Введение
Практика управления так же стара, как и организация. Шли годы, управление некоторыми организациями становилось все более четким, сложным, а сами организации становились все более сильными и более устойчивыми. У нас была плановая экономика, и она из зарубежного опыта принимала только организационную сторону управления – структуру, распределение функций, контроль, организационное моделирования, определенный аспект информационного обеспечение управления.
Знать менеджмент в полном комплекте его проблем и признаков потребовалось только тогда, когда экономические реформы в нашей стране получили направленность на развитие рыночных механизмов управления. Именно в это время и вошло в обиход понятие менеджмента как типа управления, преимущественно опирающегося на рыночные механизмы.
Изучение и обобщение истории, теории, методологии и практики менеджмента позволяет констатировать, что термин менеджмент используется для выражения различных вариантов управления хозяйства, и оно предполагает конкретизацию: о каком хозяйстве идет речь. Иначе говоря, менеджмент является такой же общей теоретической категорией, как производство, цена и т.п.
В целом ситуация в России позволяет сказать, что оформляется философия управления, разрабатывается его новая структура. Если общество и рынок будут способны осуществить принцип «минимакс», т.е. обеспечить минимальные потери при максимально неблагоприятных для деятельности предприятия условиях, то в России появятся предпосылки для развития менеджмента.
Для специалиста сферы финансирования необходимо знать как основы самого менеджмента, так и специфику управления. В современных условиях перехода к рынку проблема эффективного планирования производственно-коммерческой деятельности фирмы представляется сложной без наличия правильно построенного аппарата управления и высококвалифицированных кадров.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение модели управления деятельностью предприятия, основы менеджмента, проанализировать проблемы и недостатки, существующие на данное время.
При написании курсовой работы были использованы различного вида источники: периодические издания, монографии, учебники. Приведенные в тексте статистические данные собраны из журналов «Управление персоналом», «Менеджмент в России и за рубежом», газеты «Финансовая Россия».
1. ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ
1.1. Задачи планирования деятельности фирмы.
Каждая фирма, начиная свою деятельность, обязана четко представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых ресурсах, источники их получения, а так же уметь точно рассчитать эффективность использования имеющихся средств в процессе роботы своей фирмы. В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
Планирование необходимо для достижения фирмой следующих целей:
- повышение контролируемой доли рынка.
- предвидение требований потребителя.
- выпуск продукции более высокого качества.
- обеспечение согласованных сроков поставок.
- установление уровня цен с учетом условий конкуренции.
- поддержание репутации фирмы у потребителей.
Задачи планирования определяются каждой фирмой самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же задачи стратегического планирования любой фирмы сводятся к следующему:
1. Планирование роста прибыли.
2. Планирование издержек предприятия, и, как следствие, их уменьшение.
3. Увеличение доли рынка, увеличение доли продаж.
4. Улучшение социальной политики фирмы.
Состояние конкуренции на рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами
1. Соперничество среди конкурирующих продавцов.
2. Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями и и конкурентоспособных с точки зрения цены.
3. Угроза появления новых конкурентов.
4. Экономические возможности и торговые способности поставщиков.
5. Экономические возможности и торговые способности покупателей.
Давление на противников зависит от того, является ли фирма-инициатор доминантной фирмой, с ощутимым рыночным влиянием, посредственной фирмой, или действия могут быть спрогнозированы на время, фирмой испытывающей финансовые затруднения, чьи стратегии основаны на отчаянных попытках.
Движущие силы, способные влиять на рыночные условия и интенсивность действия сил конкуренции:
- Быстрый или медленный рост долгосрочного спроса.
- Изменения в составе покупателей и способах использования продукта.
- Обновление продукта.
- Инновация.
- Маркетинговые инновации.
- Вход или выход крупных фирм.
- Рассеивание технических и технологических достижений.
- Изменения в издержках и эффективности.
- Появление покупательски дифференцированного выбора товаров вместо товаров массового потребления (или набора).
- Изменения в государственной политике и регулировании.
- Уменьшение неопределенности и риска.
Факторы, влияющие на силу конкурентной борьбы:
1. Увеличение числа конкурирующих фирм.
2. Медленный рост спроса на продукцию.
3. Возможность фирм использовать понижение цен или другие методы увеличения продаж.
4. Недостаточная дифференцированность товаров.
5. Увеличение размеров отдачи от стратегических маневров.
6. Уход из бизнеса становится дороже, чем продолжение конкуренции.
7. Увеличение различий между фирмами в смысле их стратегий, кадрового состава, ресурсов и так далее.
8. Поглощение фирм и внедрение новых сильных конкурентов.
Условиями, которыми должна располагать фирма, чтобы адекватно отвечать на вызов внешней среды является:
- Способность к макроэкономическому анализу ситуации в стране и за ее пределами.
- Способность к своевременному обнаружению актуальных нужд, потребностей и запросов потенциальных потребителей.
- Способность к анализу экономической конъюнктуры рынков товаров и услуг, позволяющих эффективно, своевременно и качественно удовлетворить обнаруженные нужды, потребности и запросы.
- Способность к анализу экономической конъюнктуры рынков факторов производства.
- Способность к выдвижению конкурентносных идей.
- Способность к реализации этих идей.
- Способность к обеспечению независимости фирмы от изменения конъюнктуры рынков товаров, факторов производства за счет внешней гибкости производственных сил.
- Способность к обеспечению внутренней гибкости за счет оснащения средствами технологического оснащения и другого оборудования.
- Способность к обеспечению за счет плодотворной технологии.
- Способность к обеспечению за счет формирования адекватного изменения целей кадрового потенциала.
- Способность осуществлять изменения архитектурно планировочных решений, адекватно изменениям целей производственных сил.
- Способность обеспечить уровень конкурентоспособности товаров и услуг, требуемой для захвата лидерства в обслуживаемых и перспективных сегментах рынка.
- Способность обеспечить выпуск товаров и услуг в необходимых объемах.
- Способность обеспечить высокую эффективность функционирования фирмы за счет наиболее рационального использования инвестиционных возможностей фирмы.
- Способность обеспечить эффективную разработку и реализацию стратегической программы технологического и социального развития фирмы.
Цели должны быть:
1. Цели должны быть конкретными и измеримыми.
2. Ориентированы во времени (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочными).
3. Достижимыми.
4. Взаимоподдерживающими (непротиворечивыми).
Таким образом основной задачей планирования является получение максимальной прибыли как результата деятельности и осуществления его важнейших функций: планирование маркетинга, производительности, инноваций и другого.
Цели фирмы:
1. Общие (глобальные), разработанные для фирмы в целом:
а) отражают концепцию фирмы;
б) разработаны на длительную перспективу;
в) определяют основные направления программ развития фирмы;
г) должны быть четко сформулированы и увязаны с ресурсами;
д) ранжирование целей по принципу приоритетности.
2. Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном подразделении фирмы и выражаются в количественных и качественных показателях (рентабельность, норма прибыли).
Другие специфические цели (подцели):
- по маркетингу (уровень продаж, диверсификация, система распределения, объем сбыта);
- научные исследования и разработки (новые товары, качество продукции, технологический уровень);
- производство (издержки, качество, экономия материальных ресурсов, новая и усовершенствованная продукция);
- финансы (структура и источники финансирования, методы распределения прибыли, минимизация налогообложения);
1.2. Особенности планирования
Описание или объяснение многих экономических явлений представляет собой процесс решения неточной задачи, базирующейся на субъективных оценках. И действительно, если производственный процесс можно в известном приближении описать с помощью математических формул, внося в них время от времени определенные коррективы, то, например при планировании хозяйственной деятельности предприятия математические методы уже не дают требуемой точности. Например, нельзя (или во всяком случае очень рискованно) просчитать сбыт продукции даже на ближайший период, опираясь лишь на математический аппарат.
В этом, а также во многих других случаях, нет объективного критерия, позволяющего сделать прогноз надежным.
Относиться к подобного рода обстоятельствам следует философски, ведь если было бы возможно владеть всей опорной информацией, экономике не потребовались бы менеджеры в современном понимании этого слова, да и специалисты множества других профессий.
Так как наряду с объективными данными приходится использовать субъективную информацию, то возникает потребность в соответствующем методологическом обеспечении обработки собранных данных.
Таким образом, потребность в менеджерах, их знание, опыт и интуиция требуются именно в тех направлениях производственной и коммерческой деятельности, которые менее всего поддаются формализации.
К числу этих процессов относятся стратегическое планирование и прогнозирование.
Возможные разновидности прогнозов можно представить в виде следующего ряда:
1. Экономические прогнозы - носят преимущественно общий характер и служат для описания состояния экономики в целом по компании или по конкретным изделиям.
2. Прогнозы развития конкуренции - характеризуют возможную стратегию и практику конкурентов, их долю на рынке и так далее.
3. Прогнозы развития технологии - ориентируют пользователя относительно перспектив развития технологий.
4. Прогнозы состояния рынка - используются для анализа рынка товаров.
5. Социальное прогнозирование - исследует вопросы, связанные с отношением людей к тем или иным общественным явлениям.
Перечислить существующие методы планирования. Выбрать лучший.
1.3. Показатели эффективности производства
Эффективность - ключевой критерий при принятии решения о производстве. Слово "эффективность" означает, что производство идет с минимальными затратами, усилиями и потерями. Основным показателем эффективности производства является прибыльность.
Общий расчет рентабельности предполагает следующие формулы:[1]
При расчетах рентабельности и решении финансовых вопросов необходимо точно трактовать понятие "прибыль". Если вернуться к счету прибылей и убытков, то по нему легко заметить, что есть существенная разница между валовой и чистой прибылями: валовая прибыль представляет собой текущие доходы до уплаты налогов, чистая - после их уплаты, то есть это те средства, которыми компания может располагать в полной мере и по своему усмотрению.
2.ПЛАН СБЫТА ПРОДУКЦИИ. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН ФИРМЫ
2.1. План сбыта - основной раздел внутрифирменного плана
Перед лицом постоянно возрастающей конкуренции рентабельное увеличение объема продаж становится главным желанием всякого производителя. Реклама призвана ознакомить с товаром, удержать завоеванные им позиции. Вместе с тем она требует все более значительных затрат.
