, переоценки основных средств;
    продолжение
--PAGE_BREAK---                      проверку правильности переноса начальных остатков по основным средствам;
-                      проверку правильности корреспонденции счетов по операциям с основными средствами в соответствии с Инструкцией о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Министерства финансов Украины;
-                      контроль сопоставимости данных аналитического и синтетического учета, Главной книги, Баланса;
-                      проверку баланса с арендованными и переданными в аренду основными средствами;
-                      установление эффективности использования основных средств;
-                      установление источников финансирования приобретения основных средств.
Все результаты осуществленных аудиторских процедур должны найти отражение в рабочих документах аудитора.
Соблюдая требования П(С)БУ 7, аудитору следует убедиться, что в примечаниях к финансовой отчетности предприятие отразило такую информацию:
-      стоимость (первоначальная или переоцененная), по которой основные средства отражены в Балансе;
-      методы начисления амортизации и сроки полезного использования;
-      наличие и движение основных средств в отчетном периоде по видам поступления, выбытия основных средств, их переоценка, сумма начисленной амортизации, внутреннее перемещение;
-      стоимость основных средств, по которым существует ограничения владения, пользования;
-      стоимость переданных в залог основных средств;
-      сумма капитальных вложений на приобретение и строительство основных средств за отчетный год;
-      сумма заключенных соглашений на приобретение в будущем основных средств;
-      остаточная стоимость основных средств, которые временно не используются, и изъятых из эксплуатации для продажи;
-      первоначальная стоимость полностью амортизированных основных средств, которые продолжают использоваться.
На основе составленных рабочих документов на завершающем этапе составляется промежуточный отчет о состоянии бухгалтерского учета основных средств и делают аудиторское заключение относительно полноты, достоверности и реальности представления основных средств в финансовой бухгалтерской отчетности ОАО ДЭМЗ «Сенсор».
2.4 Определение объема проверки учета аренды
Объем проверки основных средств 1 группы можно определить при составлении более детализированного плана аудиторской проверки по учету основных средств. Такая детализация представлена в виде таблицы 4
  Таблица 4 – Программа проверки основных средств Задания проверки
Источники информационного отображения операций
Процедура проверки
Нормативный акт
1
2
3
4
1 Контроль наличия и аналитического учета основных средств 1.1 Наличие объектов основных средств
Инвентарные карточки
Проверка наличия стоимостных объектов в местах эксплуатации проверяется наличие договоров и достоверность подписей ответственных лиц
П(С) БУ 7 «Основные средства»
1.2 Заключение договоров о полной индивидуальной ответственности с лицами, ответственными за сохранность основных средств
Приказы руководителя; договоры о материальной ответственности, список лиц, ответственных за сохранность, образцы подписей
Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств
1.3 Сроков проведения инвентаризации
Приказ руководителя, инвентаризационные ведомости
Проверяются сроки и количество инвентаризаций согласно нормативному акту
Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств
Ведение инвентарных карточек по всем видам основных средств
Инвентарные карточки, опись инвентарных карточек, акты принятия и выбытия основных средств, инвентарный список
Сравнение описи инвентарных карточек с инвентарным списком и фактическим наличием основных средств
Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств
1.5 Правильность отнесения средств к основным
Акты принятия, инвентарные карточки, договоры купли-продажи
Проверка стоимости и сроков полезного использования объектов
Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств
Контроль за поступлением основных средств
2.1 Проверка документального оформления операций по движению основных средств
Акты принятия-передачи, инвентарные карточки
Визуально сравниваются предъявленные документы с типовыми бланками, а также проверяются наличие всех необходимых реквизитов
Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина Украины от 04.05.00 №25
2.2 Проверка правильности формирования первоначальной стоимости объектов основных средств
Договоры, акты принятия, сметы на строительство
Проверяется порядок формирования первоначальной стоимости согласно нормативным актам
П(С) БУ 7
2.3 Проверка придержания хозяйственного законодательства по внесению вкладов в уставной капитал в виде основных средств
Договоры учредителей, акты принятия, счета
Проверка правильности оприходования основных средств и достоверности отчетности
П(С) БУ 7
2.4 Проверка соблюдения законодательства при покупке основных средств
Договоры купли-продажи, счета-фактуры, акты принятия
Проверка правильности оприходования основных средств, уплаты налогов, достоверности отчетности
Хозяйственный кодекс Украины
2.5 Проверка соблюдения законодательства при бесплатной получении основных средств
Договоры, акты приема
Проверка правильности оприходования, включения стоимости основных средств в налогооблагаемый доход, достоверности отчетности
Закон Украины «О налогооблажении прибыли предприятия» от 22.05.97
2.6 Проверка соблюдения законодательства при введении в эксплуатацию основных средств после окончания строительства
Сметы строительства, акты принятия, договоры с подрядными организациями
Проверка отображения в бухгалтерском учете операций по строительству основных средств, достоверности финансовой отчетности
Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятия» от 22.05.97, П(С)БУ 7
2.7 Проверка поступления законодательства по прочему поступлению основных средств
Договоры, акты принятия, счета
Проверка правильности оприходования, включения стоимости основных средств в налогооблагаемый доход, достоверности отчетности
Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятия» от 22.05.97, П(С) БУ 7
3 Контроль за выбытием основных средств
3.1 Проверка соблюдения законодательства при выбытии основных средств, при внесении в уставной капитал других организаций
Договор учредителей, акты выбытия, журнал-ордер №13
Проверка правильности оформления выбытия, достоверности отчетности
П(С) БУ 7 3.3 Проверка соблюдения законодательства при ликвидации основных средств
Акты ликвидации, журнал-ордер №13
Проверка обоснованности ликвидации основных средств, правильности определения результатов от ликвидации
Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятия» от 22.05.97, П(С) БУ 7
3.4 Проверка прочего выбытия основных средств
Договоры, акты на списание, журнал–ордер №13
Проверка правильности списания, определение результатов от списания
Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятия» от 22.05.97, П(С) БУ 7
4 Контроль за правильностью начисления амортизации
4.1 Проверка периодичности начисления износа, амортизационных отчислений
Расчеты амортизации, акты принятия, инвентарные карточки, ведомости расчета амортизации, учетная политика,
Проверяется соответствие нормативным актам, нормативные сроки эксплуатации объектов
Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятия» от 22.05.97, П(С) БУ 7
5 Контроль за переоценкой основных средств
5.1 Проверка правильности определения рыночных цен
Документы, подтверждающие рыночные цены
Проверяется документальное подтверждение рыночных цен
Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятия» от 22.05.97, П(С)БУ 7
5.2 Проверка правильности бухгалтерских проводок
Расчет переоценки, журнал – ордер №13
Проверяется правильность учета переоценки согласно законодательства
Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятия» от 22.05.97, П(С)БУ 7
6 Контроль за арендой основных средств
6.1 Проверка заключения договоров аренды
Договора
Проверяется наличие договоров и подписей обоих сторон
Хозяйственный кодекс Украины, П(С) БУ 7
6.2 Проверка соответствия законодательству текущей аренды
Инвентарные карточки, забалансовые счета, журнал-ордер №15
Проверка правильности оформления документов, ведение отдельного учета основных средств, сданных в аренду
Хозяйственный кодекс Украины, П(С) БУ 7
6.3 Проверка соответствия законодательству учета финансовой аренду
Договоры, инвентарные карточки, счет10, забалансовые счета, журнал-ордер №15
Проверка правильности оформления документов
Хозяйственный кодекс Украины, П(С) БУ 7
7 Контроль за ремонтом основных средств 7.1 Проверка правильности списания затрат на ремонт основных средств
Учетная политика, смета ремонтных работ, калькуляция ремонтных работ, журнал-ордер №10
Проверяется соответствие объема выполненных работ фактической сумме списания
Закон Украины «О налогооблажении прибыли предприятия» от 22.05.97, П(С) БУ 7
7.2 Проверка правильности оформления ремонтных операций
Учетная политика, смета ремонтных работ, калькуляция ремонтных работ, журнал-ордер №10
Правильность заполнения документов на списание основных средств, правильность бухгалтерских проводок
Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятия» от 22.05.97, П(С) БУ 7
Учитывая тот факт, что проверка проводиться на небольшом предприятии, объем документации может быть небольшим, также это объясняется тем, что объект проверки не имеет значительного риска допущения ошибок, так как является наименее ликвидным из всех активов предприятия, а следовательно при учете его на предприятии существует наименьшая вероятность допущения ошибки бухгалтером.

3. Организация процесса аудиторской проверки основных средств
3.1 Проверка организации системы внутреннего контроля
Оценка системы внутреннего контроля 1 группы основных средств может осуществляться по следующим направлениям:
1. Проверка наличия первичной документации по всем хозяйственным операциям с основными средствами;
2. Распределение функциональных обязанностей должностных лиц, которые отвечают за состояние и движение основных средств;
3. обеспечение надлежащих условий хранения и эксплуатации основных средств на предприятии;
4. наличие необходимых разрешений руководства на осуществление операций с основными средствами:
5. периодическое проведение инвентаризации основных средств;
6. надлежащие ведение инвентарного пообъектного учета основных средств:
7. контроль записей в журнале учета движения основных средств.
Аудитор осуществляет проверку условий хранения и эксплуатации объектов основных средств, обеспечение их сохранности предполагает получение сведений о том, за кем закреплены отдельные объекты, как организована их охрана и использование. Для этого необходим осмотр производственных и складских помещений, опрос сотрудников предприятия.
Аудитор должен оценить и систему бухгалтерского учета на предмет соответствия его ведения действующему законодательству. Итак, необходимо установить правильность применения соответствующих счетов бухгалтерского учета, предназначенных для учета основных средств, надлежащие и своевременное ведение учетных записей в соответствующих журналах и ведомостях; постоянность ведения учетной политики по основным средствам; уровень квалификации учетного персонала.
Риск выявления означает, что существенные ошибки, содержащиеся в финансовых отчетах, могут остаться без внимания аудитора в следствии осуществления выборочного исследования, неправильного применения тестового контроля, ненадлежащего толкования результатов аналитического обзора, применение неэффективных методов и приемов, ограниченности в получении информации по основным средствам. Чем выше уровень оцененного аудитором риска внутреннего контроля и риска системы бухгалтерского учета, тем ниже уровень риска выявления нужно запланировать для обеспечения надлежащего качества аудиторской проверки. От оцененного уровня риска проверки основных средств зависит количество и виды аудиторских процедур, которые будут выполнены.
Для подтверждения первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета основных средств на основе полученной информации необходимо заполнить заранее подготовленные тесты;
Таблица 5 – Тесты проверки состояния систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета основных средств

п/пп
Содержание вопроса или объект исследования
Содержание ответа (результат проверки)
Симв
Выводы и решения аудитора
Внутренний контроль
1
Определен ли круг МОЛ, обеспечивающих сохранность основных средств
Имеется приказ, заключены договора с МОЛ
У4
Приказ и договора отвечают установленным требованиям
2
Созданы ли условия, обеспечивающие сохранность основных средств
Территория ограждена, ряд объектов основных средств на имеют инвентарных номеров
У2
Уточнить порядок регистрации основных средств
3
Проводят ли инвентаризации основных средств
Проводятся только в конце года
У2
Слабый контроль. Необходимо провести выборочную инветар.
4
Каков порядок санкционирования операций по учету движения основных средств
Имеются факты несанкционированного перемещения отдельных объектов основных средств
У1
Отсутствует внутренний контроль, риск контроля высокий
5
Проводятся ли проверки полноты и своевременности оприходования и ввода в эксплуатацию ОС
Выборочно по первичным документам
У2
Риск контроля высокий. Необходимо провести выборочную проверку
6
Проверяется ли использование объектов по различным направлениям деятельности
Не проверяется
У1
Нет фактического контроля. Следует провести выборочную проверку
7
Выявляются ли лица, виновные в повреждении объектов ОС
Не выявляются из-за отсутствия систематического фактического контроля
У1
Риск контроля высокий. При инвентаризации следует выяснить состояние ОС
8
Проверяется ли объем и качество ремонтов ОС
Выборочно по машинам и оборудованию
У2
Следует провести выборочную проверку по зданиям
9
Контролируется ли при списании основных средств оприходование материалов и отходов
Нет
У1
Необходимо выборочно проверить операции по списанию ОС
Система бухгалтерского учета
10
Соблюдается ли установленные условия отнесения объектов к основным средствам
Да
У4
Обосновано применение установленного критерия
11
Произведена ли классификация ОС на соответствующие группы
Нет
У1
Возможны ошибки при начислении амортизации
12
Обоснованы ли способы начисления амортизации по вновь поступившим объектам ОС
Способы выбраны но не обоснованы
У1
Велика вероятность ошибок в учете при использовании различных способов
13
Разработаны ли схемы отражения на счетах движения ОС
Определен только план счетов, схемы нет
У1
Велика вероятность ошибок в корреспонденции счетов
14
Определен ли состав и порядок формирования инвентарной стоимости
Определен состав, но не сформулирован порядок
У1
Имеется вероятность ошибок при определении первоначальной стоимости объектов
15
Организован ли эффективный аналитический учет, ведутся ли инвентарные карточки учета основных средств
Аналитический объект ведется по объектам Основных средств
У2
Необходимо проверить соответствие данных инвентарных карточек и инвентарного списка ОС
16
Соблюдается ли график документооборота по учету движения ОС
Первичные документы по движению ОС сдаются в бухгалтерию часто с опозданием на 2 месяца
У!
Имеется вероятность искажения периодической отчетности из-за отсутствия данных
17
С какой периодичностью сверяются данные аналитического и синтетического учета основных средств
Только в конце года
У1
Велика вероятность искажения периодической отчетности
    продолжение
--PAGE_BREAK--Примечание: У1 – низкий уровень состояния СВК, У2 – ниже среднего уровня состояние СВК, У3 – средний уровень состояния СВК, У4 – высокий уровень состояния СВК
Организация системы внутреннего контроля находится на достаточно низком уровне. Обнаружены такие нарушения, как несанкционированное перемещение объектов основных средств, то есть зачастую технические средства перемещаются в другую часть завода без ведома материально ответственных лиц и бухгалтерии и специального разрешения руководителя предприятия, что влечет за собой искажение данных аналитического учета.
Качество ремонтов поверяется не всегда, то есть существует вероятность того, что проверенное оборудование соответствует предъявленным нормам и оценено в порядке, соответствующем законодательству. Составление актов на заводе производится как формальность. Также есть вероятность допущения ошибки при отнесении суммы затрат на ремонт на увеличение стоимости ремонтируемого объекта.
Отсутствие контроля при списании основных средств приводит к тому, что возникает вероятность неполного, несвоевременного оприходования материалов и отходов, аудитору необходимо провести проверку операций по списанию выборочно и исправить ошибки, допущенные в учете при осуществлении таких операций.
При проверке классификации основных средств также было обнаружено, что отсутствует разделение объектов на группы, что привело к неправильному использованию процентных амортизационных ставок, а значит и неверному начислению амортизации, что приводит к досрочному списанию инвентарных объектов, завышению или занижению налога на прибыль, и как следствие – начисление и уплата предприятием штрафных санкций.
Бухгалтер также может допустить ошибки при составлении корреспонденции счетов по осуществляемым операциям, так как отсутствует схема отражения операций на счетах. Ошибки могут быть допущены при начислении амортизации по вновь поступившим основным средствам, так как выбор методов амортизации не обоснован.
Документы в бухгалтерию подаются нерегулярно, часто с опозданием, такие нарушения могут привести к искажению периодической отчетности.
Итак, исходя из анализа допущенных нарушений и их характера и серьезности последствий, можно сказать, что на предприятии основные положения бухгалтерского учета не соответствуют предусмотренным законодательством пунктам, а значит такие нарушения повлекут за собой серьезные штрафные санкции, что в свою очередь ослабит финансовое положение предприятия.
С целью исправления допущенных нарушений аудитор должен провести выборочные проверки наличия объектов, проверки связанных с ними сумм в отраженных операциях и отражения совокупности этих данных в отчетности
3.2 Проверка соответствия записи в первичных документах реестром бухгалтерского учёта
Учёт арендованных операций регламентируется Инструкцией по бухгалтерскому учёту арендных операций, утверждённой приказом МФУ от 25.07.95 №128 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом МФУ от 06.03.98№50).
Арендная операция предусматривает передачу права пользования отдельными инвентарными объектами основных средств другому субъекту (арендатору) на платной основе и на определённый срок. Различают две формы аренды – оперативную и финансовую.
Оперативная аренда – это хозяйственная операция физического или юридического лица, предусматривающая передачу арендатору права пользования основными фондами на срок, не превышающий срок их полной амортизации, с обязательным возвратом этих средств их собственнику после окончания срока аренды.
Финансовая аренда – это хозяйственная операция физического или юридического лица, предусматривающая приобретение арендодателем по заказу арендодателем по заказу арендатора основных фондов с последующей их передачей в пользование арендатора на срок, не превышающий срока полной амортизации таких основных средств, с обязательным предоставлением права собственности на эти основные средства арендатору после окончания срока аренды с уплатой (выкупом) его остаточной стоимости.
Учёт операций по оперативной аренде. Передача и возврат объекта оформляется актом приемки-передачи. Арендодатель сданный в аренду объект основных средств продолжает учитывать на счёте 10 «Основных средства», только перемещает его инвентарную карточку в отдельный его инвентарный номер в отдельный раздел картотеки.
Арендатор принятые в аренду основных средств зачисляет на забалансовый счёт 01 «арендованные необоротные активы» по балансовой стоимости арендодателя, указанной в договоре аренды, с сохранением инвентарных номеров арендодателя. Регистром аналитического учёта служит копия инвентарной карточки арендодателя (или выписка из инвентарной книги), прилагаемая к акту приемки-передачи. При возврате арендодателя ранее принятых в аренду объектов арендатор списывает их с кредита забалансового счёта 01 «Арендованные необоротные активы», а инвентарные карточки изымает из картотеки и хранит вместе с актом приемки-передачи.
Операции по передаче в оперативную аренду основных средств являются операциями, выражающими вспомогательную деятельность предприятия, поэтому затраты на ведение такой деятельности арендодатель учитывает на счёте 23 «Производство».
По переданным в аренду основным средствам арендодатель на протяжении срока аренды ежемесячно начисляет по установленным нормам амортизацию с отражением по дебету счета 23 «Производство» в корреспонденции с кредитом счёта 131 «Износ основных средств».
В конце месяца расходы, учтенные на дебете счета 23 «Производство», арендодатель списывает с кредита этого счета на дебет счета 903 «Себестоимость реализованных услуг».
Размер арендной платы определятся по Методике расчета и порядку использования платы за аренду государственного имущества, утвержденной постановлением КМУ от 14.10.95 №786. Плата за предоставленные в аренду нежилые помещения устанавливается местными органами власти. Арендная плата обычно включает: амортизационные отчисления на полное восстановление арендуемого имущества, часть прибыли, получаемой арендодателем от использования арендуемого имущества, и сумму налога на добавленную стоимость.
На сумму арендной платы, причитающейся к получению с арендатора (при оперативной аренде), в бухгалтерском учёте арендодателя делается запись по дебету счета 377 «Расчеты с разными дебиторами» и кредиту счета 731 «Доход от операционной аренды». Сумма налогового обязательства по НДС отражается записью по дебету счета 713 «Доходы от операционной аренды» в корреспонденции с кредитом счета 641 «Расчеты по налогам». Поступление арендной платы от арендатора отражается записью по дебету счета 31 «Счета в банках» и кредиту счета 377 «Расчеты с разными дебиторами».
При этом на счете 23 «Производство», кроме амортизационных отчислений, могут быть учтены и другие расходы (страхование объекта аренды, коммунальные услуги, охрана и др.), если они по договоренности сторон выполняются арендодателем. Если же сопутствующие эксплуатации объекта аренды услуги выполняются не арендодателем, а сторонней организацией, с которой арендатор сам ведет расчеты, то причитающаяся к возмещению арендатором часть стоимости таких услуг на счете 23 «Производство» арендодателем не отражается, а относится на дебет счета 377 «Расчеты с разными дебиторами» (по расчетам с арендатором) в корреспонденции с кредитом счета 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Арендатор ежемесячно на сумму причитающейся арендной платы (включая и стоимость услуг, расчеты за которые осуществляет арендодатель) делает запись по кредиту счета 685 «Расчеты с разными кредиторами» в корреспонденции с дебетом счетов:
–        23 «Производство», 91 «Общепроизводственные расходы» (при использовании объектов аренды в производственных целях);
–        92 «Административные расходы» (при использовании объектов аренды для общехозяйственных потребностей);
–        93 «Расходы на сбыт» (при использовании объектов аренды ля обеспечения сбытовой деятельности);
–        949 «Прочие расходы операционной деятельности» (при использовании объектов аренды в обслуживающих производствах и хозяйствах);
–        15 «Капитальные инвестиции» (при использовании объектов аренды на капитальных работах, выполняемых хозяйственным способом).
Сумма налогового кредита по НДС, на которую арендатор •имеет право уменьшить налоговое обязательство, отражается записью по дебету счета 641 «Расчеты по налогам» в корреспонденции с кредитом счета 685 «Расчеты с разными кредиторами».
Перечисление арендодателю причитающейся суммы арендной платы (включая стоимость услуг, расчеты за которые осуществлял арендодатель) отражается по дебету счета 685 «Расчеты с разными кредиторами» и кредиту счета 31 «Счета в банках».
Арендная плата, перечисленная арендодателю авансом за предстоящий период, отражается в учете по дебету счета 39 «Расходы будущих периодов» в корреспонденции с кредитом счета 31 «Счета в банках». При наступлении соответствующих отчетных периодов, к которым относится уплаченная наперед арендная плата, счет 39 кредитуется в корреспонденции с дебетом счетов, на которые должна быть отнесена начисленная арендная плата (23 «Производство», 91 «Общепроизводственные расходы», 93 «Расходы на сбыт» и др.).
Если условиями договора на оперативную (или финансовую) аренду основных средств предусмотрена достройка, дооборудование, реконструкция или модернизация объекта аренды арендодателем, то такие расходы учитываются как капитальные инвестиции и после окончания работ зачисляются в состав собственных основных средств. Если к моменту возврата объекта оперативной аренды затраты по его достройке, реконструкции и модернизации недоамортизированы (и не могут быть физически отделены от объекта без нанесения вреда его дальнейшему использованию по назначению), арендатор списывает с баланса (кредит счета 10 «Основные средства») и отражает в порядке, предусмотренном для учета операций по:
а) продаже основных средств – если арендодатель возмещает затраты по достройке, дооборудованию и модернизации объекта оперативной аренды;
б) безвозмездной передаче основных средств – если такие затраты арендодателем не возмещаются.
Арендодатель при возврате объекта оперативной аренды увеличивает его первоначальную стоимость на стоимость достройки, дооборудования и реконструкции и с учетом начисленного износа отражает в порядке, предусмотренном для учета операций по:
а) приобретению бывших в эксплуатации основных средств – если арендодатель возмещает стоимость работ арендатору;
б) безвозмездному поступлению основных средств – если стоимость работ арендодателем не возмещается арендатору.
Таблица 6 – Основные бухгалтерские проводки, используемые при учете операций по оперативной аренде
Содержание хозяйственной операции
Дебет счета
Кредит счета
1
2
3
А. У арендодателя
Передача в оперативную аренду объектов основных средств (основные средства числятся на балансе арендодателя с выделением в регистрах аналитического учета в обособленную группу)


Начисление амортизации (износа) по сданным в оперативную аренду основным средствам
23
131
Отражение причитающейся к получению арендной платы от арендатора
377
713
Отражение налогового обязательства по НДС
713
641
Зачисление на счет арендодателя арендной платы, поступившей от арендатора в сумме, указанной в расчетных документах, за предоставленные в оперативную аренду основные средства
31
377
Списание арендодателем фактической себестоимости арендных услуг
903
23
Перечисление в бюджет надлежащей суммы налога на добавленную стоимость
641
31
Б. У арендатора
Принятие на учет объектов основных средств, взятых в оперативную аренду
01

Возврат арендодателю объекта аренды

01
Отражение суммы арендной платы, надлежащей арендодателю по договору аренды:
– при использовании объектов аренды для производственных нужд
– при использовании объектов аренды в обслуживающих производствах и хозяйствах
– при использовании объектов аренды на работах капитального характера
91,92
949
15
685
685
685
Отражение суммы налогового кредита с НДС, на которую арендатор имеет право уменьшить налоговое обязательство
641
685
Перечисление арендодателю причитающейся суммы арендной платы по договору аренды
685
31
Отражение расходов на ремонт, достройку, реконструкцию, модернизацию арендованных основных средств за счет арендодателя согласно договору аренды:
– на стоимость работ, выполненных; подрядными организациями
15
63
– на сумму налогового кредита с НДС, на которую арендатор имеет право уменьшить налоговое обязательство
641
63
– на сумму, перечисленную подрядными организациями за выполненные работы
63
31
Зачисление выполненных работ по ремонту, достройке, реконструкции, модернизации арендованных основных средств в счет арендной платы
685
713
– начисление НДС
713
641
– списание расходов по ремонту, достройке, реконструкции, модернизации арендованных основных средств
903
15
Отражение расходов по достройке, реконструкции, модернизации арендованных основных средств за счет арендатора:
– стоимость выполненных работ подрядными организациями
15
63
– отражение суммы налогового кредита с НДС, на которую арендатор имеет право уменьшить налоговое обязательство
641
63
– оплата стоимости работ, выполненных подрядными организациями
63
31
Учет операций по финансовой аренде. Передача в финансовую аренду объектов основных средств отражается арендодателем записью по дебету счета 161 «Задолженность за имущество, переданное в финансовую аренду» и кредиту счета 10 «Основные средства».
Арендатор на стоимость взятых в финансовую аренду объектов основных средств в оценке, согласованной с арендодателем, делает запись по дебету счета 10 «Основные средства» (соответствующий субсчет учета основных средств) и кредиту счета 531 «Обязательства по финансовой аренде». Аналитический учет по указанному счету ведется по каждому арендодателю.
Ежемесячно причитающаяся к погашению часть стоимости финансовой аренды арендодателем отражается записью:
Д‑т сч. 377 «Расчеты с разными дебиторами»;
К‑т сч. 161 «Задолженность за имущество, переданное в финансовую аренду».
Одновременно причитающаяся к получению сумма вознаграждения за финансовую аренду отражается записью:
Д‑т сч. 373 «Расчеты по начисленным доходам»;
К‑т сч. 732 «Проценты полученные».
При получении плата от арендатора в погашение за имущество, взятое в аренду, делают запись:
Д‑т сч. 31 «Счета в банках»;
К‑т сч. 377 «Расчеты с разными дебиторами»
(на сумму арендной платы);
К‑т сч. 373 «Расчеты по начисленным доходам»
(на сумму полученных процентов).
Арендаторы сумму начисленной амортизации взятых в финансовую аренду основных средств отражают по кредиту счета 131 «Износ основных средств» (соответствующий субсчет учета износа арендованных основных средств) и дебету счетов по учету издержек производства (обращения).
Причитающуюся по договору сумму арендной платы ежемесячно отражают по кредиту счета 61 «Текущая задолженность по долгосрочным обязательствам» и дебету счета 531 Обязательства по финансовой аренде» (на сумму текущей части обязательств по финансовой аренде).
На сумму начисленных процентов по задолженности, связанной с финансовой арендой, делают запись:
Д‑т сч. 952 «Прочие финансовые затраты»;
К‑т сч. 684 «Расчеты по начисленным процентам».
Погашение задолженности по арендной плате отражается записью по кредиту счета 31 «Счета в банках» и дебету счетов:
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.