Аристотель Стагирит 384 322 гг. до н. э. Аристотель 384-322 до н. э. древнегреческий ученый, основоположник науки логики иряда отраслей специального знания, родился в Стагире восточное побережьеполуострова Холкидика образование получил в Афинах, в школе Платона. Подвергкритике платоновскую концепцию бытия. Аристотель видел ошибку Платона в том,что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив
и отделив их отчувственного мира, для которого характерно движение, изменение.При этом у Аристотеля сохраняется понимание бытия какчего-то устойчивого, неизменного, неподвижного. Однако, в отличие от своихпредшественников, он ставит задачу найти нечто устойчиво пребывающее, инвариантноев чувственном мире, чтобы сделать возможным достоверное и доказательное научноезнание подвижного и изменчивого природного мира. В результате Аристотель да тпонятию сущности иное, чем у
Платона, толкование. Он отвергает учение об идеяхкак сверхчувственных умопостигаемых предметах, отдел нных от причастных имвещей. Платон признавал реально существующими виды и роды. Аристотель же назвалсущностью быти м индивидуумы индивидуум неделимое , а виды и роды, по егоучению, суть лишь вторичные сущности, производные от первичных.Сущность это единичное, обладающеесамостоятельностью, в отличие от его состояний и отношений, которые
являютсяизменчивыми и зависят от времени, места, от связей с другими сущностями и т. д.Именно сущность может быть выражена в понятии и является предметом строгогознания науки. Аристотель стремится познать сущность вещей через их родовыепонятия, а поэтому в центре внимания у него находится отношение общего кчастному. Он созда т первую в истории систему логики силлогистику, главнуюзадачу которой он видит в установлении правил получения достоверных выводов изопредел нных посылок.
Центр аристотелевской логики составляет учение обумозаключениях и доказательствах, основанных на отношениях общего и частного.Формальная логика, созданная Аристотелем, на протяжении многих веков служилаглавным средством научного доказательства.Вопрос о том что такое бытие, Аристотель предлагалрассматривать пут м анализа высказываний о бытии. Высказывание по-гречески категория . Согласно Аристотелю, все высказывания языка так или иначе отнесенык
бытию, но ближе всего к бытию стоит аристотелевская категория сущности поэтому е , как правило, и отождествляют с бытием . Все остальные категории качества, количества, отношения, места, времени, действия, страдания,состояния, обладания соотносятся с бытием через категорию сущности. Сущностьотвечает на вопрос Что есть вещь? Раскрывая сущность субстанцию вещи, мы,согласно Аристотелю, да м ей определение, понятие вещи. Остальные 9 категорийотвечают на вопрос
Каковы свойства вещи? - и определяют признаки, свойствавещи, е атрибуты. О сущности, таким образом, высказываются все категории, ноона сама ни о ч м не высказывается она есть нечто самостоятельное,существующее само по себе, безотносительно к другому. Аристотелю характерноубеждение в том, что сущность первичнее отношений.Важная особенностьаристотелевского учения заключается в том, что хотя под сущностью
Аристотельпонимает отдельный предмет индивидуум , однако сама сущность вовсе не естьчто-то, воспринимаемое чувствам чувствами мы воспринимаем лишь свойства тойили иной сущности, сама же она единый, неделимый и невидимый носитель всехэтих свойств то, что делает предмет вот этим , не позволяет ему слиться сдругим.Характеристика бытия как единства, неделимости,устойчивости неизменности оста тся важнейшей у Аристотеля, при этом неделимыкак первичные сущности этот человек , так и сущности вторичные человек
живое существо .Не принимая платоновского отождествления материи ипространства, Аристотель в то же время рассматривает материю как возможность потенцию . Для того чтобы из возможности возникло что-то действительное,материю должна ограничить форма, которая и превращает нечто лишь потенциальноев актуально сущее. Так, например если мы возьмем медный шар , то материей длянего, говорит
Аристотель, будет медь, а формой шарообразность, по отношению кживому существу материей является его телесный состав, а формой душа, котораяи обеспечивает единство и целостность всех его телесных частей. Форма, согласноАристотелю, есть активное начало, начало жизни и деятельности, тогда какматерия начало пассивное. Материя бесконечно делима, она лишена в самой себевсякого единства и определ нности, форма же есть нечто неделимое и, кактаковая, тождественна с сущностью вещи.
Вводя понятие материи и формы, Аристотель делитсущности на низшие состоят из материи и формы , каковы все существачувственного мира, и высшие чистые формы. Наивысшей сущностью Аристотель считаетчистую лишенную материи форму вечный двигатель, который служит источникомдвижения и жизни всего космического целого. Природа у Аристотеля это живаясвязь всех единичных субстанций, определяемая чистой формой вечнымдвигателем
, составляющей причину и конечную цель всего сущего.Целесообразность телеология есть фундаментальный принцип как онтологииАристотеля, так и его физики.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |