Содержание
Введение
Глава 1. Политическая Партия-структура и функции
1.1 Процесс возникновения политических партий
1.2 Функции партий в политической системе
1.3 Типы партий и многопартийность
Глава 2. Избирательный процесс
2.1 Особенности избирательного процесса в России
2.2 Участие политических партий в выборах и референдумах
Заключение
Список литературы
Введение
Политика - это сфера, где решаются важнейшие проблемы нашего существования. На основе политических решений распределяется национальный доход между различными группами общества, устанавливаются те или иные социальные приоритеты, определяются отношения между народом и властью. Словом, нет такой стороны нашей жизни, на которую бы не оказывала своё решающее воздействие политика. Вот почему знание политической теории является необходимой составляющей современной гражданской культуры.
Особенности партийной системы в значительной мере определяют специфику функционирования всей политической; системы. Партийная система страны - отражение соотношениям расстановки действующих в стране политических сил. С помощью взаимосвязанных и взаимодействующих политических партий обретают легитимность представительные органы власти, институт президентства.
Уровень развития политических партий и партийной системы - один из важнейших индикаторов степени консолидации демократии в современных обществах, в том числе и в бывших социалистических странах.
В последнее время события, происходящие на российской политической арене, вызывают особый интерес. После дезорганизации Советского Союза и ликвидации тоталитарной системы его бывшие республики так же попали в полосу тяжелого экономического кризиса, а в некоторых местах события доходили до открытых столкновений. В этих условиях надо ясно представлять роль партий в политической системе. И поэтому изучение проблемы существования политических партий в обществе, а также влияние их на общество не утрачивает своей актуальности.
В центре внимания данной работы будет история зарождения, типы политических партий, их функции, основы избирательного процесса. Актуальность выбранной мною темы определяется еще и тем, что после прекращения господства КПСС на российской политической сцене стали появляться множество партий и объединений, которые претендуют на участие в осуществлении власти.
Основная цель данной работы заключается в следующем: дать характеристику партий; рассмотреть, как функционируют партии в современной политической системе.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи: кратко проследить исторический процесс от возникновения общественных объединений в древнем обществе до возникновения современных политических партий со своей устоявшейся структурой; проанализировать сущность, основные типы и функции; исследовать избирательный процесс в современной России.
В отечественной политологической литературе, исследованиям посвященным политическим партиям отведено значительное место.
В работе А.С. Панарина, И.А.Василенко "Политология " ярко отражен процесс возникновения партий, начиная от древнего общества и до наших дней. Также при написании работы были использованы научные труды М. Дюверже, А. Эпстайн, Д. Эстейн, Э. Бёрк и многих других ученых, занимающихся вопросами политологии.
Глава 1. Политическая партия: структура и функции
Группы интересов могут обеспечить успешное функционирование системы социального представительства лишь в единстве с политическими партиями. Различия между ними относительны и зачастую трудно уловимы. Некоторые группы интересов со временем развиваются в политические партии.
Партия является наиболее показательным представителем специализированных организованных групп интересов.
В политической системе демократического общества партии играют роль связующих механизмов, являются теми мостиками, которые соединяют народ и правительство. Что же представляют собой современные политические партии?
Партии - это политические общественные организации, которые борются за власть или участие в осуществлении власти. А. Эпстайн заметил, что партией можно назвать любую группу, независимо от степени её организованности, если она стремится избрать руководителя правительственного кабинета под определённым политическим знаменем.
“Политическая партия есть общественная группа. Это значит, что она не представляет собой целого народа или общества. Развитие каждой партии необходимо связать с существованием и развитием, по крайней мере, одной из противных ей партий”.
Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
1.1 Процесс возникновения политических партий
политический партия выборы референдум
Со времен античности до наших дней соперничество политических группировок, объединенных вокруг популярных лидеров, составляло характерную черту политической истории. Однако политические партии в современном значении этого слова появились в Европе и США лишь в начале XIX столетия. До этого времени для большинства политиков было характерно настороженное отношение к борьбе партийных группировок: они указывали на её разрушительные последствия и искали пути к её ограничению.
Массовые политические партии возникли впервые в США в связи с президентскими выборами 1800 г. (за несколько лет до образования массовых партий в Европе). Первоначально партии активно действовали преимущественно во время избирательных кампаний. Их сторонники не были связаны партийной дисциплиной, не имели постоянно действующих местных организаций, не проводили регулярных конференций и съездов. С возникновением массового рабочего движения в Европе появились первые партии с привычными для нас признаками: партийные билеты, оформленное членство в партии, взносы, внутрипартийная дисциплина, партийный аппарата (организованная группа людей, для которых партийная деятельность является профессией).
Те слои общества, среди которых партия пользовалась наибольшим влиянием, стали называть её социальной базой, а избирателей, регулярно отдающих свои голоса на выборах - электоратом. Э. Бёрк подчеркивал, что партийное разделение, независимо от того, действуют ли партии в целом в интересах добра или зла, - понятие, неотделимое от свободной системы правления.
Первоначально социал-демократические партии в Европе опирались на рабочий класс; либерально-демократические – на средние слои (служащие, интеллигенция, мелкие предприниматели); консервативные - на крупных собственников, средние слои и зажиточное крестьянство; аграрные- на сельское население.
В России мощный толчок к формированию и консолидации политических партий дала революция 1905 г. политический спектр российских партий был достаточно пестрым - от крайне правых до крайне левых: октябристы («Союз 17 октября»), кадеты (конституционно- демократическая партия), Партия правого порядка, партия мирного обновления, Торгово-промышленная партия, Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП).
Если в XIX-начале XX в. каждая партия создавалась для защиты интересов определенной социальной группы, то сегодня ситуация принципиально изменилась. Примерно с середины XX в. крупные партии в развитых странах стали получать на выборах поддержку избирателей, относящихся к различным группам населения. Американский политолог М. Роскин подчеркивает, что сегодня в США принадлежность к какой – то политической партии не имеет принципиального значения. У Республиканской и Демократической партий много общего в том, что касается основных ценностей, идеологии и политических программ. Результаты выборов обычно зависят от личности кандидатов, а не партийной принадлежности.
Однако в Европе некоторые партии стремятся в значительной мере сохранить свое политическое лицо. Электорат социал-демократов предполагает, что в случае прихода к власти этой партии усилится влияние профсоюзов, возрастут расходы на социальные нужды малообеспеченных слоев населения, престарелых, больных, безработных, молодежи. ХДС в ФРГ и Консервативная партия Великобритании не скрывают свою тесную связь с крупным капиталом, открыто защищают интересы деловых кругов. Избиратели голосуют за эти партии в тех случаях, если они уверены в их сильной экономической политике, способной повысить деловую активность в стране (при условии защиты социальных интересов большинства).
Движение за права потребителей, за права молодежи или престарелых, женские ассоциации, экологические организации - вот далеко не полный перечень современных политических движений. Сегодня во всех развитых странах есть партии «зеленых», которые начинались как общественные движения. В Западной Европе они пользуются значительной поддержкой населения и имеют представительство в парламентах.
Процесс образования современных партий и общественно-политических движений в России фактически начался в 1989-1990 г.г. в ходе подготовки и проведения выборов на демократической, альтернативной основе. С принятием новой редакции ст.6 Конституции СССР (1990) и вступлением в силу с 1 января 1991г. Закона СССР “Об общественных объединениях” политические партии получили официальное право на свое существование и деятельность. В конце 90-х г.г. Министерством Юстиции Российской Федерации было зарегистрировано более 90 политических партий. Кроме того, существовало, да и до сих пор существует, множество мелких незарегистрированных партий, партий-однодневок.
1.2 Функции партий в политической системе
Изучение вопроса о функциях политической партии в обществе помогает понять её место и роль в политическом развитии, лучше представить её цели. В политической системе партии выполняют ряд функций. Назовем главные из них:
1) определение цели. Разрабатывая идеологию и программы, партии стремятся выявить направляющие стратегии и убедить граждан в возможности альтернативных действий;
2) выражение и объединение общественных интересов. Выражать интересы могут и группы, однако лишь партии сводят их воедино в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решение центральных государственных органов.
3) мобилизация и социализация граждан. Партии стремятся усилить политическую активность граждан и создать основу долгосрочной политической деятельности. Однако здесь их значение уменьшается, и эту функцию все больше берут на себя средства массовой информации;
4) формирование правящей элиты и состава правительства. Эта функция имеет сегодня основное значение.
Функции партии подразделяют на внутренние и внешние. К внутренним функциям относят набор членов, пополнение партийной кассы, регулирование имущественных и иных отношений между партийной элитой и рядовыми членами партии и т.д. осуществление же внешних функций предполагает:
· борьбу за завоевание и использование политической власти в интересах той или иной группы населения на основе реализации собственной программы решения как внутренних, так и международных проблем;
· обеспечение связи масс с государственными структурами, борьбу с политической апатией и пассивностью граждан;
· отбор и рекрутирование политических лидеров и элит
· согласование собственных интересов, целей, программ с другими участниками политического процесса
· осуществление политической социализации граждан.
Основным способом осуществления этих функций служат выдвижение партией своих кандидатов на выборах в законодательные органы государства и борьба за их избрание путем развертывания пропагандистских кампаний, нацеленных на завоевание общественного мнения.
Для современной политологии наиболее актуально изучение следующих функций политических партий:
· социально-политическое просвещение и сплочение граждан на основе общности интересов;
· разъяснение массам политической и социально-экономической ситуации, в которой живет общество;
· участие в борьбе за власть и создание программ деятельности государства;
· формирование в парламенте партийной фракции как звена между партией и органами власти;
· разработка принципов и форм отношений с другими партиями: формирование избирательных блоков, тактика сотрудничества с другими партиями в парламенте и т.д.
· организации оппозиции государственным органам, давление на них, если их политика не отражает интересов тех слоев, которые представляет партия;
· посредничество между гражданским обществом и политической властью
· подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства, профсоюзов, общественных организаций;
· работа с молодежью с целью её вовлечения в активную политическую, социально- экономическую деятельность.
Полнота реализации этих функций различна в разных обществах, она зависит от уровня развития общества, социально- классовой сущности партии, её статуса в механизме власти, профессионализма и самоотверженности лидеров.
1.3 Типы партий и многопартийность
Французский политолог М. Дюверже разработал схему для классификации современных политических партий. По его мнению, все партии делятся на три основные группы: массовые, кадровые и партии «ярых сторонников».
Массовые партии- эти многочисленные партии стран Запада, которые соперничают с целью завоевания новых членов, пытаясь охватить все социальные слои общества. В партии можно свободно вступить, часть из них организованно не оформлена: для того, чтобы считаться членом такой партии, достаточно проголосовать на выборах за выдвинутого ею кандидата. Массовыми партиями являются Республиканская и Демократическая партия США, Консервативная партия Великобритании.
Кадровые партии, напротив, получают поддержку от политически активной элиты. Они рассчитывают на то, что элитарная группа профессионалов будет активно работать в рамках партии, организовывая избирательные кампании и привлекая новых членов. Кадровые партии преимущественно действуют в тоталитарных и развивающихся странах. (например - партия Индийский национальный конгресс).
М. Дюверже использует выражение «партия ярых сторонников» для трех партий, формальные структуры которых сгруппированы вокруг одного человека.
Некоторые современные партии существуют сегодня в виде объединений и союзов. Во Франции наиболее известным являются правоцентристский Союз за французскую демократию (СФД) во главе с В. Жискар д’Эстеном, представляющий собой коалицию пяти партий и группировок.
Как было отмечено, основная роль партий состоит в обеспечении взаимосвязи гражданского общества и государства. Партии играют важную роль в организации избирательного процесса в выборе и выдвижении политических лидеров, в достижении социальной интеграции. Как правило, внутри каждой партии существуют фракции- группы, выдвигающие программы, отличные от общей программы партии.
Политические партии, которые имеют возможность реально участвовать в формировании правительства и государственных органов, воздействовать на политический процесс, в совокупности составляют партийную систему. По числу партий партийные системы принято делить на одно-, двух-, многопартийные и их разновидности.
Однопартийные системы являются феноменом XX века. Китай, КНДА, Куба, бывший СССР - государства с однопартийной системой. Правящая партия здесь контролирует каждый уровень управления и выступает единственной партией, разрешенной законом в стране.
Классическая двухпартийная система является типичной для англоязычных стран. США, Великобритания, Австралия, новая Зеландия имеют две основные партии, каждая из которых обладает равными возможностями для победы на выборах.
В странах с многопартийными системами за власть борются несколько политических партий. Шведская партийная система может помочь нам разобраться, каким образом, начиная от левых и кончая правыми, занимают места в парламенте политические партии.
Многие демократические страны Запада имеют партийную систему «два плюс» (разновидность многопартийной системы). В этом случае существуют две крупные партии и одна или две небольшие. ( Партии ФРГ)
Достаточно часто встречается еще одна разновидность многопартийной системы - с доминирующей партией (Япония, Индия, Мексика). Здесь в предвыборной борьбе участвует множество партий, но господствующие позиции при этом принадлежат одной из них.
В Росси в настоящее время также формируется многопартийная система. Спектр современных политических партий весьма широкий: центристский блок «Единство», Аграрная партия России, Коммунистическая партия российской Федерации, Либерально – демократическая партия, движение «Трудовая Москва», «Женщины России». Политические предпочтения россиян достаточно часто колеблются, что вполне естественно для периода становления демократического общества.
Глава 2. Избирательный процесс
Для большинства граждан в демократическом обществе основной формой политической активности является участие выборах. Б.Шоу с присущей ему иронией заметил: «Демократия- изобретение, обеспечивающее нам такое правительство, которое мы заслуживаем». Выборы в различные органы государственной власти происходят регулярно, через определенные законом промежутки времени. Президент и члены высших законодательных органов избираются обычно на срок от 4 до 6 лет. Местные органы власти избираются на более короткий срок- 2 или 3 года. Дата предстоящих выборов устанавливается законодательством или объявляется указом главы государства. При парламентских формах правления высший орган законодательной власти может быть распущен досрочно, и тогда назначаются внеочередные выборы. Внеочередные выборы могут проводиться и в том случае, если лицо, занимающее выборный пост, отстранено от должности или не может выполнять свои обязанности в связи с болезнью.
Со дня объявления даты выборов официально начинается избирательная кампания: составляются списки избирателей, производятся выдвижение и регистрация кандидатов, ведется предвыборная агитация, проводится голосование.
2.1 Особенности избирательного процесса в России
В соответствии с п.3 ст.3 Конституции Российской Федерации «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Новейшая история России демонстрирует неоспоримые свидетельства ключевой роли института свободных выборов. По мнению председателя Центризбиркома России А.А. Вешнякова, «демократическое развитие обрывается тогда, когда место гражданина с бюллетенем занимает человек с ружьем».
Первые по настоящему всеобщие, бесцензовые выборы состоялись в России в Учредительное Собрание, первое и единственное заседание которого состоялось 5 января 1918 г. Результаты тех выборов не удалось использовать для формирования реального демократического механизма работы власти и предотвращения гражданской войны. Спустя 70 лет возможность проведения альтернативных выборов появилась в избирательных законах СССР. В 1989-1990 гг. состоялись выборы, в ходе которых впервые за много лет возникла конкуренция, реальное соперничество нескольких кандидатов.
В 1993 г. Россия пережила острый политический кризис, обусловленный жестким противостоянием властей. В условиях тех драматических событий выборы парламента и всенародное голосование по проекту новой Конституции Российской Федерации стали единственным средством выхода из кризиса, еще раз доказав действенность демократических инструментов разрешения кризисных ситуаций. Новая российская Конституция 1993 г. определила правовой фундамент для формирования органов государственной власти, для выстраивания избирательной системы.
В ходе парламентской избирательной кампании 1995 г. Центральная избирательная комиссия России зарегистрировала федеральные списки 43 избирательных объединений и блоков против 13 в 1993 г. Представители четырех из них, получив наибольшую поддержку избирателей и преодолев 5 % барьер, заняли депутатские места в Госдуме.
В 1995 г. произошло почти 10 % повышение активности избирателей в сравнении с 1993 г. (1995 – 64,76%, 1993 – 54,81%), свидетельствующее о повышении интереса и доверия избирателей к институту выборов, к механизмам демократии. Эта тенденция подтвердилась и на президентских выборах в 1996 г. И в первом, и во втором турах голосования на этих выборах активность избирателей была высокой – на уровне 69-70%. В 2000 г. активность избирателей составила 68,64%.
2000 год вошел в историю выборов как год досрочных выборов Президента Российской Федерации. Особенность кампании заключалась в том, что впервые в России передача полномочий высшего должностного лица в государстве другому гражданину произошла на основании прямого народного волеизъявления. Это было событием огромной важности, прецедентом, подтвердившим незыблемость демократического порядка передачи власти. В первом туре одержал победу В.В. Путин, набравший 52,94% голосов.
Итогом выборов четвертой Государственной Думы, состоявшихся в декабре 2003 г., стало доминирование одной политической партии, которая получила конституционное большинство в парламенте. Свои фракции смогли создать четыре политических партии и блока, из 23 зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, причем правые партии не смогли преодолеть пятипроцентный барьер. В выборах участвовало 55,75% избирателей.
Президентские выборы 2004 г. были отмечены явным преимуществом действующего президента, что сказалось на активности избирателей – 64%. В связи с высоким рейтингом В.В. Путина, политические партии выдвинули кандидатами в президенты не первых лиц, так как результаты выборов были очевидными и прогнозируемыми. Победу в первом туре одержал В.В. Путин, за которого проголосовало 71,31% избирателей.
Позже, уже на президентских выборах 2008 года победу одержал Д.А. Медведев. За него проголосовало 70,28 % избирателей.
Выборная практика постсоветской России свидетельствует в целом об успешном становлении этого демократического института, несмотря на имеющиеся негативные моменты. Так, административный ресурс, влияющий на исход предвыборной борьбы, использование «грязных» технологий, немалые расходы государственных и местных бюджетов на обеспечение выборов нередко вызывают у граждан и политиков сомнения по поводу необходимости проведения выборов.
2.2 Участие политических партий в выборах и референдумах
Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.
Политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации. Политическая партия, представившая в уполномоченные органы документы, подтверждающие государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, и ее региональные отделения, иные структурные подразделения вправе принимать участие в референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о референдумах.
Политическая партия считается участвующей в выборах в одном из следующих случаев проведения голосования на выборах за:
· выдвинутый ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит) и зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
· выдвинутых ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит) и зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не менее чем в 5 процентах одномандатных избирательных округов;
· выдвинутого ею и зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской Федерации;
· выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов на должность высшего должностного лица;
· субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не менее чем в 10 процентах субъектов Российской Федерации;
· выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации не менее чем в 20 процентах субъектов Российской Федерации;
· выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов Российской Федерации.
Политическая партия, не принимавшая в течение пяти лет подряд участия в выборах в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 26.04.2007) "О политических партиях" (принят ГД ФС РФ 21.06.2001), подлежит ликвидации согласно статье 41 этого Федерального закона.
Заключение
Политическая практика свидетельствует, что в обществах с политической и экономической стабильностью наметилась тенденция к сокращению количества партийных блоков и партий.
В современной политической теории все большее распространение получают идеи необходимости сочетания прямой и представительной демократии.
Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или оказывают опосредованное влияние на него. Немаловажной чертой деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, значительна их роль в формировании политического сознания и культуры.
Политические партии выиграют, если будут развиваться как демократические и плюралистические организации, основанные на принципе большинства и ответственности. Деятельность политических партий является реальным показателем процесса становления гражданского общества, демократизации политической системы, развития самоуправления. И чем результативнее становится их работа, тем зрелее и прочнее становится гражданское общество.
Проделанная работа позволила проследить исторический процесс образования политических партий, их постепенный рост, превращение их из мелких общественных групп, имеющих влияние внутри своего класса, в более крупные объединения, которые способны в современном обществе результативно бороться за власть и при, удачном исходе этой борьбы, успешно осуществлять управленческие функции.
Вся эта политика вырабатывается путем борьбы между различными фракциями и течениями. В своей работе я попыталась проанализировать, какие задачи вынуждены решать политические партии в своей повседневной деятельности. Дала характеристику политических партий - кадровых и массовых. В работе была дана характеристика достоинств и недостатков двухпартийной и многопартийной систем. В дальнейшем, чтобы ясно представлять роль партий в политической жизни, надо проводить глубокий анализ каждого политического объединения.
Список литературы
1. Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г.
2. Павленок П.Д., Куканова Е.В. Основы социологии и политологии, М., 2007.
3. Панарин А.С., Василенко И.А., Политология. Общий курс. М., «Логос», 2003.
4. Политическая энциклопедия: В 2 т. М., 1999.
5. Политические партии России: прошлое и настоящее. Сб. научных статей. СПб., 2005.
6. Политические партии современной России. Отв. ред. Кулешов С.В. М., 1995.
7. Политология, Энциклопедический словарь (под ред. А. И. Аверьянова), М., 1993 г.
8. Суслов Ю.П. История и теория политических партий и общественно- политических движений. Саратов, 2005.
9. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 26.04.2007) "О политических партиях" (принят ГД ФС РФ 21.06.2001).