ПЛАН.
Введение.
1. Проблема сохранения психологического здоровья современного педагога
2. Восстановление профессионального здоровья педагогов.
Заключение
Список использованной литературы.
Введение.
«Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества»
В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом, в сознании людей активно формируется качественно иное отношение к понятию «здоровье». Через познание и улучшение социально-психологической составляющей здоровья мы имеем шанс не только предупреждать возникновение болезней, но и совершенствовать всего человека в целом, т.е. сохранение здоровья выступает в качестве процесса сохранения и развития психических, физических потенций человека.
Проблема профессионального здоровья учителя в настоящее время настолько значима, что необходимо создание нового направления психолого-медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога.
Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности учителя. Основу профессионального здоровья составляет психическое здоровье как мера способности учителя выступать активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире. Цель психологической работы с учителем заключается в том, чтобы запустить новые продуктивные механизмы, обеспечивающие формирование способности к собственному развитию, к созданию мотивов и интересов быть здоровым.
Не умаляя значения лечебной медицины, необходимо обратиться к деятельности восстановительной медицины и психологии для реабилитации временно утратившего работоспособность или мотивацию учителя. Охрана и восстановление профессионального здоровья учителя предполагает усиление межпредметных связей между медициной, психологией, психотерапией, гигиеной, физической культурой, а также экономикой, информатикой, трудовым законодательством, что позволит категорию здоровья рассматривать как интегральное качество в системе «здоровье – работоспособность – эффективность – развитие».
1. Проблема сохранения психологического здоровья современного педагога
Здоровье педагога – деликатная и многоаспектная проблема. Обозначая ее значимость Митина Л.М., говорит о том, что профессиональное здоровье учителя – основа эффективной работы современной школы и ее стратегическая проблема. Значимость и своевременность проблемы сохранения и укрепления профессионального здоровья педагога отмечается Э.В. Чудновским Проблему профессионального здоровья учителя по степени значимости следует рассматривать в контексте обще концепции охраны здоровья нации, так как именно от учителя в больше степени зависит здоровье подрастающего поколения.
Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью. Профессия педагога, как известно, относится к профессиям типа “человек-человек”, что связано с высокими эмоциональными тратами. По сравнению с другими профессиональным группами среди педагогов наиболее высок риск возникновения невротических расстройств, “накопления тяжелых” форм неврозов, соматических проблем.
Как показывают исследования, большинство учителей – эмоционально неусточивые, нейротичные люди, склонные к стрессам и болезненному восприятию критики, внушаемые и мнительные, профессионально нездоровые. Негативные эмоциональные состояния, возникающие в процессе профессиональной деятельности, зависят от возраста и стажа работы, эмоциональные негативные состояния обостряются при наличии субъективных особенностей личности: высокого нейротизма и заниженной самооценки. ).
Для учителей с педагогическим стажем 15-20 лет характерны “педагогические кризисы”, “истощение”. У 30% показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами.
Психологический дискомфорт учителя имеет большое значение для его здоровья – физического, психического, профессионального. Психологический дискомфорт возникает в связи с объективно и субъективно существующими причинами:
- физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны раличных людей;
- высокий уровень ответственности;
- тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся;
- авторитарный, репрессивный стиль управления педагогическими кадрами.
Субъективными причинами, на наш взгляд, являются фрустрации потребностей педагога: потребностей в уважении, одобрении плодов деятельности, психологической поддержки.
Анализ психологической составляющей профессионального здоровья позволяет выделить такие негативные явления, как феномен “учительской агрессии” (экспрессивная, импульсивная, враждебная и инструментальная агрессия).
Отрицательные эмоциональные состояния: стресс, страх, тревога, агрессия особенно вредны при общении учителя с детьми. Накопившиеся отрицательные эмоции приводят к вербальной агрессии. Специфическое речевое поведение педагогов принято называть репрессивным. К.В.Судаков выделяет следующие особенности репрессивного поведения:
- диктаторский, безапелляционный тон;
- штампованные назидания;
- издевательские обращения;
- угрозы, запугивания.
Профессиональное здоровье учителя мы определяем как способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности.
Всё вышесказанное позволяет говорить о необходимости психологической помощи и поддержки учительства как профессиональной группы с низкими показателями психологического и физического здоровья.
Здоровье учителя – эффективность его профессиональной деятельности – психическое здоровье учащихся. Это и есть, по нашему мнению, один из перспективных подходов к решению вышеназванной научно и социально значимой проблемы. Таким образом задача сохранения и укрепления профессионального здоровья педагогов является одной из первоочередных.