Отсюда возникает необходимость в изыскании других средств эффективного и быстрого продвижения товара на плановой основе.
План маркетинга содержит стратегию коммунальной деятельности по сбыту товара и распределение затрат на рекламу, стимулирование продаж и реализацию.
Планирование рекламы
Планы рекламы разрабатываются вместе с планом сбыта, при этом учитываются результаты исследований рынка и меры, принимаемые конкурентами. Поскольку почти никогда нельзя точно определить прямой эффект рекламы в сбыте продукции, предприятия располагают определенной свободой маневрирования при использовании рекламных средств. Вместе с тем используются следующие методы определения рекламного бюджета:
1. Определение процента с оборота;
2. Оценка средств, израсходованных конкурентами;
3. Оценка собственных запланированных рекламных средств.
Обычно первым и третьим методами определяется общая сумма рекламных средств, а вторым - ее распределение. Планы составляются с учетом резервов.
План рекламных мероприятий включает в себя:
1.Планы проведения текущих рекламных мероприятий:
- по рекламным средствам;
- по времени проведения отдельных мероприятий;
2. Планы участия в выставках и экспозициях;
3. Заключительный общий план рекламных мероприятий, включающий в себя резерв;
4. отдельные планы проведения специальных рекламных кампаний.
Чтобы сохранить, а затем улучшить достигнутый уровень сбыта, паралельно с рекламными мероприятиями необходимо одновременно планировать принятие мер по поддержанию и улучшению имиджа (престижа) предприятия.
В его основу кладутся полученные данные и прогноз сбыта на перспективу. Сбыт планируется по месяцам и неделям. Если не проявляются тенденции к перераспределению, то можно воспользоваться в качестве основы временным распределением сбыта в прошлом. При этом годовое количество принимается за 100%, а месячные обороты рассчитываются как части годового оборота.
Этот годовой план оказывает влияние на план производства, ибо процесс производства протекает, как правило, параллельно сбыту. Для лучшего контроля план сбыта составляется на основе тех же методов, что и статистика сбыта.
2.2. Планирование потребностей в трудовых ресурсах, занятости работников
В основу деятельности любой фирмы входит планирование оптимальной занятости работников.
В связи с текучестью кадров на предприятии число работников не является величиной постоянной. Это необходимо учитывать при расчете динамики производственных ресурсов.
Основные показатели, характеризующие наличие персонала на предприятии:
1. Списочное число персонала (все трудящиеся предприятия, имеющие трудовую книжку и принятые на временную работу, связанную с процессом производства).
2. Явочное число - число лиц, явившихся на рабочее место.
3. Фактически работающие - рабочие, приступившие к работе, независимо от продолжительности рабочего дня.
Сводные характеристики, характеризующие персонал:
1) среднее списочное число - среднее число рабочих, числящихся на предприятии за отчетный период по спискам
2) Среднеявочное число - среднее число рабочих, явившихся на предприятие в отчетном периоде.
3) Среднее число фактически работающих - характеризует число человек, фактически работающих в отчетном периоде.
В зависимости от уровня квалификации персонал делится на следующие группы:
- неквалифицированные - выполняют работу, не требующую знаний;
- малоквалифицированные - выполняют работу, не требующую знаний но требует навыков;
- квалифицированные - рабочие прошедшие специальную подготовку;
- высококвалифицированные - рабочие, обладающие знаниями и длительным опытом.
Состав промышленности - производственных рабочих рассматривается с точки зрения их профессии, специальности и квалификации.
Профессия - комплекс навыков и знаний для выполнения определенных работ, который приобретен благодаря специальному обучению или длительной практике.
Специальность - узкий вид деятельности в пределах профессии.
Квалификация - степень подготовки рабочего к выполнению определенной работы в пределах данной специальности. Для рабочих квалификация оценивается тарифными разрядами, которые присваиваются в соответствии с тарифно-квалификационным справочником.
Динамика рабочих - изучается при помощи показателей ее оборота.
Оборот бывает:
- внутренний - перевод рабочих в группу служащих и на оборот;
- внешний - увольнение за пределы предприятия либо прием на работу со стороны;
- необходимый - прием и увольнения рабочих, вызванные социально-экономической необходимостью.
- излишний - увольнение рабочих по причине текучести.
Оборот делятся на:
- оборот по приему - число принятых работников;
- оборот по выбытию - число уволенный работников;
- общий оборот число принятых плюс число уволенных работников;
Рабочее время:
Существуют фонды рабочего времени:
1) календарный фонд - характеризует все время, которым располагает предприятие в отчетном периоде:
2) Табельный фонд характеризует время, в течение которого должно работать предприятие в соответствии со своим режимом работы.
3) Максимально возможный фонд времени
4) Время неявок (согласно законодательству) характеризует время, в течение которого должны работать рабочие в отчетном периоде согласно КЗОТу.
5) Фактически отработанное время.
Отдел статистики и планирования рабочей силы производят анализ изложенных выше показателей, на основе которых и производится оптимизационное планирование потребности в трудовых ресурсах.
Кадровые ресурсы фирмы делятся на:
1) работников, определяющих цели производственной системы.
2) работников, разрабатывающих средства достижения целей производственной системы (продукцию, технологию, конструкторскую и другую нормативную документацию и т.п.).
3) работников, непосредственно создающих средства достижения целей производственной системы.
4) работников, обслуживающих процесс создания средств достижения целей производственной системы.
2.3.Планирование роста производительности труда
Расчет смены показателей.
Каждая фирма рассчитывающая на продолжительный успех в бизнесе должна иметь специалистов, умеющих правильно спланировать не только потребность в трудовых ресурсах и их динамику, на и рост производительности труда. Для этого проводится расчет сметы показателей производительности и их статистики.
Вообще, производительностью труда называется способность работников производить определенное количество продукции в единицу времени ил количество времени (период), который необходимо затратить на выпуск единицы продукции. Увеличение производительности труда способствует.
- дополнительному выпуску продукции без дополнительных капитальных вложений;
- снижению себестоимости продукции;
- увеличению прибыли и повышению рентабельности.
Показатели производительности труда
- Прямой (выработка) характеризует количество выпускаемой продукции в единицу времени.
- Обратных (трудоемкость) характеризует количество времени, затраченного на единицу продукции.
Производительность труда определенная в расчете на одного рабочего или на всех работников. Уровень производительности труда можно рассчитать на один отработанный человекочас, на один отработанный человекодень или одни отработанный человекомесяц.
Уровень производительности труда, выражается в стоимостном выражении, является универсальным для всех цехов и предприятий отрасли, так как дает возможность определить производительность труда по всем видам продукции одновременно. Расчет производительности труда в стоимостном выражении определяется исходя из объемов товарной продукции в сопоставимых ценах.
Динамика производительности труда - изучается при помощи индексов производительности туда.
Индексы:
- Натуральные;
- Трудоемкости;
- Стоимостные.
Выработка одного рабочего промышленно производственного персонала зависит от:
- часовой выработки;
- продолжительности рабочего дня;
- числа рабочих дней;
- доли рабочих в общей численности персонала.
Далее эти показатели обрабатываются сотрудниками планового отдела.
Вообще, рост производительности труда является важным показателем повышения эффективности производства.
2.4. Планирование оплаты труда
Каждый предприниматель сталкивается с проблемой трудовых ресурсов, а следовательно и организации оплаты труда, которая предполагает:
- определение форм и систем оплаты труда работников предприятия;
- разработку системы должностных окладов служащих и специалистов;
- выработку критериев и определение размеров доплат за отдельные достижения работников и специалистов предприятия;
- обоснование показателей и системы программирования сотрудников.
Система денежного вознаграждения должна отвечать следующим требованиям:
1) создавать у работника чувство удовлетворенности и защищенности,
2) включать действенные факторы стимулирования и мотивации,
3) предусматривать систему наград и вознаграждений.
Статистика оплаты труда
Заработная плата - основной стимул деятельности предприятия, а следовательно и роста производительности труда и объемов производства. Темпы роста заработной платы должны опережать темпы роста производительности труда.
Общий фонд заработной платы подразделяется на фонды оплаты труда отдельных работников.
Различают:
- часовой фонд;
- дневной фонд;
- фонд за отчетный период.
В часовой фонд заработной платы входит плата за фактически отработанное время. Прямая оплата за час плюс доплата за часы ночной работы плюс доплаты за обучение учеников плюс за бригадирство плюс количественные и качественные поощрения.
Дневной фонд состоит из денежных сумм за отработанные человекодни - часовой фонд заработной платы плюс издержки за простой оборудования не по вине рабочего плюс оплата труда учеников плюс сверхурочные.
Месячных фонд заработной платы состоит из заработной платы всех категорий рабочих плюс отпуска плюс больничные плюс целодневные простои не по вине рабочих. В состав фонда оплаты труда включаются премии и единовременные вознаграждения из фонда материального поощрения.
Планирование оплаты труда состоит в следующем:[2]
1. Оплата труда работника складывается из следующих частей.
а) должностного оклада (одинакового для всех работников, занимающих одинаковые должности).
б) надбавки , зависящие от выслуги лет (одинакового для всех работников с одинаковой выслугой лет на данном предприятии).
в)надбавки, зависящие от эффективности функционирования предприятия, обеспечиваемой отделам, где работает данный работник (разной по величине в зависимости от роли, которую выполняет тот или иной работник в обеспечении прибыли предприятия).
г) надбавки, зависящие от конкретного вклада каждого работника в результаты деятельности предприятия (персонально для каждого работника в зависимости от личной инициативы в обеспечении достижения целей предприятия.
2. Должностной оклад определяется на основе аттестации работника и присвоения ему тарифного разряда, предусмотренного восемнадцати разрядной тарифной сеткой для работников бюджетных организаций. Должностной оклад периодически индексируется с учетом темпов инфляции на величину, устанавливаемую государственными нормативными актами.
3. Надбавка за выслугу лет устанавливается предприятием в соответствие с нормативными актами в зависимости от числа лет работы на данном предприятии. При отсутствии нормативных актов, величина надбавки устанавливается руководством, исходя из финансовых возможностей предприятия. Устанавливается в процентах к должностному окладу.
4. Надбавка за эффективность функционирования предприятия определяется по прогрессивной шкале в процентах к должностному окладу (с учетом инфляционной надбавки) в зависимости от эффективности функционирования предприятия, Определяемой отношением прироста прибыли, приходящейся на одного работника, к сумме должностного оклада и надбавки за выслугу лет.
5. Надбавка за конкретный вклад работника в достижение целей предприятия устанавливается персонально каждому работнику по представлению руководителя и утверждается ежеквартально руководством предприятия на прошедший квартал (по результатам деятельности работника в этом квартале).
2.5. Конкуренция как один из инструментов стратегического планирования
Конкуренция - борьба между участниками рынка (конкурентами) за более выгодные условия производства и сбыта товаров (или покупки ресурсов), осуществляемая в различных формах и различными способами, преимущественно экономическими, в целях получения наибольшей прибыли.
Конкурентная борьба, при умелом ее использование, является важным инструментом стратегического планирования фирмы.
Оградить себя от конкуренции других фирм, предприятие может, разработав свою уникальную технологию планирования материальных ресурсов, производства и сбыта. Поиск технологии состоит в выборе более доступного, дешевого и качественного сырья, нежели сырье используемое другими фирмами. Технологию вообще можно трактовать как метод решения задач предприятия, способ ведения предпринимательской деятельности.
Как найти технологию, которая в наибольшей степени будет отвечать целям предприятия, сфере его деятельности, накопленному опыту, да еще при этом и будет отличать данное предприятие от всех других предприятий?
В таком случае помогают собственные разработки (НИОКР) или самостоятельные усовершенствования. Если же фирма сама не способна разработать уникальную технологию применения сырья и его закупки, можно обратиться к рынку технологий.
Приобретая технологию, фирма ее патентует. Владелец патента имеет монопольное право на использование технологического процесса. Аналогичная ситуация и с сырьевыми ресурсами.
На конкурентном рынке ресурсов основной целью фирмы является применение редких технологий, позволяющих успешно использовать сырье, не пользующееся спросом у других фирм.
Если такой подход невозможен, фирма на конкурентном рынке ресурсов должна пытаться достичь преимущества перед поставщиками, путем обеспечения такой репутации фирмы как стабильность, долговременность и надежность. Если фирма не задерживает выплаты за сырье, то она обеспечит себя достаточным количеством надежных поставщиков.
3. МЕНЕДЖМЕНТ. ВИДЫ ЦЕЛЕЙ
3.1. Основы менеджмента
Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов. Здесь фирма ориентируется на спрос и потребности рынка; постоянно стремится к повышению эффективности производства, т.е. к получению оптимальных результатов с меньшими затратами, стремится к хозяйственной самостоятельности, обеспечивающей свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечный результат деятельности фирмы.
В понятие менеджмента так же входит постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка (а результаты этой деятельности проявляются уже на рынке в процессе обмена) и необходимость использования современной информационной системы с компьютерной техникой.
Менеджмент - как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Труд менеджера - это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающих связь и единство всего производственного процесса.[3]
Любая ситуация, возникающая в процессе управления, является задачей для менеджера и требует от него принятия решений и, в частности, в отношении изменения целей и программы действий. Это касается как внутрифирменного производства, так и управления производством и управление персоналом. Всякое управленческое решение является результатом обратной связи с рынком и другими элементами внешней среды.
Управленческие решения принимаются на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Управленческое решение подлежит реализации и контролю за его исполнением. Менеджер должен не только выбирать меры воздействия и средства контроля, но и рассматривать варианты решений в отношении их практической осуществимости в данной конкретной обстановке. Процесс функционирования системы управления включает работу по ее совершенствованию и рационализации, поскольку современный менеджмент основан на рациональных способах принятия решений.
К задачам, решаемым в менеджменте, относятся:
· определение конкретных целей развития фирмы;
· выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения; т.е. разработка стратегии развития фирмы: хозяйственных задач и путей их решения;
· выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды; определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
· установление контроля за выполнением задач.
Менеджмент в зависимости от видов и последовательности деятельности можно разделить на 3 стадии:
· стратегическое управление (включает в себя выработку цели менеджмента, прогнозирование как предвидение результатов развития, перспективное планирование как систему мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленной цели);
· оперативное управление (деятельность по реализации вышеуказанных мер);
· контроль (включает анализ достигнутых результатов - обратная связь - и выступает как исходный пункт нового цикла управления).
Разработка экономической политики фирмы предполагает определение целей деятельности фирмы и стратегии ее развития на ближайшую и дальнюю перспективу, исходя из потенциальных возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами. При разработке стратегических позиций фирмы обычно пользуются определенными показателями, как качественными - ориентиры - более отдаленная цель, так и количественными - задания.
Между этими показателями существует взаимосвязь: стратегия, вырабатываемая на высшем уровне, становится целью и ориентиром в низовых звеньях управления. В связи с этим следует различать:
Цели общие:
Отражают концепцию развития фирмы и разрабатываются на длительную перспективу и определяют основные направления программы развития фирмы. Здесь происходит ранжирование по принципу приоритетности по следующей схеме:
u Обеспечение максимальной рентабельности при имеющемся наборе видов деятельности, определяемом следующими показателями: объем продаж, уровень и норма прибыли, темпы ежегодного прироста объема продаж и прибыли, доход на одну акцию, доля на рынке, структура капитала, уровень дивиденда, сумма выплаченной зарплаты, уровень качества продукции;
u обеспечение устойчивости положения фирмы как цели глобальной политики по следующим направлениям: расходы на исследование и разработку новых продуктов; потенциал конкурентноспособности; инвестиционная политика; кадровая политика; решение социальных вопросов;
u Разработка новых направлений развития, новых видов деятельности фирмы, что предполагает разработку структурной политики, включая диверсификацию продукции, вертикальную интеграцию, приобретения и слияния; развитие информационных систем; определение конкретных фирм, акции которых подлежат покупке; разработку новых видов продуктов.
Специфические цели.
Разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном отделении фирмы и могут выражаться в количественных и качественных показателях:
u Определение рентабельности по каждому отдельному подразделению, выступающему центром прибыли. Уровень прибыли может устанавливаться в абсолютных показателях (обычно в валюте страны базирования) и в виде плановых заданий на каждый год или на конец планового периода. Первостепенное значение придается норме прибыли. При расчете этого показателя на инвестированный капитал последний определяется по-разному:
u собственный капитал за вычетом обязательств;
u собственные средства плюс долгосрочных долг;
u основные средства за вычетом амортизации. В сопоставлении с данными прошлых лет этот показатель выступает важнейшим не только в планировании, но и в контроле, и играет решающую роль как в определении целей, так и в оценке результатов и эффективности деятельности фирмы. Рентабельность может устанавливаться как на уровне высшего звена, так и на нижнем уровне управления;
u Другие специфические цели. Носят характер подцелей и обычно устанавливаются не только в абсолютных плановых показателях, но и путем определения направлений развития в функциональных областях (по маркетингу, в области научных исследований и разработок, по производству, в области финансов;
u Цели филиалов и дочерних компаний, формируемые обычно материнской компанией, сводятся к следующим: увеличение продаж и темпов роста компании; повышение доли компании на рынке; рост прибыли; “вживание” филиала и его вклад в развитие экономики принимающей страны (рост экспорта, рост доли местного рынка в снабжении филиала сырьем и полуфабрикатами).
На современном этапе развития возрастающее значение приобретает совершенствование экономических методов управления. В связи с этим все большее значение придается разработке глобальной стратегии фирмы, основанной на долговременной и стабильной ориентации производства конкретных видов продукции на определенные рынки, т. е. стратегическому планированию.
4. Особенности российского менеджмента.
4.1. Менеджмент в России
В России наблюдается следующая картина В левой части систематизированного полотна находится так называемый примитивный кадровый менеджмент. В его середине – сочетание примитивного и профессионального. Правую часть занимают высоко профессиональные системы управления персоналом. Что же характерно для них? Анализ показал, что параметрами всех этих систем являются следующие:
1. Уровень используемых систем и технологий;
2. Подготовка кадровых работников кадровых служб;
3. Поле выполняемых функций относительно персонала;
4. Практически используемая система стимулирования на предприятии, в организации;
5. Подготовка руководителей по «человековедческой дисциплине».
Черты примитивного кадрового менеджмента
Если использовать любую количественную систему оцени, то по всем пяти параметрам – 1, 2,3,4,5 – он имеет самые низкие баллы.
u Ручная информационная система по кадрам и временноемкие процедуры получение необходимой информации;
u Работники кадрового подразделения не имеют специальной подготовки, им не предоставляются возможности для повышения квалификации;
u Крайне ограниченное поле выполняемых функций в процессе управления персоналом;
u Весьма слабая подготовка руководителей по человековедческим дисциплинам – социальной психологии, управлении персоналом, деловому общению, технике речи и др.
Главной причиной основным источником примитивизма в управлению людьми неизменны – низкий или недостаточный уровень профессионализма руководителей[4].
Исследования одного из основателей школы «Человеческих отношений» Элтона Мэйо на прядильной фабрике в Филадельфии показало значимость улучшение условий труда и их рассмотрения как важного источника повышения эффективности производства, что и было доказано в последствии, экспериментально в ходе т. н. хотторнских экспериментов.
К концу 20 века понятие «условие пруда» отражает весьма многообразный спектр жизнедеятельности «человека работающего»:
1. Материальные условия (Материальная база производства и управления);
2. Условия социальной защищенности персонала
3. Организационные условия;
4. Информационно-коммуникативные условия – возможности получения необходимой информации работниками, формальные и неформальные связи между ними, формы общения, используемые средства связи
Т.о., видно, что диапазон современных условий труда более значителен и разнообразен, чем это было в конце 20-тых - начале 30-тых при проведении Э. Мэя и эго коллегами своих экспериментов.
Многочисленные эксперименты диагнозы, диагнозы, обусловленные научным изучением потребностей, позволили отечественным и зарубежным специалистам установить существенные взаимосвязи или законы в триаде «человек работающий – условие труда - результаты». К ним относятся:
u Закон компенсации;
u закон времени (периода) терпения;
u закон уровня результата;
u закон компенсации: чем хуже состояние условий труда, тем выше ожидания работников от системы материального стимулирования, которое в долгосрочном и краткосрочном периодах может компенсировать отрицательные параметры условий.
Во многих странах, в .т .ч. и в России применительно к производству с вредными физическими условиями труда, законодательно закреплены материальные и официальные компенсации их работникам. Но, к сожалению, они не адекватны тому, что отдал или отдает человек конкретной системе.
В данном случае речь идет о правовой оценке и правовых основах компенсации. Но современных спектр условий труда значительно шире и больше и не ограничивается только физическими характеристиками.
Прежде всего, на личностном восприятии гаммы условий, использования личностных критериев их оценки, а также восприятие того, что взамен дает предприятие данному работнику. И вот здесь как бы включается социально – психологический закон времени и возможного терпения: конкретный работник не увольняется до тех пор, пока лично его устраивает имеющееся соотношении между благоприятными и неблагоприятными факторами условий труда. При нарушении соотношения в пользу неблагоприятных факторов его мотивация снижается, и он стремится найти другое место работы.
В этой связи одним из основных признаков современного менеджмента является взаимосвязанное обеспечение необходимых результатов (Р) как за счет управления условиями труда (УУТ), так и управления персоналом (УП). По сути формула
Р = УУТ + УП показывает весьма важные составляющие результативного кадрового менеджмента[5]
Величайшее достижение Мэйо и его коллег в процессе хоторнских экспериментов заключалось в том, что они открыли социально – психологический закон обеспечения результатов: улучшение условий труда усиливает мотивацию работников и за счет этого – достижение необходимых результатов .По оценкам журнала «Управление персоналом», основанным на анализе разнообразных средств мотивации, используемых на московских предприятиях разных форм собственности, и представляемых студентами, получающими высшее образование без отрыва от производства, примерно от шестидесяти до восьмидесяти процентов мотивов и антимотивов относится к разнообразным условиям труда , а остальные – к мотивам и антимотивам, имеющим денежную форму. Не обладая никакими предварительными оценками по мотивации студентов – работников, объединенных в учебные группы, мы демонстрировали на них и с их помощью три положения:
1. Какие они разные по личной мотивации в процессе работы:
2. Какие они одинаковые по общему набору мотивационных средств и их систематизированным группам.
3. Типичные и оригинальные «мотивационные» недоработки менеджмента по месту их работы
Таким образом, практика управления персоналом в конце 20 века имеет дело со следующей закономерностью: каждый человек обладает своим мотивационным полем и если мотивационное поле системы менеджмента меньше суммы мотивационных полей работников данной системы, то он становится неэффективным, с точки зрения достижения необходимых результатов. Этот вывод подтвердила практика консультирования в области эффективного менеджмента на предприятиях. Если их руководство считает, что оно хорошо знает мотивацию своих починенных, то невольно возникает сомнение: «А так ли это на самом деле?». И, как правило, более или менее углубленная диагностика мотивации показывает расхождение между «мы знаем мотивацию» и тем, какая она есть на самом деле. В этой разнице необходимо так же учитывать динамику системы мотивации, которая происходит в рамках ее статистических характеристик применительно к отдельному человеку, группам и коллективу в целом.
Т.о., Российский кадровый менеджмент входит в21 век с тяжелым грузом различных проблем. И ключевая из них – оценка и оплата честного, производительного и качественного труда. Богатство народа, государства создаются именно таким трудом. Если в будущей России удастся решить эту проблему, то страна может стать конкурентоспособной державой. Если сработает пессимистический сценарий, то последствия будут самые нежелательными для государства.
4.2. Дальнейшие перспективы развития предприятия.
Первым объективно необходимым этапом построения бизнес – модели предприятия начала 21 века является реструктуризация ныне действующего предприятия и диверсикация его деятельности.
Успех любого предприятия в начале 21 века почти полностью зависит от того, выберут ли покупатели его продукцию или отдадут предпочтение конкурентам и их продукции. Реструктуризация обычно осуществляется за счет внутренних ресурсов предприятия. Цели, объем, характер и временные рамки осуществление реструктуризации должны быть тщательно спланированы по этапам: «Целеустремление», «Моделирование и выбор эффективной структуры», «Программа и характер управления предприятием» «Финансовая поддержка», «Кадровое обеспечение» и «Информационное обеспечение».
Современное осуществление обоснованной реконструктуризации способствует приток средств извне в виде прямых инвестиций денежных средств, интеллектуальных вкладов, поддержки властных структур, что дает предприятию существенные преимущества и в конкурентной борьбе и ускоряет процессы формирования и реализации бизнес - модели в полном объеме.
Система управления деятельностью предприятия является базой построения системы эффективного менеджмента на каждом конкретном направлении деятельности предприятия.
В центре внимания системы эффективного менеджмента должны быть следующие структурные блоки предприятия:
1. Производственный блок
2. Производственная инфраструктура
3. Рыночная инфраструктура
4. Научно-технический потенциал и интеллектуальная промышленная собственность.
5. Инвестиционный блок
6. Кадровый блок
7. Управленческий блок
Жизненный цикл фирмы. Если жизненный цикл фирмы изобразить графически[6], то этап «1» отразит время становления; этап «2» - период возмужания, наработки опыта и формирования имиджа; «3» - период стабильности и наибольшего успеха, за которым неизбежно, раньше или позже наступает спад (зона «4»).Точка «А» - начальный момент, с которого фирма становится управляемой; точка «Б» - рубеж стабильного успеха; а точка «В» - точка срыва с кривой успеха.
Приоритеты эффективного менеджмента измеряются в зависимости от того, какой этап переживает фирма. На этапе «1» следует сформировать четкую управленческую иерархию с фиксированным распределением полномочий и ответственности. Дело в том, что до прихода на точку «А», в команде управления фирмой, как правило, все равны. И все отвечают за все. В итоге, удача становится всеобщим достоянием а за ошибки отвечать некому. Такая анархия в управлении может привести к тому, что фирма может не дожить до этапа «2» На этапе «2» взрастает роль маркетингового управления бизнесом фирмы. Успех зависит от того, насколько точно выявлены закономерности жизненного цикла основной продукции и способы торговли ею на товарных рынках. На этапе «3» Приоритетными становятся реклама, ПР, поддержка имиджа торговой марки и расширения спектра фирменных услуг. Отрезок «БВ» преодолевается за счет придания традиционной продукции дополнительных потребительских выгод, что на определенное время спасает фирму от срыва с «кривой успеха». Этап «4» характеризуется необходимостью «ротации» членов команды управления, т.к. ее способности осуществить эффективный менеджмент исчерпаны почти полностью.
«Высший пилотаж» в управлении фирмой заключается в умении точно определить момент, когда следует начать диверсификацию производства и «зачать» новый жизненный цикл. Если это удается, то гребни волн успеха приближаются друг к другу (уменьшится зона «5») и успех бизнеса фирмы во времени может быть сколь угодно продолжителен.
Построение бизнес - модели предприятия 21 века будет успешно реализовано, а необходимые изменения в функционировании предприятия будут осуществлены в том и только в том случае, если все ключевые работники будут хотеть этого и самоопределятся на функции, касающиеся осуществления проекта. Иначе может быть получен совсем не тот результат, на который рассчитывали.
Заключение
В настоящее время руководители российских предприятий вынуждены принимать хозяйственные решения в условиях неопределенности последствий таких решений, к тому же при недостатке экономических, коммерческих знаний и практического опыта работы в новых условиях.
Многие хозяйственные зоны, в которых работают предприятия, характеризуются повышенным риском, т.к. нет достаточного знания о поведении потребителей, позиции конкурентов, о правильном выборе партнеров, нет надежных источников получения коммерческой и иной информации. Кроме того у российских менеджеров нет опыта в управлении фирмами в рыночных условиях. В сбытовой деятельности предприятий России существует множество проблем. Руководители предприятий, производящих конечную или промежуточную продукцию, чувствуют ограничения со стороны платежеспособного спроса населения и предприятий-потребителей. Вопрос сбыта вошел в сферу непосредственного контроля руководства предприятий. Как правило, госпредприятия не имели и не имеют квалифицированных работников службы сбыта. Сейчас почти все предприятий осознали важность сбытовой программы. Большинству из них приходится решать тактические вопросы, т.к. многие уже столкнулись с проблемой затоваривания складов своей продукцией и резкого падения спроса на нее. Осталась неясна стратегия сбыта продукции на рынке. Пытаясь менять ассортимент, многие предприятия, производившие продукты производственного назначения, начинают переходить на потребительские товары. Если же выпускается продукция производственного назначения, то в некоторых случаях предприятия развивают и подразделения, потребляющие эту продукцию. Перестраивая ассортимент, предприятия стали заранее прогнозировать сбыт и находить потребителей своей продукции.
Руководители при выборе потребителей учитывают: непосредственный контакт, связь с конечным потребителем, платежеспособность заказчика. Весьма актуальным для предприятия стал поиск новых потребителей, освоение новых рынков (часть руководителей ищет новых потребителей самостоятельно).
Также замечено новое явление - взаимоотношения предприятий с новыми коммерческими структурами, которые часто занимаются реализацией части продукции предприятия, а остальная часть сбывается по старым каналам. К тому же предприятие может обратиться к фирме по всем сложным вопросам обеспечения производства. Одной из тактик обеспечения сбыта продукции в современной российской действительности, в условиях, когда внутренний платежеспособный спрос на продукцию ограничен, стал выход на
международный рынок. Однако это возможно только для предприятий с высоким уровнем технологии производства, обеспечивающим конкурентоспособность их товаров.
Таким образом, менеджмент и стратегическое управление деятельности предприятия необходимы в любой сфере хозяйственной деятельности. Вместе с тем, здесь еще имеется множество проблем и существенных недостатков, требующих скорейшего разрешения, что, в свою очередь, позволит российской экономике достичь стабилизации и поступательного развития.
[1] www.finros.ru
[2] Паркинсон. Искусство управления.Лениздат,1992г.
[3] Любинова Н.Г. Менеджмент – путь к успеху. М.: «Прогресс», 1990г.
[4] Е.Комаров Особенности российского кадрового менеджмента на рубеже 21в //«Управление персоналом» 1999, 9
[5] Е.Комаров Особенности российского кадрового менеджмента на рубеже 21в //. «Управление персоналом» 1999, 9
[6] Яновский С.И. Бизнес- модели предприятия 21 века. //Управление персонала, 1999, 8