Честолюбие и тщеславие называют одними из главных пороков любого человека сегодня, а уж политика – тем более. Крайне негативная оценка этих человеческих качеств приводит к тому, что «для красного словца» ярлыки честолюбцев и тщеславных людей навешивают на всех и вся, кто стремится к достижению своих целей.
Как видно, и глоссарий тоже считает эти качества отнюдь не положительными. Но ведь вместе с тем, существуют классификации, согласно которым эти качества человека не несут такую категоричную окраску. Честолюбие (но не тщеславие) – это стремление к самоутверждению, без которого невозможно добиться успехов в труде, высокого авторитета в коллективе и у вышестоящих руководителей – так полагаю я.
Существует притча, рассказывающая о том, как одному спартанцу предлагали на Олимпийских играх большую сумму с условием, чтобы он уступил честь победы. Он не принял ее и после трудной борьбы одолел своего противника. «Что пользы тебе, спартанец, в твоей победе?» – спросили его. «В сражении я пойду с царем впереди войска», – ответил он, улыбаясь.
Этим я хочу показать, что не всегда честолюбие играет отрицательную роль в жизни человека – оно сродни гордости, которая позволяет человеку сохранить свое достоинство, и этим достоинством завоевать уважение других.
И вот теперь плавно переходим к политике и политикам. Ведь политический деятель – тот человек, который, по мнению окружающих, согласно их желанию, представляет их интересы в той или иной структуре (я говорю сейчас об идеальных условиях демократии, которые, наверное, недостижимы). Таким образом, политик – уважаемый человек, наделенный многими талантами и опытом, духовными и морально-этическими качествами в большей, чем другие, степени, что и позволяет ему быть избранным народом. И честолюбие в свое время могло очень и очень помочь ему в этом. Ведь когда-то это был обыкновенный человек, наряду со многими другими, ничем из массы не выделявшийся. Возьмем другого такого же человека, но с меньшим честолюбием (большей природной скромностью). Кого из них заметят и продвинут «вверх» по службе? Конечно, того, который более явно выказывал признаки лидера, ведь мало обладать талантом управления, нужно помимо этого обладать еще многими качествами, как, например, ответственность, желание и умение руководить, отсутствие страха перед решениями.
Политическая деятельность как деятельность по осуществлению власти и как испытание личности на благородство, добродетельность и гуманизм, т. е. на высшие требования жизни к человеку. Тиранические наклонности политика, как высшее зло не только для тех, кем управляет политик-тиран, но и для него самого.
Политика – в высоком смысле этого слова – не карьера, не тщеславие и властолюбие, а истинное служение интересам народа, не определенной группе или классу, но всему народу в целом.
Чрезмерное честолюбие сразу же проявит себя во всей красе и (опять же, я говорю об идеальных условиях) будет мешать продвижению политика по карьерной лестнице – работать во вред самой же себе. Такого политика сразу же заметит и народ, и другие политики, и это не будет играть ему на руку, а лишь наоборот.
Умеренное же честолюбие будет незримым моторчиком, подхлестывающим человека к новым свершениям, новым инициативам и результатам. Вкупе с высокой внутренней дисциплиной, совестью, и ответственностью, эти качества могут творить чудеса, я убежден.
Но это – то, что касается честолюбия. Тщеславие же – совсем другая история.
Если понятие тщеславия разложить по полочкам и рассмотреть поближе, то тогда мы не только увидим, как это качество помогают образованию человеческих объединений, но и как они удерживают людей вместе, ибо такие чувства теряют всякий смысл, если нет аудитории, перед которой их можно было бы продемонстрировать.
Политика – это тоже творчество, искусство. Чем искусней политик, тем результативней его политика. Но искусство политики и политические амбиции – не равносильны. В истории часто случается, что амбиций у политика – через край, а результативность действий не велика, либо результаты огромные, но по характеру, по свойствам прямо противоположные ожидаемым, т.е. желаниям политика. В разное время различные обстоятельства сопровождали процесс образования империй, но только амбициозные политики могли служить этому делу. Амбиции одних помогали создавать империи, амбиции других помогали разрушать их и браться за создание новых. Великая французская революция (а попробуйте найти человека более амбициозного, чем революционера) оказала влияние на распад многие столетия просуществовавшей "Священной римской империи германской нации". Наполеон I довершил это дело. Он уничтожил самостоятельность "вольных" городов и отдельных "суверенностей".
Я считаю, что тщеславие работает как шоры для лошади – человек перестает замечать окружающую действительность, начинает реагировать только на определенные импульсы (лесть, подхалимаж, поощрения). Теряется адекватность восприятия обстановки, что порождает ошибки, ведущие к катастрофам, тиранию и абсолютный культ личности.
Тщеславному политику не интересна сама политика, как таковая, для него имеет значение лишь внешние проявления власти, подчинение, сознание собственной значимости и величия. Это действует исключительно губительно на реальные действия политика в его профессиональной области.
Я сейчас задумался над вопросом: а существуют ли ситуации, когда тщеславие бывает уместным? Для себя я пришел к выводу, что таких ситуаций нет. Всегда четкий трезвый ум, рассудительность, быстрота мышления будут для политика предпочтительнее, нежели длинна титула или церемониальные поклоны. Я-то говорю о результатах, а не о внутреннем мироощущении тщеславного политика. Эти два понятия – как небо и земля различаются между собой.
Вряд ли тщеславие может оказать хоть какую-то посильную помощь в решении политических вопросов и споров. Жизнь показывает, что общаться с такими людьми неприятно и, что самое важное, бессмысленно и безрезультатно.
Таким образом, я считаю, что тщеславие – исключительно вредное для политика качество, которое непременно будет мешать его успешной деятельности во благо людей. Ставить тщеславие в один ряд с честолюбием, на мой взгляд, не совсем правомерно, и вот почему: честолюбие (если оно не чрезмерное, что фактически работает, как тщеславие) способно в один прекрасный день помочь политику сделать что-либо полезное, тогда как тщеславие способно лишь только портить мнение окружающих.
Но речь выше шла об идеальном государстве, в котором и демократия полностью демократичная, и политики спят и видят, а точнее почти не спят, трудясь на благо отечества. Не хочу сейчас вдаваться в подробности – слишком многогранна и наша страна, и политика в ней, скажу лишь то, что видится мне с моего студенческого места.
А видится мне, что честолюбие – чуть ли не добродетель, что тщеславие помогает «партии одного человека» (ЛДПР) пробираться в Думу вот уже сколько лет подряд, фактически не подкрепляя свои очень громкие заявления ничем, кроме, разве что, рукоприкладства, и то изредка.
«Все смешалось в доме Облонских» - это я про умы политиков наших, ведь честолюбие и тщеславие положены служить у них целям собственного обогащения, достижению результатов, никак не связанных с государственной службой «слуг народа». Но при этом эти два качества прекрасно справляются с теми задачами, что перед ними стоят, и депутаты год от года становятся все шире (вместе с их машинами), и места им, конечно же, требуется все больше.
Полный отказ от какой бы то ни было морали приводит к тому, что общечеловеческие ценности и устои не действуют, а действует принцип «человек человеку волк».