Приоритетным направлением в решении этой задачи должна стать актуализация восприятия педагогами своего профессионального здоровья как важнейшей личностной ценности. Другим важным направлением должно стать изменение отношения к проблеме и активная позиция в отношении здоровья у каждого учителя.
Важным направлением считается работа, направленная на повышение стрессовоустойчивости педагога, повышение его самооценки, уровня самопринятия, снижения тревожности, самоагрессии и самодеструкции.
2. Восстановление профессионального здоровья педагогов.
Восстановление профессионального здоровья – это процесс постепенного преодоления и изживания невротических компонентов собственного внутреннего мира, повышение степени согласованности интегральных характеристик личности учителя.
В современных условиях выделяются основные направления в решении данной проблемы.
Первое направление в решении проблемы гармонизации и гуманизации личности – воспитание и поддержание мотивации на педагогическую деятельность, сотрудничество с ребёнком.
Второе – обеспечение социально-психологических условий повышения уровня психолого-педагогической компетентности, прежде всего, коммуникативной и конфликтной.
Третье – психологическое обеспечение повышения культуры эмоциональной жизни учителя.
И четвёртое направление – повышение профессионального самосознания учителя, осознание себя личностью, хозяином жизни, способным проектировать своё будущее.
Первым шагом на этом пути является необходимость изменения отношения общества к учителю. Необходимо также осуществить проведение профилактики «Синдрома выгорания» у психолога, педагога, руководителя учреждения образования; помочь им почувствовать собственную ответственность за свои профессиональные проблемы, за сохранение и укрепление собственного здоровья.
Со слушателями образовательной Федеральной программы за счет часов регионального компонента мною проводился семинар-тренинг «Психология здоровья учителя».
Перед проведением тренинга «Психология здоровья учителя», проводится комплексная диагностика, позволяющая определить нервно-психическое состояние у слушателей.
Нервно-психическое состояние – это комплексная характеристика человека, которая отражает как свойства нервных процессов и особенности их проявления у индивида, так и его эмоциональное состояние. Нервно-психическое благополучие – «положительный» полюс указанной характеристики, выражающийся в субъективных переживаниях комфорта, безмятежности, физического и душевного благополучия и отсутствия проблем.
В качестве психодиагностического инструмента в программе используются четыре методики, совместное применение которых позволяет получить наиболее полное комплексное описание нервно-психического состояния:
- тест Люшера,
- методика «Субъективное время»,
- школа личностной тревожности методики Спилбергера,
- методика САН.
Результаты диагностики свидетельствуют о том что у 47,1% слушателей нервно-психическое состояние определяется как плохое. У 34% - нервно-психическое состояние в целом в пределах нормы. У 18,9 опрошенных – в целом хорошее.
Как профессиональная группа (в процентном отношении к другим профессиям) учительство отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. И эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы.
Вся работа со слушателями была направлена на формирование способности организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности, на формирование позитивного отношения к самому себе, к открытому взаимодействию с миром, к изменениям, принятию ответственности.
В процессе работы рассматривались проблемы специалистов, связанные с общением и взаимодействием, определялись важнейшие качества профессиональной пригодности педагога. Основные темы лекционного курса: «Актуальность проблем психологии здоровья», «Психологически здоровая личность. Главная особенность уравновешенного человека», «Психологическая типология личности и здоровье. Взаимоотношения психологических типов», «Факторы, влияющие на эмоциональные трудности учителей.
Пассивное участие в лекционных курсах не снимает психического напряжения у педагогов и не помогает в решении проблем, вызванных общением с клиентами, поэтому в программе большое внимание уделяется обучению психотехническим навыкам. Проводится оздоровительный комплекс трансово-медитативных упражнений, направленных на пробуждение целительных ресурсов организма для профилактики нервно-психических и психосоматических расстройств, а также для устранения их симптоматики.
Заключение
У педагогов часто бывают конфликты (по разным причинам) с окружающими. Частота возникновения у педагогов от активных форм реагирования и (прежде всего агрессии) в среднем значимо превышает реакции астенического характера (депрессии).
К негативным последствиям следует отнести возможность формирования у учителей таких свойств личности, как несдержанность, грубость, неуверенность в своих силах, тревожных. У трети учителей показатель степени социальной адаптации ниже, чем у больных неврозом. К этой категории, в основном, относятся учителя с большим стажем работы в школе, но есть здесь и учителя со стажем 10 - 15 лет, и даже молодые, начинающие педагоги.
Более того, следование показало, что для учителей со стажем работы более 20 - ти лет характерно снижение всех показателей эмоциональной устойчивости, то - есть через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает "эмоциональное сгорание".
По данным Н. А. Аминова, среди учителей высшей категории 53% "сгоревшие". При этом они характеризуются высокой тревожностью, интровертированностью. У "сгоревших" учителей низкой квалификации, наоборот, фиксируется крайний радикалит, стремление к контролю над ситуацией, открытая агрессивность. По мнению Аминова, к 40 годам эмоционально сгорают все учителя".
На тяжелое протекание неврозов у педагогов указывает А. А. Щеглов. У них особенно ярко проявляется гиперсоциалность, как один из невротических контуров, то есть социальная негибкость, гиперответственность, упрямость. Если вам когда - нибудь приходилось присутствовать на учительских неформальных вечеринках, я думаю, Вы обязательно замети, что даже за столом, даже после выпитой рюмочки они продолжают называть друг друга по имени - отчеству и на "Вы". Перенесение социальной роли "учитель" в личную жизнь, "срастание" с этим "костюмом" - беда многих педагогов и их близких. Профессия очень этому способствует: когда пол - дня ты несешь ответственность (огромную!), учишь, отдаешь указания, оцениваешь, а во вторую половину дня, уже дома проверяешь тетради и готовишься к урокам, остается мало шансов быть полноценной женой, матерью, женщиной. Работа съедает, это признают многие педагоги. Работу на дом сейчас приносят, пожалуй, только учителя и бизнесмены, но последние, в отличие от первых, имеют материальную возможность полноценно отдохнуть и восстановиться. Вот и происходит то самое "эмоциональное сгорание", которое может проявляться по - разному - в виде "срывов" на работе или дома, когда муж и дети (если таковые имеются) становятся вечными учениками. Все представители профессий, где есть опасность за человеческие жизни, подвергается психологическим и психиатрическим проверкам. И водительские права вы не сможете получить, миную кабинет психиатра. А вот если педагог с явными признаками невротического поведения, здесь уже ничего не сделаешь, по крайней мере, пока "гром не грянет" т.е. не случится что - нибудь (тьфу -тьфу) с ребенком. Зато вам могут гарантировать, что этот человек не болен туберкулезом, у него нет сифилиса и глистов (это в Д/С). Вопрос о медицинской стороне проблемы не вам решать, а вот с психологической стороны мы можем и даже должны внести свой вклад. Я думаю, что каждый психолог со мной согласится, что любая профессиональная психологическая коррекция поведения или эмоционального состояния - дело добровольное, по крайней мере, когда мы имеем дело с взрослым человеком.
Иными словами, потенциальный клиент должен захотеть что - то изменить в себе и своей жизни и захотеть обратиться за помощью. Если же проблема существует только с одной стороны, то есть плохо детям, родителям, коллегам, а "виновник" этого находится в своем обычном состоянии и потребности в изменении не испытывает, то почему он вообще допущен на эту работу? Вздорная, крикливая девочка, выпускница педагогического колледжа, целый год терроризировала детей, грубила родителям, доводила до слез вою сменщицу. Не надо большого профессионального опыта, чтобы догадаться, что человек находится не на своем месте. На вопрос заведующей, можно ли как - нибудь психологически повоздействовать, я только развела руками. Ее можно было только постоянно контролировать, чтобы не случилась беда. Девочку уволили (не буду говорить, как, но при желании любой опытный руководитель может избавиться от нерадивого работника, а те, кто этого не делают, просто ленятся выполнять свои обязанности). Через месяц я ее встретил торгующей на рынке. Она похорошела, повеселела, ее крикливость была в этой обстановке очень даже к месту.
Но чаще бывает иначе. Педагог осознает, что проблема существует и мучается, но не может что - то самостоятельно изменить. Любой страдающий человек хочет, чтобы ему помогли. Но когда речь идет о душевных переживаниях, существует огромный страх открыться, довериться другому человеку. Появление психолога в учреждении предполагает наличие ожиданий со стороны педагогов и зачастую не только профессиональных. От того, как поведет себя психолог, насколько он сумеет соединить в себе грамотного специалиста и чувствующего человека, зависят дальнейшие взаимоотношения с коллективом. При этом речь не идет о повальной психотерапии педагогов, этого не случиться, не волнуйтесь, а о реальной помощи в рамках своих профессиональных обязанностей.
Список использованной литературы.
1. Школьный психолог №18.2001.
2. Психологическая газета. 1/2000.
3. И.Л. Шевцова «Здоровье педагога» М. 2003 г.