Реферат по предмету "Остальные рефераты"


Роль и сущность финансового менеджмента в условиях рыночной экономики

Введение.
 
Глава 1. Роль и сущность финансов предприятия в современной рыночной  
экономике.
1.1.Финансы, их роль и функции в процессеобщественного воспроизводства.
1.2.Структура и процесс функционирования системыуправления
финансовыми ресурсами на предприятии.
Глава 2. Цели, задачи и сущность финансового менеджмента в условиях  
рыночной экономики.
2.1. Эволюция финансового менеджмента.
2.2. Финансовые рынки – как основа деятельностипредприятия.
Глава 3. Сущность и теоретические основы деятельности финансового 
менеджера.
3.1. Квалификационная характеристика финансовогоменеджера.
3.2.Функции финансового менеджера.
 
Заключение.
 
Список литературы.
Введение.
 
Рыночная экономика в Кыргызстане набирает всё большуюсилу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизмрегулирования хозяйственного процесса. Конкурентоспособность предприятию,акционерному обществу, любому другому хозяйствующему субъекту может обеспечитьтолько правильное управление движением капитала и финансовых ресурсов, находящихсяв их распоряжении.
На территории Кыргызской Республики могут создаватьсяи действовать следующие виды предприятий:
·    товарищества, как объединения лиц,непосредственное участие учредителей в их действиях обязательно:
·    общества, как объединения капитала.
·    форма производственныхкооперативов, как форма участия в производстве обычных граждан, а непредпринимателей.
·    государственные предприятия
Хозяйственное общество может быть трех видов:
1. Акционерное общество;
2. Хозяйственное общество с ограниченнойответственностью;
3. Хозяйственное общество с дополнительнойответственностью.
Разнообразие форм собственности, возникновение вКыргызстане фондового рынка подразумевает возникновение обширных финансовыхотношений между участниками рынка
 Финансовые отношениявозникают:
·    между предприятиями иорганизациями в процессе формирования и распределения валового дохода, приоплате поставок, реализации готовой продукции;
·    при выпуске и  распространении акций  предприятия,  взаимном кредитовании, долевом участии;
·    между предприятиями и отдельнымиработниками в  процессе  использования дохода;
·    между юридическими, физическимилицами и банковской системой;
·    междупредприятиями и иностранными партнерами при использовании валютного фонда.
 
Финансовый менеджмент,или управление финансовыми ресурсами и отношениями, охватывает системупринципов, методов, форм и приёмов регулирования рыночного механизма в областифинансов с целью повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Прималом бизнесе для управления финансами достаточна квалификация бухгалтера илиэкономиста, так как финансовые операции не выходят за рамки обычных безналичныхрасчётов, основой которых является денежный оборот. Совершенно иная картина сфинансами большого бизнеса. В большом бизнесе действует закон переходаколичества в качество. Большому бизнесу требуется большой поток капитала исоответственно большой поток потребителей продукции (работ, услуг). При среднеми большом бизнесе, объём и размах деятельности которого измеряютсязначительными суммами, преобладают финансовые операции, связанные синвестициями, движением и преумножением капитала. Для управления финансамибольшого бизнеса уже необходимы профессионалы со специальной подготовкой вобласти финансового бизнеса — финансовые менеджеры (финансовые директора). Знаятеорию финансов, основы менеджмента, финансовый менеджер, приобретая опыт,вырабатывая у себя интуицию и чутьё рынка, становится ключевой фигурой бизнеса.В Кыргызстане происходят глубокие экономические перемены, обусловленные возвращениемстраны в русло общих экономических процессов мирового развития. Идет кореннаяперестройка прежнего механизма управления экономикой, его замена рыночнымиметодами хозяйствования.
Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей,известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собойсоциально ориентированное хозяйство, дополняемое государственнымрегулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так ив механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они —неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструментреализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важнаработа финансового менеджера
Подъём экономики Кыргызстана невозможно представитьбез участия в этом высококвалифицированных кадров с обширными теоретическимизнаниями и хорошей практической школой, позволяющей им осуществлять объективнуюзащиту интересов инвесторов, аукционеров, заимодателей и прочих участниковфинансовых отношений. Вот почему в настоящее время в нашей республике уделяетсямного внимания подготовке и обучению профессионалов в сфере финансовойдеятельности.
Данная курсовая работа направлена на изучение места,занимаемого финансовым менеджером  на предприятии и в современной рыночной экономике,особенности требований предъявляемых к финансовому менеджеру, сущности егоработы и его функций.  Работа призвана осветить ту громадную роль, которуювыполняет финансовый менеджер на предприятии.
Глава 1. Роль финансовпредприятия и финансового менеджмента в современной рыночной экономике.
1.1.    Финансы, их роль и функции в процессе общественного воспроизводства.
 
Финансы представляютсобой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондовденежных средств у субъектов хозяйствования и государства и использования их нацели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества.Можно выделить 4 основные  стадии процесса общественного воспроизводства:производство,  обмен, распределение и потребление. Областью возникновения ифункционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса,когда происходит обмен произведенными общественными продуктами, эквивалентностькоторого для участников процесса обмена устанавливается с помощью стоимостныхоценок. Именно  на этой стадии появляются финансовые отношения, связанные сформированием денежных доходов и накоплений, принимающих специфическую формуфинансовых ресурсов. Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадиипроизводства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой.Однако реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадииобмена, когда стоимость реализована.
В общей совокупности финансовых отношений выделяют 3крупные взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятия,организации, учреждения), страхование, государственные финансы. В зависимостиот характера деятельности субъектов внутри каждой из этих сфер можно выделитьразличные звенья. Каждое звено выполняет свои задачи, имеет собственнуюорганизационную структуру финансового аппарата, однако в совокупности ониобразуют финансовую систему государства (рис.1). Взаимодействие междувыделенными звеньями финансовой системы осуществляется при посредничествеучреждений банковской системы, играющих особо важную роль в отношениифункционирования финансов предприятия.
Финансы субъектов хозяйствования является основнымэлементом приведенной схемы и представляют собой денежные отношения, связанныес формированием и распределением финансовых ресурсов. По источникамформирования финансовые ресурсы подразделяются на:
·    образуемые за счет собственных иприравненных к ним средств (акционерный капитал,  паевые взносы, прибыль отосновной деятельности, целевые поступления и др.);
·    мобилизуемые на финансовых рынкахкак результат операций с ценными бумагами, ссудозаемных операций и др.;
·    поступающие в порядкеперераспределения (бюджетные субсидии, субвенции, страховое возмещение и т.п.).
/>

Рис.1.  Структура финансовой системы.
Страхование представляет собой совокупностьперераспределительных отношений между участниками страхового договора по поводусоздания за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенногодля возмещения  возможного ущерба в связи с последствиями происшедших страховыхслучаев. В результате деятельности страховых организаций формируются мощныефонды финансовых ресурсов. На Западе страховые компании являются, как правило,негосударственными структурами; вместе с тем существует и система государственногосоциального обеспечения.
Государственные финансы являются важнейшим средствомперераспределения стоимости общественного продукта и части национальногобогатства. В основе их лежит система бюджетов:  республиканские, местные.Отдельным элементом в системе государственных являются внебюджетные фонды,главное назначение которых состоит в финансировании отдельных целевыхмероприятий.
Каждое звено финансовойсистемы в свою очередь подразделяется на подзвенья в зависимости от отраслевойпринадлежности субъектов, форм собственности, характера деятельности и т. п. сосвоей организационной структурой, функциями, целями и задачами. Существовзаимосвязей между выделенными сферами и звеньями финансовой системы состоит вовзаимном финансовом обеспечении их деятельности и выражается в виде налогов,сборов, отчислений, пошлин, штрафов, ассигнований и др. В основе этихвзаимосвязей находятся финансы хозяйствующих субъектов, точнее финансовоеобеспечение воспроизводственных затрат, осуществляемое в 3 формах: самофинансирование,кредитование, государственное финансирование. Оптимизация соотношения междуперечисленными формами финансового обеспечения осуществляется государствомпутем применяемой им финансовой политики.
Процесс функционирования любого предприятия носитциклический характер. В пределах одного цикла осуществляются: привлечениенеобходимых ресурсов, соединение их в производственном процессе, реализацияпроизведенной продукции и получение конечных финансовых результатов. В условияхрыночной экономики происходит смещение приоритетов в объектах и целевыхустановках системы управления объектом хозяйствования. Как известно,укрупненными и относительно самостоятельными экономическими объектами,составляющими сферу приложения общих функций управления, являются денежныесредства (точнее, финансовые ресурсы), трудовые ресурсы, средства и предметытруда. В централизованно планируемой экономике приоритеты в управлении этимиобъектами, как правило, не расставлялись. Такой подход был понятен и вполнеестественен. Присущие этому типу экономики тотальное планирование,централизация, а также лимитированность ресурсов с необходимостьюпредусматривали введение жесткого их фондирования. Свобода в манипулированииресурсами, их взаимозамещении была весьма ограниченной. Кроме того, предприятиябыли поставлены в жесткие финансовые рамки и не могли выбирать наиболеерациональную (по их субъективному мнению) структуру всех используемых ресурсов.
В условиях рыночной экономики, централизованноустанавливаемые ограничения в значительной степени снимаются (отменяютсялимиты, снижается роль централизованного снабжения и др.), а эффективноеуправление как раз и предполагает оптимизацию ресурсного потенциалапредприятия. В этой ситуации резко повышается значимость эффективного управленияфинансовыми ресурсами. От того, насколько эффективно они трансформируются восновные и оборотные средства, а также в средства стимулирования рабочей силы,зависит финансовое благополучие предприятия в целом, его владельцев иработников. Финансовые ресурсы в этих условиях приобретают первостепенноезначение, поскольку это единственный вид ресурсов предприятия, трансформируемыйнепосредственно и с минимальным временным лагом в любой другой вид ресурсов.
Стратегия управления заключается в выборе и обоснованииполитики привлечения и эффективного размещения ресурсов (в том числе финансовыхсредств) коммерческой организации, тактика управления -  в конкретизациипоставленных целей в виде системы планов и их ресурсного обеспечения поразличным параметрам (временному,   материально-техническому, информационному,кадровому и т. д.). В зависимости от горизонта планирования состав и структураиспользуемых и планируемых ресурсов существенно различаются. Следовательно,можно сделать два основных вывода. Во-первых, в той или иной степени рольфинансовых ресурсов важна на всех уровнях управления (стратегический,тактический, оперативный), однако особое значение  она приобретает в планестратегии  развития предприятия. Таким образом, финансовый менеджмент как однаиз основных функций аппарата управления приобретает ключевую роль в условияхрыночной экономики. Во-вторых, финансовые ресурсы как основной компонентсистемы бухгалтерского учета представляют собой ведущее связующее звено междуучетом и финансовым менеджментом, что и предопределяет их тесную взаимосвязь.
Финансы субъекта хозяйствования выполняют три основныефункции:
·    формирование, поддержаниеоптимальной структуры и наращивание экономического потенциала предприятия;
·    обеспечение текущейфинансово-хозяйственной деятельности;
·    обеспечение участия хозяйствующегосубъекта в осуществлении социальной политики.
Эти функции могут бытьструктурированы и описаны в терминах целей и задач, стоящих передсобственниками предприятия и аппаратом управления, а также средств и методов ихдостижения.1.2.    Структура ипроцесс функционирования системы управления финансовыми ресурсами напредприятии.
Любой бизнес начинаетсяс постановки и поиска ответов на следующие три ключевые вопроса:
·    Каковы должна быть величина иоптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные передпредприятием цели и задачи?
·    Где найти источники финансированияи каков должен быть их оптимальный состав?
·    Как организовать текущее иперспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающееплатежеспособность и финансовую устойчивость предприятия?
Решаются эти вопросы врамках финансового менеджмента как системы эффективного управления финансовымиресурсами, являющейся одной из ключевых подсистем общей системы управленияпредприятием. Логика ее функционирования представлена на рисунке 2.
/>    1          
Организационнаяструктура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а такжеее кадровый состав могут быть построены различными способами взависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Для крупнойкомпании наиболее характерно обособление  специальной службы, руководимойвице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающейбухгалтерию и финансовый отдел (рис. 3).
/>

Рис. 3. Организационная  структура управленияхозяйствующего субъекта.Приведеннаяна рис.3  схема не является типовой, а состав ее может варьировать взависимости от национальных особенностей организации бизнеса в той или инойстране, вида компании, ее размера и прочих факторов.
В небольших предприятиях рольфинансового директора обычно выполняет главный бухгалтер. Главное. Что следует отметитьв работе финансового менеджера, это то, что она либо непосредственно являетсячастью работы высшего звена управления фирмы, либо связана с предоставлениемему аналитической информации, необходимой и полезной для принятияуправленческих решений финансового характера. Вне зависимости оторганизационной структуры управления фирмой финансовый менеджер отвечает заанализ финансовых проблем, принятие в некоторых случаях решений или выработкурекомендаций высшему руководству.
Любая более или менее крупная компания в той или инойстепени связана с финансовыми рынками; эта связь многообразна, посколькукомпания может выступать в различных ипостасях: в качестве эмитента ценныхбумаг, инвестора, ссудозаемщика, лендера, спекулянта и др. Возникающие в ходеэтой связи операции  на финансовых рынках осуществляются с помощью финансовыхинструментов. Существуют разные подходы к трактовке данного понятия. Вчастности, финансовые инструменты представляют собой контракты,предусматривающие некоторые формы кратко- и долгосрочного инвестирования,торговля которыми осуществляется на финансовых рынках. Таким образом, кфинансовым инструментам можно отнести акции, облигации, фьючерсы и т. п.
Приемы и методы, находящиеся в арсенале финансового менеджера, многообразны. С определеннойдолей условности их можно разделить на три большие группы: общеэкономические,прогнозно-аналитические и специальные.
К первой группеотносятся: кредитование, ссудо-заемные операции, система кассовых и расчетныхопераций, система страхования, система расчетов, система финансовых санкций,трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, системапроизводства амортизационных отчислений, система налогообложения и др. Общаялогика подобных методов, их основные параметры, возможность или обязательностьисполнения задаются централизованно в рамках системы государственногоуправления экономикой. Хотя вариабельность в их применении достаточноограничена, тем не менее, варианты использования отдельных методов нередкоопределяются уже на уровне конкретного предприятия.
Во вторую группу входят: финансовое планирование,налоговое планирование, методы прогнозирования, факторный анализ, моделированиеи др. Большинство из этих методов уже импровизационны по своей природе.
Промежуточное положение между этими двумя группами  постепени централизованной регулируемости и обязательности применения занимаютспециальные методы управления финансами, многие из которых еще только начинаютполучать распространение; это дивидендная политика, финансовая аренда, факторинговыеоперации, франчайзинг, фьючерсы и т. п. В основе многих из этих методов лежатпроизводные финансовые инструменты.
Основой информационного обеспечения системыуправления финансами  являются любые сведения финансового характера; вчастности, можно выделить бухгалтерскую отчетность, сообщения финансовыхорганов, информацию учреждений банковской системы, данные товарных, фондовых  ивалютных бирж, прочую информацию.
Техническое обеспечение системы управления финансами является самостоятельными весьма важным ее элементом. Многие современные системы, основанные набезбумажной технологии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощьюкредитных карточек, клиринговые расчеты и др.), невозможны без применения сетейЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ. Длявыполнения текущих аналитических расчетов финансовый менеджер можетвоспользоваться также и стандартным программным обеспечением, в частности,пакетом типа Excel, Lotus и др.
Функционированиелюбой системы управления финансами осуществляется в рамках действующего правовогои нормативного обеспечения. Сюда относятся законы, указы Президента,постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств,лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.Глава 2.Цели, задачи и сущность финансового менеджмента в условиях рыночной экономики.
2.1. Эволюция финансового менеджмента.
В отличие от бухгалтерского учета, история которогонасчитывает не одно тысячелетие, финансовый менеджмент как самостоятельнаянаука сформировался относительно недавно. Отдельные фундаментальные разработкипо теории финансов велись еще до второй мировой войны; в частности, можноупомянуть об известной модели оценки стоимости финансового актива, предложеннойДж. Уильямсом в 1938 г. и являющейся основой фундаменталистского подхода. Темне менее, принято считать, что начало этому процессу было положено работами Г.Марковица, заложившими основы современной теории портфеля. В этих работах былаизложена методология принятия решений в области инвестирования в финансовыеактивы и предложен соответствующий научный инструментарий.  Представленныеидеи, равно как и математический аппарат, носили в значительной степенитеоретический характер, что осложняло их применение на практике. Позднее ученикМарковица Уильям Шарп предложил упрощенный и более практичный вариантматематического аппарата,  получивший название однофакторной  модели.Предложенная Шарпом техника уже позволяла эффективно управлять крупнымипортфелями, включающими сотни финансовых активов.
Дальнейшее развитие этот раздел получил висследованиях, посвященных ценообразованию ценных бумаг, разработке концепцииэффективности рынка капитала, созданию моделей оценки риска и доходности и ихэмпирическому подтверждению, разработке новых финансовых инструментов и т. д.
В частности, в 60-е годы усилиями У. Шарпа, ДжЛинтнера и Дж. Моссина была разработана модель оценки доходности финансовыхактивов (CapitalAssetsPricingModel,САРМ), увязывающая систематическийриск и доходность портфеля. Эта модель  до сих пор остается  одним из самыхвесомых  научных достижений в теории финансов. Тем не менее, она постоянноподвергалась определенной критике, поэтому позднее были разработаны несколькоподходов, альтернативных модели  САРМ, в частности, это теория  арбитражногоценообразования, теория ценообразования опционов и теория преференций состоянийв условиях неопределенности.
Наибольшую известность получила теория арбитражногоценообразования (ArbitragePricingTheory, APT). Концепция АРТ былапредложена известным специалистом в области  финансов Стивеном Россом. В основумодели заложено естественное утверждение о том, что фактическая доходностьлюбой акции складывается из двух частей: нормальной, или ожидаемой, доходностии рисковой, или неопределенной, доходности. Последний момент определяетсямногими экономическими факторами, например, рыночной ситуацией в стране,оцениваемой валовым внутренним продуктом, стабильностью мировой экономики,инфляцией, динамикой процентных ставок и др.
Две другие альтернативные модели САРМ – теорияценообразования опционов (OptionPricingTheory, OPT) и теория преференцийсостояний в условиях неопределенности (State-PreferenceTheory, SPT) – по тем или инымпричинам еще не получили достаточного развития и находятся в стадиистановления. В частности в отношении теории  SPT можноупомянуть, что ее изложение носит весьма теоретизированный характер и,например, подразумевает необходимость получения достаточно точных оценокбудущих состояний рынка. Зарождение теории ОРТ связывают с именами Ф. Блэка иМ. Скоулза, а теории преференций – с именем Дж. Хиршлифера.
Проблема взаимосвязи цены финансовых активов иинформации, циркулирующей на рынке капитала, исследовалась  с конца 50-х годов.Однако рубежной считается статья Ю.Фамы, в которой обсуждается выделение трехформ эффективности рынка капитала – сильной, умеренной и слабой. Последующиеразработки в этой области в основном не затрагивали теоретических аспектовпредложенной классификации, а лишь касались эмпирического ее подтверждения.
 Во второй половине 50-х годов проводились интенсивныеисследования по теории структуры капитала и цены источников  финансирования.Начало этим исследованиям было положено еще в 30-е годы работами Дж. Уильямсапозднее продолжено в начале 50-х годов Д. Дюраном. Тем не менее являетсяобщепризнанным, что основной вклад по данному разделу был сделан Ф. Модильяни иМ. Миллером. Поскольку их теория базировалась на ряде предпосылок, носящихограничительный характер, дальнейшие исследования в данной области былипосвящены изучению возможностей ослабления этих ограничений.  Кроме того,исследовались возможности применения различных моделей, в частности САРМ, длярасчета стоимости капитала различных источников.
Из всех упомянутых новаций два направления – теорияпортфеля и  теория структуры капитала – представляют собойсердцевину науки и техники управления финансами крупной компании, посколькупозволяют ответить на два принципиально важных вопроса: откуда взять и кудавложить финансовые ресурсы. Вероятно, не случайно 1958 г., когда былаопубликована пионерная работа Модильяни и Миллера, рассматривается крупнейшимиспециалистами в области теории финансов Т. Е. Коуплендом и Дж. Ф. Уэнстоном какрубежный, начиная с которого от прикладной микроэкономики отпочковалосьсамостоятельное направление, известное ныне как современная теория финансов.
Именно в рамках современной теории финансов вдальнейшем сформировалась прикладная дисциплина финансовый менеджменткак наука, посвященная методологии и технике управления финансами крупнойкомпании.  Произошло это в основном путем естественного дополнения базовыхразделов теории финансов аналитическими разделами бухгалтерского учета (анализфинансового состояния компании, анализ и управление дебиторской задолженностьюи др.) и некоторым понятийным аппаратом теории управления. Первые монографии поновой дисциплине, которые можно было использовать и как учебные пособия,появились в ведущих англоязычных станах в начале 60-х годов. Сейчас уже можноговорить о том, что финансовый менеджмент окончательно сформировался не толькокак самостоятельное научное направление и практическая деятельность, но и какучебная дисциплина.
Синтез теории управления, теории финансов ианалитического аппарата бухгалтерского учета в самостоятельное направление –«финансовый менеджмент» не только вполне объясним, но и не является чем-тоабсолютно уникальным. Подобные метаморфозы, обусловленные усилениемуправленческих аспектов, смысл которого заключается в том, что, например учет ианализ важны не только и не столько сами по себе, а лишь с позиции повышенияэффективности управленческих решений, имеют место и в других разделах науки ипрактики. Одним из наиболее показательных примеров служит трансформация управленческогоучета в рамках англо-американской модели бухгалтерского учета. Соответствующийкруг вопросов обособлялся сначала как «Учет затрат», затем как «Управленческийучет», а в последнее время он все чаще трактуется как «Управление затратами».
Содержательная часть этой дисциплины в принципе можетбыть определена по-разному. В частности, как это видно из предыдущих пояснений,один из подходов может быть таким. Управление финансами крупной компанииосуществляется исходя из интересов ее владельцев. Нетрудно сформулироватьсовокупность целевых установок, ранжированных по приоритетности илиупорядоченных в виде дерева целей, которые устанавливаются акционерами присоздании компании. Как отмечалось выше, чаще всего при этом  выделяетсяосновная цель – максимизация цены фирмы путем наращивания ее капитализированнойстоимости.  Для достижения этой  цели в рамках управления финансами компаниидолжны приниматься решения по трем ключевым направлениям:
·    Инвестиционная политика;
·    Управление источниками средств (т.е. откуда брать средства и какова оптимальная структура источниковфинансирования);
·    Дивидендная политика.
В дореволюционной России понятия финансовогоменеджмента как самостоятельной науки, естественно, не существовало. Тем неменее,  необходимо, что два направления, входящую в базовую структуру этойнауки в современном ее понимании – финансовые вычисления и анализ баланса,успешно развивались и в то время.
Финансовые вычисления появились с возникновениемкапитализма, но стали складываться в отдельную отрасль зданий лишь в XIXвеке. В то время они были известны как «коммерческие вычисления» или«коммерческая арифметика». Быстрый экономический рост ряда стран в конце XIXвека связывают в немалой степени  с образцовой постановкой и поддержаниемсистемы распространения коммерческих знаний. В частности, в Германии в те годысуществовало 24 высших коммерческих училища, призванных культивировать этизнания.
Основу коммерческих наук составляла коммерческаяарифметика как наука, применение которой не только всегда сопровождает, но ибольшей частью обусловливает каждый торговый акт, каждую финансовую операцию. С  позиции сегодняшнего дня процедурная сторона новой науки кажетсяотносительно несложной – она включала технику процентных вычислений (простой исложный проценты), технику вексельных вычислений (дисконт и методыдисконтирования), технику вексельно-курсовых вычислений, технику вычислений пофинансовым операциям (кратко- и долгосрочные вклады и ссуды). Однакосодержательная сторона коммерческой арифметики не потеряла актуальности и внаше время.
В экономически развитых странах  существует подход,ограничивающий сферу действия финансового анализа анализом на рынке капитала.Согласно этому подходу, финансовый менеджер – это специалист по управлению финансами крупной компании; финансовый аналитик – в определенной степени болееузкий специалист, сфера действий которого – финансовые рынки.
Итак, что касается финансового менеджмента, в томсмысле, как он понимается в экономически развитых странах, то это направление немогла сформироваться в социалистической экономике ввиду многих причин, вчастности из-за отсутствия рынка ценных бумаг и финансовой самостоятельностипредприятий в полном смысле этого слова.
Осуществляемые с 90-х годов в рамках переводаэкономики на рыночные рельсы новации, в частности  кардинальное изменениебанковской системы, внедрение новых форм собственности, трансформациябухгалтерского учета и т. п., вновь сделали актуальным управление финансовымиресурсами субъекта хозяйствования как основным и приоритетным видом ресурсов.Это и понятно, поскольку, имея финансирование, можно приобрести принеобходимости любые другие ресурсы в требуемой или желаемой комбинации.2.2.Финансовые рынки -  как основа деятельности предприятия.
В основе экономикирыночного типа лежит трехэлементная система ее финансирования: прямоеинвестирование через механизмы рынка капитала, банковское кредитование ибюджетное финансирование. В годы Советской власти, т. е. в условиях плановойэкономики, имела место абсолютная доминанта последнего элемента этой системы;что касается других ее частей, то первый элемент отсутствовал полностью, рольвторого была крайне ограничена. В последние годы эти перекосы постепенноустраняются. В частности, в силу ряда объективных и субъективных факторовснижается роль бюджетного финансирования; в 1993-95 гг. были предпринятысущественные усилия по мобилизации средств на развитие банковской системы; вближайшем будущем приоритетное внимание будет уделяться развитию отечественногорынка капитала. Рассмотрим сущность и виды рынков капитала, являющихся основойфункционирования реальной рыночной экономики.
Деятельность большинствакомпаний, особенно крупных, тесным образом связана с финансовым рынком,представляющим собой организованную или неформальную систему торговлифинансовыми активами и инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами иих эквивалентами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную рольздесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств отсобственников к заемщикам. Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен дляустановления непосредственных контактов между покупателями и продавцамифинансовых ресурсов. Принято выделять несколько основных видов финансовыхрынков; одна из возможных классификаций приведена на рисунке 4.Валютныйрынок представляет собой рынок, на котором совершаются валютные сделки.Основой этого рынка являются банки и другие кредитно – финансовые учреждения.
Рынок денежных средств представляет собой рынок, на котором обращаютсяактивы со сроками погашения не более года.
Рынок золота –это рынок, на котором совершаются наличные, оптовые и другие сделки с золотом,в том числе, со стандартными золотыми слитками. Основной объем операций сфизическим золотом осуществляется между банками и специализированными фирмами;фьючерсная и опционная торговля золотом сконцентрирована на срочных биржах.
Рынок капиталапредставляет собой рынок, на котором аккумулируются и обращаются долгосрочныекапиталы и долгосрочные обязательства. Является основным видом финансовогорынка в условиях рыночной экономики, с помощью которого компании изыскиваютисточники финансирования своей деятельности. В наиболее общем виде схемадвижения денежных потоков, связывающих фирму и рынок капитала, представлена нарисунке 5.Финансовые рынки
/>

Валютный рынок             Рынок золота              Рынок                       Рынок
                                                                                капитала           денежных средств
/>/>          
/>
Рынок ссудного                       Рынок долевых
/>/>капитала                                  ценных бумаг
                   
                                                                        Рынок производных                  Рынок ценных
/>                                                                         ценныхбумаг, или                             бумаг
/>/>                                                                   срочный рынок                       (фондовый  рынок)
/>/>/>/>                                         
                                                 Рынок долговых    Рынок                                       ценныхбумаг                                                                
банковских                                                                                                                    
ссуд                                                                                                                                                                                                                                                     
                                                                                                                                  
                                                                                                                                Первичный  
                                                                         
                                                                    Спотовый                                                                                                                                                      
                                                                                                         Биржевой        Вторичный   
                                                                                      Срочный             Внебиржевой
/>/>/>/>                                 
                                           
                                                Форвардный       Фьючерсный        Опционный       Рынок
                                                                                                                                      своповРис. 4. Классификация финансовых рынков.
                                                                                                                                                Рынок
                         Фирма                                                                        капитала
/>/>
/>        Фирма инвестирует в активы                     1                    Положениефирмы на             
/>         привлеченные денежные                                                  рынкекапитала:
/>/>/>         ресурсы                                             6                  5          акционерный
                                                                                                     капитал;
/>/>                   2                                                   3                7        долгосрочный
/>         основные средства                                                            заемный
/>         оборотные средства                               4                         капитал/>
  Бюджет  

/>                   Общая величина
               авансированного
                 в активыфирмы капитала              
Рис. 5. Денежные потоки, связывающие фирму и рыноккапитала.
Логика приведенных нарисунке 5 денежных потоков заключается в следующем:
1 – начало работы: размещение на рынке ценных бумаг ипривлечение средств инвесторов;
2 – инвестирование полученных финансовых ресурсов восновные средства и оборотные активы;
3 – генерирование денежного потока как результатауспешной деятельности;
4 – уплата предусмотренных законом налогов и другихотчислений;
5 – выплата инвесторам и кредиторам части оставшейсяприбыли;
6 – реинвестирование в активы фирмы части прибыли;
7 – направление на рынок капитала части прибыли в видефинансовых инвестиций.
Приведенная схема относится к акционерным обществамоткрытого типа, предприятия других  форм собственности также могутвзаимодействовать с рынками капитала, выступая на них в роли инвесторов.
Рынок капитала иногда подразделяется на рынок ценныхбумаг и рынок ссудного капитала. Рынок ценных бумаг, в свою очередь, делится напервичный  и вторичный, биржевой и внебиржевой, срочный и спотовый.
Первичный рынок ценных бумаг представляет собой рынок, обслуживающий выпуск(эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг.   Именно на этом рынке компанииполучают необходимые финансовые ресурсы путем продажи своих ценных бумаг.
Вторичный рынокпредназначен для обращения ранее выпущенных ценных бумаг. На вторичном рынкекомпании не получают финансовых ресурсов непосредственно, однако этот рынокявляется исключительно важным, поскольку дает возможность инвесторам принеобходимости получить обратно денежные средства, вложенные в ценные бумаги, атакже получить доход от операций с ними. Возможность перепродажи ценных бумагоснована на том, что первоначальный инвестор свободен в своем праве владеть ираспоряжаться ценными бумагами и может перепродать их другому инвестору.Существование вторичного рынка стимулирует деятельность первичного рынка.
Биржевой рынокпредставляет собой рынок ценных бумаг, осуществляемый фондовыми биржами.Порядок участия в торгах для эмитентов, инвесторов и посредников определяетсябиржами. Внебиржевой рынокпредназначен для обращения ценных бумаг, неполучивших допуска на фондовые биржи.
На биржевом рынке обращаются ценные бумаги, прошедшиелистинг, т. е. получившие допуск к официальной торговле на бирже. Посколькуусловия получения биржевой котировки устанавливаются биржей и могут бытьдостаточно сложными для некоторых эмитентов, существует внебиржевой рынок,на котором обращаются ценные бумаги, не котируемые на фондовых биржах.
На спотовом рынке обмен активов на денежныесредства осуществляется непосредственно во время сделки; на срочном рынкеосуществляется торговля срочными контрактами, предусматривающими поставкубазисных активов в будущем. Срочный рынок в зависимости от вида торгуемых нанем финансовых инструментов,  в свою очередь, подразделяется на несколькосегментов: форвардный, фьючерсный, опционный рынки и рынок свопов.
Следует отметить, что для финансового менеджеранаибольший интерес представляют рынки ценных бумаг, поскольку, во-первых, здесьсовершаются основные сделки с ценными бумагами компаний, во-вторых, именноположение ценных бумаг данной компании на этом рынке служит индикатором оценкиуспешности ее деятельности со стороны инвесторов и, в-третьих, рынок ценныхбумаг является основным источником дополнительного финансирования деятельностипредприятия. Глава 3.Сущность и теоретические основы деятельности финансового менеджера.
3.1 Квалификационная характеристика финансовогоменеджера.
 
Квалификационная характеристика финансового менеджерапредъявляет к нему требования в области его теоретической подготовки ипрактических умений работы. Квалификационная характеристика состоит из двухразделов: «Должен знать» и «Должен уметь».
Должен знать:
1. Теорию менеджмента.
2. Теорию финансов, кредита иденежного обращения.
3. Теорию финансового менеджмента.
4. Бухгалтерский учет.
5. Экономическую статистику,действующую статистическую учетность.
6. Действующее законодательство КР вобласти финансовой, кредитной, валютной банковской и биржевой деятельности.
7. Основныенормативно-законодательные акты по международным расчетам и внешнеэкономическойдеятельности.
8. Виды ценных бумаг и порядок их обращения.Особенности обращения ценных бумаг за границей.
9. Правила и порядок проведенияопераций на внутреннем финансовом рынке КР.
10.Основысовершения операций на международном финансовом рынке.
11.Основыэкономики хозяйствующего субъекта.
12.Методологиюи методику экономического анализа.
13.Делопроизводствои корреспонденцию.

Должен уметь:
1. Читать бухгалтерский баланс.
2. Разбираться в статистической,бухгалтерской и оперативной отчетности хозяйствующего субъекта.
3. Разбираться в финансовойинформации, в том числе зарубежной, публикуемой в печати.
4. Анализировать результатыпроизводственно-торговой и особенно финансовой деятельности хозяйствующегосубъекта.
5. Анализировать и оцениватьэкономическую эффективность мероприятий по вложению капитала.
6. Прогнозировать результаты вложениякапитала. Оценивать и принимать окончательные решения.
7. Разрабатывать программыиспользования финансовых ресурсов.
8. Составлять финансовый план.
9. Составлять отчет по использованиюфинансовых ресурсов и выполнению показателей финансового плана.
10.Подготавливатьдокументы по финансовым вопросам для предоставления их в банк, налоговую службуи другие органы управления.
11.Вестипереписку по финансовым вопросам с органами управления и с хозяйствующимисубъектами.
12.Осуществлятьконтроль за выполнением показателей финансового плана, финансовых программ, заэффективным использованием финансовых ресурсов, основных фондом, нематериальныхактивов, оборотных средств.

3.2. Функции финансового менеджера.
Ø Планирование финансов.
 
Финансовое планирование — это планирование всех его доходов и направленийрасходования денежных средств  для обеспечения развития предприятия. Финансовоепланирование осуществляется посредством составления финансовых планов разногосодержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.
Исходя из этого финансовые планы можно разделить наперспективные, текущие и оперативные.
Примером сочетания перспективного и текущегопланирования является бизнес-план, который принято разрабатывать в развитыхкапиталистических странах при создании нового предприятия или обоснованиипроизводства новых видов продукции. Он составляется на период от трех до пятилет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут бытьдостоверными.
Бизнес-план не является только финансовым планом, оннеобходим для разработки стратегии финансирования и привлечения конкретногоинвестора на определенных условиях к участию в создании нового предприятия илифинансированию новой производственной программы.
Составление бизнес-плана, несомненно, способствуетвнутреннему управлению предприятием, так как он разрабатывается на основепостановки целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых,материальных и трудовых ресурсов. Профессиональное составление бизнес-планапозволяет сохранить средства инвесторов и снижает вероятность банкротства.
Руководство предприятия все время находится переднеобходимостью выбора. Оно должно осуществлять выбор оптимальной ценыреализации, принимать решения в области кредитной и  инвестиционной политики имного другое.
Необходимо добитьсятакого положения, чтобы вся деятельность предприятия в комплексе была бырентабельна и обеспечивала бы денежные поступления в объеме, удовлетворяющемзаинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (владельцев,кредиторов и пр.). Описание ожидаемых результатов экономической деятельности вбудущий период имеет место при составлении бюджетов (планов) предприятия.
Как правило, различают краткосрочное и долгосрочноепланирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется наочень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях,как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определениеассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельностьпредприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах(бюджетах), где степень детализованности обычно бывает довольно невысока.Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы.
В основном на предприятиях используется краткосрочноепланирование, и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Этообъясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить,происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот сроквыравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план)можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).
Невозможно выработать общие правила, устанавливающиестепень детализации бюджета. В первую очередь она зависит от того, наскольковысок уровень надежности составляемых расчетов. Кроме того, на каждомконкретном предприятии необходимо оценить степень необходимой детализациибюджетов для обеспечения координации отдельных запланированных действий.
 
Цели планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планированияможет придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.
Бюджет как  экономический прогноз. Руководство любогопредприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания вобласти экономической деятельности оно может запланировать на следующий период.Как указывалось в предыдущем параграфе, группы заинтересованных в деятельности предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к результатамего работы. К тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимознать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач.Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала(приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определенияобъема инвестиций.
Бюджет как основа для контроля. По мере реализациизаложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результатыдеятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными,можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основноевнимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, ианализируются причины этих отклонений. Таким образом, пополняется информацияобо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет,например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятиянамеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположитьи такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основенереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано вполучении информации об этом, с тем, чтобы предпринять необходимые действия,т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которыхосновывается бюджет.
Бюджет как средство координации. Бюджет представляетсобой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в областипроизводства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции ит.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональнаякоординация (согласование) отдельных мероприятий. Рентабельность сбыта зависит,например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства;количество выпускаемой продукции — от ожидаемого объема реализации; величинаотпускной цены — от того, каких объемов закупок сырья и материалов требуетпрограмма производства и реализации; и т.д.
Бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджетна следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до началадеятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того,что разработчикам плана хватит времен для выдвижения и анализа альтернативныхпредложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последниймомент.
Бюджет как средстводелегирования полномочий. Одобрение руководством предприятия бюджета (плана)  подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решенияпринимаются на уровне этого подразделения (децентрализованно), если они невыходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровнеподразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такойстепени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений.
Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелкихпредприятиях не существует разделения управленческих функций в собственномсмысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть вовсе проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов)должна производиться децентрализованно. Ведь именно на уровне подразделенийсосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок,реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях ивыдвигаются предложения относительно тех действий, которые было быцелесообразно предпринять в будущем.
Бюджеты подразделений разрабатываются не изолированнодруг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значити величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированныеотпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многихпредприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которойсодержится повременной план, а также распределение обязанностей  иответственности при расчете бюджетных показателей.
В литературе о планировании на предприятиях обычноразличают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методуbreak-down  (сверху вниз) и по методу  build-up (снизу-вверх). По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается “сверху”, т.е. финансовыйменеджер предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показателипо прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мерепродвижения на более низкие уровни структуры предприятия,  форме включаются впланы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчетпоказателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем ужеруководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единыйбюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общийбюджет (план) предприятия.
Методы break-down и build-up представляют две противоположныетенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этихметодов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущийпроцесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетовразличных подразделений.
     
Процесс планирования. Предприятие должно осуществлять планирование иконтроль в двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности(рентабельности) его работы и финансовом положении. Поэтому бюджет (план) поприбыли и финансовый план (бюджет) являются центральными элементамивнутрифирменного планирования.
Планирование потребности в оборотном капитале. Напредприятии необходимо проводить планирование использование,  как основного,так и оборотного капитала. Важным фактором планирования использованияоборотного капитала является планирование времени поступления дохода и расхода.Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времениначала производства до оплаты продукта потребителем.
Планирование потребностей в основном капитале. По мереразвития предприятия станки изнашиваются, изменяется технология, требуютсяновые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения основногокапитала достаточно велики.
Это означает, что важно включить финансовоепланирование в процесс стратегического планирования предприятия. Еслипредприятие хочет завоевать новые рынки и расширить производство продукта, онодолжно позаботиться о потребности в капитале в процессе формированиядолгосрочных планов по маркетингу и основных исследований по производственнымметодам.
Планирование источников дохода. Известно многоисточников фондов предприятия, включая доход от продажи продукции, инвестицииее собственников, а также займа. Задача, прежде всего, состоит в нахождениилучшего источника для каждой потребности и именно в  то время, когда возникаеттакая потребность.
Качественное планирование заключается в том, чтобыполучать необходимые фонды не только вовремя, но и по самой низкой цене. Дляэтого нужно найти банк, который может их предоставить в настоящее время,соотнести источник фондов с целью, для которой они будут использоваться,сбалансировать различные источники, так как нельзя полагаться лишь набанковские займы, только на выпуск акций или поступлений с доходов. Вчастности, нужно правильно выбрать время: продавать акции, когда рынок акцийпроцветает, не брать взаймы, когда учетные ставки высоки и т.д.
Ø Прогнозирование.
Прогнозирование в финансовом менеджменте — разработкана длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом иразличных его частей. Прогнозирование в отличие от планирования не ставитзадачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Этипрогнозы представляют собой предвиденье соответствующих изменений. Особенностьюпрогнозирования является также альтернативность в построении финансовыхпоказателей и параметров, определяющая вариантность развития финансовогосостояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. Прогнозированиеможет осуществляться на основе переноса прошлого в будущее с учётом экспертнойоценки тенденции изменения, так и прямого предвидения изменений. Управление наоснове их предвидения требует выработки у финансового менеджера определённогочутья рыночного механизма и интуиции, а также применения гибких экстренныхрешений.
 
Ø Организация.
Функция организаций в финансовом менеджменте сводитсяк объединению людей, совместно реализующих финансовую программу на базекаких-то правил и процедур. К последним относятся создание органов управления,построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи междууправленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т.п.
 
Ø Регулирование.
Регулирование в финансовом менеджменте — воздействиена объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивостифинансовой системы в случае возникновения отклонения от заданных параметров.Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по устранениювозникших отклонений от графиков, плановых заданий, установленных норм инормативов.
 
Ø Стимулирование.
Стимулирование в финансовом менеджменте выражается впобуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результатахсвоего труда. Посредством стимулирования осуществляется управлениераспределением материальных и духовных ценностей в зависимости от количества икачества затраченного труда.
 
Ø Координация.
Координация в финансовом менеджменте — согласованностьработ всех звеньев системы управления, аппарата управления и специалистов.Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъектауправления, аппарата управления и отдельного работника.
Ø Управление финансами.
Управление активами.
Существуют следующие основные направления расходованияфондов большинства предприятий: закупка сырья, деталей, запасов, зарплатарабочим и служащим, процент, плата по счетам за коммунальные услуги, налоги.
Увеличение активов. Наличные деньги, выручка отреализации, запасы, оборудование, здания, земля — все это активы. Любоеувеличение активов означает использование фондов.
Уменьшение пассивов. Пассив предприятия включает все,что оно должно другим: банковские займы, выплата поставщикам и налоги. Фонды,получаемые предприятием, могут пойти на  уменьшение пассива, например, возвратбанковских займов.
Платежи собственникам. В частных предприятиях итовариществах все, что осталось после увеличения активов и уменьшения пассивов,принадлежит владельцам. В корпорациях капитал, который предприятие неиспользуют на себя, выплачивается владельцам в виде дивидендов.
 
Управление текущими активами.
Под текущими активами понимаются активы, которыепредприятие может держать в пределах года. Цикл оборотного капитала. Текущиеактивы используются в качестве оборотного капитала. Фонды, используемые вкачестве оборотного капитала, проходят определенный цикл. Ликвидные активыиспользуются для покупки исходных материалов, которые превращают в готовуюпродукцию; продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счетадебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы.
Эффективное использование оборотного капитала. Любыефонды, не используемые для нужд оборотного капитала, могут быть направлены наоплату пассивов. Кроме того, они могут использоваться для приобретенияосновного капитала или выплачены в виде доходов владельцам. Один из способовэкономии оборотного капитала заключается в совершенствовании управленияматериально-техническими ресурсами (запасами) посредством:
— планирования закупок необходимых материалов;
— введения жестких производственных систем;
— использования современных складов;
— совершенствования прогнозирования спроса;
— быстрой доставки.
 Второй путь сокращения потребности в оборотномкапитале состоит в уменьшении счетов дебиторов путем ужесточения кредиткойполитики, в оценке ненужных фондов, которые могли бы быть использованы длядругих целей, в оценке счетов, предъявляемых к оплате.
Третий путь сокращения издержек оборотного капиталазаключается в лучшем использовании наличных денег. По банковским счетам, накоторых фирмы держат свои ликвидные активы, процент не уплачивается. Однакодругие ликвидные активы (краткосрочные государственные ценные бумаги,депозитные сертификаты, разновидность единовременного займа, называемаяперекупочным соглашением) приносят доход в виде процентов.
 
Управление основными активами.
К основным активам относятся те, которые фирмаиспользует больше года. Они включают основной капитал и природные ресурсы.Одной из обязанностей финансистов является выбор варианта использованияимеющихся фондов: на приобретение основного капитала или увеличение текущихактивов, или сокращение пассива, или на уплату собственникам. При принятиирешения необходимо сравнить стоимость нового капитала с дополнительнойстоимостью или с размерами сокращения расходов, к которому приведет егоиспользование.
Решение о приобретении основного капитала складываетсяв процессе составления сметы капиталовложений и их окупаемости. Это сложныйпроцесс, поскольку “плюсы” добавочных основных активов обычно проявляются попрошествии нескольких лет.
То обстоятельство, что главным для финансистовявляется основной капитал, не должно отвлекать их от необходимости эффективногоуправления недвижимостью.
 
Ø Контроль.
Контроль в финансовом менеджменте сводится к проверкеорганизации финансовой работы, выполнения финансовых планов и т.п. Посредствомконтроля собирается информация об использовании финансовых средств и офинансовом состоянии объекта, вскрываются дополнительные резервы и возможности,вносятся изменения в финансовые программы, в организацию финансовогоменеджмента. Контроль предполагает анализ финансовых результатов. Анализ — часть процесса планирования финансов. Следовательно, финансовый контрольявляется оборотной стороной финансового планирования и должен рассматриватьсякак его составная часть — контроль за выполнением финансового плана, заисполнением принятых решений.
 
Ø Анализ финансового состояния предприятия.
Финансовое состояние предприятия необходимоанализировать с позиций  и краткосрочной, и долгосрочной перспектив, так каккритерии его оценки могут быть различны,  состояние финансов предприятияхарактеризуется размещением его средств и источников их формирования, анализфинансового состоя­ния проводится с целью установить, насколько эффективноиспользуются финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении предприятия.Финансовую эффективность работы предприятия отражают: обеспеченностьсобственными оборотными средствами и их сохранность, состояние нормируемыхзапасов товарно-материальных ценностей, состояние и дина­мика дебиторской икредиторской задолженности, оборачиваемость оборотных средств, материальноеобеспечение банковских кредитов, платежеспособность.
Устойчивое финансовое положение предприятия зависит,прежде всего, от улучшения таких качественных показателей, как — производительность труда, рентабельность производства, фондоотдача, а такжевыполнения плана по прибыли. Рациональному размещению средств пред­приятияспособствует правильная организация материально-технического обеспеченияпроизводства, оперативная деятельность по ускорению денежного оборота. Поэтомуанализ финансового состояния производится на завершающей стадии анализафинансово-хозяйственной деятельности. В то же время финансовые затрудненияпредприятия, отсутствие средств для своевременных расчетов могут повлиять настабильность поставок, нарушить ритм материально-технического снабжения. Всвязи с этим ана­лиз финансового состояния предприятия и анализ других сторонего дея­тельности должны взаимно дополнять друг друга.
Задачами анализа является общая оценка финансовогоанализа, про­верка расходования средств по целевому назначению, выявлениепричин финансовых затруднений, возможностей улучшения использования фи­нансовыхресурсов, ускорения оборота средств и укрепления финансового положения.
В связи с различным функциональным назначением иособенностя­ми использования в планировании и учете средства предприятия подраз­деляютсяна основные и оборотные.
К основным относятся средства стоимостью не менее 100минимальныхзаработных плат и со сроком службы не менее одного года,независимо от их стоимости. Основные средства функционируют в течение ряда лет,не меняя формы. Их стоимость относится на затраты производства  в течение всегосрока их эксплуатации. К оборотным относятся средства предприятия,обеспечивающие создание производственных запасов и авансирование затрат впроцессе производства и реализации продукции. Наряду с запасами сырья иматериалов они включают незавершенное строительство, готовую продукцию до еереализации, де­нежные средства и дебиторскую задолженность.
Главным фактором, определяющим финансовое положениепредприятия, является состояние его оборотных средств. Оборотными средстваминазываются денежные ресурсы, необходимые для создания производственных запасов,авансирования затрат для обеспечения непре­рывности процесса производства иреализации продукции. По методам планирования они делятся на нормируемые иненормируемые.
Нормируемыми называют оборотные средства, по которымустана­вливается норматив минимальных запасов, необходимых для производства иреализации продукции. Ненормируемыми называются оборотные средства, по которымнормативы не устанавливаются (денежные средства, расчеты с покупателями заотгруженную продукцию, различные расчеты с организациями и лицами, недостачи ит.п.).
Оборотные средства, обслуживающие производство, включаямате­риалы, топливо, малоценные предметы, тару, запасные части называютсясредствами в сфере производства. В них сосредоточена основная часть оборотныхсредств предприятия. Оборотные средства в сфере обращения предназначены длябесперебойного процесса реализации продукции, своевременного совершениярасчетов и состоят из готовой продукции, то­варов отгруженных, денежных средстви средств в расчетах. Источники формирования оборотных средств делятся насобственные и заемные. Собственные и приравненные к ним средства выделяются напокрытие за­пасов и расходов будущих периодов в минимальных размерах и постоян­нонаходятся в распоряжении предприятия. Заемные оборотные средства используютсядля покрытия сезонных затрат и запасов и временных по­требностей в средствах,связанных, например, с перевыполнением произ­водственных заданий.
Основной источник данных для анализа финансовойдеятельности предприятия — отчетный бухгалтерский баланс, приложения к балансу.Движение уставного фонда и другие отчетные формы, которые детализи­руютсодержание его отдельных статей и позволяют исследовать факторы, повлиявшие нафинансовые показатели. Кроме того, привлеченные дан­ные финансового плана,показывают сроки образования дебиторской и кредиторской задолженности и д.р.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение.
 
Деятельность финансового менеджера настолько широка имногофункциональна, что в рамках курсовой работы можно было наметить лишьосновные грани того поля деятельности, которое выполняет профессиональныйфинансист. И это понятно, так как финансовый менеджмент в современной рыночнойэкономике есть — высококвалифицированный профессионал своего дела. Только наизучение теоретических основ этой, безусловно, интересной науки уходят годыучебы. А чтобы стать настоящим финансовым менеджером-асом нужны долгие годыпрактики. По деятельности финансового менеджера можно писать тома учебников ивсе равно полностью не раскрыть ее смысл. В своей курсовой работе я попыталсялишь ознакомить с некоторыми ее аспектами.
Как известно, на любом предприятии имеется бухгалтер,задачей которого является ведение учета оборота финансовых средств напредприятии. Но в связи с тем, что функции бухгалтера ограничены только учетомоборота этих средств и составлением отчетной документации, встает вопрос онеобходимости управления финансовыми ресурсами предприятия с целью извлечениядополнительного дохода (деньги должны «делать» деньги). Именно эту роль беретна себя финансовый менеджер.
Оперируя такими финансовыми инструментами как:
*      Ценные бумаги (акции, облигации,опционы, векселя, фьючерсы и др.);
*      Оптимизация налогообложения(совместно с бухгалтером);
*      Банковское кредитование;
*      Лизинг, селенг, трансферт;
*      Залоговые операции, ипотека;
*      Страховые операции;
*      Валютные операции;
*      Офшорные операции
и многие другие, предприятия, непосредственно незанимающиеся финансовой деятельностью (банки, страховые компании, биржи,трастовые компании, брокерские фирмы), имея хорошего специалиста в областифинансового, менеджмента могут успешно действовать на финансовом рынке с цельюизвлечения дополнительного дохода.
Для успешного осуществления своих обязанностейфинансовый менеджер должен обладать высокой профподготовкой, которая включает всебя знание экономики, бухучета, права, статистики и глубочайших, специализированныхзнаний по финансовому менеджменту.
Хотелось бы подчеркнуть, что специфика работы непредполагает наличие у него такого качества обычного линейного менеджера,работающего с людьми, как лидерство, так как он является функциональнымменеджером, и работа с людьми у него ограничивается кругом равных людей. Изнание обычного менеджмента не является необходимым. Хотя можно отметить, что воснове работы финансового менеджера, как и любого другого, находятся все те жечетыре основные функции менеджмента:
*      планирование;
*      организация;
*      мотивация;
*      контроль.
В данном случае объектом приложения этих функцийявляются финансы предприятия. И только объектом мотивации является самменеджер, и его желание хорошо выполнить и улучшить свою работу.
Если раньше предприятия не уделяли финансовомуменеджменту достаточного внимания, то в настоящее время данная практикастановиться распространенным явлением, и более того — объективнойнеобходимостью в складывающихся условиях жесткой конкуренции.

Список литературы:
1.  Балабанов И.Т. «Основы финансового менеджмента. Как управлятьфинансовым капиталом?»- М. 1994 г.
2.  Бланк И. В. «Финансовый менеджмент»- М. 1999 г.
3.  Бригхэм Ю. «Финансовый менеджмент» — С.-П. 1997 г.
4.   Шеремет А. Д, Сайфулин Р. С. « Финансы предприятий». — М. 1997 г.
5.  Ковалев В. В.  «Введение в финансовый менеджмент» — М. 1999 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :