СПОСОБЫ ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ
Налоги могут взиматься следующими способами:
1. Кадастровый — (от слова кадастр — таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.
2. На основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.
3. У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.
ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:
1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).
2. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).
3. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).
4. Стимулирующая функция.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
ВИДЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
Существуют два вида налоговой системы — шедyлярная и глобальная.
В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части — шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога.
В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.
Элементы налога
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов
К ним относятся:
объект
субъект
источник
ставка
льгота
срок уплаты
правила исчисления и порядок уплаты
объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;
субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;
источник налога, то есть доход из которого выплачивается налог;
ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;
налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога;
срок уплаты налога — срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.
ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ
Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).
Налоговая система должна быть эффективным инструментом государственной экономической политики.
Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.
ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Согласно ст.13 Налогового кодекса к федеральным налогам и сборам относятся: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; 3) налог на прибыль (доход) организаций; 4) налог на доходы от капитала; 5) подоходный налог с физических лиц; 6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; 7) государственная пошлина; 8) таможенная пошлина и таможенные сборы; 9) налог на пользование недрами; 10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; 11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; 12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; 13) лесной налог; 14) водный налог; 15) экологический налог; 16) федеральные лицензионные сборы.
Согласно ст. 14 Налогового кодекса к региональным налогам и сборам относятся: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на недвижимость; 3) дорожный налог; 4) транспортный налог; 5) налог с продаж; 6) налог на игорный бизнес; 7) региональные лицензионные сборы.
Согласно ст. 15 Налогового кодекса к местным налогам и сборам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц; 3) налог на рекламу; 4) налог на наследование или дарение; 5) местные лицензионные сборы.
* Налоговыми органами в РФ являются Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения
* В случаях, предусмотренных НК РФ, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. Эти органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ осуществляют свои функции и взаимодействуют посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных НК РФ и иными федеральными законами, определяющими порядок организации и деятельности налоговых органов НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление МНС РФ по субъекту РФ
Инспекция МНС РФ межрайонного уровня по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков Территориальные органы
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
Операции по реализации товаров, работ и услуг ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Имущество
- виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ
Прибыль, доход
Иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового Кодекса, а до ее принятия – в соответствии с действующими федеральными законами
Организации и физические лица - налогоплательщики, плательщикисборов и налоговые агентыМинистерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения (именуются налоговыми органами)
Государственные органы исполнительной власти и исполнительныеорганы местного самоуправления, другие уполномоченные имиорганы и должностные лица - при осуществлении (помимо налоговых и таможенных органов) приема и взимания налогов и (или) сборов, а также контроля за их уплатой (именуются сборщиками налогов исборов)
Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ имуниципальных образований, иные уполномоченные органы - при решении вопросов об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ
Федеральная служба налоговой полиции РФ и ее территориальныеподразделения - при решении вопросов, отнесенных к их компетенции (именуются органами налоговой полиции)
Органы государственных внебюджетных фондов
ГТК РФ и его подразделения (именуются таможенными органами) Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЗАКОНА О НАЛОГЕ
СУБЪЕКТ НАЛОГА
ПРЕДМЕТ НАЛОГА
МАСШТАБ НАЛОГА
СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ БАЗЫ
ПРЯМОЙ
Реально и документально подтвержденных показателей налогоплательщика
С помощью вторичных признаков условной суммы налога
(но не дохода) ОСНОВАН НА ОПРЕДЕЛЕНИИ:
КОММЕНТАРИЙ
Данные о доходах и расходах учетных регистров служат для расчета базы налога на прибыль
При отсутствии учета доходов и расходов расчет облагаемого дохода ведется по аналогии с другими налогоплательщиками
Доход лица может определяться исходя из суммы аренды, средней суммы расходов на жизнь
Налог пенсионеров составляет 12% суммы из расходов на проживание (Лихтенштейн)