Реферат по предмету "Педагогика"


Воспитательное мероприятие: личность в системе межличностных отношений

Форма проведения: диспут. Цели: мировоззренческое воспитание. Возраст учащихся: 16-18 лет. Место и время проведения: аудитория, 80 минут. Оборудование и материалы: тестовые бланки (количество определяется в соответствии с числом участников диспута).
План.
1. Вступительное слово о проблеме. 2. Развитие диспута. 3. Тест «Шкала одиночества». 4. Тест «Незаконченные предложения». 5. Подведение итогов. Заключение.
Рекомендации по проведению мероприятия. Сначала вспомним, что же такое диспут. Диспут как метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности не требует определенных и окончательных решений. Диспут, как и дискуссия, основан на давно открытой закономерности, состоящей в том, что знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Диспут как нельзя лучше соответствует возрастным особенностям старшеклассника, формирующаяся личность которого характеризуется страстным поиском смысла жизни, стремлением не принимать ничего на веру, желанием сравнивать факты, чтобы уяснить истину. Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для участия в диспуте мало высказать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, опровергающие ошибочность и подтверждающие достоверность другой точки зрения. В педагогическом плане крайне важно, чтобы вопросы намеченные к обсуждению, содержали жизненно важную, значимую для школьников проблему, по-настоящему волновали их, звали к открытому, искреннему разговору. На первоначальном этапе ведущий должен четко сформулировать проблему, которая будет обсуждаться, постараться заинтересовать участников диспута. Мероприятие не обязательно должно проводиться в уже сложившемся коллективе, хотя такому варианту отдается предпочтение. Необходимо, чтобы каждый участник диспута имел возможность высказать собственную точку зрения, при этом если у него нет желания давать какие-либо комментарии к тому, о чем идет речь, никто его не должен к этому принуждать. Предполагается, что каждое мнение будет аргументировано. Доказывать свою точку зрения имеет право каждый, но человек не должен настаивать на том, чтобы ее разделяли и все остальные. Каждый участник должен это понимать. При необходимости ведущему следует напомнить такие негласные правила диспута. Ведущий после определения проблемы обращается к мнениям присутствующих посредством вопросов по данной теме, рассмотрения различных ситуаций. Переход от одного вопроса к другому должен быть логичным, при этом нельзя ориентироваться только на план, представленный здесь. В работе сформулированы самые общие вопросы, но предсказать все мнения по любому из них невозможно, поэтому ведущий должен быть очень внимателен к тому, что говорят участники диспута и четко реагировать на переходы темы из одного русла в другое. По этой причине вероятно не только возникновение вопросов и рассмотрение ситуаций, не описанных в работе, но и изменение последовательности их проявления. Здесь очень большую роль играют сами участники: их уровень образования, их жизненные позиции и взгляды, их личное отношение к проблеме и т.д. Диспут требует тщательной подготовки ведущего. Он не торопится отвергать ошибочные суждения, не позволит себе грубо вмешиваться в спор, безапелляционно навязывать свою точку зрения. Он должен быть деликатным и терпеливым, страстным и гневным, невозмутимым и ироничным. Такая манера никого не обижает и не унижает, не отбивает желание участвовать в полемике и откровенно высказывать свои взгляды. Руководителю диспута решительно не подходит фигура умолчания и запрета. Всякая недоговоренность оставляет возможность для домыслов, искаженных загадок, неправильных толкований. Наиболее общее значение диспута – создать ориентировочную основу для творческих исканий и самостоятельных решений.
Ход мероприятия. 1. Вступительное слово ведущего. Сегодня мы поговорим о системе отношений подростков и молодежи с окружающим миром – с родителями, сверстниками, друзьями, – постараемся определить ваше отношение к учебе, к событиям, которые происходили в вашей жизни, ваше отношение к самим себе, а также попробуем понять собственные стремления и цели. И конечно, обсудим некоторые проблемы, возникающие на почве отношений. Иными словами – будем познавать себя. 2. Развитие диспута. Вообще, ученые ещё в начале ХХ в. начали изучать эмоциональную составляющую молодых людей в возрасте от 16 до 18 лет, и выводы здесь выглядят совсем не радужно: неудовольствие, беспокойство, физическое и душевное недомогание, вялость, капризы, утомляемость, повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние, внутренняя неудовлетворенность, грубость, упрямство и черствость, глубокое отчаяние по поводу своей слабости и негодности, неверие в себя, ненависть к себе, меланхолия, отвращение к жизни, чувство вины. (Ш. Бюлер). Вы согласны с этой позицией, может кто-то переживал что-то подобное? А в чем причина таких переживаний? – мнение участников. По словам этого же автора потом наступает другая фаза, ей присущи: не беспокойство отчаяния, а радость растущей мощи, душевной и телесной творческой энергии; радость юности и роста; необыкновенная живость и чувство внутренней свободы – комментарии участников. По вашему мнению каково влияние окружающих вас людей на то, что вы переживаете? – мнение участников. Влияние сверстников. Информация для обсуждения: были проведены исследования в нескольких классах. Школьников просили сказать несколько слов об их одноклассниках. В результате 82% из всего сказанного составили безоценочные суждения, 16% - прямую оценку, причем все они были положительны. Что это: равнодушие друг к другу, неопределенность в отношении к хорошо знакомым людям или просто невозможность правильно выразить свои мысли? И что вы можете сказать по поводу этих 16%? – мнение участников. Друзья. Вопрос, который чаще всего задают подросткам о друзьях, чего бы вы хотели получить от друга? И кто он для вас? – мнение участников. Если это был наиболее часто задаваемый вопрос, то самый популярный ответ здесь – «хочется немногого – понимания». Понимание… Действительно ли это немного и почему так часто говорят о понимании причем именно со стороны сверстников? Больше никто не может понять, например старшее поколение? И если да, то почему – мнение участников. Но ведь даже в отношениях с друзьями при всём понимании иногда между людьми возникают разногласия. Как тогда поступать? Какие методы выхода из таких ситуаций можете посоветовать? И вообще, стоит ли восстанавливать отношения, если ваши мнения не совпадают? – мнение участников. Есть позиция, что очень часто размолвки между людьми происходят из-за нетерпимости друг к другу – комментарии участников.
Дружба – это понимание и взаимопомощь. А вам когда-нибудь приходилось отказывать друзьям в их просьбах? Если да, то каковы реакция и последствия? И испытывали ли вы при этом чувство вины? – мнение участников. А в какой ситуации ещё человек в аспекте межличностных отношений может почувствовать себя виноватым? – мнение участников.
Можете ли вы свободно высказать свою точку зрения по какому-то поводу своему другу, и как вы поступите, если знаете, что ваша позиция ему неприятна? – мнение участников. А что по поводу таких «высказываний» если вы общаетесь с человеком, с которым только что познакомились? И вообще, играет ли время знакомства с человеком какую-то роль в отношениях, складывающихся между людьми? – мнение участников. Наверное, каждый хотя бы раз в жизни слышал фразу: «У меня нет друзей». На ваш взгляд, какие люди чаще всего страдают от такой проблемы? Это только их вина или бывает по-другому? – мнение участников. Давайте теперь немного поговорим о родителях. Анализ особенностей отношений подростков к родителям показал, что родители осознаются подростком как люди, обеспечивающие настоящее и будущее. Согласны? – мнение участников. Причем наибольшие интерес в отношениях с родителями придается социальному статусу отца и взаимопониманию с матерью – комментарии участников. Понятие «самостоятельность». Когда вы с ним столкнулись? Когда пришлось принимать действительно важное решение самому? Сложились ли так обстоятельства или родители с самого детства пытались вас приучить к самостоятельности? – мнение участников. Бывает ли так, что поводом к стремлению к самостоятельности является самоуверенность человека? И не из-за такой ли самоуверенности родители не всегда приветствуют попытки своего ребенка стать самостоятельным? – мнение участников. Психологи считают, что в возрасте от 14 до 18 лет, как правило, самооценка человека занижена или завышена, т.е. очень нестабильна. Может ли это быть причиной для возникновения каких-то межличностных конфликтов? – мнение участников. 3. Тест «Шкала одиночества». Ну, вот. Друзей нет, родители не понимают… так мы и подошли с вами к проблеме одиночества. Сейчас мы проведем тест «Шкала одиночества, или как вы себя чувствуете в этой жизни?» Состояние одиночества может быть связано с тревожностью, социальной изоляцией, депрессией, скукой. Но необходимо различать одиночество как состояние вынужденной изоляции и как стремление к одиночеству, потребность в нем, иными словами – одиночество и уединение. Итак, сейчас я прочту вам ряд утверждений. Ваша задача – оценить каждое из них с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи 4-х вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». 1. Мне не с кем поговорить. 2. Я чувствую, будто никто действительно меня не понимает. 3. Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне. 4. Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает. 5. Нет никого, к кому я мог бы обратиться. 6. Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи. 7. Мне не хватает общения. 8. В действительности никто не знает меня. 9. Мне трудно заводить друзей. 10. Люди вокруг меня, но не со мной. Теперь подсчитаем количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на 3, «иногда» - на 2, «редко» - на 1 и ответы «никогда» не учитываются. Полученный результат складывается. Максимально возможный показатель одиночества – 30 баллов. Высокая степень одиночества показывают от 20 до 30 баллов, от 10 до 20 – средний уровень, от 0 до 10 – низкий уровень. Иногда люди, понимая, что ощущение одиночества присутствует у них в душе, начинают искать причины в окружающей действительности, других людях, экономической ситуации. Другие, наоборот, зацикливаются на себе самом и начинают заниматься «самокопанием». Что правильнее? – мнение участников. Какие бывают причины одиночества? – мнение участников. Значит, люди, которые нас окружают определенным образом влияют на нас. А явления и процессы, которые мы наблюдаем, дают какой-нибудь отпечаток? – мнение участников. Обязательно ли событие должно давать сильную эмоциональную встряску, чтобы оно как-то повлияло на человека, или возможна ситуация, когда эмоции уходят на второй план, а сам факт заставляет лишний раз задуматься? – мнение участников. Детские впечатления ярче или воспринимаемое не зависит от возраста? – мнение участников. Жизненные позиции могут меняться в течение всей жизни или существует момент, когда они формируются, и их пересмотр отпадает сам собой? – мнение участников. Как видите, в нашей беседе мы коснулись проблемы отношений, складывающихся между людьми, проблемы возникновения конфликтов, появления страхов и опасений, проблемы одиночества. Теперь перейдем к самой интересной части нашего мероприятия. 4. Тест «Незаконченные предложения, или ваше отношение к людям и к жизни вообще».
Рекомендации к тесту. Цель. Исследование направленности индивида, системы его отношений. Описание. Методика относится к группе проективных тестов, состоит из 48 незаконченных предложений. Каждое из них направлено на выявление отношений испытуемого к той или иной группе социальных или личностны интересов и пристрастий. Порядок исследований. Испытуемым раздается бланк методики и предлагается закончить начатые предложения. Ввиду того, что некоторые группы предложений оказываются неприятными для обследуемого, так как касаются интимной стороны его жизни, рекомендуется в инструкции сообщать испытуемому, что исследование проводится с целью тренировки памяти или внимания либо умения быстро формулировать предложения. И главное – человек должен быть уверен, что без его желания никто не будет «лезть к нему в душу» и разбирать те или иные проблемы, о которых напишет участник тестирования. На время проведения тестирования на фоне можно использовать негромкую музыку. Это уменьшит стремление участников обсудить между собой те или иные предложения в тесте. Максимум проведение теста должно занять 20 минут. После того, как участники завершают тестирование им предлагают проанализировать результаты с помощью таблицы 1. Таблица 1.

Шкалы
№ предложения
1 Цели
2
14
26
38
2 Отношение к будущему
4
16
28
40
3 Отношение к вышестоящим лицам
5
17
29
41
4 Отношением к коллегам
11
23
35
47
5 Отношение к друзьям
7
19
31
43
6 Отношение к подчиненным
3
15
27
39
7 Отношение к семье
10
22
34
46
8 Отношение к противоположному полу
9
21
33
45
9 Отношение к своему прошлому
8
20
32
44
10 Страхи и опасения
6
18
30
42
11 Чувство вины
12
24
36
48
12 Отношение к себе
1
13
25
37 Ведущий: А теперь я предлагаю вам проверить, в какой мере вы владеете способностью быстро и четко формулировать свои мысли. На бланке приводятся 48 незаконченных предложений. Прочитайте их и закончите. Делайте это быстро, не медлите. Если не можете закончить какое-либо предложение, запомните его номер и займитесь им позднее.
Бланк методики. Если все против меня, то Я всегда хотел Если бы я занимал руководящий пост Будущее кажется мне Мое начальство Знаю, что глупо, но боюсь Думаю, что настоящий друг Когда я был ребенком Идеалом женщины (мужчины) для меня является По сравнению с большинством других семей моя семья Лучше всего мне работается с Сделал бы всё, чтобы забыть Думаю, что я достаточно способен, чтобы Я мог бы быть очень счастливым, если бы Если кто-нибудь работает под моим руководством, Надеюсь на В школе мои учителя Большинство моих товарищей не знает, что я боюсь Не люблю людей, которые Раньше я Считаю, что большинство юношей и девушек Моя семья обращается мо мной как Люди, с которыми я учусь, Моей самой большой ошибкой было Моя наибольшая слабость заключается в том, что Моим скрытным желанием в жизни Мои подчиненные Наступит тот день, когда Когда ко мне приближается мой преподаватель, Хотелось бы мне перестать бояться Больше всего люблю тех людей, которые Если бы я снова стал ребенком, Считаю, что большинство женщин (мужчин) Большинство известных мне семей Люблю работать с людьми, которые Я чувствую себя виноватым, если Когда мне начинает не везти, я Больше всего я хотел бы в жизни Когда я даю другим поручение, Когда я буду старым, Люди, превосходство которых над собой я признаю Мои опасения не раз заставляли меня Когда меня нет, мои друзья Моим самым живым воспоминанием детства является Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины) Когда я был ребенком, моя семья Люди, которые учатся со мной, Самое худшее, что мне случилось совершить 5. Подведение итогов. Заключение. Ведущий: Теперь все предложения в соответствии с таблицей разносятся по шкалам. Качественным анализом вы займетесь уже самостоятельно. А я хочу вам напомнить – когда у вас хорошее самочувствие, высокая активность и нормальное настроение, жизнь прекрасна. Другое дело, когда настроение или самочувствие ужасное: мы начинаем доискиваться – в чем причина. «Элементарно, Ватсон, - ответил бы на этот вопрос знаменитый сыщик. – Плохое настроение у нас бывает тогда, когда наши желания превосходят наши реальные возможности». А ведь именно потребности – мотивы, интересы, убеждения, стремления, влечения, желания, ценностные ориентации – представляют собой ядро личности, основу и движущую силу поведения человека. Если мы поддаемся плохому настроению – перестаем желать, искать новых возможностей и даже не пытаемся переключиться на что-нибудь другое, значит падает наша жизненная активность. А результатом всего этого будет плохое самочувствие. Что само по себе не способствует улучшению настроения. Зато как бы оправдывает низкую активность. Таким образом, замыкается порочный круг – по принципу «чем хуже, тем хуже». Пока не окажется, что хуже некуда. Поэтому, если у вас неважное настроение, займитесь каким-нибудь делом. Спасибо за участие в беседе. До новых встреч.
Литература. 1. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 2. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. 3. Мещерякова И.А. Проблемное поле и мир переживаний старшеклассников. «Психологическая наука и образование», №2, 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.