Реферат по предмету "Политология"


Спор в политике

Содержание Введение 1. Понятие спора, цели и подходы к его проведению 2. Понятие "международный спор" 2.1. Роль ООН в деле урегулирования международных споров
3. Трудовые споры в Тюменской области Заключение Введение Человечество знакомо с спорами и конфликтами с момента своего возникновения. Споры и войны вспыхивали на всем протяжении исторического развития общества между племенами, городами, странами, народами. Войны велись по поводу территорий, ресурсов. Их порождали религиозные, культурные, идеологические, этнические и другие противоречия. Как заметил немецкий военный теоретик К. фон Клаузефиц, история мира – это история войн. И хотя подобное высказывание является все же преувеличением, нельзя не согласиться с тем, что роль и место споров в истории развития человечества более чем существенны. На фоне споров возникали конфликты, которые уносили множество жизней, вели к разрухе и голоду. Современные споры стали одним из ведущих факторов нестабильности на земном шаре. Будучи плохо управляемыми, они имеют тенденцию к разрастанию, подключению все большего числа участников, что создает серьезную угрозу не только тем, кто непосредственно оказался вовлеченным в спор, но и всем живущим на земле. Для России проблема урегулирования споров мирными средствами важна вдвойне: во-первых, с точки зрения общей угрозы, которую вооруженные споры представляют для человеческой цивилизации, и, во-вторых, с точки зрения непосредственных российских интересов. 1. Понятие спора, цели и подходы к его проведению Спор - это обсуждение в форме исследования проблемы с целью установления истины. В. И. Андреев предлагает в качестве рабочего определения понятия «спор» следующее: Спор – это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ ее коллективного исследования, при котором каждая из сторон, аргументируя (отстаивая) и опровергая (оппонируя) мнение собеседника (противника), претендует на монопольное установление истины. Выделяют семь вариантов протекания дискуссии-спора: Эвристический подход к ведению спора, когда одна из сторон, не настаивая на своем подходе к решению проблемы, используя методы убеждения, интуицию и здравый смысл, постепенно склоняет к своей точки зрения другого или других собеседников, участников спора. Логический подход к ведению спора, для которого характерны жесткий логический анализ и аргументация, благодаря чему, следуя приемам и правилам формальной логики, участники дискуссии приходят к некоторому окончательному выводу. Софический подход к ведению спора, при котором одна из сторон стремится победить своего оппонента любым, даже логически неправильным путем, используя так называемые софизмы. Авторитарный подход к ведению спора, когда одна из сторон, опираясь на авторитеты либо используя свой авторитет, а нередко и власть, навязывает свою точку зрения другим. Критикующий подход к ведению спора, когда одна из сторон всецело акцентирует внимание лишь на недостатках, слабых местах и позициях своих оппонентов, не хочет и не стремится увидеть позитивные элементы в противоположной точке зрения и не может предложить свое решение. Демагогический подход к ведению спора, который заключается в том, что одна из сторон ведет спор не ради истины, а скорее всего для того, чтобы увести дискуссию в сторону от истины, преследуя при этом свои личные, часто неизвестные участникам спора цели. Прагматический подход к ведению спора, который заключается в том, что одна или каждая из сторон ведет спор не только ради истины, но ради своих практических, иногда меркантильных целей, которые скрыты и не известны собеседникам. Цели ведения спора, в зависимости от того, направлены они на решение обсуждаемой проблемы или, наоборот, на то, чтобы создать дополнительные проблемы и барьеры, могут быть разделены на две группы: конструктивные и деструктивные. Перечислим наиболее характерные конструктивные цели ведения дискуссии, спора: - обсудить все возможные варианты решения проблемы; - выработать коллективное мнение, коллективную позицию по какому-либо вопросу; - привлечь внимание к проблеме как можно больше заинтересованных и компетентных лиц; - опровергнуть ненаучный, некомпетентный подход к решению проблемы, разоблачить ложные слухи; - привлечь на свою сторону как можно больше лиц, готовых к сотрудничеству; - оценить возможных единомышленников и противников. 2. Международные споры Понятие "международный спор" обычно используется для обозначения разногласий между госу-дарствами, в том числе тех, что могут поставить под угрозу международный мир и безопасность. В основе международных споров лежит целый ряд факторов экономического, социально-политического, идеологического, военного, международно-правового характера. В самом общем виде международный спор можно рассматривать в качестве специфического политико-правового отношения, возникающего между двумя или большим числом субъектов международного права и отражающего противоречия, существующие в рамках этого отношения. С момента возникновения спора и в течение всего периода его развития и существования должен действовать принцип мирного разрешения международных споров как общепризнанный императивный принцип международного права. В Уставе ООН для квалификации конфликтных отношений используются понятия "спор" и "си-туация". Понятие "международная ситуация", которая может привести к трениям между государствами или вызвать спор между ними и которая может угрожать поддержанию международного мира и безо-пасности, в Уставе ООН не определяется, как не определяется и понятие "спор". Согласно доктрине международного права и практике Совета Безопасности, а также Междуна-родного Суда ООН, спор имеет место в том случае, когда государства взаимно предъявляют претензии по поводу одного и того же предмета спора. Ситуация же имеет место тогда, когда столкновение инте-ресов государств не сопровождается взаимным предъявлением претензий, хотя и порождает трения ме-жду ними. "Ситуация" - более широкое понятие, чем "спор". Общим признаком, характеризующим как спор, так и ситуацию, является столкновение интересов государств. Различают два вида споров и ситуаций: продолжение одних угрожает международному миру и безопасности, продолжение других не сопряжено с такой угрозой. В свете целей ООН важнее улажи-вать споры и ситуации первого вида. Вместе с тем, исходя из этих же целей, всякие споры и ситуации должны быть улажены, ибо те из них, что не угрожают международному миру и безопасности, все же вызывают международные трения, а для поддержания дружественных отношений и сотрудничества между государствами необходима ликвидация любых международных трений. Устав ООН не устанавливает критериев разделения споров и ситуаций на две указанные катего-рии, предоставляя решение этого вопроса Совету Безопасности. В ст. 34 Устава говорится: "Совет Безо-пасности уполномочивается расследовать любой спор и любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спо-ра или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности". Такие критерии, оче-видно, и не могли быть установлены, поскольку решение вопроса о том, представляет ли спор или си-туация угрозу международному миру и безопасности, обусловлено конкретными обстоятельствами ка-ждого конкретного спора или ситуации, а также зависит от характера внешней политики спорящих либо вовлеченных в ситуацию сторон. Во всяком случае, несомненно то, что принцип мирного разрешения международных споров рас-пространяется на все международные споры и ситуации, независимо от того, угрожают они или нет ме-ждународному миру и безопасности. Правовые последствия, вытекающие из квалификации Советом Безопасности ООН конфликта в качестве "спора" или "ситуации", не одинаковы. На основании п. 3 ст. 27 Устава ООН постоянный член Совета Безопасности, являющийся стороной в споре, должен воздержаться от голосования при приня-тии решения. Это положение не относится к ситуациям. Согласно п. 1 ст. 36 Устава ООН, Совет Безо-пасности может рекомендовать процедуру или методы урегулирования как спора, так и ситуации. В со-ответствии со ст. 37 и 38 Совет Безопасности может рекомендовать сторонам условия разрешения спо-ра, но не ситуации. Передача дела в Международный Суд ООН может иметь место только в отношении спора, но не ситуации. Международные споры классифицируются по различным основаниям: по объекту или предмету спора, по степени опасности для международного мира, по географии распространения (локальные, ре-гиональные или глобальные), по числу субъектов (двусторонние или многосторонние). Международ-ный спор упоминается во многих многосторонних и двусторонних договорах. Устав ООН предусматривает определенные процедуры урегулирования нескольких разновидно-стей международных споров. Среди них: "спор, продолжение которого могло бы угрожать поддержа-нию международного мира и безопасности" (ст. 33); "международные споры" (п. 3 ст. 2); "любой спор", то есть спор, который может и не представлять собой прямой угрозы поддержанию международного мира (ст. 38); "местные споры" (пп. 2 и 3 ст. 52); "споры юридического характера" (п. 3 ст. 36). Какого-либо четкого разграничения между юридическими (правовыми) и политическими спора-ми в Уставе ООН не содержится. Вместе с тем в п. 2 ст. 36 Статута Международного Суда ООН содер-жится перечень критериев, дающих представление о том, что следует понимать под спорами юридиче-ского характера. Правовыми спорами, подпадающими под юрисдикцию Международного Суда ООН, являются споры, касающиеся толкования договора, любого вопроса международного права, наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства, а также касающиеся характера и размеров возмещения за нарушение обязательства. Особое место среди всего разнообразия международных споров занимают территориальные спо-ры, то есть споры о принадлежности определенного участка территории, которые часто сопровождают-ся опасными политическими кризисами и вооруженными конфликтами.
2.1 Роль ООН в деле урегулирования международных споров Мирное урегулирование споров между государствами – общепризнанный принцип международного права, закреплённый в п. 3 ст.2 Устава ООН: «Все члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость»1. Устав ООН в п.1 ст. 1 закрепил обязанность всех государств «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».
Впервые на Гаагских конференциях 1899 и 1907 гг. были приняты конвенции о мирном урегулировании международных конфликтов, сформулировавшие обязательства государств разрешать споры предусмотренными мирными средствами. Обращение к мирным средствам было предусмотрено в т.н. договорах Брайана, заключенных США в 1913-1914 гг. В дальнейшем Статут Лиги Наций в ст. 12 подтвердил это обязательство. В Парижском договоре 1928 года об отказе от войны был также закреплён принцип мирного разрешения споров. Однако лишь с созданием ООН и принятием Устава ООН, запретивших применение и угрозу силой, принцип мирного урегулирования споров был реализован в полной мере. После принятия Устава ООН этот принцип получил подтверждение в многочисленных международно-правовых документах, в том числе в Декларации о принципах международного права 1970 г., Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и Манильской декларации о мирном разрешении международных споров 1982 г. Определение спора, которое разделяют многие учёные, было дано Постоянной палатой международного правосудия в деле Мавроматиса 1924: «спор является разногласием по вопросу факта или нормы права, конфликтом юридических взглядов или интересов между двумя лицами»2. Роль ООН, как гаранта мира и безопасности, в деле разрешения международных споров мирными средствами невозможно переоценить. Ключевую роль в разрешении споров Устав ООН отводит Совету Безопасности, установив его обширные полномочия в этой сфере в главе VI Устава «Мирное разрешение споров». Хотя Совет Безопасности вправе давать рекомендации по разрешению любого спора по запросу спорящих сторон и в соответствии со ст. 34 Устава ООН может расследовать любой спор или угрожающую ситуацию, его компетенция ограничена лишь теми спорами, «продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности». То есть в поле зрения Совета Безопасности попадают лишь наиболее опасные, угрожающие миру, споры. Особенностью значения Совета Безопасности является то, что он, будучи вправе в любой момент дать необходимые рекомендации (ст. 36(1) Устава ООН), в соответствии со ст. 33(1) и 52 (2) Устава ООН, рассматривается как средство разрешения спора в случае, если переговоры, другие средства разрешения споров, а также механизмы региональных международных организаций не урегулировали межгосударственный спор. Совет Безопасности обладает особыми полномочиями – он, в отличие от Международного Суда, не нуждается в согласии сторон, чтобы рассматривать спор и в соответствии с главой VII Устава ООН он вправе применять различные санкции. Интерес вызывает новейшая практика Совета Безопасности по урегулированию споров и различных ситуаций путём создания специальных органов, наделённых правовыми функциями. Среди этих органов, осуществляющих, по-сути, судебное разбирательство, учрежденная резолюцией 687 в 1991 году Комиссия по компенсациям за ущерб, причиненный иракским вторжением в Кувейт, а также созданные в 1993 и 1994 году трибуналы по расследованию и наказанию преступлений, совершенных в Югославии и Руанде. Несмотря на то, что Совету Безопасности в Уставе ООН отведена основная роль по разрешению международных споров, другие органы ООН, в частности Генеральная Ассамблея, а также Генеральный Секретарь, часто участвуют в урегулировании различных международных конфликтов. Генеральная Ассамблея вправе, в соответствии со статьями 10 и 14 Устава ООН, обсуждать и предлагать рекомендации по принятию «мер мирного улаживания любой ситуации, которая могла бы нарушить общее благополучие или дружественные отношения между нациями». Роль ООН в разрешении международных споров велика и реализуется в разных формах: добрые услуги, посредничество, примирение, обследование, а также судебное разбирательство в Международном суде. В целом, роль международных организаций возрастает, также перспективный процесс – партнёрство международных организаций в деле урегулирования конфликтов: во время кризиса в Либерии в 1990 миротворческие силы были организованы субрегиональной международной организацией Экономическое сообщество государств Западной Африки и поддержаны ООН.
