Ломоносов МихаилВасильевич первый русский уч ный-естествоиспыта тель, поэт, филолог, художник,историк, просветитель.Родился в семьекрестьянина-помора. Стремясь получить образование, в 1730 году отправился вМоскву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В 1735 в числе наиболееотличившихся учеников Ломоносов был направлен в Петербург в академическийуниверситет, а в 1736 командирован для продолжения образования в
Германию, гдеучился сначала в Марбургском университете, а затем в университете городаФрайбурга. По возвращении из-за границы 1742 Ломоносов был назначенадъютантом Академии Наук по физ. классу, а в 1745 стал первым русским,избранным на должность профессора академика .Главным предметом научныхработ Ломоносова в течение первых 10 лет были естественные науки, особеннохимия, физика, металлургия, физическая география, а с 1753 до конца жизниЛомоносов работал в самых различных
областях естественных и прикладных наук,занимался наряду с этим литературным творчеством, опубликовал несколько од итрагедий, а также ряд фундаментальных философских трудов. В 1763 году Ломоносовстал членом Академии художеств. В последние годы жизни научные работы Ломоносовабыли высоко оценены за пределами России. Поч тный член Шведской 1760 и Болонской 1764 академий наук.
Ломоносов был инициаторомразнообразных научных, технических и культурных начинаний. Видя прогресс обществапрежде всего в развитии наук и просвещения, Ломоносов много сил отдал борьбе зарасширение Академии Наук и улучшение е работы учебно-научного учреждения. Вдолжности советника канцелярии Академии Наук 1757 разработал планреорганизации управления
Академией и проект е устава. По инициативе Ломоносоваи его проекту при содействии И.И.Шувалова в 1755 году был открыт Московскийуниверситет. Преподавание в н м началось на основе трудов Ломоносова по естествознанию,русской грамматике, риторике, поэтике. Ломоносов разработал Штаты и регламенты для университета и университетских гимназий. Предложения Ломоносова способствовалиорганизации учебного дела в
Академии Наук в университете были учрежденыфакультеты, назначены профессора, началось систематическое чтение лекций, в гимназияхвведена должность инспектора, назначены преподаватели из числа адъютантовАкадемии Наук. Провед нные по его плану демократические преобразованияувеличили втрое число учащихся гимназий за сч т расширения фондов каз нногосодержания и постройки общежития. Регламентами определялись отношениягимназистов к учению, их поведение, внешний вид.
Если гимназия была призванаприучать воспитанников к правильному образу мышления , то главная обязанностьгимназистов - к наукам простирать крайнее прилежание .Основой обученияЛомоносов считал родной язык. В академической гимназии Ломоносов учредил особыеклассы по изучению русского языка. До Ломоносова учебники устного и письменногокрасноречия составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни. В1743 году Ломоносов написал Краткое руководство к риторике на русском языке.
Изданная в 1748 году Риторика Ломоносова была первой в России хрестоматиеймировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественнойсловесности. На основе Риторики , отражающей многие теоретические вопросыразвития отечественной литературной речи и письма, впоследствии были написаныучебники по русскому красноречию. Перу Ломоносова принадлежит первый научныйтруд по грамматике русского языка -
Российская грамматике 1755, опубликована1757 . Большую роль в становлении грамматических норм сыграло собственноелитературное и естественнонаучное творчество Ломоносова.Ломоносов добивалсяпереводов на русский язык многих учебных пособий. Перевед нная им с латинскогоязыка Волфианская экспериментальная физика 1746 была первым учебником физикидля высших школ на русском языке. Целям обучения служили и собственные трудыЛомоносова по химии
Элементы математической химии 1741 , Введение вистинную физическую химию 1752 , Опыт физической химии, часть первая,экспериментальная 1752-53 и другие.Просветительскаядеятельность Ломоносова не ограничивалась рамками Академии Наук. Он предложилпроект создания а Петербурге отдельного университета, не входящего в АкадемиюНаук, выдвинул идею открытия университета в
Киеве, участвовал в созданииАкадемии Художеств в Петербурге, обосновал необходимость учреждения гимназий вгубернских городах. Однако главная роль в осуществлении просветительскихзамыслов Петра I Ломоносов отводил Академии Наук. Важнейшим направлением е деятельности он считал создание условий для воспитания отечественных уч ных. За то терплю писал Ломоносов перед смертью что стараюсь защитить трудПетра
Великого, чтобы научились россияне, чтобы показали сво достоинство.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |