Идейно-политические проекты второй половины XX века характеризуются наличием двух наиболее значительных течений: маоизм и гандизм. Первое течение характерно преимущественно для ряда стран Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки, тогда как второе нашло наибольшее число своих последователей в Индии-родине М.Ганди. Объединяет эти два направления то, что разработаны они были в странах так называемого «третьего мира» и провозглашали идею независимости и величия собственных государств, обладавших значительными в историческом плане культурными и научными достижениями, и идеологически ориентировались на определенную нацию.
Однако в целом между этими двумя течениями были существенные отличия. Так, в основе теории Мао Дзе Дуна (1883-1976), лидера китайской коммунистической партии, лежал классический марксизм. И главной целью являлось превращение аграрного отсталого китайского государства в индустриальную республику. По примеру советской республики идеальное государственное устройство представлялось Мао как диктатура пролетариата и союз рабочих и крестьян, в котором отсутствует частная собственность, и приоритетным является не личностное, а коллективное начало. Однако в данном случае это скорее является приверженностью китайцев учению Конфуция, в котором постулировалось преобладание общности над личностью и сила человека только в единстве с другими личностями, нежели повсеместное копирование советской практики. Тем не менее стоит отметить, что именно вследствие этой особенности китайской культуры идеология маоизма нашла в государстве так много приверженцев и была достаточно успешно реализована.
Так, в социально-политическом учении Конфуция выделяют три черты, нашедшие наиболее яркое отражение в идеологии маоизма:
1. Отсутствие в Китае нормативных регулирующих институтов - закона и церкви. Традиционное китайское общество абсолютно регулируется только моральным принципом, всеобъемлющим и предельно гибким конфуцианским первопринципом – «ли». Иными словами, для обеспечения порядка и стабильности необходимо было лишь воспитать в гражданах дисциплину и чувство ответственности перед государством.
2. Разделение власти между центральной и местной элитой, при котором вся полнота политической ответственности возлагается на профессиональную политическую элиту Центра. В этом смысле маоизм выполнял роль конфуцианского прервопринципа «ли». Поскольку в китайском обществе такое положение существует, роль идеологии и важность элиты сохраняется, и КПК успешно выполняла роль этой элиты, являясь наблюдающим органом и контролируя выполнение гражданами нормативного кодекса.
3. Сосуществование двух независимых систем управления государством, сопрягающихся между собой на уровне уезда. Сверху – авторитарное безличное бюрократическое государство, снизу – клановое общество, основанное на родственных связях. Слабость средств коммуникации и занятость частными внутренними интересами каждой из этих двух систем обеспечивали низшей из них широкую степень автономности.
Для маоизма также характерно отсутствие политического плюрализма, как в обществе, так и в самой компартии. С оппозицией, в первую очередь, внутрипартийной, велась жесткая борьба как с врагом народной революции.
Как и во внутренней политике, во внешней также присутствовал образ врага, олицетворявшийся с капиталистическими странами Запада, главным образом, с США, Великобританией и Францией. Маоизм активно призывал к осуществлению революции – сначала в самом Китае (идея т.н. «народной революции»), а затем и во всем мире. Главным препятствием на пути к реализации этой цели Мао выдел нежелание западных империалистов признавать самостоятельность и мощь китайской республики.
В отличие от маоизма другое популярное на Востоке учение – гандизм – можно назвать менее радикальным, и в некоторой степени даже религиозным. Его главный идеолог Махатма Ганди (Мохандас Карамчанд Ганди 1869-1948) являлся одним из руководителей национально-освободительного движения Индии. После 1-й мировой войны в стране резко обострилась антиколониальная борьба, Ганди был активным ее участником. Однако борьбу, которую вел Ганди и его сторонники нельзя назвать агрессивной и жестокой. Она проявлялась в особой форме – сатьяграхе-ненасильственном сопротивлении, в первую очередь, британской метрополии. Осуждение всякого насилия со стороны революционного народа осуждалось, что объяснялось наличием более высокого закона, чем земной.
Постичь сатьяграху можно только через самопознание и проникновение ее в менталитет человека. Всякое насилие, по мнению Ганди, и в первую очередь, политическое, ведет к ответному насилию, в результате чего рождаются бесконечные войны и конфликты. Антиколониальное движение, по его мнению, должно осуществляться совсем другими методами, среди которых он выделял убеждение, но не только врага, но и самого себя в силе своего морального духа твердости характера. Также Ганди предполагал осуществить свадеши - поддержку отечественного производства. Десятки миллионов индийцев фактически лишили англичан того, ради чего те вкладывали средства в колонии - рынка. Они выстраивали свою хозяйственную жизнь так, как будто не замечали колонизаторов. Символом этого движения стала прялка, на которой ткали домашнее полотно, призванное заменить заморскую мануфактуру. Помимо свадеши, Ганди применял еще несколько методов сопротивления, не предполагавших насилия: хартал - остановку работы, бандху - массовое и единовременное закрытие предприятий, обслуживающих англичан,и чхерао – достаточно оригинальную политическую акцию. Во время чхерао толпы индийцев окружали английских чиновников и, не прикасаясь к ним, не давали им пройти на работу. Деятельность администрации была полностью парализована.
Идея ненасильственной борьбы базировалась на мировоззрении Ганди, отвергавшим причинение вреда всему живому. Свода, по его мнению, не может быть завоевана кровью и слезами.
В Индии Ганди основал свою школу - ашрам, но никакой специальной проповеди не вел. В ашраме все было устроено просто: минимум удобств, необходимые общие принципы (ненасилие, правдивость, нестяжание, целомудрие, необладание, физический труд, контроль над вкусом, бесстрашие, равное почитание всех религий, свадеши - использование домашних мануфактур, свобода от неприкасаемости) и элементарные, принятые в каждой деревне индусские обряды. Ученики Махатмы предпочитали не произносить лишних слов, а действовать. В частности, в рамках кампании по борьбе с дискриминацией неприкасаемых, они делали работу неприкасаемых - разгребали нечистоты, и многие индийцы, видя, чем занимается "отец нации" и его ближайшие сподвижники, стали несколько иначе относиться к своим вековым предрассудкам . Из этой проповеди, переплетенной с деятельностью, выросло особое социально-политическое учение сарводайя, своего рода "путь жизни", основанный на идее довольства малым и необходимым и замены насилия ненасилием. В области экономики Махатма предлагал ручное домашнее производство и общинные формы распределения, а в области личного развития - реальную революцию, тотальное преображение человека.
Таким образом, существуя приблизительно в одно и то же время, две теории кардинально отличались друг от друга как по своему содержанию, так и по методам борьбы, выбранным лидерами для реализации своих доктрин. И тем не менее обе эти теории нашли множество приверженцев и последователей не только в странах, на которые были ориентированы, но так же и во многих других, преимущественно странах «третьего мира».
Список использованной литературы:
1. Мартынов Д.Е. Конфуцианские элементы в структуре политической доктрины Мао Дзе Дуна.
2. Махатма Ганди / Сост. и авт. предисл. проф Василенко В. А.- М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1998.