3. Трудовые споры в Тюменской области.
Также нужно сказать что споры, возникали и будут возникать не только между странами, но и в нутрии государства, области. Так на фоне кризиса в 2010 году в связи с сокрушениями, образовалась большая безработица которая не обошла стороной и Тюменскую область. Так в Тюменской областной Думе состоялось заседание антикризисной рабочей группы по работе с трудящимися и профсоюзными организациями о трудовых спорах.
О трудовых спорах, инженерной поддержке и занятости | 05 Март 2010 В Тюменской областной Думе состоялось заседание антикризисной рабочей группы по работе с трудящимися и профсоюзными организациями Тюменского региона. В повестку дня вошли такие вопросы, как текущая ситуация на рынке труда, роль профсоюзов в разрешении трудовых споров и повышение квалификации выпускников вузов. Совещание провел заместитель председателя областного парламента Геннадий Корепанов. В работе антикризисной группы также приняли участие руководитель союза работодателей области Анатолий Лазаренко, председатель совета областного объединенного союза промышленников Эдуард Альтфатер и другие. По первому вопросу выступила заместитель директора областного департамента занятости населения Ирина Лапицкая. Так, на начало января текущего года в области официально зарегистрировано 5934 безработных, что меньше на 1405 человек по сравнению с прошлым годом. В феврале показатель увеличился на двести с лишним человек. Следует отметить, что количество работников, находящихся под риском увольнения, уменьшилось практически в два раза. Чтобы не допустить стихийного заполнения рынка труда иностранными работниками, ведется регулирование внешней трудовой миграции. Кроме того, в прошлом году более двух тысяч российских граждан было трудоустроено на вакансии уволенных иностранных работников, с которыми работодатели расторгли трудовые отношения. Чтобы повысить занятость населения и не допустить напряженности на рынке труда, в прошлом году реализовалась программа дополнительных мероприятий содействия занятости. В ней приняли участие 22 тысячи человек. Уже утверждена соответствующая программа на текущий год, а в рамках первого транша из Федерации поступили 98 млн. рублей. Особенностью является привлечение к программным мероприятиям инвалидов. Ожидается, что в результате реализации программы численность безработных не превысит 7900 человек, а напряженность на рынке труда составит 0,6 человека на одну вакансию.
В целом темп роста безработицы в Тюменском регионе незначителен (0,04 процента), а ее уровень является одним из низких в стране. Геннадий Корепанов добавил, что руководство местного отделения Сбербанка отмечает оживление финансово-экономической жизни.
В свою очередь председатель Тюменского облсовпрофа Михаил Кивацкий рассказал о работе проф-союзов – речь шла о всем регионе, включая два автономных округа. Так, коллективными договорами в области охвачена примерно половина всех работающих. В прошлом году рассмотрено около двух тысяч жалоб и предложений, проведено несколько сот проверок работодателей, направлено более трех тысяч представлений об устранении нарушений трудового законодательства, ряд материалов адресован прокуратуре. По словам председателя облсов-профа, одной из причин трудовых конфликтов является противоречие в социально-трудовых отношениях, что приводит к столкновению интересов сторон. Наиболее типичны следующие конфликты: недостатки в организации труда, бюрократическое отношение администрации предприятия к интересам работников, незнание или игнорирование работодателем норм действу-ющего трудового законодательства, снижение трудовых и социальных гарантий работающих, низкая зарплата и ее несвоевременная выплата, несправедливые расценки. В системе разрешения трудовых конфликтов в мировой практике существует разделение на виды споров – о правах или об интересах. В нашей стране трудовые споры подразделяются на индивидуальные и коллективные, различия между правами и интересами не проводятся, между тем именно суть спора должна определять способ его разрешения. В российской практике вопросами нарушения трудовых прав пока занимаются гражданские суды, которые и без того завалены рассмотрением других дел. Напротив, в других странах наблюдается тенденция разбирать трудовые споры только в специализированных судах. Использование такой практики сократило бы сроки рассмотрения споров, сделало процесс более квалифицированным и позволило избежать лишних финансовых потерь работодателю и государству. По мнению Михаила Кивацкого, нужно усилить ответственность работодателя за невыполнение обязательств коллективного договора – в настоящее время она ничтожно мала. Еще одна проблема при разрешении трудовых споров – уход от ответственности руководителей филиалов предприятий, главный офис которых располагается в другом городе или даже за границей. Кроме того, не все работодатели выступают за создание у себя проф-союзной организации. Одним из элементов совершенствования механизма решения трудовых споров может стать принятие областного закона о дополнительных правах и гарантиях профсоюзов на территории региона. Добавим, что в ряде субъектов РФ подобные законы о дополнительных полномочиях профсоюзов уже приняты. Заместитель председателя обл-думы озвучил предложение приглашать на заседания рабочей группы руководителей профсоюзных организаций от наиболее крупных предприятий. Сергей Шатохин, директор консалтинговой компании «Прэфиш», которая занимается анализом проблем развития машиностроения, остановился на повышении квалификации молодых специалистов. По данным компании, возможность устроиться в этой отрасли у выпускников инженерных факультетов практически свелась к нулю в период кризиса, в то же время нехватка кадров в машиностроении является одной из системных проблем. Идей в России предостаточно, но им необходима инженерная поддержка – не каждый предприниматель разбирается в формулах и схемах. Между тем в регионе не хватает конструкторско-технологических подразделений, в машиностроении нет ни одной инжиниринговой компании. Консалтинговая компания вместе с заводом «Тюменьгазстроймаш» предложила фракции «единороссов» в областной Думе поддержать создание молодежного инжинирингового центра на базе завода. Благодаря проекту, который получил одобрение, молодые инженеры смогут получить практическую работу в сфере транспортного машиностроения. Вдобавок это еще и форма борьбы с безработицей среди молодых инженерных кадров, позволяющая решать вопросы модернизации отечественной экономики и перевода ее на инновационные рельсы. События последних лет в России делают необходимым проявлять постоянное внимание к проблемам межнациональных (межэтничкских) споров и конфликтов. Эти конфликты многофакторны, вызваны, как правило, несколькими причинами (внутренними или внешними по отношению к конфликтующим сторонам). Собственно национальный (этнический) фактор не является ведущим и не играет главенствующую роль. Последняя может оказаться за таким фактором, как актуализация исторической памяти или территориальные претензии (проблема границ). Подобного рода факторы или причины не только вызывают спор, но и оказывают различное влияние на его интенсивность. Вычленить вес той или иной причины важно для влияния на ход спора, его разрешения и для предотвращения конфликта в экстремальных формах. А это предполагает всестороннее изучение экономических, политических и других интересов взаимодействующих этнических групп, выявление роли национальных элит в выражении и отстаивании интересов. Заключение Решение этнических споров не лежит в сфере логики. Здесь властвуют эмоции и особенности духовной жизни народов, а соображения прямой выгоды чаще всего отсутствуют. Это трагическое несоответствие логики и эмоций исключает возможность использования основанных на переговорной технологии форм разрешения споров. История развития человечества свидетельствует, что все уровни его организации (семья, коллектив, государство, содружество и т.п.) могут эффективно функционировать лишь при безусловном соблюдении выработанных ими политико-правовых и нравственных норм. Центральное место в их системе занимают принципы и нормы по защите прав человека, равноправие и суверенитет народов, их право на свободное самоопределение, территориальная целостность государств, которые не нарушают права человека и национальных меньшинств, решение межгосударственных и международных спорах политическими, мирными средствами. Неуклонное соблюдение этих принципов и норм составляет гарантию прогрессивного развития каждой страны и всего человечества. Литература 1. В.П. Пугачев, А.И. Соловьева / в ведение в политологию/ М.: 1999г. 2. Р.Т. Мухаев /политология/ М.: -2007 г. 3. Д.М.Фельдман /политология конфликта/ М.: 1998 г 4. Полис. Политические исследования. Прогресс. М. 1996г. 5. ОНС. Общественные науки и современность. Наука М. 1999 г. 6. Социально-политический журнал. А.А.Родин, 2010 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :