Введение
При выборе темы реферата я не задумываясь взялась за эту тему. Т.к. впервые столкнулась с понятием "политическая культура" и, как правило, с ним мало кто знаком.
Понятие "политическая культура" привлекает меня тем, что на сегодняшний день трудно говорить о том, что наше общество можно характеризовать как политически грамотное.
Сегодня в России происходит построение гражданского общества, а оно не возможно без формирования либерально-демократической модели политической культуры гражданина, без выработки у россиян активной жизненной позиции, без осознания ими своей причастности к происходящим в стране событиям.
Гражданами, однако, не рождаются, ими становятся в результате продолжительного взаимодействия с окружающим миром, восприятия его норм, ценностей, традиций.
В своем реферате я попыталась разобраться как раскрываются эти два понятия и как они взаимосвязаны между собой.
Понятие "Политическая культура"
Подходить к рассмотрению данного понятия целесообразно на основе предварительного уяснения более общего понятия — культура. Культура есть совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, в которых закрепляются и передаются от поколения к поколению достигнутые результаты деятельности людей в различных областях общественной жизни.
Впервые понятие "политическая культура" появилось в статье американского политолога Г. Алмонда "Сравнительные политические системы" (1956 г.)
Политическая культура - часть человеческой культуры в целом. Поэтому ее изучение ограничивается только теми культурными явлениями, которые формируют, прежде всего, в политической со общности, как компоненты политической реальности.
Политическая культура - это система отношений и одновременно процесс производства и воспроизведения составляющих ее элементов в ряде сменяющих друг друга поколений. Это явление динамическое, развивающееся. Постоянно обогащающееся историей в своем содержании и формах, явлений, чутко реагирующий на изменения в реалиях окружающего мира. Будь то промышленная, научно-техническая, компьютерная или информационная революции.
Политическая культура составляет в некотором роде этнос, или дух, который формирует. Она представляет руководящие принципы политического поведения, политические нормы и идеалы, обеспечение единства и взаимосвязь институтов и органично придавая целость и интеграцию политической сфере, подобно тому, как общенациональная культура придает целостность и интегрированность общественной жизни в целом.
Политическую культуру можно характеризовать как ценностно-нормированную систему, которая разделяется большинством населения. Она включает базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на политическую систему. Политическая культура имеет многокомпонентный характер. По крайней мере, в ее структуре можно выделить следующие элементы:
- когнитивный (англ. "соgnitivе" — познавательный); составляют доминирующие в обществе или наиболее характерные для той или иной социальной группы типичные, укоренившиеся представления о разных аспектах политической жизни общества: о политической системе и ее отдельных институтах; о политическом режиме, механизме власти и управления; о принятии решений и их реализации; о носителях властных полномочий; о собственном месте в политической жизни, компетентности и эффективности участия в политической деятельности.
- нормативно-оценочный; образуют характерные для данного общества, определенной социальной группы, отдельного индивида политические ценности, нормы, цели, идеалы.
- эмоционально-психологический; составляют чувства и переживания, которые испытывают социальные субъекты в связи с их участием в политических процессах. Включает в себя также и иррациональные факторы в сознании и поведении, которые представляют собой сложные и не поддающиеся простому причинно-следственному объяснению побудительные мотивы в действиях людей. Такие факторы проявляются в форме политических мифов, которые есть не что иное, как вера людей в то или иное «светлое», «прекрасное» будущее. Политические мифы теснейшим образом переплетены с определенными знаниями и представлениями о социальной действительности.
- установочно-поведенческий; составляют политические установки и соответствующие стереотипы поведения, которые способствуют переводу представлений и ценностей в плоскость практической реализации. Можно сказать: политическая установка — это отношение субъекта к политическим явлениям, политическое поведение — это тот или иной способ реагирования субъекта на происходящие события.
Все рассмотренные элементы политической культуры относительно самостоятельны и вместе с тем взаимосвязаны, тесно переплетаются, образуя специфическую целостность. Характер политических знаний и представлений, ценностей и убеждений, эмоциональных состояний и психологических чувств, позиций и установок, преобладающих образцов поведения определяют содержание политической культуры, присущей данному социальному объекту.
Функции политической культуры:
1. Идентификация, реализуя потребность человека в понимании групповой принадлежности;
2. Ориентации, объясняя смысл политических явлений;
3. Адаптации и социализации – через приобщение к навыкам политического поведения;
4. Интеграции, направленной на сохранение ценностей и объединение вокруг них различных групп;
5. Коммуникации, осуществляя взаимодействие субъектов и институтов на основе стереотипов, мифов, символов.
Г. Алмонд и С. Верба выделяют три основных типа политической культуры:
1. Патриархальная политическая культура, основным признаком служит отсутствие в обществе, где она господствует, интереса к политической системе, его ограничение местной или этнической солидарностью, ориентация политического поведения на воспроизведение раз навсегда заданных образцов. Характерны ориентации граждан на местные ценности – общину, род, клан, деревню, племя и т.п. Индивид с патриархальной культурой ориентирован на конкретные личности – вождей, шаманов.
2. Подданнический тип культуры характеризуется пассивным отношением граждан к политической системе. Здесь личность уже ориентирована на политическую систему, связывает с ней свои ожидания, но в то же самое время опасается санкций с ее стороны.
3. Активистский тип или политическая культура участия отличается активным включением индивидов в политическую жизнь. Граждане умело артикулируют свои интересы и через выборы, группы интересов, партии оказывают влияние на процесс выработки политики. В то же самое время они демонстрируют лояльность к политической системе, законопослушность и уважение к принятым решениям.
Основными чертами гражданской политической культуры выступают: консенсус относительно легитимности политических институтов; терпимость по отношению к другим ценностям и интересам.
Любая культура состоит из субкультур. В политической науке выделяются их различные типы: религиозные, этнолингвистические, региональные, демографические.
Наличие в обществе множества политических субкультур может оказаться источником дестабилизации общественно-политической жизни. Иногда отдельные субкультуры на столько отличаются от общей политической культуры, что могут рассматриваться в качестве самостоятельных контркультур. Стабильности общества способствует единство его политической культуры.
Политическая социализация
Учеными разных стран немало сделано по изучению процесса освоения людьми политических ориентаций и образцов поведения, т. е. по изучению процесса политической социализации. Термин "политическая социализация" впервые был введен в 1959 году американским ученым Г. Хайменом.
В 1968 году около 800 членов Ассоциации американских политологов избрали своей специальностью “политическую социализацию”. Американский политолог Ф. Гринштейн утверждает, что использование этого понятия возможно в следующих ситуациях:
1)при изучении политических ориентаций у детей;
2)при изучении норм и правил, преобладающих в обществе;
3)при изучении влияния различных политических теорий на граждан в любой стадии их жизненного цикла;
4) в ходе наблюдений за деятельностью институтов социализации, которые являются своеобразными каналами воздействия общества на человека.
Функций политической социализации:
1) Определяет политические цели и ценности, к которым стремится и которые хочет постичь индивид через политическое участие;
2) Формирует представления о приемлемых способах политического поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации;
3) Определяет отношение индивида к окружающей среде в политической системе;
4) Вырабатывает определенное отношение к политической символике;
5) Формирует способности к познанию окружающего мира;
6) Формирует убеждения и отношения, являющиеся «кодом» политической жизни.
Типы политической социализации:
1. Прямая (первичная) социализация – это непосредственное приобретение политических знаний и установок.
2. Косвенная (вторичная) социализация – это своего рода «проекция» черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки.
Модели политической социализации (по Р.М. Мерельману):
1) Системная – характеризуется формированием позитивного отношения к власти, правовому порядку, традиционным институтам. (Школа и семья, а также окружение личности, ее сверстники), англо-американская культура.
2) Гегемонистская – формирует молодежь, враждебно настроенную против любой социальной и политической системы, кроме «своей». (Средства массовой информации), не западная цивилизация.
3) Плюралистическая – формирование представлений граждан о своих политических интересах, желания участия в их реализации, высокого уровня гражданской активности, континентально-европейская культура, ( школа, родители, средства массовой информации, партии и группы интересов.
4) Конфликтная – сводится к формированию лояльности к определенной группе и готовности поддержать ее в борьбе против других групп (органы пропаганды и агитации, представляющие интересы группы), авторитарные политические системы.
В каждой политической системе процесс социализации имеет свои особенности.
Заключение
В своем реферате я отобразила оба вопроса, поставленные мною во введении. И теперь можно подвести итог ко всему выше сказанному.
Политическая культура - неотъемлемая черта каждого общества, характеристика образа и стиля политической жизни общества, "составная часть общей культуры, совокупный показатель политического опыта, качества политических знаний и предпочтений, образцов поведения и функционирования политических субъектов". Политическая культура представляет собой политический опыт, память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, их ориентации и навыки, влияющие на политическое поведение. Этот опыт содержит в обобщенном, преобразованном виде впечатления, ориентации и предпочтения, как в сфере международных, так и внутренних отношениях.
Политическая культура представляет собой обширную сферу всей культуры человечества, непосредственно связанную с политикой. Она выражается в достигнутом качестве и направленности политической жизни общества, в характере политического развития, политической деятельности людей, функционирования политических институтов, доминирующих политических ценностей и образцов поведения. Результат и мера политической культуры - политический человек, качества политической жизни общества в целом.
Судьба любого общества в значительной мере зависит от того, каких именно социально-политических ценностей, норм и правил жизнедеятельности придерживаются его члены.
В то же время, очевидно, что люди не рождаются с готовой суммой знаний о социальных законах развития и политического участия. Это знание приобретается и проверяется ими на протяжении всей жизни. Процесс приобщения индивидов к существующим социальным нормам и культурным ценностям называется социализацией.
В целом же, превращению индивида в сознательный и активный субъект политики, способствует такая система политической социализации, которая не только представляет ему мотивации к активности, и создает возможности участия в политической жизни, но и одновременно с этим обеспечивает индивида необходимыми знаниями и навыками практической деятельности, и формирует у него способности к пониманию политической действительности и самоопределению в ней.
Используемая литература:
1. Макарова Т.Д. / Курс лекций
2. Гаджиев К.С. Политология. М., 2001.
3. А.И. Демидов, В.М. Долгов, А.В. Малько / Политология /М.: Гардарики 2005
4. Мельников М.Е. Политология. Учебник. 1998 г